Напоминание

Формирование ключевых компетенций средствами предмета биологии.


Автор: Янголь Наталья Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ технический лицей № 176
Населённый пункт: город Карасук Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование ключевых компетенций средствами предмета биологии.
Раздел: полное образование





Назад




Формирование ключевых компетенций средствами предмета биологии.

Самое прекрасное в жизни - это приобретение новых знаний.

Сделать данный процесс увлекательным,

исключительно творческим –

прямая обязанность школы.

В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед современным

образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование

компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но,

тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса.

Учебная

деятельность

учащихся

в

значительной

мере

сосредоточена

на

уроке.

Качество

подготовки

учащихся

определяется

содержанием

образования,

технологиями

проведения

урока,

его

организационной

и

практической

направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение современных

педагогических технологий в образовательном процессе.

Цель моей работы: содействовать формированию ключевых компетентностей

учащихся средствами естественнонаучного образования.

Решаю следующие задачи:

1.Формировать естественнонаучные знания учащихся,

опираясь на использование

научных методов познания, основанных на наблюдении и эксперименте.

2. Совершенствовать методы обучения на всех ступенях образования

на основе

создания учебных групп учащихся по интересам и расширении индивидуально-

групповых занятий.

3.

Пополнять

информационно-методические

ресурсы

для

преподавания

на

факультативных занятиях.

4. Обеспечить применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.

5. Повышать качество образования и развивать интерес к дисциплинам биологии,

используя деятельностный подход в обучении, организацию проектной деятельности

учащихся и дополнительную работу по предмету биология.

6. Совершенствовать систему индивидуальной учебной помощи учащимся, используя

мониторинг качества образования по предмету биология.

Понятие

«компетенция»

в

качестве

психолого-педагогической

категории,

рассматривается

мной

как

комплекс

обобщенных

способов

действий,

обеспечивающий продуктивное выполнение деятельности, способность человека на

практике

реализовать

свою

компетентность.

Под

ключевыми

компетенциями

понимаю

базовые

компетенции,

которые

входят

в

состав

всех

специальных

предметных компетенций и служат основой для их формирования.

Выделяю четыре аспекта реализации компетентностного подхода в образовании:

ключевые

компетентности;

обобщенные

предметные

умения;

прикладные

предметные умения; жизненные навыки.

К первому аспекту относятся, например, педагогические техники и технологии

формирования умений понимания текстов. Обработки информации разного рода,

действия в группе.

Ко второму аспекту относятся умения решать различные задачи, оценка

произведений искусства, понимание иноязычной речи, умение интерпретировать

таблицы, графики и диаграммы и т. п.

Третье направление реализации компетентностного подхода - это усиление

прикладного характера всего школьного образования (в том числе и предметного

обучения).

Это

направление

возникло

из

простых

вопросов

о

том,

какими

результатами школьного образования школьник может воспользоваться вне школы,

т.е. все, что изучается, должно быть включено в процесс использования. Именно на

этом

направлении

возникает

ранняя

специализированная

подготовка,

чтобы

готовить учащихся к конкретным вузам.

Четвертым аспектом реализации компетентностного подхода является обновление

содержания образования для решения задачи овладения «жизненными навыками».

Под этим понимается разнообразный спектр простых умений, которыми ученики

пользуются в жизни.

На основе теоретического анализа основных способов действий, которыми

учащиеся

овладевают в процессе формирования типов ведущей деятельности,

определяю

состав

ключевых

компетенций:

эмоционально

психологические

компетенции,

регулятивные,

социальные,

учебно–познавательные,

творческие

компетенции и компетенции самосовершенствования.

Эффективность процесса формирования ключевых компетенций обеспечивается

при условии становления школьника как субъекта учебной деятельности с помощью

решения системы учебных (теоретических) задач,

исследующих взаимосвязь и

процесс

происхождения

теоретических

понятий,

способствующих

формированию учебно - познавательной мотивации и обобщенных способов

действий.

