Автор: Иванова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Никитовская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Макаренко" Красногвардейского района Белгородской области
Населённый пункт: село Никитовка Красногвардейского района Белгородской области
Наименование материала: ЭОР для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Тема: ЭОР на тему "Упражнения по лексике и фразеологии (А.С. Пушкин "Дубровский")"
Раздел: полное образование
Иванова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Никитовская
средняя общеобразовательная школа им. А.С. Макаренко» Красногвардейского района
Белгородской области
ЭОР на тему «Упражнения по лексике и фразеологии.
А.С. Пушкин. «Дубровский»
Упражнение 1. Объясните значения слова дом. Какие другие значения этого
слова вы знаете? На каждое значение этого существительного составьте
предложение.
1.
Подъехав к господскому дому, он увидел белое платье, мелькающее
между деревьями сада.
2.
Ей показалось, что все люди разбегались, дом был в движении, на
дворе было много народа, у крыльца стояла тройка, издали услышала
она голос Кирилла Петровича и спешила войти в комнаты, опасаясь,
чтоб отсутствие её не было замечено.
Упражнение 2. В каждой паре предложений к выделенному слову подберите
синоним. Объясните разницу в оттенках значения этих слов.
I.
1. Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные
дни не являться с должным почтением в село Покровское.
2. Дубровский был отменно сердит, прежде всего никогда люди
Троекурова, известные разбойники, не осмеливались шалить в
пределах его владений, зная приятельскую связь его с их
господином.
II.
1. Владимир смотрел на них, и странные чувства волновали его.
2. Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбоченясь и гордо
взирал около себя.
Упражнение 3. Какие слова и выражения имеют значение «плакать,
заплакать» в приведённых ниже предложениях?
1.
Маша стояла неподвижно, старый князь поцеловал её руку, вдруг слёзы
побежали по её бледному лицу.
2.
Она (Марья Кирилловна) побежала в свою комнату, заперлась и дала
волю своим слезам, воображая себя женою старого князя.
3.
Бедная девушка упала ему в ноги и зарыдала.
Упражнение 4. Среди приведённых ниже существительных найдите
синонимы к словам бесчувственность, подобострастие, надменность.
Спесь, раболепие, холодность, равнодушие, высокомерие, угодливость.
Иванова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Никитовская
средняя общеобразовательная школа им. А.С. Макаренко» Красногвардейского района
Белгородской области
Упражнение 5. Синонимичны ли выделенное слово и словосочетание? Что
из них устарело?
1.
Он (Андрей Гаврилович) замолчал и впал в усыпление.
2.
И старушка, поглядывающая на него (Владимира Андреевича) из-за
перегородки, не могла знать, заснул ли он или только задумался.
Упражнение 6. Прочитайте внимательно главу XIII и укажите слова и
сочетания, которые автор употребляет вместо фамилии Верейский. Как они
характеризуют князя?
Упражнение 7. Выпишите из I главы историзмы. Объясните, почему эти
слова перестали употребляться в языке.
Упражнение 8. Какое значение имеют приведённые ниже фразеологизмы?
Ни жив ни мёртв, душа ушла в пятки, ноги подкосились, сердце
оборвалось, сердце упало.
Упражнение 9. В приведённых ниже предложениях найдите
фразеологические обороты, которые являются антонимами к слову спать.
1.
«Храпит бестия француз, - подумал Антон Пафнутьич, -а мне так сон и
в ум нейдёт…»
2.
Кроме приказных, никто в доме не смыкал глаз.
Упражнение 10. Выделите суффиксы в словах крепостной, крепостник,
крепостничество. Объясните значение тих слов.
Упражнение 11. Сравните синонимы ниц, ничком, лицом вниз по активности
употребления в речи. Какой из них более свободно сочетается с глаголами?
Какое из этих слов является наиболее ограниченным в своих связях с
другими словами, книжным и устаревшим?
Упражнение 12. Прочитайте XVII главу повести, найдите и выпишите слова,
характеризующие мальчиков Митю и Сашу. Почему резко различаются эти
слова?