Автор: Тарасова Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Лопатино
Населённый пункт: Волжский рн,Самарская обл
Наименование материала: Урок русского языка
Тема: "Правописание окончаний имен прилагательных в дательном и творительном падежах".
Раздел: начальное образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: русский язык
Класс: 4
Урок: №111
Дата: 14.02.2017
Тема урока: Правописание окончаний имен прилагательных в дательном и творительном падежах.
Тип урока: Урок усвоения нового материала.
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с правилом написания окончаний имен прилагательных в дательном и
творительном падежах; совершенствовать умения указывать падеж имен прилагательных, выделять их окончания, способствовать
развитию навыка письма под диктовку; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Планируемые предметные результаты: Познакомятся с правилом написания окончаний имен прилагательных в дательном и
творительном падежах; научатся указывать падеж имен прилагательных. выделять их окончания; писать под диктовку;
записывать словосочетания с именами прилагательными в данных формах; объяснять, почему имена прилагательные в одном и
том же падеже имеют разные окончания.
Метапредметные УУД: Познавательные: целенаправленно слушать учителя(одноклассников), решая познавательную задачу;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; регулятивные: принимать и сохранять цель и
учебную задачу. Соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), коммуникативные: читать вслух и про себя
тексты учебника, понимать прочитанное; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
Личностные результаты: осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа»,
«семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость». «народ», «национальность», «желание понимать друг друга» и т.д.;
осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников;
пользоваться самооцениваением и взаимооцениванием на уроке.
Межпредметные связи: чтение (работа над текстом-описанием).
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация.
Литература: учебник «Русского языка» 2 часть 4 класс, авт. В.П. Канакина, рабочая тетрадь, часть 2.
УМК: «ШКОЛА РОССИИ»
О р г а н и з а ц и я с т р у к т у р ы у р о к а
Этап урока
Содержание деятельности
учителя
Содержание деятельности учащихся
Формируемые
способы
деятельности
учащихся
1.
Организационный
момент
Проверка готовности к уроку.
Настрой на плодотворную работу на уроке.
Выдвигать
гипотезу и
обосновывать её.
Осуществлять
актуализацию
личного
жизненного
опыта. Слушать в
соответствии с
целевой
установкой.
Принимать и
сохранять
учебную задачу.
Дополнять,
уточнять
высказанные
мнения по
существу
полученного
задания.
Осуществлять
контроль по
результату.
Анализировать,
находить общее и
2.
Актуализация
знаний. (Проверка
домашнего задания
упр. 92 учебника)
(3 мин)
Проверяет домашнее задание.
Проводит беседу о проделанной
работе.
- Прочитайте предложения,
вставляя пропущенные буквы.
- Какое предложение показалось
вам более красивым?
Что привлекло в нем ваше
внимание?
- Укажите падеж имен
прилагательных, выделите
окончания.
Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают о выполненной дома работе.
Читают предложения, объясняют написание
пропущенных букв. Указывают падеж имен
прилагательных, называют их окончания.
Звёзды, как вербочки, распухают в
прозрачных (П.п) облаках. На воде дрожит
золотая (И.п.) сеть солнечных (Р.п.)
зайчиков. Из-под ног с треском вылетают
кузнечики-трескунчики – на красных(П.п.) и
голубых (П.п.) крылышках.
Минутка
чистописания
Слайд 1.
(3 мин)
Проводит минутку
чистописания.
- Прочитайте и запишите
устойчивые выражения.
- Какой звук повторяется в них?
- Дайте характеристику звуку щ´
-Запишите соединение с буквой
«щ».
Выполняют чистописание
Щи да каша - пища наша.
Щёлкать зубами.
- Согласный, глухой, мягкий
-Прочитайте орфоэпически верно
слова на букву «щ».
- Что такое щеколда?
Щекотка, щекотно, щеколда.
Щеколда – это запор для дверей, калитки,
ворот в виде подвижной железной
пластины.
различия, делать
выводы.
2.
Актуализация
знаний
(3 мин)
Слайд 2.
Читает стихотворение.
Посмотрите, что случилось –
Так рассыпались слова,
Что узнать теперь их сложно –
Что и кто откуда? Ах!
