Напоминание

Использование сюжетно-ролевых игр в жизни дошкольника


Авторы: Фарфутдинова Елена Леонидовна, Набиуллина Эльвира Альбертовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад 320 город Уфа
Населённый пункт: Город Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Использование сюжетно-ролевых игр в жизни дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАДОУ «Детский сад № 35»

Консультация для педагогов

«Роль сюжетно-ролевой игры в жизни

дошкольника»

в рамках образовательной лаборатории

«Сюжетно-ролевые игры в детском саду»

Воспитатель

Фомичёва Н.Ю.

Королёв

2018г.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника.

Игра – основная деятельность дошкольника. Через игру дети

постигают мир, учатся взаимодействовать, приобретают знания, умения и

навыки.

Существует множество классификаций игр. Я остановлюсь на классической:

1.

Творческие

игры,

к

которым

относятся

сюжетно-ролевые,

театрализованные, режиссёрские игры

2.

Игры с правилами, которые в свою очередь делятся на:

Дидактические

(предметные,

настольно-печатные,

словесные,

интеллектуальные)

Подвижные

(сюжетные,

бессюжетные,

спортивные,

хороводные,

народные игры-забавы)

Все виды игр оказывают большое влияние на всестороннее развитие

личности ребёнка.

Но сегодня мы остановимся на сюжетно-ролевых играх.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет

самой сюжетно-ролевой игры.

Сюжет,

содержание игры

- это то, что

составляет

ее

живую

ткань,

определяет

развитие,

многообразие

и

взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Сюжет игры – эта та

сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от

этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни

рождения»

Игры на производственные и общественные темы, в которых

отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт:

поезд, самолет, корабль).

Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические

подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)

Игры

на

темы

литературных

произведений,

кино-,

теле-

и

радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку

и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.

Игровой замысел - это общее определение того, во что и как будут играть

дети. Он формулируется в речи, отражается в самих игровых действиях,

оформляется в игровом содержании и является стержнем игры.

Структурной особенностью и центром игры является роль, которую

выполняет ребенок. Роль всегда соотнесена с человеком или животным; его

воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их

образ, играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту

роль, он живет в образе и верит в его правдивость.

В

процессе

игры

самими

детьми

(или

с

помощью

взрослого)

устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и

взаимоотношения

играющих.

Они

придают

играм

организованность,

устойчивость,

закрепляют

их

содержание

и

определяют

дальнейшее

развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.

В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок

проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой

предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Первый такой этап – ознакомительная игра. Относится к возрасту ребенка –

1 год. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша,

используя разнообразные игрушки, предметы.

На

втором

этапе

(рубеж

1

и

2

года

жизни

ребенка)

появляется

отобразительная игра,

в которой действия ребенка направлены на

выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью

определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и

обращает внимание малыша на его целевое назначение.

Третий этап развития игры относится к концу второго – началу третьего года

жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети

начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной

жизни (баюкают куклу) .

Четвертый этап (с 3 до 7 лет) – собственная ролевая игра.

Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет

деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в

общественной

форме

в

специально

создаваемых

игровых

условиях

воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих

условий характерно использование разнообразных игровых предметов,

замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

Длительность сюжетной игры:

- в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);

- в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);

- в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).

Авторы Михайленко и Короткова выделили принципы организации сюжетной

игры.

Первый

принцип:

для

того

чтобы

дети

овладели

игровыми

умениями,

воспитатель должен играть вместе с детьми. Совместная игра взрослого с детьми

только тогда будет действительно игрой для ребенка, если он почувствует «умеющего

интересно играть партнера». Позиция не «учителя», а «интересно играющего партнера».

Строить игру необходимо таким образом, чтобы на каждом возрастном этапе у

детей возникала необходимость использовать более сложный способ построения игры.

Так ребенок с 1,5 – 3 лет может «открыть» условные игровые действия с предметом –

заместителем. В 3-3,5 года это освоение цепочки ролевых действий и диалогов. После 5

лет втягивание в игру-придумывание. Если строить совместную игру, таким образом, то

можно

очень быстро сформировать у детей соответствующие их возрастным

возможностям игровые умения. Из этого следует второй принцип организации

сюжетной игры: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего

дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким

образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее

построения.

