Напоминание

«Зрительное восприятие у детей с нарушением зрения»


Автор: Татьяна Анатольевна Гордеева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа им. Полбина
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Зрительное восприятие у детей с нарушением зрения»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Зрительное восприятие у детей с

нарушением зрения»

Выполнила

Гордеева Т. А.

Москва

2021

ПЛАН РАБОТЫ

Введение.

I глава.

Психологические особенности процесса восприятия.

Особенности зрительного восприятия при нормальном и нарушенном

зрении.

Причины и следствия нарушения восприятия.

II глава.

Особенности развития зрительного восприятия у детей дошкольного

возраста.

Этапы формирования восприятия формы у детей.

Этапы формирования восприятия формы у детей младшего

дошкольного возраста.

Знакомство с объемными фигурами.

Этапы обучения.

Коррекционно-развивающие игры.

Введение.

Восприятие - ведущий познавательный процесс дошкольного возраста .

Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей

действительности у детей с нарушением зрения в этот период является одним

из важнейших направлений коррекционно-педагогической работы в процессе

различных видов детской деятельности. На занятиях, в играх, труде дети учатся

зрительно обследовать предметы, овладевают компенсаторными навыками

познания мира за счёт активизации сохранных анализаторов, речи, мышления.

Основными задачами в период коррекционно-педагогической работы является

формирование зрительного восприятия, обогащение зрительно - сенсорного

опыта в процессе предметно - практических действий, повышение уровня

цветового восприятия, а так же уровня психического развития ребёнка. У детей

с нарушением зрения, нередко имеются нарушения речи, слуха, опорно-

двигательного аппарата, задержки психического развития.

Из-за несформированных зрительных функций и недостаточно развитого

зрительного восприятия задерживается развитие всех психических процессов.

Практика воспитания и обучения аномальных детей показывает, что ранняя

педагогическая коррекция позволяет в значительной мере нейтрализовать

отрицательное влияние первичного дефекта, а следовательно, облегчить и

ускорить процесс социальной адаптации, но для этого необходимо знать

специфические особенности, трудности, которые характеризуют процесс

формирования знаний, умений и навыков у изучаемой категории детей.

I глава

Психологические особенности процесса восприятия.

Зрительное восприятие - это формирование образов и ситуаций внешнего

мира при их непосредственном воздействии на глаз. Это важнейший вид

перцепции, играющей большую роль в психологическом развитии ребёнка,

имеющий не только огромное информационное, но и операциональное

значение. Оно участвует в обеспечении регуляции позы, удерживание

равновесия, ориентировки в пространстве, контроля поведения и т.д.

Формирование зрительного восприятия является основой становления

организации образных форм познания в школьном возрасте. Процесс

восприятия формируется у человека не сразу. Ребёнок не умеет обследовать

предметы не только в уме, но и во внешних действиях: он не различает цвета,

не знает их названий, не умеет сравнивать предмет, ощупывать его руками. Все

эти действия он учиться выполнять под руководством взрослого. И только

накопив опыт, когда обследование незнакомых предметов станет для него

привычным действием, автоматическим, он сможет выполнять их в уме.

