Автор: Алибегова Патимат Гитиновасовна
Должность: преподаватель инфекционных болезней
Учебное заведение: ГБПОУ РД "ДБМК"
Населённый пункт: г. Махачкала
Наименование материала: УМК по МДК 02.04. Сестринский уход при инфекционных заболеваниях для специальности 34.02.01 Сестринское дело
Тема: "Сестринское обследование и уход при вирусном гепатите В"
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Дагестан «Дагестанский базовый медицинский
колледж им.Р.П.Аскерханова»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
(лекции и практического занятия)
по теме:
СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ГЕПАТИТЕ В
ДИСЦИПЛИНА: МДК 02.04.
Сестринский уход при инфекционных заболеваниях
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 02
«УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И
РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ»
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 34.02.01 «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»
Автор – составитель: П.Г.Алибегова
Махачкала 2021г.
2
Согласовано
Методист
_____________________
АННОТАЦИЯ
В УМК представлены задания для различных методов оценки знаний
обучающихся
по
теме
занятия:
вопросы
для
фронтального
и
индивидуального
опроса,
тестовые
задания,
вопросы
для
терминологического
и
графического диктантов,
клинико-ситуационные
задачи, алгоритмы практических манипуляций.
УМК может быть использован для проведения теоретических и
практических занятий по предмету «Инфекционные болезни».
Автор – составитель: П.Г.Алибегова
Рассмотрено и утверждено на
заседании цикловой методической
комиссии
________________________________
Протокол №___________
_________________________ 20___г.
Председатель ЦМК
_________________________________
3
СОДЕРЖАНИЕ
1.ХРОНОКАРТА
2.ТЕМА ЗАНЯТИЯ
3.ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
4.МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
5.ВРЕМЯ, ОТВЕДЕННОЕ НА ТЕМУ
6.ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
7.СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
7.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ВОПРОСОВ
8.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
4
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ТЕМА: СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ГЕПАТИТЕ В
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:
Теоретическое занятие
Практическое занятие
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1.УЧЕБНАЯ:
Усвоить причины, особенности клинического течения вирусного гепатита В,
симптоматику, проблемы пациентов, диагностику, уход и лечение.
Для формирования умений обучающиеся должны знать:
определение
понятия
"вирусный
гепатит",
"гипербилирубинемия",
«желтуха».
причины возникновения вирусных гепатитов;
симптомы и синдромы;
возможные проблемы пациента и семьи;
принципы диагностики, лечения и ухода за больными.
В результате усвоения темы обучающиеся должны уметь:
Осуществить сестринский процесс при вирусном гепатите В.
2.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
усвоить значение своевременного и полноценного проведения обследования
и лечения больного, соблюдения деонтологических принципов при общении
5
с
больным;
формирование
у
обучающихся
чувства
ответственности,
внимательного отношения к больному.
3.МЕТОДИЧЕСКАЯ:
определить степень усвоения материала, данного на предыдущем занятии,
умения логически и последовательно мыслить, применять полученные
знания на практике.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:
Теоретическое занятие - лекционный кабинет ДБМК.
Практическое занятие – учебный кабинет на базе РИБ.
ВРЕМЯ, ОТВЕДЕННОЕ НА ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ:
Теоретическое занятие - 2 часа (90 мин).
Практическое занятие – 6 часов (270 мин)
ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1. Таблицы: «Анатомия и физиология гепато-билиарной системы»;
2. ТСО (компьютер, мультимедийный видеопроектор и др.).
3. Индивидуальные наборы тестовых заданий;
4. Слайд-презентация на тему: «Сестринский процесс при ВГВ»;
5. Учебный видеофильм на тему: «ВГВ»
6. Клинико-ситуационные задачи.
7. Тесты.
8. Глоссарий.
9. Графический диктант.
6
ХРОНОКАРТА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
2часа - 90 мин.
№
Элементы занятия
Время
1
Организационная часть
3 мин
2
Фронтальный опрос по предыдущей теме
15 мин
3
Изложение нового материала
40 мин
4
Слайд-презентация на тему: «Сестринский процесс
при ВГВ»
10 мин
5
Закрепление нового материала: тестовый контроль
10 мин
6
Оценка знаний обучающихся
5 мин
7
Обобщение
5 мин
8
Задание на дом
2 мин
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
7
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Проверяется
готовность
аудитории
и
обучающихся
к
занятию,
соответствие внешнего вида требованиям, наличие тетрадей для конспектов
лекций,
затем
проводится
перекличка
обучающихся
для
выявления
отсутствующих.
