Автор: Малашенкова Валентина Викторовна
Должность: воспитатель первой категории
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с "Светлячок"
Населённый пункт: Смоленский район Смоленской области
Наименование материала: дополнительная программа социально-педагогической направленности "Сундучок со сказками"
Тема: методическая разработка
Раздел: дошкольное образование
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Светлячок» Смоленского района Смоленской области
ПРИНЯТО
На заседании педагогического совета
от 31.03.2021г
Протокол №3
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ д/с «Светлячок»
________ Ю.В.Сафронова
Приказ от 31.03.2021 №4
Дополнительная образовательная общеразвивающая
программа социально-педагогической направленности
«Сундучок со сказками»
Возраст учащихся: 5 – 6 лет.
Срок реализации: 1 год.
Автор-составитель:
Воспитатель первой категории
Малашенкова В.В.
Богородицкое, 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа работы кружка по дополнительному образованию «Сундучок со
сказками» направлена на создание условий для активизации художественно-
театрализованной деятельности дошкольников, формирование эстетических и
познавательных
способностей
как
неотъемлемой
характеристики
их
мировосприятия и поведения.
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой
деятельности, направленной на развитие речевого аппарата: развитие техники и
логики речи, развитие артикуляции; фантазии и воображения детей старшего
дошкольного возраста; овладение навыков общения; коллективного творчества;
уверенности в себе.
Программа позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал
у ребёнка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве
активного театрального зрителя. Это , в свою очередь, способствует саморазвитию
личности ребёнка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует
активную жизненную позицию, пробуждает инициативу и самостоятельность
принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению.
Данная программа направлена на развитие музыкальных и артистических
способностей, а также приобщение к миру искусства, умение видеть и творить
прекрасное.
В соответствии с ФГОС реализуются задачи ориентированные на социализацию и
индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.
Воспитание
потребности
духовного
обогащения
ребенка,
способности
взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества
личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.
Данная программа предполагает поддерживать тесный контакт с родителями,
привлекая их к изготовлению костюмов, разучиванию ролей.
Новизна и актуальность данной программы заключается в использовании разных
видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Актуальность:
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного
образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами
ДОУ,
очень
важной
остается
задача
приобщения
к
театрализованной
деятельности с самого раннего возраста.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского
творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и
находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою
выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые
образы и действия. Войдя в образ, он играет свои любимые роли, стараясь
подражать тому, что видел и его заинтересовало,
и получая огромное
эмоциональное наслаждение. Занятия театрализованной деятельностью помогают
развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию;
проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой
информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления;
настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при
проигрывании ролей. Кроме того, занятия театрализованной деятельностью
требуют
от
ребенка
решительности,
систематичности,
трудолюбия,
что
способствует формированию волевых черт характера.
Занятия в театрализованном кружке помогают детям развить артистические
способности, познать мир умом и сердцем, выразить своё отношение к добру и
злу,
познать
радость,
связанную
с
преодолением
трудностей
общения,
неуверенность в себе, проявлять творчество во всех видах театрализованной
деятельности.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
чтение художественной литературы
театрализованная деятельность
Программа рассчитана на воспитанников 5 - 6 лет.
Дошкольники
стремятся
поделиться
с
окружающими
впечатлениями
о
прочитанном,
обсудить
содержание
книги.
Дети
переходят
к
стадиям
собственного художественного отношения к искусству, к литературе в частности.
Восприятие литературы уже может быть отделено от игры. Это проявляется в
пристальном внимании детей к содержанию произведения, способности и
желании постигать его внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к
книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с
новыми произведениями. Характерным становится избирательное отношение к
произведениям
определённого
содержания
и
стиля
(сказочным,
приключенческим,
природоведческим,
историческим,
лирическим,
фантастическим и др.). Постоянное общение с книгой активно развивает
творческие способности и умения детей. Эти способности реализуются в ролевых
играх
по
литературным
сюжетам,
в
инсценировках
и
драматизациях,
выразительном чтении стихов, рисовании и других видах исполнительской
деятельности.
