Напоминание

"Трансформация роли школьной библиотеки в условиях модернизации системы образования"


Автор: Рыбникова Елена Витальевна
Должность: заведующая биц мбоу "ивнянская сош №1"
Учебное заведение: МБОУ "Ивнянская СОШ №1"
Населённый пункт: п. Ивня, Белгородской обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Трансформация роли школьной библиотеки в условиях модернизации системы образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ТРАНСФОРМАЦИЯ РОЛИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В

УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Сегодня

во

всем

мире

быстро

меняются

стандарты

образования,

изменяется парадигма образования. Обучение в ХХI веке – это не просто

передача знаний как эстафетной палочки от одного человека к другому, это,

прежде

всего,

создание

условий,

при

которых

становятся

возможными

процессы

порождения

знаний

самими

обучающимися,

их

активное

и

продуктивное творчество. Сейчас в мире разворачиваются процессы, которые

называют революцией в обучении. Школьник на уроке в кабинете учителя-

предметника видит мир под углом этого предмета, а библиотека способна

раскрыть ребенку целостную картину мира. И школьная библиотека должна

стать не просто кабинетом № 1, а над предметным кабинетом в школе,

развивая

не

частичное,

а

системное

мышление

у

школьников.

Таким

образом, при смене парадигмы образования школьная библиотека становится

местом реализации индивидуального образовательного маршрута учащихся,

а также центром творчества учащихся и мощным ресурсом инновационного

развития педагогов.

Центральная

задача

российской

образовательной

политики

сегодняшнего дня – модернизация системы образования, т.е. комплексное,

всестороннее

обновление

всех

звеньев

образовательной

системы

в

соответствии с требованиями современной жизни. Содержание модернизации

системы современного российского образования представлено в принятых на

государственном уровне документах: «Законе об образовании в Российской

Федерации»,

Национальной

образовательной

инициативе

«Наша

новая

школа», Федеральном государственном образовательном стандарте основного

общего образования (ФГОС ООО), где отмечается тенденция на становление

не

только

образованной,

информационно-грамотной

личности,

но

и

владеющей основными компетенциями».

Осуществить

поставленные

федеральным

го сударственным

образовательным

стандартом

цели

и

задачи

возможно

только

при

продвижении и поддержке чтения, книги, что на сегодняшний день является

приоритетным, актуальным и исторически главным направлением работы

школьной библиотеки.

Таким образом, школьная библиотека не может оставаться в стороне от

процесса модернизации образования. В соответствии с требованиями ФГОС

деятельность библиотекарей должна быть направлена на информационно-

методическое

обеспечение

общеобразовательного

процесса,

помощь

в

реализации

основной

образовательной

программы

и

достижение

планируемых

результатов,

одним

из

которых

является

формирование

информационной компетентности учащихся, включающей:

-

навыки

использования

различных

способов

информационно-

поисковой деятельности (библиотечно-библиографическая компетентность);

-

умения

анализировать

и

оценивать

информацию

(критическое

мышление);

- перерабатывать и структурировать текст (культура чтения);

- умения использовать современные информационные технологии.

Школьная

библиотека

является

существенной

и

значимой

частью

образовательной среды учебного заведения. Вместе с тем она образует свою,

особую, библиотечную среду, включающую информационную, культурную,

эмоционально-психологическую,

экологическую

и

материальную

составляющие. Ведущим условием ее комфортности является библиотечный

фонд, укомплектованный традиционными и электронными информационно-

образовательными

ресурсами

и

оснащенный

современной

техникой,

что

позволяет

с

максимальной

полнотой

и

наименьшими

физическими

и

временными

затратами

удовлетворять

информационные

потребности

участников образовательного процесса.

Согласно

ФГОС

школа

должна

сформировать

грамотного,

компетентного читателя, который сможет ориентироваться в многообразии

литературных стилей и жанров, искать и выбирать нужную информацию,

сможет использовать библиотеку и ее инструменты для удовлетворения своих

информационных и читательских потребностей.

В структуре ФГОС прописаны 3 группы требований:

1)

Требования к структуре основной образовательной программы;

2)

Требования

к

условиям

реализации

основной

образовательной

программы, в том числе требования к условиям функционирования

и развития школьной библиотеки;

3)

Требования

к

результатам

освоения

основной

образовательной

программы.

Определение

миссии

современной

школьной

библиотеки

требует

рассмотрения

новых

подходов

к

изучению

института

библиотеки

как

социокультурного института, что отражается в многочисленных современных

библиотековедческих исследованиях.

Сегодня школьная библиотека должна проводить работу по содействию

в формировании информационной компетентности учащихся и развитии их

навыков

самообразования

и

самостоятельной

работы

с

информацией

в

различных

форматах,

формирование

специфических

умений

и

навыков

информационно-поисковой деятельности и использования традиционных и

электронных библиотечных фондов и инструментов.

