Автор: Янголь Наталья Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ технический лицей № 176
Населённый пункт: город Карасук Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование ключевых компетенций средствами предмета биологии.
Раздел: полное образование
Формирование ключевых компетенций средствами предмета биологии.
Самое прекрасное в жизни - это приобретение новых знаний.
Сделать данный процесс увлекательным,
исключительно творческим –
прямая обязанность школы.
В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед современным
образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование
компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но,
тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса.
Учебная
деятельность
учащихся
в
значительной
мере
сосредоточена
на
уроке.
Качество
подготовки
учащихся
определяется
содержанием
образования,
технологиями
проведения
урока,
его
организационной
и
практической
направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение современных
педагогических технологий в образовательном процессе.
Цель моей работы: содействовать формированию ключевых компетентностей
учащихся средствами естественнонаучного образования.
Решаю следующие задачи:
1.Формировать естественнонаучные знания учащихся,
опираясь на использование
научных методов познания, основанных на наблюдении и эксперименте.
2. Совершенствовать методы обучения на всех ступенях образования
на основе
создания учебных групп учащихся по интересам и расширении индивидуально-
групповых занятий.
3.
Пополнять
информационно-методические
ресурсы
для
преподавания
на
факультативных занятиях.
4. Обеспечить применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.
5. Повышать качество образования и развивать интерес к дисциплинам биологии,
используя деятельностный подход в обучении, организацию проектной деятельности
учащихся и дополнительную работу по предмету биология.
6. Совершенствовать систему индивидуальной учебной помощи учащимся, используя
мониторинг качества образования по предмету биология.
Понятие
«компетенция»
в
качестве
психолого-педагогической
категории,
рассматривается
мной
как
комплекс
обобщенных
способов
действий,
обеспечивающий продуктивное выполнение деятельности, способность человека на
практике
реализовать
свою
компетентность.
Под
ключевыми
компетенциями
понимаю
базовые
компетенции,
которые
входят
в
состав
всех
специальных
предметных компетенций и служат основой для их формирования.
Выделяю четыре аспекта реализации компетентностного подхода в образовании:
ключевые
компетентности;
обобщенные
предметные
умения;
прикладные
предметные умения; жизненные навыки.
К первому аспекту относятся, например, педагогические техники и технологии
формирования умений понимания текстов. Обработки информации разного рода,
действия в группе.
Ко второму аспекту относятся умения решать различные задачи, оценка
произведений искусства, понимание иноязычной речи, умение интерпретировать
таблицы, графики и диаграммы и т. п.
Третье направление реализации компетентностного подхода - это усиление
прикладного характера всего школьного образования (в том числе и предметного
обучения).
Это
направление
возникло
из
простых
вопросов
о
том,
какими
результатами школьного образования школьник может воспользоваться вне школы,
т.е. все, что изучается, должно быть включено в процесс использования. Именно на
этом
направлении
возникает
ранняя
специализированная
подготовка,
чтобы
готовить учащихся к конкретным вузам.
Четвертым аспектом реализации компетентностного подхода является обновление
содержания образования для решения задачи овладения «жизненными навыками».
Под этим понимается разнообразный спектр простых умений, которыми ученики
пользуются в жизни.
На основе теоретического анализа основных способов действий, которыми
учащиеся
овладевают в процессе формирования типов ведущей деятельности,
определяю
состав
ключевых
компетенций:
эмоционально
–
психологические
компетенции,
регулятивные,
социальные,
учебно–познавательные,
творческие
компетенции и компетенции самосовершенствования.
Эффективность процесса формирования ключевых компетенций обеспечивается
при условии становления школьника как субъекта учебной деятельности с помощью
решения системы учебных (теоретических) задач,
исследующих взаимосвязь и
процесс
происхождения
теоретических
понятий,
способствующих
формированию учебно - познавательной мотивации и обобщенных способов
действий.
