Автор: Полевщикова Елена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Чажемтовская СОШ"
Населённый пункт: Томская область Колпашевский район сЧажемто
Наименование материала: программа
Тема: Театральная студия
Раздел: полное образование
« Театральная студия»
Программа
Мы вдруг увидели, что театр
– это не наше развлечение или забава,
но наша обязанность, неизбежный
общественный налог, отказаться от
которого невозможно.
А.С.Макаренко
Развитие
отечественной
школы
на
современном
этапе
определяется
задачами
широкомасштабной
модернизации
ст руктуры
и
содерж ания
общего
о б р а з о в а н и я ,
фундаментальность
которого
требуется
согласовать
с
ориентацией на актуальные и перспективные потребности
личности
гуманного,
творческого
человека
,готового
к
диалогу с окружающими людьми. В решении этих задач
особую роль призвано сыграть искусству.
Направленность воспитательно-образовательной
работы
нашей
школы
определена
исходной
базовой
установкой
на
активно-творческое
деятельностно-
практическое
приобретение
детьми
знаний
о
мире,
о
человеке,
его
созидательно-творческих
возможностях
и
путях самореализации.
Взаимосвязь эстетического и творческого развития
подчёркивают
отечественные
педагоги,
исследователи,
з а н и м а ю щ и е с я
д а н н о й
п р о бл е м о й ,
т а к и е
к а к
Л.М.Выготский,
Б.Т.Лихачёв,
В.А.Сухомлинский,
П.В.Халабузарь и др. Они отмечают, что обучение лишь
только
носит
воспитывающий
характер,
когда
уделяется
внимание
развитию
творческого
потенциала.
Творчество
детей активизирует процесс обучения.
Имея многолетний опыт работы в школе учителем
литературы, я пришла к выводу, что многие обучающиеся
мало
читают,
слабо
владеют
монологической
речью,
не
любят
и
не
понимают
поэзию,
не
имеют
навыков
выразительного чтения, а у доски чувствуют себя скованно
и напряжённо.
Во время поиска решения этих проблем невольно возникла
мысль о школьной театральной студии, так как театр имеет
воспитательное, образовательное и социальное воздействие
на каждого ученика, как на артиста, так и на зрителя. Театр
развивает
воображение,
внимание,
память,
навыки
выразительного чтения, художественный вкус и ,в конце
концов,
интерес
к
литературе,
к
книге.
Театральное
искусство
даёт
ребёнку
возможность
самоутверждения,
открывает путь познания собственной личности . Сцена как
бы
раздвигает
рамки
одной
жизни,
даёт
возможность
«прожить» несколько реальностей, обогащает и развивает
духовный мир ребёнка.
Цель данной программы состоит в том , чтобы с помощью
обращения
к
искусству
развивать
творческий
потенциал
обучающего,
активизировать
интерес
школьников
к
литературе,
повысить
уровень
их
читательской
и
общей
культуры.
Задачи:
1.Приобщить учащихся к культуре театрального искусства.
2.Развивать
литературно-творческие
способности
и
критическое мышление школьников.
3.Формировать
их
эстетический
вкус
и
потребность
в
общении с искусством театра.
4.Учить
выражать
своё
отношение
к
прочитанному
и
к
увиденному на сцене.
Суть данной программы сводится не только к знакомству
с
искусством
театра,
обучению
выразительной
речи,
помощи преодоления
неуверенности, зажатости при публичном выступлении, но
и воспитанию дружеских отношений между студийцами,
снижению количества детей,
имеющих
безразличное
и
инертное
отношение
к
художественно-образовательным ценностям.
Предполагаемые результаты обучения:
1.школьники
будут
иметь
представление
о
театральном
искусстве;
2.учащиеся смогут развить навыки монологической речи,
выразительного прочтения художественных текстов;
3.обучающиеся
смогут
по
достоинству
о с о з нать
самоценность,
сформируют
навыки
содержательного
заполнения своего досуга;
4.повысится
интерес
школьников
к
сокровищам
художественной литературы.
