Автор: Давыдова Анастасия Владимировна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Контрольно-оценочная деятельность учителя в у«Контрольно-оценочная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС на уроках географии»словиях реализации ФГОС на уроках географии»
Раздел: среднее образование
Введение
В наше время общество нуждается в образованных людях, которые способны
самостоятельно эффективно оценивать свои действия и способны принимать правильные
обдуманные решения.
В традиционной практике школьного обучения функция оценивания полностью ложится
на учителя. На ученика эта функция не возлагается, и его собственная оценочная
деятельность тем самым не формируется. Между тем, если дать ученику возможность
оценить свои результаты, корректно направляя его, то учитель поможет сформировать
его самооценку и объективно воспринимать внешнюю оценку.
Одним из условий результативного взаимодействия учителя и учащихся является
развитие правдивой самооценки, основывающейся на сравнительном анализе. Правдивая
оценка должна основываться на сравнении с предыдущими результатами. Целесообразнее
учитывать изменение личных результатов учащихся, нежели сравнивать их с нормами.
Это снижает отрицательные эмоции и страх потерпеть неудачу в борьбе за «хорошую
успеваемость»,
которая
стала
для
учащихся
стереотипом
успешности,
а
также
способствует повышению мотивации обучения, положительному отношению к самому
себе. Очень важно, чтобы учащийся смог посмотреть на самого себя со стороны: кем я
был и кем я стал, чего я достиг, и, самое главное, чего ещё я могу достигнуть. Таким
образом, оценка и изучение изменений собственных результатов, рефлексия — важные
качественные составляющие результата оценивания учебной деятельности школьника. В
этом случае школьная оценка будет поддерживать познавательный интерес.
Какой урок будет самым эффективным? Правильнее, если на уроке ученики работают
сами, выстраивают предположения, разрабатывают план действий, дают оценку своей
работе, корректируют свои знания. Важно, чтобы знания учащихся были результатом их
собственных поисков. Только тогда школьник начинает любить учиться, поскольку
чувствует себя личностью.
Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки
невозможно, так как оценка является показателем результативности.
Оценку необходимо использовать как средство, побуждающее ученика к активной работе,
т.е. пользоваться ею как мотивирующим средством. Оценка не должна носить
обобщающего характера, необходимо четко устанавливать и соблюдать объективные
критерии, тогда она будет понятна не только учителю, но и ученикам.
Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, и неважно, положительная она
или отрицательная, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем. Оценка
– мощное средство воспитания, воздействующее на развитие личности в целом.
Известный педагог Евгений Николаевич Ильин сказал: «В оценке зачастую мало
педагогики и много власти». А должно быть наоборот. Как сделать так, чтобы оценки и
отметки
стали
методом
воспитания,
стимулом
развития
мышления,
повышения
активности и успеваемости учащихся на уроке?
Контрольно-оценочная деятельность
В начале разберемся что же такое контрольно-оценочная деятельность (КОД)? КОД - это
деятельность по контролю и оценке хода и результатов того или иного процесса.
Контроль – это процесс сравнения контролируемого объекта, деятельности с эталонами,
нормами, критериями. Оценка - это устное или письменное выражение результатов
контроля.
В связи с модернизацией образования, именно контроль и оценивание должны измениться
радикально. И тогда сразу встают основные вопросы: Что оценивать? Кто оценивает? Как
оценивать?
Оценка и отметка – важнейшие составляющие оценочной деятельности ребёнка, но не
одно и то же. И ни в коем случае нельзя путать эти два понятия
Отметка – формальный параметр результата, цифра, официально выставляемая на основе
специально разработанных критериев.
Оценка – это процесс и результат оценивания, выраженный обычно в вербальной форме.
Она может быть максимально разнообразной. Оценка определяет характер личных усилий
учащихся, устанавливает глубину и объем индивидуальных знаний,
содействует
корректировке мотивационно-потребностной сферы ученика.
Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В
практике же очень часто наблюдается обратное, в начале ставится отметки и лишь затем
учителя комментируют их, а то и вовсе не комментируют.
Чтобы избежать таких ошибок, необходимо понимать, что в центре обучения технологии
контрольно-оценочной деятельности находится учащийся. Его позиция в обучении не
пассивная, а активная. Изменения в системе оценивания будут целесообразным
направлением в модернизации образования, но только при том условии, что оценивание
будет рассматриваться не только как средство контроля достижения учебных результатов,
но и как одно из педагогических средств реализации целей образования.