Срок и объем освоения ДОП:
Программа рассчитана на 1 год, 36 педагогических часов. Занятия проводятся по
25 минут 1 раз в неделю. Форма проведения занятий: очная. Обучение включает в
себя следующие основные предметы: чтение художественной литературы,
театрализованная деятельность.
Формы работы с воспитанниками:
игра
инсценировки и драматизация
рассказ детей
чтение воспитателя
беседы
разучивание произведений устного народного творчества
обсуждение
наблюдения
словесные, настольные и подвижные игры.
Цель программы:
развитие творческих способностей детей посредством
театрализованной деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
- развитие познавательного интереса к чтению художественной литературы и
театрализованной деятельности;
- знакомство воспитанников с различными видами театра;
Развивающие:
-развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять
небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
-совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой
и жестами.
-систематизировать
представления
о
честности,
справедливости,
доброте,
воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости.
Воспитательные:
-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
-поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях,
используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной
деятельности.
Планируемые результаты: к концу обучения воспитанник может различать
авторские и русские народные сказки, знает 3-4 пальчиковых гимнастики. Умеет
различать произведения определенного содержания и стиля, произносить одну и
ту же фразу с разной интонацией, скороговорки в разных темпах и с разной силой
голоса. Воспитанник умеет выразительно читать стихотворный текст, показывает
6-8 эмоциональных выражений. Владеет умением передавать сюжет, используя
мимику и движения героев, взаимодействует с другими детьми во время
театрализованной деятельности
.
Условия реализации программы
Аспекты
Характеристика (заполнить)
Материально-
техническое
обеспечение
Оборудование: комплект столов и стульев для дошкольников,
демонстрационная доска, стол для воспитателя, театральная ширма, разные
виды кукольных театров (пальчиковый, конусный, перчаточный,
масочный,игрушечный), костюмы, маски. Наглядные пособия:
демонстрационный материал к сказкам, иллюстрированные сказки,
сборники сказок. Раздаточный материал: цветная бумага, ножницы, клей,
цветные карандаши, бумага для рисования.
Информационное
обеспечение
Ноутбук, телевизор, приставка для чтения USB, сеть Интернет.
Кадровое
обеспечение
Воспитатели первой квалификационной категории.
Форма отчетности:
Спектакль в конце года. Мониторинг. Оформление альбома о театре.
Оценочные материалы:
Мониторинг уровня развития театральных способностей у детей (диагностика)
проводится два раза в год – в начале и конце учебного года.
Задача
Критерий
Показатель
Метод
Приобщать детей к
театральной культуре:
знакомство с
устройством театра,
театральными
жанрами и видами
театра.
Элементарные знания
о театральном
искусстве.
Проявляет устойчивый
интерес к
театральному
искусству и
театральной
деятельности. Знает
правила поведения в
театре- 3 балла.
Интересуется
театральной
деятельностью. Знает
правила поведения в
театре- 2 балла.
Не проявляет интерес
к театральной
деятельности- 1 балл.
Индивидуальное
собеседование,
тестирование.
Называет различные
виды театров, знает их
различие, может
охарактеризовать
театральные
профессии – 3 балла.
Использует свои
знания в театральной
деятельности -2 балла.
Затрудняется назвать
различные виды театра
– 1 балл.
Индивидуальное
собеседование,
тестирование.
Обучать детей
приёмам манипуляции
с куклами в различных
видах театра.
Навыки
кукловождения
Импровизирует с
куклами разных
систем в работе над
спектаклем – 3 балла.
Использует навыки
кукловождения в
работе над спектаклем
– 2 балла.
Владеет
элементарными
навыками
кукловождения – 1
балл.
Наблюдение,
творческие задания.
Развивать
артистические
способности детей.
Речевая культура
Понимает главную
идею литературного
произведения,
Наблюдение,
творческие задания,
собеседование.
поясняет своё
высказывание – 3
балла.
Понимает главную
идею литературного
произведения – 2
балла.