Постепенно, у ребёнка формируется целая система обследовательских действий,

которая, превращается в познавательную деятельность. В процессе развития

восприятия накапливаются знания об окружающих предметах и явлениях

в виде представлений или «обобщённых образах», с которыми ребёнок

сопоставляет каждый предмет, который он видит. Система знаний и

практического опыта формируется в виде зрительных, слуховых, обонятельных

и других образов, а так же в виде словесных описаний предметов и их

особенностей. В течение жизни у каждого человека формируется весь опыт на

двух уровнях: первый уровень - сенсорный (чувственный, образный), а второй

- вербальный (словесный). Представление о каждом предмете изменяется,

систематизируется, обогащается, объединяется с другой информацией при

участии мышления, памяти, речи и воображением. Преображённая информация

изменяет и процесс восприятия: он ускоряется, уточняется, предмет узнаётся в

любом виде и положении. Хорошо развитый процесс восприятия

осуществляется в уме, во внутреннем плане, мгновенно, как говорят психологи,

в свёрнутом виде. А если объект незнакомый или сложный, человек начинает

подробно его изучать, ощупывать, нюхать и т.д., то есть обследование

переносит во внешние действия. Здесь уже восприятие превращается в процесс

исследования, в познание неизвестного. У ребёнка с развитым восприятием

повышается познавательная активность, так как он знает, как получить

информацию из окружающего мира. Можно сказать, что у него «поднимается

аппетит на новую информацию», потому что он знает «как есть»: он

любознателен и активен, его ум постоянно занят умственным обследованием

действительности, он видит вокруг больше подробностей. Более подробная и

разнообразная информация позволяет ему более точно приспосабливать к миру,

окружающим людям, обстановке. Недостаточный уровень развития восприятия

в дошкольный период может задерживать развитие мышления и речи, повлиять

на формирование системы знаний, умений и навыков, необходимых для

обучения в школе. То есть, отставание в сенсорном развитие задерживает

интеллектуальное развитие ребёнка, что может оказаться невосполнимым на

более поздних этапах психического развития. Такое отставание приведёт к

неуспеваемости в школе, задержке в формировании личности, а в дальнейшем

может повлиять на профессиональный выбор и успешность в социальной

адаптации. Правильное понимание сущности сенсорных процессов помогает

обосновать законы познания и наметить пути дальнейшего поступательного

познания в науке, искусстве, практической деятельности. Значение этих

закономерностей поможет целенаправленно совершенствовать процесс

обучения и организации практической деятельности в соответствии с

возможностями людей и требованиями жизни.

Особенности зрительного восприятия при нормальном и нарушенном

зрении.

При нормальном зрении в сознании ребёнка формируется целостный образ

объекта. Это свойство образного отражения связанно с механизмами памяти

(последовательное или одномоментное сличение образа с эталоном) и

мышления (операции анализа и синтеза). У ребёнка с нормальным зрением при

воздействии на глаз разнообразных зрительных стимулов происходит

созревание нейрональных структур зрительной системы. Развитие восприятия

как сложного системного акта идёт длительное время - от рождения до 15-

18лет. Это обусловлено прогрессивными, морфофункциональными

изменениями коры головного мозга в период от рождения до 18-20 лет.

Постоянная модификация мозговой ткани на нейронном уровне под влиянием

внешней среды рассматривается как пластичность. Сетчатка глаза,

подкорковые зрительные центры и первичная (проекционная) зрительная кора

обладают наибольшей пластичностью в ранние периоды жизни. На основе

пластичности под влиянием раннего сенсорного опыта вырабатывается тонкая

настройка нейронных связей, обеспечивающая восприятия формы, движения,

глубины, пространства и т.д. (Д. Хьюбел, 1990). Развитие зрительного

восприятия связано не только с созреванием анатомо - физиологической

организации зрительного анализатора, но так же с содержанием деятельности, в

процессе которой оно реализуется (А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Л.А. Венгер

и др.). Велико значение активности ребёнка в процессе деятельности для

формирования перцептивных действий при сенсорном обучении (А.В.

Запорожец). Восприятие рассматривается как активная прогнозирующая

деятельность мозга, связанная с предметной деятельностью. Форменное

(предметное) зрение обеспечивается механизмом переработки информации в

зрительном анализаторе только в тесной взаимосвязи с конкретной предметной

деятельностью. Развитие зрительного восприятия обусловлено активной

деятельностью ребёнка, общением его с взрослыми, социальным окружением

(В.П. Зинченко). Значительное снижение зрения существенно ограничивает

естественную стимуляцию зрительной системы, вследствие чего ребёнок не

может приобрести такой же сенсорно - перцептивный опыт, как нормально

видящий. Дети с низким зрением находятся в психофизически обеднённой

среде, в которой генетические предпосылки развития восприятия теряют свою

силу. Ограничение зрительного опыта при низком зрении приостанавливает

или замедляет созревание связей в нейрональных структурах, что оказывает

отрицательное влияние на развитие восприятия. Это было показано в

психологическом исследовании (Л.Григорьева, С. Кондратьева, С. Сташевский

1989г.). Ограничение чувственного опыта и рассогласование сенсорно -

перцептивного и речемыслительного уровней приводят к задержке возрастного

становления зрительного восприятия и включённых в его систему других

психических функций. Чем грубее сенсорный дефект, тем больше отставание в

развитие образных форм познания и нарушение механизмов вербализации

чувственных образов.

Причины и следствия нарушения восприятия.