Контрольно-оценочная деятельность включает в себя три основных направления:
контрольно-оценочная деятельность учителя;
самоконтроль и самооценка;
взаимоконтроль и взаимооценка.
Контроль учителя за процессом и результатом труда направлен как на деятельность
учащихся, так и на собственную деятельность, а также на взаимодействие учащихся и
учителя. Если учитель даст возможность ученику возможность контролировать и
оценивать свою деятельность, то при таком подходе отношение ребенка к учебе
изменяется. Он начинает понимать, что в любой деятельности ошибок не избежать.
Осознание и исправление этих ошибок ведет учащегося к более глубокому осмыслению
учебного материала.
Контроль дает возможность не только контролировать, но и обучать, управлять,
воспитывать и развивать. Итогом контроля должно быть установление обратной связи
(учитель - ученик, ученик – учитель).
Обучающий контроль дается с профилактической целью, а также с целью управления
обучением, формирования навыков и умений, и систематизации знаний. Воспитывающая
функция контроля означает максимальный учет личности учащегося, создание ему
условий для формирования личностных качеств, например, дисциплинированности и
трудолюбия. Развивающий контроль предназначен для развития памяти, внимания,
логического мышления, интереса к предмету, творчества и мотива познавательной
деятельности.
Оценка формирует у учащихся положительную мотивацию к учебно-познавательной
деятельности, воспитывает прилежание и трудолюбие только тогда, когда ученик уверен в
ее объективности, воспринимает ее как полезную для себя, знает, что нужно сделать для
того, чтобы достигнуть более высоких результатов, уверен, что ему окажут в этом
достижении помощь.
Приемы организации
контрольно-оценочной деятельности на уроках
Контрольно-оценочная деятельность включает в себя следующие основные этапы:
Постановка цели
Выработка критериев
Организация учебной деятельности
Оценка
Отметка
Итак, при постановке цели, прежде всего, необходимо проанализировать, зачем я этому
учу? Что вообще учащиеся уже знают по этой теме? Куда направляемся и чего хотим
достигнуть? Очень важно, чтобы цель для ученика была немногословной и понятной.
Например, урок в 5 классе по теме «Географические открытия древности».
Цели урока (результаты)
Цель ученика (результат)
Ознакомиться с маршрутами древних
географов. Определить вклад который они
внесли в изучении земной поверхности.
Научиться работать с текстом. Научиться
составлять вопросы и отвечать на них.
Научиться пользоваться картами.
Узнать, имена географов и узнать какой
вклад в изучении земной поверхности они
внесли.
Когда цель понятна ученику, он легко определяет то что знает и что не знает, сам ставит
познавательные задачи. Он мотивирован на получение необходимой информации и
способен самостоятельно выстраивать собственную траекторию учения.
Одной из особенностей современного урока является организация самостоятельной
деятельности учащихся. Но это не значит, что учитель готовит серию заданий, а ученик их
выполняет и получает отметку.
С введением нового образовательного стандарта, содержащего требования к результатам
обучения, вводится и критериально-ориентированный подход к оценке достижений
требований стандарта.
Критерии оценивания разрабатываются учителем совместно с
учащимися. Критерии помогают успешно выполнять задания, так как учащийся знает,
что конкретно будет оцениваться.
В процессе своей учебной деятельности ученик должен научиться наблюдать и оценивать
как свою учебную деятельность, так и деятельность своих товарищей. Для этого следует
практиковать самопроверки и взаимопроверки. В процессе взаимопроверки учащиеся
сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу.
Наглядно структура выглядит таким образом.
В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно
выделить его виды.
1. Предварительный. Используется для установления исходного уровня и его учета при
введении нового материала.
2.
Процессуальный, или текущий. Позволяет учителю получать сведения о ходе
процесса усвоения материала учащимися.
3. Итоговый (в конце урока, темы или года). Дает возможность оценить результаты
обучения.
Для формирования
контрольно - оценочных способностей учащихся я применяю
различные виды и приемы деятельности.
До начала работы, на уровне предварительного контроля можно использовать следующие
приемы:
- «Мозговой штурм» (что вы уж знаете по данной теме?)
- «Белые пятна» (включает в себя серию вопросов в зависимости от ситуации на уроке:
Что бы вы хотели узнать по данной теме? Сможете ли вы выполнить задание? С какими
трудностями вы можете столкнуться? В чем именно заключается трудность? )
- «Маршрутный лист» (Составьте план работы. Какие вопросы необходимо рассмотреть?
