Напоминание

Применение технологии УДЕ на уроках математики


Автор: Лиджаева Валентина Боваевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Ачинеровская СОШ"
Населённый пункт: п.Ачинеры
Наименование материала: статья
Тема: Применение технологии УДЕ на уроках математики
Раздел: полное образование





Назад




Применение технологии УДЕ на уроках математики

Математика может одарить человека бесценным достоянием –

интеллектуальной свободой. Г.Галилей писал: «Авторитет, основанный на

мнении тысяч, в вопросах науки не стоит искры разума одного

единственного».

В соответствие с Концепцией модернизации российского образования

методологической основой своей педагогической деятельности я избрала

компетентностный подход в обучении и воспитании учащихся.

Главной задачей своей педагогической деятельности ставлю обеспечение

личностного роста ученика, формирование ключевых компетентностей,

которые помогут ему строить жизнь в постоянно меняющемся мире, научат

получать новые знания в соответствии с вызовами времени. Для меня важно,

чтобы

мои ученики, представители российской молодёжи, испытывали

готовность жить по общечеловеческим, нравственным законам, умели

работать и зарабатывать, умели принимать решения и нести ответственность

за них, были готовы жить в сообществе с разными культурными традициями.

В ряду методических систем, обеспечивающих решения этих задач, на

мой взгляд, выдающееся место занимает УДЕ, автором которой является

профессор, академик, учитель П.М. Эрдниев. Психофизиологические

истоки данного научного направления восходят к опытам лауреата

Нобелевской премии академика И.П. Павлова. Вот его слова, ставшие

девизом УДЕ: «Противопоставление ускоряет, облегчает наше здоровое

мышление». А парность – противо – стояние – и есть пароль УДЕ.

- Парность, неразрывная связь двух понятий инь – ян – центральное звено

учения великого Конфуция. В известном смысле можно сказать, что УДЕ

входит составной частью в стройную философскую систему мудреца

древности. «Чтобы учить плохо, достаточно учить без обратной задачи» -

говорит П.М. Эрдниев.

Алгоритм укрупнения дидактических единиц, обладая силой общности,

облегчает усвоение знаний школьников. При изучении дидактических

единиц используются скрытые резервы мышления, существенно

повышающие результативность. УДЕ работает исключительно на развитие

ума ученика.

Экономия расхода учебного время благодаря УДЕ достигает 30%, причем

общее количество усваиваемой школьником информации, говоря условно,

возрастает также не менее чем на треть против общепринятых норм.

Например:

Изучение дробных чисел осуществляется в 5 и 6 классах в основном по

учебникам "Математика 5", "Математика 6" Виленкина Н.Я., Чеснокова А.С.,

Шварцбурда СИ., Жохова В.И. уже не первый год. В этих учебниках

основной целью обучения в 5 классах является знакомство учащихся в

объеме, достаточном для введения десятичных дробей, т.е. сравнение,

сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Затем в

полном объеме изучаются действия с десятичными дробями. И только в 6

классе завершается работа над формированием навыков арифметических

действии с обыкновенными дробями.

В отличие от этих учебников в учебнике профессора Эрдниева П.М. для 5,6

классов обыкновенные и десятичные дроби предлагается изучать в полном

объеме в их сравнении и противопоставлении в течении одного учебного

года. А в следующем учебном году отрабатываются полученные навыки на

более сложных примерах, и осуществляется переход к действиям с

алгебраическими выражениями. Возможно, это в связи с экономией времени,

а дает эту экономию именно сравнение и противопоставление, что

способствует выявлению аналогии в действиях с дробями. И способствует не

только экономии времени, но и более осмысленному, глубокому, каче-

ственному знанию.

Эта методика помогает в развитии мышления и аналитической

деятельности на уроке, учит делать умозаключения, проводить аналогию и,

конечно же, решать обратные задачи и составлять «свои задачи».

Опыт показывает высокую эффективность изучения понятий в математике

как целостных образов, выделения в воспринимаемом объекте его элементов

и взаимоотношений, что является важным элементом творческого

мышления.

Применение опыта УДЕ дает возможность сопоставлять графическое и

аналитическое решение заданий, подтверждать свои выводы и заключения

наглядно, выбирать правильный ответ, что особенно важно при подготовке

к итоговой аттестации в формате ЕГЭ и ЕМЭ.

Для реализации личностно-ориентированного урока я использую

следующие подходы:

- изложение учебного материала с интегрированием его содержания

- установление межпредметных связей, обогащение личного опыта

каждого ученика.

- учебный материал дает возможность выбора при выполнении заданий и

решении задач.

- стимулирование самостоятельного выбора и использование значимых

способов освоения учебного материала.

- учет личностных особенностей учащихся.

- применение приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта

ребенка.

- использование разнообразных форм общения, особенно диалога.

- создание доверия и толерантности в учебных взаимодействиях.

- стимулирование учеников к выбору учебных заданий, форм и способов

их выполнения.

- использование учащимися таких речевых оборотов как: «я полагаю,

что…», «мне кажется, что…», «по моему мнению», «я думаю, что…».

- создание ситуации успеха.

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным

занятиям, поэтому педагогически оправдано создание для школьников

ситуации успеха. Это можно создать различными речевыми оборотами,

подбадривающими словами. Хочу привести речевые обороты, которыми

пользуюсь в своей практике для создания ситуации успеха. «Мы все пробуем

и ищем, только так может что-то получиться».

«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами

проходили».

«У вас обязательно получится…»

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

«Больше всего мне в твоей работе понравилось…»

«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы»

Творчество учителя вознаграждается повышением творческих

способностей его учеников и положительной эмоцией на уроке. Здесь в

полной мере достигаются образовательные, развивающие и воспитательные

цели урока.