Степень отклонения от нормального протекания процесса зависит от разных

причин и проявляется неодинаково у детей с задержкой психического развития,

при умственной отсталости, при нервно-психических расстройствах, при

нарушении зрения, при педагогической запущенности или при нарушениях

условий восприятия. В чём могут проявляться эти нарушения процесс а

восприятия?

1. У детей с задержкой психического развития наблюдается отставания в

созревании нервных структур при недостатках слуха или зрения,

соматической ослабленности, проявляется предрасположенность к

задержке формирования психических функций. Для таких детей

характерно отставание в развитии мышления и речи, волевой и

эмоциональной сферах, плохая память, снижение устойчивости и

концентрации внимания, низкая работоспособность. Всё это приводит к

более медленному процессу переработки информации, но позволяет её

осуществлять при благоприятных условиях. У детей с задержкой развития

особенно страдают психические функции, которые начинают развиваться

на более раннем этапе развития, то есть ощущение, восприятие и речь .

Поэтому процесс переработки сенсорной информации у этих детей,

существенно отличается от нормальных детей, и задерживает освоение

деятельностей, в которых развивается познавательная сфера. Такие дети

склонны к бессодержательным подвижным играм, типа борьбы, бега. Дети

не могут долго заниматься с одной игрушкой, так как у них не

сформированы обследовательские действия, они затрудняются выделить

свойства предметов, существенные признаки при восприятии формы,

величины, цвета, целостных объектов и сложных явлений. Скорость

зрительного восприятия в 3 раза ниже нормы, а у умственно отсталых

детей - в 5 раз, то же наблюдается при поиске объектов и узнавании,

особенно в условиях шумовых эффектов. При выполнении работы у них

наблюдается снижение контроля над качеством работы, так как они не

воспринимают отклонения от нормы, не дифференцируют менее

выразительные признаки.

2. У детей с умственной отсталостью наблюдаются три группы

нарушений процесса восприятия: его динамики, особенностей образов,

нарушения перцептивных действий. Динамика процесса восприятия

проявляется в замедлении темпа зрительного восприятия и сужении

объёма (уменьшение количества объектов). Особенности образов

восприятия заключаются в не дифференцированности признаков,

поэтому они могут путать сходные предметы, не узнавать признаки вида,

то есть более мелкие и конкретные особенности, не воспринимают

выражений лиц, не понимают смысл картин, особенностей пейзажа,

время, объёмность, предметов по светотеневым признакам, перекрытий

одних предметов другими. Нарушение перцептивных действий

проявляются в отсутствии стремления рассматривать и разбираться в

деталях, не узнают изменённый объект, перевёрнутый или удалённый.

Они плохо определяют глубину и объём, ориентируются в пространстве,

так как у них отстают в развитии двигательные ощущения положения

тела, нарушена координация движений, слуховые восприятия, поэтому

они путают правую и левую стороны, не могут определить направления

звука.

3. У детей с нервно-психическими заболеваниями наблюдаются нарушения

различных отделов мозга, которые затрудняют восприятие цвета, формы,

пространства, времени, узнавание предметов по признакам, словесным

описаниям.

4. Нарушение зрения у детей влияет на качество развития зрительного

восприятия. Это проявляется в снижении остроты зрения, в скорости

переработки визуальной информации, изменении поля зрения. Всё это

приводит к снижению качества работы глаз при выделение различных

свойств и признаков предметов. При таких нарушениях зрительное

восприятие характеризуется как неполное, неточное. Особые сложности у

детей вызывают задания на определение пространственных отношений

между предметами, установление смысловых связей в сюжетных

изображениях. Вследствие этого чувственный опыт складывается из

обеднённых и зачастую искажённых представлений и образов предметов и

явлений. Известно, что чувственный опыт определяет содержание образов

мышления, речи и памяти. Таким образом, развитие познавательных

процессов идёт своеобразным и замедленным ходом, наблюдаются

отклонения в двигательной, эмоционально-волевой сферах ребёнка.

5. Педагогическая запущенность может проявляться в нарушениях

восприятия, в виде окружающей действительности. Особенно это

проявляется в недостаточно осведомлённости ребёнка о явлениях близких

их жизненному опыту: о труде взрослых, составе семьи, анкетных данных,

бытовых условиях. Ограничения знаний о свойствах предметов и

явлениях окружающего мира влияют на особенности восприятия и умение

выделять глобальные, общие и локальные признаки. Широта знаний

ребёнка зависит от овладения им обследовательских действий, знаний

общепринятых эталонов и словарного запаса, которые могут

сформироваться только в процессе воспитания.