Вопросы для фронтального опроса по теме:
«Сестринский процесс при гепатите А»
Цель:
определить уровень знаний обучающихся по теме: «Сестринский
процесс при ВГВ».
1.
Дать определение понятия "гепатит А".
2.
Дать определение понятия "гипербилирубинемия".
3.
Дать определение понятия "гепатомегалия".
4.
Факторы риска и причины развития ВГА.
5.
Клинические проявления ВГА.
6.
Методы диагностики ВГА.
7.
Подготовка больного к УЗИ печени.
8.
Возможные проблемы пациентов при ВГА.
9.
Принципы лечения и ухода за больными.
ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Тема: Сестринский процесс при гепатите В
8
Цель
занятия:
усвоить
понятие
«вирусный
гепатит»,
изучить
принципы сестринского обследования и ухода при ВГВ.
План лекции
Определение понятия "вирусный гепатит". Основные группы ВГ.
Причины вирусного гепатита В.
Клинические проявления вирусного гепатита В.
Принципы диагностики, лечения и ухода за больными.
1
Использование моделей сестринского дела при уходе за пациентами с
ВГВ (Д. Орэм и В. Хендерсон).
Содержание
Вирусный
гепатит—
это
вирусная
болезнь,
характеризующаяся
симптомами общей интоксикации, увеличением печени и селезенки, часто
протекающее
с
желтухой.
Название
«вирусный
гепатит»
объединяет
несколько разновидности его: инфекционный гепатит А,
гепатит Е;
сывороточный гепатит В, гепатит Д и С.
Источник
инфекции
—
больной
человек
и
вирусоноситель.
Наибольшая заразность больного — в течение преджелтушного и в первые
дни желтушного периода.
Клинически вирусный гепатит характеризуется постепенным началом
в виде нарастающей слабости, потери аппетита, чувства тяжести в области
эпигастрия, нерезкого подъема температуры.
У части больных отмечаются боли в суставах, катаральные явления;
увеличивается в размерах печень и нередко — селезенка. Затем моча
приобретает темную окраску, светлеет кал и появляется желтушность склер и
кожи. Вирусный гепатит может также протекать в виде стёртого и
безжелтушного вариантов.
9
Гепатит В
Механизм передачи – гемоконтактный.
Гепатит В принадлежит к
заболеваниям,
передаваемым
различными
путями.
Наиболее
распространенные – половой контакт и контакт с кровью инфицированного
гепатитом В.
Инкубационный период гепатита В длится 45-180 дней, в среднем - 120
дней.
Желтуха
при гепатите проявляется в виде желтизны белков глаз,
желтизной кожных покровов, потемнением мочи (до цвета относительно
темного пива) и обесцвечиванием (до белого цвета) кала. Как правило,
первыми желтуху обнаруживают знакомые пациента по изменению цвета
белков глаз с белого на лимонно-желтый. В некоторых случаях желтуха
начинается с потемнения мочи и обесцвечивания кала.
В трети случаев гепатит В протекает как гриппоподобное заболевание,
сопровождающееся потерей аппетита и слабостью, не регистрируется как
гепатит В и обнаруживается спустя некоторое время, при анализе на
"австралийский антиген
Особенности сестринского ухода
1.Снизить активность пациента до уровня, который будет отвечать
уровню его энергии. Обеспечить комфортность постельного режима.
2.Контролировать соблюдение пациентом диеты №5.Если у пациента
отсутствует аппетит, то следует заменить три объемных приема пищи
маленькими, но частыми.
3.Обеспечить употребление достаточного количества жидкости (не
менее 2-х литров в день), чтобы избежать обезвоживания.
4. Контролировать зуд кожи. Применять бенадрил или хлор-трименол.
5.Измерять АД каждые 4 часа больным, получающим по тяжести
состояния гормональную терапию: у этих больных может повышаться
10
артериальное давление, развиться желудочно-кишечное кровотечение за счет
изъязвлений слизистой оболочки пищеварительного тракта.
6. Не использовать постоянно одну и ту же вену для венепункций, так
как у пациентов часто выражен геморрагический синдром вследствие
снижения свертываемости крови и повышения ломкости кровеносных
сосудов.
