Напоминание

"рабочая программа по литературному чтению" • Учебник для образовательных организаций с обучением на родном(нерусском) и русском(неродном)языке под редакцией М.В.Черкезова.


Автор: Баишева Альфия Сагдатулловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ФМБОУ лицея с.Месягутово НОШ в д.Новохалилово
Населённый пункт: Р.Б.,Дуванский район
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "рабочая программа по литературному чтению" • Учебник для образовательных организаций с обучением на родном(нерусском) и русском(неродном)языке под редакцией М.В.Черкезова.
Раздел: начальное образование





Назад




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению

ориентирована

на

обучающихся 1- 4-х классов ФМБОУ лицея с. Месягутово НОШ в д.

Новохалилово и реализуется на основе следующих документов:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки

Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373; №1241 от 26.11.2010г.;

№1576 от 31.12.2015г.

4 варианта базисного учебного плана начального общего образования на

2021-2022 уч. год.

по

учебнику

для

образовательных

организаций

с

обучением

на

родном(нерусском)

и

русском(неродном)языке

под

редакцией

М.В.Черкезова.Москва «Просвещение»2019г.

Для внеурочного чтения программа для начальных классов башкирской

школы,

утверждённой

Министерством

образования

Республики

Башкортостан 2009 году, авторами

Давлетбаевой Р.Г., Сахиповой З.Г.,

Гималовой Р.Г. -Уфа: Китап, 2012

Примерной основной общеобразовательной программы начального общего

образования

(одобренной

Федеральным

учебно-методическим

объединением по общему образованию, протокол №1/15 от 8 апреля 2015г.);

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс

«Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по 2 часа в неделю. Общий

объём учебного времени составляет 270 часов. По

учебному плану

ФМБОУ лицея с. Месягутово НОШ в д. Новохалилово отводит на изучение

предмета «Литературное чтение» 1 классе 2 часа в неделю,33 учебной

недели. Итого – 66 часов в год. Во 2-4 классах по 2 часа в неделю, 35

учебной недели. Итого - 70 часов в год. Срок реализации программы:

2021 - 2025 учебный год.

Рабочая программа по литературному чтению представляет собой

целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку;

основное содержание с распределением учебных часов по основным

разделам курса; результаты изучения учебного предмета к концу учебного

года; календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика предмета

Цели:

Программа «Литературное чтение» направлена на достижение

следующих целей:

• развитие художественно-творческих и познавательных способностей,

эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений,

формирование эстетического отношения к искусству слова;

совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог,

выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как

базовым умением в системе образования младших школьников;

формирование читательского кругозора и приобретение опыта

самостоятельной читательской деятельности;

• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению

и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование

представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие

нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной

России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Задачи:

— развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально

откликаться на прочитанное, — учить чувствовать и понимать образный

язык, развивать образное мышление, — формировать умение воссоздавать

художественные образы литературного произведения, развивать творческое

мышление, — развивать поэтический слух, — формировать потребность в

постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству,

творчеству писателей, — обогащать чувственный опыт ребёнка, —

формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, — расширять

кругозор детей через чтение книг различных жанров, — обеспечить развитие

речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Планируемые результаты

Результаты освоения 1 года обучения

Личностные результаты

Обучающиеся научатся:

• называть место, где родился и вырос, составлять небольшой текст о

природе родного края, о семье, родителях;

• понимать свою принадлежность к определенному народу России; с

уважением относиться к людям другой национальности, их традициям в

процессе знакомства с народным творчеством разных народов; знать и

рассказывать о традициях своей семьи. Проявлять заботу к своим близким, с

уважением относиться к родителям, помогать младшим; называть

произведения разных народов, в которых тоже рассказывается о семье, о

маме, об отношении детей к маме;

• размышлять в процессе чтения произведений о таких нравственных

ценностях, как честность, доброта, благородство, уважение к людям;

• понимать смысл нравственно-этических понятий на основе бесед о

пословицах и поговорках, произведениях К. Ушинского, Л. Толстого и

других; и чтения произведений на уроках «Литературного чтения» о дружбе,

об отношениях между людьми, об отношениях к животным и т. д.