Понимает содержание
литературного
произведения -1 балл.
Даёт подробные
словесные
характеристики
главных и
второстепенных героев
– 3 балла.
Даёт словесные
характеристики
главных и
второстепенных героев
– 2 балла.
Различает главных и
второстепенных героев
– 1 балла.
Собеседование.
Умеет пересказывать
произведение от
разных лиц, используя
языковые и
интонационно-
образные средства
выразительности речи
– 3 балла.
В пересказе
использует средства
языковой
выразительности
(эпитеты, сравнения,
образные выражения)
– 2 балла.
Пересказывает
произведение с
помощью педагога – 1
балл.
Развивать
музыкальные
способности
Музыкальное развитие
Импровизирует под
музыку разного
характера, создавая
различные
пластические образы –
3 балла.
Передаёт в свободных
пластических
движениях характер
музыки – 2 балла.
Затрудняется при
создании пластических
Наблюдение,
творческие задания.
образов в соответствии
с характером музыки –
1 балл.
Свободно исполняет
песню, танец в
спектакле – 3 балла.
С помощью
воспитателя исполняет
песню, танец в
спектакле – 2 балла.
Затрудняется при
подборе знакомых
песен к спектаклю – 1
балл.
Развивать
мыслительные
способности детей,
воображение,
фантазию,
креативность.
Эмонионально-
образное развитие
Творчески применяет в
спектаклях и
инсценировках знания
о различных
эмоциональных
состояниях и
характере героев,
использует различные
средства – 3 балла.
Владеет знаниями о
различных
эмоциональных
состояниях и может их
продемонстрировать,
используя мимику,
жест, позу, движение –
2 балла.
Различает
эмоциональные
состояния и их
характеристики, но
затрудняется их
продемонстрировать
средствами мимикой,
жестами, движениями
– 1 балл.
Наблюдение, игра,
творческие задания.
Развивать дружеские
взаимоотношения,
умение действовать
сообща в
коллективном
творчестве.
Основы коллективной
творческой
деятельности.
Проявляет
инициативу,
согласованность
действий с
партнёрами,
творческую активность
на всех этапах работы
над спектаклем – 3
балла.
Проявляет
инициативу,
согласованность
действий с партнёрами
в планировании
коллективной
Игра, наблюдение.
деятельности – 2
балла.
Не проявляет
инициативу, пассивен
на всех этапах работы
над спектаклем – 1
балл.
Высокий уровень
(18-21 балл) – ребёнок проявляет устойчивый интерес к
театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную
идею
литературного
произведения
(пьесы).
Творчески
интерпретирует
содержание.
Способен
сопереживать
героям.
Проявляет
эмоциональную
отзывчивость на характер и настроение персонажа, самостоятельно находит
выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и
языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных
видах
художественно-творческой
деятельности.
Импровизирует
куклами
различных
систем.
Способно
подбирать
музыкальные
характеристики
к
персонажам, запоминает и узнаёт знакомые произведения, свободно поёт и
танцует. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы. Владеет
знанием большинства видов театра.
Средний уровень (11-17 баллов) – ребёнок проявляет эмоциональный интерес к
театральному искусству и театральной деятельности. Понимает содержание и
главную
мысль
литературного
произведения.
Владеет
знаниями
об
эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над
пьесой с помощью воспитателя. Владеет навыками кукловождения, с помощью
воспитателя может применять в свободной творческой деятельности. С помощью
педагога подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам
сюжета. Активно участвует в играх-драматизациях. Проявляет активность,
согласованность действий с партнёрами, редко отвлекается. В движениях
копирует других детей, не проявляет фантазию. С помощью педагога даёт
словесные характеристики персонажам пьесы, не используя эпитеты, сравнения и
образные выражения. Не в полной мере владеет системными знаниями о видах
театра.