Комфортная жизнь ребенка в условиях детского сада во многом зависит от того,

сумеет ли он развернуть совместную игру со сверстником. Для этого смысл условного

игрового действия с предметом, должны быть пояснены партнеру. Взрослый, играя с

ребенком, должен пояснять игровые действия сам. Например, («Я буду купать мишку, это

у меня мыло», или «Я теперь шофер» и т.д. Но чтобы самостоятельно ребенок такие

пояснения обращал к партнеру - сверстнику, взрослый должен как можно раньше

ориентировать его на сверстника, втягивая в игру нескольких детей. Итак, чтобы дети

могли сотрудничать

в игре, необходимо соблюдать третий принцип

организации

сюжетной игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного

детства необходимо при формировании игровых умений ориентировать ребенка, как

на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам

взрослому или сверстнику.

Руководство сюжетно-ролевой игрой

Необходимыми

элементами,

обеспечивающими

интересную

игровую

деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств

ребенка, являются знание - действие - общение. Особая роль при этом

принадлежит воспитателю.

Исходя из этой формулы выделяют 3 группы методов.

Первая группа методов связана с обогащением детей знаниями,

впечатлениями, представлениями об окружающей жизни (экскурсии,

беседы, рассказы воспитателя, наблюдения, чтение)

Вторая группа методов связана с обучением детей конструированию

из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению

игрушек.

Третья группа - это методы, способствующие становлению и

развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает

непосредственное участие воспитателя в творческой игре: игра с

одним ребенком, выполнение ведущей или второстепенной роли.

Важной задачей является воспитание у детей умения самостоятельно

распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний

каждого.

Игра детей младшего дошкольного возраста

В ходе наблюдений за играми детей младшего дошкольного возраста

Щербакова Е.И. отмечает: в играх детей наблюдается несложный сюжет, в

котором прослеживается логическая последовательность действий. Ребенок

стремится определить для себя роль, может на какое-то время увлечься ею.

Однако интересы детей еще неустойчивы, малыш часто переключается с

одной роли на другую, зачастую неоправданно меняет сюжет игры.

В младшем дошкольном возрасте большую роль играет подражание.

Поскольку

маленькому

ребенку

свойственны

эмоциональность

впечатлительность, стремление ко всему яркому, необычному, обогащение

детей новыми знаниями и представлениями должно проходить живо и

занимательно, чтобы вызвать у малыша интерес, желание подражать. Во

время наблюдений за трудом взрослых необходимо раскрывать перед детьми

последовательность операций, по возможности вовлекать их в этот процесс.

Воспитатель должен систематически пополнять запасы игрушек и игрового

материала

с

учетом

развития

представлений

и

знаний

детей.

Мухина В.С. отмечает, что в работе с детьми 2--3 лет одной из важных задач

является воспитание простейших навыков совместной игры. Поэтому

необходимо помогать малышам развивать содержание игр, в которых

возможны объединения из нескольких (2--3) человек.

Исполняя вместе с ребёнком главную роль, воспитатель прежде

всего стремится поддержать интерес ребёнка к игре, учит выполнять роль до

конца и развивать содержание игры, согласовывать свои действия с

действиями товарищей; наряду с этим решается задача воспитания у детей

дружеских взаимоотношений. Ребенок, выполняя свою роль вместе с

педагогом, подражая ему, не только осмысливает и уточняет свои знания о

труде взрослых, но и усваивает нормы общественного поведения.

Детям младшего дошкольного возраста нравится строить, и они часто

затевают увлекательную игру с постройкой. Но вначале у них следует

формировать необходимые умения, воспитывать устойчивый интерес к

конструированию.

Если малыш по-настоящему увлечен ролью, он играет всерьез,

искренне переживая все чувства своего героя. Поэтому надо всячески

поддерживать его интерес к определенной роли, обучать в ходе игры

необходимым умениям, подсказывать какие-то действия, сообщать те или

иные сведения. Отсутствие знаний, умений и навыков, которые необходимы

для создания правдивого игрового образа в коллективной игре, приводит к

распаду игры, к отказу от роли.