(дружелюбие, уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

• проявлять интерес к чтению произведений о природе (животных и

растениях), выражая уважительное отношение к ней;

•понимать значение новой социальной роли ученика, принимать нормы и

правила школьной жизни; ответственно относиться к урокам «Литературного

чтения», беречь учебник, тетрадь, бережно относиться к книгам,

предназначенным для самостоятельного чтения;

•понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;

•относиться с уважением к историческому прошлому своей страны, своего

народа, к его обычаям и традициям;

•относиться с уважением к родному языку.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

• читать планируемые результаты на шмуцтитулах учебника и обсуждать их

под его руководством учителя;

• понимать, какие учебные задачи будут решаться в процессе изучения темы

(с какой целью необходимо читать данный текст:

поупражняться в чтении или найти ответ на вопрос и т. д.);

• планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя

(например, составить план пересказа по образцу или восстановить

последовательность событий сказки по серии рисунков), понимать важность

планирования действий.

•контролировать выполненные задания с опорой на образец, предложенный

учителем, составлять вместе с учителем план проверки выполнения задания;

• оценивать чтение по ролям, пересказ текста, выполнение проекта по

предложенной учителем системе (шкале);

•определять границы известного и неизвестного под руководством учителя:

выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг

неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя.

• фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость /

неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов,

разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам,

стремиться к улучшению результата; анализировать причины

успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал,

формулировать их в устной форме по просьбе учителя;

• осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня все

получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться»,

«Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.;

•стремиться преодолевать возникающие трудности, проявлять волевое

усилие (с помощью учителя).

Обучающиеся получат возможность научиться:

• принимать общие цели изучения темы, представленные на

шмуцтитулах, обсуждать их совместно с учителем;

• понимать учебную задачу урока, воспроизводить еѐ в ходе урока по просьбе

и под руководством учителя.

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

•осуществлять простейшие логические операции:

1) сравнение по заданным критериям, при помощи учителя (сравнить сказку

и рассказ, разные произведения на одну тему, авторскую и народную сказку,

художественный и научно-познавательный текст, художественный и

учебный текст, сравнить пословицы и текст, текст и иллюстрации (что

общего и чем отличаются), сравнить поступки героев и свои собственные;

2)группировка книг (для выставки) по заданным критериям (на одну и ту же

тему, одного автора, по заданному основанию (жанр), исключить лишнее

(книгу, не соответствующую теме);

3)классификация (распределить по тематическим группам, выбрать слова,

которые соответствуют представлениям о дружбе);

•находить нужную информацию в учебнике (название раздела, произведение,

номер страницы); в словаре учебника, пользоваться системой условных

обозначений; в тексте для пересказа по заданным критериям, информацию

для характеристики героя, для выразительного чтения, для ответа на задание;

•работать со словами и терминами: уточнять значение непонятных слов,

обращаясь к учителю, взрослому, словарю;

•соотносить прямое и переносное значение слов, находить информацию в

энциклопедии.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• самостоятельно работать с учебником литературного чтения как

источником информации; находить заданное произведение разными

способами;

• выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать

устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;

• группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли,

героям);

сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

•отвечать и задавать вопросы по прочитанному произведению;

• создавать связанное высказывание из 3—4 простых предложений на

заданную тему с помощью учителя на основе заданного образца;

•участвовать в диалоге с учителем и одноклассником;

•внимательно слушать собеседника, не перебивая его, стараться понять, о

чем он говорит;

•участвовать в парной работе, пользуясь определёнными правилами

(работать дружно, вместе обсуждать прочитанное, находить общую точку

зрения, учиться отстаивать свою точку зрения).

Обучающиеся получат возможность научиться:

•задавать уточняющие вопросы на основе образца;

•принимать участие в коллективной работе (распределять роли,

договариваться, не конфликтовать, искать пути выхода из конфликтной

ситуации, знать и употреблять вежливые слова);

• подготавливать небольшую презентацию с помощью взрослых по теме

проекта, оформлять 2—3 слайда.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающиеся научатся:

• слушать сказки, стихотворения, рассказы в исполнении мастеров

художественного слова;

• заучивать наизусть небольшие стихотворные произведения;

• обмениваться впечатлениями от прочитанного;

• читать в темпе не менее 30-40 слов в минуту, сознательно и правильно;

• отвечать на вопросы по содержанию текста;

• находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание

ребёнка;

• пересказывать знакомые сказки;

• воспроизводить содержание небольшого рассказа с опорой на иллюстрации

или вопросы;

• сосредотачиваться на чтении текста;

• слушать собеседника; громко, чётко, орфоэпически правильно произносить

слова в устной речи и при чтении;

• делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов

предложения;

• грамматически правильно, эмоционально и содержательно строить

высказывания;

• доброжелательно и внимательно относит к собеседнику – сверстнику и

взрослому;

• читать слова более сложной слоговой структуры; соотносить содержание

произведения;

• понимать значения слов и выражений исходя из контекста.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• соблюдать интонацию различных типов предложения

• наблюдать за языком художественного произведения; доказывать и

подтверждать фактами (из текста) собственное суждение.

