Напоминание

"Современные технологии дистанционного обучения"


Автор: Молчанова Марианна Львовна
Должность: заместитель директора, учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 45"
Населённый пункт: г. Новоуральск
Наименование материала: статья
Тема: "Современные технологии дистанционного обучения"
Раздел: полное образование





Назад




Современные технологии дистанционного обучения

Сегодня одним из наиболее перспективных и востребованных

направлений в образовании является дистанционное обучение. На

государственном уровне устанавливает легитимность дистанционного

образования

согласно

закону

«Об

образовании

в

Российской

Федерации» (№ 273 – ФЗ от 21.12.2002 г.) – пункт 2 статьи 13 и пункт

4 статьи 16 [Долинер 2014: 5].

Под

дистанционными

образовательными

технологиями

понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с

применением информационных и телекоммуникационных технологий

п р и

о п о ср ед о ван н ом

в заи мод ей ст в и и

о бу чающего ся

и

педагогического

работника.

В

нашей

школе

учителя

внедряют

в

образовательно – воспитательный процесс дистанционные курсы по

нескольким предметам, в том числе и по английскому языку [Долинер

2014: 6]. В наших дистанционных курсах используются современные

средства

электронного

обучения,

контроля,

оффлайн

и

онлайн

возможности, включающие в себя форумы, информационные ресурсы

сети Интернет, интерактивные ресурсы, чат, аудио и видео материалы

и

многое

другое.

Технологии

дистанционного

обучения

также

предполагают

включение

в

структуру

курса

различных

форм

контроля, лекции, консультации, электронные модули, интерактивные

плакаты,

работу

в

блогах,

гугл

документы

и

многие

другие

современные сервисы.

Мой курс предназначен для учащихся 7-11 классов и направлен

на обучение учащихся страноведению Великобритании. Цель данного

курса – создание условий для ознакомления учащихся с культурой

В е л и к о б р и т а н и и ,

е е

о с н о в н ы м и

р е г и о н а м и

и

достопримечательностями.

Курс разделен на 3 основных блока: Соединенное Королевство

Великобритании и Северной Ирландии, Символы Великобритании,

Лондон.

В начале курса предлагается введение, где учащиеся знакомятся

с

содержанием

курса,

регистрируют

аккаунт

в

гугл,

знакомятся

с

таблицей успеваемости и заполняют входную анкету.

Каждый

блок

состоит

из

заданий,

целью

которых

является

создание

условий

для

знакомства

учащихся

с

определенной

информацией.

В

первом

блоке

сначала

предлагается

учебный

модуль

«Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии»,

затем

в

заданиях

учащиеся

продолжают

знакомиться

с

основной

информацией по географическому положению страны, ее населению,

промышленности с помощью презентации и видео фрагмента, затем

выполняют задание, которое отправляют преподавателю на проверку.

Блок заканчивается тестом.

Второй

блок

содержит

в

себе

учебный

материал

по

теме

«Символы

Великобритании».

Также

представлен

учебный

модуль,

видеофрагменты по теме, презентация и текст. В качестве отчетности

по данному блоку учащиеся выполняют тест, заполняют форму по

видео

и

составляют

синквейн.

Учащимся

предлагается

ссылка

на

повторение правил написания синквейна.

Третий блок посвящен теме «Лондон». Целью данного блока

является

создание

условий

для

учащихся

для

их

ознакомления

с

основной информацией по Лондону и его достопримечательностям. В

данном блоке используются: учебный модуль, задания на просмотр

видео,

прочтение

текстов,

просмотр

презентаций.

Кроме

того,

учащимся предлагается ознакомиться с дополнительной информацией

по данной теме на интерактивных онлайн – плакатах – глогах в

системе glogster edu. Контроль осуществляется со следующих точек:

это и тест, и написание личного письма, и написание эссе, и задание

на

заполнение

пропусков

в

тексте.

Учащимся

даны

ссылки

на

повторение правил написания личного письма и эссе.

Итоговое занятие представляет собой обобщение информации

по изученному материалу, а также заполнение выходной анкеты.

В качестве форм взаимодействия в курсе также предложены

блог и форум. В форуме созданы темы в соответствие с тематикой

блоков

курса.

В

блоге

предлагается

одно

необязательное

и

одно

обязательное задание, на которые есть указание в занятиях курса.

Для чего мы используем дистанционное обучение?

На

данном

этапе

в

нашей

школе

дистанционное

обучение

используется

с

целью

поддержки

очного

обучения.

Учителями

выносится дополнительный материал на самостоятельное изучение. В

английском

языке

это,

например,

страноведческий

материал,

на

изучение

которого

практически

не

заложено

часов

ни

в

одном

учебном

комплексе.

Мы

не

сокращаем

количество

материала,

изучаемого

на

уроке.

Наоборот,

на

данной

стадии

для

нас

дистанционное

обучение

средство

реализации

принципа

избыточности материала. Обучающиеся должны получать столько,

сколько

они

могут

и

готовы

усвоить,

однако

для

каждого

обучающегося

этот

показатель

будет

различаться.