Сюжетно-ролевые игры детей среднего дошкольного возраста

Для сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет характерно, во-первых,

возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными ребенком из

художественной литературы, из рассказов взрослых, из теле- и радиопередач

и др. (игры в путешествия, в корабль, моряков, военных, строительство,

почту). Во-вторых, возросший интерес детей к книге, к окружающему

способствует обогащению содержания прежних игр. У ребенка этого

возраста повышается интерес к взаимоотношениям людей в труде. Дети

начинают понимать, что в совместном коллективном труде необходимо

оказывать друг другу помощь, быть внимательными, добрыми; у них

возникают представления о дружбе, товариществе. Эти представления

находят отражение в игре. Однако порою в играх детей можно наблюдать

проявление негативных сторон нашей жизни. Воспитатель должен вовремя

направить ход игры в положительное русло. Особого внимания педагога

требуют игры с новым содержанием. Важно, с одной стороны, поддержать

интерес детей к игре, с другой - направить их общение

Дети этого возраста любят совместные игры, объединяясь в небольшие

- по 6-7 человек- группы на основе личных симпатий, привязанностей.

Однако в коллективных играх наблюдаются некоторые противоречия. С

одной стороны, накопленный запас знаний и желание использовать их в

играх,

поделиться

ими

со

сверстниками

способствуют

зарождению

увлекательных

игровых

замыслов,

реализация

которых

требует

в

большинстве случаев определенного количества участников. С другой

стороны, возможности для проявления чуткости, доброты, отзывчивости, для

согласованности игровых действий у детей 4-5 лет еще невелики. Такое

расхождение

между

желанием

развернуть

коллективную

игровую

деятельность и практическим его осуществлением связано с недостаточным

уровнем развития нравственных чувств. Знания, представления о том, что

такое хорошо, что такое плохо, что включает в себя понятия "зло", "добро",

почему необходимо оказывать друг другу помощь и т. д., ребенок имеет, но у

него мал жизненный опыт, нет устойчивости в проявлении нравственных

чувств, недостаточно развито умение поступаться своими желаниями,

интересами в пользу другого, учитывать возможности сверстника, оценивать

его

положительные

качества.

Отсюда

вытекает

неумение

детей

согласовывать свои замыслы. Одному кажется, что интереснее его выдумка,

другому - что увлекательнее его предложение.

Часто неумение согласовывать замыслы приводит к распаду игры,

разрушению дружеских контактов. Данную особенность следует учитывать

при руководстве игрой. Необходимо помогать детям из многих предложений

выбирать самое интересное и в то же время использовать по мере

возможности и другие, воспитывая тем самым умения уважать замыслы друг

друга, быть внимательными, поступаться личными желаниями.

В формировании у дошкольников умения самостоятельно распределять

роли с учетом возможностей, интересов и желаний друг друга эффективны

такие приёмы, как раскрытие перед детьми лучших, положительных качеств

каждого

ребенка,

поддержка

его

предложений,

а

также

создание

практических ситуаций, где бы воспитанники могли проявить чувство

ответственности за выполнение роли, доброту, чуткость, отзывчивость,

знание нравственных норм поведения.

Если на одну роль претендуют несколько детей, воспитатель должен

прийти им на помощь так, чтобы по возможности были удовлетворены все

заявки. Исходя из особенностей развития игры, в средней группе методы

руководства должны быть направлены на обогащение детей впечатлениями,

знаниями о событиях, происходящих в нашей стране, о социальной сущности

коллективного труда взрослых, их добросовестном отношении к своему делу.

При ознакомлении с окружающим необходимо использовать методы и

приемы, помогающие ребенку эмоционально пережить ту ситуацию, с

которой его в данный момент знакомят. Связь эмоций с мышлением и

воображением в процессе познания помогает сосредоточить внимание

ребенка на восприятии конкретных фактов, образов, поступков, усиливает

переживаемые

детьми

чувства,

способствует

зарождению

желания

действовать самим. Инсценировка литературных произведений в процессе

этических бесед, встречи с людьми разных профессий, дидактические игры,

экскурсии обеспечивают не только накопление знаний, но и развитие чувств

детей, формирование положительного отношения к труду взрослых, к

профессиям.