Может быть, удастся снова
Вам вернуть слова назад?
НО ДО ЧКА ПЕ БЕ ЛО ЛЕН ТО
МО ЧКО
- Какие слова вы составили?
- Что общего в этих словах?
- Какие ещё буквосочетания
пишутся без мягкого знака?
- Запись под диктовку (один
ученик у доски): мощные,
конечно, помощник, обманщик,
банщик, болельщик, кончик.
- Какое слово лишнее? Почему?
Читают, находят слова и записывают.
Дочка, белочка, молочко, ночка, ленточка,
точка и т.д.
Отвечают на вопросы.
Буквосочетание ЧК, которые пишутся без
мягкого знака.
ЧН, ЩН, НЩ
Один учащийся работает у доски.
Болельщик – пишется с мягким знаком.
3.
Самоопределение к
- Найдите среди записанных слов
деятельности.
(2 мин)
имя прилагательное.
- Подберите к нему подходящее
имя существительное.
- Поставьте словосочетание в
форму дательного и
творительного падежей,
запишите.
- Назовите окончания имен
прилагательных в этих падежах.
Объясните свой выбор.
- Сформулируйте задачи урока?
МОЩНЫЕ
Отвечают на вопрос, записывают
словосочетание.
Мощные удары
Мощным ударам (Д.п.)
Мощными ударами (Т.п.)
-ЫМ, Д.п. – каким?
- ИМИ, Т.п. – какими?
Формулируют задачи урока.
(Научиться распознавать имена
прилагательные множественного числа в
дательном и творительном падежах,
правильно писать окончания таких имен
прилагательных.)
Принимать и
сохранять
учебную задачу.
4.
Объяснение нового
материала.
Наблюдение над
языковым
материалом. Работа
по учебнику (упр. 95)
(2 мин)
Организует работу по теме
урока. Объясняет новый
материал, отвечает на вопросы
учащихся.
- Рассмотрите схемы.
Сделайте вывод: какие окончания
могут иметь имена
прилагательные в форме
дательного и творительного
Выводят языковые закономерности,
лежащие в основе изучаемого понятия или
правила.
Анализируют формулировку правила
(понятия), данную в учебнике. Проводят
наблюдения на материале связных текстов.
Делают в ы в о д: имена прилагательные во
множественном числе в форме дательного
падежа имеют окончания – ым, - им, в
форме творительного падежа – окончания
Осуществлять
анализ объектов с
опорой на
визуализацию.
падежей множественного числа?
Ф и з м и н у т к а (зарядка для
глаз, потягивание)
–- - ыми, - ими (безударное окончание
проверяй по вопросу)
5.
Первичное
закрепление знаний.
Работа по учебнику
(упр. 96).
(6 мин)
Работа по учебнику (упр.
98).
Задаёт вопросы. Комментирует
и корректирует ответы.
Наблюдает за работой
учащихся. Помогает, при
необходимости проверяет
ответы. Комментирует
выполнение заданий.
- Прочитайте. Озаглавьте текст.
- Объясните написание
выделенных окончаний.
- Прочитайте. Назовите птицу.
- Какие имена прилагательные
использует автор в этом
описании?
Применяют новые знания на новом
языковом материале. Выполняют
аналитические упражнения. Участвуют в
обсуждении вопросов по теме.
Объясняют написание выделенных
окончаний.
ВЕСНА
Весна наступила в этом году (какая?)
ранняя, (какая?) дружная. Побежали по
(каким?) деревенским улицам (какие?)
бурливые, (какие?) коричневые ручейки. В
(каких?) огромных лужах воды отразилось
(какое?) голубое небо с плывущими по небу
(какими?) белыми облаками. С крыши
посыпались (какие?) звонкие капли.
Выполняют синтаксический разбор
предложения.
С крыши посыпались звонкие капли.
Читают текст.
Блестящими, прозрачными, небольшими,
Осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание в
устной форме,
обосновывать своё
мнение.
Согласовывать
усилия по
решению учебной
задачи.
Договариваться и
приходить к
общему мнению.
( 10 мин)
- Запишите под диктовку.