С чего лучше начать и почему? Что для этого необходимо «взять с собой в дорогу»? )
Процессуальный контроль сопровождается оценкой, ученик все время сверяет результат и
действия с эталоном.
Так, при изучении темы в 5м классе «Земля и ее внутреннее строение» ребята получают
задание: «Используя предложенный текст, начертите схему «Внутреннее строение
Земли», показав на ней примерное соотношение ядра, мантии и земной коры» или
«Постройте круговую диаграмму «Внутреннее строение Земли», показав долю объема
ядра, мантии, земной коры в общем объеме планеты ( в %)». После чего ребята сверяют
свою работу с эталоном и заносят заработанные баллы в оценочный лист.
Также этот вид контроля можно организовать в виде топографического диктанта по теме
«Понятие о плане местности. Масштаб».
1. Изучите текст, снабженный условными знаками. Запишите расшифрованные знаки
словами.
2. Замените слова условными знаками.
В настоящее время перед учителем стоит важная задача: развить у учащихся умение
контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность,
находить ошибки, пути их устранения, определять границу того что знает и не знает. С
этой целью в ходе процессуального и итогового контроля можно использовать карту
промежуточного контроля, рабочую карту урока, карточку достижений, а также итоговый
оценочный лист. Используются диагностические тесты, но не в конце, а в середине урока,
позволяющие определить область затруднения и дающие возможность корректировки
полученного знания.
Карта промежуточного контроля
применяется для оценки уровня подготовленности
учащихся по
теме.
Использование данной
карты уместно как для проведения
промежуточного контроля качества усвоения знаний и умений применять алгоритмы, так
и для диагностики уровня усвоения темы. Материал для следующих уроков, для
индивидуальной работы и дифференцированных домашних заданий, подбирается с
учётом тех пробелов, которые легко отслеживаются по данным таблицы. Подобные карты
можно использовать при работе по каждой теме. Эта карта оказывает помощь, как
учителю, так и ученикам, позволяет видеть картину подготовленности класса в целом и
каждого ученика в отдельности.
Таблица «Карта промежуточного контроля» по теме «План местности» (6 класс)
Определять
направления
относительно
сторон
горизонта по
плану
Определять
азимут
направлений
на заданный
объект
Распознавать
условные
знаки плана
Переводить
численный
масштаб в
именованный
Определять
расстояния,
используя
масштаб
Составлять
простейший
план
методом
маршрутной
съемки
Выполняю
сам
Выполняю
с
помощью
Не умею
Еще один из приемов – карточки самооценки. Например, при изучении темы «Россия на
карте мира2 (8 класс) такая карточка используется сначала при введении в тему урока, а
затем в конце урока, что позволяет ученикам увидеть и оценить собственный прирост
знаний.
Планируемые результаты
Самооценка «+»/ «-»
В начале урока
В конце урока
Выявление особенности ГП
России
Знать какое место в мире
занимает наша страна среди
других стран
Знать приграничные страны
Рабочая карта урока может применяться на занятиях любого типа. Целью использования
данного приема является выработка у учащихся навыков самооценки на каждом этапе
урока. Сочетание самоконтроля и самооценки ученика с контролем учителя способствует
объективному выявлению причин затруднений школьника и ликвидации имеющихся у
него пробелов в усвоении знаний и умений.
Правила работы с картой:
1) В начале урока учитель озвучивает основные этапы данного урока, на которых
учащийся должен оценить свою работу, а также количество баллов за деятельность на
этапе.
2) В течение всего урока учащиеся анализируют и оценивают свою работу, заполняя
рабочую карту самостоятельно.
3) При подведении итогов урока учитель выставляет оценки, с учётом общего количества
баллов, заработанных на уроке.
Таблица «Рабочая карта урока»
Рабочая карта урока (оценка своей деятельности)
Ф.И. учащегося:_________________________________
Этапы урока
1
2
3
4
5
итого
Название
этапа урока
Количество
баллов
Карточка достижений заполняется в конце каждого урока самостоятельно. Например,
когда обсуждается в конце урока вся деятельность класса, не обязательно всем выступать
публично. Необходимо подвести каждого ребенка к тому, что бы каждый урок, каждое
задание было значимым, было принято личностью. Таким образом, педагог должен
использовать в работе с личностью ребенка диалог, работа направлена на помощь
ребенку. После заполнения карты достижений учащийся сам обнаружит пробелы в работе.
