Автор: Баишева Альфия Сагдатулловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ФМБОУ лицея с.Месягутово НОШ в д.Новохалилово
Населённый пункт: Р.Б.,Дуванский район
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "рабочая программа по литературному чтению" • Учебник для образовательных организаций с обучением на родном(нерусском) и русском(неродном)языке под редакцией М.В.Черкезова.
Раздел: начальное образование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению
ориентирована
на
обучающихся 1- 4-х классов ФМБОУ лицея с. Месягутово НОШ в д.
Новохалилово и реализуется на основе следующих документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373; №1241 от 26.11.2010г.;
№1576 от 31.12.2015г.
4 варианта базисного учебного плана начального общего образования на
2021-2022 уч. год.
по
учебнику
для
образовательных
организаций
с
обучением
на
родном(нерусском)
и
русском(неродном)языке
под
редакцией
М.В.Черкезова.Москва «Просвещение»2019г.
Для внеурочного чтения программа для начальных классов башкирской
школы,
утверждённой
Министерством
образования
Республики
Башкортостан 2009 году, авторами
Давлетбаевой Р.Г., Сахиповой З.Г.,
Гималовой Р.Г. -Уфа: Китап, 2012
Примерной основной общеобразовательной программы начального общего
образования
(одобренной
Федеральным
учебно-методическим
объединением по общему образованию, протокол №1/15 от 8 апреля 2015г.);
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс
«Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по 2 часа в неделю. Общий
объём учебного времени составляет 270 часов. По
учебному плану
ФМБОУ лицея с. Месягутово НОШ в д. Новохалилово отводит на изучение
предмета «Литературное чтение» 1 классе 2 часа в неделю,33 учебной
недели. Итого – 66 часов в год. Во 2-4 классах по 2 часа в неделю, 35
учебной недели. Итого - 70 часов в год. Срок реализации программы:
2021 - 2025 учебный год.
Рабочая программа по литературному чтению представляет собой
целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку;
основное содержание с распределением учебных часов по основным
разделам курса; результаты изучения учебного предмета к концу учебного
года; календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика предмета
Цели:
Программа «Литературное чтение» направлена на достижение
следующих целей:
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений,
формирование эстетического отношения к искусству слова;
совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог,
выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как
базовым умением в системе образования младших школьников;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта
самостоятельной читательской деятельности;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению
и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование
представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие
нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной
России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Задачи:
— развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально
откликаться на прочитанное, — учить чувствовать и понимать образный
язык, развивать образное мышление, — формировать умение воссоздавать
художественные образы литературного произведения, развивать творческое
мышление, — развивать поэтический слух, — формировать потребность в
постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству,
творчеству писателей, — обогащать чувственный опыт ребёнка, —
формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, — расширять
кругозор детей через чтение книг различных жанров, — обеспечить развитие
речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Планируемые результаты
Результаты освоения 1 года обучения
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
• называть место, где родился и вырос, составлять небольшой текст о
природе родного края, о семье, родителях;
• понимать свою принадлежность к определенному народу России; с
уважением относиться к людям другой национальности, их традициям в
процессе знакомства с народным творчеством разных народов; знать и
рассказывать о традициях своей семьи. Проявлять заботу к своим близким, с
уважением относиться к родителям, помогать младшим; называть
произведения разных народов, в которых тоже рассказывается о семье, о
маме, об отношении детей к маме;
• размышлять в процессе чтения произведений о таких нравственных
ценностях, как честность, доброта, благородство, уважение к людям;
• понимать смысл нравственно-этических понятий на основе бесед о
пословицах и поговорках, произведениях К. Ушинского, Л. Толстого и
других; и чтения произведений на уроках «Литературного чтения» о дружбе,
об отношениях между людьми, об отношениях к животным и т. д.
(дружелюбие, уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
• проявлять интерес к чтению произведений о природе (животных и
растениях), выражая уважительное отношение к ней;
•понимать значение новой социальной роли ученика, принимать нормы и
правила школьной жизни; ответственно относиться к урокам «Литературного
чтения», беречь учебник, тетрадь, бережно относиться к книгам,
предназначенным для самостоятельного чтения;
•понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;
•относиться с уважением к историческому прошлому своей страны, своего
народа, к его обычаям и традициям;
•относиться с уважением к родному языку.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
• читать планируемые результаты на шмуцтитулах учебника и обсуждать их
под его руководством учителя;
• понимать, какие учебные задачи будут решаться в процессе изучения темы
(с какой целью необходимо читать данный текст:
поупражняться в чтении или найти ответ на вопрос и т. д.);
• планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя
(например, составить план пересказа по образцу или восстановить
последовательность событий сказки по серии рисунков), понимать важность
планирования действий.
