Напоминание

"Основы проектной деятельности"


Автор: Привизенцева Людмила Константиновна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №2"
Населённый пункт: г.Мытищи
Наименование материала: статья
Тема: "Основы проектной деятельности"
Раздел: полное образование





Назад




О С Н О В Ы

П Р О Е К Т Н О Й

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ХИМИЯ

П р и в и з е н ц е в а

Л . К . ,

учитель химии

МБОУ «Лицей

2" г.Мытищи

М о с к о в с к а я

о б л а с т ь

В

настоящее

время

очень

актуальна

проектная

педагогическая

технология.

При

реализации

ФГОС

ОО

повышается

значение

проектной

и

исследовательской

деятельности . Это связано с условиями новой реальности,

где

не

остается

места

для

человека,

не

способного

к

постоянному самостоятельному развитию профессиональных

и

социальных

компетентностей.

Современный

работник

любой

сферы

производства

вынужден

по с тоянно

перерабатывать совершенно новую для себя информацию,

принимать

нестандартные

решения,

уметь

эти

решения

обосновать и защитить.

Проектная

деятельность

не

является

синонимумом

исследовательской деятельности учащихся, но есть высшее

проявление проектной.

В

основе

организации

проектной

деятельности

учащихся лежит метод учебного проекта – это одна из

личностно

ориентированных

технологий,

спо соб

организации самостоятельной деятельности школьников,

направленный

на

решение

задачи

учебного

проекта,

интегрирующий

в

себе

проблемный

подход,

групповые

м е т о д ы ,

р е ф л е к с и в н ы е ,

п р е з е н т а т и в н ы е ,

исследовательские, поисковые и прочие подходы.

Учебный

проект,

с

точки

зрения

учащегося

-

это

возможность

делать

что-то

интересное

самостоятельно,

в

группе или самому, максимально используя свои возможности.

Учебный

проект,

с

точки

зрения

учителя

-

это

интегративное дидактическое средство развития, обучения и

воспитания,

которое

позволяет

вырабатывать

и

развивать

следующие компетентности учащихся:

Умение поставить перед собой реальную цель;

Умение планировать свою работу;

Умение

проводить

исследования,

вл а д е т ь

практическими навыками;

Умение

проанализировать,

оформить

и

изложить

результаты;

Умение объективно оценить свою работу.

Согласно

перечисленному

в

школе,

должны

быть

созданы условия для формирования у каждого ребенка данных

умений

вне

зависимости

от

их

способностей.

Школы

по-

разному

решают

этот

вопрос,

в

нашей

школе

«Основы

проектирования»

вынесены

во

внеурочную

деятельность,

которая,

как

известно,

является

обязательным

элементом

учебного плана школы при переходе на ФГОС ОО.

Предлагаю макет тематического планирования, которое

может быть использовано в качестве основы, для создания

курса

внеурочной

деятельности

«Основы

проектирования»,

последовательность тем и количество часов можно менять в

зависимости

от

заинтересованности

и

активности

детей.

Начинаем

работу

с

группового

проекта(обучаем),

далее

индивидуальные проекты(закрепляем, совершенствуем)

Тематическое планирование курса

п/п

Тема занятий

Кол-во

занятий

Пояснения

1

Введение: способы

познания мира.

1

Три способа познания мира:

искусство, религия, наука. Особенности

научного метода исследования. В ходе

анкетирования и беседы выясняю

знания о видах проектов, этапах работы

над проектом, способах защиты

проекта.

2

Что такое проект?

1 - 2

Для наглядности, показываю проекты

прошлых лет. Предлагаю

зарегистрироваться на портале

«Глобаллаб» и принять участие в

проектах портала, в одном группой, в

другом индивидуально. Проекты

портала имеют интересные гипотезы,

формы работы, охват участников.

3

Выбор темы

первоначального

исследования для

всей группы

2

Поиск проблемы, которая всех

интересует. Например, подростки

разделяются на пары, находят общую

интересующую их область знания.

Затем пары объединяются в группы по

четыре человека, затем — по восемь

человек, каждый раз приходя к выбору

общей темы. Я понимаю, что этот

процесс должен быть с повышенной

долей самостоятельности, но я не

навязчиво предлагаю избыточное

количество тем проектов, которые

можно было бы объединить в один

общий проект [4]

4

Формирование базы

данных

исследования

2

Поиск необходимых литературных

данных. Начинается на занятии с

помощью базы, имеющейся у педагога.