6. Условия воспитания могут нарушать процесс восприятия и привести к

ошибкам и искажением перцептивного образа, нарушениям узнавания -

не только его свойств и деталей, но и самого предмета или смысла

ситуации. К таким нарушениям могут привести особенности объекта

восприятия: сила раздражителя, его величина, разнообразие проявлений.

Другим затрудняющим восприятие фактором могут быть внешние

условия восприятия (обстановка): положение предмета, фон, яркость или

затемнение пространства, наклоны предмета или короткие временные

промежутки, посторонние шумовые эффекты. Особенности в организации

деятельности так же могут быть нечёткие цели и задачи, отсутствие плана

и несоответствующие инструменты, недостатки в обучении восприятию

ориентировочных признаков и возможных отклонений (ориентировка при

выполнение работы).

Это может быть так же высокий или слишком замедленный темп работы.

Высокие требования могут создать нервное напряжение или, наоборот,

привести к отсутствию всякой ответственности и снизить остроту восприятия и

значимость выполняемой работы. Вознаграждающий стимул или престижность

работы, её ответственность и другие социально - психологические факторы

могут так же повлиять на особенности восприятия. К нарушениям условий

восприятия особенно чувствительны дошкольники, так как у них ещё

недостаточно освоены обследовательские действия, не закрепились эталоны, а

образцы восприятия схематичны и нестойки.

II глава.

Особенности развития зрительно восприятия у детей дошкольного

возраста.

На каждом возрастном этапе процесс восприятия имеет свои особенности. В

младшем дошкольном возрасте (3-4 года) восприятие носит предметный

характер, то есть все свойства предмета, например форма, цвет, вкус, величина

и др. отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слитно с предметом и

считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятия он видит

не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и

по нему отличает предмет от других предметов. В среднем дошкольном

возрасте (4-5 лет) ребёнок рассматривает предмет, но делает это не

последовательно, не систематически, часто переходит к манипулированию. При

словесном описании он только называет отдельные части и признаки предмета,

не связывая их между собой. В этот период ребёнок осваивает приёмы

активного показания свойств предметов: наложения, прикладывания предметов

друг к другу; измерения цветом, формой, величиной; характеристиками

времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится

воспринимать их проявления, осваивает способы обнаружения, названия,

учиться различать их оттенки и особенности. В старшем дошкольном возрасте

(5-6 лет) ребёнок учиться различать разновидности этих свойств, обнаруживает

их сочетание в целостных предметах. Появляется более планомерное и

последовательное ' обследование и описание предмета, ребёнок вертит и

ощупывает предмет, обращая внимание на наиболее заметные части, учится

использованию свойств предметов в разных видах деятельности. В старшем

дошкольном возрасте (7-8 лет), у ребёнка можно наблюдать вполне

систематическое, планомерное обследование предметов, к тому он часто

пользуется чисто зрительным восприятием, не ощупывая предмет. На первых

порах ребёнок пытается извлечь сведения о свойствах предмета не только из

восприятия, сколько из практического действия с ним. Затем восприятие

сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. И

только в конце дошкольного возраста восприятие становиться достаточно

организованным и эффективным. Совершенствование восприятия у ребёнка

дошкольника имеет в своей основе уже знакомую нам закономерность -

преобразование внешних ориентировочных действий в восприятие. Внешние

ориентировочные действия служат для того, чтобы путём проб решать задачи

при помощи восприятия, сопоставлять и сравнивать свойства предмета. Так в

процессе восприятия ребёнок приобретает свой личный опыт, усваивая

одновременно опыт общественный. Развитие восприятия характеризуется

таким образом, не только изменением его точности, объёма, осмысленности, но

и перестройкой самого способа восприятия. Это процесс чувственного

познания становиться всё более совершенным.

Этапы формирования восприятия формы у детей (младшей группы).

