Напоминание

Внеклассная работа по иностранному языку как способ повышения интереса учащихся к предмету


Автор: Наталья Михайловна Коркина
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ Павинская СОШ
Населённый пункт: с. Павино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеклассная работа по иностранному языку как способ повышения интереса учащихся к предмету
Раздел: среднее образование





Назад




Внеклассная работа по иностранному языку как способ повышения интереса

учащихся к предмету.

Содержание

1.

Введение

2.

Основная часть

2.1.

Особенности организации внеурочной деятельности по иностранному языку

2.2 Опыт осуществления внеурочной деятельности по иностранному языку в МОУ

Павинской СОШ

3.

Заключение

4.

Список используемой литературы

1.

Введение

« …замечательные, блестящие уроки есть там,

где имеется еще что-то замечательно, кроме уроков,

где имеются и применяются самые разнообразные

формы развития учащихся вне уроков».

В. А Сухомлинский

Внеурочную деятельность по иностранному языку можно определить как систему

неоднородных

по

смыслу,

назначению

и

методике проведения просветительно-

воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ.

В настоящее время организация учебно-воспитательного процесса обучения иностранному

языку в школе состоит в том, что овладение иностранным языком происходит вне языковой

среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна

– две минуты говорения за урок. В основном, на уроке задача развития у учащихся речевых

навыков и умений решается посредством выполнения большого количества языковых и

речевых упражнений. Отсутствие

у ученика мотивации, основанной на естественной

потребности к общению на иностранном языке, а также отсутствие возможности использовать

иноязычный речевой опыт в реальной жизни

ограничивает

достижение существенных

результатов в обучении иностранному языку.

Поэтому внеурочная деятельность по

иностранному языку приобретает особую актуальность

в достижении предметных,

метапредметных и личностных результатов образования школьников. Именно во внеурочной

деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой

среды, способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию

интереса учащихся к изучаемому предмету. В этом и является актуальность выбранной

методической разработки.

Целями внеклассной работы по иностранному языку являются:

- расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной

коммуникативной деятельностью;

- стимулирование интереса студентов к изучению предмета;

- всесторонне развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и

духовно-нравственную сферы.

Внеклассные мероприятия

помогают обучающимся

усвоить учебный материал и

овладеть дополнительными знаниями по иностранному языку с помощью доступных и

интересных методов. Осуществление внеурочной деятельности по иностранному языку

направлено на решение следующих задач и развитие универсальных учебных действий:

- усовершенствование навыков и умений, приобретенных на уроках иностранного

языка (ведет к достижению предметных результатов);

- развитие коммуникативных УУД ведет к достижению предметных, метапредметных и

личностных результатов;

- развитие памяти, мышления, воображения, внимания (метапредметные результаты);

- развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетических

вкусов (метапредметные результаты);

- повышение интереса к истории и культуре страны изучаемого языка, приобретение

страноведческих знаний (предметные и личностные результаты);

- воспитание любви к своему краю, родине, культуре и уважения к другим людям,

представителям других культур (личностные результаты).

Внеурочная деятельность по иностранному языку имеет большое общеобразовательное,

воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания

иностранного языка, но и способствует развитию творческой активности обучаемых, их

эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры

другой страны. Важным моментом внеурочной деятельности, повышающим мотивацию и

интерес к изучению иностранного языка, является создание ситуации успеха, где ребенок имеет

возможность испытать радость, почувствовать веру в себя.

2.

Основная часть

2.1 Особенности организации внеурочной деятельности по иностранному

языку

В условиях ФГОС одна из основных целей перед педагогом заключается в том, чтобы

осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как

механизма обеспечения полноты и цельности образования. Существует много направлений и

форм проведения внеурочной деятельности. Каждый педагог выбирает для себя наиболее

подходящие, исходя из целей, задач, возрастной группы, способностей и интересов учащихся.

Внеурочная деятельность по иностранному языку может быть организована по разным

направлениям.

- Научно-познавательная деятельность школьников может быть организована в форме

факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся,

интеллектуальных клубов, читательских студий, клубов юных музееведов, олимпиад, викторин

и т. д.

- Художественно-эстетическое направление

внеурочной деятельности может быть

представлено работой школьных лингвистических театров, проведением выставок декоративно-

прикладного и художественного искусства на иностранном языке и т. д.