Творческая деятельность

Обучающиеся научатся:

• воспроизводить диалоговые сцены из прочитанных произведений;

• сравнивать сказки разных авторов с одним и тем же сюжетом;

• сравнивать сказки разных авторов с одним и тем же сюжетом;

• различать сказку, рассказ и стихотворение.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• придумывать свой вариант развития сюжета сказки;

• передавать свои впечатления в устной речи и через рисунок;

• сравнивать художественные тексты с произведениями художников и

музыкантов.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся научатся:

• читать наизусть 3-4 стихотворных произведения классиков русской

литературы;

• называть автора и заглавие 3-4 прочитанных книг;

• называть имена и фамилии 3-4 писателей, произведения которых читали в

классе;

• высказывать собственное мнение о прочитанном, эмоционально

откликаться на прочитанное;

• внимательно относиться к авторскому слову в художественном тексте.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• наблюдать за языком художественного произведения;

• находить слова, помогающие ярко и точно изображать природу;

• отличать прозаический текст от поэтического;

• распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки,

пословицы)

Результаты освоения 2 года обучения

Личностные результаты

Обучающиеся научатся:

• на основе художественных произведений определять основные ценности

взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь,

взаимовыручка);

•с гордостью относиться к произведениям русских писателей классиков,

известных во всем мире.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье,

находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах

и поговорках;

• с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов,

рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них,

передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

• самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать;

создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Метапредметные результаты

РегулятивныеУУД

Обучающиеся научатся:

• сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала

урока в процессе его изучения;

•формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с

целями темы; понимать учебную задачу урока;

• читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без

искажений и пр.); коллективно составлять план урока, продумывать

возможные этапы изучения темы;

•коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;

• контролировать выполнение действий в соответствии с планом;

•оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным

учителем;

• оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным

критериям;

• выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг

неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.

•фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/

неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок,

разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим

успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения

учебных задач;

• анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных

шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;

• осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу,

пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней

речи. Учащиеся получат возможность научиться:

• формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее,

сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные

действия с заданной задачей;

•читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям,

выразительно наизусть и пр.);

•составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе

или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

•выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов,

вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания

результатов;

•оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по

выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью

шкал, лесенок, баллов и пр.);

•определять границы коллективного знания и незнания по теме

самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?),

связывать с целевой установкой урока;

•фиксировать по ходу урока и в конце урока

удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью

шкал, значков «+» и «−», «?»);

• анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и

знаковой системы («+» и «−», «?»);

•фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре; предлагать

варианты устранения причин неудач на уроке;

• осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу,

пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

• пользоваться в практической деятельности условными знаками и

символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

• отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные

вопросы;

• понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения,

объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных

материалов;

•сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и

стихотворение, народную и литературную сказку;

• сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом

музыкального произведения, репродукцией картины художника, с

пословицей и поговоркой соответствующего смысла;

•создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения)

по теме урока из 5—6 предложений;

• понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А.

Крылова;

• проявлять индивидуальные творческие способности при составлении

докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в

процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных

заданий;

• соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного

произведения;

•определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или

учебника и рабочей тетради;

• понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать

прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов,

осмыслении структуры текста и пр.).

Обучающиеся получат возможность научиться:

• определять информацию на основе различных художественных объектов,

например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины,

музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;

•анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя

(учебника), выявлять основную мысль произведения;

•сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного

произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

• находить в литературных текстах сравнения и эпитеты,

использовать их в своих творческих работах;

• самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл

читаемого произведения; понимать смысл русских народных и литературных

сказок,

рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова,

Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для

русской и мировой литературы;

•проявлять индивидуальные творческие способности при составлении

рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при

инсценировании и выполнении проектных заданий;

•предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих

нравственных установок и ценностей;

• определять основную идею произведения (эпического и лирического),

объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к

описываемым событиям и героям произведения;

•создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме

урока из 7—8 предложений;

• сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню

и рассказ; находить сходства и различия;

• соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом

музыкального произведения, репродукцией картины художника;

самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин

художника или фрагменты музыкальных произведений.

