Напоминание

"Подготовка детей к обучению грамоте"


Автор: Глазко Анастасия Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №153"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Методический материал
Тема: "Подготовка детей к обучению грамоте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Подготовка детей к обучению грамоте».

г. Нижний Новгород, 2021

Содержание

Введение

1. Сущность подготовки детей к обучению грамоте………………………3

2. Задачи подготовки детей к обучению грамоте в детском саду………...5

3. Ознакомление со звуковым строением слова…………………………...7

4. Дидактические игры и упражнения……………………………………...10

Заключение

Список использованных источников

Введение.

Проблема подготовки детей к обучению грамоте в последнее время не

только не теряет своей актуальности, но приобретает ещё большую остроту в

связи с изменениями психологических и социальных условий, в которых

находится

как

ребёнок,

так

и

воспитывающий

его

взрослый.

От

эффективности

такой

подготовки

зависит

успешность

последующего

обучения в школе.

Подготовка к школе в детском саду включает две основные задачи:

всестороннее

воспитание

физическое,

нравственное,

умственное,

эстетическое, специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые

ребёнок будет изучать в школе.

Чтобы ребёнок умел использовать свои слух и зрение, умение

анализировать, выделять главные признаки речевого материала – одним

словом,

имел

общую

ориентировку

в

звуковой

системе

языка.

Несформированность фонематической системы может вызвать затруднения

при обучении в школе.

1. Сущность подготовки к обучению грамоте.

Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых

является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который

основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе,

присоединяется к ней и развивает ее (Б. Г. Ананьев).

Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. При

подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей

в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны

речи, воспитание звуковой культуры речи. Исследования и опыт работы

учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают

грамотой и всеми другими учебными предметами.

Процесс подготовки детей к обучению грамоте начинается ещё в младших

группах детского сада, однако, наибольший акцент на данный вид работы

приходится на старшие подготовительные группы.

Особое значение имеет формирование элементарного осознания чужой и

своей речи, когда предметом внимания и изучения детей становится сама

речь,

ее

элементы.

Формирование

речевой

рефлексии

(осознание

собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи

составляет важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи.

Данное

качество

является

составной

частью

общей психологической

готовности к школе.

Формирование речевых умений и навыков и осознания явлений языка и

речи — взаимосвязанные стороны единого процесса речевого развития. С

одной стороны, совершенствование речевых умений и навыков составляет

условие последующего осознания явлений языка, с другой — сознательное

оперирование

языком,

его

элементами

не

изолировано

от

развития

практических умений и навыков. Целенаправленная подготовка к обучению

грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень ее

произвольности и осознания, что, в свою очередь, оказывает влияние на

общее речевое развитие, повышение речевой культуры детей

1

. Таким

образом, необходима двусторонняя связь между процессом развития речи в

детском саду и подготовкой к обучению грамоте.

Формирование речевых умений и навыков и осознания явлений языка и

речи — взаимосвязанные стороны единого процесса речевого развития. С

одной стороны, совершенствование речевых умений и навыков составляет

условие последующего осознания явлений языка, с другой — сознательное

оперирование

языком,

его

элементами

не

изолировано

от

развития

практических умений и навыков. Целенаправленная подготовка к обучению

грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень ее

произвольности и осознания, что, в свою очередь, оказывает влияние на

общее речевое развитие, повышение речевой культуры детей. Таким образом,

необходима двусторонняя связь между процессом развития речи в детском

саду и подготовкой к обучению грамоте.

Русское письмо — звукобуквенное. Оно точно и тонко передает звуковой

состав языка и требует другого механизма чтения: процесс перекодировки в

нем обеспечивается звукобуквенным анализом слов. Поэтому и психоло-

гический механизм чтения изменяется: начальный этап чтения есть процесс

воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели.

Здесь обучающийся читать действует со звуковой стороной языка и без пра-

вильного воссоздания звуковой формы слова не может понять читаемое.

Д.Б. Эльконин отмечает, что все искания на протяжении истории методики

обучения

чтению

были

направлены

на

выяснение

этого

механизма

воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели и приемов его

формирования.

Поэтому

в

современной

методике

принят

звуковой

аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само его название

говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой

стороны языка и речи. В большинстве случаев сегодня используются

варианты звукового аналитико-синтетического метода (звуко - слоговой

метод В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько; метод Д. Б.

