Напоминание

«Импровизация. Исследование и поиск движений для композиции танцевального номера»


Автор: Субботина Ольга Анатольевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ "Спектр"
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: Конспект открытого урока по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Современный танец» с использованием новых образовательных технологий
Тема: «Импровизация. Исследование и поиск движений для композиции танцевального номера»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Конспект открытого урока по дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программе «Современный танец»

с использованием новых образовательных технологий:

«Импровизация. Исследование и поиск движений для композиции танцевального

номера»

3 год обучения

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ЦДТ «Спектр» г.о. Самара

Субботина Ольга Анатольевна

Цель: исследование и поиск собственного стиля движения обучающихся

Задачи:

научиться работать в группах;

выявить творческие способности исполнителей;

раскрыть индивидуальные качества танцора и актера;

формировать навык контроля внимания;

развивать воображение посредством импровизации.

Возраст обучающихся: 12-13 лет

Продолжительность: 80 минут

Планируемый

результат обучения

Ключевые понятия

Метазнания

1. Обучающиеся

научатся

импровизировать с

движением и

пространством.

2. Обучающиеся

научатся работать с

разными качествами

движений,

амплитудой, темпом,

ритмом.

3. Обучающиеся

научатся

импровизировать с

музыкой.

4. Обучающиеся

научатся выражать

свою

индивидуальность в

движении.

5. Обучающиеся

научатся

импровизировать с

движением сольно и

работать в группах.

1. Импровизация.

2. Спонтанность.

3.Неосознанность движения.

4. Телесное осознание, скрытый

потенциал движения.

5. Ориентация в пространстве.

6. Ритмический рисунок.

7. Мгновенная реакция на изменения

действия.

8. Внутренний импульс движения

(телесный, образно-эмоциональный).

1. Непроизвольный

интеллектуальный

контроль:

- объем

сканирования

видимого поля;

- особенности

структурирования

видимого поля;

- категориальный

контроль оценок и

суждений.

2. Произвольный

интеллектуальный

контроль:

- способность

оценивать качество

отдельных шагов;

3. Открытая

познавательная

позиция:

- осознание

возможности

разнообразных

мысленных

«взглядов» на одно

и то же явление;

- способность

синтезировать

разные

познавательные

позиции в условиях

диалога с другими

людьми.

Содержание

Разогрев - 15 мин

Основная часть - 25 мин

Импровизация - 30 мин

Просмотр видео и обсуждение - 10 мин

Итого 80 мин.

Оборудование:

мобильные информационные носители (MP3 плейеры, смартфоны),

наушники, магнитофон, IPad.

Структура урока

Ход занятия

Вводная часть

Поклон. Рассказ о том, что мы будем делать на уроке. Цель, задачи.

«Сегодня мы с вами вспомним, что же такое импровизация и чем отличается от «чистой»

техники танца, а также попробуем найти движения, свой двигательный почерк для новой

танцевальной композиции. Мы уже знаем, что для

импровизатора невероятно важно

2

чувствовать свое тело и следовать за импульсами, которые возникают в теле, потому что

именно это и рождает танец».

Разогрев

- Броуновское движение. Увеличение скорости от ходьбы, быстрая ходьба, бег, быстрый

бег.

Разогрев на середине (roll down, demi plié, перекат, выпад, растяжка, releve);

- swing ногами на середине (махи, plié, удлинение);

- перекаты, скольжения, спирали на полу

Основная часть

Plié.

Foot Isolations.

Battement tendu / brush.

Battement jeté / brush.

Ronde de jambe.

Swings(комбинации на swing руками и корпусом стоя, 1-я параллельная).

Grand battement jeté / swings. .

Allegro

- прыжки (sottie) по 1-й параллельной по точкам зала. Четверть-половина-половина-

четверть-половина-четверть-четверть-половина;

- бег по параллельным и выворотным позициям.

Вращения и повороты

- со II параллельной и II выворотной;

- вращение в спираль с наклоном параллельно полу.

Комбинация на координацию с уходом в пол с последующим подъемом.

Растяжка с использованием поз из йоги. Собака мордой вниз, упор лежа, поза воина, поза

цапли, крокодил и т.д.

