Напоминание

Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МБУ ДО ЦТ «Радуга»


Автор: Стрельцова Татьяна Николаевна
Должность: Методист
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр творчества "Радуга"
Населённый пункт: город Лермонтов,Ставропольский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МБУ ДО ЦТ «Радуга»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Отдел образования, физической культуры и спорта

администрации г. Лермонтова

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества «Радуга» г. Лермонтова

Принята на заседании

Утверждаю

педагогического совета

Директор Центра творчества «Радуга»

Протокол №__ от «____»_________ 202__г. ________________________ Е.В.

Фоменко

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проектированию дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ в

МБУ ДО ЦТ «Радуга»

Составитель:

СтрельцовамТ.Н., методист

МБУ ДО ЦТ «Радуга»

г. Лермонтов, 2021г

.

CОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..………..2

1.

Общие

требования

к

дополнительным

общеобразовательным

общеразвивающих программам ……………………………………………..5

2. Cтруктура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы …………………………………………………………………….6

3. Cодержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы …………………………………………………………..………...7

4. Порядок утверждения программ ………………………………...………15

5. Порядок корректировки программ ……………………………………...15

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ

Методические

рекомендации

предназначены

для

педагогов

дополнительного

образования,

осуществляющих

педагогическую

деятельность

по

реализации

дополнительных

общеобразовательных

общеразвивающих программ(далее - Программа).

Методические

рекомендации

разработаны

в

соответствии

с

нормативными документами:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018)

«Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования от 09.11.2018г. №196г. «Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р

«Концепция развития дополнительного образования детей»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от

28.09.2020

№28

«Об

утверждении

СанПин

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические

требования

к

организации

воспитания

и

обучения,

отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте

России 18.12.2020 № 61573)

Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство

образования и науки РФ;

Устав МБУ ДО ЦТ «Радуга» г. Лермонтова.

Все перечисленные документы должны быть указаны в пояснительной

записке Программы.

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

представляет собой модель образовательного процесса и рассматривается как

один

из

показателей

качества

дополнительного

образования.

Программа

является нормативным документом, характеризующим систему организации

образовательной

деятельности

педагога,

определяющим

объем,

порядок,

содержание изучения и преподавания курса дополнительного образования

детского одно- или разновозрастного объединения, формы, методы и приемы

организации образовательного процесса.

Содержание Программ соответствует запросам детей и их родителей,

социума, а также заказа общества и государства.

Сегодня

программа

дополнительного

образования

это

документ

эффективного

экономического

управления

образовательным

процессом,

основанный

на

персонификации

финансирования,

«обеспечивающий

поддержку

мотивации,

свободу

выбора

и

построения

образовательной

траектории

участников

дополнительного

образования».

Эти

тенденции

должны найти отражение в общеразвивающих программах дополнительного

образования детей

.

Согласно

Концепции

развития

дополнительного

образования

детей,

одним

из

принципов

проектирования

и

реализации

дополнительных

общеобразовательных

программ

является

разноуровневость.

Такие

программы предоставляют всем детям возможность занятий независимо от

способностей и уровня общего развития.

Под

разноуровневостью

понимается

соблюдение

при

разработке

и

реализации

программ

дополнительного

образования

таких

принципов,

которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень

освоенности

содержания

детьми.

Такие

программы

предполагают

реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его

разных уровнях углубленности, доступности и степени сложности, исходя из

диагностики

и

стартовых

возможностей

каждого

из

участников

рассматриваемой программы.

Содержание

и

материал

программы

дополнительного

образования

детей

должны

быть

организованы

по

принципу

дифференциации

в

соответствии

со

следующими

уровнями

сложности

(стартовый,

базовый,

продвинутый).

Каждый участник программы должен иметь право на стартовый доступ

к

любому

из

представленных

уровней,

которое

реализуется

через

организацию условий и процедур оценки изначальной готовности участника

(где определяется та или иная степень готовности к освоению содержания и

материала заявленного участником уровня).

Каждый

из

трех

уровней

должен

предполагать

универсальную

доступность

для

детей

с

любым

видом

и

типом

психофизиологических

особенностей.