•контролировать выполненные задания с опорой на образец, предложенный
учителем, составлять вместе с учителем план проверки выполнения задания;
• оценивать чтение по ролям, пересказ текста, выполнение проекта по
предложенной учителем системе (шкале);
•определять границы известного и неизвестного под руководством учителя:
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг
неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя.
• фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость /
неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов,
разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам,
стремиться к улучшению результата; анализировать причины
успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал,
формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
• осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня все
получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться»,
«Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.;
•стремиться преодолевать возникающие трудности, проявлять волевое
усилие (с помощью учителя).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• принимать общие цели изучения темы, представленные на
шмуцтитулах, обсуждать их совместно с учителем;
• понимать учебную задачу урока, воспроизводить еѐ в ходе урока по просьбе
и под руководством учителя.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
•осуществлять простейшие логические операции:
1) сравнение по заданным критериям, при помощи учителя (сравнить сказку
и рассказ, разные произведения на одну тему, авторскую и народную сказку,
художественный и научно-познавательный текст, художественный и
учебный текст, сравнить пословицы и текст, текст и иллюстрации (что
общего и чем отличаются), сравнить поступки героев и свои собственные;
2)группировка книг (для выставки) по заданным критериям (на одну и ту же
тему, одного автора, по заданному основанию (жанр), исключить лишнее
(книгу, не соответствующую теме);
3)классификация (распределить по тематическим группам, выбрать слова,
которые соответствуют представлениям о дружбе);
•находить нужную информацию в учебнике (название раздела, произведение,
номер страницы); в словаре учебника, пользоваться системой условных
обозначений; в тексте для пересказа по заданным критериям, информацию
для характеристики героя, для выразительного чтения, для ответа на задание;
•работать со словами и терминами: уточнять значение непонятных слов,
обращаясь к учителю, взрослому, словарю;
•соотносить прямое и переносное значение слов, находить информацию в
энциклопедии.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно работать с учебником литературного чтения как
источником информации; находить заданное произведение разными
способами;
• выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать
устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
• группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли,
героям);
сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
•отвечать и задавать вопросы по прочитанному произведению;
• создавать связанное высказывание из 3—4 простых предложений на
заданную тему с помощью учителя на основе заданного образца;
•участвовать в диалоге с учителем и одноклассником;
•внимательно слушать собеседника, не перебивая его, стараться понять, о
чем он говорит;
•участвовать в парной работе, пользуясь определёнными правилами
(работать дружно, вместе обсуждать прочитанное, находить общую точку
зрения, учиться отстаивать свою точку зрения).
Обучающиеся получат возможность научиться:
•задавать уточняющие вопросы на основе образца;
•принимать участие в коллективной работе (распределять роли,
договариваться, не конфликтовать, искать пути выхода из конфликтной
ситуации, знать и употреблять вежливые слова);
• подготавливать небольшую презентацию с помощью взрослых по теме
проекта, оформлять 2—3 слайда.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающиеся научатся:
• слушать сказки, стихотворения, рассказы в исполнении мастеров
художественного слова;
• заучивать наизусть небольшие стихотворные произведения;
• обмениваться впечатлениями от прочитанного;
• читать в темпе не менее 30-40 слов в минуту, сознательно и правильно;
• отвечать на вопросы по содержанию текста;
• находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание
ребёнка;
• пересказывать знакомые сказки;
• воспроизводить содержание небольшого рассказа с опорой на иллюстрации
или вопросы;
• сосредотачиваться на чтении текста;
• слушать собеседника; громко, чётко, орфоэпически правильно произносить
слова в устной речи и при чтении;
• делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов
предложения;
• грамматически правильно, эмоционально и содержательно строить
высказывания;
• доброжелательно и внимательно относит к собеседнику – сверстнику и
взрослому;
• читать слова более сложной слоговой структуры; соотносить содержание
произведения;
• понимать значения слов и выражений исходя из контекста.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• соблюдать интонацию различных типов предложения
• наблюдать за языком художественного произведения; доказывать и
подтверждать фактами (из текста) собственное суждение.
