Автор: Маркелова Валентина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ
Населённый пункт: с.Акшуат Барышского района Ульяновской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Акшуат муниципального
образования «Барышский район» Ульяновской области
Развитие мелкой моторики рук
у детей 6-7 лет
методическая разработка
2017
Маркелова В.Н.
Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет. Методиче-
ская разработка. / В.Н. Маркелова /. Ульяновск, с. Акшуат. -
30 с.
Представленная
методиче ская
р а з р а б от ка
посвящена
проблеме
подготовки
ребёнка
к
обучению
письму
и
раскрывает
наиболее
эффективные
приёмы
развития мелкой моторики руки.
В разработке включены материала из опыта работы
Маркеловой Валентины Николаевны, учителя начальных
классов
МБОУ
СОШ
с.
Акшуат
Барышского
района
Ульяновской области.
© МБОУ СОШ с. Акшуат Барышского района
Ульяновской области
© Маркелова В.Н.
Содержание
Введение……………………………………………………4
1. Пальчиковые упражнения………………………………6
2. Кинезиологические упражнения……………………...24
3. Игры ………………………………………………….25
Заключение…………………………………………….….29
Список литературы……………………………………….30
3
Введение
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как
обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном
возрасте,
как
правильно
подготовить
его
к
школе.
Не
случайно
в
истории
развития
человечества
роль
рук
подчёркивается
особо.
Именно
руки
дали
возможность
развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью
которого
проходило
общение
первобытных
людей.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал: «Истоки
способностей и дарований детей находятся на кончиках их
пальцев».
Представленная
методиче ская
р а з р а б от ка
посвящена
проблеме
подготовки
ребёнка
к
обучению
письму
и
раскрывает
наиболее
эффективные
приёмы
развития мелкой моторики руки.
Актуальность данной работы в том, что подготовка
к письму - один из самых сложных этапов подготовки
ребенка
к
систематическому
обучению.
У
детей
дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки,
несовершенна
координация
движений,
не
закончено
окостенение
запястий
и
фаланг
пальцев,
несовершенна
нервная регуляция движений.
Основной целью дошкольных занятий детей 6-7
лет
наряду
с
общим
интеллектуальным
развитием
и
развитием
речи
должна
стать
подготовка
к
овладению
письмом.
Важно
развить
механизмы,
необходимые
для
овладения
письмом,
создать
условия
для
накопления
ребенком двигательного и практического опыта, развития
силы и точности мелкомоторных действий через систему
пальчиковой
гимнастики,
развития
координированности
двигательных действий правой и левой конечностей через
4
штриховальные
упражнения,
развития
пространственной
ориентировки на листе бумаги.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем
лучше
развивается
его
речь.
Когда
ребёнок
овладевает
двигательными
умениями
и
навыками,
развивается
координация
движений.
Формирование
движений
происходит при участии речи. Обычно ребёнок, имеющий
высокий
уровень
развития
мелкой
моторики,
умеет
логически
мыслить,
у
него
достаточно
развиты
память,
внимание, связная речь.
5
1. Пальчиковые упражнения
Работу
по
развитию
мелкой
моторики
рук
желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10
минут
ежедневно.
Систематические
упражнения
по
т ренировке
движений
па льцев
рук
о к а з ы в а ю т
стимулирующее влияние на развитие речи.
Приведём
примеры
игр
и
упражнений,
которые
могут быть использованы с детьми.
1) Пальчиковая гимнастика (на занятиях выполняем
гимнастику с детьми перед началом работы в прописях, на
каждом занятии выбираем 2-3 упражнения)
«Кулачки-ладошки» ( пальцы обеих рук с силой
сжимать в кулак и разжимать 10-12 раз)
Упражнение «Домик»
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.(поочерёдное разгибание пальцев
из кулака, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять. (сгибание пальцев в кулак,
начиная с мизинца).
Упражнение «Семья». (Прикасание каждого
пальца по очереди к большому пальцу).
Раз, два, три, четыре,
Кто живёт в моей квартире?
Папа, мама, брат, сестра
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щенок, щегол и я.
