Автор: Сегодняева Людмила Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Новоульяновская средняя школа №1
Населённый пункт: Г.Новоульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка классного часа
Тема: "Всё в твоих руках!"
Раздел: начальное образование
4 класс
Классный час
«Всё в твоих руках!»
Цели:
1.
У учащихся должно появиться желание улучшить свои учебные достижения.
2.
Освоение учениками приемом самоанализа и самооценки.
3.
Способствовать переживанию у учеников ситуации личного успеха в учебной
деятельности.
4.
Должна появиться уверенность в учебных возможностях учащихся.
5.
Продолжить формировать у детей нравственную культуру во взаимоотношениях в
коллективе сверстников, укреплять в классе дружбу, взаимопомощь, поддержку.
Ход классного часа
Дорогие ребята! Сегодня вся наша страна отмечает День Знаний. Сегодня у
нас радостный праздник - первый школьный день после каникул.
Мы собрались всем классом на этот замечательный праздник – День знаний.
Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года. Пусть у нас в классе
будет светло от желания множить свои знания и умения, тепло от доброго
отношения друг к другу. Этот год - самый трудный и ответственный, т.к. по
окончании 4-го класса вам предстоит перейти во вторую ступень – 5 класс
1.
Звучит КЛИП - песня про первое сентября
Снова звонок всех друзей собирает
И на урок нас с тобой приглашает
И все вокруг очень рады 1 сентября?
И вот я задумалась, а так ли уж рады дети 1 сентября?
Они, наверное, думают, как было бы хорошо, чтобы все время
были каникулы , чтобы не было бы учителей, которые заставляют всегда что-
то учить, и вообще, как было бы хорошо, если совсем не было бы школ?
Послушайте как об этом поётся в шутошной песне Шаинского на слова….
Ну, это в шутку, а если всерьёз? А что тогда бы было? (,,,,,,,,,,, )
Итак, мы решили, что школа всё таки нужна
ЗАЧЕМ МЫ ХОДИМ В ШКОЛУ?
А вы зачем? ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Да, вы всё правильно сказали. И я соглашусь с вами - школа, в первую
очередь нужна для того, чтобы дети могли учиться…
Каждый из вас приходит в школу учиться, но с разной целью. Мы об этом с
вами говорили не раз, и я помню ваши ответы на вопрос, зачем нужно
учиться. Ваши ответы были такими:
1)
Чтобы не ругались родители
2)
Чтобы получать хорошие отметки
3)
Чтобы что-то получить за хорошую отметку (разрешение играть в комп,
деньги,…)
4)
Чтобы не получать двойки
5)
Чтобы не ругалась Л. В.
Поднимите, ту цифру, под которой записана ваша цель…
А чего не хватает здесь и пожалуй самого главного
РАБОТА ПО ПРЕЗЕНТАЦИИ
Учитель: Правильно говорят многие из вас, что учёба — это прежде всего
труд. Ученикам необходимо умение слушать и запоминать, делать, всё точно
и аккуратно, интересоваться окружающим, надо иметь привычку планировать
своё время, чтобы всё успевать.
Но наверняка часто так бывает, что, получив очередную двойку или тройку,
вы решаете, что вот сейчас приду домой и «возьмусь за ум», начну всё учить,
читать дополнительную литературу. Но приходите из школы — хочется
полежать, посмотреть телевизор, а там друг или подруга позвонили, нужно
идти гулять. Приходите вечером, опять усталые, нужно поужинать, опять
отдохнуть, а тут интересная передача да ещё компьютерная игра. И остаётся
на домашнюю работу совсем немного времени, ну прямо-таки чуть-чуть, а
нужно сделать и математику, и русский язык, выучить стихотворение,
прочитать параграф по окружающему миру и ответить на вопросы. А глаза
уже слипаются, сил нет. И утром опять идёт такой ученик в школу без
желания: уроки сделаны кое-как, а значит, будет соответствующий результат.
Что же делать?
Обсуждение притчи «Всё в твоих руках»
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками.
Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который
наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал
самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась
лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к
Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в
любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Вопрос учителя: Что значит для вас смысл высказывания
Мастера «Всё в твоих руках».
(Обсуждение высказывания Мастера).
РЕБЯТА, ХОЧУ РАССКАЗАТЬ О ДВУХ ВЕЛИКИХ ЛЮДЯХ, у которых
тоже всё было в их руках и которые свою жизнь сделали сами
.
Само имя этого великого полководца затмевает все возможные титулы и
награды, которыми он обладал. «Суворов — один из самых необыкновенных
людей своего века»
Ни
один
русский
полководец
не
имеет
за
плечами
такого
количества
блестящих побед. В течение своей многолетней военной службы Суворов ни
разу не был побежден.
