Напоминание

Особенности мотивации личности младшего школьника


Автор: Коновалова Татьяна Риятовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: КГБОУ ШИ№2
Населённый пункт: Хабаровск
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности мотивации личности младшего школьника
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности мотивации личности младшего школьника.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-

разному. В одном случае как совокупность факторов, поддерживающих и

направляющих, т.е. определяющих поведение (К. Мадсен, Ж. Годфруа, 1992),

в другом случае как совокупность мотивов (К.К. Платонов, 1986), в третьем

как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее

направленность. Мотивация, кроме того, рассматривается как процесс

психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов,

1998), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий

возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм

деятельности (И.А. Джидарьян, 1976), как совокупная система процессов,

отвечающих за побуждение и деятельность (В.К. Вилюнас, 1990).

Среди всех понятий, которые используются в психологии для

обеспечения и объяснения побудительных моментов в поведении человека,

самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива. Термин

«мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив».

Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком

смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение

(сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения,

стремления и многое другое) и как характеристика процесса, который

стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном

уровне.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения:

его возникновение, продолжительность, устойчивость, направленность и

прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на

будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая

целостность отдельно взятого поведенческого акта. Кроме того, на уровне

познавательных процессов мотивационному объяснению подлежат их

избирательность; эмоционально-специфическая окрашенность.

Так, Р.А.Пилоян пишет, что мотивация и мотив взаимосвязанные,

взаимообусловленные психические категории и что мотивы действия

формируются на базе определенной мотивации (т. е. мотивы вторичны).

И в то же время он утверждает, что через выработку отдельных мотивов мы

можем влиять на мотивацию в целом (т. е. уже мотивация зависит от

мотивов, которые становятся первичными). Кроме того, автор считает, что

мотивы относятся к действиям, а мотивация к деятельности.

В.Г. Леонтьев (1992) выделяет два типа мотивации: первичную,

которая проявляется в форме потребности, влечения, драйва, инстинкта, и

вторичную, проявляющуюся в форме мотива. Следовательно, в данном

случае тоже имеется отождествление мотива с мотивацией. В.Г. Леонтьев

полагает, что мотив как форма мотивации возникает только на уровне

личности и обеспечивает личностное обоснование решения действовать в

определенном направлении для достижения определенных целей.

С поступлением ребёнка в школу учебная деятельность не дана ему в

готовой форме. В построении учебной деятельности заключается задача

начальной школы. Первая трудность заключается в том, что мотив, с

которым ребёнок приходит в школу, не связан с содержанием учебной

деятельности. Поскольку мотив и содержание учебной деятельности не

соответствуют друг другу, мотив постепенно начинает терять силу, он не

работает иногда и к началу второго класса. Процесс учения должен быть

построен так, чтобы его мотив был связан с собственным, внутренним

содержанием предмета усвоения. Хотя мотив к общественно необходимой

деятельности в принципе остаётся, но побуждать к учению должно то

содержание, которому учат в школе, считал Д.Б. Эльконин.

Прежде чем учить, и чтобы научить, нужно добиться того, чтобы

ученики хотели, желали, стремились учиться, т.е. имели действенный мотив,

иначе будет не активная и добровольная учебная работа, а формальное,

принудительное занятие неинтересным делом, которое всё чаще будет

казаться ученикам ненужным.

Тем не менее, всякая деятельность учащихся ещё до вмешательства в неё

учителя уже имеет свой специфический мотив или даже несколько мотивов.