Творческая деятельность
Обучающиеся научатся:
• воспроизводить диалоговые сцены из прочитанных произведений;
• сравнивать сказки разных авторов с одним и тем же сюжетом;
• сравнивать сказки разных авторов с одним и тем же сюжетом;
• различать сказку, рассказ и стихотворение.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• придумывать свой вариант развития сюжета сказки;
• передавать свои впечатления в устной речи и через рисунок;
• сравнивать художественные тексты с произведениями художников и
музыкантов.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся научатся:
• читать наизусть 3-4 стихотворных произведения классиков русской
литературы;
• называть автора и заглавие 3-4 прочитанных книг;
• называть имена и фамилии 3-4 писателей, произведения которых читали в
классе;
• высказывать собственное мнение о прочитанном, эмоционально
откликаться на прочитанное;
• внимательно относиться к авторскому слову в художественном тексте.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• наблюдать за языком художественного произведения;
• находить слова, помогающие ярко и точно изображать природу;
• отличать прозаический текст от поэтического;
• распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки,
пословицы)
Результаты освоения 2 года обучения
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
• на основе художественных произведений определять основные ценности
взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь,
взаимовыручка);
•с гордостью относиться к произведениям русских писателей классиков,
известных во всем мире.
Обучающиеся получат возможность научиться:
•понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье,
находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах
и поговорках;
• с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов,
рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них,
передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
• самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать;
создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Метапредметные результаты
РегулятивныеУУД
Обучающиеся научатся:
• сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала
урока в процессе его изучения;
•формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с
целями темы; понимать учебную задачу урока;
• читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без
искажений и пр.); коллективно составлять план урока, продумывать
возможные этапы изучения темы;
•коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
• контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
•оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным
учителем;
• оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным
критериям;
• выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг
неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.
•фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/
неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок,
разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим
успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения
учебных задач;
• анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных
шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
• осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу,
пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней
речи. Учащиеся получат возможность научиться:
• формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее,
сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные
действия с заданной задачей;
•читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям,
выразительно наизусть и пр.);
•составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе
или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
•выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов,
вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания
результатов;
•оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по
выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью
шкал, лесенок, баллов и пр.);
•определять границы коллективного знания и незнания по теме
самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?),
связывать с целевой установкой урока;
•фиксировать по ходу урока и в конце урока
удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью
шкал, значков «+» и «−», «?»);
• анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и
знаковой системы («+» и «−», «?»);
•фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре; предлагать
варианты устранения причин неудач на уроке;
• осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу,
пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
• пользоваться в практической деятельности условными знаками и
символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
• отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные
вопросы;
• понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения,
объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных
материалов;
•сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и
стихотворение, народную и литературную сказку;
• сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом
музыкального произведения, репродукцией картины художника, с
пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
•создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения)
по теме урока из 5—6 предложений;
• понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А.