- Общественно полезная и проектная деятельность по иностранному языку может быть

организована в форме лингвистических лагерей во время каникул с привлечением носителей

языка – волонтеров из зарубежных стран, где в совместных добровольческих акциях возможна

реализация социально значимых проектов. [1]

Несмотря на то, что

внеурочная деятельность является неотъемлемой частью

образовательного процесса, она имеет некоторые отличия от учебной деятельности.

Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:

Во-первых, добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие

от обязательности учебной деятельности. Учащиеся сами решают для себя вопрос об участии в

тех или иных видах внеклассной работы, прежде всего в соответствии со своими интересами,

желаниями узнать что-то новое, заняться языком дополнительно с какими-то определенными

целями.

Этот принцип определяет содержание и форму внеклассной работы — она должна

постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к иностранному языку.

Во- вторых, внеурочный характер занятий, который выражается в отсутствии строго

урочной регламентации, касающийся времени, места, формы их проведения.

А так же, в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах.

В-третьих, большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении

внеурочных поручений. В отличие от учебной работы, где помощь преподавателя играет

ведущую роль, во внеклассной работе ребята проявляют больше самостоятельности,

изобретательности, творчества, как в выполнении, так и в организации внеурочных

мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных возрастных групп

учащихся, их склонностям. [3]

Внеклассная деятельность строиться на следующих принципах:

Принцип добровольности состоит в том, что ученики включаются во внеурочную

деятельность по собственному желанию.

Принцип

массовости

предусматривает

активное

участие

во

внеклассных

мероприятиях наибольшего количества учеников с разным уровнем подготовки по предмету.

Принцип учета и развития Принцип связи внеурочной деятельности с уроками, прежде

всего,

состоит

в

том,

чтобы

обеспечить

единство

практических,

развивающих

и

воспитательных

целей

внеклассных

занятий

и

мероприятий

и

уроков.

Он

также

предусматривает связь учебных материалов, которые используются во внеклассной работе, с

материалом действующих УМК по иностранному языку.

Все вышеназванные принципы дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают

целенаправленное, последовательное, систематическое и вместе с тем разностороннее влияние

на развитие личности.

В методической литературе и в практике школы традиционно различаю три формы

внеурочной деятельности: индивидуальная, групповая и массовая.

Индивидуальная

внеурочная работа проводится с отдельными учениками, которые

готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о значительных датах и

событиях,

выдающихся

людях,

разучивают

стихи,

песни,

отрывки

из

литературных

произведений

на

иностранном

языке,

изготовляют

наглядные

пособия,

оформляют

стенгазеты, альбомы, стенды и т.п. Индивидуальная работа может проводиться постоянно

или эпизодически.

Групповая форма внеурочной деятельности имеет четкую организационную структуру и

относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К этой форме

принадлежат

разнообразные

кружки.

Положительно

комбинированные

кружки,

где

объединяются разные виды деятельности, например, разучивание песен и подготовка

инсценировок, внеклассное чтение и просмотр диафильмов с дальнейшим обсуждением

просмотренного. Занятия в кружках, как правило, проводятся регулярно.

Массовые

формы внеурочной деятельности не имеют четкой организационной

структуры. К ним относят такие мероприятия, как вечера, фестивали, конкурсы, карнавалы,

тематические вечера ит.п. [5]

Форма подведения итогов:

Итоговой работой

по завершению каждой темы

являются театрализованные

представления, сценические постановки, открытые занятия, игры, концерты, конкурсы.

После каждого года обучения педагогу стоит провести показательные мини-спектакли,

используя творчество и фантазию детей.

индивидуальных особенностей и интересов обучающихся предусматривает учет в

контексте деятельности учеников их собственного опыта, интересов, желаний, наклонностей,

мировоззрения, эмоционально-чувственной сферы и статуса личности в коллективе. [1]

2.2 Опыт осуществления внеурочной деятельности по иностранному языку в МОУ

Павинской СОШ

Организация внеурочной деятельности в школе является неотъемлемой частью

образовательного процесса. В своей работе внеурочную деятельность я организую с ребятами

со 2 по 11 класс. Реализуя внеурочную деятельность, опираемся на следующие документы:

Закон

Российской

Федерации

«Об

образовании»;

Федеральный

государственный

образовательный стандарт начального общего образования; Федеральный государственный

образовательный стандарт основного общего образования; Федеральный государственный

образовательный

стандарт

среднего

общего

образования;

Концепция

модернизации

дополнительного

образования

детей

Российской

Федерации;

Концепция

духовно-

нравственного воспитания; Локальные акты ОУ.

В свое работе я использую разные формы внеурочной деятельности. Ежегодно в нашей

школе проходит неделя иностранного языка.