Вся учебно-воспитательная и коррекционная работа в нашем саду строится

на знании особенностей психофизического развития детей с нарушением

зрения. Очень важным условием эффективности функционирования системы

обучения и воспитания детей является чёткое представление субъекта, на

который эта система направлена. В настоящее время я работаю с детьми

второго года обучения (средняя группа) и третьего года обучения (старшая

группа). Это дети со зрительной патологией: амблиопией, косоглазием,

гиперметропией и астигматизмом. Помимо зрительного" диагноза дети имеют

сопутствующие заболевания разной степени тяжести. Особое неблагополучие

наблюдается в психоневрологическом статусе по причине общего ослабления

организма и несформированности регуляторных процессов. Развитие

представлений о форме предметов у детей с нарушением зрения обусловлено

состоянием зрения. Проведённое изучение особенностей развития

представлений о форме предметов у детей с косоглазием и амблиопией

показало, что даже на пятом году жизни у них не сформированы действия

дифференциации, идентификации и соотнесения формы сенсорных эталонов

(геометрических фигур) с формой реальных предметов и их изображений.

Замечено, что тактильно-зрительный способ выделения и анализа формы в

сравнении со зрительным дает возможность детям с нарушением зрения более

успешно анализировать форму предметов. Это указывает на необходимость

активного включения в процессе зрительного восприятия других видов

восприятий: тактильно-двигательных, зрительно-двигательных и т.д. при этом

надо учить детей способам обследования, сличения, анализа, соотнесения и

классификации формы предметов как их основных признаков. Снижение

уровня перцептивных действий при зрительном дефекте сказывается на

овладении детьми программным материалом по развитию представлений у

детей о форме предметов. Учитывая выше сказанное, мне хочется поделиться

своим опытом работы по развитию восприятия формы у детей с нарушением

зрения. Известно, что весь мир окружающих нас предметов имеют форму

геометрических фигур, и моя задача состоит не только в том, чтобы научить

ребёнка узнавать и называть геометрические фигуры, но и соотносить с

цветным изображением картинок, объёмными телами, с натуральными

предметами, находить между ними сходства и отличия, выделять основные

свойства предметов. Уметь видеть сходства геометрических фигур с

предметами окружающего мира, помочь ребёнку создать правильное

представление об окружающих предметах и явлениях.

Этапы формирования восприятия формы у детей младшего

дошкольного возраста.

1.Осязательное обследование по контуру геометрических фигур: круг,

квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Загадки о геометрических

фигурах.

2.Обводка геометрических фигур по точкам, по контуру, через кальку, по

трафаретам из геометрических фигур.

3.«Найди пару» (на соединение парных одинаковых фигур).

4.Выкладывание из счётных палочек мозаики.

5.Для закрепления названия фигур, развития зрительного внимания, памяти:

«Какой фигуры не стало?», «Что изменилось?», «Какая фигура лишняя?».

6.Дифференциация сходных геометрических фигур на группы, эталон с

эталоном.

7.Локализация заданной фигуры из множества разных геометрических

фигур, например: «Найди мне заплатку на одеяле треугольной формы,

круглой и т. д ... ».

8.Игра: «Чудесный мешочек» (На развитие осязательного обследования

геометрических фигур). Задания: «Найди на ощупь круг, квадрат, треугольник и т.

д ...

И наоборот, когда ребёнок узнаёт и называет фигуру».

9.«Составь бусы из геометрических фигур».

10.Соотнесение геометрических фигур с силуэтным и контурным

изображением фигур.

11.Соотнесение геометрических фигур к объёмным игрушкам по форме,

например: на какую игрушку (предмет) похож треугольник? (на ёлку,

крышу дома и т.д.)

12. Соотнесение геометрических фигур к цветному изображению

предметных картинок.

13. «Найди в окружающей обстановке предметы по форме похожие на

геометрические фигуры».

14. Составление

их

геометрических

фигур

простые

предметные

изображения: домик, ёлку, машину, башню, снеговика и т.д. Логические

блоки Дьенеша.

15. Комбинаторные действия из геометрических фигур, например: составь из

2-х треугольников -квадрат, треугольник, из 2-х квадратов-прямоугольник и т .д.

16. Составление из геометрических фигур: орнаменты, узоры, сюжетные

картинки.

17. Рисование по трафаретам из геометрических фигур: животных, птиц, и

других предметных и сюжетных изображений.

Знакомство с объемными фигурами

(шар, куб, конус, эллипсоид, параллелепипед, призма, цилиндр)

Этапы обучения:

1.Названия и осязательное обследование фигур.