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

• вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

•создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по

предложенной теме;

•оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные

положения устного высказывания;

• прислушиваться к партеру по общению (деятельности), фиксировать его

основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;

• не конфликтовать, использовать вежливые слова;

•в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы,

предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;

• употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить

примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых

произведений, описывающих конфликтную ситуацию;

• оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые

оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно,

искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку

зрения;

•принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы

(пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной

деятельности; определять совместно критерии оценивания выполнения того

или

иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по

выработанным критериям;

•оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных

героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;

•находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные

книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;

• готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью

взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать еѐ

с опорой на слайды. Учащиеся получат возможность научиться:

• высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или

прослушанное произведение, проявлять активность и стремление

высказываться, задавать вопросы;

•понимать цель своего высказывания;

•пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и

жестикуляцией;

• участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление

нравственной проблемы;

•создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения

устного высказывания;

• проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного

поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае

несогласия с точкой зрения другого;

•объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;

отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;

• опираться на собственный нравственный оп ходе доказательства и

оценивании событий;

•формулировать цель работы группы, принимать и сохранять еѐ на

протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать

для себя подходящие роли и функции;

• определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или

иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой

или парной работы по выработанным критериям;

• определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных

ситуациях на основе нравственных норм;

• руководствоваться выработанными критериями при оценке

поступков литературных героев и своего собственного поведения;

•объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода

из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из

литературных произведений; находить нужную информацию через беседу со

взрослыми,

через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через

Интернет, периодику (детские журналы и газеты);

• готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к

взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не

только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации,

графические схемы, модели и пр.);

•озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по

продуманному плану.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающиеся научатся:

• осознанно воспринимать произведения в исполнении мастеров

художественного слова; стихотворения в исполнении взрослого или

подготовленного ребёнка (в сочетании с музыкальным сопровождением);

• четкой дикции, умению правильно артикулировать звуки в словах и фразах,

увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации

и коммуникативной задачи;

• читать целыми словами без разделения на слоги двух- и трехсложных слов;

• читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам;

• сознательно, правильно читать (без пропусков и искажений) в темпе 50-60

слов в минуту;

• читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая

интонацию предложений различного типа;

• подробно пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным

сюжетом, сообщая последовательность изложения событий; пересказывать

по предложенному картинному плану; пересказывать выборочно с опорой на

вопросы и иллюстрации;

• ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением,

методическим аппаратом учебника.

Ученик получит возможность научиться:

• делить текст на части, находить главную мысль прочитанного ( с помощью

учителя);

• на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи

(повествование - создание текста по аналогии, рассуждение – письменный

ответ на вопрос, описание- характеристика героя);

• самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими

возрасту словарями и справочной литературой.

Творческая деятельность

Обучающиеся научатся:

• выделять в тексте диалоги героев, читать их выразительно;

• различать слова авторов и героев;

• определять тему произведения по заглавию;

• составлять небольшой рассказ по картинке или серии картинок,

объединённых общей темой;

• высказывать своё отношение к содержанию прочитанного, к поступкам

героев;

• отгадывать загадки;

• читать по ролям литературное произведение;

• использовать различные способы работы с деформированным текстом;

• создавать собственный текст по серии иллюстраций к произведению или на

основе личного опыта.

Ученик получит возможность научиться:

• рисовать словесные картины на основе прочитанного текста ( с помощью

учителя);

• создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

• работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии,

проекты.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся научатся:

• читать наизусть 5-6 стихотворений русских и зарубежных классиков;

• называть 5- 6 русских народных пословиц считалок, загадок;

• называть имена и фамилии 5-6 отечественных писателей;

• находить в тексте сравнения (простейшее средство художественной

выразительности) с опорой на слова точно, как, словно;

• отличать прозаический текст от поэтического

Ученик получит возможность научиться:

• распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки,

пословицы)

Результаты освоения 3 года обучения

Личностные результаты

Обучающиеся научатся:

• понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье,

находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах

и поговорках;

•с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов,

рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них,

передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

•самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать,

создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к

малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине

среди героев прочитанных произведений;

• собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам

своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов,

доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы

изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-

конкурсы и пр.);

• составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и

произведения собственного сочинения;

• принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях

великих художников, поэтов и музыкантов».

