Напоминание

"Педагогические особенности преподавания истории в условиях инклюзии учащимся с ДЦП"


Автор: Шалаев Олег Тамерланович
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №78 "Фарватер"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогические особенности преподавания истории в условиях инклюзии учащимся с ДЦП"
Раздел: полное образование





Назад




Педагогические особенности преподавания истории в условиях

инклюзии учащимся с ДЦП

Ключевые слова: история, преподавание истории, детский церебральный

паралич (ДЦП)

История относится к основополагающим дисциплинам в курсе среднего

общего образования. Ее важнейшими функциями являются такие социальные

функции,

как

познавательная,

практически-рекомендательная

и

воспитательная.

История

играет

важную

роль

в

формировании

научного

мировоззрения, в познании законов развития человеческого общества; она

позволяет

применять

комплексный

подход

к

процессу

всестороннего

воспитания

личности,

т.е

соединить

в

воспитании

патриотические,

интернационалистские, трудовые, нравственные моменты.

В 5-м классе средней школы начинается изучение истории в качестве

самостоятельной

дисциплины.

От

того

насколько

успешно

произойдет

«введение в специальность» на данном этапе, во многом зависит не только

успешность освоения материала на более старших ступенях обучения, но и

дальнейшее становление учащегося как личности. Перед учителем стоит

задача

заинтересовать

учеников

предметом,

доказать,

что

историю

знать

необходимо, что это позволит им осознать себя субъектом исторического

развития, поможет понять особое место человека в многообразном мире.

Эта задача, нелегкая сама по себе, осложняется тем обстоятельством, что

в условиях инклюзии в классах присутствуют дети с детским церебральным

параличом (ДЦП), которых с каждым годом становится все больше.

По признанию специалистов, для детей с ДЦП характерно патология

черепных нервов: косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушения слуха,

псевдобульбарные

расстройства.

довольно

часто

у

детей

отмечают

микроцефалию, которая, разумеется, носит вторичный характер. Тяжёлый

двигательный

дефект

рук

и

отсутствие

мотивации

исключают

самообслуживание и простую трудовую деятельность. Обучение детей с ДЦП

должна

носить

всесторонний, комплексный

характер

со

стороны

врача-

невролога, психолога, педагога и обязательно родителей. Учитель, являясь

связующим звеном между системой образования и отдельным учеником,

может во многом помочь ребенку адаптироваться к условиям школы и стать

успешным учеником.

1.

Ученику

с

ДЦП

необходимо повышение учебной мотивации. В

настоящее

время

разработаны

технологии

развития

интереса

учащихся

практически

по

всем

предметам,

определены

такие

методы

развития

положительной

мотивации

на

уроках

истории,

как эвристическая беседа,

участие в познавательных играх, решение проблемных задач, исследование

новых

для

учащихся

документов,

использования

разнообразных

средств

наглядности, включая мультимедийные средства обучения.

2 . Организация учебного процесса должна в обязательном порядке

строиться

с учетом психофизиологических особенностей учащихся. При

планировании урока необходимо предусмотреть смену видов деятельности,

чтобы

активные

периоды

сменялись

расслаблением.

Реализация

двигательной

потребности

ребенка

с

ДЦП

может

быть

достигнута

на

физкультминутках, а также в ходе выполнения поручений учителя раздать

тетради, стереть с доски и т.п. Проверку знаний учеников с ДЦП лучше всего

осуществлять в начале урока. Важно снизить объемы рукописных текстов;

выполнение

заданий

в

обычных

тетрадях

с

успехом

компенсирует

использование рабочих тетрадей по истории, контурных карт, выполнение

некоторых упражнений на компьютере.

3 . Развитие

дефицитарных

функций учащихся

с

ДЦП

на

уроках

истории может быть достигнуто за счет таких приемов, как дублирование

учеником

инструкций

учителя

одноклассникам

(развитие

навыков

самоконтроля); составление списка необходимых действий при выполнении

задания (обучение навыкам планирования) и т.д.

4. В довершении учитель должен помнить о необходимости обучения

учащихся

конструктивным

формам

взаимодействия с

педагогом

и

сверстниками на уроке.

Использование приведенных принципов и приемов на уроках истории

способствует успешному усвоению предмета учащимися, позволяет вести

реабилитацию

детей

с

ДЦП,

помогает

им

адаптироваться

к

школьным

условиям,

выявить

собственные

сильные

стороны

и

стать

успешными

учениками.

Литература:

1. Афонюшкина А. В. О современном преподавании истории в школе //

Вестник Воронежского гос. университета. – 2010. – № 2. – С. 79–85.

2.

Бабенко А. Ю.

Особенности

организации

учебной

работы

детей

с

ДЦП в условиях общеобразовательной школы // Традиции и инновации в

начальном

образовании:

материалы

региональной

научно-практической

конференции / Елецкий гос. ун-т. – Елец, 2017. – С. 24-28.

3. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания

детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: Академия, 2001

4. Особенности обучения ребенка с нарушениями опорно-двигательного

аппарата в общеобразовательном учреждении: методические рекомендации. –

М..; СПб.: Нестор-История, 2012. – 216 с. (Сер. «Инклюзивное образование).

5. Обухов А. С. Методики исследовательской деятельности учащихся в

области гуманитарных наук. – М.: МИОО, 2006



В раздел образования