В

свою

очередь,

материал

программы

должен

учитывать

особенности здоровья тех детей, которые могут испытывать сложности при

чтении,

прослушивании

или

совершении

каких-либо

манипуляций

с

предлагаемым им материалом.

Более подробная дифференциация материала по многообразию уровней

(ступеней)

сложности

осуществляется

исходя

из

содержательно-

тематической

специфики

программы.

Другими

словами,

программа

дополнительного

образования

должна

иметь

собственную

матрицу,

описывающую

систему

уровней

сложности

содержания

программы

и

соответствующие им достижения участников.

При реализации многоуровневых программ для повышения мотивации

обучающихся необходимо разработать систему стимулирующего поощрения

достижений, в которой ребенок, осваивающий программу, будет получать

отличительные знаки за освоение каждой ступени программы.

В МБУ ДО ЦТ «Радуга» реализуются Программы для учащихся от 6 до

18 лет, а также для дошкольников.

Количество

учащихся

в

объединении

определяется

Программой

и

составляет от 8 до 30 человек.

Объединения могут быть одновозрастными и разновозрастными.

Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также

продолжительность

учебных

занятий

в

объединении

зависят

от

направленности Программ.

Продолжительность учебного года по Программе составляет 36 недель.

1. Общие требования к дополнительным общеобразовательным

общеразвивающих программам

«Образовательная

программа

-

комплекс

основных

характеристик

образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-

педагогических

условий

и

в

случаях,

предусмотренных

настоящим

Федеральным

законом,

форм

аттестации,

который

представлен

в

виде

учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных

предметов,

курсов,

дисциплин

(модулей),

иных

компонентов,

а

также

оценочных и методических материалов».

К освоению Программ «допускаются любые лица без предъявления

требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой

реализуемой

образовательной

программы».

Это

могут

быть

как

обучающиеся, проявившие выдающиеся способности, так и с ограниченными

возможностями

здоровья,

занимающиеся

как

в

учреждениях

общего

и

дополнительного

образования,

так

и

в

организациях,

осуществляющих

образовательную

деятельность

«для

глухих,

слабослышащих,

позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с

нарушениями

опорно-двигательного

аппарата,

с

задержкой

психического

развития,

с

умственной

отсталостью,

с

расстройствами

аутистического

спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья».

Содержание

и

сроки

реализации

программы

определяются

образовательной

организацией

самостоятельно,

с

учетом

категории

обучающихся,

их

возраста,

особенностями

здоровья,

особенностями

географического

расположения

образовательной

организации,

«уровнем»

программы.

Образовательные

программы

самостоятельно

разрабатываются

и

утверждаются

организацией,

осуществляющей

образовательную

деятельность по программам дополнительного образования .

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы

предназначены

для

детей

и

взрослых

и

их

содержание

должно

быть

направлено на:

-

формирование

эффективной

системы

выявления,

поддержки

и

развития способностей

и

талантов

у

детей

и

молодежи,

основанной

на

принципах

справедливости,

всеобщности

и

направленной

на

самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;

-

формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

-

удовлетворение

индивидуальных

потребностей

обучающихся

в

интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а

также в занятиях физической культурой и спортом;

-

формирование

культуры

здорового

и

безопасного

образа

жизни;

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-

патриотического, трудового воспитания обучающихся;

-

выявление,

развитие

и

поддержку

талантливых

обучающихся,

а

также лиц, проявивших выдающиеся способности;

-

профессиональную ориентацию обучающихся;

-

создание

и

обеспечение

необходимых

условий

для

личностного

развития,

профессионального

самоопределения

и

творческого

труда

обучающихся;

-

подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в

соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том

числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,

детей-инвалидов и инвалидов;

-

социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

-

формирование общей культуры обучающихся;

-

удовлетворение

иных

образовательных

потребностей

и

интересов

обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации,

осуществляемых

за

пределами

федеральных

государственных

образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

2. Cтруктура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы

При

разработке

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы

педагогу

рекомендуется

максимально

целостно

представить

образ

программы

и

выполнить

основные

этапы

разработки :

этап основной подготовки к разработке образовательной программы;

разработка

основополагающих

элементов

программы

образовательных результатов, концепции, новизны;

оформление текста образовательной программы;

методическая

разработка

заявленных

разделов

и

тем

учебно-

тематического плана программы;

порядок

проверки

и

утверждения

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ;

В

соответствии

с

нормативными

документами

структуру

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы

составляют два основных раздела:

Титульный лист

Пример оформления титульного листа программы (приложение 1).