Таблица « Карточка достижений»
Итоговый оценочный лист. Данная таблица является итоговой, используется для анализа
самостоятельных,
проверочных
и
практических
работ.
Как
вариант
возможна
индивидуальная таблица подобного плана.
Оценочные листы являются своеобразным стимулом самообразования, так как позволяет
видеть учащимся изучаемую тему целостно в собственных целевых действиях и
самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со
своими возможностями. А также видеть, насколько объективна была его самооценка.
Таблица «Результативность самостоятельной работы учащихся по теме «План и карта»
Ф
ИО
Определ
ять
направле
ния
относите
льно
сторон
горизонт
а по
плану
Определ
ять
азимут
направл
ений на
заданны
й
объект
по
плану
Определя
ть
направлен
ия по
географич
еской
карте
Опреде
лять
расстоя
ния,
исполь
зуя
масшта
б
Опреде
лять
расстоя
ния,
исполь
зуя
свойств
а линий
градусн
ой
сетки
радусн
ой сети
Определя
ть
географич
еские
координат
ы
заданных
объектов
Находить
заданные
объекты
по
географич
еским
координат
ам
Отме
тка
Примечание:
1. Самооценка (при самоконтроле по выполнению оценочного листа)
2. Оценка учителя (контроль выполнения оценочного листа)
3. Оценка при сдаче зачёта.
В среднем звене наиболее эффективной является групповая форма работы, так как
групповая форма работы напрямую способствует развитию всех качеств личности,
необходимых для полноценного общения. Идея групповой работы не нова, но сегодня ей
уделяется огромное внимание и говорится о том, что данная форма должна стать одной из
основных на современном уроке. При такой форме работы учащиеся высказывают свое
мнение и приводят свои аргументы, слушают мнение одноклассников, корректируют его,
осознают ответственность за общее дело. При сотрудничестве совместно работающих в
группах детей возрастает глубина понимания учебного материала, меняется характер
взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, резко возрастает сплоченность
класса, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растет самокритичность,
дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся
приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение
строить свое поведение с учетом позиций других.
Применяю такие варианты организации групповой работы:
1) группа выполняет общее задание, но каждый член группы делает свою часть работы
независимо от других;
2) общее задание выполняется последовательно каждым членом группы;
3) задача решается при непосредственном одновременном взаимодействии каждого члена
группы со всеми остальными ее членами.
Для оценки работы группы на начальном этапе можно использовать небольшие анкеты:
1.
В группе работали (все; половина; в основном один человек)
2.
Мое участие (без меня бы с работой не справились; работал, как и все, в равной
степени; иногда помогал)
3.
Работа моей группы (понравилась, не понравилась)
4.
Поставь «крестик» на векторе – на сколько баллов ты оцениваешь свой вклад в
работу группы.
ОЦЕНКУ УЧАЩИМИСЯ СОБСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В РАБОТЕ МАЛОЙ ГРУППЫ
можно предложить в следующей форме.
ДЛЯ ОЦЕНКИ ВКЛАДА УЧАЩЕГОСЯ В ДИСКУССИЮ
можно выбрать несколько учеников для наблюдения и оценки. Оценка по каждому
показателю может выставляться по пятиуровневой системе, либо можно использовать
такие критерии, как «всегда», «обычно», «иногда», «никогда»,
помечая отметки в
столбике под именем ученика.
Поведение ученика
ФИО
ученика
ФИО
ученика
ФИО
ученика
ФИО
ученика
Помогает
определять
вопросы
для
обсуждения
Усердно работает над вопросом
Является интересным и внимательным
слушателем
Сравнивает
преподаваемые
идеи
со
своими собственными
Обдумывает
информацию,
представляемую другими учениками
Обобщает идеи, когда это необходимо
Приходит
к
заключениям,
которые
приводят к новому пониманию
Общая оценка
Для развития контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроках широко применяю
и такие приемы, как «Логические цепочки», «Кластер», «Толстые и тонкие вопросы»,
«Ромашка вопросов». Эти стратегии и приемы являются универсальными и могут
использоваться на разных этапах урока.
ДЛЯ ОЦЕНКИ УБЕДИТЕЛЬНОСТИ ВЫСТУПЛЕНИЯ (сообщение по теме, презентация)
Для каждой категории поставьте оценку от 1 до 5.
Имя учащегося___________________________________
Учтивость
Показал ли выступающий соответствующее поведение и навыки
вежливой речи, когда говорил о других участниках и их
выступлениях?