И

именно

дистанционное

обучение

позволяет

обучающимся

регулировать

глубину

своего

погружения

в

материал,

и

таким

образом

индивидуализировать процесс обучения.

Однако, мы простраиваем планы на будущее. И дистанционное

обучение будет оставаться одним из ключевых элементов реализации

ФГОС

и

в

будущем,

но

уже

с

другими

целями

и

по

другим

направлениям. С кем и зачем можно использовать дистанционное

обучение в школе? Мы видим будущее дистанционного обучения в

нашей школе для

обеспечения

дополнительной

поддержки

учащимся,

пропустившим занятия;

занятий с одаренными или, наоборот, слабыми учениками;

организации платных образовательных услуг;

проведения занятий по подготовке к государственной итоговой

аттестации, к олимпиадам;

обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Участники

образовательных

отношений

сегодня

готовы

переходить на новые формы работы.

Учащиеся и учителя, работающие с дистанционными курсами

отмечают следующие их преимущества:

возможность

заниматься

в удобное

для

себя

время

в удобном месте и темпе;

возможность

обращения

ко многим

источникам

учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных,

базам знаний и т.д.). Общение через сеть Интернет и посредством

электронной почты, друг с другом и с преподавателями;

концент рированно е

предст авление

у ч е б н о й

информации

и мультидоступ

к ней

повышает

эффективность

усвоения материала;

использование в образовательном процессе новейших

д о с т и ж е н и й

и н ф о р м а ц и о н н ы х

и телекоммуникационных

технологий, что обучает и работе с ними;

равные

возможности

получения

образования

независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности

и материальной обеспеченности обучаемого;

дистанционное обучение расширяет и обновляет роль

преподавателя, который должен координировать познавательный

процесс,

постоянно

совершенствовать

преподаваемые

им курсы,

повышать творческую активность и квалификацию в соответствии

с нововведениями и инновациями [Долинер 2014: 7];

позитивное

влияние

оказывает

дистанционное

образование

и на обучающегося,

повышая

его

творческий

и интеллектуальный

потенциал

за счет

самоорганизации,

стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной

техникой и самостоятельно принимать ответственные решения;

индивидуальный подход.

Однако,

существует

и

ряд

проблем,

с

которыми

мы

сталкиваемся:

Практически весь учебный материал обучающийся осваивает

самостоятельно. Это требует от обучающихся развитой силы воли,

ответственности

и

самоконтроля.

Поддерживать

нужный

темп

обучения без контроля со стороны удается не всем, поэтому на данном

этапе

мы

полностью

контролируем

процесс

прохождения

обучающимися дистанционных курсов.

При дистанционном обучении личный контакт учащихся друг с

другом и с преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует.

Такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности,

уверенности, навыков работы в команде, поэтому мы и используем

дистанционное

обучение

параллельно

с

очным.

Однако,

к

10-11

классу у обучающихся уже сформированы коммуникативные умения,

и мы считаем целесообразным вынести часть предметов компонента

образовательной организации на дистанционное обучение, учитывая,

что стоит уделять внимание на правильное моделирование курса.

Для успешной реализации системы дистанционного обучения в

нашей школе была создана творческая группа по разработке курсов

дистанционного обучения по предметам и по их внедрению. Нами

были обозначены необходимые условия, которые по нашему мнению

будут являться залогом успешного внедрения ДО в образовательно –

воспитательный процесс:

дистанционное образование для школьников в нашей

школе представлено в системе;

организована

единая

электронная

образовательная

среда, которая обеспечивает:

взаимодействие всех пользователей;

хранение, регулярное обновление и систематизацию учебно-

методических ресурсов;

поддержку

участников

учебной

деятельности

с

помощью

дистанционных технологий;

мониторинг

дистанционного

учебного

процесса

и

его

эффективности.

обучение

сочетает

аудиторные

и

дистанционные

занятия,

самостоятельную работу

учащихся,

а

также

включает

традиционные учебно-методические материалы;

мы учитываем индивидуальные особенности каждого

учащегося;

учебный процесс реализуется в разных режимах (как в

режиме online, когда учебные мероприятия и взаимодействие с

педагогом п р о вод и т ся

в

р еж и ме

р е а л ьн о го

в р емен и

с

использованием

ИКТ,

так

и

в

режиме

отложенного

времени,

который предоставляет ребенку возможность освоения учебного

материала в любое удобное для него время);

учебный

процесс

с

использованием

технологий

д и с т а н ц и о н н о г о

о б у ч е н и я

о б е с п е ч и в а е т с я

высококвалифицированным

педагогическим

коллективом,

постоянно повышающий свою квалификацию.

Дистанционное обучение является современной и эффективной

альтернативой некоторым видам урочной и внеурочной деятельности

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Долинер Л.И. Разработка электронного курса дистанционного

обучения

(на

основе

системы

дистанционного

обучения eLearning

Server 4G) – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 178 с.



В раздел образования