Напоминание

методическая разработка


Автор: Малашенкова Валентина Викторовна
Должность: воспитатель первой категории
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с "Светлячок"
Населённый пункт: Смоленский район Смоленской области
Наименование материала: дополнительная программа социально-педагогической направленности "Сундучок со сказками"
Тема: методическая разработка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Департамент Смоленской области по образованию и науке

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Светлячок» Смоленского района Смоленской области

ПРИНЯТО

На заседании педагогического совета

от 31.03.2021г

Протокол №3

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ д/с «Светлячок»

________ Ю.В.Сафронова

Приказ от 31.03.2021 №4

Дополнительная образовательная общеразвивающая

программа социально-педагогической направленности

«Сундучок со сказками»

Возраст учащихся: 5 – 6 лет.

Срок реализации: 1 год.

Автор-составитель:

Воспитатель первой категории

Малашенкова В.В.

Богородицкое, 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа работы кружка по дополнительному образованию «Сундучок со

сказками» направлена на создание условий для активизации художественно-

театрализованной деятельности дошкольников, формирование эстетических и

познавательных

способностей

как

неотъемлемой

характеристики

их

мировосприятия и поведения.

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой

деятельности, направленной на развитие речевого аппарата: развитие техники и

логики речи, развитие артикуляции; фантазии и воображения детей старшего

дошкольного возраста; овладение навыков общения; коллективного творчества;

уверенности в себе.

Программа позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал

у ребёнка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве

активного театрального зрителя. Это , в свою очередь, способствует саморазвитию

личности ребёнка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует

активную жизненную позицию, пробуждает инициативу и самостоятельность

принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению.

Данная программа направлена на развитие музыкальных и артистических

способностей, а также приобщение к миру искусства, умение видеть и творить

прекрасное.

В соответствии с ФГОС реализуются задачи ориентированные на социализацию и

индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.

Воспитание

потребности

духовного

обогащения

ребенка,

способности

взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества

личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.

Данная программа предполагает поддерживать тесный контакт с родителями,

привлекая их к изготовлению костюмов, разучиванию ролей.

Новизна и актуальность данной программы заключается в использовании разных

видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Актуальность:

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного

образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами

ДОУ,

очень

важной

остается

задача

приобщения

к

театрализованной

деятельности с самого раннего возраста.

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского

творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и

находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою

выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые

образы и действия. Войдя в образ, он играет свои любимые роли, стараясь

подражать тому, что видел и его заинтересовало,

и получая огромное

эмоциональное наслаждение. Занятия театрализованной деятельностью помогают

развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию;

проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой

информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления;

настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при

проигрывании ролей. Кроме того, занятия театрализованной деятельностью

требуют

от

ребенка

решительности,

систематичности,

трудолюбия,

что

способствует формированию волевых черт характера.

Занятия в театрализованном кружке помогают детям развить артистические

способности, познать мир умом и сердцем, выразить своё отношение к добру и

злу,

познать

радость,

связанную

с

преодолением

трудностей

общения,

неуверенность в себе, проявлять творчество во всех видах театрализованной

деятельности.

Обучение включает в себя следующие основные предметы:

чтение художественной литературы

театрализованная деятельность

Программа рассчитана на воспитанников 5 - 6 лет.

Дошкольники

стремятся

поделиться

с

окружающими

впечатлениями

о

прочитанном,

обсудить

содержание

книги.

Дети

переходят

к

стадиям

собственного художественного отношения к искусству, к литературе в частности.

Восприятие литературы уже может быть отделено от игры. Это проявляется в

пристальном внимании детей к содержанию произведения, способности и

желании постигать его внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к

книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с

новыми произведениями. Характерным становится избирательное отношение к

произведениям

определённого

содержания

и

стиля

(сказочным,

приключенческим,

природоведческим,

историческим,

лирическим,

фантастическим и др.). Постоянное общение с книгой активно развивает

творческие способности и умения детей. Эти способности реализуются в ролевых

играх

по

литературным

сюжетам,

в

инсценировках

и

драматизациях,

выразительном чтении стихов, рисовании и других видах исполнительской

деятельности.

