Автор: Рыбникова Елена Витальевна
Должность: заведующая биц мбоу "ивнянская сош №1"
Учебное заведение: МБОУ "Ивнянская СОШ №1"
Населённый пункт: п. Ивня, Белгородской обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Трансформация роли школьной библиотеки в условиях модернизации системы образования"
Раздел: дополнительное образование
ТРАНСФОРМАЦИЯ РОЛИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В
УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Сегодня
во
всем
мире
быстро
меняются
стандарты
образования,
изменяется парадигма образования. Обучение в ХХI веке – это не просто
передача знаний как эстафетной палочки от одного человека к другому, это,
прежде
всего,
создание
условий,
при
которых
становятся
возможными
процессы
порождения
знаний
самими
обучающимися,
их
активное
и
продуктивное творчество. Сейчас в мире разворачиваются процессы, которые
называют революцией в обучении. Школьник на уроке в кабинете учителя-
предметника видит мир под углом этого предмета, а библиотека способна
раскрыть ребенку целостную картину мира. И школьная библиотека должна
стать не просто кабинетом № 1, а над предметным кабинетом в школе,
развивая
не
частичное,
а
системное
мышление
у
школьников.
Таким
образом, при смене парадигмы образования школьная библиотека становится
местом реализации индивидуального образовательного маршрута учащихся,
а также центром творчества учащихся и мощным ресурсом инновационного
развития педагогов.
Центральная
задача
российской
образовательной
политики
сегодняшнего дня – модернизация системы образования, т.е. комплексное,
всестороннее
обновление
всех
звеньев
образовательной
системы
в
соответствии с требованиями современной жизни. Содержание модернизации
системы современного российского образования представлено в принятых на
государственном уровне документах: «Законе об образовании в Российской
Федерации»,
Национальной
образовательной
инициативе
«Наша
новая
школа», Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования (ФГОС ООО), где отмечается тенденция на становление
не
только
образованной,
информационно-грамотной
личности,
но
и
владеющей основными компетенциями».
Осуществить
поставленные
федеральным
го сударственным
образовательным
стандартом
цели
и
задачи
возможно
только
при
продвижении и поддержке чтения, книги, что на сегодняшний день является
приоритетным, актуальным и исторически главным направлением работы
школьной библиотеки.
Таким образом, школьная библиотека не может оставаться в стороне от
процесса модернизации образования. В соответствии с требованиями ФГОС
деятельность библиотекарей должна быть направлена на информационно-
методическое
обеспечение
общеобразовательного
процесса,
помощь
в
реализации
основной
образовательной
программы
и
достижение
планируемых
результатов,
одним
из
которых
является
формирование
информационной компетентности учащихся, включающей:
-
навыки
использования
различных
способов
информационно-
поисковой деятельности (библиотечно-библиографическая компетентность);
-
умения
анализировать
и
оценивать
информацию
(критическое
мышление);
- перерабатывать и структурировать текст (культура чтения);
- умения использовать современные информационные технологии.
Школьная
библиотека
является
существенной
и
значимой
частью
образовательной среды учебного заведения. Вместе с тем она образует свою,
особую, библиотечную среду, включающую информационную, культурную,
эмоционально-психологическую,
экологическую
и
материальную
составляющие. Ведущим условием ее комфортности является библиотечный
фонд, укомплектованный традиционными и электронными информационно-
образовательными
ресурсами
и
оснащенный
современной
техникой,
что
позволяет
с
максимальной
полнотой
и
наименьшими
физическими
и
временными
затратами
удовлетворять
информационные
потребности
участников образовательного процесса.
Согласно
ФГОС
школа
должна
сформировать
грамотного,
компетентного читателя, который сможет ориентироваться в многообразии
литературных стилей и жанров, искать и выбирать нужную информацию,
сможет использовать библиотеку и ее инструменты для удовлетворения своих
информационных и читательских потребностей.
В структуре ФГОС прописаны 3 группы требований:
1)
Требования к структуре основной образовательной программы;
2)
Требования
к
условиям
реализации
основной
образовательной
программы, в том числе требования к условиям функционирования
и развития школьной библиотеки;
3)
Требования
к
результатам
освоения
основной
образовательной
программы.
Определение
миссии
современной
школьной
библиотеки
требует
рассмотрения
новых
подходов
к
изучению
института
библиотеки
как
социокультурного института, что отражается в многочисленных современных
библиотековедческих исследованиях.
Сегодня школьная библиотека должна проводить работу по содействию
в формировании информационной компетентности учащихся и развитии их
навыков
самообразования
и
самостоятельной
работы
с
информацией
в
различных
форматах,
формирование
специфических
умений
и
навыков
информационно-поисковой деятельности и использования традиционных и
электронных библиотечных фондов и инструментов.