2.Задание N1 «Дай мне в руки шар, куб, конус, и т.д.».

3. Задание N2 «Назови фигуры и положи их в коробку».

4. Задание NЗ «Какой фигуры не стало?»

«Что изменилось?»

«Какая появилась новая фигура?».

- эти задания даются на развитие зрительной памяти, внимания и закрепления

названия фигур.

5. Задание N4 «Чудесный мешочек».

Надо на ощупь узнать и назвать фигуру или наоборот, педагог называет фигуру, а

ребёнок её достаёт и показывает (на развитие памяти).

6. Задание N5 «Подбери объёмные фигуры к игрушкам по форме».

Например: «Покажи мне игрушку, которая похожа по форме на шар (яблоко,

мяч, апельсин)». «Покажи мне игрушку, которая похожа на эллипсоид

(матрёшка, огурец, яйцо)» и Т.Д.

7.Задание N6 «Подбери объёмные фигуры к плоским геометрическим

фигурам»:

8.Задание N7 «Подбери объёмные фигуры к цветному изображению

предметов».

9.Задание N8 «Найди и назови предметы в окружающей обстановке, которые

похожи на куб, конус, кирпичик».

10.Игровые задания на закрепление объёмных фигур.

а) «Возьми в правую руку шар, а в левую конус и т.д.»

б) На полу. «Положи впереди себя призму, сзади цилиндр, справа эллипсоид,

слева шар».

в) Задание на индивидуальном фланелеграфе.

Расставь объёмные фигуры по заданию:

(вверху конус, внизу куб, справа параллелепипед, слева шар, посередине

эллипсоид).

г) Для детей более старшего возраста, которые хорошо ориентируются на

листе бумаги, даются более сложные задания: (в правый верхний угол

поставь призму, в левый верхний угол поставить шар и т.д.)

д) «Загадки и отгадки».

Педагог загадывает детям загадку, а отгадку дети показывают, в виде

игрушки и соотносят к той объёмной фигуре на которую она похожа по

форме. Игра усложняется, когда игрушка находится в «чудесном

мешочке» и нужно на ощупь узнать и отгадать загадку.

Коррекционно-развивающие игры, используемые мною на занятиях,

развивают не только восприятие предметов у детей, а так же зрительное

восприятие, произвольное внимание, логическое мышление, мелкую моторику,

координацию движения рук, дают правильное представление о действительности,

обеспечивают успешное накопление новых знаний, умений, быстрое освоение

новых видов деятельности, адаптации в любой новой обстановке, уверенность

ребёнка в себе и высокий уровень активности, ускорение психического развития

ребёнка.

Библиографический список.

1. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребёнка: пособие для

коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду,

начальной школе. (Л.П. Григорьева, М.Э. Бернадская, И.В Блинникова, О.Г.

Солнцева. - М-2001г)

2.З.П. Малева. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения

к плеопто - ортоптическому лечению. - М-2009г.

З.Л.И. Солнцева, В.З. Денискина. Психология воспитания детей с

нарушением зрения. - М-2004г.-

4.Л.И. Плаксина. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением

зрения. 1998г.

5.Т.В. Башаева. Готовим ребёнка к школе: развиваем познавательные

особенности. Внимание, восприятие, память, мышление, речь, воображение.

Ярославль 2008г.

6.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений

IV вида (для слабовидящих детей) ясли - сад - начальная школа. Детский сад.

- М-1999г.-

7.0бучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения.

Санкт-Петербург 1995г. Международный университет семьи и ребёнка имени

Руля-Валленберга.

8.Л.И. Плаксина. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного

рисования у детей с нарушением зрения. - М-2008г-

9.Л.А. Ремезова, Л.В. Сергеева, О.Ф. Юрлина. Формирование у детей с

нарушением зрения представлений о величине и измерении величин.

Самара 2004г.

10.Л.П. Григорьева, С.В. Сташевский. Психофизический фактор системного

развития зрительного восприятия детей и подростков с нормальным и низким

зрением. 1991 г. т 17 N25 (физиология человека).

11.В.П. Ермакова, Г.А. Якунин. Основы тифлопедагогики. Развитие,

обучение и воспитание детей с нарушением зрения.

12.Л.П. Григорьева. О системе развития зрительного восприятия при

нарушениях зрения. (<<Психолог». Журнал 1988r.N22)



В раздел образования