Автор: Гончарова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ №11
Населённый пункт: город Майкоп
Наименование материала: статья
Тема: "Использование словесных дидактических игр в развитии речи детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Использование словесных дидактических игр в развитии речи детей раннего
возраста.
Словесная игра наиболее трудна для детей раннего возраста, поскольку их речь не
развита в достаточной степени, как и произношение звуков, и память. Вначале
малыши могут выполнять только простейшие задания (повторить услышанные звуки,
имитировать знакомые), а к концу года им доступны игры на образование новых слов,
составление коротких предложений, подбор простых слов для описания качества
предмета («Назови ласково», «Какая, какой?», «Опиши, что видишь»). Словесные
дидактические игры в раннем возрасте выполняют такие задачи: способствуют
формированию правильного звукопроизношения; развивают связную речь;
активизируют уже имеющийся словарный запас ребёнка; способствуют обогащению,
пополнению словаря; учат слушать и воспринимать речь, отвечать на поставленные
вопросы; развивают силу голоса, темп речи, речевое дыхание. Словесная игра может
быть и подвижной, во время неё малыши охотно будут произносить требующие
отработки имитационные слова. К проведению словесных игр с детьми раннего
возраста также существуют требования: Речь воспитателя — образец для ребёнка. Она
должна быть грамотной, правильной, эмоционально окрашенной. Педагог должен
владеть выразительностью речи, уметь говорить в разном темпе, тихо и громко, но в
то же время чётко. Игра всегда проходит с использованием наглядности
(иллюстраций, предметов, предметных картинок). Проводя словесные игры на
прогулках, можно использовать в качестве наглядных пособий объекты природы:
деревья, небо, цветы и т. д. Ознакомление с окружающим «Встретим новую куклу»
(игра на адаптацию) Учить детей принимать нового товарища в коллектив, проявлять
к нему дружелюбие; закрепить имена детей группы; воспитывать доброту,
отзывчивость. Чётко называть своё имя.
Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе я применяю
четыре группы игр.
Приведу краткие характеристики каждой группы:
1 группа - игры, которые формируют умение выделять существенные признаки
предметов и явлений: «Магазин», «Да - нет», «Чьи вещи?»
2 группа - игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять,
замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож - не похож», «Оденем
кукол»
3 группа - игры, с помощью которых развивается умение обобщать и
классифицировать предметы по различным признакам: «Кому, что нужно?», «Назови
одним словом».
4 группа - игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления,
выдержки, чувства юмора: «Летает - не летает», «Найди такой же».
Словесные игры наиболее сложны: они не связаны с непосредственным
восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры
имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся
высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не
полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.