Автор: Гирняк Сергей Миронович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Яйская средняя общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: пгт Яя, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Разметка заготовок из древесины"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта
Предмет: «Технология»
Направление обучения: Индустриальные технологии.
Класс - 5
Количество часов -
2
Раздел
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов.
Тема
Разметка заготовок из древесины.
Цель
Формировать у обучающихся ресурс практических умений и
опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни,
создавать условия для развития инициативности, изобретательности,
гибкости мышления.
Задачи
Ознакомить учащихся с приемами разметки из древесины и
инструментами, применяемыми для этого. Воспитывать
организованность, внимательность, бережное отношение к природе.
Ознакомить с правилами безопасности труда.
Опорные
понятия
Разметка заготовки из древесины. Угольник. Рейсмус. Базовая кромка.
Базовая пласть. Припуск. Шаблон.
Планируемые результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные
Формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве
со
сверстниками;
умение
общаться при коллективном
выполнении работ.
Бережное отношение к
природным и
хозяйственным ресурсам.
Познавательные: объяснять
значения новых понятий и
использовать их в активном
словаре.
Регулятивные: выполнять
учебные задания; прилагать
волевые усилия и
преодолевать трудности и
препятствия на пути
достижения целей;
самостоятельно
анализировать условия
достижения цели на основе
учёта выделенных учителем
ориентиров действия в
новом учебном материале.
Коммуникативные: работать
в группе, учитывая разные
мнения, стремление
координации различных
позиций в сотрудничестве;
для установления рабочих
отношений.
В познавательной сфере:
иметь представление о
разметке заготовок из
древесины.
В трудовой сфере:
выполнение
технологических операций с
соблюдением
установленных норм;
контроль промежуточных и
конечных результатов.
В коммуникативной сфере:
установление рабочих
отношений в группе для
выполнения задания.
В физиолого-
психологической сфере:
достижение необходимой
точности движений при
выполнении
технологических операций;
соблюдение необходимой
величины усилий,
прилагаемых к
инструментам.
Организация образовательного пространства
Межпредметн
ые связи
Ресурсы
Формы
организа
ции
познават
ельной
деятельн
ости
Методы
Тип
урока
Геометрия,
черчение.
Разметка прямоугольных деталей.
Инструменты для разметки
заготовок из древесины.
Презентация:
technologys/obrabdrevesiny
/chirazmetka.html
Оборудование:
Компьютер, экран,
инструкционные карты,
инструменты для работы, шаблоны,
материал.
Фронтал
ьная,
индивид
уальная.
Словесные,
наглядные,
практическ
ие.
проблемно-
поисковые.
Комбини
рованный
Технология изучения темы
1 этап. Самоопределение к деятельности.
Цели деятельности
Проблемные, ситуативные задания
(задачи)
Планируемый
результат
Научить учащихся такому
приёму обработки дерева
как разметка заготовок из
древесины.
Ознакомить с правилами
безопасности труда.
Изготовление разделочной доски в
форме, выбранной обучающимися,
или по шаблону.
Овладение
простейшими
безопасными
приемами разметки
заготовок из
древесины.
2 этап. Учебно-познавательная деятельность
Цели деятельности
Учебные задания
на знание , понимание , умение
Планируемый
результат
Сформировать
представление о разметке
в процессе
теоретического изучения
нового материала.
Обсуждение вопроса:
- Какие инструменты для разметки
заготовок из древесины ты знаешь?
Прослушать рассказ учителя.
Познакомиться с видами
инструментов [презентация].
Записать в рабочую тетрадь названия
инструментов для разметки заготовок
из древесины: линейка, циркуль,
рулетка, столярный угольник,
рейсмус, малка, а также понятий
«базовая кромка, базовая пласть».
Обсуждение вопросов:
- Почему разметку заготовки
Личностные:
овладение
элементами
организации
умственного труда.
Метапредметные:
оценивание
правильности
выполнения учебной
задачи.
