Напоминание

Формирования навыков сотрудничества у ребенка с РАС


Авторы: Безуглова Адиля Наильевна, Скороход Елена Викторовна
Должность: тьютор
Учебное заведение: МОУ "Начальная школа п.Дубовое"
Населённый пункт: Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирования навыков сотрудничества у ребенка с РАС
Раздел: начальное образование





Назад




"ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА У РЕБЕНКА С РАС".

Безуглова А.Н.

тьютор, МОУ «Начальная школа п. Дубовое», Россия, п. Дубовое

Скороход Е.В.

тьютор, МОУ «Начальная школа п. Дубовое», Россия, п. Дубовое

Включение детей с расстройствами аутистического спектра (далее –

РАС) в образовательное пространство часто бывает не простым в силу

комплекса специфических нарушений у детей с РАС.

Педагогам важно знать и понимать, каким образом организовать

психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС в образовательном

учреждении, исходя из особенностей и потребностей ребенка, чтобы свести к

минимуму проявления нежелательного поведения и помочь адаптироваться

ребенку в окружающей среде. Необходимым условием для успешного

освоения

социальных

и

учебных

навыков

является

установления

сотрудничества ребенка и взрослого.

Важные аспекты сотрудничества:

1.Сотрудничество- это необходимость сделать таким образом, чтобы не

приходилось обучать (ребенок сам обучается через наблюдение, благодаря

естественным поощрениям)

2.Уровень сотрудничества зависит от возраста ребенка, для малышей

один набор навыков, для дошкольников –другой ,для школьников –третий.

3.Успех зависит от того, как мы поменяем окружающую среду.

Сотрудничество- это комплексный навык, который может включать в

себя сразу несколько навыков (в зависимости от возраста ребенка):

Для того, что -бы мы могли начать процесс обучения нам необходимо

сформировать и развить следующие навыки:

1.Устанавливать зрительный контакт

2.Умение сидеть спокойно

3.Навык ждать

4.Выполнение инструкций

Лишь сформировав эти навыки можно смело переходить к процессу

освоения учебной программы.

Почему

может

не

получиться

установить

сотрудничество

с

учеником(воспитанником)?

Причины отсутствия сотрудничества:

-много отвлекающих факторов из окружающей среды (примеры)

-ребенок не понял инструкцию, не может сделать ее физически

(примеры)

-следование инструкциям не имеет положительный опыт у этого

ребенка или имеет отрицательный опыт (примеры)

2.Руководящий контроль и методы его установления.

Роберт Шрамм (Robert Schramm, МА, ВСВА), один из ведущих

специалистов в поведенческом анализе, предлагает пошаговый метод

приобретения "Руководящего контроля", который могут использовать как

родители, так и начинающие тераписты и специалисты, для установления

взаимодействия с аутичными детьми. Применение всех этапов этого метода

приводит к тому, что в дальнейшем уже не будет необходимости постоянно

контролировать поведение ребенка. Ребенок будет самостоятельно выбирать

сотрудничество, взаимодействие и социальную интеракцию - без особых

усилий с вашей стороны.

Метод «Руководящий контроль» - это процесс обучения, труд,

который требует концентрации, усилий и применения всех без исключения

инструментов и этапов.

Первый шаг для достижения "Руководящего контроля" состоит в

следующем - Покажите ребенку, что только вы контролируете те предметы,

которые он хочет держать или с ними играть, и только вы решаете, когда

ребенок может получить к ним доступ.

Все, что ребенок предпочитает делать или играть, когда он находится в

одиночестве,

является потенциальным усилителем - поощрением его

позитивного

поведения.

Контролирование

этих

предметов

является

необходимой частью для достижения "Руководящего контроля". Это не

говорит о том, что нужно лишить ребенка всех радостей жизни и всех

любимых занятий. Скорее, это говорит о том, что ребенок научится

рассчитывать получить доступ к этим предметам, если он хорошо себя ведет

и выполняет простые требования.

Для начала, необходимо решить какие предметы ребенок может иметь в

свободном доступе, и что он должен сделать, для того, чтобы вы решили

предоставить ему этот доступ.

Начать необходимо с того, что пройдясь по классу или дому, соберите

все любимые предметы ребенка и положите в такое место, в котором он

сможет их видеть, но не сможет их достать. Прозрачные контейнеры могут

подойти для маленьких детей. Запертая на ключ комната или шкаф могут

подойти для старших детей.

