Автор: Молчанова Марианна Львовна
Должность: заместитель директора, учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 45"
Населённый пункт: г. Новоуральск
Наименование материала: статья
Тема: "Современные технологии дистанционного обучения"
Раздел: полное образование
Современные технологии дистанционного обучения
Сегодня одним из наиболее перспективных и востребованных
направлений в образовании является дистанционное обучение. На
государственном уровне устанавливает легитимность дистанционного
образования
согласно
закону
«Об
образовании
в
Российской
Федерации» (№ 273 – ФЗ от 21.12.2002 г.) – пункт 2 статьи 13 и пункт
4 статьи 16 [Долинер 2014: 5].
Под
дистанционными
образовательными
технологиями
понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с
применением информационных и телекоммуникационных технологий
п р и
о п о ср ед о ван н ом
в заи мод ей ст в и и
о бу чающего ся
и
педагогического
работника.
В
нашей
школе
учителя
внедряют
в
образовательно – воспитательный процесс дистанционные курсы по
нескольким предметам, в том числе и по английскому языку [Долинер
2014: 6]. В наших дистанционных курсах используются современные
средства
электронного
обучения,
контроля,
оффлайн
и
онлайн
возможности, включающие в себя форумы, информационные ресурсы
сети Интернет, интерактивные ресурсы, чат, аудио и видео материалы
и
многое
другое.
Технологии
дистанционного
обучения
также
предполагают
включение
в
структуру
курса
различных
форм
контроля, лекции, консультации, электронные модули, интерактивные
плакаты,
работу
в
блогах,
гугл
–
документы
и
многие
другие
современные сервисы.
Мой курс предназначен для учащихся 7-11 классов и направлен
на обучение учащихся страноведению Великобритании. Цель данного
курса – создание условий для ознакомления учащихся с культурой
В е л и к о б р и т а н и и ,
е е
о с н о в н ы м и
р е г и о н а м и
и
достопримечательностями.
Курс разделен на 3 основных блока: Соединенное Королевство
Великобритании и Северной Ирландии, Символы Великобритании,
Лондон.
В начале курса предлагается введение, где учащиеся знакомятся
с
содержанием
курса,
регистрируют
аккаунт
в
гугл,
знакомятся
с
таблицей успеваемости и заполняют входную анкету.
Каждый
блок
состоит
из
заданий,
целью
которых
является
создание
условий
для
знакомства
учащихся
с
определенной
информацией.
В
первом
блоке
сначала
предлагается
учебный
модуль
«Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии»,
затем
в
заданиях
учащиеся
продолжают
знакомиться
с
основной
информацией по географическому положению страны, ее населению,
промышленности с помощью презентации и видео фрагмента, затем
выполняют задание, которое отправляют преподавателю на проверку.
Блок заканчивается тестом.
Второй
блок
содержит
в
себе
учебный
материал
по
теме
«Символы
Великобритании».
Также
представлен
учебный
модуль,
видеофрагменты по теме, презентация и текст. В качестве отчетности
по данному блоку учащиеся выполняют тест, заполняют форму по
видео
и
составляют
синквейн.
Учащимся
предлагается
ссылка
на
повторение правил написания синквейна.
Третий блок посвящен теме «Лондон». Целью данного блока
является
создание
условий
для
учащихся
для
их
ознакомления
с
основной информацией по Лондону и его достопримечательностям. В
данном блоке используются: учебный модуль, задания на просмотр
видео,
прочтение
текстов,
просмотр
презентаций.
Кроме
того,
учащимся предлагается ознакомиться с дополнительной информацией
по данной теме на интерактивных онлайн – плакатах – глогах в
системе glogster edu. Контроль осуществляется со следующих точек:
это и тест, и написание личного письма, и написание эссе, и задание
на
заполнение
пропусков
в
тексте.
Учащимся
даны
ссылки
на
повторение правил написания личного письма и эссе.
Итоговое занятие представляет собой обобщение информации
по изученному материалу, а также заполнение выходной анкеты.
В качестве форм взаимодействия в курсе также предложены
блог и форум. В форуме созданы темы в соответствие с тематикой
блоков
курса.
В
блоге
предлагается
одно
необязательное
и
одно
обязательное задание, на которые есть указание в занятиях курса.
Для чего мы используем дистанционное обучение?
На
данном
этапе
в
нашей
школе
дистанционное
обучение
используется
с
целью
поддержки
очного
обучения.
Учителями
выносится дополнительный материал на самостоятельное изучение. В
английском
языке
–
это,
например,
страноведческий
материал,
на
изучение
которого
практически
не
заложено
часов
ни
в
одном
учебном
комплексе.
Мы
не
сокращаем
количество
материала,
изучаемого
на
уроке.
Наоборот,
на
данной
стадии
для
нас
дистанционное
обучение
–
средство
реализации
принципа
избыточности материала. Обучающиеся должны получать столько,
сколько
они
могут
и
готовы
усвоить,
однако
для
каждого
обучающегося
этот
показатель
будет
различаться.