Формы работы школьной библиотеки по содействию в формировании
читательской
компетентности
с
каждым
годом
становятся
более
разнообразными. Это подготовка наглядных и методических – материалов
для
учащихся
(как
в
традиционной,
так
и
электронной
форме),
индивидуальная
работа
со
школьниками,
консультирование
школьников,
внеклассные
мероприятия,
проектная
деятельность,
уроки
внеклассного
чтения и библиотечные уроки, сетевые проекты.
Новый
стандарт
образования
позволяет
внедрить
библиотечные
программы и проекты в образовательный процесс, ведь одной из его задач
является обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм
организации
образовательного
процесса,
взаимодействия
всех
его
участников, единства учебной и внеурочной деятельности.
Правильно
организованная
библиотекой
система
внеурочной
деятельность
представляет
собой
ту
сферу,
в
условиях
которой
можно
максимально
развить
или
сформировать
познавательные
потребности
и
способности
каждого
учащегося,
обеспечить
воспитание
свободной
личности.
При этом решается целый ряд важных задач: развитие творческих и
интеллектуальных
способностей,
позитивного
отношения
к
базовым
общественным ценностям (человек, семья, природа, мир, знания, культура,
труд), формирование коммуникативных навыков при организации совместной
деятельности.
Школьная
библиотека
играет
важную
и
значимую
роль
в
воспитательном
процессе,
в
поощрении
стремления
детей
к
овладению
знаниями.
Наиболее
ценной
стороной
школьной
библиотеки
является
привитие навыков чтения, любви к чтению и книге. Библиотека оказывает
помощь детям, родителям, рекомендует литературу, подбирает и предлагает
те или иные пособия, книги, журналы. Через книгу, чтение достигаются
личностные результаты образования, которые должны отражать, согласно
стандарту.
Таким образом, школьная библиотека и ее квалифицированные кадры
являются
одним
из
гарантов
реализации
федеральных
государственных
стандартов и важным инструментом их внедрения.
Миссия современной школьной библиотеки как социального института
проявляется
в
вовлечении
школьников
в
мир
культуры,
неотделимости
школьной библиотеки не только от образования, но и от интериоризации
(самореализации, творческого развития) личности. Таким образом, школьная
библиотека вовлечена в духовный, нравственный, социальный, культурный,
экономический процессы общества.
Особенность современной эпохи заключается в том, что она является
ареной сразу двух революций, ментальной и технологической: первая связана
с процессом глобализации и формированием новой культурной парадигмы,
вторая
–
с
последствиями
техногенного
взрыва
в
сфере
коммуникаций.
Происходящие общественные трансформации влияют на библиотеки столь
решительно,
что
меняют
не
только
всю
систему
библиотечного
труда
и
библиотечных
ресурсов,
но
и
впервые
ставят
вопрос
о
«границах»
библиотечного пространства и самих основах существования традиционных
библиотек и их функций. Изменение роли, назначения библиотек отражается
на взаимоотношениях библиотеки с обществом и отдельными социальными
институтами,
ведет
к
трансформации
профессиональных
ценностей
библиотечной
этики,
профессионального
сознания
библиотечного
сообщества.
Современную эпоху характеризует новая роль информации, которая
ранее
приходила
человеку
через
книги,
журналы
и
другие
печатные
материалы, а теперь и через аудио- и видеозаписи, микрофильмы, лазерные
диски, CD-ROM и Интернет. Информация предопределяет качество жизни,
как отдельных индивидуумов, так и целых сообществ. Информация является
жизненной
необходимостью,
но
когда
она
поступает
в
чрезмерном
и
нерегулярном режиме, она становится деструктивной силой. Верна ли эта
тенденция мирового информационного развития для нашей страны? И да, и
нет.
С
одной
стороны,
мы
становимся
все
более
открытыми
для
всевозможных информационных потоков, с другой, ощущаем ограниченные
возможности
в
освоении
информационного
пространства
из-за
экономических
проблем.
Как
бы
то
ни
было
общая
тенденция
всеобъемлющего умножения информации едина.
При
таком
развитии
событий
мы
уже
сталкиваемся
с
состоянием
беспокойства
человека
при
огромном
разнообразии
информационных
ресурсов.
И
только
одна
группа
людей
осознает
всю
важность
этой
проблемы.
Именно
библиотекари
испокон
веков
занимались
собиранием,
организацией и распространением записанных знаний. Немногие профессии
посвящены
благородной
идеи
содействия
человеку
в
поиске
знаний
и
информации.
Также как и любая другая, школьная библиотека тоже видоизменяется.
Компьютеризация позволила раздвинуть рамки источников информации на
различных носителях и расширить ассортимент предлагаемых услуг. Такую
модернизацию
школьной
библиотеки
принято
называть
библиотечно-
информационный
центр.
И
в
настоящее
время
такой
центр
доступен
и
необходим
каждой
школе.