Ограничение усилителей является наиболее важным компонентом

обучения. Но не стоит применять силу и силой отдирать ребенка от любимой

машинки. Как только ребенок наигрался игрушкой и отложил ее в сторону,

сразу же поднимите ее и спрячьте. Если ребенок занялся каким-то

предметом, держит его, смотрит на него, вертит в руках - запомните его, и

когда он закончит им заниматься - тоже спрячьте. Этот предмет в

дальнейшем может послужить как поощрение. Если ребенок любит какие-

нибудь постоянные действия - качаться на качелях, смотреть в окно, прыгать

на батуте - то начните контролировать и их - прикройте окно шторами,

переверните батут или прислоните к стене и заверните качели наверх так,

чтобы ребенок не мог самостоятельно их развернуть.

Внимательное отслеживание тех мотивационных факторов, которые

движут ребенком - это очень полезное упражнение для педагогов и

родителей. Таким образом, мы можем увидеть множество возможностей не

только привести ребенка к сотрудничеству, но и использовать данные

ситуации для проявления инициативы, усиления социальной интеракции и

поощрения хорошего поведения.

Начиная с ограничения доступа к мотивационным стимулам, и в

дальнейшем, используя эти стимулы в нужное время и нужным способом,

можно развить желание ребенка к сотрудничеству, и таким образом, обучать

его более эффективно.

Второй шаг. Покажите ребёнку, что с вами весело. Сделайте каждый

эпизод взаимодействия с вами приятным опытом, чтобы он хотел следовать

вашим инструкциям и получить возможность проводить с вами больше

времени.

Педагог должен приобрести такую же мотивационную ценность, как и

любимые занятия и предметы ребенка (Pairing).

Более 75% обучения построено на социальной интеракции, в которых

учитель ассоциируется с получением поощрений и похвалы.

Каким образом этого можно добиться? Прежде всего, быть предельно

внимательными к интересам ребенка.

Совместное времяпровождение и обучение восприятия учителя как

"усилителя" основывается на мотивации ребенка и включает, в основном,

невербальную коммуникацию. Следуйте за ребенком, и когда он проявляет

интерес к чему-либо - поиграйте вместе с ним. Сделайте так, чтобы его игры

были еще более интересными только потому, что вы - их неотъемлемая

часть.

Если ребенок любит музыку - вы тот человек, который дает ему

послушать музыку (см. Шаг первый). Но, кроме того, что вы включаете

ребенку музыку, вы также танцуете с ним, берете на руки, подбрасываете или

щекочите.

Это вполне нормально выключить музыку, если ребенок выбирает

отстраняться от вас или начинает играть в другую игру, или вести себя

неподобающим образом. Но, как только ребенок успокаивается, или

возвращается к вам - нужно сразу же включить музыку обратно. Данное

действие особо важно на первых этапах установления "Руководящего

контроля".

Третий шаг.

Покажите ребенку, что вам можно доверять. Научитесь

"не бросать слова на ветер", а говорить то, что вы конкретно имеете в виду.

Если вы сказали ребенку выполнить что-либо, не позволяйте ему получить

то, что он хочет, пока он не выполнит ваше требование. Если это необходимо

- помогите ребенку выполнить ваше требование и используйте подсказки.

Педагогам и родителям следует помнить, что слова - это не

последствия, и уж для детей с аутизмом они не имеют достаточного веса

(расстройство речи при аутизме является одной из причин этого). Слова - это

предзнаменование последствий, это символы, которые знаменуют, что

действительно произойдет. И если вы не следуете собственным словам - у

вашего ребенка нет ни малейшего понятия, на основе которого он сможет

сделать правильные решения.

Каждое слово, с которым вы обращаетесь к ребенку в процессе

установления

и

достижения

"Руководящего

контроля"

должно

быть

тщательно взвешенным. Если вы просите ребенка выполнить, то или иное

требование - вы не можете позволить ему, не выполнив требования, пойти

дальше и получить то, что он хочет.