Крылова;
• проявлять индивидуальные творческие способности при составлении
докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в
процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных
заданий;
• соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного
произведения;
•определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или
учебника и рабочей тетради;
• понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать
прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов,
осмыслении структуры текста и пр.).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• определять информацию на основе различных художественных объектов,
например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины,
музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
•анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя
(учебника), выявлять основную мысль произведения;
•сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного
произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
• находить в литературных текстах сравнения и эпитеты,
использовать их в своих творческих работах;
• самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл
читаемого произведения; понимать смысл русских народных и литературных
сказок,
рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова,
Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для
русской и мировой литературы;
•проявлять индивидуальные творческие способности при составлении
рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при
инсценировании и выполнении проектных заданий;
•предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих
нравственных установок и ценностей;
• определять основную идею произведения (эпического и лирического),
объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к
описываемым событиям и героям произведения;
•создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме
урока из 7—8 предложений;
• сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню
и рассказ; находить сходства и различия;
• соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом
музыкального произведения, репродукцией картины художника;
самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин
художника или фрагменты музыкальных произведений.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
• вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
•создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по
предложенной теме;
•оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные
положения устного высказывания;
• прислушиваться к партеру по общению (деятельности), фиксировать его
основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
• не конфликтовать, использовать вежливые слова;
•в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы,
предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
• употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить
примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых
произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
• оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые
оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно,
искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку
зрения;
•принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы
(пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной
деятельности; определять совместно критерии оценивания выполнения того
или
иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по
выработанным критериям;
•оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных
героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
•находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные
книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
• готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью
взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать еѐ
с опорой на слайды. Учащиеся получат возможность научиться:
• высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или
прослушанное произведение, проявлять активность и стремление
высказываться, задавать вопросы;
•понимать цель своего высказывания;
•пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и
жестикуляцией;
• участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление
нравственной проблемы;
•создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения
устного высказывания;
• проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного
поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае
несогласия с точкой зрения другого;
•объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
• опираться на собственный нравственный оп ходе доказательства и
оценивании событий;
•формулировать цель работы группы, принимать и сохранять еѐ на
протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать
для себя подходящие роли и функции;
• определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или
иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой
или парной работы по выработанным критериям;
• определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных
ситуациях на основе нравственных норм;
• руководствоваться выработанными критериями при оценке
поступков литературных героев и своего собственного поведения;
•объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода
из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из
литературных произведений; находить нужную информацию через беседу со
взрослыми,
через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через
Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
• готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к
взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не
только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации,
графические схемы, модели и пр.);
•озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по
продуманному плану.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающиеся научатся:
• осознанно воспринимать произведения в исполнении мастеров
художественного слова; стихотворения в исполнении взрослого или
подготовленного ребёнка (в сочетании с музыкальным сопровождением);
• четкой дикции, умению правильно артикулировать звуки в словах и фразах,
увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации
и коммуникативной задачи;
• читать целыми словами без разделения на слоги двух- и трехсложных слов;
• читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам;
• сознательно, правильно читать (без пропусков и искажений) в темпе 50-60
слов в минуту;
• читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая
интонацию предложений различного типа;
• подробно пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным
сюжетом, сообщая последовательность изложения событий; пересказывать
по предложенному картинному плану; пересказывать выборочно с опорой на
вопросы и иллюстрации;
• ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением,
методическим аппаратом учебника.
Ученик получит возможность научиться:
• делить текст на части, находить главную мысль прочитанного ( с помощью
учителя);
• на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи
(повествование - создание текста по аналогии, рассуждение – письменный
ответ на вопрос, описание- характеристика героя);
• самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими
возрасту словарями и справочной литературой.
Творческая деятельность
Обучающиеся научатся:
• выделять в тексте диалоги героев, читать их выразительно;
• различать слова авторов и героев;
• определять тему произведения по заглавию;
• составлять небольшой рассказ по картинке или серии картинок,
объединённых общей темой;
• высказывать своё отношение к содержанию прочитанного, к поступкам
героев;
• отгадывать загадки;
• читать по ролям литературное произведение;
• использовать различные способы работы с деформированным текстом;
• создавать собственный текст по серии иллюстраций к произведению или на
основе личного опыта.
Ученик получит возможность научиться:
• рисовать словесные картины на основе прочитанного текста ( с помощью
учителя);
• создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
• работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии,
проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся научатся:
• читать наизусть 5-6 стихотворений русских и зарубежных классиков;
• называть 5- 6 русских народных пословиц считалок, загадок;
• называть имена и фамилии 5-6 отечественных писателей;
• находить в тексте сравнения (простейшее средство художественной
выразительности) с опорой на слова точно, как, словно;
• отличать прозаический текст от поэтического
Ученик получит возможность научиться:
• распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки,
пословицы)
Результаты освоения 3 года обучения
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
• понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье,
находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах
и поговорках;
•с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов,
рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них,
передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
•самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать,
создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к
малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине
среди героев прочитанных произведений;
• собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам
своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов,
доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы
изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-
конкурсы и пр.);
• составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и
произведения собственного сочинения;
• принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях
великих художников, поэтов и музыкантов».