Импровизация

1. Релаксация. Умение расслабляться и активизироваться

Здесь применяются различные методы расслабления и способы работы с телом.

«А сейчас попытаемся расслабится и сбросить мышечное напряжение»:

Упражнение на дыхание сидя или лежа. Глубоко вдохните, задерживая дыхание, слегка

напрягите мышцы всего тела и, делая выдох, постепенно расслабьте все мышцы.

Далее выполняем упражнения на расслабление и разогрев мышц с помощью самомассажа

(идет работа с кожей, мышцами, суставами, косточками, с отдельными частями тела и

даже головой). В результате достигается максимальная настройка на ощущение своих

внутренних

импульсов.

Глубокое

расслабление

не

только

снимает

физическое

3

Принципы

импровизации

Базовый блок

импровизации

напряжение, позволяет отпустить скованность мышц, но и отключает внутреннее

напряжение, повышает осознание своего тела и своего состояния.

«А сейчас мы будем исследовать свое тело, его импульсы, дыхание, движения в

пространстве, выполняя следующие упражнения»:

2. Импульс тела

Аутэнтичное движение

«Закройте глаза, слушайте импульсы своего тела». (Пробуждение спонтанности, умение

отпустить контроль, исследование сдерживаемых движений.)

3.

Правильное дыхание как ресурс организма

Упражнение «Падающие листья»

«Найдите себе место в танцевальном зале. Закройте глаза. Наблюдайте за своим

дыханием. Направляйте свое внимание туда, где вы особенно ясно ощущаете дыхание:

ноздри, диафрагма или живот. Наблюдайте за тем, как воздух входит внутрь и выходит из

тела. Наблюдайте за паузами между дыханием».

- Контакт со своим дыханием, которое всегда здесь и сейчас

- «Начало» движения – вдох, «конец» движения – выдох

- Найти, почувствовать, понять импульсы тела.

4. «Тема тела»

- складывание

- вращение, кружение

- трение, скольжение

- кидание, кик

- перемещение в пространстве (шаги, бег, прыжки, вращение)

5. «Телесная тема». Танец от разных частей тела

«Движение, от какой либо части тела (стопы, ноги, голова). Мы будем исследовать наш

танец, когда источником нашего движения становится голова, руки или ноги. Как

изменятся наши движения, когда вести в танце будет голова, а тело следует за головой,

или когда ведут руки? Какие части тела чаще являются ведущими в танце, а какие

следующими?»

6. Время (ритм)

- Быстро – медленно, ритм движения центра, тела, или меняя во времени

- «Разноритмическая схема»

Задание на движение в разнортмической схеме, на смену темпа и ритма.

7. «Дижение по синусоиде»

График движения, не по прямой линии. Делаем спиралевидные движения (практиковать

разные способы вращения и превращения тела в спирали)

8. Пространственные перемещения

Раскрытия

потенциальных

возможностей

пустого

пространства

Трехмерное: за мной (прошлое), время?

впереди (будущее)

подо мной (сейчас)

Куда бы я не повернулся, позади меня остаётся пространство, следуя за мной.

Способы, навыки использования своего пространства за спиной и движения назад.

Отражение моего тела в пространстве (тень, отпечаток меня, след)

«Вход – выход» из пространства класса.

Зайдите в пространство сцены «по-своему» (уровни, движение, место входа, ритм).

«Изменение пространства и той картинки, которая есть» Пустая сцена. Заходя в это

пространство, мы изменяем его суть, то время, имея свою тему, которую несём в эту

«картину».

«Дороги, которые мы выбираем». Двигаясь в каком-либо пространстве делим сцену на

определённые «места»: половинки, диагонали, дуэт, точка для стояния, определённая тема

этого места (прыжок, уровень, ритм).

4

9. «Спонтанность»

«Каждую минуту я буду говорить вслух слова, называющие явления природы. Каждое из

этих явлений «движется» определенным образом. У каждого из них своя скорость, свой

способ перемещения в пространстве, свой вес, форма и динамика. Позвольте своему

воображению исследовать эти явления и движения, отражающие их качества. Не нужно

никакой пантомимы или актерства, не нужно изображать из себя это явление. Исследуйте

то качество движения, что возникает в теле в ответ на данный образ: падающие листья,

электричество, скала, свет, грязь, гром, ветерок».

