Автор: Тиунова Ирина Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Сказка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Надым
Наименование материала: конспект занятия ООД ФЭМП
Тема: «Финансовая грамотность-экономика в сказке»
Раздел: дошкольное образование
МДОУ Детский сад «Сказка»
Конспект непосредственной образовательной
деятельности
по образовательной области «ФЕМП»
на тему «Финансовая грамотность-экономика в сказке»
Составила: воспитатель Ирина Валентиновна Тиунова
Надым
2021 г.
Цель: познакомить детей с основами экономического воспитания через знакомство
со сказкой и её героями.
Программные задачи:
1. Образовательные :
-учить употреблять в свободной речи экономические понятия : потребность,
деньги, семейный бюджет: доход и расход.
2. Развивающие :
- развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические
явления,
- выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный
запас,
-закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в
ситуации творческой и игровой ситуации,
- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
3. Воспитательные:
- воспитывать любознательность в процессе познавательно - игровой деятельности
- формировать положительные взаимоотношения детей.
Материал и оборудование. Карточки с изображением разных предметов,
разрезные картинки, образцы бумажных и металлических денег, электронной карты.,
Фигуры семьи – экономов, картинки:потребительской корзины, самовара, кошелька.
Конверты с заданиями.
Связь с другими занятиями и видами деятельности: проведение сюжетно -
дидактических игр «Назови ласково» "Семейный бюджет",, чтение сказок К. И.
Чуковского «Телефон», «Муха- Цокотуха», проведение бесед о деньгах, семейном
бюджете, потребностях.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Встанем в круг скорее дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю вам всем: «Привет» -
Улыбнись мне в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй левая рука!
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом)
В: Я слышала, что на свете есть сказочная страна, которая называется – экономика.
А вы слышали это слово? Где и когда?(ответы) Экономика-это наука о ведении
хозяйства по правилам. В сказочной стране экономика живут необычные жители.
Обратите внимание на наше экономическое дерево. Что обозначает этот символ?
(экономическое понятие «бартер») Что такое бартер? ( Это обмен одного товара на
другой без помощи денег) А это что за символы? (деньги) Что такое деньги? (ценные
предметы) Из каких материалов делают деньги? (металлические- монеты, бумажные-
купюры или банкноты, карта – электронные деньги) . В картах можно хранится деньги
– их можно снять, когда это необходимо. Как называются в России деньги, которыми
мы пользуемся? (рубли и копейки)
В : Замечательно. Ребята, вы узнаете кто нас встречает? (Ответы детей)
В: Дети, мы с вами недавно читали эту сказку, где главным сказочным героям была
муха.
В: Скажите, пожалуйста, как называется эта сказка? (Муха – Цокотуха)
В: Давайте вместе вспомним, как она начиналась:
1 реб: Муха- Муха – Цокотуха
Позолоченное брюхо.
2 реб: Муха по полю пошла
Муха денежку нашла
3 реб: Пошла муха на базар
И купила самовар.
В: Муха нашла денежку и потратила ее- совершила покупку. Мы поместим
самовар на дерево, он будет обозначать – понятие покупка.
А что можно купить за
деньги? (Ответы детей)
В : Вот сколько всего можно купить за деньги! Сделать покупку.
В: Совершенно верно, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить
невозможно.
В: Муха-цокотуха приготовила вам игру.
«Что можно купить за деньги?»
Если этот предмет можно купить за деньги, то скажите - правильно, если нет, то –
ошибка.
(Показывает картинки, дают называют по очереди: солнце, кукла, радуга, камень,
компьютер и т.д.)
В: Молодцы ребята справились с заданием
В: Ребята нам пришло письмо, предлагаю прочитать.
В : Нам пишут герои сказки К. Чуковского «Телефон» послушайте.
Дорогие ребята! Просим вас нам помочь, злой «Бармалей» всё перепутал в нашей
сказке, помогите вернуть всё на прежние места.
Послушайте, что он натворил.
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон…
- Что вам надо?
- Книжек
А потом позвонил крокодил
И со слезами просил:
- Мой, милый, хороший,
Пришли мне перчатки
И мне и жене и Тотоше.
А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать шоколадки
А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, галоши
В: Я предлагаю вам вспомнить, что же просили герои сказки К. И. Чуковского
«Телефон»
1 реб: У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон…
- Что вам надо?
- Шоколада
2 реб: А потом позвонил крокодил
И со слезами просил:
- Мой, милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне и жене и Тотоше.
3 реб: А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать нам перчатки
4 реб: А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки! В: (на магнитной доске вывешивают попарно
картинки.)
Что попросил слон?
(Шоколад) (выкладываются картинки)
- крокодил - галоши
- зайчатки – перчатки
- мартышки – книжки.
В: Молодцы, вы правильно выложили все карточки
В: Ребята, все желания сказочных героев можно назвать одним словом –
«потребности». Давайте вместе повторим – «Потребности».
