Автор: Привизенцева Людмила Константиновна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №2"
Населённый пункт: г.Мытищи
Наименование материала: статья
Тема: "Основы проектной деятельности"
Раздел: полное образование
О С Н О В Ы
П Р О Е К Т Н О Й
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ХИМИЯ
П р и в и з е н ц е в а
Л . К . ,
учитель химии
МБОУ «Лицей
№
2" г.Мытищи
М о с к о в с к а я
о б л а с т ь
В
настоящее
время
очень
актуальна
проектная
педагогическая
технология.
При
реализации
ФГОС
ОО
повышается
значение
проектной
и
исследовательской
деятельности . Это связано с условиями новой реальности,
где
не
остается
места
для
человека,
не
способного
к
постоянному самостоятельному развитию профессиональных
и
социальных
компетентностей.
Современный
работник
любой
сферы
производства
вынужден
по с тоянно
перерабатывать совершенно новую для себя информацию,
принимать
нестандартные
решения,
уметь
эти
решения
обосновать и защитить.
Проектная
деятельность
не
является
синонимумом
исследовательской деятельности учащихся, но есть высшее
проявление проектной.
В
основе
организации
проектной
деятельности
учащихся лежит метод учебного проекта – это одна из
личностно
ориентированных
технологий,
спо соб
организации самостоятельной деятельности школьников,
направленный
на
решение
задачи
учебного
проекта,
интегрирующий
в
себе
проблемный
подход,
групповые
м е т о д ы ,
р е ф л е к с и в н ы е ,
п р е з е н т а т и в н ы е ,
исследовательские, поисковые и прочие подходы.
Учебный
проект,
с
точки
зрения
учащегося
-
это
возможность
делать
что-то
интересное
самостоятельно,
в
группе или самому, максимально используя свои возможности.
Учебный
проект,
с
точки
зрения
учителя
-
это
интегративное дидактическое средство развития, обучения и
воспитания,
которое
позволяет
вырабатывать
и
развивать
следующие компетентности учащихся:
•
Умение поставить перед собой реальную цель;
•
Умение планировать свою работу;
•
Умение
проводить
исследования,
вл а д е т ь
практическими навыками;
•
Умение
проанализировать,
оформить
и
изложить
результаты;
•
Умение объективно оценить свою работу.
Согласно
перечисленному
в
школе,
должны
быть
созданы условия для формирования у каждого ребенка данных
умений
вне
зависимости
от
их
способностей.
Школы
по-
разному
решают
этот
вопрос,
в
нашей
школе
«Основы
проектирования»
вынесены
во
внеурочную
деятельность,
которая,
как
известно,
является
обязательным
элементом
учебного плана школы при переходе на ФГОС ОО.
Предлагаю макет тематического планирования, которое
может быть использовано в качестве основы, для создания
курса
внеурочной
деятельности
«Основы
проектирования»,
последовательность тем и количество часов можно менять в
зависимости
от
заинтересованности
и
активности
детей.
Начинаем
работу
с
группового
проекта(обучаем),
далее
индивидуальные проекты(закрепляем, совершенствуем)
Тематическое планирование курса
№
п/п
Тема занятий
Кол-во
занятий
Пояснения
1
Введение: способы
познания мира.
1
Три способа познания мира:
искусство, религия, наука. Особенности
научного метода исследования. В ходе
анкетирования и беседы выясняю
знания о видах проектов, этапах работы
над проектом, способах защиты
проекта.
2
Что такое проект?
1 - 2
Для наглядности, показываю проекты
прошлых лет. Предлагаю
зарегистрироваться на портале
«Глобаллаб» и принять участие в
проектах портала, в одном группой, в
другом индивидуально. Проекты
портала имеют интересные гипотезы,
формы работы, охват участников.
3
Выбор темы
первоначального
исследования для
всей группы
2
Поиск проблемы, которая всех
интересует. Например, подростки
разделяются на пары, находят общую
интересующую их область знания.
Затем пары объединяются в группы по
четыре человека, затем — по восемь
человек, каждый раз приходя к выбору
общей темы. Я понимаю, что этот
процесс должен быть с повышенной
долей самостоятельности, но я не
навязчиво предлагаю избыточное
количество тем проектов, которые
можно было бы объединить в один
общий проект [4]
4
Формирование базы
данных
исследования
2
Поиск необходимых литературных
данных. Начинается на занятии с
помощью базы, имеющейся у педагога.
