Напоминание

ЭОР на тему "Упражнения по лексике и фразеологии (А.С. Пушкин "Дубровский")"


Автор: Иванова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Никитовская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Макаренко" Красногвардейского района Белгородской области
Населённый пункт: село Никитовка Красногвардейского района Белгородской области
Наименование материала: ЭОР для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Тема: ЭОР на тему "Упражнения по лексике и фразеологии (А.С. Пушкин "Дубровский")"
Раздел: полное образование





Назад




Иванова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Никитовская

средняя общеобразовательная школа им. А.С. Макаренко» Красногвардейского района

Белгородской области

ЭОР на тему «Упражнения по лексике и фразеологии.

А.С. Пушкин. «Дубровский»

Упражнение 1. Объясните значения слова дом. Какие другие значения этого

слова вы знаете? На каждое значение этого существительного составьте

предложение.

1.

Подъехав к господскому дому, он увидел белое платье, мелькающее

между деревьями сада.

2.

Ей показалось, что все люди разбегались, дом был в движении, на

дворе было много народа, у крыльца стояла тройка, издали услышала

она голос Кирилла Петровича и спешила войти в комнаты, опасаясь,

чтоб отсутствие её не было замечено.

Упражнение 2. В каждой паре предложений к выделенному слову подберите

синоним. Объясните разницу в оттенках значения этих слов.

I.

1. Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные

дни не являться с должным почтением в село Покровское.

2. Дубровский был отменно сердит, прежде всего никогда люди

Троекурова, известные разбойники, не осмеливались шалить в

пределах его владений, зная приятельскую связь его с их

господином.

II.

1. Владимир смотрел на них, и странные чувства волновали его.

2. Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбоченясь и гордо

взирал около себя.

Упражнение 3. Какие слова и выражения имеют значение «плакать,

заплакать» в приведённых ниже предложениях?

1.

Маша стояла неподвижно, старый князь поцеловал её руку, вдруг слёзы

побежали по её бледному лицу.

2.

Она (Марья Кирилловна) побежала в свою комнату, заперлась и дала

волю своим слезам, воображая себя женою старого князя.

3.

Бедная девушка упала ему в ноги и зарыдала.

Упражнение 4. Среди приведённых ниже существительных найдите

синонимы к словам бесчувственность, подобострастие, надменность.

Спесь, раболепие, холодность, равнодушие, высокомерие, угодливость.

Иванова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Никитовская

средняя общеобразовательная школа им. А.С. Макаренко» Красногвардейского района

Белгородской области

Упражнение 5. Синонимичны ли выделенное слово и словосочетание? Что

из них устарело?

1.

Он (Андрей Гаврилович) замолчал и впал в усыпление.

2.

И старушка, поглядывающая на него (Владимира Андреевича) из-за

перегородки, не могла знать, заснул ли он или только задумался.

Упражнение 6. Прочитайте внимательно главу XIII и укажите слова и

сочетания, которые автор употребляет вместо фамилии Верейский. Как они

характеризуют князя?

Упражнение 7. Выпишите из I главы историзмы. Объясните, почему эти

слова перестали употребляться в языке.

Упражнение 8. Какое значение имеют приведённые ниже фразеологизмы?

Ни жив ни мёртв, душа ушла в пятки, ноги подкосились, сердце

оборвалось, сердце упало.

Упражнение 9. В приведённых ниже предложениях найдите

фразеологические обороты, которые являются антонимами к слову спать.

1.

«Храпит бестия француз, - подумал Антон Пафнутьич, -а мне так сон и

в ум нейдёт…»

2.

Кроме приказных, никто в доме не смыкал глаз.

Упражнение 10. Выделите суффиксы в словах крепостной, крепостник,

крепостничество. Объясните значение тих слов.

Упражнение 11. Сравните синонимы ниц, ничком, лицом вниз по активности

употребления в речи. Какой из них более свободно сочетается с глаголами?

Какое из этих слов является наиболее ограниченным в своих связях с

другими словами, книжным и устаревшим?

Упражнение 12. Прочитайте XVII главу повести, найдите и выпишите слова,

характеризующие мальчиков Митю и Сашу. Почему резко различаются эти

слова?



В раздел образования