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

• формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать еѐ,

сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные

действия с заданной задачей;

• читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям,

выразительно наизусть и пр.);

•составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе

или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

• выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов

вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания

результатов;

• оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по

выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью

шкал, лесенок, баллов и пр.);

• определять границы коллективного знания и незнания по теме

самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?),

связывать с целевой установкой урока;

• фиксировать по ходу урока и в конце урока

удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью

шкал, значков «+» и «−», «?»);

•анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и

знаковой системы («+» и «−», «?»);

• фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;

• предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;

• осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу,

пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или

паре;

• формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и

индивидуальными учебными потребностями и интересами;

•читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без

искажений, выразительно, выборочно и пр.);

•осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план,

выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой

индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые

пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

•принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного

плана;

• выбирать рать наиболее эффективный вариант плана для достижения

результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам,

проверять и контролировать их выполнение;

• оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными

критериями и выбранными формами оценивания;

• определять границы собственного знания и незнания по теме

самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?),

связывать с индивидуальной учебной задачей; фиксировать по ходу урока и в

конце урока удовлетворённость /неудовлетворённость своей работой на

уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы

баллов);

•анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и

знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

• фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в

рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;

• записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план

действий по их устранению;

• предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного

достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

•определять информацию на основе различных художественных объектов,

например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины,

музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;

•анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя

(учебника), выявлять основную мысль произведения;

•сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного

произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

•находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в

своих творческих работах;

•самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок)смысл

читаемого произведения;

• понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и

стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова,

Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской

и мировой литературы;

• проявлять индивидуальные творческие способности при составлении

рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при

инсценировании и выполнении проектных заданий;

•предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих

нравственных установок и ценностей;

• определять основную идею произведения (эпического и лирического),

объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к

описываемым событиям и героям произведения;

• создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме

урока из 7—8 предложений;

•сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и

басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;

• соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом

музыкального произведения, репродукцией картины художника;

самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин

художника или фрагменты музыкальных произведений.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• находить необходимую информацию в тексте литературного произведения,

фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

• анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя

(учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать еѐ в парной

и групповой работе;

•находить в литературных текстах сравнения и эпитеты,

олицетворения, использовать их в своих творческих работах;

•сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и

рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них

сходства и различия;

• сравнивать литературное произведение со сценарием театральной

постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

• находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела,

темы урока или давать название выставке книг;

•сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных

произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

•создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме

урока из 9—10 предложений;

•понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных

рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы

(Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и

мировой литературы;

•проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении

эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и

инсценировании, при выполнении проектных заданий;

• предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих

нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых

действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

•определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи,

былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического

стихотворения), осознавать смысл изобразительновыразительных средств

языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и

героям произведения.

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

• высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или

прослушанное произведение, проявлять активность и стремление

высказываться, задавать вопросы;

• понимать цель своего высказывания;

• пользоваться элементарными приѐмами убеждения, мимикой и

жестикуляцией;

• участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление

нравственной проблемы; создавать 3—4 слайда к проекту, письменно

фиксируя основные

положения устного высказывания;

•проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного

поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае

несогласия с точкой зрения другого;

•объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;

отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;

•опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и

оценивании событий;

• формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении

всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя

подходящие роли и функции;

• определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или

иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой

или парной работы по выработанным критериям;

• определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных

ситуациях на основе нравственных норм;

•руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков

литературных героев и своего собственного поведения;

•объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода

из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из

литературных произведений;

•находить нужную информацию через беседу с взрослыми, через учебные

книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет,

периодику (детские журналы и газеты);

• готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к

взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не

только текст, но и изображения (картины художников,

иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);

•озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по

продуманному плану.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное

произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать

вопросы;

•формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише:

«Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось

бы объяснить, привести пример...» и пр.;

• пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия

на эмоциональную сферу слушателей;

•участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том

числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

• создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные

положения устного высказывания;

способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между

участниками диалога (полилога)

• демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);

• предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

• определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из

диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие

его отношение к описываемым событиям;

•использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных

высказываниях и рассуждениях;

• отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по

прочитанному произведению;

• определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в

паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при

чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении

исследовательских и творческих заданий;

• определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или

иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным

критериям;

• оценивать своѐ поведение по критериям, выработанным на основе

нравственных норм, принятых в обществе;

• искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта,

самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

•обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых

отражены схожие конфликтные ситуации;

•находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале

способы разрешения конфликтных ситуаций;

• находить различные источники информации, отбирать из них нужный

материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике,

соответствующей цели; представлять информацию разными способами;

• самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов,

обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

•использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

•озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель

и план выступления.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающиеся научатся:

• читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 70 слов в

минуту;

• читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его

содержания подробно и выборочно;

• читать текст выразительно, передавая своё отношение к прочитанному,

выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между

предложениями и частями текста;

• делить несложный текст на части;

• составлять план прочитанного текста с опорой на предложения и фразы

текста;

• находить предложения, выражающие главную мысль, уметь соотносить

главную мысль с пословицей;

• размышлять над мотивами поступков персонажей, сравнивать героев,

находить слова и выражения для их характеристики;

• давать эстетическую и нравственную оценку поступков героев

произведения, обсуждать данные оценки;

• обращать внимание на место действия, окружающую обстановку, давать им

эстетическую оценку;

• участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного

произведения;

• самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими

возрасту словарями и справочной литературой.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• выбирать интонацию (тон, темп речи и чтения, логические ударения и

паузы) в зависимости от содержания речи и коммуникативных задач

общения: что-то сообщить, выразить радость или недовольство, сочувствие

или осуждение и т.д;

• читать один и тот же текст с различным подтекстом: восхищением,

удивлением и т. д (с помощью учителя);

• распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность,

определять значение слова по контексту;

• ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и

использовать полученную информацию в практической деятельности;

• составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации

к чтению) литературного произведения по заданному образцу.

Творческая деятельность

Обучающиеся научатся:

• самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на

вопросы и задания учебника;

• рисовать словесные картины к художественным произведениям;

• находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых

изображены герои, события, природа;

• находить в произведении средства художественной выразительности

( сравнения, эпитеты);

• составлять рассказ на заданную тему на основе наблюдений за природой,

жизнью школы, друзей, семьи и др.;

• воссоздавать поэтические образы произведения (описание предмета,

природы, места действия, героя, его эмоциональное состояние) на основе

анализа словесной ткани произведения;

• отбирать из словесной ткани произведения детали и объединять их для

создания целостного художественного образа;

• читать по ролям литературное произведение;

• использовать различные способы работы с деформированным текстом;

Обучающиеся получат возможность научиться:

• внимательно слушать собеседника, т.е анализировать речь, улавливать её

смысл, поддерживая диалог вопросами или репликами, строить речевое

общение с собеседником на основе доброжелательности, миролюбия и

уважения;

• драматизировать художественные произведения; участвовать в игровых

ситуациях с переменой ролей: переход с позиции слушателя на позицию

исполнителя роли, режиссёра, художника, автора текста;

• составлять рассказы в стиле определённого писателя (как рассказал бы тот

или иной писатель, например, о птице или звере);

• создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся научатся:

• называть имена 3-4 авторов и классиков башкирской, русской литературы;

• называть 2-4 книги каждого писателя из рекомендованного списка для

самостоятельного чтения;

• читать наизусть 7-8 стихотворений современных авторов и

классиков башкирской, русской и зарубежной литературы;

• называть имена и фамилии 7-8 писателей – авторов прочитанных

произведений;

• различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о

животных;

• выделять особенности стихотворных произведений – рифму, ритм;

• ориентироваться в учебной книге, находить в ней произведение по его

названию и фамилии автора, объединять произведения на определённую

тему;

• различать художественные и научно - познавательные произведения;

• находить книгу из рекомендуемого списка литературы;

• самостоятельно пользоваться вопросами и заданиями при анализе текста

Обучающиеся получат возможность научиться:

• распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки,

пословицы)

Результаты освоения 4 года обучения

Личностные результаты

Обучающиеся научатся:

• понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к

малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине

среди героев прочитанных произведений;

• собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам

своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов,

доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы

изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-

конкурсы и пр.);

• составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и

произведения собственного сочинения;

•принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих

художников, поэтов и музыкантов».