Вот и вся моя семья!
6
Упражнение «Наперегонки»
Побежали вдоль реки
Дети наперегонки. (шагающие движения кончиками
указательного и среднего пальцев по столу обеими руками)
"Дружба"
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в "замок").
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с
мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).
Наряду с подобными играми можно использовать
разнообразные упражнения без речевого сопровождения:
"Кольцо"
кончик большого пальца правой руки поочередно
касается кончиков указательного, среднего,
безымянного пальцев и мизинца;
то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
те же движения производить одновременно
пальцами правой и левой руки.
"Пальцы здороваются"
7
Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев
по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с
большим, затем указательный с указательным и т.д.
2) Самомассаж кистей и пальцев рук (выполняем после
пальчиковой гимнастики 2-3 упражнения).
Растирание ладоней шестигранным карандашом с
постепенным увеличением усилий.
Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
Растирание боковых поверхностей сцепленных
пальцев.
Разминание, затем растирание каждого пальца
вдоль, затем поперек.
Грецкий орех положить между ладонями, делать
круговые движения, постепенно увеличивая нажим
и темп. Можно выполнять упражнение с двумя
грецкими орехами, перекатывая один через другой,
одной рукой, затем другой.
Разминание кисти правой руки пальцами левой и
наоборот, затем поочередное растирание.
3) Пальчиковые игры.
"Пальчиковые
игры"
-
это
инсценировка
каких-
либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость,
исчезает
скованность
движений,
что
в
дальнейшем
облегчит
приобретение
навыков
письма.
"Пальчиковые
игры"
очень
эмоциональны
и
увлекательны.
В
ходе
"пальчиковых
игр"
дети,
повторяя
движения
взрослых,
активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются
ловкость,
умение
управлять
своими
движениями,
к о н ц е н т р и р о в а т ь
в н и м а н и е
н а
о д н о м
в и д е
деятельности. «Рассказывание»
стихов
с
помощью
рук
8
неизменно
вызывает
у
детей
живой
интерес,
повышает
эмоциональный тонус.
При
знакомстве
с
каждой
новой
буквой
рекомендуем использовать такие «пальчиковые игры»:
Тема: «Звук и буква «А». Апельсин
Слова
Движения
Мы делили
Плавные движения
поочерёдно руками в
стороны, ладонью вверх.
апельсин,
«Круглые» пальцы, как
будто обхватили апельсин.
Много нас,
Развести руки в стороны.
а он один.
Показать один палец.
Эта долька-
Плавное движение рукой в
сторону, ладонь вверх.
для ежа,
Фигура из пальцев «Ёж».
Эта долька-
Плавное движение рукой в
сторону, ладонь вверх.
для стрижа,
Фигура из пальцев «Птица».
Эта долька-
Плавное движение рукой в
сторону, ладонь вверх.
для утят,
Фигура из пальцев «Утята».
Эта долька-
Плавное движение рукой в
сторону, ладонь вверх.
для котят,
Фигура из пальцев «Котята».
Эта долька-
Плавное движение рукой в
сторону, ладонь вверх.
для бобра,
Фигура из пальцев «Бобёр».
А для волка…кожура.
Фигура из пальцев «Волк».
9
Он сердит на нас- беда!
Пальцы напряжены, сгибаем
и разгибаем их.
Разбегайтесь, кто куда!
«Бежим» по рукам
пальцами.
Чтобы с волком помириться,
Пожимаем себе ладони.
Надо долькой поделиться.
Плавные движения
поочерёдно руками в
стороны, ладонью вверх.
Тема: «Звуки «Б-Бь», буква «Б». Бабочка
И.п.: голова, руки и плечи опущены, спина расслаблена.
Спал цветок и вдруг
проснулся,
Руки через стороны вверх -
вдох.
Больше спать не захотел.
Руки через стороны вниз -
выдох.
Шевельнулся, потянулся,
Руки вверх, смотрим на
пальцы, встаём на носочки.
Взвился вверх и полетел.
Плавные движения руками.
Солнце утром лишь
проснётся,
Вверх поднимаем «круглые»
руки.