Ведь мотив – это то, ради чего или во имя чего субъект осуществляет

деятельность. Мотив связан с удовлетворением каких – то определённых,

уже имеющихся потребностей субъекта деятельности, а поэтому имеет

побуждающую силу, диктует предметно-направленную активность человека

в деятельность. Различают «только понимаемые» (но не действующие

реально) и «реально действующие» мотивы. В учебной деятельности (по

данным устного опроса первоклассников) у ребёнка могут быть, например,

такие «только понимаемые» мотивы: «надо быть грамотным», «папа говорит,

что каждый современный человек должен быть образованным», «не будучи

грамотным, не сумеешь заработать себе на жизнь». Когда ребёнок решает

конкретную учебную задачу на уроке или выполняет домашнее задание, он

может и не помнить об этих «высоких материях», а руководствоваться

конкретными, сиюминутными, реально действующими мотивами; или

стремлением преодолеть встретившуюся в задаче трудность, и решить её,

или побыстрее управиться с домашним заданием и пойти на улицу играть;

или желанием оправдать ожидания учителя и «не ударить лицом в грязь»;

или не отставать от остальных ребят; или, может быть, просто ему интересно

заниматься, решать задачи, отвечать на вопросы, проявлять свою

сообразительность и знания. Иногда эти две разновидности мотивов – только

понимаемые и реально действующие мотивы – называют соответственно

«длинной» и «короткой» мотивацией учебной деятельности школьника.

Учебная деятельность может побуждаться разными мотивами.

Наиболее адекватными для овладения содержанием учебной деятельности

считаются учебно-познавательные мотивы, в основе которых лежит

познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Благодаря им,

развивается интерес к содержанию учебной деятельности – к тому, что

изучается и какими способами достигается результат. Другая группа мотивов

– социальные мотивы учения, среди них главное место, особенно в младшем

школьном возрасте, занимает мотив получения высоких отметок, поскольку

высокая отметка – залог эмоционального благополучия, источник

поощрений, условие обеспечения социального статуса в классе. К широким

социальным мотивам относятся мотивы долга, ответственности,

необходимости получить образование. Эти мотивы придают определённый

смысл учебной работе, но они остаются скорее «знаемыми», чем

действенными. Важной является мотивация достижения успеха, которая

обычно сочетается с желанием получать хорошие отметки. При этом виде

мотивации ребёнок ориентируется на качество, благодаря чему формируется

саморегуляция. У плохо успевающих детей часто закрепляется мотивация

избегания неудачи – отрицательной отметки и тех последствий, которые она

за собой влечёт, – недовольства учителя и родителей, запретов, низкого

социального статуса в классе. Она сопровождается тревожностью, страхом в

ситуации оценивания придаёт всей учебной деятельности отрицательную

эмоциональную окрашенность.

Л.И. Божович выделяет две группы мотивов учения:

1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с

потребностями ребёнка в общении с другими людьми, в их оценке и

одобрении, с желаниями ученика занять определённое место в системе

доступных ему общественных отношений».

2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или

«познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной

активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями».

Однако, как правило, в мотивационной сфере поступающего в школу

ребёнка представлены разные мотивы учения, но какой – либо один может

доминировать.

В случае доминирования социальных мотивов учения ребёнок

стремится в школу, чтобы занять в обществе новую позицию – позицию

школьника. Познавательная потребность выражена у него слабо, а потому в

школе его, прежде всего, интересуют не знания, которые даёт учитель, а

строгое исполнение роли ученика, заданной новой социальной позицией.

Такой первоклассник полностью ориентирован на одобрение и похвалу

учителя, которые, по существу, позволяют ему удовлетворить его

потребность в общении на новом уровне.

Такая структура мотивационной сферы позволит ученику успешно

справляться со своими обязанностями до тех пор, пока для него будет

притягательна социальная позиция школьника. Но как только эта позиция

станет для него привычной и ему уже не нужно будет подтверждения, что он

хорошо справляется со своей ролью, похвала учителя перестанет оказывать

мотивирующее воздействие. Если к этому времени у ученика не

сформируются собственно учебные мотивы, связанные непосредственно с

учебной деятельностью, или если у него не возникнут новые социальные

мотивы типа получения в будущем определённой специальности, для

которой необходим хороший школьный аттестат, то ученик может стать

неуспевающим.

Детей, мотивационная сфера обучения которых больше представлена

познавательными мотивами, скорее всего можно охарактеризовать как

любознательных. Поскольку же у ребёнка слабо развиты социальные мотивы

учения, то у него не наблюдается стремления хорошо выполнять обязанности

ученика, как этого требует его новая социальная позиция. Но в силу того, что

они относятся к учёбе только как к источнику интеллектуального

удовольствия, а не как к социально значимой деятельности, которую

необходимо хорошо выполнять независимо от собственных эмоциональных

переживаний, эти ученики не всегда принимают и выполняют поставленную

учителем задачу.

