Напоминание

Третье течение


Автор: Ведерникова Алина Фаритовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МКУ ДО "Порошинская ДШИ"
Населённый пункт: Свердловская область, Камышловский район, п/о Порошино
Наименование материала: Презентация по предмету "История стилей"
Тема: Третье течение
Раздел: дополнительное образование





Назад




ТРЕТЬЕ ТЕЧЕНИЕ

(Third Stream)

1960-е годы

МКУ ДО «Порошинская ДШИ» Ведерникова А. Ф

.

Если

«Первым течением»

принято считать

классическую музыку,

а «Вторым» – джаз, то

слияние этих потоков и

назвали «Третьим

течением» («Third

Stream»)

В послевоенные годы в джаз пришли

музыканты нового склада

музыкального мышления. Среди

американских джазменов появилось

достаточное количество тех, кто

получил консерваторское образование

и имел представление как о мировой

классике6 так и обо всех тенденциях

авангардного искусства. И это были

не только белые, но и чернокожие

музыканты.

Форма пьес построена просто: вступление, тема,

импровизации ряда солистов, тема и кода. Тема

важна, но она всего лишь повод для

импровизации. Здесь солисту если и отводится

место, то это всего лишь эпизод.

Гораздо большее внимание уделяется

композиторской мысли и форме, приближая

произведения этого жанра к образцам классики,

где импровизация вообще исключена.

Это обстоятельство и явилось главной причиной

нападок на новое течение, которое критики и

музыканты вообще отказывались считать

джазом.

Первые попытки обновить академическую музыку появились еще в

начале ХХ века. Ярким примером являются «Кукольный кэйкуок»

Клода Дебюсси, «Рэгтайм для 11 инструментов» Игоря Стравинского, а

так же «Rhapsodie In Blue» Джорджа Гершвина и некоторые

произведения Равеля, Копленда, молодого Шостаковича.

Клод

Дебюсси

Игорь

Стравинский

Джордж

Гершвин

Морис

Равель

Аарон

Копленд

Дмитрий

Шостакович

Начиная с 30-х годов

некоторые джазовые оркестры

делали попытки исполнять в

упрощенной свинговой

манере известные мелодии из

мировой классики. Но они не

относятся к «третьему

течению», скорее, к

популяризации классики.

Эксперименты, в которых

объединялись элементы

академической музыки и джаза,

открывали выход на

филармонические залы и белую

аудиторию. Более того, джаз

приобретал иной статус и

переставал быть экзотическим

искусством американских

негров. А это было поистине

революционным событием в то

время.

Гюнтер Шуллер (Gunther

Schuller, 1925-2015)

– основоположник нового

стиля, автор термина

«Third Stream» (Третье

течение), валторнист,

композитор и дирижер.

Гюнтер Шуллер и Джон Льюис

создали в 1955 году «Jazz And

Classical Music Society»

(Общество джазовой и

классической музыки).

Результатом деятельности этого

общества была запись альбома

«Modern Jazz Concert», сделанная

в 1956 и 1957 годах.

В 1981 году Гюнтер Шуллер описал, чем не является «Третье

течение».

1.

Это не джаз со струнной группой.

2.

Это не джаз, сыгранный на классических инструментах.

3.

Это не классика, сыгранная джазменами.

4.

Это не вставка Равеля или Шенберга между вариациями

бибопа.

5.

Это не джаз в форме фуги.

6.

Это не фуга, сыгранная джазменами.

7.

Это не музыка, призванная покончить с джазом или

классикой.

Он имел в виду то, что

«Третьем течением» может

считаться музыка

современных авторов с

использованием

классического подхода к

композиции и аранжировке.

В 1981 году Гюнтер Шуллер

описал, чем не является

«Третье течение».

Стэн Кентон – Стенли Ньюкомб Кентон (1912–1979) –

пианист, композитор, дирижер, бэнд-лидер. Одним из первых,

кто начал отходить в оркестровках от стандартов

танцевальных

биг-бэндов.

Его целью была музыка для концертных

залов, а не легкие танцевальные пьесы.

Он хотел внимательного и вдумчивого

слушателя.

Кентон вводил в свой биг-бэнд

дополнительные инструменты,

расширяя состав (порой в оркестре

играло одновременно не менее 40

музыкантов).

Джон Льюис в 1962 основал

«Orchestra USA», который стал

символом нового стиля. Одна из

выдающихся работ этого коллектива –

альбом «Sonorities» («Резонансы») –

«Hex» (Ведьма)

Новым идеям, как всегда, было не просто пробиваться сквозь рутину

привычного отношения к джазу. Неприятие было как снаружи, так и

внутри, но это было характерно для джазовой среды.

В Европе же «Третье течение»

принималось с большим

восторгом и пониманием.

В результате классика осталась

классикой, а джаз вырос в глазах

музыкальной общественности.

«Третье течение» позволило джазу

выйти на филармонические

площадки и привлечь новую,

требовательную аудиторию.

Рекомендации к прослушиванию

-

Гюнтер Шуллер– «Third Stream Music»;

-

Гюнтер Шуллер– «Of Reminiscences and Reflections»;

-

Стэн Кентон – «Sity Of Glass»;

-

Стэн Кентон – «Entrance To The City»;

-

Джон Льюис – «Sonorities»;

-

Джон Льюис – «Hex».

Библиографический список

1. Берендт И. Э. Все о джазе. От рэга до рока // Jazz-квадрат,

2006-2008.

2. Киселев С. С. История стилей музыкальной эстрады,

джаз: Джаз. Учебно-методическое пособие. – СПб.:

Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»,

2018. – 200 с.

3. Мураками Х. Джазовые портреты. – М.: Эксмо, 2005.

4. Фейертаг В. Джаз. Энциклопедический справочник. – СПб.:

Скифия, 2008.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



В раздел образования