Низкий уровень (7-10 баллов)- у ребёнка неустойчивый, ситуативный интерес и
желание участвовать в театральной деятельности. Слабоэмоционален, проявляет
интерес к театральному искусству только как зритель. Знает правила поведения в
театре. Понимает содержание произведения. Эмоциональные реакции не всегда
соответствуют настроению и теме произведения. Ребёнок затрудняется в
воспроизведении театральных движений, музыкально-ритмических движений, в
распознании
эмоциональной
окраски
характера
музыки.
Затрудняется
в
определении различных видов театра. Словарь беден, при ответах использует
простые короткие предложения.
Учебный план
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы
аттестации/контроля
Всего Теория Практика
1
Раздел 1
3
2
1
1.1
Театр, театральные профессии
2
1
1
Творческая работа
1.2
Рассказывание РНС»Царевна-лягушка ( в
обработке А. Толстого)
1
1
0
Творческая работа
2
Раздел 2
4
3
1
2.1
Сказка «Под грибом»
2
1
1
Творческая работа
2.2
Театр масок
1
1
0
Творческая работа
2.3
Сопоставление двух сказок «Падчерица» и
«Хаврошечка»
1
1
0
Творческая работа
3
Раздел 3
5
4
1
3.1
Сказка С.Я.Маршака « 12 месяцев».
1
1
0
Творческая работа
3.2
Сказка А.Н.Толстого «Ёж»
2
1
1
Творческая работа
3.3
Сказка «Сивка Бурка».
1
1
0
Творческая работа
3.4
Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок».
1
1
0
Творческая работа
4
Раздел 4
4
3
1
4.1
Сказка «Дюймовочка»
1
1
0
Творческая работа
4.2
В. Катаев «Цветик-семицветик»
1
1
0
Творческая работа
4.3
Мимика, жесты, движения
2
1
1
Творческая работа
5
Раздел 5
3
2
1
5.1
Сказка В.Гаршина «Лягушка
путешественница».
1
1
0
Творческая работа
5.2
А. Толстой «Золотой ключик или
приключения Буратино»
2
1
1
Творческая работа
6
Раздел 6
4
3
1
6.1
Сказки из сундука
2
1
1
Творческая работа
6.2
А.Барто «Медвежонок невежа
1
1
0
Творческая работа
6.3
Сказка Н.Телешова «Крупеничка».
1
1
0
Творческая работа
7
Раздел 7
4
2
2
7.1
Сказка В.Одоевского «Мороз Иванович»
2
1
1
Творческая работа
7.2
Культура и техника речи
2
1
1
Творческая работа
8
Раздел 8
4
3
1
8.1
Сказка Л.Аксакова «Аленький цветочек».
1
1
0
Творческая работа
8.2
Н.Носов «Незнайка на луне».
2
1
1
Творческая работа
8.3
Сказка П.Ершова «Конёк Горбунок».
1
1
0
Творческая работа
9
Раздел 9
5
3
2
9.1
Д.Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго
Зайца».
2
1
1
Творческая работа
9.2
Цветной мир детства
«Моя сказка»
1
1
0
Творческая работа
9.3
Литературная страничка
2
1
1
Творческая работа
Итого:
36
25
11
Содержание учебного плана
1. Раздел 1
1.1.Театр, театральные профессии
Теория:
Показ слайдов, картин, фотографий театров. Знакомство с театральными
профессиями (гримёр, декоратор, костюмер, артист, парикмахер).
Практика:
Сюжетно-ролевая игра «Театр»
(выполнять роль «кассира», «билетёра», «зрителя»)
1.2. Рассказывание РНС «Царевна-лягушка» ( в обработке А. Толстого)
Теория:
Чтение сказки
Практика:
игра "Волшебство"
2. Раздел 2
2.1. Сказка «Под грибом»
Теория:
Знакомство со сказкой и с подражанием повадок животных.
Практика:
Инсценировка сказки, распределение ролей.
2.2 Театр масок
Теория:
Рассматривание альбомов «Маскарадные костюмы»
Практика:
Игра «Изменю себя, друзья, догадайся, кто же я».
2.3 Сопоставление двух сказок «Падчерица» и«Хаврошечка»
Теория:
Литературное исследование «Похожие сказки».