Бабочка кружит и вьется.
Плавные взмахи руками.
Тема: «Звуки «В-Вь», буква «В». Воробей
Воробья врачи спасли,
Фигура из пальцев «Птица».
В вертолёт его внесли.
Круговые движения кистью
сначала одной, потом другой
рукой.
Вертолёт вертел винтами,
Круговые движения кистями
обеих рук.
Волновал траву с цветами.
Плавные движения руками
над головой.
Тема: «Звуки «Г-Гь», буква «Г». Гуси
Шлёпают гуськом
Гусак с гусаком.
Поочерёдно похлопываем
ладонями по тыльной стороне
кистей.
Смотрят свысока
Гусак на гусака.
Фигура из пальцев «Гусак».
Ой, щиплет бока
Гусак у гусака.
Щипаем поочерёдно тыльные
стороны кистей.
Тема: «Звуки «Д-Дь», буква «Д». Дождик.
Лейся дождик веселей,
Руки опускаем сверху вниз,
«стряхивая» капли.
Мы с тобою дружим.
Обнимаем себя.
Хорошо нам бегать
Босиком по лужам.
Бег.
Как зелёные лягушки,
Мы попрыгаем по лужам.
Присели и прыгаем, как
лягушки.
Всё!
Руки прямые вверх.
Напрыгались,
Руки вниз.
Устали.
Голова, плечи, руки
опущены, спина расслаблена.
Побежим сушиться к маме.
Бег на месте.
Тема: «Звук и буква «Е». Ежиха с ежатами.
Под цветком
Фигура из пальцев «Цветок».
ежиха- мать
Фигура из пальцев «Ёж».
Принялась ежат купать.
Плавные движения руками
перед собой.
Кап- кап капает роса
Руки опускаем сверху вниз,
«стряхивая» капли.
На мордашку,
Погладить себя по щекам.
на глаза.
Погладить себя по глазам.
10
Не поймёт ежиха- мать,
Развести руки в стороны.
Как им спинки отмывать?
Потираем ладошки.
Тема: «Звук и буква «Ё». Ёжик в бане.
Ёжик в бане вымыл ушки,
Фигура из пальцев «Ёж», трём
ладонями уши.
Шею, кожицу на брюшке.
Трём ладонями шею, живот.
И сказал еноту ёж:
Фигура из пальцев
«Енот»(собака) и «Ёж».
-Ты мне спинку не
потрёшь?
Трём ладошки.
Тема: «Звук и буква «Ж». Жук.
Я увидела жука
Фигура из пальцев «Жук».
На большой ромашке.
Рисуем большой круг руками
Подержу его в руках,
Руки вперёд, ладони вверх.
А потом в кармашке.
Руки на пояс.
Ой, упал, упал мой жук
Наклоны вперёд.
Нос испачкал пылью.
Вытираем носик.
Посажу его на сук,
Подняться на носки, руки
вверх.
Пусть расправит крылья.
Плавные взмахи руками.
Тема: «Звуки «З-Зь», буква «З». Зарядка.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Ходьба на месте.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Руки в стороны: согнуть,
выпрямить.
Весело шагать,
Ходьба на месте.
Руки поднимать,
Поднимаем руки вверх 5 раз.
11
Приседать и вставать,
Приседания 5 раз.
Прыгать и скакать.
Прыжки 5 раз.
Тема: «Звуки «Л-Ль», буква «Л». Ливень.
Ливень, ливень льёт везде.
Руки опускаем сверху вниз,
«стряхивая» капли.
Рады птенчики в гнезде:
Фигура из пальцев «Птенчики
в гнезде».
-Мама дома посидит,
Фигура из пальцев «Птица».
Никуда не улетит.
Плавные взмахи руками.
Тема: «Звук и буква «Й». Кому - что?
Кошке
Фигура из пальцев «Кошка».
дай
Руки перед собой, ладони
вверх.
молока,
Фигура «Ковшик».
Мишке-
Имитация походки медведя.
сладкого медка,
Рисуем круг руками -
«бочонок».
Дай
Руки перед собой, ладони
вверх.