Срок и объем освоения ДОП:

Программа рассчитана на 1 год, 36 педагогических часов. Занятия проводятся по

25 минут 1 раз в неделю. Форма проведения занятий: очная. Обучение включает в

себя следующие основные предметы: чтение художественной литературы,

театрализованная деятельность.

Формы работы с воспитанниками:

игра

инсценировки и драматизация

рассказ детей

чтение воспитателя

беседы

разучивание произведений устного народного творчества

обсуждение

наблюдения

словесные, настольные и подвижные игры.

Цель программы:

развитие творческих способностей детей посредством

театрализованной деятельности.

Задачи программы:

Образовательные:

- развитие познавательного интереса к чтению художественной литературы и

театрализованной деятельности;

- знакомство воспитанников с различными видами театра;

Развивающие:

-развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять

небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

-совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой

и жестами.

-систематизировать

представления

о

честности,

справедливости,

доброте,

воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости.

Воспитательные:

-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

-поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях,

используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной

деятельности.

Планируемые результаты: к концу обучения воспитанник может различать

авторские и русские народные сказки, знает 3-4 пальчиковых гимнастики. Умеет

различать произведения определенного содержания и стиля, произносить одну и

ту же фразу с разной интонацией, скороговорки в разных темпах и с разной силой

голоса. Воспитанник умеет выразительно читать стихотворный текст, показывает

6-8 эмоциональных выражений. Владеет умением передавать сюжет, используя

мимику и движения героев, взаимодействует с другими детьми во время

театрализованной деятельности

.

Условия реализации программы

Аспекты

Характеристика (заполнить)

Материально-

техническое

обеспечение

Оборудование: комплект столов и стульев для дошкольников,

демонстрационная доска, стол для воспитателя, театральная ширма, разные

виды кукольных театров (пальчиковый, конусный, перчаточный,

масочный,игрушечный), костюмы, маски. Наглядные пособия:

демонстрационный материал к сказкам, иллюстрированные сказки,

сборники сказок. Раздаточный материал: цветная бумага, ножницы, клей,

цветные карандаши, бумага для рисования.

Информационное

обеспечение

Ноутбук, телевизор, приставка для чтения USB, сеть Интернет.

Кадровое

обеспечение

Воспитатели первой квалификационной категории.

Форма отчетности:

Спектакль в конце года. Мониторинг. Оформление альбома о театре.

Оценочные материалы:

Мониторинг уровня развития театральных способностей у детей (диагностика)

проводится два раза в год – в начале и конце учебного года.

Задача

Критерий

Показатель

Метод

Приобщать детей к

театральной культуре:

знакомство с

устройством театра,

театральными

жанрами и видами

театра.

Элементарные знания

о театральном

искусстве.

Проявляет устойчивый

интерес к

театральному

искусству и

театральной

деятельности. Знает

правила поведения в

театре- 3 балла.

Интересуется

театральной

деятельностью. Знает

правила поведения в

театре- 2 балла.

Не проявляет интерес

к театральной

деятельности- 1 балл.

Индивидуальное

собеседование,

тестирование.

Называет различные

виды театров, знает их

различие, может

охарактеризовать

театральные

профессии – 3 балла.

Использует свои

знания в театральной

деятельности -2 балла.

Затрудняется назвать

различные виды театра

– 1 балл.

Индивидуальное

собеседование,

тестирование.

Обучать детей

приёмам манипуляции

с куклами в различных

видах театра.

Навыки

кукловождения

Импровизирует с

куклами разных

систем в работе над

спектаклем – 3 балла.

Использует навыки

кукловождения в

работе над спектаклем

– 2 балла.

Владеет

элементарными

навыками

кукловождения – 1

балл.

Наблюдение,

творческие задания.

Развивать

артистические

способности детей.

Речевая культура

Понимает главную

идею литературного

произведения,

Наблюдение,

творческие задания,

собеседование.