Укажите падеж имен
прилагательных.
- Объясните, почему имена
прилагательные в творительном
падеже имеют разные окончания?
черными, длинною, гибкою, тёмно-синей,
гладкой.
Записывают под диктовку. Указывают падеж
имен прилагательных.
Белый (И.п.). как снег, с блестящими (Т.п.,
мн.ч.), прозрачными (Т.п., мн.ч.) небольшими
(Т.п., мн. ч.) глазами, с черным (Т.п., м.р.)
носом и черными (Т.п., мн. ч.) лапами, с
длинною (Т.п., ж .р), гибкою (Т.п., ж. р.) и
красивою (Т.п., ж. р.) шеей, он невыразимо
прекрасен, когда спокойно плывёт между
зелёных (Р.п.) камышей по тёмно-синей
(Д.п.) гладкой (Д.п.) поверхности воды.
6.
Дальнейшая работа
по закреплению и
обобщению
приобретённых
знаний и умений.
Работа с карточками.
Слайд 5
(3 мин)
Проводит работу в парах по
карточкам.
- Выделите окончания,
определите падеж
прилагательного и
существительного в
словосочетании.
у лесн.. домов
пушист..снегами
о весёл.. зверятах
пухов.. платками
с пушист..
коврами
про бел..
снежинки
нет ярк.. лучей
о морозн..
вечерах
- Проверьте друг друга, если все
правильно – поставьте «+»
Обобщают способы действия по правилу,
применяют на практике алгоритмические
предписания, инструкции. Выполняют
аналитическо-синтетические упражнения.
Работа в парах.
у лесных домов Р.п.
пушистыми снегами
Т.п.
о весёлых зверятах
П.п.
пуховыми платками
Т.п.
с пушистыми коврами
Т.п.
про белые снежинки
В.п.
нет ярких лучей Р.п.
о морозных вечерах
П.п.
Проверяют друг у друга
Принимать на
слух ответы
одноклассников.
Слушать
собеседника.
Строить понятные
для собеседника
высказывания.
Осуществлять
анализ с целью
нахождения
соответствия
заданному
эталону.
Формулировать
своё мнение и
позицию.
Адекватно
использовать
Работа в рабочих
тетрадях (упр.56)
(5 мин)
Организует работу в рабочих
тетрадях
- Прочитайте отрывок из
стихотворения А.С. Пушкина.
Вставьте пропущенные буквы.
- Укажите падеж имен
прилагательных, выделите их
окончания.
- Выпишите словосочетания с
именами прилагательными во
множественном числе в
творительном падеже.
Выполняют задания в рабочей тетради.
Указывают падеж имен прилагательных,
выделяют их окончания.
Гонимы вешними (Т.п.) лучами,
С окрестных (Т.п.) гор уже снега
Сбежали мутными (Т.п.) ручьями
На потопленные (В.П.) луга
Лучами (какими?) вешними, ручьями
(какими?) мутными
речевые средства
для решения
различных
коммуникативных
задач. Делать
выводы, извлекать
информацию из
различных
источников.
Планировать своё
действие в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями её
реализации.
7.
Итог урока.
Рефлексия.
(2 мин)
Слайд 6
Организует оценку результатов
выполнения заданий на уроке,
подведение итогов урока
учащимися.
- Что нового узнали на уроке?
- назовите окончания имен
прилагательных в дательном и
творительном падежах.
- Понравилась ли вам работа на
уроке?
Оформляют знания, полученные на уроке, в
виде устных заданий. Повторяют алгоритм
действия по распознаванию понятия, по
применению правила.
Отвечают на вопросы. Определяют своё
эмоциональное состояние на уроке.
Проводят самооценку, рефлексию.
Сегодня я узнал…
Было интересно …
Было трудно …
Я выполнял задания …
Осуществлять
самоконтроль
учебной
деятельности.
8.
Домашнее задание
(1 мин)
Проговаривает и объясняет
домашнее задание. Формулирует
задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие
комментарии.
- Выполнить задание 59 в
рабочей тетради, упр. 97 в
учебнике.
Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы.
Принимать
учебную задачу,
планировать её
выполнение.