10. «Неосознанность движения»

Упражнение "Актер/Режиссёр - Сдвиг"

«А сейчас найдите партнера. Один из вас будет «режиссером», другой – «актером».

Режиссер может говорить только одно слово – «сдвиг». Актер, когда вы слышите слово

«сдвиг». Вы изменяете свое состояние, перестаете делать то, что вы делали до этого, и

мгновенно начинаете делать что-то совсем иное. Если вы стояли на месте и медленно

двигались, вы можете начать порывисто перемещаться или лечь на пол. Сдвиг происходит

неожиданно для вас самих. Когда вы слышите слово «сдвиг», оставайтесь внутри и

откликайтесь на то, что вы чувствуете в настоящий момент: чувство, которое у вас есть,

на то, что вы видите и слышите, на то, к чему вы прикасаетесь, на свои фантазии или

мысли. Вы можете быть безумны, смешны, свободны в иррациональных изменениях.

Будьте драматичными, обычными, экстраординарными. Закончив упражнение, обсудите

его друг с другом. Режиссер, скажите, что вы думаете о разнообразии чувств и состояний

актера. Насколько велики были контрасты? Были ли эти состояния связаны друг с

другом?»

«Поменяйтесь ролями и повторите это упражнение. Помните, что вам не нужно думать!»

Усиление или уменьшение громкости звука способствует изменению силы движения.

Звук у танцовщика должен вызывать непроизвольную реакцию на исполнение движения.

Темп, ритм, пауза, ритмический рисунок.

«5

ритмов»

(текучесть,

стаккато,

хаос,

лиричность

и

неподвижность)

будут

одновременно картой и проводниками.

Задание на импровизацию с музыкой и поиск индивидуального почерка в движении:

«А сейчас одеваем наушники, включаем любую музыку и начинаем импровизировать не

сходя с места, в любой точке зала». В это время фиксирую их движения на видео.

- теперь то же делаем с закрытыми глазами

- выполняем то же задание, только перемещаясь по залу с открытыми глазами. Я, в свою

очередь, наблюдая и корректируя, говорю свое мнение.

Заключительная часть. Подведение итогов

Сольная

импровизация

Импровизация с

музыкой

5

Смотрим

видео

и

обсуждаем

понравившиеся

моменты,

находим

лексические

движенческие особенности друг друга. Закрепляем движения, которые могут стать для

каждого танцора индивидуальным почерком во время всей композиции. Отмечаем

разницу в импровизации с закрытыми и открытыми глазами - почему это происходит.

Выводы. Педагог корректирует ход дискуссии, задавая следующие вопросы:

- момент какого из заданий вам был наиболее интересен?

- на видео видно, что с закрытыми глазами вы более раскованны - почему?

- в какой момент вы почувствовали, что координируете свои движения, не смотря на то,

что вокруг вас двигаются люди с разными скоростями?

- какой видеофрагмент вам больше понравился и почему?

Совместно с обучающимися задаем план работы на следующий урок: каждому

обучающемуся дается своя тема для самостоятельной домашней работы - сочинить

танцевальную композицию на основе сольной импровизации.

Выводы

1. Все учащиеся в процессе занятия были заинтересованы в совместной работе, исследуя

свое тело, его импульсы и движения в пространстве.

2. В процессе обсуждения обучающиеся активно делились своими наблюдениями за собой

и движениями партнеров, предлагали интересные идеи для номера.

3. Ребята предложили повторить один фрагмент, увиденный на видео. Видео выложили в

группу в социальной сети ВКонтакте и к следующему уроку была разобрана комбинация,

которую мы включили в композицию.

4. Увлечение подростков различными гаджетами позволяет использовать их для работы

над материалом. Ребята активно участвуют в работе,c интересом смотрят на себя со

стороны по видео, анализируя и исправляя свои ошибки.

6



В раздел образования