Напоминание

"Системно-деятельностный подход на уроках математики"


Автор: Зимина Нина Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ Усть-Хоперская СШ
Населённый пункт: станица Усть-Хоперская Серафимовичского района
Наименование материала: статья
Тема: "Системно-деятельностный подход на уроках математики"
Раздел: полное образование





Назад




Системно-деятельностный подход на уроках математики

Зимина Нина Васильевна - учитель математики МКОУ Усть-Хоперской СШ

Серафимовичского района Волгоградской области

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.

Б.Шоу.

Деятельность – это форма активности человека, направленная на

окружающий его мир.

Любая деятельность состоит как минимум из трех компонентов: цели,

процесса и результата.

Как добиться того, чтобы дети включились в деятельность, а не ждали,

пока учитель им все расскажет?

Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе

собственной учебно-познавательной деятельности, называется системно -

деятельностным.

Системно – деятельностный подход является методологической основой

концепции новых образовательных стандартов второго поколения.

Технология деятельностного метода обучения принята всеми педагогами

нашей школы, в первую очередь учителями математики. Мы понимаем, что

развитие и уровень знаний учащихся зависят от овладения ими методом

познания. Именно деятельностный метод позволяет построить учебный

процесс так, чтобы ребенок сам “открывал” знания через самостоятельные

деятельностные шаги, организованные учителем.

А учитель, как образно замечает Л.С.Выготский,

“… должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно

движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

Т.е. учитель играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует

школьников к самостоятельному принятию решения. Корректирует их

действия. Участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу

каждого ученика.

Это обеспечивает активность и активную позицию ребёнка на уроке,

позволяет не только обеспечить необходимый уровень подготовки учащихся, но

и способствует формированию у них универсальных учебных действий,

воспитывает устойчивый интерес к обучению, развивает творческие

способности.

В настоящее время каждый учитель может использовать деятельностный

метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода

общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого

элемента и использовать их в работе системно.

И я стараюсь учить своих учеников реальным видам деятельности. Я

стремлюсь пересмотреть свои принципы и методы обучения и оставить те из

них, которые помогут мне учить детей учиться.

Урок с позиции деятельностного подхода подразумевает применение

разнообразных приемов, методов, технологий, позволяющих не только

усваивать знания, но и овладевать компетентностями, в том числе и умением

учиться.

Я применяю технологии проблемного обучения, игровые, информационно-

коммуникационные технологии. Использование технологии проблемного

диалога и методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной

познавательной деятельности учащихся, позволяет нацелить ребят на поиск и

решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную

ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов,

подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Проблемные ситуации

могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении,

контроле.

Так, на этапе мотивации

Предъявляется ученикам (м.б., через задание) одновременно два

противоречивых факта, мнения. Какое вы заметили противоречие?

Задается вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников

класса, сталкивая их. Какие же мнения верные?

Задается вопрос (задание), которое обнажает житейское, но

ошибочное представление учеников, а потом предъявляет

противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом,

наглядно). Что удивило? Как думали сначала, а как на самом деле?

Дается задание, выполнение которого вызывает затруднения при

имеющемся уровне знаний и умений. Почему не смогли выполнить

задание?

Прием «яркое пятно» - заключается в сообщении классу

интригующего материала, но при этом связанного с темой урока. Это

может быть использование сказки, легенды, фрагмента из

художественной литературы, случая из истории науки, культуры,

повседневной жизни и т.д.

Прием «актуальность» - состоит в обнаружении смысла, значимости

предлагаемой темы для самих обучающихся, лично для каждого.

1 этап. Мотивирование.

Например,

Тема «Теорема Виета» алгебра 8 класс.

Учитель: Поверите ли вы мне, если я скажу, что уравнения, которые вы

видите на плакате, можно решить устно, не выполняя громоздких вычислений

(плакат с уравнениями на доске)

х² – 2008х + 2007 = 0

2х² – 2008х + 2006 = 0

2008х² – 2007х - 1 = 0

Ученики: Мы не сможем решить устно эти уравнения, так как они имеют

очень большие коэффициенты.

Учитель: Вот в этом нам и поможет теорема Виета.

Тема «Сумма углов треугольника» 7 класс. Учащимся даётся задание:

1 группа: Измерьте углы остроугольного треугольника и найдите их сумму.

2 группа: Измерьте углы прямоугольного треугольника и найдите их сумму.

3 группа: Измерьте углы тупоугольного треугольника и найдите их сумму.

Чему равна сумма углов треугольника?

Как вы думаете, в любом ли треугольнике такая сумма углов?