поясняет своё

высказывание – 3

балла.

Понимает главную

идею литературного

произведения – 2

балла.

Понимает содержание

литературного

произведения -1 балл.

Даёт подробные

словесные

характеристики

главных и

второстепенных героев

– 3 балла.

Даёт словесные

характеристики

главных и

второстепенных героев

– 2 балла.

Различает главных и

второстепенных героев

– 1 балла.

Собеседование.

Умеет пересказывать

произведение от

разных лиц, используя

языковые и

интонационно-

образные средства

выразительности речи

– 3 балла.

В пересказе

использует средства

языковой

выразительности

(эпитеты, сравнения,

образные выражения)

– 2 балла.

Пересказывает

произведение с

помощью педагога – 1

балл.

Развивать

музыкальные

способности

Музыкальное развитие

Импровизирует под

музыку разного

характера, создавая

различные

пластические образы –

3 балла.

Передаёт в свободных

пластических

движениях характер

музыки – 2 балла.

Затрудняется при

создании пластических

Наблюдение,

творческие задания.

образов в соответствии

с характером музыки –

1 балл.

Свободно исполняет

песню, танец в

спектакле – 3 балла.

С помощью

воспитателя исполняет

песню, танец в

спектакле – 2 балла.

Затрудняется при

подборе знакомых

песен к спектаклю – 1

балл.

Развивать

мыслительные

способности детей,

воображение,

фантазию,

креативность.

Эмонионально-

образное развитие

Творчески применяет в

спектаклях и

инсценировках знания

о различных

эмоциональных

состояниях и

характере героев,

использует различные

средства – 3 балла.

Владеет знаниями о

различных

эмоциональных

состояниях и может их

продемонстрировать,

используя мимику,

жест, позу, движение –

2 балла.

Различает

эмоциональные

состояния и их

характеристики, но

затрудняется их

продемонстрировать

средствами мимикой,

жестами, движениями

– 1 балл.

Наблюдение, игра,

творческие задания.

Развивать дружеские

взаимоотношения,

умение действовать

сообща в

коллективном

творчестве.

Основы коллективной

творческой

деятельности.

Проявляет

инициативу,

согласованность

действий с

партнёрами,

творческую активность

на всех этапах работы

над спектаклем – 3

балла.

Проявляет

инициативу,

согласованность

действий с партнёрами

в планировании

коллективной

Игра, наблюдение.

деятельности – 2

балла.

Не проявляет

инициативу, пассивен

на всех этапах работы

над спектаклем – 1

балл.

Высокий уровень

(18-21 балл) – ребёнок проявляет устойчивый интерес к

театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную

идею

литературного

произведения

(пьесы).

Творчески

интерпретирует

содержание.

Способен

сопереживать

героям.

Проявляет

эмоциональную

отзывчивость на характер и настроение персонажа, самостоятельно находит

выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и

языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных

видах

художественно-творческой

деятельности.

Импровизирует

куклами

различных

систем.

Способно

подбирать

музыкальные

характеристики

к

персонажам, запоминает и узнаёт знакомые произведения, свободно поёт и

танцует. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы. Владеет

знанием большинства видов театра.

Средний уровень (11-17 баллов) – ребёнок проявляет эмоциональный интерес к

театральному искусству и театральной деятельности. Понимает содержание и

главную

мысль

литературного

произведения.

Владеет

знаниями

об

эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над

пьесой с помощью воспитателя. Владеет навыками кукловождения, с помощью

воспитателя может применять в свободной творческой деятельности. С помощью

педагога подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам

сюжета. Активно участвует в играх-драматизациях. Проявляет активность,

согласованность действий с партнёрами, редко отвлекается. В движениях

копирует других детей, не проявляет фантазию. С помощью педагога даёт

словесные характеристики персонажам пьесы, не используя эпитеты, сравнения и

образные выражения. Не в полной мере владеет системными знаниями о видах

театра.

