Напоминание

Виды работ над текстом на уроках чтения 5-9 классах


Автор: Щупушкина Любовь Николаевна
Должность: Учитель русского языка и литературного чтения
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат № 16
Населённый пункт: г.Пушкин Санкт-Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: Виды работ над текстом на уроках чтения 5-9 классах
Раздел: полное образование





Назад




Цели к урокам литературного чтения в

коррекционной школе-интернате:

1.

Совершенствование техники чтения.

2.

Развитие зрительного восприятия слова, предложения,

абзаца.

3.

Обучение выразительному чтению так, чтобы учащиеся

своей интонацией голоса могли выразить отношение к

прочитанному.

4.

Пополнение запаса слов учащихся, работа с трудными

словами в тексте, расширение и обогащение лексики

учащихся.

5.

Обучение ответу на обобщающие вопросы, на вопросы об

идейном

смысле

текста,

обучение

выделять

в

прочитанном основное.

6.

Упражнение в выделении главного и отличие главного от

второстепенного.

7.

Развитие умений учащихся в оценке поступка главного

героя и других персонажей рассказа.

8.

Упражнение в различении жанра произведения.

9.

Воспитание чувства бережного отношения к флоре и

фауне

земли,

расширение

кругозора

учащихся,

воспитание нравственных начал.

10. Коррецуия

дефектов

познавательной

деятельности

и

личности учеников.

11. Воспитание

положительных

черт

характера,

положительных

навыков

и

привычек,

подготовка

учащихся к социальной и трудовой адаптации, вопреки

интеллектуальной недостаточности.

12. Развитие самосознания и положительного отношения к

учебе.

13. Воспитание привычек морального поведения как основа

формирования правильных социальных убеждений.

14. Индивидуальное воспитание внимания, обусловленные

различиями структуры дефекта учащихся.

15. Развитие умения критически относится к содержанию

воспринимаемого текста.

16. Преодоление

недостатков

пространственного

анализа

учащихся, что способствует коррекции индивидуальной

деятельности.

17. Обучение выборочному чтению, воспитание внимания.

Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать,

но не секрет, что учащиеся коррекционной школы

приходят в 5 класс, а читать порой не умеют. Причин

много.

Одна из них, уже в начальной школе, только

научившись читать, дети теряют интерес к чтению и

уроки чтения считают нелюбимыми.

Перед учителем стоит задача не только поддерживать у

детей интерес к чтению, но развивать его от урока к

уроку.

Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка

чтения, является многократное обращение к тексту,

перечитывание его каждый раз с новым заданием.

Только тогда ученик открывает в нем что-то новое, чего

не заметил при первом чтении.

Цель учителя здесь: создать благоприятные условия для

работы

над

содержанием,

разбором

и

усвоением

прочитанного на основе разнообразия форм, методов и

видов работы, постараться подчинить уроки чтения

урокам русского языка, природоведения, развития речи,

больше

уделять

внимания

словарной

работе,

чаще

использовать различные творческие задания, сочетать

коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить

работать с текстом.

При написании поурочного плана нет надобности

подробно

записывать

то

задание,

которое

будет

предложено ученикам. Часто достаточно указать лишь

номер вида работы. А виды следующие:

1.

Чтение всего текста ( по заданию учителя ).

2.

Чтение, деление на части. Составление плана

3.

Чтение по готовому плану.

4.

Чтение, после чтения пересказывание.

5.

Чтение

учеником

нового

текста,

заранее

подготовленного дома.

6.

Чтение с сокращением текста, подготовка к сжатому

пересказу.

7.

Чтение цепочкой по предложению.

8.

Чтение цепочкой по абзацу.

9.

Чтение вполголоса.

10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку

11. Чтение, ответы на вопросы.

12.

Нахождение в тексте отрывка, который поможет

ответить на вопросы.

13.

Чтение самого красивого места в рассказе или в

стихотворении.

14. Нахождение по данному началу или концу

предложения всего предложения. .

Предложение можно заменить логически законченным

отрывком.

15.

Чтение "выше нормы" (в основном это домашнее

задание, когда, зная свою норму чтения незнакомого

текста, путем тренировок дома набирает 10-15 слов,

например, норма чтения неизвестного текста составляет

40 слов, значит, домашний текст ученик должен

прочитать с нормой 50-55 слов в минуту.