7.Знать
признаки
прекоматозного
состояния:
упорная
рвота,
расстройство сна (бессонница ночью и сонливость днем), странности в
поведении, тахикардия, уменьшение печени в размерах, геморрагический
синдром (носовые и другие кровотечения, петехиальная сыпь на коже),
замедление мышления (замедление ответа на простые вопросы).
Обнаружив какие-либо из указанных симптомов, медицинская сестра
должна срочно вызвать врача для решения вопроса о переводе больного в
палату интенсивной терапии.
8.Ежедневное сестринское обследование, выявление проблем пациента
и решение их путём выполнения независимых сестринских вмешательств.
Критерии выписки
/Кклиническое выздоровление и восстановление функциональных проб
печени. Допустимы остаточные явления:
а) умеренное повышение активности АлАТ (в 2-3 раза выше верхней
границы нормы), тимоловой пробы при нормальных размерах печени и
нормализации содержания билирубина в сыворотке крови
б) некоторое увеличение размеров печени (на 1-2 см) при полном
восстановлении функциональных проб
в) наличие повышенной утомляемости, незначительной иктеричности
склер при нормализации размеров печени и восстановлении ее функции.
Первый осмотр после выписки из стационара проводится врачом того
же стационара не позже, чем через 1 мес. Переболевшие, у которых
выявлены какие-либо отклонения в период выздоровления, продолжают
11
наблюдаться лечащим врачом стационара. Остальные реконвалесценты
наблюдаются в КИЗе через 3, 6, 9, 12 месяцев после выписки.
В комплексе профилактических мероприятий первостепенное значение
имеют меры, направленные на предупреждение заражений вирусным
гепатитом В при переливаниях крови и проведении лечебно-диагностических
парентеральных манипуляций. Всех доноров подвергают комплексному
клинико-лабораторному обследованию на наличие антигенов гепатита В. От
донорства отстраняют лиц, перенесших вирусный гепатит В, независимо от
срока давности, а также общавшихся с больными в течение последних 6 мес.
К сдаче крови не допускают лиц, страдающих хроническим гепатитом (в том
числе
неясной
этиологии)
и
подвергшихся
за
последние
годы
гемотрансфузии. Перспективным является внедрение аутогемотрансфузий,
когда больному переливают его же кровь, заготовленную до плановой
операции.
Неспецифическую профилактику гепатита В проводят с применением
одноразовых инструментов при манипуляциях, связанных с повреждением
кожных покровов и слизистых, тщательной стерилизацией медицинского
инструментария, а также жесткого контроля по обнаружению вирусных
антигенов
у
доноров.
Первостепенное
значение
имеет
повсеместное
внедрение
и
улучшение
централизованной
стерилизации
изделий
медицинского назначения.
Прерывание естественных путей передачи вирусного гепатита В
обеспечивают
санитарно-гигиенические
меры:
индивидуализация
всех
предметов личной гигиены и раздельное их хранение (бритвенные приборы,
зубные щетки, мочалки, расчёски, и др.), выполнение правил личной
гигиены, предупреждение микротравм в быту и на производстве. Для
профилактики
полового
пути
передачи
инфекции
следует
избегать
случайных половых связей, использовать механические контрацептивные
средства.
Предупреждение
профессиональных
заражений
в
лечебно-
12
профилактических учреждениях достигают неукоснительным соблюдением
правил
противоэпидемического
режима,
особенно
в
гемодиализных,
хирургических, лабораторных и других отделениях, в которых персонал
часто имеет контакт с кровью. При выполнении любых парентеральных
вмешательств и процедур обязательно используют резиновые перчатки.
Учитывая многообразие путей передачи вирусного гепатита В и
большое число источников инфекции, наиболее перспективное средство
профилактики - вакцинация.
Вакцинация против гепатита В показана:
• новорожденным, родившимся у матерей-носителей вируса или
больных гепатитом В;
• всем новорожденным в регионах с распространенностью носи-
тельства HBsAg выше 5 %;
• детям, в семьях которых есть носитель HBsAg или больной
хроническим гепатитом С;
• детям домов ребенка и интернатов;
• детям, регулярно получающим кровь и ее препараты, а также
находящимся на гемодиализе;
• медицинским работникам, имеющим контакт с кровью;
• больным гемофилией, получающим донорскую кровь.