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
• формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать еѐ,
сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные
действия с заданной задачей;
• читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям,
выразительно наизусть и пр.);
•составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе
или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
• выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов
вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания
результатов;
• оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по
выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью
шкал, лесенок, баллов и пр.);
• определять границы коллективного знания и незнания по теме
самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?),
связывать с целевой установкой урока;
• фиксировать по ходу урока и в конце урока
удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью
шкал, значков «+» и «−», «?»);
•анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и
знаковой системы («+» и «−», «?»);
• фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
• предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
• осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу,
пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или
паре;
• формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и
индивидуальными учебными потребностями и интересами;
•читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без
искажений, выразительно, выборочно и пр.);
•осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план,
выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой
индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые
пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
•принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного
плана;
• выбирать рать наиболее эффективный вариант плана для достижения
результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам,
проверять и контролировать их выполнение;
• оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными
критериями и выбранными формами оценивания;
• определять границы собственного знания и незнания по теме
самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?),
связывать с индивидуальной учебной задачей; фиксировать по ходу урока и в
конце урока удовлетворённость /неудовлетворённость своей работой на
уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы
баллов);
•анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и
знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
• фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в
рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;
• записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план
действий по их устранению;
• предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного
достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
•определять информацию на основе различных художественных объектов,
например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины,
музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
•анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя
(учебника), выявлять основную мысль произведения;
•сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного
произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
•находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в
своих творческих работах;
•самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок)смысл
читаемого произведения;
• понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и
стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова,
Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской
и мировой литературы;
• проявлять индивидуальные творческие способности при составлении
рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при
инсценировании и выполнении проектных заданий;
•предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих
нравственных установок и ценностей;
• определять основную идею произведения (эпического и лирического),
объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к
описываемым событиям и героям произведения;
• создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме
урока из 7—8 предложений;
•сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и
басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
• соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом
музыкального произведения, репродукцией картины художника;
самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин
художника или фрагменты музыкальных произведений.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• находить необходимую информацию в тексте литературного произведения,
фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
• анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя
(учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать еѐ в парной
и групповой работе;
•находить в литературных текстах сравнения и эпитеты,
олицетворения, использовать их в своих творческих работах;
•сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и
рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них
сходства и различия;
• сравнивать литературное произведение со сценарием театральной
постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
• находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела,
темы урока или давать название выставке книг;
•сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных
произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
•создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме
урока из 9—10 предложений;
•понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных
рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы
(Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и
мировой литературы;
•проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении
эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и
инсценировании, при выполнении проектных заданий;
• предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих
нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых
действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
•определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи,
былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического
стихотворения), осознавать смысл изобразительновыразительных средств
языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и
героям произведения.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
• высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или
прослушанное произведение, проявлять активность и стремление
высказываться, задавать вопросы;
• понимать цель своего высказывания;
• пользоваться элементарными приѐмами убеждения, мимикой и
жестикуляцией;
• участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление
нравственной проблемы; создавать 3—4 слайда к проекту, письменно
фиксируя основные
положения устного высказывания;
•проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного
поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае
несогласия с точкой зрения другого;
•объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
•опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и
оценивании событий;
• формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении
всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя
подходящие роли и функции;
• определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или
иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой
или парной работы по выработанным критериям;
• определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных
ситуациях на основе нравственных норм;
•руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков
литературных героев и своего собственного поведения;
•объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода
из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из
литературных произведений;
•находить нужную информацию через беседу с взрослыми, через учебные
книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет,
периодику (детские журналы и газеты);
• готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к
взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не
только текст, но и изображения (картины художников,
иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
•озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по
продуманному плану.
