Авторы: Дмитриева Татьяна Анатольевна, Вечерских Наталья Валентиновна
Должность: учитель математики, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №27
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование положительной мотивации к обучению, повышение уровня и качества подготовки учащихся через разноуровневое обучение".
Раздел: полное образование
«Формирование положительной мотивации к обучению, повышение
уровня и качества подготовки учащихся через разноуровневое обучение».
Необходимость проведения эксперимента (слияние классов (из 4 классов – 3),
большая наполняемость классов, разнородность по знаниям).
Цель
разноуровневого
обучения
—
обеспечение
качественного
усвоения
обучающимися содержания образования и устранение их перегрузки.
Задачи разноуровневого обучения:
-повысить эффективность и качество обучения;
-создать ситуацию успешности в обучении для каждого обучающегося;
-обеспечить
оптимальность
объема
учебного
материала
с
точки
зрения
предотвращения перегрузок;
-создать условия для повышения учебной мотивации и интереса к предмету.
Подготовку к эксперименту мы начали в январе 2013 года, когда учащиеся
были в 6 классе. С января
по март 2013 года проведен организационно-
подготовительный этап эксперимента:
- изучение литературы по проблеме;
- изучение опыта разноуровневого обучения;
- подготовка приказов, Положения об разноуровневом обучении;
- уточнение целей и задач данного эксперимента.
В апреле-мае мы провели разведывательный этап эксперимента. Во время
этого
этапа
классы
были
разделены
на
разноуровневые
группы.
Была
проведена
диагностика
способностей
учащихся.
По
р е зульт ат а м
диагностирования классы разделили по уровням:
3-ая группа – ученики с высокими учебными способностями (могут работать
с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в
незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению
задач), показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие
хорошо работать. Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и
торможения.
Они
обладают
устойчивым
вниманием.
В
ходе
обучения
успешно
осваивают
процессы
обобщения,
владеют
большим
словарным
запасом.
2-ая
группа
–
учащиеся
со
средними
способностями,
показателями
обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией,
интересом.
Ученики
с
преобладанием
процессов
возбуждения
над
процессами торможения. Не всегда могут самостоятельно выделять признаки
предмета.
Чтобы
запомнить
материал,
им
необходимы
неоднократные
повторения.
Для
этих
учащихся
трудны
задания
на
обобщение,
так
как
уровень аналитического мышления не очень высок.
1-я
группа
–
учащиеся
с
низкими
учебными
способностями
(требуют
точности
в
организации
учебных
заданий,
большего
количества
тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), о
сформированности
познавательного
интереса
говорить
очень
проблемно,
мотивации
к
обучению
нет,
показатели
успеваемости
низкие,
большие
пробелы в знаниях.
При отсутствии индивидуального подхода к таким
ученикам, они совершенно теряют интерес к учебе.
Учебные возможности групп позволили нам адаптировать содержание
рабочих
программ к возможностям конкретных учащихся, ориентировать
обучение на «зону ближайшего развития» каждого школьника, что в свою
очередь,
что
создало
благоприятные
условия
для
развития
личности
учащихся, формирования положительной мотивации учения, адекватности
самооценки.
Выделение трех групп учащихся в классе в значительной мере помогало
учителям
в
подборе
разноуровневых
заданий
для
них.
Каждое
задание
предполагало определенные цели и требования.
На основании предоставленных школой документов городской методический
совет
одобрил
локальный
эксперимент
в
школе,
приказом
департамента
образования г. Иркутска на базе школы была открыта экспериментальная
методическая площадка.
Школа перешла к практическому этапу эксперимента.
Во время данного этапа был организован внутришкольный контроль с целью
наблюдения
за
качеством
знаний
учащихся.