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»:

пояснительная записка (актуальность, направленность. отличительные

особенности,

уровень,

адресат,

формы

обучения,

методы,

объем,

режим);

цель и задачи программы;

содержание

программы;

(учебный

план,

содержание

учебного

плана

программы)

планируемые результаты

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

календарный учебный график;

условия реализации программы;

формы аттестации;

оценочные материалы;

методические материалы;

рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы;

календарный план воспитания;

список литературы.

3. Cодержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы

Титульный

лист

программы

-

страница,

предваряющая

текст

программы, источник идентификационной информации документа.

Титульный лист включает в себя следующие элементы, необходимые

для заполнения:

-наименование вышестоящих органов образования (по подчиненности

учреждения, организации);

-наименование

учреждения,

организации

(согласно

формулировке

устава организации);

-дата и № протокола экспертного совета, рекомендовавшего программу

к реализации;

-гриф утверждения программы с указанием ФИО руководителя;

-наименование вида программы (дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа);

-название программы, отражающее её содержание;

-адресат программы (обучающиеся определенного возраста);

-срок реализации программы;

-Ф.И.О., должность разработчика (-ов) программы;

-место (город, другой населенный пункт) и год разработки/переработки

программы.

Программа

считается

принятой

к

работе

в

образовательной

организации

с

момента

ее

утверждения

приказом

руководителя,

что

отражается в грифе утверждения программы на титульном листе.

Раздел

1.

«Комплекс

основных

характеристик

образования:

объем,

содержание, планируемые результаты».

Пояснительная записка программы включает в себя:

направленность

дополнительной

общеобразовательной

программы;

актуальность, новизну, педагогическую целесообразность;

отличительные

особенности

данной

дополнительной

общеобразовательной программы от уже существующих программ;

адресат

программы

-

примерный

портрет

учащегося,

для

которого будет актуальным обучение по данной программе;

уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной

общеобразовательной программы;

формы обучения;

режим занятий;

особенности организации образовательного процесса.

Направленность

дополнительной общеобразовательной программы.

Характеризуя

направленность

дополнительной

общеобразовательной

программы, важно кратко, но аргументировано обосновать принадлежность

программы

именно

к

данной

направленности.

(техническая,

естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-

краеведческая, социально- гуманитарная).

Новизна может быть объективной (действительное новшество, ранее

нигде и никем не используемое), корпоративной (новшество для данного

конкретного

учреждения),

субъективной

(новшество

только

для

этого

педагога). Описание новизны программы возможно через:

-

обоснование

изменения

количества

часов

на

изучение

программы

(разделов, тем);

-

обоснование

новых

подходов

к

структурированию

содержания

программы

(модульный

подход,

выделение

индивидуальных

образовательных

маршрутов,

уровней

усвоения

содержания

для

разных

категорий обучающихся);

-

обоснование

дополнение

содержания

программы

в

сравнении

с

имеющимся;

- обоснование включения (расширения) регионального компонента в

содержание программы;

-обоснование

специфики

использования

педагогических

технологий

(например, проектной, исследовательской, кейс-технологии и пр.).

Актуальность

определяется

как

ориентированность

на

решение

наиболее

значимых

для

дополнительного

образования

проблем.

Актуальность

может

базироваться

на

анализе

социальных

проблем,

материалах

научных

исследований;

на

анализе

педагогического

опыта,

детского или родительского спроса, современных требований модернизации

образования,

потребностей

общества

и

социальном

заказе,

потенциале

образовательной организации и т.д.

Педагогическая целесообразность - которая подчеркивает важность

взаимосвязи

выстроенной

системы

процессов

обучения,

развития,

воспитания и их обеспечения; в этой части пояснительной записки педагог

должен

дать

аргументированное

обоснование

педагогических

действий

в

рамках ДООП в соответствии с целями и задачами, выбранными формами и

методами образовательного процесса.