Давайте найдем ответ на этот вопрос на сегодняшнем уроке.

2 этап: Формулирование проблемной ситуации.

Какой у вас возникает вопрос (проблема)?

Что предстоит выяснить?

Прием «Побуждающий диалог» – вопросы, на которые возможны разные

правильные варианты ответа (развитие творчества).

Тема «Свойства площадей» 5 класс.

Незнайка решил застелить в своем домике пол линолеумом, но в углу стоит

тяжелый угловой шкаф. Давайте попробуем ему помочь посчитать, сколько

линолеума ему надо купить, чтобы не убирать шкаф.

3 этап. Актуализация знаний.

Прием «Подводящий диалог», Логическая цепочка заданий, подводящих к

формулировке темы.

Что мы уже знаем по этой проблеме?

Что нужно узнать для решения проблемы?

4 этап. Поиск решения.

Выполнение продуктивных заданий.

Осмыслить задание.

Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).

Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти

закономерность, вывести правило, понятие).

Мысленно сформулировать ответ.

Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что…»; «потому что…»; «во-

первых… , во вторых…».

Чередование формы работы: индивидуальную, парную, групповую с

общей беседой;

Приемы: Рабочий лист; Сигнальные карточки; Составление кластера;

Комментированное чтение; Эксперименты; Опыты; Мини-проекты; Мини-

3

1

5

2

исследования; Текст с ошибками; Синквейн; Составление определения; Работа

с диаграммами, графиками,; Заполнение таблицы, схем; Метод «Найди связь с

жизнью»; Работа с иллюстрацией и др.

Тема «Теорема Виета» 8 класс

Решите квадратные уравнения и найдите сумму и произведение получившихся

корней (проанализируйте результаты). Далее, используя исследовательский

метод, учащиеся сами делают вывод о связях коэффициентов квадратного

уравнения.

Уравнение

x

2

+ px +q = 0

x

1

x

2

x

1

+ x

2

x

1

∙ x

2

1

x² + 7x + 12 = 0

2

x² - 4x - 5 = 0

3

x² - 5x + 6 = 0

5 этап. Применение нового знания.

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Чьи версии подтвердились?

Используя свои новые знания … (дается задание на продуктивное

применение – рассказ, рисунок и т.п.)

Приемы: «Найди ошибку»; Кроссворды; Коллаж; Работа по опорному

конспекту; Работа по ТПО; Рассказ-эстафета; Логические цепочки, схемы;

Составление конспекта, тезиса; Классификация; Аукцион знаний; Викторина;

Тестирование; Тест; Составление таблицы, схемы;

Задание на соответствие; Группировка материала; Взаимопроверка;

Составление кластера; Практическая или лабораторная работа и др.

Тема «Квадратные уравнения» 8 класс.

Выясните, при каких значениях параметра с уравнение:

а) имеет два различных корня;

б) имеет хотя бы один корень;

в) не имеет корней.

Решения: а)

Уравнение будет иметь два различных корня, если D____ 0. Поэтому составим

и решим ___________

2 х

2

+

х

+

с

=

0

х

2

4 х

+

с

=

0

0,1х

2

+

0,6 х

+

с

=

0

D

=

b

2

4 ac

=

_______

х

2

4 х

+

с

=

0

6 этап. Домашнее задание.

Задание на выбор; Составь задачу; Сочини шпаргалку; Составь тест, задание;

Задание с использованием Интернета; Творческое задание; Работа с сайтом по

предмету; Напиши сказку.

«Напиши письмо…»; Составь презентацию; Составь буклет по теме; Подбери

подобное и реши; и др.

Например, Придумайте рисунок на координатной плоскости и зашифруйте его.

(«Координатная плоскость. 6 кл)

Обучаясь по технологии деятельностного метода, мои ученики учатся

осознавать собственные пробелы в знаниях и под руководством учителя видеть

пути устранения этих пробелов. Они умеют анализировать и классифицировать

свои ошибки – “не знаю”, “невнимательность” или “не понимаю”, а, значит, и

смогут их устранить.

Умение успешно находить решение для математических и практических

задач – верный признак того, что ученик имеет все задатки, чтобы в будущем

реализовать личностные и профессиональные потребности.

Библиографический список

1.

Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе

деятельностного подхода. М: Просвещение, 2003.

2.

Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит

“уметь учиться”. М.: АПК и ППРО, УМЦ “Школа 2000…”, 2006.

3.

Инновационные педагогические технологии: Активное обучение : учеб.

пособие

для

студ.

высш.

учеб.

заведений

/А.П.Панфилова.

М.

:

Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.



В раздел образования