Формирование ключевых компетенций включает следующие этапы

Этапы учебной

деятельности

Ключевые компетенции

Эмоционально -

мотивационный

Эмоционально – психологические компетенции:

- учение с интересом;

- доверие педагогам;

- умение проявлять эмоциональную устойчивость

при напряжениях;

Организационно –

деятельностный

Регулятивные компетенции:

- концентрация на учебе;

- определение целей учебной деятельности;

- ответственность за результаты учебы;

- умение делать заключительные выводы;

Этап эмпирического

моделирования

Социальные компетенции:

- умение работать в группе;

-

проявление терпимости к другим мнениям и

позициям;

- оказание помощи другим учащимся;

- умение сотрудничать с другими учащимися;

Этап теоретического

моделирования

Учебно – познавательные компетенции:

- умение учиться;

- умение отыскивать причины явлений;

- самостоятельное выявление допущенных ошибок;

- самостоятельное выполнение домашнего задания;

Творческий

этап

Творческие компетенции:

- умение принимать решения в различных ситуациях;

- умение заявлять о своих потребностях и интересах;

- умение находить другие источники информации;

- способность генерировать другие способы решения

проблемы

Контроль и оценка

(совершенствование

модели)

Компетенции самосовершенствования:

- применять знания и умения на практике;

- умение извлекать пользу из полученного опыта;

- навыки самоконтроля и саморазвития;

- желание учиться и самосовершенствоваться дальше

Все перечисленные компетенции я пытаюсь реализовать на своих уроках биологии.

Т.к. урок – это основная форма организации обучения в современной школе. С

формированием отдельных ключевых компетенций я хочу вас познакомить.

Учение с интересом. Использую на уроке много дополнительного материала,

который может заинтересовать учащихся своей новизной или значимостью в их

жизни. Использую лабораторные и практические работы, которые способствуют

возникновению интереса к моему предмету.

Уметь сотрудничать и работать в группе. Использую данную компетенцию на

лабораторных работах, при закреплении материала, или при проверки домашнего

задания.

Умение находить другие источники

информации. Дети с удовольствием

приносят на урок свои презентации. Обязательное условие – они сами их готовят, а

не

скачивают

готовые

с

интернета.

Поощряю

устные

сообщения,

которые

учащиеся готовят по другим источникам информации.

Способность

генерировать

другие

способы

решения

проблемы.

Дети

пытаются решить генетические задачи более удобным способом. Сделать запись

материала урока более кратким и информационным.

Умение работать с учебником. Считаю важным формировать компетенцию

учащихся умение работать с учебником как источником знаний. Уметь найти самое

важное

и

кратко

это

записать

или

оформить

в

виде

таблицы

или

схемы

за

определенное время (если это на уроке).

Проявление терпимости к другим мнениям и позициям. При ответе на

вопрос ученик может допустить ошибку. Другие учащиеся должны корректно на

нее указать и дать возможность ответить правильно. Данную компетенцию мне

продемонстрировали участники Турнира Юных биологов в СУНЦ НГУ.

Умение отстаивать свою точку зрения. Данную компетенцию наблюдаю при

выступлении

учащихся

с

дополнительным

материалом.

Иногда

информация,

которую

они

преподносят

бывает

трудно

понять,

но

отвечающий

должен

объяснить свой взгляд на данную проблему. В 11 кл. – гипотезы возникновения

жизни на Земле.

Ответственность за результаты учебы. В последнее время я наблюдаю, что

уровень знаний у моих учеников заметно повысился. Это видно не только по

устным ответам, но и по результатам моего тестирования. У меня по каждой теме

урока есть тесты, которые ребята выполняют после изучения темы. Хорошие

результаты

показали

мои

ученики

на

районной

олимпиаде

по

биологии.

Все

призовые

места

среди

7-ых,

8-ых,

9-ых

и

11-ых

классов

получили

наши

школьники.

Но и во внеурочное время я продолжаю формировать отдельные ключевые

компетенции. Например, умение сотрудничать с другими учащимися. Наглядно

показывать

результаты

своей

работы.

Выпуск

газет

к

300-летию

Ломоносова

учащимися 5Л1 и 5А классов. Дети делали газеты, объединившись в несколько

групп.

Умение применять знания и умения на практике. Применить данные

компетенции учащиеся могут на пришкольном участке во время летней практики.

В

сентябре

на

Дне

Здоровья

дети

продемонстрировали

свои

знания

об

окружающей природе.

Проанализировав результаты тестовых работ за первое полугодие 2013-2016 уч.

года среди 7 – 9 классы, я заметила сокращение работ, сделанных на «2» и «3», все

больше появляется пятерок.

В 2013 году команда наших лицеистов приняла участие в областном конкурсе

юных

биологов

(ТЮБ)

при

СУНЦ

НГУ.

В

нем

участвовало

26

команд

из

Новосибирска, Новосибирской области, и Кемерово. Мои ученики показали свой

уровень знаний по биологии и заработали Диплом третьей степени.

На своих уроках биологии я не только формирую ключевые компетенции

учащихся,

но

и

создаю

условия

для

образовательного

пространства,

способствующего

самореализации

и

социализации

личности

современного

школьника.



В раздел образования