Говоря о доминировании отдельно взятого мотива, не следует забывать

о том, что таким образом создаётся некая абстрактная модель, позволяющая

лучше понять роль того или иного мотива в мотивационной сфере, но лишь

приблизительно отражающая действительность, в которой абсолютное

доминирование какого – то одного мотива почти не встречается.

Полноценная учебная мотивация должна включать и познавательные

мотивы, и широкие социальные мотивы учения, и мотивы достижения, но

индивидуальность каждого ребёнка проявляется в доминировании какого –

то из указанных мотивов внутри учебной деятельности.

Если удаётся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым

поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы

деятельности, которые связаны с позицией школьника, осуществлением

общественно значимой и общественно оцениваемой действительностью.

Только таким образом наполняются содержанием широкие социальные

мотивы, конкретно связанные с деятельностью, которая осуществляется

школьником. Позиция школьника – это не просто позиция ученика,

посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и

домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего себя и тем самым

совершающего общественно значимую деятельность.

Задачи обучения можно считать решёнными полностью, отмечает

Д.Б.Эльконин, только при условии воспитания полноценных мотивов

учебной деятельности. Отношение ребёнка к учению – есть учебная

мотивация.

Хотелось бы остановиться на классификации учебной мотивации П.Я.

Гальперина. Он различает 3 вида мотивации:

1) деловая мотивация;

2) состязательная мотивация;

3) познавательный интерес.

1.Деловая мотивация – это когда ученик проявляет определённую

активность в учебной деятельности в расчёте на какое–ни будь

вознаграждение, будь то хорошая отметка, просто похвала учителя или

родителей.

2. Состязательная мотивация, или, как иногда её называют,

«спортивная» мотивация, так как в спортивной деятельности она является

основной и главной. Суть её в том, что ученик старается учиться не хуже

других или, если имеются возможности, то и лучше всех. Человеку вообще

свойственно стараться быть «как все», но в то же время не смешаться с

«серой массой», а быть среди лучшей части окружающих его коллег,

сотоварищей, соучеников.

Названные два типа мотивации – «деловая» и «состязательная» –

являются внешними по отношению к самому познавательному процессу и

содержанию изучаемого, хотя они и активизируют учебную деятельность. В

силу этого они по–своему приближают осознание учеником подлинного

смысла учебной деятельности как процесса научного познания, полезного и

нужного ему как сейчас, так и потом, во взрослой жизни, психологически

подготавливают появление новой мотивации – «познавательного интереса».

3. Мотивация познавательного интереса является тем подлинно

внутренним, психологически присущим самому процессу познавательной

деятельности. Как уже был отмечено ребёнок – первоклассник приходит в

школу именно с огромным интересом к познанию и насколько важно

поддерживать, развивать и углублять этот интерес. К сожалению, нередко

случается, что младший школьник, буквально начинённый различными

«почему?», в школе постепенно начинает терять интерес к учебной

деятельности, у него перестаёт действовать познавательный интерес как

действенный мотив учения. При отсутствии познавательного интереса

учебная деятельность как собственная активная деятельность учащихся

невозможна в принципе. Поэтому формирование познавательного интереса

как основного мотива учебной деятельности школьников является главной

задачей педагогов и психологов. От этого зависит и успеваемость, и

дисциплина, и воспитание детей, так как при наличии интереса они сами

будут изо всех сил стараться быть лучше и не будет нужды заставлять их.

Таким образом, действия человека исходят из определенных мотивов и

направлены на определенные цели. Мотив – это то, что побуждает человека к

действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к

одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его

действий.

Очень важно сделать вывод о том, что необходимо формировать

учебную мотивацию. Ведь под учебной мотивацией понимается стремление

детьми приобретать новые знания об окружающей действительности, и

желание использовать эти знания в своих действиях.



В раздел образования