Эльконина и другие).

2. Задачи подготовки детей к обучению грамоте в детском саду.

Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен понять, что речь

рождается из слов, он должен усвоить звукослоговое строение слов русской

речи и обозначение звуков буквами.

Огромное внимание педагог на занятиях по обучению грамоте уделяет

практическому изучению детьми звуков речи и способов их буквенного

обозначения. Дети постепенно запоминают изображения букв, соединяя

каждое из них с определенным звуком, учатся соединять их в слова и

соотносить слова и предложения письменной речи с соответствующими

словами и фразами устной речи. Обучение грамоте осуществляется в

теснейшей связи с работой по развитию речи, по уяснению детьми смысла

слова и его звукослоговой структуры.

Фонематическое восприятие (Д.Б. Эльконин) - слышание отдельных звуков

в слове и умение проводить анализ звуковой формы слов при внутреннем их

проговаривании».

Фонематический слух - способность к слуховому восприятию звуков речи

(фонем) и умение различать звуки речи в их последовательности в словах и

близкие по звучанию звуки.

Работа по обучению грамоте ведется по всем возрастным группам.

Во 2-й младшей группе – это подготовительная работа к освоению грамоты,

она формирует следующие задачи:

1. Выявить уровень развития у детей фонематического слуха; развивать

слуховое и речевое внимание; работа над дифференциацией изолированных

звуков.

2. Знакомство детей с гласными 1-го отряда, плюс звук [и], а также их

реализацией: в речи - звуком, на письме - печатной буквой.

3. Общее знакомство детей с понятием «звук» и «слово».

В средней группе:

1. Продолжается знакомство детей с индивидуальными особенностями

звукопроизношения детей.

2. Знакомство детей с гласными 2-го отряда и согласными звуками, а также с

дифференциацией звуков в словах и во фразовой речи.

3. Продолжается знакомство детей с понятием линейности и протяженности

слов, длительностью звучания.

В старшей группе:

1. Переход от умения узнавать и произносить звуки к умению синтезировать

из них слоги, слова.

2. Это этап непосредственного обучения детей чтению (слоговое плавное

чтение – до 15 знаков) и развития связной речи.

3. Работа над логическими, фразовыми, психологическими и эмфатическими

паузами.

Подготовительная группа – это заключительный этап в работе по подготовке

детей к обучению грамоте, предусматривающий осмысление ребенком

целостной модели языка:

от звука – к слогу;

от слога – к слову;

от слова – к предложению;

от предложения – к тексту, литературе.

3. Ознакомление со звуковым строением слова.

Правильное восприятие звуков речи, фонематического состава слова

возникают не сразу. Это результат постепенного развития. На самом раннем

этапе ребенок воспринимает слова как единый, нечленораздельный звуковой

комплекс. Последующий этап характеризуется постепенным развитием

умения различать фонемы, входящие в состав слова. Одновременно

происходит интенсивное овладение активным словарем и правильным

произношением слов.

Ознакомление детей со звуковой стороной слова начинается в младшей и

средней

группах,

когда

в

процессе

воспитания звуковой культуры

в

упражнениях и речевых играх они учатся внятно произносить звуки,

вслушиваться

в

звучание слов,

различать

на

слух

сходные

и

различающиеся слова, произносить их силой голоса и в разном темпе.

Детей

учат вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в них

повторяющиеся звуки.

Подводить детей к звуковому анализу начинают в средней группе. Для

решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить

их воспринимать слово, т.е слышать в слове отдельные звуки. Способом

выделения в слове является особое произнесение слова -с интонацией -особо

подчеркнутым

выделением

в

нем

одного

звука.

Исследователи

подчеркивают, что необходимо добиваться усвоение обобщенного способа

выделения

любых

звуков

в

словах,

а

не

выделения

какого-либо

определенного звука. Когда дети научились способу интонационного

выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком месте

находится . нужный звук - в начале, середине, конце слова. Затем дети сами

называют слова, в которых есть нужный звук.