Вакцинация также может быть рекомендована группам повышенного
риска: милиционерам, военным, работникам службы спасения, работникам
морга,
туристам,
путешествующим
по
России
и
зарубежью,
лицам,
употребляющим наркотики внутривенно, женщинам, часто пользующимся
услугами косметологов, и др.
Профилактические прививки против гепатита В осуществляются
отечественной и зарубежной вакциной, зарегистрированной в установленном
порядке, рекомбинантной вакциной «Эувакс В» и «Энтерикс-В».
Противопоказаниями к прививкам против гепатита А и В являются
повышенная
чувствительность
к
компонентам
вакцины,
де-
13
компенсированное заболевание сердечно-сосудистой системы и легких. Лиц
с
острыми
инфекционными
заболеваниями
вакцинируют
после
выздоровления.
Решение о проведении экстренной вакцинации, не предусмотренной
ранее составленным планом профилактических прививок, принимается
местными
органами
здравоохранения
в
случае
резкого
осложнения
эпидемической
обстановки.
Отличительной
особенностью
прививок,
проводимых по эпидемическим показаниям, является проведение их людям,
подвергающимся высокому риску заражения, и в максимально сжатые сроки
перед подъемом заболеваемости.
14
Тестовые задания для закрепления
Выберите один правильный ответ:
1.Признаком нарушения билирубинового обмена при вирусных гепатитах
является:
а)
желтушное окрашивание кожи и склер
б)
повышение температуры тела
в)
частый жидкий стул
г)
нарушение сознания
2.Клиническим признаком течения вирусных гепатитов является:
а) обезвоживание
б) увеличение размеров печени
в) нервно-психические нарушения
г) повышение суточного диуреза
3.Осложнением вирусного гепатита является:
а) миокардит
б) массивное желудочно-кишечное кровотечение
в) пиелонефрит
г) артрит
4.Критерием тяжести течения при вирусных гепатитах является:
а) степень повышения температуры тела
б) суточный диурез
в) уровень билирубина и свертываемости крови
г) повышение уровня трансаминаз
15
5.Медикаментозная терапия вирусных гепатитов включает:
а) противовирусные средства
б) сердечные гликозиды
в) Н
2
-гистаминоблокаторы
г) антациды
6.С целью профилактики вирусных гепатитов проводят:
а) специфические мероприятия (вакцинация)
б) уничтожение грызунов
в) уничтожение насекомых
г) организацию карантина на контактных лиц.
16
ОБОБЩЕНИЕ И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Преподаватель
подводит
итоги
занятия,
дает
оценку
работы
обучающихся во время урока, степени их участия в ходе занятия, отмечает
положительные и отрицательные стороны в ответах, выводит общие оценки
исходя из результатов фронтального опросов, тестового контроля, Затем
обучающимся выставляется средний балл в журнал за подготовленность к
домашнему заданию.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ
Тема: «Сестринский процесс при гепатите В».
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Реферат на тему: «Современные методы лечения вирусного гепатита
В».
2.
УИРС на тему: «Уход за больными при ВГВ».
17
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ХРОНОКАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
6 ЧАСОВ – 270 МИН.
№
Элементы занятия
Время
1
Организационная часть
3 мин
2
Фронтальный опрос
15 мин
3
Индивидуальный опрос
60 мин
4
Терминологический диктант (глоссарий)
15 мин
5
Графический диктант
15 мин
6
Решение ситуационных задач
20 мин
7
Просмотр учебного видеофильма
15 мин
8
Отработка практических навыков
50 мин
9
Самостоятельная работа обучающихся в отделении
50 мин
10
Обобщение, заполнение манипуляционных тетрадей
15 мин
11
Оценка знаний и умений обучающихся
10 мин
12
Задание на дом
2 мин
18
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Проверяется
готовность
аудитории
и
обучающихся
к
занятию,
соответствие
внешнего
вида
требованиям,
наличие
дневников
и
манипуляционных тетрадей, затем проводится перекличка для выявления
отсутствующих.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ФРОНТАЛЬНОГО ОПРОСА:
Цель: определить базовый уровень знаний по теме занятия.
1.
Сущность понятия "вирусный гепатит", «гипербилирубинемия».
2.
Этиология вирусного гепатита В.
3.
Эпидемиология вирусного гепатита В.
4.
Клиническое течение вирусного гепатита В.
5.
Принципы диагностики вирусного гепатита В.
6.
Основные принципы лечения и ухода за больными.
7.
Проблемы пациента при вирусном гепатите В.