Практика:
Раскрашивание какошника.
3. Раздел 3
3.1. Сказка С.Я.Маршака « 12 месяцев».
Теория:
Чтение и обсуждение сказки, заучивание стихотворения.
Практика:
Сделать коллективное панно: весенняя лужайка с подснежниками.
3.2. Сказка А.Н.Толстого «Ёж»
Теория:
Чтение и пересказ сказки.
Практика:
Игра-драматизация.
3.3. Сказка «Сивка Бурка».
Теория:
Вспомнить волшебную сказку, где трижды повторяют много событий.
Практика:
Придумать сказку, где вместо коня на поле прилетал бы Змей – Горыныч или
прибегали бы Смешарики..
3.4. СказкаГ.Х.Андерсена «Гадкий утёнок».
Теория:
Пальчиковый театр, знакомство со сказкой.
Практика:
-Сюжетно-ролевая игра «На птичьем дворе».
- Придумайте имя «гадкому утенку».
4. Раздел 4
4.1. «Дюймовочка».
Теория:
Чтение отрывков, просмотр видеофрагментов
Практика:
Схематизация сказки (рисование или выкладывание схем по сюжету).
4.2. В.Катаев «Цветик-семицветик»
Теория:
Чтение и рассказывание авторской сказки, найти отличие от русской народной
сказоки.
Просмотр видео фрагментов.
Практика:
Рисование цветика-семицветика. Творческое задание «Сочинить сказку о добрых
делах».
4.3. Мимика, жесты, движения.
Теория:
Раз, два, три, четыре, пять… - рифмы будем мы читать.
Практика:
Спектакль по стихотворению «Зайки серые сидят…»
5. Раздел 5
5.1. СказкаВ.Гаршина «Лягушка путешественница».
Теория:
Чтение и обсуждение сказки.
Практика:
Настольный театр своими руками.
Сделать лягушку – оригами и раскрасить её.
Изобразить пруд
Расположить лягушек в пруду. ·
5.2. А. Толстой «Золотойключик или приключения Буратино»
Теория:
Рассказывание интересных историй из опыта детей об их любимых игрушках.
Чтение сказки.
Практика:
Игра-драматизация, показ любого эпизода из сказки.
Рисование золотого ключика.
6. Раздел 6
6.1. Сказки из сундука
Теория:
Рассказывание сказки по сюжетной картинке.
Практика:
Драматизация понравившихся сюжетов.
6.2. А.Барто стихотворение «Медвежонок невежа»
Теория:
Чтение и обсуждение поступков медвежонка. Рассуждение «Как бы ты
поступил?».
Практика:
Игра – имитация.
6.3. СказкаН.Телешова «Крупеничка».
Теория:
Чтение и обсуждение сказки.
Практика:
Из гречишной крупы выложить орнамент.
Рисование пальчиками по манной крупе.
7. Раздел 7
7.1. Сказка В.Одоевского «МорозИванович»
Теория:
Чтение и обсуждение сказки.
Практика:
Настольный театр игрушек: показ сказки «Мороз Иванович» детьми. Закреплять
умение манипулировать игрушкой, выразительно отображать нравственную
сущность персонажа.
7.2. Культура и техника речи
Теория:
Знакомство с музыкальной сказкой «Прыг, Шмыг и Голосистое горлышко»
Практика:
Премьера сказки.
8. Раздел 8
8.1. СказкаЛ.Аксакова «Аленький цветочек».
Теория:
Чтение или просмотр видеофильма.
Практика:
Аппликация «Аленький цветочек».
8.2. Н.Носов «Незнайка на луне».
Теория:
Чтение сказки с видеосопровождением.
Практика:
Драматизация понравившихся эпизодов сказки;
8.3. СказкаП.Ершова «Конёк Горбунок».
Теория:
Чтение сказки. Обсуждение.
Практика:
Придумаем новое начало сказки: «Жил был старик со старухой и было у них три
дочери…»
9. Раздел 9
9.1. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца».