В старшей группе ставиться задача формирования у детей умения

производить звуковой анализ. На первом этапе детей учат определять

порядок, последовательность фонем. Картинка и схема позволяю наглядно

показать слово в предметном плане. Схема показывает ребенку количество

звуков в слове и одновременно помогает контролировать действие по

выделению звуков. После того, как дети хорошо познакомятся со схемой,

воспитатель переходит к формированию действиям звукового анализа. На

последующих занятиях их учат замещать звуки фишками. Звуки поочередно

выделяют интонацией, произносят изолировано, обозначают фишками.

Сначала для анализа предлагается слово из трех звуков (дом), после

рекомендуется вводить в обучение различение гласных и согласных звуков.

Знакомство происходит в форме загадок, секретов. Ребята узнают, что

гласные звуки – особенные, волшебные, которые можно громко крикнуть,

спеть, при их произнесении воздух свободно выходит изо рта, ему не

мешают ни губы, ни зубы, ни язык. Так они отгадывают «волшебные» звуки

а, о, у, ы, и, э в словах (мак, дом, лук, дым, кит, лес). Это гласные звуки,

которые

с

этого

момента

обозначаются

красными

фишками.

Дети

самостоятельно для себя открывают характеристику гласных звуков и

поэтому легко запоминают этот материал. О согласных звуках дошкольники

узнают после того, как познакомятся с гласными и перейдут к разбору

четырех звуковых слов. Это происходит также в форме загадок. Дети

отгадывают особенные звуки, при произнесении которых воздух во рту

встречает преграды: губы, зубы, язычок

.

После ознакомления с согласными и

гласными звуками переходят к анализу слов из четырех звуков.

Следующий этап обучения вычленению ударного звука, дети выделяют

ударный слог.

В подготовительной группе на основе звукового анализа детей учат чтению.

Само действие звукового анализа также совершенствуется. Дети выполняют

разнообразные задания в играх: «Назови слова заданным звуком». «Кто

внимателен». Со

слоговым

строением

слова: первоначальное

обучение

чтению предполагает формирования умение читать слогами. Задачей работы

в детском саду является формированию у детей умений слышать и называть

количество слогов в слове определять их последовательность, соединять

слова из заданных слогов. Умение слышать и выделять ударный слог

необходимо не только для подготовки к обучению чтению и письму, но и для

повышения обшей речевой культуры, для последующей изучения родного

языка в школе.

В методике обучения грамоте детально разработана последовательность

работы по членении: слов на слоги.

В первую очередь необходимо

познакомить детей с термином «слог». На начальном этапе работы для

анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов.

Ознакомление со слоговым делением слова можно строить на основе

аналогии с членением предложения на слова, предлагая детям произносить

слова с остановками, по частям.

На

протяжении

всего

обучения

используются

следующие приемы: количественный и порядковый счет слогов в слове;

подсчет

прикасаний

тыльной

стороной

ладони

к

подбородку

при

произнесении слова; схематическое изображение слогового состава слова;

произнесение слова по слогам, установление их последовательности,

соотнесение со схемой; подбор слов с заданным количеством слогов. В

процессе анализа слогового состава слова детей знакомят с ударением.

Обнаруживается, что один слог произноситься с большей силой голоса,

протяжно, что он лучше слышаться. Умение определять ударение в слове

закрепляют в разнообразных упражнениях: граф. изображение ударного

слога в разных словах; классификация картинок, в названиях которых

ударение стоит на 1-ом, 2-ом, 3-им слоге.

Дидактические игры и упражнения.

После 5 лет резко возрастает потребность ребенка в общении со

сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети

обмениваются

информацией,

планируют,

разделяют

и

координируют

функции.

Дидактические игры и упражнения по развитию речи дошкольников

старшего возраста. Цель данных игр и упражнений — показать детям, что

слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные;

учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного

звука, последнего или первого. А также научить детей слышать отдельные

звуки внутри слова, упражнять детей в самостоятельном подборе и

назывании слов с определенными звуками.

КАК ЗВУЧИТ СЛОВО! Цель игр — продолжать учить детей вслушиваться

в звучание слов; упражнять их в самостоятельном назывании слов и четком

произнесении звуков в них; учить вслушиваться и самостоятельно находить

слова, сходные и разные по звучанию.

1. Стоп! Палочка, остановись!