Презентация
Использовал ли выступающий эффективные технологии
выступления: зрительный контакт, жестикуляцию, мимику и т.д.?
Ясность
Была ли информация, представленная выступающим, четкой, ясной
и краткой?
Логика
Была ли информация хорошо организована, структурирована и
логична?
Убеждение
Продемонстрировал ли выступающий убежденность в ценности
своей позиции?
Знания
Показал ли выступающий знание вопроса? Знание позиции
оппонентов? Представил ли адекватные доказательства в поддержку
своей позиции?
Последствия
Прояснил ли выступающий, что, по мнению сторонников его
позиции, будет позитивными или негативными результатами этого
действия?
Ответы
Отвечал ли выступающий своевременно на вопросы?
Что касается итогового контроля, то здесь главное вновь вернуться к цели, к задаче,
которую решали. Это может быть отзыв относительно выполненной работы, либо
комментарии в устной или письменной форме, т.е. что сделано хорошо, а что и как можно
исправить. Причем, ребята могут не согласиться с отзывом и привести свои аргументы.
На заключительном этапе , на мой взгляд, необходимо уделять внимание анализу ошибок,
сомнений: Кто кому и в чем помог? С кем приятно работать? Почему? Кого можно
поблагодарить за хорошую работу? Были ли такие варианты, которые отвергли, а они
оказались правильными? О чем это говорит? Какие ошибки я допустил и почему? Что
можно было предпринять, чтобы избежать данной ошибки?
Можно также использовать контрольно-измерительные материалы различного уровня
сложности. При этом тесты, кроме выбора одного или нескольких ответов, должны
включать задания на соответствие, установление последовательности, работу с текстом и
рисунками. Для развития мыслительных операций учащихся ответы в тесте можно
зашифровать.
В тесте должны проверяться умения учащихся «свернуть» информацию и, наоборот,
«развернуть» информацию. При работе с текстом в КИМы вводятся и другие задания:
«Прочитай текст, найди и исправь в нем ошибки», «Оцените следующие суждения»,
«Найдите правильный ответ и объясните, почему он правильный, а другие ответы
неправильные», «Какая важная информация в тексте упущена?» и др.
И, конечно, должны присутствовать вопросы «Почему?», требующие доказательств и
аргументов.
Заключение
Подводя итог всему выше сказанному,
оценка – гибкий инструмент,
который
используется для мотивации и управления учебной деятельностью учащихся. При этом
акцент делается на самоконтроле и самооценке учащегося.
На этапе «Домашнее задание», кроме комментария к выполнению, должны быть также
критерии оценивания домашнего задания.
Для выявления уровня сформированности контрольно-оценочной самостоятельности
учащихся целесообразно ввести сравнительный коэффициент совпадения оценок учителя
и ученика, а также коэффициент совпадения в системе «взаимооценка-самооценка» по
отдельным
контрольно-измерительным
материалам
и
заданиям.
Первоначально
расхождения могут быть значительными, так как учащиеся будут завышать, или занижать
оценки, а в дальнейшем коэффициент совпадений приближается к 80-90%.
Из всего выше сказанного вытекают три функции учителя нового типа:
1. Создание условий для включения в самостоятельную познавательную и контрольно-
оценочную деятельность учащихся;
2.
Стимулирование
действий
обучающихся
для
достижения
поставленной
цели,
обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, для создания ситуации
успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона;
3. Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.
Овладение учащимися умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает
стресс и позволяет школьникам учиться с интересом и большим желанием.
Поиск новых подходов к оцениванию достижений учащихся, связан с переходом от
принципа оценивания по соответствию норме к принципу оценивания образованности
ребенка по результатам его собственного продвижения развитием рефлексивных умений и
самооценки учащихся. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит
успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная
реакция на внешнюю оценку его деятельности.
Выставляя оценку, необходимо подумать: что и как я оцениваю? Все ли я сделал для того,
чтобы ребенок был удовлетворен полученными знаниями, отметкой, какой бы она не
была. Что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли он за
книгу, станет ли более тщательно подходить к учебной деятельности или эта отметка не
будет стимулировать его к работе, оставит его равнодушным, вызовет отрицательную
реакцию к изучению предмета, посещению уроков.
Следует помнить, что если ученик понял, что от него требуют и не сомневается в
справедливости спрашиваемых знаний и необходимости требуемых умений, если он
убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит только от него
самого и степени его усердия, то это действительно способствует его развитию.