Низкий уровень (7-10 баллов)- у ребёнка неустойчивый, ситуативный интерес и

желание участвовать в театральной деятельности. Слабоэмоционален, проявляет

интерес к театральному искусству только как зритель. Знает правила поведения в

театре. Понимает содержание произведения. Эмоциональные реакции не всегда

соответствуют настроению и теме произведения. Ребёнок затрудняется в

воспроизведении театральных движений, музыкально-ритмических движений, в

распознании

эмоциональной

окраски

характера

музыки.

Затрудняется

в

определении различных видов театра. Словарь беден, при ответах использует

простые короткие предложения.

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации/контроля

Всего Теория Практика

1

Раздел 1

3

2

1

1.1

Театр, театральные профессии

2

1

1

Творческая работа

1.2

Рассказывание РНС»Царевна-лягушка ( в

обработке А. Толстого)

1

1

0

Творческая работа

2

Раздел 2

4

3

1

2.1

Сказка «Под грибом»

2

1

1

Творческая работа

2.2

Театр масок

1

1

0

Творческая работа

2.3

Сопоставление двух сказок «Падчерица» и

«Хаврошечка»

1

1

0

Творческая работа

3

Раздел 3

5

4

1

3.1

Сказка С.Я.Маршака « 12 месяцев».

1

1

0

Творческая работа

3.2

Сказка А.Н.Толстого «Ёж»

2

1

1

Творческая работа

3.3

Сказка «Сивка Бурка».

1

1

0

Творческая работа

3.4

Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок».

1

1

0

Творческая работа

4

Раздел 4

4

3

1

4.1

Сказка «Дюймовочка»

1

1

0

Творческая работа

4.2

В. Катаев «Цветик-семицветик»

1

1

0

Творческая работа

4.3

Мимика, жесты, движения

2

1

1

Творческая работа

5

Раздел 5

3

2

1

5.1

Сказка В.Гаршина «Лягушка

путешественница».

1

1

0

Творческая работа

5.2

А. Толстой «Золотой ключик или

приключения Буратино»

2

1

1

Творческая работа

6

Раздел 6

4

3

1

6.1

Сказки из сундука

2

1

1

Творческая работа

6.2

А.Барто «Медвежонок невежа

1

1

0

Творческая работа

6.3

Сказка Н.Телешова «Крупеничка».

1

1

0

Творческая работа

7

Раздел 7

4

2

2

7.1

Сказка В.Одоевского «Мороз Иванович»

2

1

1

Творческая работа

7.2

Культура и техника речи

2

1

1

Творческая работа

8

Раздел 8

4

3

1

8.1

Сказка Л.Аксакова «Аленький цветочек».

1

1

0

Творческая работа

8.2

Н.Носов «Незнайка на луне».

2

1

1

Творческая работа

8.3

Сказка П.Ершова «Конёк Горбунок».

1

1

0

Творческая работа

9

Раздел 9

5

3

2

9.1

Д.Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго

Зайца».

2

1

1

Творческая работа

9.2

Цветной мир детства

«Моя сказка»

1

1

0

Творческая работа

9.3

Литературная страничка

2

1

1

Творческая работа

Итого:

36

25

11

Содержание учебного плана

1. Раздел 1

1.1.Театр, театральные профессии

Теория:

Показ слайдов, картин, фотографий театров. Знакомство с театральными

профессиями (гримёр, декоратор, костюмер, артист, парикмахер).

Практика:

Сюжетно-ролевая игра «Театр»

(выполнять роль «кассира», «билетёра», «зрителя»)

1.2. Рассказывание РНС «Царевна-лягушка» ( в обработке А. Толстого)

Теория:

Чтение сказки

Практика:

игра "Волшебство"

2. Раздел 2

2.1. Сказка «Под грибом»

Теория:

Знакомство со сказкой и с подражанием повадок животных.

Практика:

Инсценировка сказки, распределение ролей.

2.2 Театр масок

Теория:

Рассматривание альбомов «Маскарадные костюмы»

Практика:

Игра «Изменю себя, друзья, догадайся, кто же я».

