Напоминание

конспект урока биологии в 6 классе "Грибы"


Авторы: Степченко Алла Ивановна, Степченко Е. М.
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ "Бельковская СОШ"
Населённый пункт: Бельковское сельское поселение
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: конспект урока биологии в 6 классе "Грибы"
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока по биологии в 5 классе подготовила учитель химии и биологии

Степченко Алла Ивановна

Тема урока: Царство Грибы.

Цель урока: ознакомить обучающихся с общей характеристикой грибов, их ролью

в природе и жизни человека.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с характерными признаками грибов;

- показать их сходство с растениями и отличие от них;

- охарактеризовать строение грибов, типы их питания, размножения;

- раскрыть значение грибов в природе и жизни человека;

Развивающие: развивать умения распознавать грибы в природе, давать сравнительную

характеристику грибов и других царств живых организмов, выделять главное, делать схемы,

таблицы, выводы;

Воспитательные: развитие интереса к изучению многообразия живых организмов, охрана

природы и правильное поведение в природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;

формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.

Метапредметные:

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и

обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для

решения учебных задач.

Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой

( текст в схему и пр.).

Коммуникативные УУД: умение работать в парах

Регулятивные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать

учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока),

выдвигать версии.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при

необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение

объектов природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность

при изучении темы.

умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения

здоровья

Средства обучения: Таблицы "Строение шляпочного гриба", "плесневые грибы", муляжи

плодов, фотографии, презентация.

Методы обучения: словесно- наглядные, практические, частично-поисковые.

Тип урока: изучения нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

фронтальный опрос по теме: "животные":

-По каким признакам животных относят к эукариотам?

- С какими животными вам приходилось сталкиваться в вашей жизни?

- В чем сходство и различия в строении животных и растений?

- Какую роль в природе играют животные?

- Каково значение животные для человека?

- Почему животных считают биотическим фактором в природе?

3. Изучение нового материала

С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Если дождик и тепло,

Он считает – повезло!

Я не случайно начала урок с этой загадки, потому что мы будем говорить о грибах.

Что же такое грибы? Почему грибы выделяют в отдельное царство?

И почему многие люди так любят эти удивительные творения природы?

Ответы на эти вопросы мы с вами попытаемся найти сегодня на уроке.

Тема нашего урока Царство грибы.

Мы рассмотрим общую характеристику данного царства, узнаем какова роль грибов

в природе и жизни человека.

- (рассказ учителя)

Египетские фараоны верили в то, что грибы обладали магическими силами и возможно так

оно и есть. Составляя целое царство, они часто ассоциируются с чем-то мистическим

и непонятным для нас. Так, давайте же разберемся, что представляют из себя грибы, и какую

роль они играют.

Грибы – это самая большая группа растительных организмов (около 100 тыс. видов). Они

окружают нас повсюду: в воде, в почве, в воздухе.

Изучением грибов занимается наука – микология. Эта наука прошла долгий путь. Её

родоначальником считается Аристотель, который в 4 веке до нашей эры впервые составил

описание грибов.

До 18 века о законах развития грибов ничего не было известно. Появление грибов «из

ничего», их быстрый рост приписывали удару молнии в землю или обильному выпадению

росы. Образование грибных кругов в середине которых трава засыхала, объясняли кознями

потусторонних сил.

Учёные долго ломали голову куда отнести грибы – к растениям или к животным. Годами

грибы относили к растительному миру. Однако, при ближайшем рассмотрении учёные

обнаружили, что у грибов больше общего с животными, чем с растениями. Но только в 1960

году грибы выделили в отдельное царство – Царство Грибы. (слайд2)

-Учащиеся заполняют таблицу

Царство Грибы

Признаки сходства с

растениями

Признаки сходства с

животными

Признаки, характерные только для

грибов

неподвижны;

имеют прочные клеточные

стенки;

часто осуществляют

вегетативное размножение;

- растут верхушечной частью;

- всасывают питательные

вещества.

- питаются готовыми

органическими веществами

– гетеротрофы;

- в клеточных стенках хитин;

- запасной продукт –

гликоген;

- образуют мочевину.

- основа вегетативного тела –

грибница или мицелий;

- грибница состоит из нитей – гиф;

- гифы состоят из многоядерных

или одноядерных клеток;

- переплетение гифов образует

плодовое тело.

Грибы окружают нас повсюду, и даже там, где их вроде бы и не видно. Всё дело в том, что по

своему строению и размерам они очень разнообразны. Мы с вами привыкли видеть «шляпку

на ножке», но плесень на продуктах, дрожжи – это тоже грибы.

грибы

Строение грибов

Многоклеточные одноклеточные

шляпочные Пеницилл мукор

Трутовики

Дрожжи

У одноклеточных грибов весь разветвленный мицелий представляет одну клетку. Тело

многоклеточных грибов состоит из тонких нитей — гифов, которые часто ветвятся и образуют

мицелий, или грибницу. Грибница обладает огромной площадью поверхности, через которую

поглощает питательные вещества. Часть грибницы, расположенная в почве, называется

почвенной грибницей, наружная часть – это плодовое тело гриба. На нём формируются

органы размножения

Грибная клетка, как правило, имеет хорошо выраженную клеточную стенку. В цитоплазме

расположено значительное количество рибосом и митохондрий, аппарат Гольджи развит

слабо. Наследственный аппарат сосредоточен в ядрах, число которых колеблется от одного

до нескольких десятков. Большое количество включений представлены гликогеном и

каплями жира.

Учащиеся заполняют таблицу

Роль грибов в природе и жизни человека огромна

Роль грибов

Положительная

Отрицательная

- разложение остатков животных и растений, повышение

плодородия почвы;

- в медицине - антибиотик (пенициллин);

- укрепляют иммунную систему;

- в пищевой промышленности:

а) как продукты питания

б) в хлебопечении, пивоварении, виноделии, производстве

спирта, производстве уксусной кислоты

в) для осветления фруктовых соков

- приготавливают препараты для уничтожения вредных

насекомых и сорняков;

- переработка сырья, грубых кормов;

- разрушение бумажных отходов.

- порча продуктов питания;

- болезни растений (фитофтора,

чёрная ножка и др.);

- портят смазочные масла,

нефтепродукты, вызывают

коррозию металла;

- портят книги, произведения

искусства;

- вредят здоровью людей и

животных.

4. Закрепление материала урока.

Почему грибы можно считать более высокоорганизованными организмами, чем бактерии?

Вывод: грибы – особое царство в органическом мире, сочетающее в себе признаки растений и

животных. Эти организмы относятся к эукариотам. Они могут иметь одноклеточное и

многоклеточное строение тела. Тело образует грибницу или мицелий, состоящий из гифов

5. Рефлексивная деятельность.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что бы вы хотели рассмотреть более подробно?

6. Домашнее задание.

П.13 вопросы с.60 подготовить сообщение "Ядовитые грибы", "Съедобные грибы",

"Плесневые грибы".



В раздел образования