Я считаю, что данный результат можно достичь путём
развития моей программы «Театральная студия», так как
предусмотренная в ней деятельность будет способствовать
сближению
детей,
раскрытию
их
внутреннего
мира,
приближению к знаниям не только через разум, а через
чувства и эмоции. Занятия по данной программе включают
в себя и простейшие, общедоступные задания, развивающие
психофизические
процессы
индивидуальности,
и
более
сложные
ситуативные
игры,
игры-импровизации,
помогающие
проникнуть
во
внутренний
мир
товарища,
поиску новых средств самовыражения и многое другое.
Содержание и структура программы.
В работе нашей студии будет царить своё правило трёх
«китов».
1. вера в предполагаемые обстоятельства.
2. быть серьёзным при исполнении задания.
3. внимательно и благожелательно относиться к тому, что
делают другие.
Кроме этого
школьники должны твёрдо усвоить, что
импровизация хороша для текущей работы, но никак не для
публичных выступлений. Дети обязательно должны знать
текст наизусть - это их оружие, иначе в экстремальных
условиях они «зажимаются» и теряются.
У нас не будет специальных занятий по актёрскому
мастерству,
потому
что
я
сама
не
специалист
в
этом,
а
просто учитель литературы.
Современные дети не любят длительного репетиционного
периода. Отдалённая цель постановки для них призрачна и
мало объединяет. Поэтому на первых порах нужно выбрать
небольшое произведение и назначить не очень далёкий срок
показа. Важно также, чтобы основу коллектива составляли
ученики
одного
класса
или
параллели.
Это
позволит
задействовать дружеские отношения сверстников.
Поэтому я предлагаю начать работу с показа
«Литературной гостиной» или тематических литературно-
музыкальных
композиций,
которые
спо собствуют
активизации выработки выразительной и монологической
речи. А в силу нагрузки я беру два десятых класса.
Выразительным чтением мы называем то, когда чтец
проникается
основной
мыслью
автора
и
передаёт
нам
зримые образы природы и людей через своё выражение,
свои чувства. Значит первым действием читающего будет
определение:
«Что
хотел
сказать
автор?
Какова
главная
мысль?»
Именно это станет основной составляющей первого
этапа
деятельности
-
погружение.
Погружение
в
мир
поэта,
писателя,
его
мировоззрение
и
биографические
перипетии,
всё
это
поможет
ученику
приблизиться
к
познанию замысла произведения.
Следующий этап деятельности – самостоятельное
освоение знаниями. На этом этапе происходит фильтрация
информации,
второстепенное
уходит
на
второй
план,
учащиеся самостоятельно формируют творческие задания.
Они представляют свои творческие планы, доказывают их
состоятельность,
дают
оценку.
В
процессе
дискуссий
возможно
столкновение
различных
точек
зрения.
В
результате материал становится значимым для школьников.
Этап
проектирования
– это
непосредственные
выступления перед зрителями. В это время очень важно
создать
«ситуацию
успеха»,
чтобы
каждый
участник,
несмотря на объём и результат своей работы, осознавал
поддержку окружающих и значительность вклада в общий
успех работы.
Последний этап работы – анализ и рефлексия –
чрезвычайно важен для последующей работы студии. Ведь
необходимо
выявить
ошибки
и
недочёты
предыдущей
работы, чтобы не повторять их в следующих выступлениях.
В первый год работы студии планирую всего четыре
выступления, которые кроме уже оговорённых задач имеют
ещё и патриотическую направленность, столь актуальную в
наше время.
1.В ноябре будет представлена зрителям литературно-
музыкальная композиция, посвящённая Дню Матери.
2.В январе – феврале студия пригласит школьников в
Литературную гостиную на интегрированный литературно-
исторический
вечер,
посвящённый
снятию
блокады
Ленинграда,
под
названием
«Запомни,
этот
город
–
Ленинград, запомни, эти люди – ленинградцы!»
3.В апреле, приурочив к Дню смеха, студийцы покажут
несколько сцен из сказочных пьес Л. Филатова «Про Федота
– стрельца» и «Сказка про три апельсина».