2.3 Сопоставление двух сказок «Падчерица» и«Хаврошечка»

Теория:

Литературное исследование «Похожие сказки».

Практика:

Раскрашивание какошника.

3. Раздел 3

3.1. Сказка С.Я.Маршака « 12 месяцев».

Теория:

Чтение и обсуждение сказки, заучивание стихотворения.

Практика:

Сделать коллективное панно: весенняя лужайка с подснежниками.

3.2. Сказка А.Н.Толстого «Ёж»

Теория:

Чтение и пересказ сказки.

Практика:

Игра-драматизация.

3.3. Сказка «Сивка Бурка».

Теория:

Вспомнить волшебную сказку, где трижды повторяют много событий.

Практика:

Придумать сказку, где вместо коня на поле прилетал бы Змей – Горыныч или

прибегали бы Смешарики..

3.4. СказкаГ.Х.Андерсена «Гадкий утёнок».

Теория:

Пальчиковый театр, знакомство со сказкой.

Практика:

-Сюжетно-ролевая игра «На птичьем дворе».

- Придумайте имя «гадкому утенку».

4. Раздел 4

4.1. «Дюймовочка».

Теория:

Чтение отрывков, просмотр видеофрагментов

Практика:

Схематизация сказки (рисование или выкладывание схем по сюжету).

4.2. В.Катаев «Цветик-семицветик»

Теория:

Чтение и рассказывание авторской сказки, найти отличие от русской народной

сказоки.

Просмотр видео фрагментов.

Практика:

Рисование цветика-семицветика. Творческое задание «Сочинить сказку о добрых

делах».

4.3. Мимика, жесты, движения.

Теория:

Раз, два, три, четыре, пять… - рифмы будем мы читать.

Практика:

Спектакль по стихотворению «Зайки серые сидят…»

5. Раздел 5

5.1. СказкаВ.Гаршина «Лягушка путешественница».

Теория:

Чтение и обсуждение сказки.

Практика:

Настольный театр своими руками.

Сделать лягушку – оригами и раскрасить её.

Изобразить пруд

Расположить лягушек в пруду. ·

5.2. А. Толстой «Золотойключик или приключения Буратино»

Теория:

Рассказывание интересных историй из опыта детей об их любимых игрушках.

Чтение сказки.

Практика:

Игра-драматизация, показ любого эпизода из сказки.

Рисование золотого ключика.

6. Раздел 6

6.1. Сказки из сундука

Теория:

Рассказывание сказки по сюжетной картинке.

Практика:

Драматизация понравившихся сюжетов.

6.2. А.Барто стихотворение «Медвежонок невежа»

Теория:

Чтение и обсуждение поступков медвежонка. Рассуждение «Как бы ты

поступил?».

Практика:

Игра – имитация.

6.3. СказкаН.Телешова «Крупеничка».

Теория:

Чтение и обсуждение сказки.

Практика:

Из гречишной крупы выложить орнамент.

Рисование пальчиками по манной крупе.

7. Раздел 7

7.1. Сказка В.Одоевского «МорозИванович»

Теория:

Чтение и обсуждение сказки.

Практика:

Настольный театр игрушек: показ сказки «Мороз Иванович» детьми. Закреплять

умение манипулировать игрушкой, выразительно отображать нравственную

сущность персонажа.

7.2. Культура и техника речи

Теория:

Знакомство с музыкальной сказкой «Прыг, Шмыг и Голосистое горлышко»

Практика:

Премьера сказки.

8. Раздел 8

8.1. СказкаЛ.Аксакова «Аленький цветочек».

Теория:

Чтение или просмотр видеофильма.

Практика:

Аппликация «Аленький цветочек».

8.2. Н.Носов «Незнайка на луне».

Теория:

Чтение сказки с видеосопровождением.

Практика:

Драматизация понравившихся эпизодов сказки;

8.3. СказкаП.Ершова «Конёк Горбунок».

Теория:

Чтение сказки. Обсуждение.

Практика:

Придумаем новое начало сказки: «Жил был старик со старухой и было у них три

дочери…»

9. Раздел 9

9.1. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца».

