Напоминание

"Интегрированное обучение детей с нарушениями интеллекта"


Автор: Гоова Светлана Владимировна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГБОУ коррекционная школа-интернат г.Моздок
Населённый пункт: РСО - Алания
Наименование материала: статья
Тема: "Интегрированное обучение детей с нарушениями интеллекта"
Раздел: среднее образование





Назад




Интегрированное обучение детей

с интеллектуальной недостаточностью

Среди детей с выраженными особенностями психофизического развития,

пожалуй, самую большую группу составляют дети с умственной

отсталостью. У них диффузное (от лат. diffusio — распространение,

растекание), разлитое органическое поражение коры головного мозга или

более древних глубинных его образований, проявляющееся в психическом

недоразвитии (Д. Н. Исаев, 2003). У лиц с умеренной и тяжелой формами

умственной отсталости отмечается низкий уровень социальной адаптации.

Для учителя класса интегрированного обучения важно знать причины

умственной отсталости, чтобы своевременно предупредить родителей о

необходимости медицинского консультирования относительно здоровья

второго ребенка и квалифицированно прогнозировать развитие ученика.

Среди детей с умственной отсталостью 75 % имеют генетические формы

отклонений, которые относятся к числу врожденных. Группа детей с

умственной отсталостью полиморфная, в ней преобладают дети с

олигофренией. У последних поражение мозговых систем произошло на

ранних этапах развития: внутриутробно, при рождении или в первые два-три

года жизни. Олигофрения — это не болезнь, ее не следует смешивать с

психическим заболеванием. Эти дети в состоянии учиться, хотя медленно и с

большими затруднениями. Они становятся взрослыми, но в освоении

социального опыта многие остаются «вечными детьми». Их физическое и

психическое состояние не ухудшается. Ребенок с олигофренией практически

здоров. Причинами олигофрении являются: хромосомные нарушения;

асфиксия (кислородное голодание) во время родов; несовместимость матери

и плода по резус-фактору; материнская: инфекция во время беременности,

например краснуха, тяжелая форма гриппа; воздействие некоторых лекарств,

употреблявшихся матерью во время беременности (антибиотики,

сульфаниламидные препараты); хронический алкоголизм или наркомания

родителей; считают также, что негативно сказываются радиация и

неблагоприятные экологические условия.

Как отмечалось, среди умственно отсталых большинство — дети с

олигофренией (75—80 °/о). Но имеются еще дети с деменцией, т. е. с

приобретенной умственной отсталостью (после двух-трех лет). Это бывает в

результате тяжелых травм головного мозга, текущих хронических

заболеваний (эпилепсии, шизофрения). Состояние деменции, в отличие от

олигофрении, как правило, носит прогредиентный (ухудшающийся)

характер. Возможность продвижение детей с текущими болезненными

процессами зависит от состояния здоровья. Развитие может прекратиться и

даже пойти вспять. Когда болезнь в силу тех или иных причин обостряется,

ребенку необходима психиатрическая помощь. От результатов лечения

зависит, вернется ли он в школу или придется временно прекратить

обучение.

Все формы умственной отсталости по выраженности нарушения делятся на

легкую (F 70), умеренную (F 71), тяжелую (F 72), глубокую (F 73). Коды

даны по Международной классификации болезней и проблем, связанных со

здоровьем, десятого пересмотра (МКБ-10).

Соответственно дети обучаются по общеобразовательным программам,

отличающимся друг о друга.

Дети с умственной отсталостью не должны быть изолированы от своих

здоровых сверстников. Общение с ними — это одна из ступеней социальной

адаптации ребенка с отклонениями в развитии. Здоровым детям это не

приносит вреда напротив, они становятся добрее, у них появляется желание

помочь товарищу. В обществе важно, чтобы было понимание, что дети и

взрослые с умственной отсталостью нуждаются в таких же условиях для

нормального развития, как и остальные люди. Условия включают обучение,

трудовую подготовку медицинские услуги и возможности для отдыха. Дети

нуждаются в ранней коррекционной помощи. Такая помощь предполагает

диагностические услуги, раннее вмешательство, использование программ

стимуляции младенцев и образовательных программ в дошкольном возрасте.

Обратимся к особенностям обучения детей с легкой формой умственной

отсталости в условиях образовательной интеграции.

Особенность содержания обучения — проведение коррекционных занятий,

которые являются инвариантной частью учебного плана вспомогательной

школы, обязательной к исполнению.

Коррекционный компонент учебного плат включает занятия по коррекции

интеллектуальной и речевой деятельности.

Назначение занятий — сформировать у детей игровые действия, умение

играть, что позволит в младших классах использовать игру в качестве метода

обучения и ведущего вида деятельности. В старших классах четверть

учебного времени и более отводится на трудовое (профессионально-

трудовое) обучение. Цикл трудового обучения является приоритетным в

образовании данной категории детей и включает в VI—IX классах 10-

дневную практику.

Учителю важно знать особенности методики обучения, которые

целесообразно учитывать в условиях образовательной интеграции. Особое

значение имеет оборудование учебного процесса наглядными средствами.

