Напоминание

Социальная и психофизическая адаптация через занятия спортивно прикладными (боевыми) единоборствами.


Авторы: Югай Владимир Мронович, Соловьев Дмитрий Геннадьевич
Должность: Специалист по работе с молодежью, специалист по работе с молодежью
Учебное заведение: СПб ГБУ "Центр патриотического воспитания молодежи "Дзержинец""
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Молодежная политика в сфере спортивно-прикладных единоборств
Тема: Социальная и психофизическая адаптация через занятия спортивно прикладными (боевыми) единоборствами.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Социальная и психофизическая адаптация через

занятия спортивно-боевыми единоборствами

Основная цель статьи показать как с помощью занятий спортивно-

боевыми

единоборствами

решается

проблема

социальной

и

психофизической адаптации подростков, формирование и воспитание

гармоничной,

всесторонне развитой личности,

разделяющего

моральные и нравственно-этические ценности Российского общества,

достойного

гражданина

страны.

Достижение

спортивных

результатов как сопутствующий эффект при реализации данной

методики.

Деятельный подход к развитию.

Занятия контактными видами спортивно-боевых единоборств

(универсальный бой, рукопашный бой, ушу, кикбоксинг) очень

привлекательны для подростков, (подсознательно стремящихся к силе

физической

эмоциональной

и

т.д.),и

это

даёт

уникальную

возможность воздействия на подростка с его высокой мотивацией к

занятиям (к своему обучению и изменению). Можно сказать, что

воздействие происходит не на прямую (когда даются установки,

разрешения и запреты на определённые действия ) , а косвенно, через

желание ребёнка заниматься контактными видами единоборств и для

достижения определённого результата вынужденного принимать

определенные правила, в результате осознанно меняться , формируя

необходимые качества ( физические, психологические, нравственно-

этические) и модель поведения.

При этом занятия спортивно-

боевыми единоборствами сами по себе предъявляют определенные

требования, заставляя занимающихся преодолевать возникающие

трудности, быть дисциплинированными,

адекватно действовать в

стрессовых ситуациях, максимально проявить такие качества, как

смелость,

трудолюбие,

честность,

упорство,

взаимовыручка,

коллективизм, толерантность, умение преодолевать боль и слабость.

Как следствие при таком воздействии формируются социально

необходимые установки, меняется поведение, растёт авторитет и

самооценка ребёнка.

Тренировочный процесс направлен на создание среды и

атмосферы

в

условиях

которых

происходит

социальная

и

психофизическая адаптация подростка.

Необходимо отметить такие особенности при работе как:

1

- отсутствие отбора и отсеивание неперспективных (со спортивной

точки зрения)

и «трудных» (с точки зрения социальной и

нравственно-этической) детей в процессе занятий

- разный возраст и социальная среда детей занимающихся в одной

группе (соответственно разный уровень восприятия, подвижности

нервной системы, готовности к сотрудничеству, обмену информацией,

различная стартовая и повседневная социальная среда и материальное

благополучие, различный

объём двигательных навыков, умения

формирования новых навыков, способности усвоение материала и

трудолюбие) т.е. требуется учитывать индивидуальные и возрастные

возможности.

- комплексный подход для подготовки детей занимающихся в одной

группе

(требует

в

одно

время

совмещать

тренировочный,

воспитательный, социально-адаптационный

процессы с разным

уровнем

сложности

и

разными

целями

в

зависимости

от

необходимого воздействия на каждого воспитанника индивидуально)

Эта

специфика

учебно-тренировочного

процесса

является

ключевой в программы по социальной и психофизической адаптации.

Педагогическое воздействие осуществляется на протяжении

всего учебного периода, но более глубоко и комплексно в летний

период, когда воспитанники выезжают в лагерь. Подготовка к этому

этапу начинается задолго до выезда. Прежде всего необходимо вести

работу с родителями или лицами их заменяющими, объясняя цели и

задачи . Это помогает настроить их на совместную деятельность,

высветить проблемы , обозначить направление дальнейшего развития.

Занимаясь воспитанием и развитием ребёнка, они должны осознавать

конечную цель.

На

период

выезда

поле

педагогического

воздействия

распространяется на все сферы жизни и деятельности подростка.