Травы
Плавные движения руками
над головой.
козлёнку,
Фигура из пальцев «Коза».
Дай
Руки перед собой, ладони
вверх.
попить
Показать, как пьём.
ежонку.
Фигура из пальцев «Ёж».
А тебе я книжку дам,
Руки перед собой, ладонями
к себе, большие пальцы
12
отведены в сторону.
Если прочитаешь сам.
«Игра глазками»: переводим
глаза от одного большого
пальца к другому и обратно,
голову держим прямо.
Тема: «Звуки «Х-Хь», буква «Х». Хорёк
Этот маленький хорёк
Нагнуться.
Очень шустрый был зверёк.
Выпрямиться, руки на пояс.
Он с утра уже успел
Совершить немало дел:
Руки в стороны, сгибаем и
разгибаем.
По тропинке пробежаться,
Бег на месте.
И на дерево забраться,
Руки перед собой согнуты в
локтях, «взбираемся» на
дерево.
И по веткам поскакать,
Прыжки на месте.
И от мишки убежать,
Имитация походки медведя.
И в речной воде поплавать,
Руки перед собой: «плывём».
И поглубже понырять,
Приседания.
Шубку вычистить и лапки,
Погладить себя по телу, по
рукам.
Рыбку к завтраку поймать.
Волнообразное движение
рукой перед собой.
Очень шустрый был зверёк
Руки на пояс.
Этот маленький хорёк.
Присесть.
Тема: «Звуки «Л-Ль», буква «Л». Корабль
Вёз корабль карамель,
Волнообразные движения
перед собой сначала правой,
13
потом левой рукой.
Наскочил корабль на мель.
Прыжок вперёд.
И матросы три недели
Пальцы широко расставлены,
рисуем на теле полоски -
«тельняшку».
Карамель на мели ели.
Рука согнута в локте перед
собой. Круговые движения
кистью сначала одной, потом
другой руки.
Тема: «Звуки «М-Мь», буква «М». Мороз
Я мороза не боюсь,
Руки на пояс, качаем головой
С ним я крепко подружусь.
Обнять себя руками.
Подойдёт ко мне мороз,
Ходьба на месте.
Тронет руки,
Гладим себя по рукам.
Тронет нос.
Дотронуться до носа.
Значит надо не зевать,
Развести руки в стороны.
Топать, прыгать и скакать.
Прыжки на месте.
Тема: «Звуки «Н-Нь», буква «Н». Бабушка Ненила
Бабушка Ненила
По воду ходила.
Ходьба на месте.
Полны вёдра набрала
Круг руками снизу вверх.
И домой их понесла.
Круг руками сверху вниз.
Всю посуду перемыла.
Руки прямые перед собой,
движение «тарелочки».
Каши внукам наварила,
Круговые горизонтальные
движения руками перед собой:
«мешаем кашу».
Пол в избе подмела
Наклониться вперёд, движения
14
руками из стороны в сторону.
И присела у окна.
Присесть.
Тема: «Звук и буква «О». Новый дом
Ох, ох!
Ох, ох, что за гром!
Руки к щекам, наклоны в
стороны.
Муха строит
Фигура из пальцев «Муха».
новый дом.
Фигура из пальцев «Дом».
Молоток: стук- стук.
Стучим кулачком по ладошке
одной рукой, потом другой.
Помогать идёт петух.
Руки за спиной, шаги с
высоким подниманием ног.
Тема: «Звуки «П-Пь», буква «П». Чистюли
Ох, испачкалась одежда,
Мы её не берегли.
Руки к щекам, наклоны в
стороны.
Обращались с ней
небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Руки за спину, топаем ногами.
Надо нам её спасти.
Руки в стороны.
И в порядок привести.
Руки на пояс.
В тазик воду наливаем,
Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрём,
Постираем, прополощем,
Отожмём её, встряхнём.
Выполняем соответствующие
движения.
А потом легко и ловко
Всё развесим на верёвках.
Встали на носочки,
потянулись.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем,
покружимся.
Прыжки на месте.
15
Тема: «Звуки «Р-Рь», буква «Р». Семейная зарядка.