Когда вы выставляете требование или инструкцию (определенный

стимул SD) вы ожидаете от ребенка удовлетворить данное требование - то

есть выбрать сотрудничество с вами. И Вы не можете поощрять выбор

"несотрудничества". Только таким образом выбор сотрудничества станет для

ребенка выгодным и желанным. (пример)

Четвертый шаг. Покажите вашему ребенку, что ему выгодно

выполнять ваши инструкции и это наилучший способ для него получить то,

что он хочет. Давайте ребенку простые инструкции так часто, насколько это

возможно и усиливайте его сотрудничество поощрениями.

Покажите вашему ребенку, что ему выгодно выполнять ваши

инструкции и это наилучший способ для него получить то, что он хочет.

Давайте ребенку простые инструкции так часто, насколько это возможно и

усиливайте его сотрудничество поощрениями.

Когда вы контролируете мотивационные предметы и действия вы

можете использовать их для поддержки правильного выбора. Для того, чтобы

претворить в жизнь этот шаг, нужно быть знакомыми с "Принципом

Примака"*.

Принцип Примака представляет собой прием ПАП, который часто также

называют «Правилом бабушки». Это название происходит от традиционных

высказываний бабушек (известных специалистов в области поведения детей)

за столом: «Ты должен съесть все овощи, если хочешь получить шоколадный

торт». Ребенок видит аппетитный тортик и прогладывает весь горох,

лежащий на его тарелке, чтобы получить доступ к сладкому. У приема,

который в данной ситуации использует бабушка, на самом деле существует

аналитическое название, «Принцип Примака».

Некоторые профессионалы также называют данный прием «Сначала…

Потом», «Если…То» или «Высокая вероятность…Низкая вероятность».

Принцип Примака может использовать любой человек, желающий добиться

послушания или увеличить вероятность возникновения определенного

поведения. Принцип Примака можно использовать в ситуациях, когда вы

хотите, чтобы ребенок сделал что-то, но для ребенка данное поведение не

является желаемым, например, поедание овощей, уборка в комнате, питье

молока, надевание верхней одежды прежде, чем выйти на улицу и т.п. Проще

говоря, Принцип Примака облегчает выполнение нежелательных или

неприятных действий в том смысле, что сразу после них наступает какая-

либо приятная деятельность.

В случае обучения ребенка сотрудничеству, этот принцип означает,

что ребенок должен выполнять инструкции и демонстрировать хорошее

поведение прежде, чем вы позволите ему взять то, что он хочет. Наилучший

путь следовать этому принципу - это предъявить требование или дать

инструкцию, прежде чем вы даете ему то, что он хочет от вас. Ваше

требование может быть любым относящимся или полезным.

Пятый шаг. На ранних стадиях установления руководящего

контроля поощряйте каждую желаемую реакцию и постепенно переходите на

переменный режим поощрений.

Постоянство - это один из наиболее важных компонентов в обучении

и воспитании ребенка. Благодаря последовательным действиям педагога

ребенок учится, тому, что выбрав сотрудничество, он получит то что хочет -

быстрее и легче.

Понимание того, что правильный выбор приводит нас к желаемым

последствиям, отражает все, что происходит в повседневной жизни, и

происходит только тогда, если изначально каждый правильный выбор

приводит к позитивным результатам.

Возможности выбора основываются на инструкциях, которые мы

даем ребенку, и ребенок должен увидеть, что выполнение инструкций - это

неотъемлемый компонент повседневной жизни.

Шестой шаг. Покажите ребенку, что вы знаете о его приоритетах не

меньше, чем о своих собственных. Делайте записи о каждом предмете или

действии,

которое

вызывает интерес ребенка.

Записывайте,

в

каких

ситуациях он предпочитает тот или иной предмет. (пример)

Седьмой шаг. Покажите ребенку, что игнорирование ваших

инструкций или выбор неподходящего поведения не приведут его к

поощрению.(пример)

Седьмой шаг в процессе достижения "Руководящего контроля"

является самым сложным, но и незаменимым. Вся суть заключается в том,

что если ребенок не выполняет требование или инструкцию, которые вы ему

даете, то он не может получить доступа к тому, что он хочет.

Ребенок не получит желаемый предмет ни при каких условиях, если

он не выполняет то, что от него требуют. Его выбор просто не поощряется.

На поведенческом языке данное действие называется Extinction или

Прекращение Усиления / Гашение.



В раздел образования