8.
Возможные проблемы пациентов и сестринская помощь.
19
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПРОСА:
Цель: выявить уровень подготовленности к домашнему заданию.
1.
Сущность «вирусных гепатитов».
2.
Дать определение вирусного гепатита.
3.
Классификация вирусных гепатитов.
4.
Факторы риска и этиология ВГВ.
5.
Эпидемиология ВГВ
6.
Клинические проявления ВГВ. Осложнения.
7.
Принципы диагностики и лечения, роль медсестры.
8.
Профилактика ВГВ. Инфекционная безопасность медсестры.
9.
Оценка состояния пациента при ВГВ: сбор информации, выявление
характерных жалоб, предрасполагающих факторов, осмотр, измерение
температуры тела. Анализ собранной информации и выделение
проблем.
10.Планирование действий медсестры по уходу за больным при ВГВ.
20
Терминологический диктант (глоссарий)
Вирусный гепатит – это
Гипербилирубинемия – это
Вирусемия - это
Гепатомегалия – это
Иктеричность – это
HBsAg – это
Гемоконтакный путь – это
21
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
1.
Желтушность – это побледнение кожных покровов.
2.
При вирусном гепатите В отмечается гипербилирубинемия.
3.
При вирусном гепатите В назначается диета №7.
4.
Основной метод диагностики ВГВ – анализ крови на HBsAg.
5.
Для лечения ВГВ применяют антибактериальные препараты.
6.
Приоритетная проблема пациента при ВГВ – боль в области правого
подреберья.
да
да
да
нет
нет
нет
22
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
ЗАДАЧА №1
Больной К., 30 лет, продавец магазина. Находился в терапевтическом
отделении ЦРБ по поводу обострения ревматоидного артрита. В связи с
появлением желтухи переведен в инфекционное отделение с диагнозом:
Гепатит. В контакте с желтушными больными не был.
При поступлении отмечается интенсивная желтушность кожи, склер,
зуд кожи с расчесами в области груди и конечностей. Аппетит понижен, язык
обложен, живот мягкий, печень +5,0 см, чувствительная при пальпации.
Пальпируется край селезенки, поташнивает. Температура нормальная. Пульс
56/мин., ритмичный, АД-100/60 мм рт.ст., спит плохо из-за зуда кожи.
В анализах крови: L - 4,2*109/л, формула без особенностей, СОЭ - 8
мм/час; билирубин общий - 180 мкмоль/л, прямой билирубин - 100 мкмоль/л,
сулемовая проба -1,9, тимоловая проба -2,5 ед, холестерин крови - 6,76
мкмоль/час/л, АлАТ - 5,5 мкмоль/час/л (норма 0,7 мкмоль/час/л).
Задания
1. Ваш предполагаемый диагноз и его обоснование.
2.
Какие необходимо провести обследования для подтверждения
диагноза?
3. План лечения и ухода в стационаре.
4. Укажите сроки диспансерного наблюдения.
Эталон ответа
1. Вирусный гепатит В, желтушная форма, период разгара, средней
степени тяжести.
Диагноз выставлен на основании острого начала, преджелтушного
периода в течение 9 дней по артралгическому варианту, желтушного
23
синдрома, гепатоспленомегалии, холестаза, гипербилирубинемии за счет
прямой фракции, повышения АлАТ, холестерина.
2. ИФА (IgM к HBcorAg, HBsAg, HBeAg), ПЦР - ДНК HВV.
3. Дезинтоксикационная терапия внутривенным вливанием солевых
растворов, спазмолитики (но-шпа, дротаверин, сернокислая магнезия 25%),
препараты урсодезоксихолевой кислоты (урсофальк).
4. Режим, стол № 5, дезинтоксикационная терапия, адсорбенты,
ферменты.
5. Наблюдение в КИЗе в течение 12 месяцев.
24
ЗАДАЧА № 2
Больной С., 36 лет, оперирован по поводу язвенной болезни 12ти-
перстной кишки.
До и после операции переливалась кровь,
всего
перелито 1300 мл. В контакте с желтушными больными не был. Появились
боли в суставах, слабость, пропал аппетит. Затем потемнела моча, больной
заметил желтушность кожи, склер, в тот же день поступил в больницу с
диагнозом: Вирусный гепатит.
При поступлении: вялый, адинамичный, плохой аппетит, выраженная
желтуха, рвота 1-2
раза в день.