Осенью, весною,
Летом и зимой
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Ходьба на месте.
Встанем прямо по порядку,
Каждый делаем зарядку:
Встали прямо, спина прямая,
свели лопатки.
Мама руки поднимает,
Руки вверх-вниз.
Папа бодро приседает,
Приседания.
Повороты вправо- влево
Делает мой братик Сева.
Руки на поясе, делаем
повороты всем корпусом.
Я сама бегу трусцою
Бег на месте.
И качаю головою.
Наклоны головой в стороны.
Тема: «Звуки «С- Сь», буква «С». Хвастуны
Тень- тень, потетень,
Хлопки руками.
Выше города плетень.
Руки вверх, встать на носки,
потянуться.
Сели звери под плетень,
Присесть.
Похвалялися весь день.
Руки к щекам, наклоны
головой в стороны.
Похвалялася лиса:
Фигура из пальцев «Лиса».
-Всему свету я краса!
Наклон вперёд, развести
руки в стороны.
Похвалялся зайка:
Фигура из пальцев «Заяц».
-Поди, догоняй-ка!
Прыжки на месте.
Похвалялися ежи:
Фигура из пальцев «Ёж».
-У нас шубы хороши!
Погладить себя по телу.
Похвалялся медведь:
Могу песни я петь!
Имитация походки медведя.
16
Тема: «Звуки «Т- Ть», буква «Т». Доброе утро
-Доброе утро!-
Руки в стороны.
птицы запели.
Фигура из пальцев «Птица».
Добрые люди встали с
постели.
Руки вверх, встать на носки,
потянулись.
Прячется вся темнота по
углам.
Наклоны в стороны,
прикрываем глаза поочерёдно
правой и левой рукой.
Солнце взошло
Снизу вверх поднимаем
«круглые» руки.
и идёт по делам.
Ходьба на месте.
Тема: «Звук и буква «У». Музыканты
В руки дудочку беру,
Туру- туру- туру!
Имитируем игру на дудочке.
Созываю детвору,
Манящие движения руками.
Туру- туру- туру!
Имитация игры на дудочке.
Поиграю на баяне,
Гали-гали-гали!
Имитация игры на баяне.
Потанцуйте, зайки, с нами,
Прыжки на месте.
Гали-гали-гали!
Имитация игры на баяне.
Я на скрипочке играю,
Тили-тили-тили!
Имитация игры на скрипке.
Скачут зайки на лужайке,
Прыжки на месте.
Тили- тили- тили!
Имитация игры на скрипке.
А потом на барабане,
Бам- бам- бам!
Имитация игры на барабане.
В страхе зайки разбежались
по кустам!
Бег на месте.
17
Тема: «Звуки «Ф- Фь», буква «Ф». Фонтан
Может, здесь, а может, там
Повороты в правую и левую
стороны, отводим руку в
сторону.
Есть один большой фонтан.
Встать на носки, руки вверх,
потянуться.
Надо долго прошагать,
Чтоб фонтан тот отыскать.
Ходьба на месте.
Дальше надо руки вымыть
По тексту
И лицо своё умыть,
По тексту
Зубы тщательно почистить,
По тексту
Уши дочиста отмыть.
По тексту
Не забыть себя обрызгать
Руки сверху вниз опускаем,
«стряхивая» капли.
Той волшебною водой.
Руки снизу вверх поднимаем,
«стряхивая» капли.
И тогда ,кто был малышкой,
Присесть.
Станет вдруг большой-
большой.
Встать на носочки, руки
вверх, потянуться.
Вы всё сделали, как надо.
Руки на пояс.
Сядем, будем ждать чудес.
Присесть.
Ой! Смотрите- ка, ребята,
Вы растёте до небес!
Медленно поднимаемся
вверх, встаём на носочки,
руки вверх.
Тема: «Звуки «Х-Хь», буква «Х». Бедолага
Сердце так и гложет страх!
Ладони приложить к груди на
уровне сердца.
Ах!
Руки вверх.
Я по списку дальше всех!
Медленно приседаем.
18
Эх!
Встать руки в стороны.
