Авторы: Югай Владимир Мронович, Соловьев Дмитрий Геннадьевич
Должность: Специалист по работе с молодежью, специалист по работе с молодежью
Учебное заведение: СПб ГБУ "Центр патриотического воспитания молодежи "Дзержинец""
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Молодежная политика в сфере спортивно-прикладных единоборств
Тема: Социальная и психофизическая адаптация через занятия спортивно прикладными (боевыми) единоборствами.
Раздел: дополнительное образование
Социальная и психофизическая адаптация через
занятия спортивно-боевыми единоборствами
Основная цель статьи показать как с помощью занятий спортивно-
боевыми
единоборствами
решается
проблема
социальной
и
психофизической адаптации подростков, формирование и воспитание
гармоничной,
всесторонне развитой личности,
разделяющего
моральные и нравственно-этические ценности Российского общества,
достойного
гражданина
страны.
Достижение
спортивных
результатов как сопутствующий эффект при реализации данной
методики.
Деятельный подход к развитию.
Занятия контактными видами спортивно-боевых единоборств
(универсальный бой, рукопашный бой, ушу, кикбоксинг) очень
привлекательны для подростков, (подсознательно стремящихся к силе
физической
эмоциональной
и
т.д.),и
это
даёт
уникальную
возможность воздействия на подростка с его высокой мотивацией к
занятиям (к своему обучению и изменению). Можно сказать, что
воздействие происходит не на прямую (когда даются установки,
разрешения и запреты на определённые действия ) , а косвенно, через
желание ребёнка заниматься контактными видами единоборств и для
достижения определённого результата вынужденного принимать
определенные правила, в результате осознанно меняться , формируя
необходимые качества ( физические, психологические, нравственно-
этические) и модель поведения.
При этом занятия спортивно-
боевыми единоборствами сами по себе предъявляют определенные
требования, заставляя занимающихся преодолевать возникающие
трудности, быть дисциплинированными,
адекватно действовать в
стрессовых ситуациях, максимально проявить такие качества, как
смелость,
трудолюбие,
честность,
упорство,
взаимовыручка,
коллективизм, толерантность, умение преодолевать боль и слабость.
Как следствие при таком воздействии формируются социально
необходимые установки, меняется поведение, растёт авторитет и
самооценка ребёнка.
Тренировочный процесс направлен на создание среды и
атмосферы
в
условиях
которых
происходит
социальная
и
психофизическая адаптация подростка.
Необходимо отметить такие особенности при работе как:
1
- отсутствие отбора и отсеивание неперспективных (со спортивной
точки зрения)
и «трудных» (с точки зрения социальной и
нравственно-этической) детей в процессе занятий
- разный возраст и социальная среда детей занимающихся в одной
группе (соответственно разный уровень восприятия, подвижности
нервной системы, готовности к сотрудничеству, обмену информацией,
различная стартовая и повседневная социальная среда и материальное
благополучие, различный
объём двигательных навыков, умения
формирования новых навыков, способности усвоение материала и
трудолюбие) т.е. требуется учитывать индивидуальные и возрастные
возможности.
- комплексный подход для подготовки детей занимающихся в одной
группе
(требует
в
одно
время
совмещать
тренировочный,
воспитательный, социально-адаптационный
процессы с разным
уровнем
сложности
и
разными
целями
в
зависимости
от
необходимого воздействия на каждого воспитанника индивидуально)
Эта
специфика
учебно-тренировочного
процесса
является
ключевой в программы по социальной и психофизической адаптации.
Педагогическое воздействие осуществляется на протяжении
всего учебного периода, но более глубоко и комплексно в летний
период, когда воспитанники выезжают в лагерь. Подготовка к этому
этапу начинается задолго до выезда. Прежде всего необходимо вести
работу с родителями или лицами их заменяющими, объясняя цели и
задачи . Это помогает настроить их на совместную деятельность,
высветить проблемы , обозначить направление дальнейшего развития.
Занимаясь воспитанием и развитием ребёнка, они должны осознавать
конечную цель.
На
период
выезда
поле
педагогического
воздействия
распространяется на все сферы жизни и деятельности подростка.
Отъезд из дома , отход от социально знакомой и привычной среды,
требования
соблюдения
внешнего
распорядка,
умение
себя
обслуживать и налаживать взаимоотношение в коллективе создаёт
психоэмоциональное давление на подростка. При этом нужно
проявлять волевые усилия для выполнения учебно-тренировочных
заданий, требующих больших затрат физической и эмоциональной
энергии.