Формы работы школьной библиотеки по содействию в формировании

читательской

компетентности

с

каждым

годом

становятся

более

разнообразными. Это подготовка наглядных и методических – материалов

для

учащихся

(как

в

традиционной,

так

и

электронной

форме),

индивидуальная

работа

со

школьниками,

консультирование

школьников,

внеклассные

мероприятия,

проектная

деятельность,

уроки

внеклассного

чтения и библиотечные уроки, сетевые проекты.

Новый

стандарт

образования

позволяет

внедрить

библиотечные

программы и проекты в образовательный процесс, ведь одной из его задач

является обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм

организации

образовательного

процесса,

взаимодействия

всех

его

участников, единства учебной и внеурочной деятельности.

Правильно

организованная

библиотекой

система

внеурочной

деятельность

представляет

собой

ту

сферу,

в

условиях

которой

можно

максимально

развить

или

сформировать

познавательные

потребности

и

способности

каждого

учащегося,

обеспечить

воспитание

свободной

личности.

При этом решается целый ряд важных задач: развитие творческих и

интеллектуальных

способностей,

позитивного

отношения

к

базовым

общественным ценностям (человек, семья, природа, мир, знания, культура,

труд), формирование коммуникативных навыков при организации совместной

деятельности.

Школьная

библиотека

играет

важную

и

значимую

роль

в

воспитательном

процессе,

в

поощрении

стремления

детей

к

овладению

знаниями.

Наиболее

ценной

стороной

школьной

библиотеки

является

привитие навыков чтения, любви к чтению и книге. Библиотека оказывает

помощь детям, родителям, рекомендует литературу, подбирает и предлагает

те или иные пособия, книги, журналы. Через книгу, чтение достигаются

личностные результаты образования, которые должны отражать, согласно

стандарту.

Таким образом, школьная библиотека и ее квалифицированные кадры

являются

одним

из

гарантов

реализации

федеральных

государственных

стандартов и важным инструментом их внедрения.

Миссия современной школьной библиотеки как социального института

проявляется

в

вовлечении

школьников

в

мир

культуры,

неотделимости

школьной библиотеки не только от образования, но и от интериоризации

(самореализации, творческого развития) личности. Таким образом, школьная

библиотека вовлечена в духовный, нравственный, социальный, культурный,

экономический процессы общества.

Особенность современной эпохи заключается в том, что она является

ареной сразу двух революций, ментальной и технологической: первая связана

с процессом глобализации и формированием новой культурной парадигмы,

вторая

с

последствиями

техногенного

взрыва

в

сфере

коммуникаций.

Происходящие общественные трансформации влияют на библиотеки столь

решительно,

что

меняют

не

только

всю

систему

библиотечного

труда

и

библиотечных

ресурсов,

но

и

впервые

ставят

вопрос

о

«границах»

библиотечного пространства и самих основах существования традиционных

библиотек и их функций. Изменение роли, назначения библиотек отражается

на взаимоотношениях библиотеки с обществом и отдельными социальными

институтами,

ведет

к

трансформации

профессиональных

ценностей

библиотечной

этики,

профессионального

сознания

библиотечного

сообщества.

Современную эпоху характеризует новая роль информации, которая

ранее

приходила

человеку

через

книги,

журналы

и

другие

печатные

материалы, а теперь и через аудио- и видеозаписи, микрофильмы, лазерные

диски, CD-ROM и Интернет. Информация предопределяет качество жизни,

как отдельных индивидуумов, так и целых сообществ. Информация является

жизненной

необходимостью,

но

когда

она

поступает

в

чрезмерном

и

нерегулярном режиме, она становится деструктивной силой. Верна ли эта

тенденция мирового информационного развития для нашей страны? И да, и

нет.

С

одной

стороны,

мы

становимся

все

более

открытыми

для

всевозможных информационных потоков, с другой, ощущаем ограниченные

возможности

в

освоении

информационного

пространства

из-за

экономических

проблем.

Как

бы

то

ни

было

общая

тенденция

всеобъемлющего умножения информации едина.

При

таком

развитии

событий

мы

уже

сталкиваемся

с

состоянием

беспокойства

человека

при

огромном

разнообразии

информационных

ресурсов.

И

только

одна

группа

людей

осознает

всю

важность

этой

проблемы.

Именно

библиотекари

испокон

веков

занимались

собиранием,

организацией и распространением записанных знаний. Немногие профессии

посвящены

благородной

идеи

содействия

человеку

в

поиске

знаний

и

информации.

Также как и любая другая, школьная библиотека тоже видоизменяется.

Компьютеризация позволила раздвинуть рамки источников информации на

различных носителях и расширить ассортимент предлагаемых услуг. Такую

модернизацию

школьной

библиотеки

принято

называть

библиотечно-

информационный

центр.

И

в

настоящее

время

такой

центр

доступен

и

необходим

каждой

школе.

