Напоминание

«Нетрадиционные техники рисования — как средство развития художественно-творческих способностей детей»


Автор: Нуруллина Айгуль Дамировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №52 "Алтынчэч"
Населённый пункт: г. Альметьевск, Республики Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: «Нетрадиционные техники рисования — как средство развития художественно-творческих способностей детей»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Нетрадиционные техники рисования — как средство развития

художественно-творческих способностей детей».

С 2003года я осуществляю педагогическую деятельность в муниципальном дошкольном

образовательном учреждении МБДОУ № 52 «Алтынчэч». Педагогическую деятельность в

детском саду я начала в качестве преподавателя изо. Последние два года и по настоящее время

я работаю воспитателем в группе, но продолжаю свою работу в направлении художественно-

эстетического воспитания дошкольников. Помимо занятий с детьми своей группы, я являюсь

руководителем кружка рисования с использованием нетрадиционных техник «Разноцветный

мир» .

Выбор

темы

«Нетрадиционные

техники

рисования

-

как

средство

развития

художественно-творческих способностей детей» возник не случайно. Работая с детьми

дошкольного возраста, я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками

работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные

приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и

выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются

скудностью содержания, штампами. Нет главного – «своих», искренних рисунков, отсутствует

творческий подход, они не отражают то, что значимо для рисующего их ребенка. У них не

поставлена рука, неправильный захват карандаша и других изобразительных материалов, плохо

развита связная речь. Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий

изобразительной

деятельностью,

которая

стимулировала

творческий

потенциал

детей,

развивала их художественно–творческие способности.

За время работы с детьми я пришла к выводу, что всесторонние развитие детей

осуществляется плодотворно при использовании развития художественного творчества у детей

нетрадиционными методами. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники

являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и

колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.

Использование нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство

страха перед неудачей в данном виде творчества, и вызывает больший интерес к работе. А это

значит, создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и

углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать

качества

предметов,

запоминать

их

характерные

особенности

и

детали,

овладевать

изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его

богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и

еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально,

определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства,

приобретает

опыт

взаимоотношений,

совершенствует

навыки

работы

с

различными

инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные

способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также

развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Факторы, позволяющие мне не допустить в детскую изобразительную деятельность

однообразие и скуку, обеспечивающие живость и непосредственность детского восприятия:

• разнообразие и вариативность работы с детьми;

• новизна обстановки;

• необычное начало работы;

• красивые и разнообразные материалы;

• интересные для детей неповторяющиеся задания;

• возможность выбора;

• рисования с помощью бросового материала.

Всякий раз я создаю новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить

усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие

подходы. Большое разнообразие вношу в организацию занятий: дети могут рисовать, вырезать

и наклеивать, сидя за отдельными столами, за сдвинутыми вместе столами по два и более

человек; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд. Я знакомлю детей с

новыми приемами работы (боковой поверхностью мелка, валиком, губкой по трафарету и т.д.).

Принципы построения работы по рисованию:

1. От простого к сложному: предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная

память,

чем

словесно-логическая,

поэтому

мышление

опирается

на

восприятие

или

представление.

3.

Принцип

индивидуализации

обеспечивает

вовлечение

каждого

ребенка

в

воспитательный процесс.

4. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное

ребенком от окружающей действительности.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования я провожу в следующих

направлениях:

от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к

сюжетному рисованию;

от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более

сложным;

от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые

необходимо изготовить самим;

от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник

изображения;

от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов

нетрадиционной техники рисования.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким

образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие

от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых техник в рисовании.

Методы нетрадиционных техник рисования, которые я использую:

1. «Монотипия»

Технология рисования. Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив

его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не

высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть

лист и при необходимости дорисовать сюжет.

2. «Печатание листьями»

Технология рисования. Лист дерева покрывается

красками, затем прикладывается к

бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Сверху лист дерева прикрыть чистой

бумагой, прогладить ладонью. Снять бумагу и лист. Отпечаток готов.

3. «Рисование нитками».

Технология рисования. Разрезать нить на отрезки длиной 7 –10 см. Один отрезок нитки

обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для

использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

4. «Печатание бумагой».

Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой

сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком

бумаги нанести краску на альбомный лист.

5. «Рисование методом напыления (набрызг)»

Технология рисования. На одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно

вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был

вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на

небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на

себя. Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний

лист.