Ох, беда уже близка!
Руки к щекам, наклоны в
стороны.
Вот и ждёт меня доска!
Рисуем руками
прямоугольник.
Притворюсь-ка я, что глух!
Руками прикрываем уши.
Хоть бы в классе свет потух! Медленно приседаем,
прикрывая глаза руками.
Ух!
Руки вперёд.
Ах!
Руки вверх.
Эх!
Руки в стороны.
Ох!
«Круглые» руки вверх.
Ух…
Руки вперёд.
Не вызвали!
Руки вниз, плечи, спина
расслаблены.
Тема: «Звук и буква «Ц». Цветы
Наши нежные цветки
Щепоть руки смотрит вверх,
руки перед собой согнуты в
локтях.
Распускают лепестки.
Медленно раскрываем
пальцы.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Плавные движения кистями
вправо- влево.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Медленно соединяем пальцы
в щепоть.
Тихо засыпают,
Опускаем кисти вниз, руки
согнуты перед собой в
локтях.
Головой качают.
Качаем кистями, руки перед
19
собой согнуты в локтях.
Тема: «Звук и буква «Ч». Чайник
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
«Круглые» руки перед собой
разводим в стороны.
Больше греться не хочу.
Руки к щекам, качаем головой.
Крышка громко зазвенела:
Руки вверх, имитация- «звеним
колокольчиком».
«Пейте чай, вода поспела!» Руки в стороны с наклоном
вперёд.
Тема: «Звук и буква «Щ». Щётки
Этой щёткой
Плавное движение левой
рукой в сторону, ладонью
вверх.
чищу зубы,
Правой рукой- имитация
движения «чистим зубы».
Этой щёткой-
Плавное движение левой
рукой в сторону, ладонью
вверх.
башмаки,
Наклон вперёд, дотронуться
руками до пола.
Этой щёткой
Плавное движение левой
рукой в сторону, ладонью
вверх.
чищу брюки,
Гладим руками по ногам.
Все три щётки
Показать три пальца перед
собой.
мне нужны.
Ладони приложить к груди.
Тема: «Звук и буква «Ш».
Мы по лесу шли, шли, шли,
Ходьба на месте с высоким
подниманием ног.
20
Только шишку нашли.
Наклоны вперёд.
Дети дальше побежали
Бег на месте.
И лягушку повстречали.
Фигура из пальцев-
«лягушка».
Лягушка-попрыгушка глазки
на макушке.
Присесть, руки на полу перед
собой, прыгаем как лягушки.
Прячьтесь от лягушки,
комары и мушки.
Бег на месте.
Тема: «Буквы «Ь,Ъ». Ручеёк
Вьётся недалечко
реченька- река.
Плавные, волнообразные
движения перед собой сначала
левой, потом правой рукой.
Маленькая речка,
Меньше ручейка:
Руки согнуты в локтях,
ладонями с силой давим друг
на друга (2 раза).
Ни поплыть,
Руки перед собой - «плывём».
Ни нырнуть,
Присесть
Только ножки
окунуть чуть- чуть!
Потряхиваем поочерёдно
ногами.
Тема: «Звук и буква «Ы». Пузырь
Надувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой
«Круглые»руки перед собой
разводим в стороны. Вдох
носом.
Да не лопайся!
Выдыхаем через нос,
«круглые» руки медленно
скрещиваем перед собой,
постепенно обнимая себя
руками.
21
Тема: «Звук и буква «Э». Я могу!
-Кто, скажите, сможет, дети,
повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму.
-Это тоже я могу!
-Вправо- влево разведу.
-Это тоже я могу!
-И, как птица, полечу.
-Это тоже я могу!
-Головою поверчу.
-Это тоже я могу!
-А потом присяду, встану.
-Это тоже я могу!
-И нисколько не устану.
-Это тоже я могу!
-Я попрыгаю немного.
-Это тоже я могу!
-И пешком пойду в дорогу.
-Это тоже я могу!
-Если надо, побегу.
-Это тоже я могу!
-Всё на свете я могу!
Дети повторяют движения за
взрослым, сопровождая их
словами: «Это тоже я могу».