Наглядность является средством формирования полноценных знаний,

обогащения речи и борьбы с вербализмом, когда за словом нет образа.

В учебном процессе учитывается большое значение первоначального

запечатления.

Учитель предупреждает неправильное написание на доске, ошибочные

ответы, предусматривает немедленное и последовательное подкрепление,

использование материала, который имеет жизненно важное значение для

учащихся, соответствует их интересам.

При проведении занятий с детьми, имеющими умственную отсталость,

учитывается характер динамики трудоспособности на уроке: у детей этой

категории очень растянута фаза начала продуктивной работы, они не могут

быстро, через 1—2 минуты, включиться в работу, требуются мобилизующие,

организующие их внимание упражнения. Очень короткая фаза оптимально

продуктивной работы.

В процессе обучения детей с умственной отсталостью важно правильно

организовать сотрудничество учителя и учащихся. В опыте

интегрированного обучения можно выделить несколько типов

сотрудничества. Один из них — ситуативный, когда учитель только время от

времени обращается к ученику.

Иной тип сотрудничества — операциональный. Учитель берет инициативу в

свои руки, обучает делать так, как умеет сам: смотрите, повторяйте, делайте,

как я, делайте самостоятельно.

Следующий тип взаимоотношений — личностно-ценностный.

Взаимоотношения можно выразить формулой: «Я верю, что у тебя все

получится. Я радуюсь твоему успеху».

Работа учителя с детьми, имеющими умственную отсталость, требует

терпения, спокойствия, неторопливости и продуманности. В первые дни

пребывания ребенка в школе его поведение характеризуется

импульсивностью, закомплексованностью, замкнутостью. Ребенок не умеет

сотрудничать и не проявляет интереса к окружающим предметам. Учитель

учитывает эти особенности, демонстрирует предметы, обеспечивает

многогранный чувственный опыт, организует контакты с детьми и

взрослыми, расширяет жизненное пространство ребенка. Этому содействуют

драматизация сказок, организация игр, наблюдений, проведение экскурсий,

применение на занятиях занимательного материала, необычных форм

работы.

Обучение детей с умеренной, тяжелой и глубокой формами умственной

отсталости (F 71, F 72, F 73 по МКБ-10) осуществляется в соответствии с

учебным планом, программами и учебными пособиями, созданными для

данной категорий детей, или по индивидуальному плану обучения. У этих

детей затруднены или отсутствуют навыки межличностного общения в среде

нормальных людей и не сформированы потребности в таком общении, может

наличествовать негативное восприятие других людей.

Обучение ведется в индивидуальном ритме с учетом интеллектуального

потенциала. Главной целью является социальная адаптация, включающая

формирование представлений о предметах окружающего мира,

элементарных бытовых умений, включение ученика в социальное

взаимодействие. Обучение ориентируется не на овладение знаниями, а на

формирование жизненно значимых умений и навыков. Особенностью

обучения является размытость границ между учебными занятиями и

повседневной жизнью.

Среди детей с легкой интеллектуальной недостаточностью выделяют детей с

задержкой психического развития (с трудностями в обучении).

К категории детей с трудностями в обучении относятся учащиеся,

испытывающие в силу различных биологических и социальных причин

стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии

выраженных нарушений интеллекта и отклонений в развитии слуха, зрения,

речи, двигательной сферы.

Задержки психического развития бывают конституционального,

соматогенного, психогенного или церебрально-органического

происхождения.

При обучении детей с задержкой психического развития в младших классах

прежде всего обеспечивается готовность к обучению. Ведется работа по

развитию мелкой моторики пальцев рук, подготовке артикуляционного

аппарата, развитию фонематического слуха, уточнению доматематических

представлений и формированию социально-нравственного поведения на

уроке. Обращается внимание на повышение уровня общего развития,

уточнение представлений о предметах окружающего мира, углубляются

знания о самом ребенке, его здоровье. Принимаются меры к

предупреждению психофизических нагрузок, по обеспечению успешности

учебной деятельности.

В старших классах задачи остаются прежними, но появляются и новые.

По-прежнему актуальны охрана и укрепление соматического и

психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение перегрузок,

эмоциональных срывов, создание психологического комфорта, приобщение к

занятиям спортом. Большое внимание уделяется социально-нравственному

поведению старшеклассников, успешной их адаптации к новым условиям

обучения, осознанию собственных недостатков и направленности на их

преодоление. Учителем-дефектологом осуществляется индивидуальная

коррекция имеющихся отклонений в развитии, повторяются ключевые темы

программы начальной школы, прорабатываются индивидуально сложные

темы, вызвавшие затруднения. Требуется продолжение работы над развитием

самостоятельности, критичности мышления, самоконтроля, произвольности

познавательной деятельности.

Многие специалисты считали и считают главной фигурой в работе с

такими детьми компетентного педагога, владеющего одновременно знаниями

как в области диагностики, так и педагогической коррекции.



В раздел образования