Адресат программы - примерный портрет учащегося, для которого

будет

актуальным

обучение

по

данной

программе

-

возраст,

уровень

развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли

в

программе,

иные

медико-психолого-педагогические

характеристики.

В

данном

разделе

дается

характеристика

возрастно-

психологических

особенностей

обучающихся,

обосновываются

принципы

формирования групп, количество обучающихся в группе.

Уровень

программы,

объем

и

сроки

реализации

дополнительной

общеобразовательной программы. В данном разделе пояснительной записки

указывается продолжительность образовательного процесса, срок обучения и

часы

обучения

на

каждый

год.

Могут

быть

выделены этапы, определен

уровень

сложности

(при

наличии)

-

указывается

при

проектировании

разноуровневых ДООП и подразумевает три уровня сложности: стартовый,

базовый, продвинутый;

Формы

обучения

-

очная,

очно-заочная,

дистанционная,

заочная

(«допускается сочетание различных форм получения образования и форм

обучения»).

Режим занятий - периодичность и продолжительность занятий - общее

количество часов в год; количество часов и занятий в неделю.

Особенности организации образовательного процесса –указывается

состав групп, виды учебных занятий.

Цель и задачи программы - это заранее предполагаемый результат

образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике

цели следует избегать общих абстрактных формулировок. Цель должна быть

связана с названием программы, отражать её основную направленность и

планируемые результаты.

Конкретизация

цели

осуществляется

через

определение

задач,

раскрывающих

пути

достижения

цели.

Задачи

показывают,

что

нужно

сделать, чтобы достичь цели.

Сформулировать

задачу

значит

указать

направленность

усилий

педагога на получение заданного результата к фиксированному моменту

времени (по итогам года, всего периода обучения).

Задачи должны соответствовать цели и подразделяться на группы:

обучающие задачи;

развивающие задачи;

воспитательные задачи;

Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех

формулировках одной грамматической формы:

Глаголы: способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, обучить,

сформировать, обеспечить, поддержать, расширить, углубить, познакомить,

предоставить возможность и т.д.

Существительные:

помощь,

развитие,

приобщение,

воспитание,

обучение, формирование, обеспечение, поддержка, расширение, углубление,

знакомство, предоставление возможности и т.д.

Учебный план – обязательный элемент Программы. Учебный план

должен

содержать:

наименование

разделов

и

тем,

определять

последовательность и общее количество часов на их изучение (с указанием

теоретических

и

практических

видов

занятий,

а

также

форм

контроля).

Учебный план оформляется в виде таблицы; составляется на каждый год

обучения.

Пример оформления учебного плана.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Название

разделов, темы

Количество часов

Дистанционное

обучение

Форма

аттестации

(контроля)

всего

теория

практика

1.

Введение в

курс

3

2

1

Материалы

в

электронной

форме,

видеозанятие

из сети Internet

Первичное

тестирование

Содержание

программы

структурный

элемент

Программы,

включающий расширенное описание тем, вошедших в учебно-тематический

план,

описание

форм

проведения

занятий

как

теоретической,

так

и

практической деятельности, описание видов практической работы.

При

оформлении

содержания

следует

придерживаться

ряда

общих

правил:

-

содержание составляется согласно учебному плану;

-

формулировка и порядок расположения разделов и тем должны

полностью соответствовать их формулировке и расположению в учебном

плане;

-

необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждой теме;

-

материал следует излагать назывными предложениями;

-

содержание

каждого

года

обучения

целесообразно

оформлять

отдельно;

-

в

содержании

могут

размещаться

ссылки

на

приложения

(например, на правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.);

-

в содержании могут быть представлены вариативные образовательные

маршруты.

Пример оформления содержания программы:

Раздел 1. Маленькая частица большой России

Тема 1. Геральдические символы страны. Флаг, гимн, герб

Теория: знакомство с геральдическими и традиционными символами

страны.

Практика: изображение символов, разучивание гимна.

Планируемые результаты – отражают совокупность результатов

учащихся

по

образовательным

(предметным),

развивающим,

воспитательным, личностым, метапредметным задачам программы.