В: Потребности — это всё то, в чем мы нуждаемся. Что нам нужно для жизни?
(ответы детей). Понятие- потребность – это тоже житель сказочной страны –
экономики. В: - Вот у нас такая есть замечательная корзинка – потребительская
корзинка. Где спрятаны все наши потребности. Поместим ее на наше дерево.
В: А вы, знаете, что есть потребности без которых нельзя прожить, их называют
потребностями «Надо» то есть то, что необходимо для жизни каждому человеку,
В: Как вы думаете, какие это потребности – назовите? (Ответы детей)
В: Есть потребности, без которых можно обойтись их называют потребностями
«Хочу». В: Как вы думаете, какие это потребности? (Ответы детей).
4. В: Герои сказки «Телефон» прислали вам картинки, но злой разбойник Бармалей
и здесь приложил руку, взял и разрезал картинки. Я предлагаю вам сложить картинки,
которые разрезал Бармалей и сказать какой там предмет, какая эта
потребность. Настольная игра «Сложи картинку»
В: Молодцы ребята! А теперь ответьте, пожалуйста, ваша картинка это потребность
– хочу или надо?
- Ребята, есть еще духовные потребности. Какие? Сейчас узнаем.
В: Слышите музыку? Я вас приглашаю на весёлую разминку.
Игра «Солнышко»
Дети ходят по кругу под спокойную музыку. У всех в руках лучики тепла
(ленточки). Педагог замечает:
- Посмотрите, что-то наш Даниил замерз! Надо его отогреть!
"Замершего" сажают в центр круга на стул. Каждый ребенок подносит свой "лучик"
и говорит, что ему нравится в "замерзшем". Тот, кого "согревают", благодарит,
говорит "Спасибо".
- Каждому человеку нужна забота и любовь. Кто о вас больше всего заботится?
(мама, папа) А как назвать вас всех вместе: папу, маму и вас? (Семья).
- У всех есть потребность жить в семье.
В: Ребята – желание иметь семью, общаться друг с другом, чтобы нас любили,
заботились о нас,- все это духовные потребности. А еще главное в жизни – дружба! Не
забывайте! И на деньги ее не променяйте!
В: Мы с вами подошли к красивому домику. А живет здесь семья-эконом. Давайте
познакомимся. Папа-эконом он работает строителем, строит дома и получает зарплату
– это деньги, полученные за труд. Мама-эконом- повар и тоже получает зарплату. Есть
бабушка и дедушка. Он пенсионеры и не работают. Они получают пенсию – это
деньги, получаемые в старости за то, что они работали в молодости. Есть сын-эконом,
он учится в университете, и получает стипендию - это деньги за хорошую учебу. Есть
дочка-эконом, она маленькая, и ходит в детский садик и ничего не получает. Все,
полученные семьей деньги называются – семейный бюджет .
- Давайте вместе повторим, что мама и папа получают? (зарплату, а бабушка и
дедушка – пенсию, а сын, который учится? (стипендию).
- Как можно назвать все деньги, которые заработала семья – семейный бюджет?
В: Семейный бюджет и вся семья складывает куда? (в кошелек) Кошелек с
деньгами мы поместим на экономическое дерево.
Это семейный бюджет.
. - Папа - эконом получил зарплату, а дочка Маша решила ее потратить.
********, расскажи пожалуйста стихотворение.
Папа получил зарплату,
Папа наш теперь богатый!
Сходим с папой в магазин,
Купим маме апельсин.
Купим килограмм конфет,
И сардельки на обед.
Купим ананас для брата -
Папа получил зарплату!
Купим бабушке банан,
В общем, королевский план!
Купим пряники, сосиски,
И трески для нашей киски.
Купим всё, что нам угодно,
Вместе с папою сегодня.
Я счастливей всех, ребята,
Папа получил зарплату!
В: Как вы думаете, правильно ли Маша потратила папину зарплату?
(Нет.)
- Как бы вы распределили семейный бюджет? На что надо потратить в первую
очередь?
(Оплата за квартиру, еду, одежду, оплата за детский сад, игрушки.)
В: Все вместе это называются расходы! Давайте вместе повторим это слово –
расходы.
В: Расходы - это деньги, которые мы тратим на наши потребности.
В: Семья, получила доход, потратила часть денег и немного осталось. Что с ними
делать? (копить)
В: Молодцы ребята! А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру:
Игра «Доход - расход»
- Я начну читать сейчас.
Я начну, а вы кончайте
Хором мне не отвечайте: доход или расход
Мама получила зарплату - доход
Брат заболел - расход
Выиграла приз - доход
Потеряла кошелёк - расход
Продала бабушка пирожки – доход
Заплатили за квартиру – расход
Нашла монетку – доход
Купили игрушки – расход
Замечательно! Ребята, за ваш труд вы сегодня получаете свою первую зарплату.
(Раздать детям игрушечные).