Обучающиеся получат возможность научиться:
•высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное
произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать
вопросы;
•формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише:
«Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось
бы объяснить, привести пример...» и пр.;
• пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия
на эмоциональную сферу слушателей;
•участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том
числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
• создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные
положения устного высказывания;
способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между
участниками диалога (полилога)
• демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
• предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
• определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из
диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие
его отношение к описываемым событиям;
•использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных
высказываниях и рассуждениях;
• отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по
прочитанному произведению;
• определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в
паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при
чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении
исследовательских и творческих заданий;
• определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или
иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным
критериям;
• оценивать своѐ поведение по критериям, выработанным на основе
нравственных норм, принятых в обществе;
• искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта,
самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
•обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых
отражены схожие конфликтные ситуации;
•находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале
способы разрешения конфликтных ситуаций;
• находить различные источники информации, отбирать из них нужный
материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике,
соответствующей цели; представлять информацию разными способами;
• самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов,
обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
•использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
•озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель
и план выступления.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающиеся научатся:
• читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 70 слов в
минуту;
• читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его
содержания подробно и выборочно;
• читать текст выразительно, передавая своё отношение к прочитанному,
выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между
предложениями и частями текста;
• делить несложный текст на части;
• составлять план прочитанного текста с опорой на предложения и фразы
текста;
• находить предложения, выражающие главную мысль, уметь соотносить
главную мысль с пословицей;
• размышлять над мотивами поступков персонажей, сравнивать героев,
находить слова и выражения для их характеристики;
• давать эстетическую и нравственную оценку поступков героев
произведения, обсуждать данные оценки;
• обращать внимание на место действия, окружающую обстановку, давать им
эстетическую оценку;
• участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного
произведения;
• самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими
возрасту словарями и справочной литературой.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• выбирать интонацию (тон, темп речи и чтения, логические ударения и
паузы) в зависимости от содержания речи и коммуникативных задач
общения: что-то сообщить, выразить радость или недовольство, сочувствие
или осуждение и т.д;
• читать один и тот же текст с различным подтекстом: восхищением,
удивлением и т. д (с помощью учителя);
• распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность,
определять значение слова по контексту;
• ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и
использовать полученную информацию в практической деятельности;
• составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации
к чтению) литературного произведения по заданному образцу.
Творческая деятельность
Обучающиеся научатся:
• самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на
вопросы и задания учебника;
• рисовать словесные картины к художественным произведениям;
• находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых
изображены герои, события, природа;
• находить в произведении средства художественной выразительности
( сравнения, эпитеты);
• составлять рассказ на заданную тему на основе наблюдений за природой,
жизнью школы, друзей, семьи и др.;
• воссоздавать поэтические образы произведения (описание предмета,
природы, места действия, героя, его эмоциональное состояние) на основе
анализа словесной ткани произведения;
• отбирать из словесной ткани произведения детали и объединять их для
создания целостного художественного образа;
• читать по ролям литературное произведение;
• использовать различные способы работы с деформированным текстом;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• внимательно слушать собеседника, т.е анализировать речь, улавливать её
смысл, поддерживая диалог вопросами или репликами, строить речевое
общение с собеседником на основе доброжелательности, миролюбия и
уважения;
• драматизировать художественные произведения; участвовать в игровых
ситуациях с переменой ролей: переход с позиции слушателя на позицию
исполнителя роли, режиссёра, художника, автора текста;
• составлять рассказы в стиле определённого писателя (как рассказал бы тот
или иной писатель, например, о птице или звере);
• создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся научатся:
• называть имена 3-4 авторов и классиков башкирской, русской литературы;
• называть 2-4 книги каждого писателя из рекомендованного списка для
самостоятельного чтения;
• читать наизусть 7-8 стихотворений современных авторов и
классиков башкирской, русской и зарубежной литературы;
• называть имена и фамилии 7-8 писателей – авторов прочитанных
произведений;
• различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о
животных;
• выделять особенности стихотворных произведений – рифму, ритм;
• ориентироваться в учебной книге, находить в ней произведение по его
названию и фамилии автора, объединять произведения на определённую
тему;
• различать художественные и научно - познавательные произведения;
• находить книгу из рекомендуемого списка литературы;
• самостоятельно пользоваться вопросами и заданиями при анализе текста
Обучающиеся получат возможность научиться:
• распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки,
пословицы)
Результаты освоения 4 года обучения
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
• понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к
малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине
среди героев прочитанных произведений;
• собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам
своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов,
доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы
изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-
конкурсы и пр.);
• составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и
произведения собственного сочинения;
•принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих
художников, поэтов и музыкантов».