Наряду

с

общими

методами

ознакомления

с

окружающим

необходимо использовать специфичные, непосредственно влияющие на

развитие игрового замысла, творчества, усложнение содержания игры,

обогащение игровых образов. К таким методам следует отнести рассказ

педагога с демонстрацией иллюстративного материала на тему игры.

На 5-м г. жизни у детей появляются любимые роли. Изображая в

игре конкретное или придуманное лицо, ребенок стремится реализовать

собственные знания, представления о его поступках чувствах, мыслях,

делах. И на протяжении многих игр он передаёт через любимую роль

личностные качества, свое отношение к той или иной профессии и пр.

Выполнение любимой роли в различных игровых ситуациях

увеличивает продолжительность и силу чувств, переживаемых ребенком,

закрепляет складывающиеся дружеские взаимоотношения.

Сюжетно-ролевые игры старшего дошкольного возраста

В своей статье "Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников"

Короткова Н.А. пишет о том, что у ребёнка старшего дошкольного возраста

углубляется интерес к трудовым делам взрослых, к результатам их труда,

возникает чувство восхищения самоотверженными поступками людей,

желание подражать им. Для игр детей этого возраста характерны игры с

героическим сюжетом.

Детям 6-го г. жизни свойственно желание выполнить свою роль с

большей выдумкой, изобретательностью, интерес к деталям. Их привлекают

красивый материал, изящные конструкции, необычные элементы украшения

построек. Для развития содержания игры дети успешно используют свои

технические

умения,

например,

создать

необходимую

игрушку

из

конструктора

(металлического,

пластмассового).

Они

более

дружно

договариваются о теме игры, без конфликтов распределяют между собой

роли с учетом того, кто из них лучше справится с той или иной ролью,

создаст яркий образ.

На данном возрастном этапе появляются более сложные игры, как по

содержанию, использованию средств отображения реальной жизни, так и по

организации. Это уже сюжетно-ролевые игры, которые продолжаются

неделю, две, месяц и т. д., с постепенным развитием и усложнением

содержания; игры, глубоко затрагивающие чувства и интересы детей. Их

тематика преимущественно связана с современной жизнью ("Космонавты",

"Путешествие на Северный полюс", "Путешествие в Антарктиду" и др.) или с

наиболее любимыми детьми сказками, рассказами. В этих играх содержание

непрерывно развивается и усложняется с приобретением детьми новых

знаний об окружающей жизни, с развитием навыков применять эти знания, с

совершенствованием

конструктивных

умений.

Длительные

сюжетно-ролевые

творческие

игры

приобретают

особое

значение для комплексного решения задач умственного, нравственного,

трудового и эстетического воспитания детей.

В длительной игре у ребенка быстрее вырабатываются навыки и

привычки коллективной жизни, растёт самостоятельность. В результате

такого рода игра становится наиболее эффективной формой организации

интересной жизни детей в дошкольном учреждении. Дети настолько

вживаются в роль, что зачастую чувствуют себя в ней и тогда, когда уже не

играют. В подобных случаях легче воздействовать на ребенка через любимый

им образ.

Длительная творческая сюжетно-ролевая игра таит в себе колоссальные

возможности для развития мышления ребенка.

Действия ребенка с

предметами носят преобразующий характер. В игре он - неутомимый

исследователь: узнает свойства и качества реальных предметов, способы

действия с ними, и в зависимости от замысла, от развития сюжета

переплавляет жизненный материал, заменяет одни предметы другими,

комбинирует знания, переплетая реальность с выдумкой, фантазией. В

развитии сюжета игры на определенную тему прослеживаются логическая

последовательность

действий,

совокупность

взаимосвязанных

и

взаимозависимых событий и явлений реального мира. Этот опыт, знания и

представления творчески преломляется ребенком в игровой деятельности.

Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, системой знаний -

значит дать обильную пищу для развития его воображения, для создания

образов, ситуаций, которые можно реализовать в игре. Можно провести

серию занятий по конструированию и ручному труду, связанных общей

темой (изготовление грузовиков больших размеров, подъемных кранов,

вагонов,

электровозов

и

тепловозов,

железнодорожных

вокзалов

из

спичечных коробков, картона и т. п.).