И
именно
дистанционное
обучение
позволяет
обучающимся
регулировать
глубину
своего
погружения
в
материал,
и
таким
образом
индивидуализировать процесс обучения.
Однако, мы простраиваем планы на будущее. И дистанционное
обучение будет оставаться одним из ключевых элементов реализации
ФГОС
и
в
будущем,
но
уже
с
другими
целями
и
по
другим
направлениям. С кем и зачем можно использовать дистанционное
обучение в школе? Мы видим будущее дистанционного обучения в
нашей школе для
обеспечения
дополнительной
поддержки
учащимся,
пропустившим занятия;
занятий с одаренными или, наоборот, слабыми учениками;
организации платных образовательных услуг;
проведения занятий по подготовке к государственной итоговой
аттестации, к олимпиадам;
обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Участники
образовательных
отношений
сегодня
готовы
переходить на новые формы работы.
Учащиеся и учителя, работающие с дистанционными курсами
отмечают следующие их преимущества:
возможность
заниматься
в удобное
для
себя
время
в удобном месте и темпе;
возможность
обращения
ко многим
источникам
учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных,
базам знаний и т.д.). Общение через сеть Интернет и посредством
электронной почты, друг с другом и с преподавателями;
концент рированно е
предст авление
у ч е б н о й
информации
и мультидоступ
к ней
повышает
эффективность
усвоения материала;
использование в образовательном процессе новейших
д о с т и ж е н и й
и н ф о р м а ц и о н н ы х
и телекоммуникационных
технологий, что обучает и работе с ними;
равные
возможности
получения
образования
независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности
и материальной обеспеченности обучаемого;
дистанционное обучение расширяет и обновляет роль
преподавателя, который должен координировать познавательный
процесс,
постоянно
совершенствовать
преподаваемые
им курсы,
повышать творческую активность и квалификацию в соответствии
с нововведениями и инновациями [Долинер 2014: 7];
позитивное
влияние
оказывает
дистанционное
образование
и на обучающегося,
повышая
его
творческий
и интеллектуальный
потенциал
за счет
самоорганизации,
стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной
техникой и самостоятельно принимать ответственные решения;
индивидуальный подход.
Однако,
существует
и
ряд
проблем,
с
которыми
мы
сталкиваемся:
Практически весь учебный материал обучающийся осваивает
самостоятельно. Это требует от обучающихся развитой силы воли,
ответственности
и
самоконтроля.
Поддерживать
нужный
темп
обучения без контроля со стороны удается не всем, поэтому на данном
этапе
мы
полностью
контролируем
процесс
прохождения
обучающимися дистанционных курсов.
При дистанционном обучении личный контакт учащихся друг с
другом и с преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует.
Такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности,
уверенности, навыков работы в команде, поэтому мы и используем
дистанционное
обучение
параллельно
с
очным.
Однако,
к
10-11
классу у обучающихся уже сформированы коммуникативные умения,
и мы считаем целесообразным вынести часть предметов компонента
образовательной организации на дистанционное обучение, учитывая,
что стоит уделять внимание на правильное моделирование курса.
Для успешной реализации системы дистанционного обучения в
нашей школе была создана творческая группа по разработке курсов
дистанционного обучения по предметам и по их внедрению. Нами
были обозначены необходимые условия, которые по нашему мнению
будут являться залогом успешного внедрения ДО в образовательно –
воспитательный процесс:
дистанционное образование для школьников в нашей
школе представлено в системе;
организована
единая
электронная
образовательная
среда, которая обеспечивает:
взаимодействие всех пользователей;
хранение, регулярное обновление и систематизацию учебно-
методических ресурсов;
поддержку
участников
учебной
деятельности
с
помощью
дистанционных технологий;
мониторинг
дистанционного
учебного
процесса
и
его
эффективности.
обучение
сочетает
аудиторные
и
дистанционные
занятия,
самостоятельную работу
учащихся,
а
также
включает
традиционные учебно-методические материалы;
мы учитываем индивидуальные особенности каждого
учащегося;
учебный процесс реализуется в разных режимах (как в
режиме online, когда учебные мероприятия и взаимодействие с
педагогом п р о вод и т ся
в
р еж и ме
р е а л ьн о го
в р емен и
с
использованием
ИКТ,
так
и
в
режиме
отложенного
времени,
который предоставляет ребенку возможность освоения учебного
материала в любое удобное для него время);
учебный
процесс
с
использованием
технологий
д и с т а н ц и о н н о г о
о б у ч е н и я
о б е с п е ч и в а е т с я
высококвалифицированным
педагогическим
коллективом,
постоянно повышающий свою квалификацию.
Дистанционное обучение является современной и эффективной
альтернативой некоторым видам урочной и внеурочной деятельности
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Долинер Л.И. Разработка электронного курса дистанционного
обучения
(на
основе
системы
дистанционного
обучения eLearning
Server 4G) – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 178 с.