Теория:

Игровое упражнение «Объяснялки» (что такое рассказ, стих, сказка).

Мини-викторина «Кто больше назовет произведений о зайцах».

Чтение произведений.

Практика:

Драматизация понравившихся эпизодов сказки

9.2. Цветной мир детства «Моя сказка»

Теория:

Рассказывание сказки от имени разных героев.

Практика:

Создание книги «Наши фантазии».

9.3. Литературная страничка.

Теория:

Выставка книг со сказками, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Практика:

Викторина «Мы любим сказки»

Календарный учебный график

п/

п

числ

о

меся

ц

Время

проведени

я занятия

Форма

занятия

Кол-

во

часов

Тема занятия

Место

проведени

я

Форма

контроля

1

16

09

16.00

фронтальна

я

25мин

.

Знакомство с

театром

группа

рефлексия

2

23

09

16.00

фронтальна

я

25мин

С-р игра «Театр»

группа

фотоотчет

3

30

09

16.00

фронтальна

я

25мин

РНС «Царевна-

лягушка»

группа

рефлексия

4

7

10

16.00

фронтальна

я

25мин

Чтение сказки

«Под грибом

группа

рефлексия

5

14

10

16.00

фронтальна

я

25мин

Инсценировка

сказки «Под

грибом»

группа

фотоотчет

6

21

10

16.00

фронтальна

я

25мин

«Маскарадный

костюм»

группа

фотоотчет

7

28

10

16.00

фронтальна

я

25мин

Литературное

исследование

«Похожие

сказки»

группа

рефлексия

8

04

11

16.00

фронтальна

я

25мин

С.Я.Маршак «12

месяцев»

группа

викторина

9

11

11

16.00

фронтальна

я

25мин

Чтение и

пересказ сказки

«Ёж»

группа

рефлексия

10

18

11

16.00

фронтальна

я

25мин

Драматизация

сказки «Ёж»

группа

фотоотчет

11

25

11

16.00

фронтальна

я

25мин

Пальчиковый

театр «Гадкий

утенок»

группа

фотоотчет

12

02

12

16.00

фронтальна

я

25мин

Сказка

«Дюймовочка»

группа

рефлексия

13

09

12

16.00

фронтальна

я

25мин

Схематизация

сказки

«Дюймовочка»

группа

фотоотчет

14

16

12

16.00

фронтальна

я

25мин

Сказка «Цветик-

семицветик»

группа

рефлексия

15

23

12

16.00

фронтальна

я

25мин

«Что такое

Рифма»

группа

Составлени

е альбома

16

30

12

16.00

фронтальна

я

25мин

Спектакль «Зайки

серые сидят»

группа

фотоотчет

17

13

01

16.00

фронтальна

я

25мин

Сказка

«Лягушка-

путешественница

»

группа

рефлексия

18

20

01

16.00

фронтальна

я

25мин

Сказка

А.Толстого

«Золотой

ключик»

группа

рефлексия

19

27

01

16.00

фронтальна

я

25мин

Драматизация

сказки «Золотой

ключик»

группа

фотоотчет

20

03

02

16.00

фронтальна

я

25мин

Рассказывание

сказок по

сюжетным

картинкам

группа

фотоотчет

21

10

02

16.00

фронтальна

я

25мин

Драматизация

сказки по выбору

детей

группа

фотоотчет

22

17

02

16.00

фронтальна

я

25мин

А.Барто

«Медвежонок-

невежа»

группа

рефлексия

23

24

02

16.00

фронтальна

я

25мин

Сказка

Н.Телешова

«Крупеничка»

группа

рефлексия

24

03

03

16.00

фронтальна

я

25мин

Сказка

В.Одоевского

«Мороз

Иванович»

группа

рефлексия

25

10

03

16.00

фронтальна

я

25мин

Настольный

театр «Мороз

Иванович»

группа

фотоотчет

26

17

03

16.00

фронтальна

я

25мин

Сказка «Прыг,

Шмыг

иголосистое

горлышко»