Обязательным условием для длительной сюжетно-ролевой творческой

игры является наличие у детей умения играть большими группами, дружно

советоваться и помогать друг другу, сообща добиваться поставленной цели.

Необходимо также, чтобы дети любили играть, чтобы у них были

сформированы умения намечать тему, подбирать средства для отображения и

развития замысла, распределять роли с учетом возможностей и желаний

каждого участника игры, устанавливать правила и четко выполнять их. Для

руководства длительными творческими играми в качестве основных приёмов

могут быть использованы экскурсии (первичная, повторная, завершающая).

К основным приёмам руководства длительной творческой игрой можно

также отнести беседы, рассказы, разговоры с детьми с привлечением

иллюстративного материала при ознакомлении с событиями современной

жизни. Активное участие детей в распределении ролей способствует

воспитанию коллективистских чувств. Дети учатся считаться с мнением

товарищей, учитывать и возможности, и желания друг друга.

С

возрастом

способность

ребёнка

выполнять

действие

замещения

распространяется на все больший круг предметов, используемых в игре. У

старшего дошкольника вся игра часто происходит с использованием только

заменителей.

Ну и в завершении, хочу прочитать вам стихотворение шотландского

писателя и поэта Роберта Льюиса Стивенсона «На одеяле»:

Когда я целых две недели

Лежал простуженный в постели,

Игрушки в руки мне давали,

И я играл – на одеяле.

Глядел, не отрывая глаз,

Как, выполняя мой приказ,

Солдаты скачут на заре

К крутой подушечной горе.

На одеяле вырастал

То моря разъярённый вал,

То город – несколько домов

Меж одеяльных двух холмов.

А я, как всемогущий джинн,

Лежал спокоен, недвижим.

Парил в мечтаньях над страной,

Шутя сооружённой мной.

Здесь прекрасно показано, как богата фантазия ребёнка, как мало ему надо

для того, чтобы получилась игра. Поэтому иногда, вместо того, чтобы

покупать новомодную игрушку, может лучше вместе с ребёнком погрузиться

в его чудесный мир и посмотреть, «как оно там».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игра

упорядочивает

не

только

поведение

ребёнка,

но

и

его

внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это

практически единственная область, где он может проявить инициативу и

творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится

контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится

действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий

превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение

осознанным и произвольным. Детство это не только самая счастливая и

беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного

формирования личности, то, что не сложилось в детские годы, уже не

восполнить взрослому человеку. Сюжетно - ролевые игры в комплексе с

другими

воспитательными

средствами

представляют

собой

основу

формирования

гармонически

развитой

активной

личности,

способной

находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять

инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей

жизни.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу

можно сделать следующие выводы:

1.Ведущая деятельность дошкольного возраста ролевая игра. Именно в

ней

складываются

и

наиболее

эффективно

развиваются

главные

новообразования

этого

возраста:

творческое

воображение,

образное

мышление, самосознание.

2. Особое значение имеет игра для становления разных форм

произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и

память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий.

3. Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь

развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой

игры и игры "рядом", в старшем дошкольном возрасте она достигает

наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную

творческую игру с развёрнутым сюжетом.

4. Сюжетно - ролевая игра должна соответствовать современной

деятельности т.к. в связи с развитием научно - технического прогресса

появляется много новой техники, много нового в жизни людей - задача

воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх

детей.

На основе выводов можно дать следующие рекомендации:

1.Необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с

учётом места, времени в режиме дня, создать материально - игровую базу:

игрушки, пособия, атрибуты, предметы - заместители, бросовый материал,

который используется детьми во время сюжетно - ролевых игр

2. Обогащать содержание детской игры использованием различных

методов и приёмов таких как:

наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение

художественной

литературы,

рассказ

воспитателя

о

труде

взрослых,

использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений,

этические

беседы,

непосредственное

участие

воспитателя

в

игре,

предложения, советы, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям

возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек,

показ приёмов конструирования и др.



В раздел образования