Задача педагога дополнительного образования – создание среды
в которой идёт процесс самоорганизации воспитанника. Заправить
кровать,
привести
в
порядок
комнату,
отследить
свои
вещи,
подготовиться к занятиям, найти нужный материал, включиться в
2
процесс обучения; развивает способность к самовоспитанию и
самообразованию.
Непосредственно тренировочный процесс включает в себя
теоретическую часть и практическую. На теоретических занятиях
воздействие
осуществляется
на
интеллектуальную
компоненту
психики, формируется понимание для чего нужен опыт преодоления
трудностей , как это влияет на формирование характера и во что
претворяется в дальнейшей жизни. Воздействия осуществляется через
беседы,
лекции,
доклады
на
заданные
темы,
просмотры
художественных,
документальных,
научно-популярных
и
мультипликационных
фильмов.
Для
просмотра
подбираются
материалы создающие атмосферу и настраивающие на работу по
собственному развитию. Воспитанники учатся письменно излагать
свои мысли, анализировать достигнутые результаты и выявлять
проблемные участки. Учатся подбирать нужные слова, которые
формируют психологическую атмосферу.
Как пример письменные работы на тему «Искусство и дух»
после просмотра фильма «Мы смерти смотрели в лицо».
Перед просмотром рассказывается предыстория, о чём фильм и
в какой период происходят события, затрагивается ключевая тема. Во
время
просмотра
делаются
периодические
остановки,
что
бы
акцентировать внимание, разобрать ситуацию или сложные для
понимания моменты, выражается отношение к действиям героев и
анализируются причины поступков. Какие мотивы двигают ими и
какие качества они проявляют, как это влияет на их жизнь и жизнь
людей вокруг них, как меняется отношение героя к кому либо, или
чему либо и как это влияет на отношение к нему. В конце подводится
краткое резюме и , по возможности, на следующем теоретическом
занятии дается письменная работа по фильму на определенную тему.
В
своих работах
воспитанники самостоятельно пытаются
анализировать и высказывать свои мысли излагая их на бумаге.
Предварительная
проработка
(которая
происходила
во
время
просмотра) помогает выбрать правильный настрой и оценочную базу.
В то же время оперируя словами и мыслями пишущий сам строит в
своём сознании морально-этические принципы, относительно которых
оценивает и на которые опирается, а затем пытается этому следовать,
что ведёт к формированию сознания, черт характера и в конечном
итоге выбора своего пути развития.
Отдельные работы, выполненные на формате А4, показаны
ниже. Длится работа 1,5 – 2 часа, если не получается успеть, то
доделывается в свободное время. Это подталкивает к интенсивной
работе и готовности к тому, что нужно успевать в отведенное время и
соблюсти определенные требования . Ведущий критерий качества –
самостоятельность.
3
4
5
На практике отрабатываются технические элементы, идет
работа по улучшению физических качеств: скорости, выносливости,
силы.
Развиваются
психологические
качества
бойца
смелость,
упорство, умение терпеть и проявлять волевое усилие.
Простая утренняя пробежка (кроссовая подготовка) при
комплексного воздействии, дает мощный тренировочный эффект.
Бежать час, два, три очень тяжело. Бежать в строю ещё тяжелее.
Необходимо проявлять волевое усилие, что бы на фоне
физической усталости,
когда организм
подает сигналы нервной
системе о высоком утомлении, продолжать выполнять задание. Здесь
закладывается
фундамент
дальнейшего
роста.
Мы
подводим
воспитанника к границам своих индивидуальных возможностей и они
делают шаг за эту черту. На фоне усталости приходит мощный
положительный эмоциональный подъём, от понимания того, что он
преодолел трудность и расширил границы своих достижений. Для
закрепления эффекта пишется отчет каждым воспитанником о своих
достижениях, что получилось или не получилось, ощущения, какие
трудности и как преодолевались, что поменялось после выдержанного
испытания. Говоря простым языком, мы создаем контролируемые
трудности и учим детей и подростков их преодолевать, комплексно
воздействуя
на
интеллектуальную,
эмоциональную
и
волевую
компоненты психики, закладывая мощную основу роста внутренней
мотивации к развитию.
6