Напоминание

Использование игровых технологий как способа развития познавательного интереса на уроках английского языка


Автор: Ващенко Инна Артуровна
Должность: Учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ 92
Населённый пункт: г. Барабинск Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование игровых технологий как способа развития познавательного интереса на уроках английского языка
Раздел: среднее образование





Назад




И.А.Ващенко

,

учитель, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа№92 Барабинского района Новосибирской области»,

Барабинск, Россия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Статья изучает эффективность использования игр в процессе обучения иностранному

языку. Автор выделяет игру как один из основных способов развития интереса у учащихся,

который в свою очередь играет ведущую роль в процессе овладения знаниями по предмету, а

также делится своими наработками по данной теме.

Ключевые

слова:

игровые

технологии,

познавательный

интерес,

виды

игр,

положительная мотивация.

I.A.Vashchenko,

the teacher, Municipal State Educational Establishment “Secondary School № 92 Barabinsky

district of the Novosibirsk region, Barabinsk, Russia

USAGE OF GAMING TECHNOLOGIES AS A WAY OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE

INTEREST IN ENGLISH LESSONS

The article studies the effectiveness of using games in the process of teaching a foreign

language. The author highlights the game as one of the main ways of development of students’

interest, which plays the leading role in the process of mastering knowledge , and shares his experience

on this topic.

Key words: gaming technologies, cognitive interest, types of games, positive motivation.

В последнее время английский язык приобрел статус языка глобального общения.

Свободное владение языком необходимо каждому человеку для успешной социализации в

современном мире. Определяющим фактором в процессе овладения знаниями является интерес

школьников

к

учению.

Стойкий

интерес

к

приобретению

знаний

образуется

при

соответствующей организации учебного процесса педагогом. Для того, чтобы заинтересовать

детей

английским

языком,

вызвать

желание

общаться

на

нем,

нужно

пользоваться

современными методами и технологиями в обучении. Основная цель педагога превратить

обучение в захватывающий процесс, а уроки сделать запоминающимися, на каждом вводить

что-то новое, создавать хорошее настроение, облегчать трудности в усвоении учебного

материала. Большую помощь в решении этих вопросов оказывают игры. Игровые технологии

создают положительную мотивацию в процессе общения на языке. У учащихся формируется

стойкий познавательный интерес с помощью различных игровых форм обучения. Занятия в

форме игры требуют эмоционального напряжения. Хотя для школьников игровая деятельность

является прежде всего развлечением. Только игры позволяют победить неуверенность в своих

силах, активизировать общение на английском языке, именно поэтому последние несколько

лет я изучаю эффективность игровых технологий и особенности их использования на уроках

иностранного языка.

Особенности использования игровых технологий в процессе обучения в

педагогической

теории

и

практики

всегда

были

под

пристальным

вниманием.

Основоположниками теории игры, ее методологии, социальной сущности, влияния на развитие

обучаемого в отечественной педагогике были Л. С. Выготский,

Г.К.Селевко, А.Н. Леонтьев,

Д.Б. Эльконин

,

А. А. Деркач и др.

В настоящее время игровые технологии по-прежнему представляют огромный

интерес для педагогов. Использование игр на уроках иностранного языка реализует

коммуникативно

деятельностный

принцип

обучения,

способствует

развитию

речемыслительной деятельности учащихся,

оптимизирует интеллектуальную активность

обучаемых средствами языка, сохраняет целостность образовательного процесса, активизирует

его и содействует развитию групповых форм работы. Игры являются отличным стимулом в

достижении успеха там, где часто неэффективны разнообразные традиционные упражнения.

Занятие может превратиться в сказочное путешествие в мир английского языка, дать шанс и

сильным и слабым ученикам показать себя в процессе общения на иностранном языке.

Использование игровых технологий позволяет поднять на новый качественный

уровень отношения между учеником и учителем в образовательном процессе, преодолеть страх

сделать что-то не так. Игровые технологии остаются одним из самых эффективных способов

развития мотивации учащихся к овладению иностранным языком в школе, формирования

стойкого интереса, кроме того они позволяют перешагнуть неуверенность в своих силах,

активизируют стремление к общению на языке. В процессе игры у всех одинаковые условия.