Показываю, что искать нужно именно

материал, а не готовые работы.

Провожу беседу о плагиате.

5

Определение

средств и методов

исследования.

Тренинг

2

«Мозговой штурм» по определению

средств и методов решения

проблемы. По химии для меня

ключевой является мысль, что проект

по химии, если он не

информационный, обязательно

должен содержать

экспериментальную часть – ведь

химия наука экспериментальная

6

Проведение

исследования.

Тренинг логического

мышления.

Подведение итога

2-3

Например, сбор материала о

веществах вокруг нас, природных

индикаторах, ученых внесших большой

клад в развитие науки. Выделение

возможных экспериментальных работ.

7

Наблюдение и

эксперимент.

Практикум

7

Практикум по обучению

экспериментальным методам.

Проводим групповые

экспериментальные работы в рамках

выбранной темы.

8

Защита проекта.

Тренинг общения

1

Тренинг общения во время защиты

проекта может проходить в

театрализованном виде, когда

отрабатываются навыки поведения

оппонентов, членов жюри и т. д.

9

Анализ результатов

работы

1

Анализ результатов работы должен

обязательно проходить в

положительном ключе: отмечается

вклад каждого ученика в общий

результат

10

Выбор тем

самостоятельных

исследований

1

Предлагаю конкретизировать общую

тему работы или выбрать другую тему,

интересную для учащегося тему

11

Работа с

источниками

информации (книги,

Интернет)

2

Помогаю и консультирую, стимулируя

индивидуальную работу.

12

Презентация

литературных

данных по теме

исследования

1

Общее занятие, цель которого —

конкретизировать тему, цель работы,

представить обзор литературы по

выбранной теме 3-4 источника.

13

Планирование

практической части

индивидуальных

работ

2

Индивидуальные консультации

14

Индивидуальные

консультации по

темам исследования

3

Роль учителя — помощь в

практической части.

15

Подготовка к

защите проекта

2

Выбор формы защиты

16

Защита проекта

1

Формой проведения защиты

проектов в нашей школе является

ученическая конференция.

Итого

35

Объем часов можно увеличить, если

предложить ребятам выполнить

групповые проекты разных видов

Придерживаться определенного алгоритма в работе мне

помогает

программа

деятельности,

имеющаяся

в

рабочей

тетради [3]Чтобы научить детей уже в 7 классе писать отчет о

работе, предлагаю им в качестве черновика воспользоваться

шаблоном.

ВВЕДЕНИЕ

Тема моего проекта

Я выбрал эту тему, потому что

Цель моей работы

Проектным продуктом будет

Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как

План

моей

работы

(указать

время

выполнения

и

перечислить все промежуточные этапы):

Выбор темы и уточнение названия

Сбор информации (где и как искал информацию)

Изготовление продукта (что и как делал)

Написание письменной части проекта (как это делал)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Я начал свою работу с того, что

Потом я приступил к

Я завершил работу тем, что

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами

Чтобы справиться с возникшими проблемами, я

Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен

график работы)

План моей работы был нарушен, потому что

В ходе работы я принял решение изменить проектный

продукт, так как

Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому

что

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из

того, что было задумано, получилось, например

Это произошло, потому что

Если бы я начал работу заново, я бы

В следующем году я, может быть, продолжу эту работу

для того, чтобы

Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как

Работа над проектом показала мне, что (что узнал о

себе и о проблеме, над которой работал)

Не обязательно использовать шаблон полностью, однако

необходимо, чтобы ребенок проанализировал свои успехи и

неудачи, свои чувства и эмоции.

В старших классах отчеты о работе над проектом должны

быть более развернутыми и глубокими.

Литература

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников.

Методический конструктор: пособие для учителя/

Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. 3-е изд. – М.:

Просвещение, 2013. – 223 с

Громова Л.А. Организация проектной и

исследовательской деятельности школьников:

биология: 5-9 классы: методическое пособие/

Л.А.Громова. – М.: Вентана - Граф, 2014. -160с.

Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы

проектной деятельности. Под ред. проф. Е.Я. Когана.

Рабочая тетрадь 5-7 класс. Издательство «Учебная

литература», 2007

Габриелян О.С. Методическое пособие к

пропедевтическому курсу О.С.Габриелян,

И.Г.Остроумов, А.К.Ахлебинина «Химия. Вводный

курс. 7 класс» : методическое пособие/ О.С.Габриелян,

Г.А. Шипарева. – М.: Дрофа, 2007. – 203 с.



В раздел образования