Обучающиеся получат возможность научиться:

•познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;

•рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о

памятных местах своей малой родины;

•находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях,

совершивших подвиг во имя своей Родины; создавать свои собственные

проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

• формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини -

группе или паре;

• читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без

искажений, выразительно, выборочно и пр.);

• осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план,

выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой

индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые

пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

•принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного

плана;

•выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов

изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и

контролировать их выполнение;

• оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными

критериями и выбранными формами оценивания;

• определять границы собственного знания и незнания по теме

самостоятельно;

•фиксировать по ходу урока и в конце урока

удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью

шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

• фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в

рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений». Учащиеся получат

возможность научиться:

• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать

конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного

результата;

•свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих

достижений;

•самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе

работы на уроке и преобразовывать еѐ из одного вида в другой;

• владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды

чтения;

• пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для

достижения своих учебных целей.

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся;

• находить необходимую информацию в тексте литературного произведения,

фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов

учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать еѐ в

парной и групповой работе;

• находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения,

использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих

творческих работах;

•сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и

рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них

сходства и различия;

•сравнивать литературное произведение со сценарием театральной

постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

•находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока

или давать название выставке книг;

• сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных

произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

• создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме

урока из 9—10 предложений;

•понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных

рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы

(Р.Нигмати, М.Хай, Г.Юнусовой, Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого,

Горького и др.) для башкирской, русской и мировой литературы;

•проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении

эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при

инсценировании и выполнении проектных заданий; и я нравственной

проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая

условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел

автора;

• определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи,

былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического

стихотворения), осознавать смысл изобразительно выразительных средств

языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и

героям произведения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• самостоятельно анализировать художественные произведения разных

жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков;

соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор

поведения в такой же ситуации;

• определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении

развитие чувств;

• создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с

возможностью использования различных выразительных средств.

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

•высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное

произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать

вопросы; формулировать цель своего высказывания вслух, используя

речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...»,

«Мне хотелось бы объяснить, привести при- мер...» и пр.;

• пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия

на эмоциональную сферу слушателей;

•участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том

числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

• создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные

положения устного высказывания;

• способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между

участниками диалога (полилога);

•демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);

•предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

•определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из

диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие

его отношение к описываемым событиям;

• использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных

высказываниях и рассуждениях;

-отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по

прочитанному произведению;

• определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в

паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при

чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении

исследовательских и творческих заданий;

•определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или

иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным

критериям;

• оценивать своѐ поведение по критериям, выработанным на основе

нравственных норм, принятых в обществе;

• искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта,

самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

• обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых

отражены схожие конфликтные ситуации;

• находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале

способы разрешения конфликтных ситуаций;

• находить все источники информации, отбирать из них нужный материал,

перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей

цели;

• самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за

помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

•использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель

и план выступления.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения,

не обижая других;

• договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью

собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных

литературных произведений;

• интерпретировать литературное произведение в соответствии с

поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным

критериям уровень выполненной работы.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающиеся научатся:

• читать текст бегло, правильно, осознанно в темпе не менее 80 слов в

минуту;

• читать про себя произведения различных жанров;

• читать выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и

предложения в составе текста;

• передавать при чтении своё отношение к содержанию, героям

произведения;

• находить средства художественной выразительности: олицетворение,

сравнение, эпитет;

• находить метафоры и сравнения на примере загадки;

• различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии

авторов;

• пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;

• соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность

изложения событий;

• составлять план, озаглавливать текст;

• выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические

ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;

• находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и

событиям;

• находить в произведении слова и выражения, подтверждающие

собственные мысли о герое, событиях;

• пользоваться ориентировочно- справочным аппаратом учебника

(оглавление, вопросы, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы);

• определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист,

оглавление, иллюстрации, предисловие;

• произносить текст с различными смысловыми оттенками (подтекстом):

похвалой, одобрением, насмешкой, осуждением и т.д;

• распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность,

определять значение слова по контексту;

• формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст,

опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр,

структуру, язык;

• составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации

к чтению) литературного произведения по заданному образцу.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее,

выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

• писать отзыв о прочитанной книге;

• работать с тематическим каталогом;

• определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и

его поступкам;

• на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной

речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение –

письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героя).