Тема: «Звук и буква «Ю». Непоседа
Юра очень утомился-
Руки к щекам, наклоны
головой в стороны.
Целый день юлой крутился!
Кружимся на месте.
Юра только сел на стул,
Фигура из пальцев – «стул»;
присесть, встать.
Ножки свесил
Потряхиваем поочерёдно
ногами.
И заснул.
Руки вниз, плечи опущены,
спина расслаблена.
22
Тема: «Звук и буква «Я». Яблоко
Вот так яблоко!
Рисуем руками круг.
Оно соку сладкого полно.
Поглаживаем руками живот
круговыми движениями.
Руку протяните,
яблоко сорвите.
Подняться на носки, руки
вверх, потянуться.
Стал ветер веточку качать,
Плавные движения руками
над головой.
И трудно яблоко достать.
Развести руки перед собой.
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву!
Прыжки с поднятыми руками.
Вот так яблоко!
Рисуем руками круг.
Оно соку сладкого полно.
Поглаживаем руками живот
круговыми движениями.
2. Кинезиологические упражнения
Кинезиология
—
наука
о
развитии
умственных
способностей
через
определенные
двигательные
упражнения.
Эти
упражнения
позволяют
создать
новые
н е й р о н н ы е
с е т и
и
ул у ч ш и т ь
м е ж п о л у ш а р н о е
взаимодействие,
которое
является
основой
развития
интеллекта.
Кинезиологические
упражнения,
развивающие
межполушарное взаимодействие, можно использовать во
время отдыха на любом занятии.
Упражнения.
1. «Кулак — ладонь». Обе руки лежат на столе или на
коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно
23
кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять
руки.
Движения
по
мере
усвоения
можно
ускорять,
но
следить
за
тем,
чтобы
сжатия-разжатия
производились
попеременно, не соскальзывая на одновременные.
Вот ладошка, вот кулак.
Всё быстрей делай так.
2. «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью
вниз, левая — на другом колене ладонью вверх.
Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а
левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения
ускорять.
Мы играли в ладушки—
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
3. "Ищет птичка". Поочередное соединение всех пальцев
с большим (перебор пальцев). На каждый ударный слог
пальцы одной руки соединяются с большим в следующем
порядке: 1—2, 1—3, 1—4, 1—5, 1—5, 1—4, 1—3, 1—2.
Затем смена рук.
Ищет птичка и в траве,
И на ветках, и в листве,
Смена рук.
И среди больших лугов
Мух, червей, слепней, жуков!
4. «Лягушка» (кулак — ребро — ладонь). Три положения
руки на столе или на колене последовательно сменяют друг
друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз:
Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).
24
5. «Лезгинка». Левая ладонь повернута к себе, пальцы в
кулак, а большой — в сторону. Правая рука прямой
ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом —
одновременная смена положений рук.
Вертишейки, вертихвостки
Не хотят носить обноски —
Им бы праздничные блестки
Да высокие прически!
6. «Шапка размышлений».
Данное упражнение позволяет быстро включиться в
работу, улучшает внимание. Растираем ладошки до
образования “ теплого комочка”, одеваем комочек на
голову, и крутим мочки уха. Упражнение выполняется 3
раза
7. «Ленивые восьмерки». Данное упражнение
активизирует структуры, обеспечивающие запоминание.
Дети рисуют в воздухе в горизонтальной плоскости “
восьмерки” по 3 раза каждой рукой, а затем повторяют эти
движения обеими руками.
3. Игры
1) Игры с бусинами, пуговицами (можно использовать на
игровых занятиях при парной и групповой работе)
Нанизывание: пуговицы, бусы, рожки и макароны,
сушки, картонные кружочки.
Выкладывание картин из пуговиц.
Выкладывание букв, силуэтов.
Сортировка по заданному признаку(по цвету,
размеру, форме).
25
Цепочки из цветных скрепок.
Заполните просторную коробку пуговицами:
•Опустите руки в коробку;
•Поводите ладонями по поверхности;
•Перетирайте пуговицы между ладонями;
•Пересыпайте их из ладошки в ладошку;
•Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую,
квадратную, гладкую и пр.