16.

Чтение отрывка, к которому можно подобрать

пословицу.

17. Нахождение предложения, с помощью которого можно

исправить допущенную ошибку.

18. Нахождение отрывка или предложения, отражающего

главную мысль рассказа.

19.

Чтение или установление, что правдиво, а что

вымышленно (для сказки).

20.

Чтение, нахождение предложений, которые стали

поговорками (для басен).

21. Чтение, составление сценария к диафильму (кратко,

подробно).

22. Чтение, подборка звукового оформления "фильма".

23. Беседа с сопровождением выборочного текста.

24. Нахождение в тексте выводов.

25.

Высказывание своих непосредственных суждений о

прослушанном после чтения учителем или учеником.

26. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение,

чем запомнилось.

27.

Установление путем чтения причинно-следственных

связей.

28. Чтение, названия рассказа. (как еще можно называть).

29. чтение по ролям.

30. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

31.

Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов,

мимики, позы.

32. "Живая картина" (один ученик читает, другой мимикой

лица реагирует на услышанное).

33. Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы

прочитать вот этот ученик.

34.

Нахождение отрывка, который нужно прочитать

Презрительно,

строго,

с

мольбой,

досадой,

возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально...

35. Нахождение и чтение предложения с восклицательным

знаком, вопросительным знаком, запятой и т. д.

36.

Конкурсное стихотворение (жюри выбирается из

победителей на предыдущем конкурсе).

37. Нахождение и чтение образных слов и описаний.

38. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

39.

Нахождение и чтение слов, предложений, которые

читаются громко, тихо, быстро, медленно.

40. Чтение стихотворения, расстановка пауз.

41. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый

раз на паузах.

42.

Выразительное

чтение

отрывка

рассказа

(стихотворения) по собственному выбору.

43.

Чтение отрывка текста с распространением в нем

предложений.

44. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме.

______нн ______жи ______и т.д.

45.

Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное

учителем (учеником) правило.

46. Нахождение в рассказе самого длинного слова.

47. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.

48. Нахождение в рассказе и чтение словосочетаний

а) существительное + прилагательное,

б) существительное +глагол,

в)местоимение + глагол (можно наоборот).

49.

Чтение, пометка непонятных слов.

50.

Чтение

слабочитающими

учениками

слов

с

предварительной разбивкой их на слоги.

51.

Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью

которых можно нарисовать устный портрет.

52.

Нахождение и чтение в тексте слов, близко по их

значению.данным (данные слова записаны на доске).

53.

Чтение слов, к которым даны сноски.

54.

Нахождение и чтение слов и выражений, которые

можно использовать при написании сочинения.

55.

Чтение

с

выписыванием

слов

для

практического

словаря, например к теме "Осень" Зима" и т.д.

56.

Комбинированное чтение.

К тексту учащиеся возвращаются на уроке до 18 раз,

получая все новые задания.

Благодаря

использованию

на

уроках

чтения

описанных выше работ над текстом достигнуты успехи

в

усовершенствовании

техники

чтения,

о

чем

свидетельствует

проверка,

проведенная

в

конце

учебного года.

При проверке техники чтения подбирались

незнакомые,

но

доступные

тексты

примерно

следующего объема:

5 класс - 45 - 60 слов,

6 класс - 70 - 80 слов

7 класс - 80 - 90 слов

8 и 9 классы – 90 -100 слов.

При оценке принимались во внимание успешность

овладение учащимися техникой чтения ( правильность,

беглость, выразительность) и содержание читаемого

( выделение главной мысли, ответы на вопросы,

пересказ)

в

соответствии

с

программными

требованиями по каждому году обучения.

Количество

слов

в

минуту

программой

коррекционных школ не устанавливается, здесь подход

индивидуально дифференцированный.

Если взять средние цифры, то показатель наших

учащихся будет :

5 класс – 90 слов в минуту вслух,

6 класс – 90 слов в минуту вслух,

7-8 классы – 100 слов в минуту вслух.

9 класс – до 120 слов в минуту вслух.

Учащимися было предложено пользоваться

освоенными видами чтения:

- сплошным,

- выборочным,

- комментированным,

- объяснительным,

- орфографическим,

- орфоэпическим,

- логическим,

- пуктационным.



В раздел образования