Творческая деятельность

Обучающиеся научатся:

• пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего, внешнего

вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;

• придумывать сказки и составлять рассказы по аналогии с прочитанными,

включая в рассказ элементы описания, рассуждения;

• устно рисовать портрет героя с опорой на художественный текст;

• предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности

событий, поведения героев;

• воссоздать различные эмоциональные состояния героев на основе слов,

характеризующих его настроение;

• самостоятельно описывать текст по аналогии с прочитанным, использовать

сравнения, олицетворения, эпитеты;

• передавать рассказанную смешную историю в грустную и т.д;

• самостоятельно подбирать средства художественной выразительности для

текстов с пропусками в художественном описании природы или какого- ли

Обучающиеся получат возможность научиться:

• точно выражать свои мысли, слушать и понимать смысл речи собеседника,

проявлять к нему внимание, поддерживая речевое общение репликами и

вопросами, использование вежливых слов в общении, закрепление

доброжелательного стиля общения с собеседником;

• придумывать сказочные истории об окружающих предметах по аналогии со

сказками Г.Х. Андерсена;

• описывать события с точки зрения героя и автора, сравнивать их позиции;

• создавать свой вариант сказки на известный сюжет;

• составлять загадки с использованием метафор;

• составлять собственные произведения с использованием различных типов

текста: описания, повествования, рассуждения;

• работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии,

проекты.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся научатся:

• читать наизусть 10-12 стихотворений;

• называть 5-6 книг по темам детского чтения;

•различать художественный и научно - познавательный текст, высказывать

своё отношение к прочитанным произведениям;

• различать жанры художественных произведений: рассказа, сказки,

стихотворения, былины, выделять их характерные признаки;

• сравнивать стихотворения различных авторов на одну и ту же тему и

выявлять художественные особенности текста, настроения героев и

авторского видения;

• сравнивать произведения с описанием одного и того же предмета ( лилии,

ромашки, щенка и т. д);

• сравнивать и объяснять разницу между народной и литературной сказкой

Обучающиеся получат возможность научиться:

• сравнивать произведения одного и того же автора, обобщать знания об

особенностях стиля автора, выбора темы, описания событий, героев, их

нравственно - этической оценки, видения мира, нравственной оценки

изображённых событий; составление общего представления об авторе

произведения.

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета «Литературное чтение».1 класс

Изучение литературного чтения в первом классе начинается вводным

интегрированным курсом «Обучение грамоте». Первоклассник посредством

стихов и небольших рассказов современных детских поэтов и писателей

познает себя и мир вокруг: людей и их взаимоотношения, природу и

отношение к ней, к друзьям, к семье, к животным. Текстовый материал для

чтения и обсуждения распределен по темам: Наша земля. Наш дом. Я и моя

семья. В школе и дома. Не буду плохим, буду хорошим. Что нужно для

здоровья? Учимся играя. В мире животных. Времена года. Труд в деревне.

Москва- столица нашей Родины.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение».2 класс

Содержание

программного материала

Количество

часов.

Внеклассное

чтение.

Проекты.

1

1

Родина моя.

21

3

1

2

2

Моя семья.

20

1

1

3

3

Про дружбу.

8

1

1

4

4

Фольклор.

9

1

1

5

5

Сказка – народная и

литературная.

12

1

2

ИТОГО

70

7

6

Содержание курса литературное чтение для 3 класса

Наименование

раздела

Количество

часов по

плану

Внеклассное

чтение.

Проекты

1

Человеку

нужна

Родина.

6 часов.

1

1

2

Добра

желаешь

добро и делай.

12 часов.

1

1

3

Детство – это я и ты.

9 часов.

1

1

4

В школе и дома.

11 часов.

1

1

5

Путешествие

в

мир

сказки.

13 часов

2

1

6

Мы и наши животные.

11 часов.

2

1

7

Из

прошлой

жизни

башкирского

и

русского народов,

7 часов.

7

1

8

Итого:

70 часов

15 часов

7часов

Содержание курса литературное чтение для 4 класса

Наименование

раздела

Количество

часов по

плану

Внеклассное

чтение.

Проекты

1

Всегда будь сердцу

мил, мой край родной!

11

1

1

2

Времена года.

17

1

1

3

В природе столько

красоты!

12

1

1

4

Что за прелесть эти

сказки!

9

1

1

5

В чем сила человека?

9

1

1

6

Космос далекий и

близкий.

4

1

1

7

Рассказы башкирских

писателей.

8

8

1

8

Итого:

70

14

8



В раздел образования