6. «Рисование кляксами»

Технология рисования. Акварельную краску развести водой и накапать ее в одну точку на

лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны.

7. «Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами»

Техника рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и

налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить

отпечаток на чистом листе.

8. «Рисование по кругу»

Техника рисования. В рисовании принимают участие не менее трех человек. Под громко

звучащую музыку каждый из детей начинает рисовать на свободную тему. При тихом звучании

дети заканчивают рисование. В тот период времени, когда музыка смолкает, каждый ребенок

передает свой рисунок соседу, сидящему справа от него. Как только музыка зазвучит снова,

дети продолжают рисовать, но уже на листе товарища. Рисование продолжается до тех пор,

пока каждый ребенок не получит свой рисунок обратно.

9. «Рисование вдвоем»

Техника рисования. Берется большой лист бумаги, чтобы удобно было рисовать вдвоем.

Дети выбирают тему или сюжет рисунка, материалы для рисования. Один ребенок рисует одну

часть рисунка( например, половину вазы),а другой ребенок вторую часть рисунка( вторую

половину вазы). В результате рисунок должен получиться единым. Дети должны научиться

договариваться между собой.

10. «Рисование методом тычка (поролоновый тычок)»

Техника рисования. На чистом листе рисуется контур, какого – либо предмета. Гуашевую

краску развести водой до консистенции густой сметаны и налить в блюдца. Поролоновый

тычок при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать

тычкообразные движения, при этом должна получиться большая «пушистая» точка.

11. «Оттиск поролоном»

Техника рисования. Вырезать контуры на поролоне. Гуашевую краску развести водой до

густой жидкой сметаны и налить в блюдца. Прижать поролон к блюдцу с краской и наносить

оттиск на бумагу.

12. «Пуантилизм» (ватная палочка или тонким концом кисти)

Техника рисования. Сделать предварительный рисунок. Начинать наносить точки с

самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее

предыдущего. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующего

цвета, а не заполнять его сразу весь.

13. "Восковые карандаши + акварель"

Техника рисования. На поверхность листа нанести рисунок восковыми карандашами.

Затем раскрасить рисунок акварелью.

14. «Рисование свечой (проступающий рисунок)»

Техника рисования. На лист бумаги нанести рисунок тонким концом свечи. Затем

тонировать рисунок гуашевыми или акварельными красками. Рисунок нарисованный свечой не

тонируется.

15. «Рисование по сырому»

Техника рисования. Влажной от воды(немного отжатой) губкой промакиваем всю

поверхность бумаги. Затем рисуем изображение гуашью, акварельными красками, мелками,

пастелью. Получается эффект размытого, прозрачного рисунка.

16. «Рисование углем»

Техника рисования. Рисунок выполняется тонким концом угля или всей поверхностью

(растушевка), точно так же, как рисование простыми и цветными карандашами. Нужно

нажимать на уголь легко, иначе он будет крошиться.

17. «Печать винной и пенопластовой пробкой»

Техника рисования. Налить на тонкий поролон в миске немного краски. Опустить пробку

в поролон. Затем нанести отпечаток на бумагу.

18. «Рисование цветными и белыми мелками»

Техника рисования. Рисуем мелками изображение на белом или цветном листе бумаги.

Затем с помощью лака для волос закрепляем рисунок (чтобы не рассыпался).

Каждый

из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость,

положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет,

ребенок отражает свои

чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла» и «добра». На занятиях

нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить,

фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои

способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

Подводя итоги своей работы, направленной на развитие художественно–творческих

способностей детей дошкольного возраста в системе занятий по изобразительной деятельности,

можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и

стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные

результаты проделанной работы:

дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских

отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали

раскрепощеннее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли;

дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом,

это придало уверенности даже самым зажатым детям;

дошкольники использовали элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в

свободной деятельности; старались придать образу выразительность при помощи

формы, цвета, композиции;

дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее,

оригинальнее

и

интереснее

по

содержанию,

выполнены

через

призму

своего

индивидуального видения;

многие детские работы отсылались на детские творческие конкурсы.

Из своего опыта я сделала вывод, что залогом успешного развития художественно-

творческих способностей детей являются:

1. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения

изобразительной деятельности, общения и взаимодействия с ребенком.

2.

Создание

условий

для

свободной

самостоятельной

деятельности,

развития

представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться.

3. Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция

в понимании перспектив развития ребенка.

4.

Творческий

рост

педагогов,

воспитание

собственной

креативности.



В раздел образования