Обучающиеся получат возможность научиться:
•познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
•рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о
памятных местах своей малой родины;
•находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях,
совершивших подвиг во имя своей Родины; создавать свои собственные
проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
• формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини -
группе или паре;
• читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без
искажений, выразительно, выборочно и пр.);
• осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план,
выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой
индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые
пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
•принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного
плана;
•выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов
изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и
контролировать их выполнение;
• оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными
критериями и выбранными формами оценивания;
• определять границы собственного знания и незнания по теме
самостоятельно;
•фиксировать по ходу урока и в конце урока
удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью
шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
• фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в
рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений». Учащиеся получат
возможность научиться:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать
конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного
результата;
•свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих
достижений;
•самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе
работы на уроке и преобразовывать еѐ из одного вида в другой;
• владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды
чтения;
• пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для
достижения своих учебных целей.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся;
• находить необходимую информацию в тексте литературного произведения,
фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов
учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать еѐ в
парной и групповой работе;
• находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения,
использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих
творческих работах;
•сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и
рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них
сходства и различия;
•сравнивать литературное произведение со сценарием театральной
постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
•находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока
или давать название выставке книг;
• сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных
произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
• создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме
урока из 9—10 предложений;
•понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных
рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы
(Р.Нигмати, М.Хай, Г.Юнусовой, Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого,
Горького и др.) для башкирской, русской и мировой литературы;
•проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении
эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при
инсценировании и выполнении проектных заданий; и я нравственной
проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая
условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел
автора;
• определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи,
былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического
стихотворения), осознавать смысл изобразительно выразительных средств
языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и
героям произведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно анализировать художественные произведения разных
жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков;
соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор
поведения в такой же ситуации;
• определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении
развитие чувств;
• создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с
возможностью использования различных выразительных средств.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
•высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное
произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать
вопросы; формулировать цель своего высказывания вслух, используя
речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...»,
«Мне хотелось бы объяснить, привести при- мер...» и пр.;
• пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия
на эмоциональную сферу слушателей;
•участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том
числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
• создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные
положения устного высказывания;
• способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между
участниками диалога (полилога);
•демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
•предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
•определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из
диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие
его отношение к описываемым событиям;
• использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных
высказываниях и рассуждениях;
-отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по
прочитанному произведению;
• определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в
паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при
чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении
исследовательских и творческих заданий;
•определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или
иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным
критериям;
• оценивать своѐ поведение по критериям, выработанным на основе
нравственных норм, принятых в обществе;
• искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта,
самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
• обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых
отражены схожие конфликтные ситуации;
• находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале
способы разрешения конфликтных ситуаций;
• находить все источники информации, отбирать из них нужный материал,
перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей
цели;
• самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за
помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
•использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель
и план выступления.
Обучающиеся получат возможность научиться:
•участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения,
не обижая других;
• договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью
собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных
литературных произведений;
• интерпретировать литературное произведение в соответствии с
поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным
критериям уровень выполненной работы.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающиеся научатся:
• читать текст бегло, правильно, осознанно в темпе не менее 80 слов в
минуту;
• читать про себя произведения различных жанров;
• читать выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и
предложения в составе текста;
• передавать при чтении своё отношение к содержанию, героям
произведения;
• находить средства художественной выразительности: олицетворение,
сравнение, эпитет;
• находить метафоры и сравнения на примере загадки;
• различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии
авторов;
• пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;
• соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность
изложения событий;
• составлять план, озаглавливать текст;
• выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические
ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;
• находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и
событиям;
• находить в произведении слова и выражения, подтверждающие
собственные мысли о герое, событиях;
• пользоваться ориентировочно- справочным аппаратом учебника
(оглавление, вопросы, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы);
• определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист,
оглавление, иллюстрации, предисловие;
• произносить текст с различными смысловыми оттенками (подтекстом):
похвалой, одобрением, насмешкой, осуждением и т.д;
• распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность,
определять значение слова по контексту;
• формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст,
опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр,
структуру, язык;
• составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации
к чтению) литературного произведения по заданному образцу.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
• писать отзыв о прочитанной книге;
• работать с тематическим каталогом;
• определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и
его поступкам;
• на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной
речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение –
письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героя).