Планируемые

результаты

формулируются

с

учетом

цели,

задач

обучения,

развития

и

воспитания,

уровня

освоения

программы

и

содержания.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный

учебный

график

программы

-

это

составная

часть

образовательной программы, содержащая комплекс основных характеристик

образования

и

определяющая:

даты

начала

и

окончания

учебных

периодов/этапов; количество учебных недель или дней; продолжительность

каникул; сроки контрольных процедур; организованных выездов, экспедиций

и т.п.;

Календарный учебный график является обязательным приложением к

образовательной программе и составляется для каждой учебной группы.

Пример оформления календарного учебого графика.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающе программы “Название

программы”

на ____________________________ учебный год

Год

обучения

Дата

начала

занятий

Дата

окончания

занятий

Количество

учебных

недель

Количество часов в год

Режим

занятий

всего

теория

практика

1 год

15.09.20

31.05.21

36

указать

количество

часов

согласно

учебного плана

сколько раз в

неделю

проводятся

занятия

(например 2 раза

в неделю)

2 год

Условия реализации программы. К условиям реализации программы

относится характеристика следующих аспектов:

материально-техническое

обеспечение

-

характеристика

помещения для занятий по программе;

перечень

оборудования,

инструментов

и

материалов,

необходимых

для

реализации

программы

расчете

на

количество

обучающихся);

информационное обеспечение - аудио-, видео-, фото-, интернет

источники;

кадровое обеспечение - целесообразно перечислить педагогов,

занятых в реализации программы, охарактеризовать их профессионализм,

квалификацию, критерии отбора.

Формы аттестации. Оценка образовательных результатов учащихся

по

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программе

должна

носить

вариативный

характер

(Концепция,

гл.

I).

Инструменты

оценки достижений детей и подростков должны способствовать росту их

самооценки

и

познавательных

интересов

в

общем

и

дополнительном

образовании, а также диагностировать мотивацию достижений личности.

Федеральный

закон

273-ФЗ

не

предусматривает

проведение

итоговой

аттестации

по

дополнительным

общеобразовательным

общеразвивающим программам (ст.75), но и не запрещает ее проведение

(ст.60) с целью установления:

соответствия

результатов

освоения

дополнительной

общеразвивающей

программы

заявленным

целям

и

планируемым

результатам обучения;

соответствия

процесса

организации

и

осуществления

дополнительной общеразвивающей программы установленным требованиям

к порядку и условиям реализации программ.

Аттестация

(промежуточная

и

итоговая)

по

дополнительным

общеразвивающим программам может проводиться в формах, определенных

учебным планом как составной частью образовательной программы, и в

порядке,

установленном

локальным

нормативным

актом

организации

дополнительного образования (ст.30, ст.58), который должен быть размещен

на официальном сайте организации в сети «Интернет».

Отслеживание

и

фиксация

образовательных

результатов

может

отражаться в следующих документах : аналитическая справка, аналитический

материал,

аудиозапись,

видеозапись,

грамота,

готовая

работа,

диплом,

дневник наблюдений, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал

анкетирования

и

тестирования,

методическая

разработка,

портфолио,

перечень

готовых

работ,

протокол

соревнований,

фото,

отзыв

детей

и

родителей, свидетельство (сертификат), статья и др.

Демонстрация

образовательных

результатов

учащихся

отражается

в

следующих

формах:

аналитический

материал

по

итогам

проведения

психологической

диагностики,

аналитическая

справка,

выставка,

готовое

изделие, демонстрация моделей, диагностическая карта, защита творческих

работ,

конкурс,

контрольная

работа,

концерт,

научно-практическая

конференция,

олимпиада,

открытое

занятие,

отчет

итоговый,

портфолио,

поступление

выпускников

в

профессиональные

образовательные

организации по профилю, праздник, слет, соревнование, фестиваль и др.

Оценочные

материалы.

В

данном

разделе

отражается

перечень

(пакет)

диагностических

методик,

позволяющих

определить

достижение

учащимися планируемых результатов.

Методические материалы. Настоящий раздел представляет краткое

описание

общей

методики

работы

в

соответствии

с

направленностью

содержания

и

индивидуальными

особенностями

учащихся.