Есть возможность проявить себя даже у «слабых» учеников. Я обратила внимание, что игра

эффективна на занятии только в том случае, если она была проведена соответствующим

образом. При подготовке к урокам с использованием игровых технологий необходимо

учитывать физиологические и психологические особенности учащихся каждого класса,

затруднения, которые могут возникнуть в процессе игры, соответствие заданий, виды игровой

деятельности и формы контроля.

Изучив имеющиеся классификации игр, отдаю предпочтение классификации Стронина М.Ф.

В книге «Обучающие игры на уроках английского языка» Михаил Федорович выделяет

две группы игр[5, с.45-47]

• Грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, направленные на

формирование языковых навыков.

• Творческие игры, направленные на последующее развитие речевых навыков и умений,

способствуют проявлению самостоятельности

Придерживаясь этой классификации, на своих уроках использую грамматические,

лексические,

фонетические

игры,

орфографические

и

творческие

игры.

Рассмотрим

особенности каждой группы:

1. Грамматические игры

использую, чтобы дети научились употреблять определенные

речевые образцы; практически применять полученные грамматические знания в естественных

ситуациях общения.

Например, игра - Кубики

Цель: автоматизация употребления грамматических конструкций в устной речи.

Ход игры: берем кубик, на гранях которого наклеены картинки предметов или животных.

Учащиеся подбрасывают кубик и называют предложение , используя отрабатываемую

конструкцию и соответствующую картинке на грани кубика.

2. Лексические игры помогают детям освоить лексический материал, расширить словарный

запас, правильно употреблять лексику в речевых ситуациях, приближенных к реальной жизни,

знакомят

с особенностями употребления слов, развивают речевую деятельность на

иностранном языке.

Например, игра - Пять слов

Цель: обобщение изученной лексики по теме (еда, животные, одежда, школьные

принадлежности и т.д.)

Ход игры: пока учитель считает до пяти, учащийся должен вспомнить пять слов по теме.

Участник, не справившийся с заданием, выбывает.

3.

В начальной школе при обучении иностранному языку огромное внимание уделяется

правильному произношению звуков. Цель фонетических игр заключается в формировании у

учащихся правильного произношения, способности узнавать требуемые звуки в словах,

различать интонации. В данный период обучения иностранному языку фонетические игры

используются постоянно. Постепенно добавляются фонетические игры на следующих уровнях

( слова, предложения, рифмовки, стихи и песни).

Например, игра • Слышу-не слышу.

Цель: формирование способности узнавать определенные звуки в словах.

Ход игры: Учитель демонстрирует учащимся картинки и называет предметы, изображённые на

них. Дети должны найти ту картинку, в которой спрятался определенный звук и хлопнуть в

ладоши.

4. Орфографические игры

направлены на формирование и развитие речевых навыков.

Учащиеся должны освоить правописание иностранных слов. Одни орфографические игры

развивают память детей, другие способствуют воспроизведению орфографического образа

слова.

Например, игра• Буквы рассыпались

Цель:

развитие

навыков

правильного

написания

слов.

Ход игры: учитель пишет на бумаге слово и разрезает его на буквы. Буквы рассыпает на столе,

а дети должны правильно собрать загаданное слово.

5.Творческие игры развивают речевые навыки и умения (ролевые игры; сюжетно-ролевые

игры). Становясь участником таких игр на уроках английского языка, учащиеся примеряют на

себя определенные роли в конкретных ситуациях, выстраивают свое поведение согласно

правилам этой игры, и ,соответственно, им приходится учиться общаться ,обсуждать вопросы,

понимать и оценивать чувства других, решать

возникающие проблемы. Главной целью

ролевой игры на уроках иностранного языка является приобретение новых знаний и их

отработка до автоматизма.

Например, игра – Если бы я был

Цель: формирование навыков и умений употребления в речи грамматического материала по

теме «Сослагательное наклонение», тренировка лексических навыков.

Ход игры: преподаватель предлагает играющим сыграть роль известного человека, рассказать

о его внешности, образе жизни.

