Напоминание

Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести Н.Васильевой "По прозвищу Гуманоид"


Автор: Наталья Николаевна Григорьева
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МКОУ "Средняя школа №1 г.Олонца"
Населённый пункт: Карелия, г.Олонец
Наименование материала: конспект урока
Тема: Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести Н.Васильевой "По прозвищу Гуманоид"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок внеклассного чтения по повести Н. Васильевой «По прозвищу Гуманоид».

Тема: «Жизненные ценности в повести Н.Васильевой «По прозвищу Гуманоид».

Задачи:

Предметные:

формировать читательского интереса у учащихся 6-7 классов;

формировать умение высказывать своё отношение к прочитанному, анализировать

прочитанное, делать выводы на основе прочитанного текста.

Метапредметные:

а) познавательные:

формирование умения находить ответы на вопросы в тексте, делать выводы в результате

совместной работы класса и учителя.

б) регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности на уроке.

в) коммуникативные:

доносить свою позицию до других; высказывать свою точку зрения и пытаться ее

обосновать, приводя аргументы.

Оборудование: текст произведения Н.Б. Васильевой «По прозвищу Гуманоид», выставка

представленных библиотекой школы книг Н.Васильевой, фотография писательницы, сделанная

во время посещения нашей школы.

1.

Оргмомент. Приветственное слово учителя.

Добрый день, девочки и мальчики. Наш сегодняшний урок посвящён творчеству уже

известной вам карельской писательницы Надежды Васильевой. В прошлом году мы

знакомились с одним произведением, главным героем которого был «странный»

мальчик, ваш ровесник, по имени Лёшка. К сожалению, произведение закончилось

трагично: главный герой утонул.. Кто вспомнит 6название этого рассказа? («Полынья»)

2.

Целеполагание.

- Вы дома знакомились с текстом повести Н.Васильевой «По прозвищу Гуманоид». Как

вы думаете, о чём этот текст? (О жизни, о семье, о дружбе, о понимании, о ценностях, об

отношениях родителей и детей, о взрослении Митьки)

- Какова тема нашего урока? (Мы будем говорить о жизни, о ценностях) Формулируем и

записываем тему в тетрадь: «Жизненные ценности в повести Н.Васильевой «По

прозвищу Гуманоид».

3.

Актуализация знаний.

- Вспомните, кто является героем того произведения, которое вы читали к сегодняшнему

уроку? (Мальчик по имени Митя). Что вы можете рассказать о герое (Учится в школе, ребята и

учитель считают его «странным», у Митьки есть семья: мама, папа, сестрёнка).

4. - Как начинается произведение? (Родителей Мити приглашают в школу для беседы по

поводу поведения мальчика)

- Какой эпизод становится последней каплей в терпении папы героя (История с муравьём)

- Какое наказание для провинившегося, по его мнению сына, выбирает папа? (Не разрешает на

каникулы поехать сыну к дедушке, а заставляет Митю ехать в отпуск в Болгарию)

- Перед нами образ ещё одного члена семьи, который играет важную роль в жизни подростка.

Кто это? (дедушка Мити)

- Почему Митя так хочет поехать в деревню? Как там он проводит своё время? (Учащиеся

рассказывают о друзьях мальчика, о поездках на рыбалку и походах в лес, об Острове

откровения)

- Почему дедушку Митя называет другом? Каковы отношения между дедушкой и внуком?

( Доверительные, очень близкие, уважительные, любят и понимают друг друга)

- Найдите в тексте те уроки, которые от дедушки слышит Митя. Чему он учится?

(«Никогда не стремись быть первым, Митька. Знай: свой гриб всегда найдешь. И в любом деле так.

Упаси тебя Бог в жизни от жадности, зависти да конкуренции какой. Бери в лесу столько, сколько

тебе надо, не больше. Бидончик ягод, лукошко грибов. И тогда жизнь не в муку, а в радость. И всем

добра хватит: и людям, и птице, и зверью».

«Ничего нет в жизни красивее и разумнее самой природы. В лесу да в поле от каждой болячки травка

есть». «Каждая живность свой уклад имеет. Хоть пчел возьми. Они человека, знаешь, как

чувствуют. Если душа не в гармонии – близко к улью не подойдешь».

«Муравьи опять же. Такой высокой организации совместного жительства любое государство

позавидовать может».

«А птицы? Ты посмотри, как они разумно на юг по небу летят! Без слов друг друга понимают».

«А животные? У меня вот сустав правый болит. Заметь, кошка наша всегда к моему правому суставу

жмется. Потому как кошки энергетику негативную в себя впитывают. Не веришь? Ей – богу!

Лечат!».

«Я имею все, что хочу. И дом у меня есть, и жена справная, и работа любимая, и корова, и пчелы, и сад,

и лодка на берегу. Ни в холоде, ни в голоде. С протянутой рукой не стою. А внуки у меня какие!

Да ведь за одно то, что ты у меня есть, я Богу до конца дней своих должен поклоны бить! Ты

ведь, Митька, продолжение меня. Не каждому на долю такое счастье выпадает» )

- Каковы отношения между отцом мальчика и дедом? Кто кого и почему называет Гуманоидом? Кто

такие гуманоиды? (Не понимает отец деда, сердится, ревнует сына. Он называет деда так,

потому что дед ему кажется странным, деревенским, слишком добрым, не любящим подарков.

Дед ценит зятя за заботу о семье, за то, что тот сам всего в жизни добился)

- Как прошел отпуск Мити? (Несмотря на нежелание ехать в Болгарию, Митя провел отпуск с отцом

хорошо: он нашёл настоящего друга Званка, болгарского мальчика, познакомился с Ритой,

которая ему понравился, понял, что отец готов ударить сильного Бегемота, защищая сына.

Митька благодаря деду смог увидеть в неприятном ему Бегемоте хорошее качество: он

помогает старикам, потому что понимает, как им трудно)

- Какую страшную новость узнаёт Митя в Петрозаводске? (Водитель, встречающий папу с Митей на

вокзале, сообщает новость о смерти деда)

- Как смерть деда сближает Митю с отцом? Что понимает Митя? (Мальчик видит, что отец плачет в

доме деда, ему тоже больно терять близкого человека. Митя с папой идут на кладбище

прощаться с дедушкой, вместе возвращаются в город)

5. Первичное закрепление.

- Почему повесть начинается и заканчивается сценой спасения муравья? (В начале повести муравья

спасает Митя, в конце- отец мальчика. Писательница показывает, как изменились отношения

между двумя героями, появилась близость, теплота, понимание)

6. Рефлексия. Подведение итогов.

- Какие жизненные уроки усвоил Митя? Можно ли сказать, что он повзрослел?

(Он научился, как и говорил дед, в каждом человеке видеть что-то хорошее, даже если на

первый взгляд хорошего ничего нет. Он научился ценить то, что у него есть, в том числе и

отношения с отцом. Митя, как и наказывал дед, любит и ценит всё живое, поэтому и спасает

муравья. Мальчик повзрослел, он знает, что в трудные моменты он может всегда мысленно или

во сне обратиться к деду и тот ему поможет)

7. Домашнее задание.

- Ребята, напишите небольшой отзыв о прочитанном тексте:

- Что вам больше всего запомнилось в повести?

- Чему это произведение научило вас? О чём заставило задуматься?



В раздел образования