Творческая деятельность
Обучающиеся научатся:
• пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего, внешнего
вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;
• придумывать сказки и составлять рассказы по аналогии с прочитанными,
включая в рассказ элементы описания, рассуждения;
• устно рисовать портрет героя с опорой на художественный текст;
• предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности
событий, поведения героев;
• воссоздать различные эмоциональные состояния героев на основе слов,
характеризующих его настроение;
• самостоятельно описывать текст по аналогии с прочитанным, использовать
сравнения, олицетворения, эпитеты;
• передавать рассказанную смешную историю в грустную и т.д;
• самостоятельно подбирать средства художественной выразительности для
текстов с пропусками в художественном описании природы или какого- ли
Обучающиеся получат возможность научиться:
• точно выражать свои мысли, слушать и понимать смысл речи собеседника,
проявлять к нему внимание, поддерживая речевое общение репликами и
вопросами, использование вежливых слов в общении, закрепление
доброжелательного стиля общения с собеседником;
• придумывать сказочные истории об окружающих предметах по аналогии со
сказками Г.Х. Андерсена;
• описывать события с точки зрения героя и автора, сравнивать их позиции;
• создавать свой вариант сказки на известный сюжет;
• составлять загадки с использованием метафор;
• составлять собственные произведения с использованием различных типов
текста: описания, повествования, рассуждения;
• работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии,
проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся научатся:
• читать наизусть 10-12 стихотворений;
• называть 5-6 книг по темам детского чтения;
•различать художественный и научно - познавательный текст, высказывать
своё отношение к прочитанным произведениям;
• различать жанры художественных произведений: рассказа, сказки,
стихотворения, былины, выделять их характерные признаки;
• сравнивать стихотворения различных авторов на одну и ту же тему и
выявлять художественные особенности текста, настроения героев и
авторского видения;
• сравнивать произведения с описанием одного и того же предмета ( лилии,
ромашки, щенка и т. д);
• сравнивать и объяснять разницу между народной и литературной сказкой
Обучающиеся получат возможность научиться:
• сравнивать произведения одного и того же автора, обобщать знания об
особенностях стиля автора, выбора темы, описания событий, героев, их
нравственно - этической оценки, видения мира, нравственной оценки
изображённых событий; составление общего представления об авторе
произведения.
Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета «Литературное чтение».1 класс
Изучение литературного чтения в первом классе начинается вводным
интегрированным курсом «Обучение грамоте». Первоклассник посредством
стихов и небольших рассказов современных детских поэтов и писателей
познает себя и мир вокруг: людей и их взаимоотношения, природу и
отношение к ней, к друзьям, к семье, к животным. Текстовый материал для
чтения и обсуждения распределен по темам: Наша земля. Наш дом. Я и моя
семья. В школе и дома. Не буду плохим, буду хорошим. Что нужно для
здоровья? Учимся играя. В мире животных. Времена года. Труд в деревне.
Москва- столица нашей Родины.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение».2 класс
Содержание
программного материала
Количество
часов.
Внеклассное
чтение.
Проекты.
1
1
Родина моя.
21
3
1
2
2
Моя семья.
20
1
1
3
3
Про дружбу.
8
1
1
4
4
Фольклор.
9
1
1
5
5
Сказка – народная и
литературная.
12
1
2
ИТОГО
70
7
6
Содержание курса литературное чтение для 3 класса
№
Наименование
раздела
Количество
часов по
плану
Внеклассное
чтение.
Проекты
1
Человеку
нужна
Родина.
6 часов.
1
1
2
Добра
желаешь
–
добро и делай.
12 часов.
1
1
3
Детство – это я и ты.
9 часов.
1
1
4
В школе и дома.
11 часов.
1
1
5
Путешествие
в
мир
сказки.
13 часов
2
1
6
Мы и наши животные.
11 часов.
2
1
7
Из
прошлой
жизни
башкирского
и
русского народов,
7 часов.
7
1
8
Итого:
70 часов
15 часов
7часов
Содержание курса литературное чтение для 4 класса
№
Наименование
раздела
Количество
часов по
плану
Внеклассное
чтение.
Проекты
1
Всегда будь сердцу
мил, мой край родной!
11
1
1
2
Времена года.
17
1
1
3
В природе столько
красоты!
12
1
1
4
Что за прелесть эти
сказки!
9
1
1
5
В чем сила человека?
9
1
1
6
Космос далекий и
близкий.
4
1
1
7
Рассказы башкирских
писателей.
8
8
1
8
Итого:
70
14
8