Перечислим
некоторые
мероприятия:
проведены
родительские
собрания
по
ознакомлению
с
результатами разноуровневого обучения, педагогический совет «Мотивация
– важнейший компонент формирования важнейшей компетенции учащихся»,
методический совет школы «Научно-методическое обеспечение реализации
разноуровневого обучения», семинар для учителей «Учебный предмет как
средство становления ключевых компетентностей учащихся», круглый стол
для
учителей-предметников
«Психолого-педагогическое
сопровождение
учащихся при разноуровневом обучении», фестиваль педагогических идей –
открытые уроки в рамках методической недели, заседания предметных МО
«Теория и практика разноуровневого обучения».
В течение трех лет основными предметами для разноуровневого обучения
были математика, русский язык, история, география,
физика. С 8 класса
велись
уроки
с
применением
разноуровневого
обучения
по
обществознанию,
биологии,
химии,
а
в
9
классе
добавилась
еще
и
физическая культура.
Самым сложным был первый год обучения, это 7 класс, когда нужно было
преодолеть сомнения родителей, довести до сознания учащихся для чего это
делается. Больше всего проблем возникло в работе с учениками 1 – ой
группы, где находились самые слабые по знаниям
ученики. У них уже к
этому времени выработался определенный стиль поведения: на уроке нужно
присутствовать, при этом можно тихо сидеть или разговаривать с соседом, а
вот получишь ли ты какие – то знания или нет, это неважно, самое главное
любыми
способами
не
получить
оценку
«2».
И
вот,
когда
все
такие
«талантливые» собрались в
одной группе,
где списать не у кого, стали
возникать эмоциональные
срывы – грубость, демонстративное поведение,
нежелание
работать на уроке. Поэтому
первый год
так важно было
сотрудничество учителя и школьного психолога.
Положительные результаты стали появляться на втором году обучения, в 8 –
м классе.
Нужно
отметить,
что
группы
были
достаточно
мобильными.
В
течение
эксперимента
был
осуществлен
переход
из
одной
группы
в
другую:
не
справились с обучением в более сильной группе 5 учащихся, перешли в более
сильную группу 8 учащихся. Из 3 группы во вторую перешли 2 учащихся, из
2 в 1 – 3, из 1 во 2 – 5, из 2 в 3 – 3.
В январе 2014 года было проведено общешкольное родительское собрание по
теме: «Анализ эффективности работы групп разноуровневого обучения», на
котором родители заполнили анкету:
Проанкетировано: 63 родителя (77% общего числа обучающихся)
Да
Нет
Частично
Затрудняюсь
ответить
Д о в о л ь н ы
л и
В ы
успехами
своих
детей
в
школе?
14
7
42
0
Считаете ли Вы обучение
п о
г р у п п а м
психологически
комфортным
для
своего
35(55,5%)
7(11%)
20
1
ребёнка?
Г о т о в ы
л и
В ы
продолжить
обучение
с в о е г о
р е б ё н к а
п о
эксперименту?
36 (57%)
9(14%)
10
8
Всего
85
23
72
9
«Да» по всем вопросам
12
19%
«Да» по 2 и 3 вопросам
19
30%
Довольны «частично»
17
26,9%
В
о б щ е м
г о т о в ы
продолжать эксперимент
48
76%
Нет – по 2 и 3 вопросам
5
7,9%
Непонятен эксперимент
3
4,7%
Вывод:
1.
Большинство
родителей
(76%)
готовы
продолжать
эксперимент
по
разноуровневому обучению.
2.
Недовольны
экспериментом
пять
родителей
учащихся
1-ой
(слабой
группы). Один ученик с февраля 2014 года будет переведён во 2-ю
(среднюю) группу.
3.
Провести ещё одно родительское собрание на параллели 7-х классов,
ещё
один
раз
разъяснить
родителям,
с
какой
целью
начат
данный
эксперимент,
какой
результат
преследует
ОУ.
Ответить
на
вопросы
родителей.
Были также проанкетированы учащиеся 7-х классов:
Цель
анкетирования: эффективность
реализации
эксперимента
по
применению разноуровневого обучения. Опрошено __86__ учащихся.