Уже
первые
Суворовские
походы
принесли
ему
знаменитость.
Когда
солдаты делают то, что сделать практически невозможно, то сухие сводки о
численности войск и размерах потерь впечатляют больше, чем самые яркие
описания
битв.
В
мае
1773
года
две
тысячи
русских
солдат
под
предводительством Суворова взяли крепость, гарнизон которой составлял
более четырех тысяч человек. В июле 1779 года Суворов с 20-тысячной
армией
разгромил
30-тысячную
турецкую
группировку.
В
1789
году
25-
тысячная армия Суворова обратила в бегство 80-тысячную армию турков,
причем неприятель потерял 17 тысяч человек, а русские — всего 45 убитыми
и
133
ранеными.
Это Рымниковское
сражение
—
одна
из
самых
впечатляющих
суворовских
побед.
То
же
можно
сказать
и
о
переходе
суворовской армии через Альпы, который не имел и не имеет аналогов в
военном искусстве. Многие полководцы переходили Альпы, но ни один из
них не брался воевать в горах, в то время как русским войскам пришлось
штурмовать
эту
естественную
крепость
под
огнем
неприятеля.
Только
прошедшие суворовскую школу солдаты могли совершить подобное.
А ведь Александр Суворов родился очень хилым и слабеньким ребенком и
постоянно болел. Но он смог преодолеть свою слабость и это была его первая
и главная победа в жизни, которая помогла ему одержать все следующие
победы.
В детстве, глядя на хилого и болезненного ребенка, предпочитавшего
подвижным
играм
книги,
трудно
было
предположить,
что
он
станет
величайшим полководцем в истории России
А Саша только и мечтал о том, чтобы сделаться солдатом. Только такие
книжки и читал, которые рассказывали о славных войнах и победах великих
полководцев.
Тогда
друзья
уговорили
отца
Саши
отдать
его
в
военную
службу. Саша смеялся и прыгал от радости.
Стал он прилежно учиться военным наукам. Быть хорошим офицером не так
легко, как кажется. Суворов целые дни проводил за книжками и военными
упражнениями.
Не было солдата исправнее его: он вставал раньше других, сам чистил себе
сапоги
и
платье
и
стоял
на
часах
во
всякую
погоду.
Жил
он
вместе
с
простыми солдатами и ел солдатские щи и кашу; был всегда смел и весел и
смешил своих товарищей веселыми шутками и рассказами. Все любили его.
Рассказ о Ломоносове
Учитель: Ребята, а как надо значит учиться чтобы достичь результатов?
♦
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Действительно, одно из составляющих любой успешности —
умение отказать себе в удовольствиях. А для этого нужно волевое усилие или
сила воли. Что такое воля? Это умение человека регулировать своё поведе-
ние, управлять им. Как только перед человеком встаёт выбор — полежать или
выполнить какую-либо работу, срабатывает механизм волевой регуляции.
Один идёт к цели, преодолевая себя, а другой тормозит на этом пути. Каждое
преодоление препятствия укрепляет волю, человек становится сильнее. А
идущий на поводу своих желаний человек, забыв про чувство долга, как
правило, стоит на месте. Про таких говорят «он плывёт по течению», он
«овощ».
Но ведь всё, что мы делаем сейчас, все наши поступки «делают» наше
будущее.
Некоторые из вас, наверное, думают: «Да вот, я ещё маленький, вот в классе
10...» На самом деле начинать надо сейчас. Знания, которые даёт начальная
школа, создают фундамент интеллекта. Представьте, тот, кто учит уроки
регулярно и старательно, создаёт прочный фундамент, такой, который вы-
держит любое потрясение. В любом классе и в институте он сможет
воспользоваться этими знаниями. Ведь даже самые трудные теоремы по
математике опираются на те знания, которые вы получаете сейчас.
А тот, кто не старается, делает уроки кое-как, не сможет создать прочного
фундамента. Его дом знаний в любой момент может дать трещину, а то и
совсем рухнуть.
Учитель: Волю, как и любое качество характера, можно развивать. Как вы
думаете, какие качества присущи волевому человеку?
♦
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Правильно, это и настойчивость, и решительность, и
самостоятельность, и инициативность, и целеустремлённость.
Оставить на следующий день
Учитель: А теперь я предлагаю вам заполнить тест и определить,
насколько у вас развита воля. Постарайтесь честно ответить самому себе на
следующие вопросы.
♦
Ученики отвечают на вопросы теста, записывая ответы на листках
«да» или «нет».
Учитель: Будьте внимательны.
1.