Печень +2,0 см,
болезненна,
селезенка не увеличена.
Температура тела нормальная,пульс 64/мин., L - 7,2*109/л, СОЭ - 15 мм/час,
билирубин общий - 300 мкмоль/л, его прямая фракция – 250 мкмоль/л, АлАТ
- 6,2 мкмоль/час/л (норма до 0,7 мкмоль/час/л), сулемовая проба - 1,2 ед.
Задания
1. Ваш предполагаемый диагноз и его обоснование.
2. План лабораторного обследования.
3. Назначить лечение и уход.
4. Развитие осложнений.
5. Специфическая профилактика данного заболевания.
Эталон ответа
1. Вирусный гепатит В, желтушная форма, период разгара, тяжелая
степень тяжести. Диагноз выставлен на основании данных эпиданамнеза
(хирургическое вмешательство - гемотрансфузия), преджелтушного периода
по
смешанному
варианту
(артралгический,
астеновегетативный,
диспепсический синдромы), ухудшения самочувствия пациента с появлением
желтухи (слабость, адинамия, рвота 1-2 раза), желтушного синдрома,
гепатомегалии,
темной
мочи,
брадикардии,
гипербилирубинемии
с
преобладанием прямой фракции, повышенной АлАТ.
25
2. Биохимический анализ крови в динамики, белок и его фракции, ПТИ,
маркеры ВГВ (ИФА) - IgM к HBcor Ag, HBsAg, HBeAg; ПЦР - ДНК HВV.
3.
Базисная
терапия,
дезинтоксикационная
терапия
внутривенно
(глюкозо-солевые
растворы
в
объеме
до
1,5-2
литров),
адсорбенты
(фильтрум, лактофильтрум, неосмектин, лактулоза), ферменты (креон,
микразим, панкреатин).
4. Печеночная кома.
5. Вакцинация (вакцина «Энджерикс», «Эувакс» и др.).
26
ОТРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Преподаватель выбирает из группы успевающего обучающегося,
который принимает зачет у остальных по технике выполнения следующих
практических манипуляций: уход за тяжелобольным и методы ухода за ними:
кормление, смена нательного и постельного белья, правила подготовки к
исследованию крови, демонстрирует технику
забора крови на анализ
согласно
алгоритму
данной
манипуляции,
внутривенная
инъекция,
внутримышечная инъекция, внутривенное капельное введение растворов.
При
этом
преподаватель
внимательно
контролирует
ответы
обучающихся, следит за соблюдением алгоритмов выполнения манипуляций,
инфекционной безопасности.
ОБОБЩЕНИЕ И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
Преподаватель
подводит
итоги
занятия,
дает
оценку
работы
обучающихся во время урока, степени их участия в ходе занятия, отмечает
положительные и отрицательные стороны в их ответах, выводит общие
оценки, исходя из результатов фронтального, индивидуального опросов,
тестового контроля, терминологического диктанта, решения ситуационных
задач, демонстрации практических навыков по проведению венепункции,
внутримышечной инъекции. Затем каждому обучающемуся выставляется
средний балл в журнал за подготовленность к домашнему заданию и
отдельно оценка в манипуляционную тетрадь за выполнение практических
навыков.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ
Тема: «Сестринское обследование и уход при
гриппе, парагриппе, ОРЗ,
аденовирусной инфекции».
27
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.
Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. –
М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.
2.
Сестринское дело, учебник /под редакцией Краснова А.Ф., Самара -
1999.
3.
Малов В. А., Малова Е.Я. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-
инфекции и эпидемиологии. «Академия», 2005 г.
4.
Комар В.И. Инфекционные болезни и Сестринское дело. Минск.
«Высшая школа». 2008 г.
5.
Белоусов А. К. , В.Н. Дунайцева. Сестринское дело с курсом ВИЧ-
инфекции и эпидемиологии. «Феникс». 2012 г.
6.
Рахманова А.Г., Пригожина В. К. Инфекционные болезни. «Питер» 2002
г.
7.
Покровский В.И., Лискова Т.Е. Эпидемиология и инфекционные болезни.
Москва. 2003 г.
8.
Малова А.А., Созинов А.С. Инфекционные болезни. «Феникс». 2006 г.
9.
Ющук Н.Д. Инфекционные болезни. Национальное руководство.
ГЭОТАР-Медиа. 2010 г. г.