Вопросы:
1.
Тебе нравится учиться в твоей группе?
2.
Когда уроки тебе нравились больше?
до разделения по группам ________
после разделения по группам _________
Отвечая на эти вопросы, 59 (69%) учащихся согласны продолжать обучение
по группам, на уроках им комфортно, уроки нравятся после разделения по
группам.
18
(21%)
учащихся
–
чувствуют
себя
на
уроках
не
совсем
комфортно,
но
уроки
нравятся
после
разделения
по
группам.
9
(10%)
учащихся хотят учиться по классам.
Вопрос: Что необходимо, чтобы ты учился (ась) лучше?
Тишина в классе
Слушать учителя
Спокойная атмосфера
Стараться самому
Больше внимания уделять учебе
Меньше ТВ, читать больше
Меньше домашнего задания задавать
По-другому группы делить
Учить уроки
Не лениться
Вывод:
1.
эффективная
реализация
эксперимента
по
применению
разноуровневого обучения;
2.
большая
часть
учащихся
настроена
на
продолжение
эксперимента;
3.
пригласить для беседы учащихся и их родителей, у которых
существуют проблемы в обучении.
4.
большинство
учащихся
правильно
видят
причины
низкого
уровня своего обучения;
5.
ознакомить
на
родительском
собрании
с
результатами
обследования.
Интересен опыт работы учителя высшей категории Ивановой О.М. Свою
работу в разноуровневых группах Ольга Михайловна строила так, чтобы
учащиеся
первой
группы
овладели
базовым
(обязательным
минимумом),
второй – программным, третья – более продвинутым, чем предусмотрено
программой. Задания на урок для работы в группах подбирала так, что при
единой познавательной цели и общем содержании, они отличались разной
степенью
трудности.
После
изучения
новой
темы
во
всех
группах
проводилась самопроверка домашнего задания. Учащиеся сравнивали свою
работу с образцом, исправляли ошибки, недочеты, обращали внимание на
оформление заданий. На этапе закрепления изученного учащиеся 2 и 3 групп
в первой половине урока работали самостоятельно, причем 2 группа решала
задания программного уровня, 3 группа – задания продвинутого уровня,
некоторые получали индивидуальные задания по карточкам. На этом этапе
урока учащиеся 1 группы работали фронтально, решали задачи по образцу,
получали рекомендации по выполнению заданий, а если требовалось, то
помощь.
Во
второй
половине
урока
учащиеся
1
группы
работали
самостоятельно с заданиями репродуктивного характера на оценку. В конце
урока работы собирались на проверку. С учащимися
2 и 3 групп на этом
этапе урока разбиралось решение более сложных заданий. На уроках Ольга
Михайловна старалась организовать работу так, чтобы на уроках работали
вс е
учащие ся.
Домашние
задания
в
группах
тоже
д а в а л и с ь
дифференцированно: в 1 и 2 группах предлагались задания на отработку
навыков, задания на ликвидацию пробелов в знаниях. Учащимся 1 группы
давался
подробный
инструктаж
по
домашнему
заданию,
3
группе
предлагались дополнительные задания повышенной трудности для развития
творческих способностей, углубления знаний по теме урока.
Мониторинги, проводимые в ходе эксперимента, показали следующее:
Стабильные результаты учащихся 3–ей группы говорят о том, что учащиеся
работают
в
меру
своих
возможностей,
они
ответственно
подходят
к
результатам своего труда.
Ухудшение
показателей
во
2–й
группе
можно
объяснить
следующими
причинами:
количество учеников в группе (30),
отсутствие мотивации к учебе, боятся не незнания, а оценки «2»,
поэтому оценка «3» их устраивает,
состав группы: в ней есть как слабые, так и средние ученики, но
нет лидера по учебе,
отсутствие системы в подготовке к
уроку, могут прийти,
не
выполнив домашнее задание,
дисциплина
на
уроке
–
много
замечаний
за
разговоры,
нет
внимания.