Эта форма является массовой,

так

как

предусматривает участие в ней большого количества учащихся разных возрастных категорий,

в том числе и младших школьников, включает комплекс разных по смыслу и форме

мероприятий,

которые

происходят

в определенный период времени и направлены на

реализацию

задач

комплексного подхода к воспитанию учеников. В рамках недели

иностранного языка были проведены мероприятия: «Никто не забыт», (см. прил.1 ) «Праздник

весны» (см. прил. 2)

Материал,

используемый

на

внеклассных

занятиях

при

подготовке

массовых

мероприятий, я стараюсь делать интересным, познавательным, развивающим, учитывая

индивидуальности, склонности и уровень подготовки учащихся по языку. Учащиеся с

удовольствием принимают участие в данных мероприятиях.

Впервые,

на

базе

МОУ

Павинской

СОШ

был

организован

летний

лингвострановедческий

лагерь.

Основная

идея

создание

условий

для

физического

оздоровления детей, их духовного развития, образовательного и содержательного досуга в

период летних каникул. Повышение у обучающихся интереса и положительной мотивации к

изучению английского языка, культуре, обычаям и традициям англоговорящих стран,

совершенствовать навыки устной речи. Одним из результатов реализации программы является

внеклассное мероприятие: инсценировка сказки братьев Гримм «Золотой гусь» (см. прил. 3)

Так же ежегодно мои ученики принимают участие в олимпиадах и языковых конкурсах,

которые привлекают их внимание. Цели и задачи олимпиады: развитие познавательного

интереса ребенка к углубленному изучению дисциплины и выявление наиболее одаренных и

талантливых учеников.

В заключение хочу отметить, что именно во внеклассной работе на фоне отсутствия

англоязычной среды учащиеся имеют практику в применении английского языка, в овладении

коммуникативной компетенции, т.е. предусматривается обучение не столько системе языка,

сколько практическому овладению иностранным языком.

3.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что при изучении иностранного языка

внеурочная

деятельность обучаемых играет важную роль и проводится в соответствии со спецификой

предмета.

В процессе проведения внеклассной деятельности, у учащихся происходит расширение и

углубление знаний по предмету. Я считаю что, одной из самых важных задач, которая

решается в ходе внеклассной деятельности, является развитие интереса к изучению предмета.

Так же она решает

главные

задачи:

во-первых,

способствует развитию иноязычной

коммуникативной компетенции, углублению знаний, совершенствование навыков и умений

по данному предмету; во-вторых, помогает организовать свободное время учащихся с целью

их общего развития,

нравственного и эстетического воспитания, развития творческих

способностей. Для педагога,

поле для работы в направлении внеклассная деятельность,

разнообразно. Каждый, исходя из своих целей, задач, своей индивидуальности и творческого

подхода к делу, может выбрать для себя нужное проведение во внеурочной деятельности. Для

этого нужно знать методы, формы, принципы на которых стоиться эта деятельность.

В

конечном итоге эти знания и применения их в учебном процессе повлияют на активизацию

познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания.

Сделать внеурочную деятельность увлекательной доступно каждому учителю, стоит

только немного задуматься о том, что сделать такого на занятии, что заинтересовало бы детей.

4.

Список используемой литературы

1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор /пособие

для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2013.

2.Григорьев

Д.В.

Программы

внеурочной

деятельности.

Познавательная

деятельность.

Проблемно-ценностное общение /пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.

В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2014.

3. Гончаренко Н.Н. Развитие интереса к иностранному языку у младших школьников / Н.Н

Гончаренко // Иностр. яз. шк. – 2008. – №1. – С. 51–53.

4. Минаева И.Б. Мотивация – успеха – необходимое условие овладения иностранным языком. /

И.Б Минаева // Иностр. яз. шк. – 2009. – №2. – С. 42–45.

5. Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе. / С.Н. Савина. –

М.: Просвещение, 1991. – 230 с.

6.

Шерстеникина

В.А.

Внеклассная

работа

по

иностранному

языку

в

контексте

профессиональной компетентности учителя / В.А. Шерстеникина //Стратегия повышения

качества подготовки специалистов в лингвистическом университете в контексте национальной

инициативы «Наша новая школа». Научно

практическая конференция (Иркутск,6 мая 2010г.). /

Науч. Ред. Л.А. Выговский, Т.В. Живокоренцева. – Иркутск : ГОУ ВПО ИГЛУ, 2010. – 176 с.



В раздел образования