Предметные:
распознавание видов
и назначения
инструментов.
начинают от базовой пласти либо от
базовой кромки?
- Каким образом размечают детали с
криволинейными контурами?
- Что такое припуск?
Подготовиться к
интеллектуально-
преобразовательной
деятельности.
Инструктаж техники безопасности,
демонстрация приёмов работы
учителем с уточнением различных
нюансов.
Личностные:
формирование
позитивной
моральной
самооценки.
Метапредметные:
планирование и
регуляция своей
деятельности;
отражение в
письменной форме
результатов своей
деятельности.
Предметные:
в трудовой сфере
выполнение
технологических
операций с
соблюдением
установленных норм;
в коммуникативной
сфере
установление
рабочих отношений в
группе для
выполнения
практической работы.
3 этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.
Цели деятельности
Варианты заданий
Планируемый
результат
Подготовка рабочего
места и инструмента к
работе.
Подготовить рабочее место,
инструменты и материал к
выполнению учебного задания.
Личностные:
овладение
элементами
организации
физического труда.
Метапредметные:
организация учебного
сотрудничества в
совместной
деятельности с
учителем и
сверстниками.
Предметные:
в трудовой сфере
выполнение
технологических
операций с
соблюдением
установленных норм;
в мотивационной
осознание
ответственности за
качество результатов
труда;
в физиолого-
психологической
сфере соблюдение
необходимой
величины усилий,
прилагаемых к
инструментам, с
учётом
технологических
требований.
Сформировать
представление о разметке
в процессе выполнения
практической работы.
Выполнение
практической работы.
Практическая работа.
Пробное действие (задание):
Нанесение разметки. Работа в
группах: Подготовка заготовок.
Выполнение этого задания в форме
деловой игры: для этого мальчиков
делим на бригады по три человека:
- первая: наносит разметку при
помощи карандаша линейки и
угольника;
- вторая: наносит разметку при
помощи рейсмуса и рулетки;
- третья: наносит разметку при
помощи циркуля и шаблона.
Личностные:
овладение
элементами
организации
физического труда;
преодоление
трудности и
препятствия на пути
достижения целей.
Метапредметные:
организация учебного
сотрудничества в
совместной
деятельности с
учителем и
сверстниками.
Предметные:
в трудовой сфере
выполнение
технологических
операций с
соблюдением
установленных норм;
в мотивационной
осознание
ответственности за
качество результатов
труда;
в физиолого-
психологической
сфере соблюдение
необходимой
величины усилий,
прилагаемых к
инструментам, с
учётом
технологических
требований.
4 этап. Рефлексивная деятельность.
Цели деятельности
Самоанализ и самооценка ученика
Планируемый
результат
Контроль, коррекция
знаний.
Обсуждение вопросов изученного
материала.
- Что такое припуск?
- Какие новые знания для себя вы
получили?
- Как приобретенные сегодня знания
могут пригодиться в жизни?
Личностные:
бережное отношение
к природным и
хозяйственным
ресурсам.
Метапредметные:
оценивание
правильности
выполнения учебной
задачи;
осуществление
контроля, коррекции,
оценки действий
партнёра, умение
убеждать.
Предметные:
постепенное освоение
техники обработки
древесных
материалов.
Самоконтроль
обучающихся.
Выставить самооценку.
Ученикам
предлагается оценить свою работу на
уроке.
Домашнее задание:
осуществить
Личностные:
формирование
ответственного
отношения к учению;
понимание причин
разметку на заготовке.
успеха или не успеха
в учебной
деятельности.
Метапредметные:
выполнять учебные
задания; прилагать
волевые усилия и
преодолевать
трудности и
препятствия на пути
достижения целей.
Предметные: иметь
представление о
разметке заготовок из
древесины.
Выявить положительное и
определить направления
работы по преодолению
затруднений.
Анализ этапов урока.
Скорректированный
план урока.