Способен ли ты, если надо, рано утром встать с постели, как бы рано
это ни было?
2.
Каждое утро ли ты делаешь зарядку?
3.
Стремишься ли ты соблюдать режим дня?
4.
Как бы тебе ни мешали, можешь ли ты на уроках не отвлекаться и
делать то, что требуется?
5.
Осуждаешь ли ты, хотя бы про себя, тех, кто опаздывает или
пропускает уроки, мешает на них другим?
6.
Всегда ли ты выполняешь домашние задания, пусть даже не
самостоятельно?
7.
Читаешь ли ты дополнительную рекомендованную литературу?
8. Выполняешь ли ты поручение, которое тебе не совсем приятно?
9. В конфликтной ситуации, находясь на грани того, чтобы с кем-то
поссориться, можешь ли ты этого не делать?
10. Всегда ли ты выполняешь домашние задания без напоминания?
11. Есть ли такие дни и часы, в которые ты любишь заниматься одним и
тем же делом?
12. Если ты начал что-то делать, но потом понял, что это неинтересно,
доведёшь ли начатое до конца?
13. Можешь ли отказаться от самой интересной телепередачи или
кинофильма, если у тебя срочное и важное дело?
14. Всегда ли ты выполняешь свои обещания?
15. Задумываешься ли ты о своём поведении, поступках, делаешь ли ты
из этого выводы?
Интерпретация теста. За каждый ответ «да» - поставить себе 2 балла, за
ответ «нет» - 0. Подсчитайте свои баллы. Их сумма будет свидетельствовать о
том, насколько развита у вас воля.
Если набралось от 22 до 33 баллов — вас можно поздравить — с силой
воли всё в порядке. На вас можно положиться, вы не подведёте. Но иногда
ваша твёрдая позиция неприятна окружающим. Научитесь считаться с ними.
Если набралось от 13 до 21 балла, сила воли развита средне. Если вам
поручают что-то, вы выполняете, а по своей инициативе лишние обязанности
на себя не берёте. Вы не всегда тверды и упорны в достижении цели. И чёт-
ких целей пока нет.
Если набралось 12 и менее баллов, то с силой воли у вас неблагополучно.
К своим обязанностям вы относитесь «спустя рукава», делаете лишь то, что
легче и интереснее.
У вас наверняка много неприятностей и дома и в школе. Постарайтесь
посмотреть на себя как бы со стороны, проанализируйте своё поведение,
поступки, постарайтесь хоть что-то изменить. Вы скоро убедитесь, что это
вовсе не трудно, и станете более волевым человеком.
(По книге Е.И. Рогова «Эмоции и воля»)
Учитель: А какие бы ещё советы вы бы дали тем, кто хочет укрепить
волю?
♦
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Любые свои способности можно развивать. Конечно, большой
друг нам в этом — спорт. Постарайтесь выработать для себя режим дня и
неукоснительно его соблюдайте. Чаще анализируйте свои поступки, смотрите
на себя как бы со стороны. Задумайтесь о том, каким вас видят близкие люди,
друзья. Подумайте о том, что вам пригодится в будущем, какие качества вам
необходимы.
Помните!
Добивается успеха не тот, кто считает, что он сделал лучше из того, что
мог, а тот, кто каждой мыслью и каждым действием стремится к чему-то
большему.
Делайте больше, чем можете: «Если вы устали, пройдите ещё одну
милю», — говорят американцы. Это касается всех сфер жизни.
Успех приходит к тем, кто не зацикливается на неудачах, а идёт
дальше. Когда вы концентрируетесь на неудачах, вы притягиваете их к
себе. Когда вы концентрируетесь на успехах, вы притягиваете успех.
Человек способен достигнуть всего, во что он может поверить. Это
ключ к той силе разума, которая обращает идеи в реальность. Главное —
верить в себя, в собственные силы.
А главное — действовать, идти вперёд, выбирать главное для себя и
сосредоточиться на этом.
Кодекс чисти обучающегося
Клятва учеников 4 класса.
Мы ученики 4-Д класса в день начала учебного года клянёмся:
Никогда не ходить в школу….. /учитель/ с невыученными уроками.
Никогда не здороваться с учителями…/учитель/ набив рот жвачкой.
Никогда не носить сменную обувь… /учитель/ в одном пакете с
бутербродами.
Никогда не открывать учебник… /учитель/ грязными руками.
Никогда не решать задачи… /учитель/ списывая их у соседа.
Никогда не открывать двери в класс… /учитель/ ударом ноги.
Никогда не приглашать родителей на родительское собрание…
/учитель/ за 5 минут до его начала.
Никогда не заканчивать четверть… /учитель/ с плохими отметками.
Клянёмся!!!