Описание:

Дети становятся в круг, воспитатель — в центре. Игра заключается в том,

что дети называют слова и одновременно передают палочку рядом стоящему

— своеобразная эстафета. О том, какие это должны быть слова, участники

игры договариваются заранее. «О каком животном будем рассказывать?» —

спрашивает воспитатель. Кто-то из детей предлагает: «Будем говорить про

котенка все, что знаем». Воспитатель соглашается и предлагает сначала

подобрать слова о том, какой котенок (подбор слов-прилагательных).

Педагог вручает палочку кому- либо из детей, тот называет первое слово

(например, пушистый) и передает палочку следующему, он говорит

белолапый и тоже передает палочку и т. д. В результате дети подбирают

много разных слов. Если кто-либо повторяет уже названное слово или

слишком долго ищет слово, воспитатель дает сигнал: «Стоп! Палочка,

остановись!» Этот ребенок должен выйти из круга. Когда палочка дойдет до

середины круга, воспитатель меняет задание: «Теперь будем подбирать слова

о том, что котенок может делать» (подбор слов-глаголов). Эта задача легче

предыдущей, поэтому палочка обходит весь круг детей, каждый произносит

по одному (по разному!) слову: лакает, бежит, сидит, мяукает, мурлыкает и

т.д. Постепенно круг играющих сужается за счет допускающих ошибки.

Затем воспитатель предлагает двум детям вспомнить и повторить все

названные слова (какой котенок и что он может делать), чтобы ребята

поняли, как много было названо слов и что все слова были разные.

Некоторые слова воспитатель просит повторить так, чтобы все хорошо

услышали, как они звучат. В следующий раз дети могут подобрать кличку

котенку (подбор слов-существительных). Аналогично может быть проведена

игра и по подбору слов для характеристики других животных, птиц,

насекомых, рыб.

2. Подумай и скажи.

Наглядный материал. Игрушки: птичка, мишка, зайка.

Описание: Воспитатель: Мы научились с вами, дети, — говорит воспитатель,

— находить и ясно произносить разные слова. Все они звучат по- разному.

Но есть среди них и такие, что звучат немножко похоже, послушайте:

сверчок, паучок, жучок. Произнесите сами эти слова, вслушайтесь! А что

можно сказать про такие слова: резина, корзина? Правда, они тоже звучат

похоже? Перед вами три игрушки: птичка, мишка и зайка. К названию

каждой будем подбирать похоже звучащие слова. Вначале к слову птичка.

Кто уже догадался? (Коля добавляет слово синичка). Что же получится?

Произнеси сразу два слова. — Птичка-синичка. — Хорошо. Кто другое слово

предложит? — Певичка. — Невеличка. — Удачные слова, все подходят к

птичке, и все звучат похоже, послушайте еще раз: птичка-синичка, певичка,

невеличка. Подберем теперь слова к слову мишка, И т. д. Воспитатель

поощряет детей, которые подбирают слова, подходящие по смыслу и

похожие по звучанию: топтыжка, малышка, сынишка. Затем дети подбирают

похожие слова к слову зайка; незнайка, зазнайка, побегайка, всезнайка.

В СЛОВЕ ЕСТЬ ЗВУКИ. Цель игр — показать детям, что слова звучат

потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные; учить детей

самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука,

последнего или первого.

1. Какой звук потерялся?

Описание: Воспитатель не спеша читает стихотворный текст. В некоторых

словах он специально не проговаривает первый звук. Дети внимательно

вслушиваются и отмечают, какие слова произнесены неправильно, выделяют

их из текста, произносят правильно, указывая, какой звук был потерян.

Например, воспитатель говорит: «Подготовлен ...амолет, он отправится в

полет». В каком слове не хватает одного звука? Какой это звук? Назовите

его». Вызванный ребенок должен ответить, что в слове самолет был

пропущен звук си что со звуком будет так: «Подготовлен самолет, он

отправится в полет». Когда дети научатся легко находить пропущенный звук

в одном слове связного текста, воспитатель сможет не проговаривать звук

уже' в двух-трех словах: «Наша Таня ...ромко плачет, ...ронила в речку

мячик»; «Наша ...аша маленька, на ней ...убка аленька»; «Зайку ...росило

хозяйка, под дожде... остался ...айка». Дети восстанавливают пропущенные

звуки. При проведении упражнения можно использовать двустишия, загадки-

добавлялки, несложные стихотворные тексты

ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО — ЭТО СЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ ОДНОГО ЗА

ДРУГИМ. Цель упражнений, по типу приведенных, — показать детям, что,

звуки

в

словах

произносятся

друг

за

другом

в

определенной

последовательности (сначала первый, затем следующий и т. д.); научить их

протяжно произносить слова с выделением в них определенного звука.