Методические

материалы включают в себя:

описание методов обучения

описание технологий, в том числе информационных

формы организации учебного занятия

тематику

и

формы

методических

материалов

по

программе

(пособия, оборудование, приборы и др.);

дидактические

материалы

-

раздаточные

материалы,

инструкционные,

технологические

карты,

задания,

упражнения,

образцы

изделий и т.п.;

алгоритм учебного занятия - краткое описание структуры занятия

и его этапов.

Рабочие программы (модули) курсов, дисциплин, которые входят в

состав образовательной программы. Порядок создания рабочей программы и

ее структура закрепляются локальным актом образовательной организации.

Пример оформления рабочей программы.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

п/п

Название

разделов, тема

Количество часов

Дата

проведения

занятия

Планируем

ые

результаты

Форма

контроля

всего

теория

практика

план

факт

узнают :

научатся:

Программа

воспитания

является

обязательной

частью

основных

образовательных программ и составляется на основе рабочей программы

воспитания МБУ ДО ЦТ «Радуга» г. Лермонтова.

Пример оформления плана воспитательной работы.

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Формы

воспитательной

работы

Виды деятельности

Сроки

проведения

Содержание

деятельности

Модуль 1. «Ключевые дела»

Вне

образовательной

организации

На уровне

образовательной

организации

На уровне

объединений

На уровне

обучающихся

Модуль 2. «Работа с родителями»

Вне

образовательной

организации

На уровне

объединений

На уровне

обучающихся

Модуль 3. «Экскурсии, экспедиции, походы»

Вне

образовательной

организации

На уровне

образовательной

организации

На уровне

объединений

Модуль 4 «Профориентация

Вне

образовательной

организации

На уровне

образовательной

организации

На уровне

объединений

В разделе «Список литературы» дается библиографическое описание

изданий.

Список

должен

быть

составлен

для

разных

участников

образовательного

процесса

(педагогов,

детей,

родителей).

Список

оформляется

в

соответствии

с

ГОСТ

к

оформлению

библиографических

ссылок, в том числе и для интернет-ресурсов.

Программа может содержать приложения, в которые целесообразно

включать материалы к занятиям.

4. Порядок утверждения программ

С

целью

предоставления

качественного

образования

учреждение

осуществляет

внутреннюю

экспертизу

по

отношению

ко

всем

ДООП,

разрабатываемым в МБУ ДО ЦТ «Радуга».

Внутренняя экспертиза ДООП осуществляется в два этапа:

-

экспертиза программы методистом учреждения;

-

экспертиза

программы

заместителем

директора

по

учебно-

воспитательной работе.

Экспертиза осуществляется, исходя из следующих критериев: полнота,

актуальность,

соответствие

требованиям

настоящих

методических

рекомендаций,

системность

раскрытия

содержания,

комплексность

структурных

элементов,

технологичность

(вариативность),

безопасность

образовательного

процесса, возможность

реализации

программы,

стиль

и

логичность изложения, техническое оформление программы.

ДООП

принимается

Педагогическим

советом

учреждения

соответствии

с

Уставом

учреждения),

результат

протоколируется

(номер

протокола, дата).

Утверждение ДООП осуществляется директором учреждения.

5. Порядок корректировки программ

ДООП

должны

обновляться

ежегодно

с

учетом

развития

науки,

техники,

культуры,

экономики,

технологий

и

социальной

сферы

(п.

11

Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196).

Актуализация ДООП осуществляется ежегодно в срок до 25 августа

текущего календарного года.

Актуализированная

программа

проходит

внутреннюю

экспертизу

в

установленном порядке.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Отдел образования, физической культуры и спорта

администрации г. Лермонтова

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества «Радуга» г. Лермонтова

Принята на заседании

Утверждаю

педагогического совета

Директор Центра творчества «Радуга»

Протокол №__ от «____»_________ 202__г. ________________________ Е.В. Фоменко

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

_____________________________________

(наименование направленности программы)

«_______________»

(наименование программы)

Возраст обучающихся _______ лет

Срок реализации _______ года

Составитель:

Ф. И .О.

педагог дополнительного образования

год разработки-2019 г.