Теория:
Игровое упражнение «Объяснялки» (что такое рассказ, стих, сказка).
Мини-викторина «Кто больше назовет произведений о зайцах».
Чтение произведений.
Практика:
Драматизация понравившихся эпизодов сказки
9.2. Цветной мир детства «Моя сказка»
Теория:
Рассказывание сказки от имени разных героев.
Практика:
Создание книги «Наши фантазии».
9.3. Литературная страничка.
Теория:
Выставка книг со сказками, рассматривание иллюстраций к сказкам.
Практика:
Викторина «Мы любим сказки»
Календарный учебный график
№
п/
п
числ
о
меся
ц
Время
проведени
я занятия
Форма
занятия
Кол-
во
часов
Тема занятия
Место
проведени
я
Форма
контроля
1
16
09
16.00
фронтальна
я
25мин
.
Знакомство с
театром
группа
рефлексия
2
23
09
16.00
фронтальна
я
25мин
С-р игра «Театр»
группа
фотоотчет
3
30
09
16.00
фронтальна
я
25мин
РНС «Царевна-
лягушка»
группа
рефлексия
4
7
10
16.00
фронтальна
я
25мин
Чтение сказки
«Под грибом
группа
рефлексия
5
14
10
16.00
фронтальна
я
25мин
Инсценировка
сказки «Под
грибом»
группа
фотоотчет
6
21
10
16.00
фронтальна
я
25мин
«Маскарадный
костюм»
группа
фотоотчет
7
28
10
16.00
фронтальна
я
25мин
Литературное
исследование
«Похожие
сказки»
группа
рефлексия
8
04
11
16.00
фронтальна
я
25мин
С.Я.Маршак «12
месяцев»
группа
викторина
9
11
11
16.00
фронтальна
я
25мин
Чтение и
пересказ сказки
«Ёж»
группа
рефлексия
10
18
11
16.00
фронтальна
я
25мин
Драматизация
сказки «Ёж»
группа
фотоотчет
11
25
11
16.00
фронтальна
я
25мин
Пальчиковый
театр «Гадкий
утенок»
группа
фотоотчет
12
02
12
16.00
фронтальна
я
25мин
Сказка
«Дюймовочка»
группа
рефлексия
13
09
12
16.00
фронтальна
я
25мин
Схематизация
сказки
«Дюймовочка»
группа
фотоотчет
14
16
12
16.00
фронтальна
я
25мин
Сказка «Цветик-
семицветик»
группа
рефлексия
15
23
12
16.00
фронтальна
я
25мин
«Что такое
Рифма»
группа
Составлени
е альбома
16
30
12
16.00
фронтальна
я
25мин
Спектакль «Зайки
серые сидят»
группа
фотоотчет
17
13
01
16.00
фронтальна
я
25мин
Сказка
«Лягушка-
путешественница
»
группа
рефлексия
18
20
01
16.00
фронтальна
я
25мин
Сказка
А.Толстого
«Золотой
ключик»
группа
рефлексия
19
27
01
16.00
фронтальна
я
25мин
Драматизация
сказки «Золотой
ключик»
группа
фотоотчет
20
03
02
16.00
фронтальна
я
25мин
Рассказывание
сказок по
сюжетным
картинкам
группа
фотоотчет
21
10
02
16.00
фронтальна
я
25мин
Драматизация
сказки по выбору
детей
группа
фотоотчет
22
17
02
16.00
фронтальна
я
25мин
А.Барто
«Медвежонок-
невежа»
группа
рефлексия
23
24
02
16.00
фронтальна
я
25мин
Сказка
Н.Телешова
«Крупеничка»
группа
рефлексия
24
03
03
16.00
фронтальна
я
25мин
Сказка
В.Одоевского
«Мороз
Иванович»
группа
рефлексия
25
10
03
16.00
фронтальна
я
25мин
Настольный
театр «Мороз
Иванович»
группа
фотоотчет
26
17
03
16.00
фронтальна
я
25мин
Сказка «Прыг,
Шмыг
иголосистое
горлышко»
группа
рефлексия
27
24
03
16.00
фронтальна
я
25мин
Спектакль
«Прыг, Шмыг
иголосистое
горлышко»
Муз.зал
фотоотчет
28
31
03
16.00
фронтальна
я
25мин
Викторина
«Назови сказку»
группа
фотоотчет
29
07
04
16.00
фронтальна
я
25мин
Сказка
А.Аксакова
«Аленький
цветочек»
группа
рефлексия
30
14
04
16.00
фронтальна
я
25мин
Сказка Н.Носова
«Незнайка на
луне»
группа
рефлексия
31
21
04
16.00
фронтальна
я
25мин
Драматизация
эпизода из сказки
«Незнайка на
луне»
группа
фотоотчет
32
28
04
16.00
фронтальна
я
25мин
Сказка П.Ершова
«Конек
Горбунок»
группа
рефлексия
33
05
05
16.00
фронтальна
я
25мин
Игра
«Объяснялка»
группа
фототчет
34
12
05
16.00
фронтальна
я
25мин
Викторина по
изученным
сказкам
группа
фотоотчет
35
19
05
16.00
фронтальна
я
25мин
Рассказывание
сказки от имени
героя
группа
Составлени
е видео-
презентаци
и
36
26
05
16.00
фронтальна
я
25мин
Литературный
вечер «Мы
любим сказки»
группа
фотоотчет
Методическое обеспечение программы
Принципы проведения театрализованной деятельности:
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся
личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и
обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип
психологической
комфортности.
Предполагает
психологическую
защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий
для самореализации.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его
мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает
и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и
воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний
должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип
овладения
культурой.
Обеспечивает
способность
ребёнка
ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой
ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а
организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают
«открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.
Виды деятельности:
1. Театрально-игровая деятельность: направлена на развитие игрового поведения
детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в
различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению;
театрализованные игры на развитие воображения , фантазии; инсценировки
стихов, рассказов, сказок.
2.
Музыкально-творческая
деятельность:
включает
в
себя
комплексные
ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные
обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников,
обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие
свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и
подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений,
пластической
выразительности
и
музыкальности;
музыкально-пластические
импровизации.
3.
Художественно-речевая
деятельность:
объединяет
игры
и
упражнения,
направленные
на
совершенствование
речевого
дыхания,
формирование
правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи,
сохранение русского языка.
Содержит: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная
гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность
речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй
речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4. Основы театральной культуры: призвано обеспечить условия для овладения
дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
- Что такое театр, театральное искусство;
- Какие представления бывают в театре;
- Кто такие актеры;
- Какие превращения происходят на сцене;
- Как вести себя в театре.
5. Работа над спектаклем: базируется на сценариях и включает в себя темы
«Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор
пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными
эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкального
сопровождения, постановка танцев; создание декораций; репетиции отдельных
сценок и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми).
К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании
текста, подготовке декораций, костюмов).
Правила драматизации:
Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней
нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.
Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж
свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем
не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок,
играя во второй раз, может быть совсем другим. Проигрывание упражнений на
изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы являются
необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-
своему.
Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.
Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными
участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые
могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать
настроение главных героев
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли
после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми обсуждаем,
«проговариваем» каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь
делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой
персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение:
Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки
тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь
теперь сыграть? Почему?
1.
Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр – творчество -
дети»
М.:АРКТИ,2002.
2.
Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в театральной деятельности (обзор программ
дошкольного образования). М., ТЦ «Сфера» 2010.
3.
Маханёва М.Д. Занятия по театральной деятельности в детском саду., ТЦ
«Сфера» 2009.
4.
Комарова Т.С., Соломенникова О.А. Педагогическая диагностика в соответствии
с ФГОС. М.: «Мозаика - Синтез» 2011.
5.
И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
6.
Мигунова Е.В., «Театральная педагогика в детском саду», Издательство «ТЦ
СФЕРА» 2009г.2009г.