1. Молчанка.

Наглядный материал. Игрушки и предметы, находящиеся в групповой

комнате; индивидуальные звуковые линейки.

Описание: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и «поискать»

короткие и длинные слова. Выбирается ведущий, он должен ходить по

комнате и искать предметы с коротким4 названием. Найдя такой предмет или

игрушку, он должен остановиться перед ним и хлопнуть в ладоши. Все дети

следят за действиями ведущего и на своих линеечках проверяют, правильно

ли он выполняет задание. Следующий ведущий ищет предметы с длинным

названием.

2. Что получится?

Наглядный материал. Предметные картинки: лис, лист, кот, уж (все названия

короткие); демонстрационная и индивидуальные звуковые линейки № 2,

веревка.

Описание:

Воспитатель

выставляет

на

стенде

картинку,

на

которой

изображен лис, и говорит, что короткое слово лис нужно превратить в

длинное. Дети называют слова (лисица, лисонька, лисёночек, лисичка,

лисица...). Короткое слово лис дети проговаривают протяжно и следят за

последовательным расположением звуков с помощью своих индивидуальных

линеек. Длинные слова воспитатель демонстрирует на большой линейке.

Затем воспитатель показывает картинку с изображением листа, дети

изменяют слово, превращая его в длинное (листочек, листики, лиственный...).

Произнося длинные слова, они шагают вдоль веревки. Такая работа

проводится и со словами кот (котенок, котофей, котеночек), уж, (ужонок,

ужоночек) и др.

3. «Летела корова».

Цель: развитие внимания, фонетического слуха; закрепление у детей умения

ориентироваться в звуковой структуре слова Оборудование: стихотворение «

Летела корова».

Описание игры. Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и,

развернув правую руку ладонью вниз, а левую – ладонью вверх, соединяют

свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в

такт слову хлопая по ладони правого соседа: Летела корова, сказала слово.

Какое слово сказала корова? Кому выпадает очередь отвечать, называет

любое слово, например, ‖трава―. Его сосед вместе с хлопком говорит

первую букву этого слова – ‖т―, следующий – вторую, и так до конца слова,

до последнего ‖а―. Задача последнего игрока – не зазеваться и успеть убрать

руку из-под завершающего хлопка

Кроме дидактических и

сюжетно-ролевых игр у детей интенсивно

развиваются и другие формы: игры-режиссерские, игры-фантазии, игры с

правилами. Игра продолжает оставаться ведущей деятельностью этого

возраста.

Заключение.

В ходе подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в

школе необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей.

В старшем дошкольном возрасте ребенок уже произносит все звуки,

оперирует всеми частями речи, знает синонимы и антонимы, умеет

присоединять

суффиксы

к

словам,

образует

прилагательные

от

существительных, подбирает слова с одинаковым корнем, делит слова на

слоги, может придумать короткий рассказ.

Обучение грамоте – это обучение овладению умению читать и писать

тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не

только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть

овладение письменной речью.

Содержание работы по подготовке к обучению грамоте старших

дошкольников включает в себя: ознакомление детей со словом, вычленение

слова

как

самостоятельной

смысловой

единицы

из

потока

речи;

ознакомление

с

предложением

и

его

словесным

составом;

деление

предложение на слова и составление из слов (2-4) предложений; членение

слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов; ознакомление со

звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов;

знакомство с буквами.

Показатели подготовленности детей к обучению грамоте: слоговая

структура

слова,

фонематический

слух,

фонематическое

восприятие,

фонематический анализ и синтез, звукопроизношение, развитие мелкой

моторики.

В процессе обучения детей используются стихи, считалки, поговорки,

потешки, сказки, загадки, песни, повышающие эмоциональный настрой

детей и помогающие закреплять усвоенный материал. Использование

игровых технологий и наглядного моделирования позволяет сделать процесс

подготовки

старших

дошкольников

к

обучению

грамоте

наиболее

интересным и эффективным.



В раздел образования