г. Лермонтов, 20___г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Согласно Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении

информации»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы)»

N

п/п

Направленность объединения

Число

занятий в

неделю

Число и продолжительность

занятий в день

1.

Техническая

2 - 3

2 по 45 мин.

1.1.

Объединения с использованием

компьютерной техники

1 - 3

2 по 30 мин. для детей в возрасте

до 10 лет;

2 по 45 мин. для остальных

обучающихся

2.

Художественная

2 - 3

2 - 3 по 45 мин.

2.1.

Объединения изобразительного и

декоративно-прикладного искусства

2 - 3

2 - 4 по 45 мин.

2.2.

Музыкальные и вокальные

объединения

2 - 3

2 - 3 по 45 мин. (групповые

занятия);

30 - 45 мин. (индивидуальные

занятия)

2.3.

Хоровые объединения

2 - 4

2 - 3 по 45 мин.

2.4.

Оркестровые объединения

2 - 3

30 - 45 мин. (индивидуальные

занятия);

репетиция до 4-х часов с

внутренним перерывом 20 - 25

мин.

2.5.

Хореографические объединения

2 - 4

2 по 30 мин. для детей в возрасте

до 8 лет;

2 по 45 мин. - для остальных

обучающихся

3.

Туристско-краеведческая

2 - 4; 1 - 2

похода или

занятия на

местности в

месяц

2 - 4 по 45 мин.;

занятия на местности или поход -

до 8 часов

4.

Естественнонаучная

1 - 3

2 - 3 по 45 мин.;

занятия на местности до 8 час

5.

Физкультурно-спортивная

5.1.

Занятия по дополнительным

общеразвивающим программам в

области физической культуры и

спорта

2 - 3

1

до 45 мин. для детей в возрасте

до 8 лет;

2

по 45 мин. - для остальных

обучающихся

5.2.

Спортивно-оздоровительные группы

(кроме командных игровых и

технических видов спорта)

2 - 3

1

до 45 мин. для детей в возрасте

до 8 лет;

2

по 45 мин. - для остальных

обучающихся

5.3.

Спортивно-оздоровительные группы

в командно-игровых видах спорта

2 - 3

2 по 45 мин.

5.4.

Спортивно-оздоровительные группы

в технических видах спорта

2 - 3

2 по 45 мин.

6.

Культурологическая

1 - 2

1 - 2 по 45 мин.

6.1.

Тележурналистика

2

2 - 3 по 45 мин.

7.

Военно-патриотическая

2 - 4

1 - 3 по 45 мин.

занятия на местности - до 8 часов

8.

Социально-педагогическая

1 - 2

1 - 3 по 45 мин.

8.1.

Предшкольное развитие

2 - 3

1 - 4 по 30 мин.

8.2.

Дети с оппозиционно вызывающим

расстройством (ОВР)

2 - 4

1 - 2 по 45 мин.

.

Физкультурно-спортивная

5.1.

Занятия по дополнительным

общеразвивающим программам в

области физической культуры и

спорта

2 - 3

3

до 45 мин. для детей в возрасте

до 8 лет;

4

по 45 мин. - для остальных

обучающихся

5.2.

Спортивно-оздоровительные группы

(кроме командных игровых и

технических видов спорта)

2 - 3

3

до 45 мин. для детей в возрасте

до 8 лет;

4

по 45 мин. - для остальных

обучающихся

5.3.

Спортивно-оздоровительные группы

в командно-игровых видах спорта

2 - 3

2 по 45 мин.

5.4.

Спортивно-оздоровительные группы

в технических видах спорта

2 - 3

2 по 45 мин.

6.

Культурологическая

1 - 2

1 - 2 по 45 мин.

6.1.

Тележурналистика

2

2 - 3 по 45 мин.

7.

Военно-патриотическая

2 - 4

1 - 3 по 45 мин.

занятия на местности - до 8 часов

8.

Социально-педагогическая

1 - 2

1 - 3 по 45 мин.

8.1.

Предшкольное развитие

2 - 3

1 - 4 по 30 мин.

8.2.

Дети с оппозиционно вызывающим

расстройством (ОВР)

2 - 4

1 - 2 по 45 мин.



В раздел образования