Он
является
важнейшим
информационным
и
культурно-образовательным
центром
социума,
так
как
от
уровня
библиотечно-информационного обслуживания во многом зависит достижение
нового качества образования.
В
библиотечно-информационном
центре
специальным
образом
организованы
условия,
которые
активно
способствуют
формированию
информационной
культуры
учащихся
(в
широком
смысле),
их
самостоятельной
активности,
а
также
повышению
профессиональной
квалификации
учителей
с
помощью
средств
новых
информационных
технологии. В информационно-педагогической среде, которую представляет
собой библиотечно-информационный центр, становятся возможными новые
формы
в
организации
познавательной,
коммуникативной
и
креативной
(творческой)
деятельности
всех
ее
потребителей
(школьников,
педагогического коллектива), в том числе, для создания собственных средств
информации
(видеоматериалов,
газет,
журналов
и
пр.),
для
участия
в
телекоммуникационных проектах.
В
библиотечно-информационный
центр
школьники
приобщаются
к
совершенно
новому
для
них
виду
самостоятельной
образовательной
деятельности
–
работе
с
информацией:
вербальной,
образной
в
форме
конкретных образов реальных предметов и условных образов, используемых
в
различных
областях
знаний
(видеоинформация,
аудиоинформация,
звуковая, графическая, символическая, текстовая).
Учителя
в
библиотечно-информационном
центре
получают
информацию
о
педагогической
и
методической
литературе,
о
новых
средствах
обучения
и
их
использовании.
Здесь
созданы
условия
и
для
индивидуальной работы учителя по просмотру, оценке и отбору средств
обучения, необходимых для использования непосредственно на уроке или во
внеклассное время, для создания средств творческой деятельности самого
учителя: аудиозаписей, видеозаписей, компьютерных технологий и пр.
В настоящее время наших учеников уже не удивишь компьютером и
Интернетом, они в большинстве хорошо всем этим владеют. У современного
подростка
есть
большие
возможности
выбора
того
или
иного
способа
успешного
получения
знаний
или
проведения
досуга.
Это
различные
средства массовой коммуникации. Именно дети, подростки, юношество и
молодежь сегодня – самые активные социальные группы, легко осваивающие
новые информационные технологии. Они не имеют тех психологических
барьеров, которые мешают взрослым, поскольку восприимчивы к новому,
многие из них уже в раннем детстве знакомятся с компьютером. Это новое
«мультимедийное поколение», у которого другие ценности, модели поведения
и ориентации в мире информации.
Поэтому
нужно
сейчас
обучать
детей
компетентно
развивать
свои
способности.
Начинать,
наверное,
нужно
совместно
с
учителями
и
родителями, не распределяясь на главные и второстепенные роли.
В настоящее время в мире стандарты образования меняются быстро.
Сегодня
обучение
это
не
просто
передача
знаний
от
педагога
к
обучающемуся, а прежде всего создание условий, при которых становится
возможным
самостоятельный
поиск
знаний
самими
обучающимися,
их
продуктивное
и
активное
творчество.
Школьник
на
уроке
учителя-
предметника
воспринимает
мир
в
призме
этого
предмета,
а
школьная
библиотека
способна
предоставить
ребёнку
информацию
для
раскрытия
целостной картины мира. Поэтому школьной библиотеке необходимо стать
надпредметным кабинетом в школе, который способен развить не частичное,
а целостное, системное мышление у школьников.
При смене стандартов образования школьная библиотека становится
центром творчества учащихся, а также местом реализации индивидуальных
способностей
учащихся
и
огромной
лабораторией
для
инновационного
развития.
Следовательно, мы наблюдаем, что школьная библиотека – важнейший
компонент учебного процесса, который тоже должен перестраивать свою
специфику работы. А именно повышать качество и расширять ассортимент
предоставляемых ею услуг. Недаром В.В. Путин отметил, что модернизация
сети
школьных
библиотек,
оснащение
их
самыми
современными
технологиями являются одними из ключевых условий прогресса российского
образования.
Итак, современная библиотека – это не просто хранилище для книг, это
информационный
центр,
в
котором
взаимодействие
традиционной
библиотеки с новейшими электронными технологиями вывело библиотечно-
информационную деятельность на качественно иной, более продуктивный,
чем
прежде
уровень.
Но
миссия
библиотеки
–
привлечение
учащейся
молодёжи к чтению – при этом не изменилась, она лишь обрела новую
глубину и содержание, получила новый потенциал. Современные технологии,
если
правильно
ими
воспользоваться,
отнюдь
не
сбрасывают
книгу
с
престола,
а
наоборот
–
помогают
привлечь
молодёжь
к
чтению.
Это
замечательный инструмент, который способен развить не только доступ, но и
мотивацию
к
чтению.
Надо
только
с
его
помощью
суметь
организовать
увлекательную современную читательскую деятельность на базе школьной
библиотеки.