2) Игры с пластилином
Картины из пластилина
Объемные изделия
Д о щ е ч к и ,
п о к р ы т ы е
п л а с т и л и н о м ,
д л я
выкладывания
на
которых
можно
использоваться
различные материалы: горох, фасоль, семена тыквы,
арбуза, вишневые и сливовые косточки, различной
величины пуговицы, палочки.
3) Вырезывание ножницами
Силуэтное вырезывание.
Симметричное вырезывание.
Вырезывание различных фигурок из старых
открыток, журналов.
Вырезывание снежинок.
4) Рисование, раскрашивание
Обводка плоских фигур. Обводить можно все: дно
стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь,
плоскую игрушку и т.д.
Рисование по опорным точкам;
Дорисовывание второй половины рисунка;
Рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.
5) Работа с бумагой.
26
Плетение.Развитию точных движений и памяти
помогают плетение ковриков из бумажных полос.
Оригами- складывание корабликов, фигурок зверей
из бумаги.
Игры с бумагой (дать ребенку скомканный лист
фольги и предложить):
- разгладить его пальцами, чтобы он не морщился
- разгладить его одной рукой
- разгладить его двумя большими пальцами, затем
указательным и т.д.
6) Графические упражнения. Штриховка. (можно
использовать при работе с прописями)
Штриховка
-
одно
из
важнейших
упражнений.
Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую
уверенность штриха, что когда они приступят к письму в
тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много
писавшего.
Правила штриховки:
Штриховать только в заданном направлении.
Не выходить за контуры фигуры.
Соблюдать параллельность линий.
Не сближать штрихи, расстояние между ними
должно быть 0,5 см.
Выполняется на нелинованной бумаге.
7) Игры с крупами (данные упражнения предлагаю
родителям для занятий с детьми дома)
Прячем ручки в крупу
Пересыпаем крупу
Дождь, град
Покорми птичек
Найди игрушку
27
Игра «Золушка»
«Отгадай, какая крупа в мешочке»
Нарисуй домик, солнце и т.д.
8)
Развитие мелкой моторики в быту (для занятий дома)
Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире.
Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от
скорлупок). Очищать фисташки.
Собирать с пола соринки. Помогать собирать
рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы,
бусинки).
Лепить из теста печенье.
Открывать почтовый ящик ключом.
Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а
так же разуваться и раздеваться. Учиться
самостоятельно надевать перчатки. Пробовать
зашнуровывать кроссовки.
Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.
Начищать обувь для всей семьи специальной
губкой.
Заключение
28
Таким образом, используя предложенные
упражнения и игры на занятиях в школе и дома, родители и
педагоги решают сразу несколько задач:
во-первых, занятия положительно влияют на
общее интеллектуальное развитие ребёнка;
во-вторых, точное динамичное выполнение
упражнений для рук, туловища, головы
совершенствуют движения артикулярных органов:
губ, языка, нижней челюсти;
в-третьих, упражнения и игры готовят к
овладению навыком письма, что в будущем
поможет избежать многих проблем школьного
обучения.
29
Список литературы
1.
Аксёнова М. Развитие тонких движений пальцев рук у
детей с нарушением речи.// Дошкольное воспитание
№ 9.1990. - с.62.
2.
Безруких М.М., Хохлова Т.Е. Упражнения для занятий
с детьми, имеющими трудности при обучении письму.
- М., 1994.
3.
Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для
развития речи дошкольников. ООО Издательство
АСТ, 2000.
4.
Калинина Н.В., Разинкина А.В. Подготовка
дошкольников к обучению каллиграфии:
Методические рекомендации в помощь психологу,
воспитателю, родителям.- Ульяновск: ИПК ПРО,
1996. - 100с.
5.
Крупенчук О.И. Развиваем мелкую моторику. ООО
Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург, 2002.
6.
Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Издательский
ДОМ «Кристалл». Санкт-Петербург, 2000.
7.
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Пальчиковая
гимнастика». Москва, АСТ. Астрель, 2002.
30