Показываю, что искать нужно именно
материал, а не готовые работы.
Провожу беседу о плагиате.
5
Определение
средств и методов
исследования.
Тренинг
2
«Мозговой штурм» по определению
средств и методов решения
проблемы. По химии для меня
ключевой является мысль, что проект
по химии, если он не
информационный, обязательно
должен содержать
экспериментальную часть – ведь
химия наука экспериментальная
6
Проведение
исследования.
Тренинг логического
мышления.
Подведение итога
2-3
Например, сбор материала о
веществах вокруг нас, природных
индикаторах, ученых внесших большой
клад в развитие науки. Выделение
возможных экспериментальных работ.
7
Наблюдение и
эксперимент.
Практикум
7
Практикум по обучению
экспериментальным методам.
Проводим групповые
экспериментальные работы в рамках
выбранной темы.
8
Защита проекта.
Тренинг общения
1
Тренинг общения во время защиты
проекта может проходить в
театрализованном виде, когда
отрабатываются навыки поведения
оппонентов, членов жюри и т. д.
9
Анализ результатов
работы
1
Анализ результатов работы должен
обязательно проходить в
положительном ключе: отмечается
вклад каждого ученика в общий
результат
10
Выбор тем
самостоятельных
исследований
1
Предлагаю конкретизировать общую
тему работы или выбрать другую тему,
интересную для учащегося тему
11
Работа с
источниками
информации (книги,
Интернет)
2
Помогаю и консультирую, стимулируя
индивидуальную работу.
12
Презентация
литературных
данных по теме
исследования
1
Общее занятие, цель которого —
конкретизировать тему, цель работы,
представить обзор литературы по
выбранной теме 3-4 источника.
13
Планирование
практической части
индивидуальных
работ
2
Индивидуальные консультации
14
Индивидуальные
консультации по
темам исследования
3
Роль учителя — помощь в
практической части.
15
Подготовка к
защите проекта
2
Выбор формы защиты
16
Защита проекта
1
Формой проведения защиты
проектов в нашей школе является
ученическая конференция.
Итого
35
Объем часов можно увеличить, если
предложить ребятам выполнить
групповые проекты разных видов
Придерживаться определенного алгоритма в работе мне
помогает
программа
деятельности,
имеющаяся
в
рабочей
тетради [3]Чтобы научить детей уже в 7 классе писать отчет о
работе, предлагаю им в качестве черновика воспользоваться
шаблоном.
ВВЕДЕНИЕ
Тема моего проекта
Я выбрал эту тему, потому что
Цель моей работы
Проектным продуктом будет
Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как
План
моей
работы
(указать
время
выполнения
и
перечислить все промежуточные этапы):
Выбор темы и уточнение названия
Сбор информации (где и как искал информацию)
Изготовление продукта (что и как делал)
Написание письменной части проекта (как это делал)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Я начал свою работу с того, что
Потом я приступил к
Я завершил работу тем, что
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен
график работы)
План моей работы был нарушен, потому что
В ходе работы я принял решение изменить проектный
продукт, так как
Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому
что
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из
того, что было задумано, получилось, например
Это произошло, потому что
Если бы я начал работу заново, я бы
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу
для того, чтобы
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как
Работа над проектом показала мне, что (что узнал о
себе и о проблеме, над которой работал)
Не обязательно использовать шаблон полностью, однако
необходимо, чтобы ребенок проанализировал свои успехи и
неудачи, свои чувства и эмоции.
В старших классах отчеты о работе над проектом должны
быть более развернутыми и глубокими.
Литература
•
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя/
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. 3-е изд. – М.:
Просвещение, 2013. – 223 с
•
Громова Л.А. Организация проектной и
исследовательской деятельности школьников:
биология: 5-9 классы: методическое пособие/
Л.А.Громова. – М.: Вентана - Граф, 2014. -160с.
•
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы
проектной деятельности. Под ред. проф. Е.Я. Когана.
Рабочая тетрадь 5-7 класс. Издательство «Учебная
литература», 2007
•
Габриелян О.С. Методическое пособие к
пропедевтическому курсу О.С.Габриелян,
И.Г.Остроумов, А.К.Ахлебинина «Химия. Вводный
курс. 7 класс» : методическое пособие/ О.С.Габриелян,
Г.А. Шипарева. – М.: Дрофа, 2007. – 203 с.