Есть две возможности в повседневной работе учителя:

- вести уроки по учебнику и по задачникам;

-проявить творчество и строить уроки в интеграции с использованием

национально-регионального компонента и местного материала, раскрывая

прикладную сущность предмета "математика".

Урок был и остается одной из основных форм обучения. Современный

урок математики – постоянно развивающая форма, главным направлением

развития которой является превращение его в результат творчества учителя и

учащегося. Позиции учителя и ученика на уроке тесно связаны между собой:

один пришел получить знания, другой – чтобы поделиться этими знаниями.

Для того, чтобы сделать этот процесс интересным для всех участников

педагогического взаимодействия, эффективным (учащиеся должны овладеть

знаниями и умениями на уровне планируемых результатов), учитель на

достаточном уровне должен уметь управлять учебным процессом.

Развитию мышления помогает и проведение устного счета на уроках. Эта

работа развивает воображение, внимание, память, мышление. Я стараюсь

выбирать задания, которые содержат в себе элементы необычного,

удивительного, вызывают интерес у школьников к предмету и способствуют

положительной эмоциональной оценки. Они позволяют ускорять темп

работы, усиливать интерес работы, способствуют развитию

сообразительности, смекалки. Для того, чтобы видеть результат работы

всех учащихся одновременно, на устном счете я использую индивидуальные

доски, сигнальные карточки. Поэтому при такой организации работы я

уверена, что работают все и притом активно. Условия упражнений задаются

на слух или зрительно. В первом случае задание учащимися воспринимается

труднее. Для закрепления некоторых тем привлекаю кроссворды, различные

дидактические игры.

Формы устного счета различны: это могут быть арифметические

головоломки, вычисления по цепочке, решение примеров и расположение их

в порядке возрастания или убывания, разгадывание каких-то понятий,

интересных фактов по ответам.

На каждом уроке наряду с планированием учебного материала

продумываю и вопрос о том, какие навыки самостоятельной работы

получит на этом уроке ученик. Неразрывно с этим связано умение учащихся

работать с учебником. Поэтому я стараюсь уделять этому больше внимания.

После объяснения новой темы всегда предлагаю учащимся ознакомиться с

материалом учебника.

Закрепление изученного материала практически всегда сопровождаю

заданиями на составление обратной задачи. Такая форма работы применима

к любой теме курса математики. Если учащиеся способны составлять

обратную задачу, значит, они понимают смысл данного задания, видят

взаимосвязь компонентов. При закреплении решаем задачи, составленные

самими учащимися с использованием регионального компонента. Ребята

выполняют творческие работы: 5 – 6 классы – по темам «Дробные числа»,

«Проценты. Пропорции», «Координатная плоскость»; 7- 8 классы –

«Формулы сокращенного умножения», «Квадратные уравнения»; 9 класс –

«Арифметическая и геометрическая прогрессии», «Уравнения и

неравенства»; 10 – 11 классы «Производная и интеграл», «Показательная и

логарифмическая функции »

Проблема развития творческих и интеллектуальных способностей

учащихся не нова, а с реализацией комплексного проекта модернизации

образования в рамках приоритетного национального проекта "Образование"

решение её становится особенно значимым.

Широкое распространение в настоящее время получили компьютерные

технологии, которые способствуют формированию умений работать с

информацией, развивают коммутативные свойства личности, дают

большое поле деятельности для учителя.

Компьютер - это постоянный стимул к профессиональному росту. Поэтому

сумма знаний, которую удалось "вложить" в головы ученикам морально

устареют через пару лет. В чем же моя задача? Необходимо научить детей

учиться, самостоятельно получать знания - в этом я вижу цель моего труда.

Недаром в народе говорят: «Век живи - век учись». Да, учитель тогда

будет интересен своим ученикам, когда он сам совершенствуется и растет.

Уроки с применением компьютерных технологий для ребят намного

интересней, проходят в увлекательной форме, имеется возможность

получить дополнительную информацию из различных источников, в том

числе и из Интернета, показывают применение технических средств в

различной сфере деятельности человека.

Сегодня обществу нужны творческие личности, которые могут быть

активными строителями жизни. Становится важным, чтобы школьник

почувствовал себя полноправным участником процесса образования. Это

возможно, если педагогическое взаимодействие будет построено на основе

сотрудничества субъектов образовательного процесса (учителя и учащегося).

Прекрасно, если у нас есть доступное для детей изложение нового

материала, отличное от приведенного в учебнике. И вовсе не потому, что в

учебнике плохо. Но именно для того, чтобы дать возможность ученику

увидеть применение полученных знаний для его условий жизни.

В заключение хочу сказать, что каждый ребёнок - это индивидуальность и

работать с ним надо осторожно и с любовью. В своей педагогической

деятельности я придерживаюсь следующих принципов работы с

учащимися:

от творчества учителя к творчеству ученика;

предупредить, а не наказать незнание;

мотивация, а не констатация;

ученик должен испытать учебный успех;

обучать школьников на эмоциях радости;

развивать мотивацию к самостоятельному поиску решений;

устойчивое нежелание учителя у школьников – сигнал неблагополучия

моей педагогической деятельности, неправильной методики с конкретным

учеником.

сделать главной заповедью своей педагогической деятельности:

"Не навреди".

Но самое главное, помнить о том, что любой урок, мероприятие обладает

большим образовательным и воспитательным потенциалом, что при

проведении их главным действующим лицом — независимо от форм

организации и используемых методов — остается учитель, от уровня

подготовки, от педмастерства и житейской мудрости которого зависят и

настроение, и качество знаний класса.



В раздел образования