Цветные, яркие, вызывающие интерес материалы

также имеют большое значение при

планировании игровых занятий. В процессе таких игр развивается воображение, формируется

способность видеть необычное в самых обычных вещах. В этом и есть суть творчества, а

именно благодаря ему, и возникает свободное говорение. Всегда с большим интересом детьми

воспринимаются творческие задания такие как, отгадывание и составление кроссвордов,

ребусов, загадок по пройденной теме, задание «Нарисуй несуществующее животное»,

«Нарисуй картинку к прочитанному тексту» и т.д.

В течение 3-х лет применяю игровые технологии на уроках английского языка, и

процесс овладения знаниями постепенно превращается в более интересный и мотивированный,

и ,как результат, повышается качественная успеваемость по предмету.

Рисунок 1.Качественная успеваемость по английскому языку

2016-2017 уч.г.

2017-2018 уч.г.

2018-2019 уч.г.

2016-2017 уч.г.

2017-2018 уч.г.

2018-2019 уч.г.

45, 5 %

52,1%

53%

Проведено анкетирование учащихся, направленное на определение их мотивации и

познавательного интереса, эмоционального состояния на уроках английского языка. Опрос

показал, что большей частью учащиеся положительно относятся к уроку английского языка,

им чаще интересно, чем не интересно. Ну, а к играм относятся положительно почти все (80

человек из 85 опрошенных). Анкетирование еще раз укрепило меня во мнении, что

использовать игровые технологии на уроках иностранного языка, а особенно в младших

классах, необходимо.

Наблюдается положительная динамика формирования учебной мотивации. Произошло

увеличение количества учащихся, имеющих внутренний мотив учения, то есть произошел сдвиг

мотива на цель, на самостоятельную познавательную работу. Школьники проявляют высокий

уровень мотивации благодаря высокому уровню знаний и интереса к предмету.

Рисунок 2. Результаты анкетирования

Баллы

5 кл.

6 кл.

7 кл.

25-30

45,45%

85,7%

71,5%

20-24

27,3%

-

14,3%

15-19

18,2%

14,3%

14,3%

10-14

9,1%

-

-

> 10

-

-

-

Улучшились показатели уровня сформированности компонентов учебной деятельности.

Наблюдается

положительная

динамика

формирования

учебно-познавательного

интереса:

снизилось количество учащихся, имеющих интерес к исключительно внешним особенностям

материала, к конкретным фактам, а не к существу дела, теоретическим сведениям (реакция на

новизну) и учащихся с неустойчивым интересом (любопытство), вместе с тем, увеличилось число

школьников с устойчивым и обобщенным учебно-познавательным интересом.

Дети с удовольствием принимают участие в учебной деятельности, пробуют свои силы

в различных конкурсах («British bulldog». «Я-юный гений», «Я-лингвист», «Навыки 21в.»,

«Заврики») и мероприятиях по предмету (районный фестиваль английского языка «Шоу

талантов», районный конкурс «Мастерская Санты» и районная олимпиада).

В итоге пришла к выводу, что успех использования игровых технологий на занятиях

зависит во многом от атмосферы речевого общения. Необходимо, чтобы дети привыкли к

такому виду общения, заинтересовались ситуацией и стали вместе с учителем участниками

одного процесса. При планировании уроков с использованием игровых технологий необходимо

учитывать

физиологические

и

психологические

особенности

детей

каждого

класса,

посильность заданий, формы контроля

.

Если учесть все выше сказанное, то процесс обучения

будет приносить радость и удовлетворение как учителю, так и его ученикам.

Литература

1.

Пучкова Ю. Я. Игры на уроках английского языка - М.: АСТ,2003г.

2.

Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку - Спб.: КАРО, Мн.: Издательство

«Четыре четверти», 2006г. - 192 с.

3. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие. -7-е изд., Мн.:

Выш. шк., 2001.

4.

Сатюкова А. А. Современная классификация игр (на основе теории М. Ф. Стронина) / А. А. Сатюкова,

М. В. Фоминых. — Текст: // Молодой ученый. — 2016. — № 7.5 (111.5). — С. 71-71.

5. Стронин М. Ф.Обучающие игры на уроке английского языка : (Из опыта работы). Пособие для

учителя / М. Ф. Стронин. - М.: Просвещение, 1981. - 112 с.



В раздел образования