Формирование ключевых компетенций включает следующие этапы
Этапы учебной
деятельности
Ключевые компетенции
Эмоционально -
мотивационный
Эмоционально – психологические компетенции:
- учение с интересом;
- доверие педагогам;
- умение проявлять эмоциональную устойчивость
при напряжениях;
Организационно –
деятельностный
Регулятивные компетенции:
- концентрация на учебе;
- определение целей учебной деятельности;
- ответственность за результаты учебы;
- умение делать заключительные выводы;
Этап эмпирического
моделирования
Социальные компетенции:
- умение работать в группе;
-
проявление терпимости к другим мнениям и
позициям;
- оказание помощи другим учащимся;
- умение сотрудничать с другими учащимися;
Этап теоретического
моделирования
Учебно – познавательные компетенции:
- умение учиться;
- умение отыскивать причины явлений;
- самостоятельное выявление допущенных ошибок;
- самостоятельное выполнение домашнего задания;
Творческий
этап
Творческие компетенции:
- умение принимать решения в различных ситуациях;
- умение заявлять о своих потребностях и интересах;
- умение находить другие источники информации;
- способность генерировать другие способы решения
проблемы
Контроль и оценка
(совершенствование
модели)
Компетенции самосовершенствования:
- применять знания и умения на практике;
- умение извлекать пользу из полученного опыта;
- навыки самоконтроля и саморазвития;
- желание учиться и самосовершенствоваться дальше
Все перечисленные компетенции я пытаюсь реализовать на своих уроках биологии.
Т.к. урок – это основная форма организации обучения в современной школе. С
формированием отдельных ключевых компетенций я хочу вас познакомить.
Учение с интересом. Использую на уроке много дополнительного материала,
который может заинтересовать учащихся своей новизной или значимостью в их
жизни. Использую лабораторные и практические работы, которые способствуют
возникновению интереса к моему предмету.
Уметь сотрудничать и работать в группе. Использую данную компетенцию на
лабораторных работах, при закреплении материала, или при проверки домашнего
задания.
Умение находить другие источники
информации. Дети с удовольствием
приносят на урок свои презентации. Обязательное условие – они сами их готовят, а
не
скачивают
готовые
с
интернета.
Поощряю
устные
сообщения,
которые
учащиеся готовят по другим источникам информации.
Способность
генерировать
другие
способы
решения
проблемы.
Дети
пытаются решить генетические задачи более удобным способом. Сделать запись
материала урока более кратким и информационным.
Умение работать с учебником. Считаю важным формировать компетенцию
учащихся умение работать с учебником как источником знаний. Уметь найти самое
важное
и
кратко
это
записать
или
оформить
в
виде
таблицы
или
схемы
за
определенное время (если это на уроке).
Проявление терпимости к другим мнениям и позициям. При ответе на
вопрос ученик может допустить ошибку. Другие учащиеся должны корректно на
нее указать и дать возможность ответить правильно. Данную компетенцию мне
продемонстрировали участники Турнира Юных биологов в СУНЦ НГУ.
Умение отстаивать свою точку зрения. Данную компетенцию наблюдаю при
выступлении
учащихся
с
дополнительным
материалом.
Иногда
информация,
которую
они
преподносят
бывает
трудно
понять,
но
отвечающий
должен
объяснить свой взгляд на данную проблему. В 11 кл. – гипотезы возникновения
жизни на Земле.
Ответственность за результаты учебы. В последнее время я наблюдаю, что
уровень знаний у моих учеников заметно повысился. Это видно не только по
устным ответам, но и по результатам моего тестирования. У меня по каждой теме
урока есть тесты, которые ребята выполняют после изучения темы. Хорошие
результаты
показали
мои
ученики
на
районной
олимпиаде
по
биологии.
Все
призовые
места
среди
7-ых,
8-ых,
9-ых
и
11-ых
классов
получили
наши
школьники.
Но и во внеурочное время я продолжаю формировать отдельные ключевые
компетенции. Например, умение сотрудничать с другими учащимися. Наглядно
показывать
результаты
своей
работы.
Выпуск
газет
к
300-летию
Ломоносова
учащимися 5Л1 и 5А классов. Дети делали газеты, объединившись в несколько
групп.
Умение применять знания и умения на практике. Применить данные
компетенции учащиеся могут на пришкольном участке во время летней практики.
В
сентябре
на
Дне
Здоровья
дети
продемонстрировали
свои
знания
об
окружающей природе.
Проанализировав результаты тестовых работ за первое полугодие 2013-2016 уч.
года среди 7 – 9 классы, я заметила сокращение работ, сделанных на «2» и «3», все
больше появляется пятерок.
В 2013 году команда наших лицеистов приняла участие в областном конкурсе
юных
биологов
(ТЮБ)
при
СУНЦ
НГУ.
В
нем
участвовало
26
команд
из
Новосибирска, Новосибирской области, и Кемерово. Мои ученики показали свой
уровень знаний по биологии и заработали Диплом третьей степени.
На своих уроках биологии я не только формирую ключевые компетенции
учащихся,
но
и
создаю
условия
для
образовательного
пространства,
способствующего
самореализации
и
социализации
личности
современного
школьника.