4.В мае будет представлена литературно-музыкальная
композиция, посвящённая комсомольцам – героям Великой
Отечественной
войны,
под
названием
«Война
вошла
в
мальчишество моё».
Организация образовательного процесса.
1.Выбор темы.
2.Работа над любой постановкой начинается со знакомства
с соответствующей данной теме исторической ситуацией,
которая позволит школьникам наиболее живо представить
нужные образы и прочувствовать временную ситуацию.
3.Создание сюжетной конструкции.
4.Создание оригинальных характеров.
Методологическую основу данного процесса составляет
личностно
ориентированный
подход.
Так
как
бывают
ситуации, когда я понимаю, что ЭТУ роль надо сыграть
только
ЭТОМУ
человеку
и
больше
никому
другому.
Не
потому
что
он
играет
лучше
других,
а
потому
что
затрагиваются
его
внутренние
проблемы,
и
у
него
есть
возможность увидеть себя другим.
5.Поиск языковой характеристики героев.
6.Переход от разбора пьесы, сценария к репетиционному
процессу.
7.Распределение
репетиционного
времени
от
начала
до
финала работы с учётом школьной занятости детей.
8.Проведение
приёмов
педагогики
сотрудничества
в
репетиционном процессе.
9.Создание
мизансценического
рисунка
представления
(спектакля):
режиссёрские
заготовки
и
актёрские
импровизации.
10.Индивидуальная
работа
по
созданию
художественного
образа.
11.Продумывание и создание декораций и костюмов. Очень
важно, что театральное искусство – не только актёрская
игра. На сцене и за сценой места хватит всем: кто умеет
рисовать
и
шить
–
создаёт
декорации
и
костюмы,
кто
разбирается в технике – обеспечивает звуковое, шумовое и
световое оформление и т.д.
12.Поэтапная проверка соответствия реализации замыслу.
13.Выступление перед зрителями.
14.Анализ и рефлексия.
Оценивание результативности.
Мы рассматриваем искусство как средство развития у детей
индивидуальности,
самобытных
творческих
задатков
и
способностей.
При
этом
совершенно
ясно,
что
мозайка
освоенного культурно-художественного материала будет у
всех учащихся разной. Поскольку различаются их интересы,
опыт,
способности,
психофизиологические
особенности.
Нет
даже
двух
человек,
одинаковых
по
результатам
стандартного
обучения,
как
не
может
быть
и
двух
художников, одинаково пишущих один и тот же пейзаж.
Именно поэтому к умению и интерпретации результатов
культурно-художественного развития и воспитания нужно
подходить
корректно
и
бережно.
О с о б е н н о с т и
взаимоотношений
педагогов
и
учащихся
на
занятиях,
цепочку внутренних изменений в ребёнке зафиксировать в
баллах и цифрах невозможно. Поэтому, пребывая в поиске
универсальных методик для измерения уровня творческого
развития личности, мы заранее знаем об их условности и
ограниченности,
о
невозможности
выразить
творческую
индивидуальность и оригинальность в каком-либо графике
или схеме.
Основной единицей измерения успеха деятельности нашей
студии станет качество выступлений, участие в различных
конкурсах.
В конце концов, абсолютно неважно, станет ли ребёнок
актёром, когда вырастет, или нет. Но этот опыт наполнит его
жизнь радостью творчества, особым смыслом. Совершенно
прав был К.С.Станиславский, говоря, что «нужно всегда
помнить: когда занавес закрылся , роль артиста не кончена –
он должен нести в жизнь благородство и красоту».Надеюсь,
что именно так будут поступать мои студийцы.
Используемая литература.
1.Журнал «Воспитание школьников»,№2 2011г. Ю.Колчев
«Игровая театральная педагогика».
2. Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр: Пособие для
учителя, - Москва, 2014г.
3.Журнал «Читаем, учимся, играем» №7 2002г. Весь мир –
театр.
4.Любинский И.Л. Театр для детей. Издательство «Детская
литература» Москва, 2009г
5.Журнал «Литература в школе» №8, 2016г.