Он

является

важнейшим

информационным

и

культурно-образовательным

центром

социума,

так

как

от

уровня

библиотечно-информационного обслуживания во многом зависит достижение

нового качества образования.

В

библиотечно-информационном

центре

специальным

образом

организованы

условия,

которые

активно

способствуют

формированию

информационной

культуры

учащихся

широком

смысле),

их

самостоятельной

активности,

а

также

повышению

профессиональной

квалификации

учителей

с

помощью

средств

новых

информационных

технологии. В информационно-педагогической среде, которую представляет

собой библиотечно-информационный центр, становятся возможными новые

формы

в

организации

познавательной,

коммуникативной

и

креативной

(творческой)

деятельности

всех

ее

потребителей

(школьников,

педагогического коллектива), в том числе, для создания собственных средств

информации

(видеоматериалов,

газет,

журналов

и

пр.),

для

участия

в

телекоммуникационных проектах.

В

библиотечно-информационный

центр

школьники

приобщаются

к

совершенно

новому

для

них

виду

самостоятельной

образовательной

деятельности

работе

с

информацией:

вербальной,

образной

в

форме

конкретных образов реальных предметов и условных образов, используемых

в

различных

областях

знаний

(видеоинформация,

аудиоинформация,

звуковая, графическая, символическая, текстовая).

Учителя

в

библиотечно-информационном

центре

получают

информацию

о

педагогической

и

методической

литературе,

о

новых

средствах

обучения

и

их

использовании.

Здесь

созданы

условия

и

для

индивидуальной работы учителя по просмотру, оценке и отбору средств

обучения, необходимых для использования непосредственно на уроке или во

внеклассное время, для создания средств творческой деятельности самого

учителя: аудиозаписей, видеозаписей, компьютерных технологий и пр.

В настоящее время наших учеников уже не удивишь компьютером и

Интернетом, они в большинстве хорошо всем этим владеют. У современного

подростка

есть

большие

возможности

выбора

того

или

иного

способа

успешного

получения

знаний

или

проведения

досуга.

Это

различные

средства массовой коммуникации. Именно дети, подростки, юношество и

молодежь сегодня – самые активные социальные группы, легко осваивающие

новые информационные технологии. Они не имеют тех психологических

барьеров, которые мешают взрослым, поскольку восприимчивы к новому,

многие из них уже в раннем детстве знакомятся с компьютером. Это новое

«мультимедийное поколение», у которого другие ценности, модели поведения

и ориентации в мире информации.

Поэтому

нужно

сейчас

обучать

детей

компетентно

развивать

свои

способности.

Начинать,

наверное,

нужно

совместно

с

учителями

и

родителями, не распределяясь на главные и второстепенные роли.

В настоящее время в мире стандарты образования меняются быстро.

Сегодня

обучение

это

не

просто

передача

знаний

от

педагога

к

обучающемуся, а прежде всего создание условий, при которых становится

возможным

самостоятельный

поиск

знаний

самими

обучающимися,

их

продуктивное

и

активное

творчество.

Школьник

на

уроке

учителя-

предметника

воспринимает

мир

в

призме

этого

предмета,

а

школьная

библиотека

способна

предоставить

ребёнку

информацию

для

раскрытия

целостной картины мира. Поэтому школьной библиотеке необходимо стать

надпредметным кабинетом в школе, который способен развить не частичное,

а целостное, системное мышление у школьников.

При смене стандартов образования школьная библиотека становится

центром творчества учащихся, а также местом реализации индивидуальных

способностей

учащихся

и

огромной

лабораторией

для

инновационного

развития.

Следовательно, мы наблюдаем, что школьная библиотека – важнейший

компонент учебного процесса, который тоже должен перестраивать свою

специфику работы. А именно повышать качество и расширять ассортимент

предоставляемых ею услуг. Недаром В.В. Путин отметил, что модернизация

сети

школьных

библиотек,

оснащение

их

самыми

современными

технологиями являются одними из ключевых условий прогресса российского

образования.

Итак, современная библиотека – это не просто хранилище для книг, это

информационный

центр,

в

котором

взаимодействие

традиционной

библиотеки с новейшими электронными технологиями вывело библиотечно-

информационную деятельность на качественно иной, более продуктивный,

чем

прежде

уровень.

Но

миссия

библиотеки

привлечение

учащейся

молодёжи к чтению – при этом не изменилась, она лишь обрела новую

глубину и содержание, получила новый потенциал. Современные технологии,

если

правильно

ими

воспользоваться,

отнюдь

не

сбрасывают

книгу

с

престола,

а

наоборот

помогают

привлечь

молодёжь

к

чтению.

Это

замечательный инструмент, который способен развить не только доступ, но и

мотивацию

к

чтению.

Надо

только

с

его

помощью

суметь

организовать

увлекательную современную читательскую деятельность на базе школьной

библиотеки.



В раздел образования