Отъезд из дома , отход от социально знакомой и привычной среды,

требования

соблюдения

внешнего

распорядка,

умение

себя

обслуживать и налаживать взаимоотношение в коллективе создаёт

психоэмоциональное давление на подростка. При этом нужно

проявлять волевые усилия для выполнения учебно-тренировочных

заданий, требующих больших затрат физической и эмоциональной

энергии.

Задача педагога дополнительного образования – создание среды

в которой идёт процесс самоорганизации воспитанника. Заправить

кровать,

привести

в

порядок

комнату,

отследить

свои

вещи,

подготовиться к занятиям, найти нужный материал, включиться в

2

процесс обучения; развивает способность к самовоспитанию и

самообразованию.

Непосредственно тренировочный процесс включает в себя

теоретическую часть и практическую. На теоретических занятиях

воздействие

осуществляется

на

интеллектуальную

компоненту

психики, формируется понимание для чего нужен опыт преодоления

трудностей , как это влияет на формирование характера и во что

претворяется в дальнейшей жизни. Воздействия осуществляется через

беседы,

лекции,

доклады

на

заданные

темы,

просмотры

художественных,

документальных,

научно-популярных

и

мультипликационных

фильмов.

Для

просмотра

подбираются

материалы создающие атмосферу и настраивающие на работу по

собственному развитию. Воспитанники учатся письменно излагать

свои мысли, анализировать достигнутые результаты и выявлять

проблемные участки. Учатся подбирать нужные слова, которые

формируют психологическую атмосферу.

Как пример письменные работы на тему «Искусство и дух»

после просмотра фильма «Мы смерти смотрели в лицо».

Перед просмотром рассказывается предыстория, о чём фильм и

в какой период происходят события, затрагивается ключевая тема. Во

время

просмотра

делаются

периодические

остановки,

что

бы

акцентировать внимание, разобрать ситуацию или сложные для

понимания моменты, выражается отношение к действиям героев и

анализируются причины поступков. Какие мотивы двигают ими и

какие качества они проявляют, как это влияет на их жизнь и жизнь

людей вокруг них, как меняется отношение героя к кому либо, или

чему либо и как это влияет на отношение к нему. В конце подводится

краткое резюме и , по возможности, на следующем теоретическом

занятии дается письменная работа по фильму на определенную тему.

В

своих работах

воспитанники самостоятельно пытаются

анализировать и высказывать свои мысли излагая их на бумаге.

Предварительная

проработка

(которая

происходила

во

время

просмотра) помогает выбрать правильный настрой и оценочную базу.

В то же время оперируя словами и мыслями пишущий сам строит в

своём сознании морально-этические принципы, относительно которых

оценивает и на которые опирается, а затем пытается этому следовать,

что ведёт к формированию сознания, черт характера и в конечном

итоге выбора своего пути развития.

Отдельные работы, выполненные на формате А4, показаны

ниже. Длится работа 1,5 – 2 часа, если не получается успеть, то

доделывается в свободное время. Это подталкивает к интенсивной

работе и готовности к тому, что нужно успевать в отведенное время и

соблюсти определенные требования . Ведущий критерий качества –

самостоятельность.

3

4

5

На практике отрабатываются технические элементы, идет

работа по улучшению физических качеств: скорости, выносливости,

силы.

Развиваются

психологические

качества

бойца

смелость,

упорство, умение терпеть и проявлять волевое усилие.

Простая утренняя пробежка (кроссовая подготовка) при

комплексного воздействии, дает мощный тренировочный эффект.

Бежать час, два, три очень тяжело. Бежать в строю ещё тяжелее.

Необходимо проявлять волевое усилие, что бы на фоне

физической усталости,

когда организм

подает сигналы нервной

системе о высоком утомлении, продолжать выполнять задание. Здесь

закладывается

фундамент

дальнейшего

роста.

Мы

подводим

воспитанника к границам своих индивидуальных возможностей и они

делают шаг за эту черту. На фоне усталости приходит мощный

положительный эмоциональный подъём, от понимания того, что он

преодолел трудность и расширил границы своих достижений. Для

закрепления эффекта пишется отчет каждым воспитанником о своих

достижениях, что получилось или не получилось, ощущения, какие

трудности и как преодолевались, что поменялось после выдержанного

испытания. Говоря простым языком, мы создаем контролируемые

трудности и учим детей и подростков их преодолевать, комплексно

воздействуя

на

интеллектуальную,

эмоциональную

и

волевую

компоненты психики, закладывая мощную основу роста внутренней

мотивации к развитию.

6



В раздел образования