Улучшились
результаты
1–ой
группы,
впервые
в
этом
учебном
году
некоторые ученики
получили
оценки «4» за четверть.
Эти результаты
можно объяснить следующим факторами:
единые требования ко всем ученикам в группе,
постоянная работа с учебником на уроке, так как домашнее задание до
сих пор большая часть группы так и не выполняет,
малое количество учеников в группе позволяет их рассадить по одному
за партой – меньше отвлекаются,
ведение открытого листа успеваемости всех групп, что позволяет свои
результаты с другими группами,
изменилось и отношение учащихся к предмету, постоянно показываю
практическую направленность изучаемых процессов.
Подводя
итоги
школьного
эксперимента,
можно
отметить,
что
дифференцированное обучение учащихся помогает учить всех учеников по
–разному и никого не упустить.
Была проанализирована эффективность и качество обучения по предметам в
течение всего эксперимента:
1 группа
Предмет
Русский
язык
Алгебра
История
География
Физика
Повысили
качество
обучения
6%
-
6%
38%
11%
Стали хуже
заниматься
-
-
2%
11%
-
2 группа
Предмет
Русский
язык
Алгебра
История
География
Физика
Повысили
качество
обучения
35%
13%
6%
2%
19%
Стали хуже
заниматься
-
6%
2%
8%
11%
3группа
Предмет
Русский
язык
Алгебра
История
География
Физика
Повысили
качество
обучения
32%
10%
4%
13%
6%
Стали хуже
заниматься
6%
3%
3%
8%
5%
Наилучшие результаты достигнуты в 1 и 3 группах.
Если рассматривать результаты в целом по группам, то повысили качество
обучения в 1 группе – 44% учащихся, в 3 группе – 29%, во второй группе –
(16%). Такие результаты обучения во 2 группе можно объяснить следующим:
1.
В
состав
группы
включены
учащиеся,
сформированно сть
познавательной деятельности которых составляет от 1 к 2 (таких детей
11
человек),
т.е.
учащиеся
не
в
состоянии
воспринимать
учебную
задачу, действия недостаточно осмыслены;
2.
Количество
и
разнородность
учащихся
в
группе
не
способствует
успешному усвоению материала;
3.
Многие учащиеся во время уроков нарушают дисциплину.
Была проведена анкета среди учащихся 9-х классов (было опрошено 66
учащихся):
1.
Целе сообразно сть
проведения
эксперимента
Да – 74%
Нет – 26%
2 . П о м о г
л и
в а м
эксперимент в учебе
Да – 56%
Нет – 44%
3. По каким предметам
вам
удалось
достичь
б о л е е
в ы с о к и х
результатов
1. по русскому языку – 41%
2. по математике – 44%
3. по физике – 38%
4. по истории – 21%
5. по географии – 7%
6. по физической культуре – 5%
4.
Хотели
бы
вы
все
предметы
изучать
по
группам
Да – 67%
Нет – 33%
5.
Положительные
и
отрицательные моменты
эксперимента
Положительные
1.
дружба
с
другими
классами;
2. хорошая дисциплина
в группе;
3. улучшилась учеба;
4.
интереснее
учиться,
легко отвечать;
5 .
м о ж н о
сосредоточиться;
Отрицательные
1.
мало
знакомых
в
группе;
2. надо было привыкать
к новому коллективу;
3. почти все мешало (1
уч.);
4.
н е ц е л е с о о б р а з н о
изучать
по
группам
такие
предметы
как
география,
биология,
обществознание,
физкультура.
В целом эксперимент прошел успешно.
Положительные тенденции разноуровневого обучения:
- выполнение образовательного стандарта;
- рост качества обучения;
- гибкость и мобильность групп;
- когда все понятно и интересно;
- дисциплина;
- дружба между классами.