группа

рефлексия

27

24

03

16.00

фронтальна

я

25мин

Спектакль

«Прыг, Шмыг

иголосистое

горлышко»

Муз.зал

фотоотчет

28

31

03

16.00

фронтальна

я

25мин

Викторина

«Назови сказку»

группа

фотоотчет

29

07

04

16.00

фронтальна

я

25мин

Сказка

А.Аксакова

«Аленький

цветочек»

группа

рефлексия

30

14

04

16.00

фронтальна

я

25мин

Сказка Н.Носова

«Незнайка на

луне»

группа

рефлексия

31

21

04

16.00

фронтальна

я

25мин

Драматизация

эпизода из сказки

«Незнайка на

луне»

группа

фотоотчет

32

28

04

16.00

фронтальна

я

25мин

Сказка П.Ершова

«Конек

Горбунок»

группа

рефлексия

33

05

05

16.00

фронтальна

я

25мин

Игра

«Объяснялка»

группа

фототчет

34

12

05

16.00

фронтальна

я

25мин

Викторина по

изученным

сказкам

группа

фотоотчет

35

19

05

16.00

фронтальна

я

25мин

Рассказывание

сказки от имени

героя

группа

Составлени

е видео-

презентаци

и

36

26

05

16.00

фронтальна

я

25мин

Литературный

вечер «Мы

любим сказки»

группа

фотоотчет

Методическое обеспечение программы

Принципы проведения театрализованной деятельности:

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся

личности ребёнка.

Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и

обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип

психологической

комфортности.

Предполагает

психологическую

защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий

для самореализации.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его

мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает

и осмысляет для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и

воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний

должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип

овладения

культурой.

Обеспечивает

способность

ребёнка

ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой

ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а

организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают

«открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.

Виды деятельности:

1. Театрально-игровая деятельность: направлена на развитие игрового поведения

детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в

различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению;

театрализованные игры на развитие воображения , фантазии; инсценировки

стихов, рассказов, сказок.

2.

Музыкально-творческая

деятельность:

включает

в

себя

комплексные

ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные

обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников,

обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие

свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и

подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений,

пластической

выразительности

и

музыкальности;

музыкально-пластические

импровизации.

3.

Художественно-речевая

деятельность:

объединяет

игры

и

упражнения,

направленные

на

совершенствование

речевого

дыхания,

формирование

правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи,

сохранение русского языка.

Содержит: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная

гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность

речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй

речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

4. Основы театральной культуры: призвано обеспечить условия для овладения

дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:

- Что такое театр, театральное искусство;

- Какие представления бывают в театре;

- Кто такие актеры;

- Какие превращения происходят на сцене;

- Как вести себя в театре.

5. Работа над спектаклем: базируется на сценариях и включает в себя темы

«Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор

пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными

эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкального

сопровождения, постановка танцев; создание декораций; репетиции отдельных

сценок и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми).

К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании

текста, подготовке декораций, костюмов).

Правила драматизации:

Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней

нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.

Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж

свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем

не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок,

играя во второй раз, может быть совсем другим. Проигрывание упражнений на

изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы являются

необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-

своему.

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.

Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными

участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые

могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать

настроение главных героев

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли

после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми обсуждаем,

«проговариваем» каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь

делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой

персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение:

Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки

тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь

теперь сыграть? Почему?

1.

Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр – творчество -

дети»

М.:АРКТИ,2002.

2.

Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в театральной деятельности (обзор программ

дошкольного образования). М., ТЦ «Сфера» 2010.

3.

Маханёва М.Д. Занятия по театральной деятельности в детском саду., ТЦ

«Сфера» 2009.

4.

Комарова Т.С., Соломенникова О.А. Педагогическая диагностика в соответствии

с ФГОС. М.: «Мозаика - Синтез» 2011.

5.

И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.

6.

Мигунова Е.В., «Театральная педагогика в детском саду», Издательство «ТЦ

СФЕРА» 2009г.2009г.



В раздел образования