Напоминание

"Человек и общество в условиях информатизации"


Авторы: Лаврикова Наталия Игоревна, Ефимов Вадим Дмитриевич
Должность: cотрудники
Учебное заведение: Академии ФСО России
Населённый пункт: г. Орёл, Орловская область
Наименование материала: научная статья
Тема: "Человек и общество в условиях информатизации"
Раздел: высшее образование





Назад




ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Лаврикова Наталия Игоревна

Ефимов Вадим Дмитриевич

сотрудники Академии ФСО России, г. Орел

Наш сегодняшний мир наполнен и даже перенасыщен информацией.

Информация лежит в основе образования, любой творческой деятельности,

определяет систему экономических, социальных отношений, необходима для

принятия политических решений.

Последние годы XX

века стали началом эпохи информационной

революции. Никогда за всю историю человечества информация не играла

столь существенную роль как сейчас – и в глобальном миропорядке, и в

каждой стране. Век, в котором мы живем, называют «веком информации», а

общество

«информационным».

В

концептуальном

плане

информация

выступает уже самостоятельной ценностью. Ее можно поставить на один

уровень с материальными ценностями и энергией. Информация, знания и

информационные технологии активно проникают и внедряются во все сферы

общества.

Многие ученые пришли к выводу, что сегодня жизнедеятельность-это

процесс,

который

может

иметь

место

только

тогда,

когда

человек

располагает

информацией,

которая

в

свою

очередь

определяет

и

жизнеспособность общества. Информатизация повседневной жизни не

проходит бесследно для человека. Изменяются поведенческие стандарты и

ценности личности.

Масштабы изменений в нашем тысячелетии столь значительны, а

темпы происходящих перемен столь высоки, что сегодня можно вполне

обоснованно говорить о новой глобальной проблеме современности –

проблеме человека в изменяющемся мире.

Цель настоящей работы: показать проблемы человека в условиях

становления информационного общества.

1.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ

Классическое определение общества состоит в том, что это «особая

надприродная

реальность,

включающая

человека,

целесообразную

деятельность людей, ее результаты и складывающиеся между ними

отношения».*

Википедия

определяет

информационное

общество,

как

общество, в котором большинство работающих занято производством,

хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее

формы – знаний. Такое понятие было предложено в начале 70-х годов

прошлого столетия Ю. Хаяши, профессором Токийского технологического

университета.

В

ходе

своего

развития

человеческое

общество

прошло

через

следующие информационные революции – преобразования общественных

отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации.

Следствием чего являлось приобретение человеческим обществом нового

качества.

Первая

с

изобретением

письменности,

что

привело

к

гигантскому скачку, появилась возможность передачи знаний от поколения к

поколениям. Вторая (середина XVI в) – с изобретением книгопечатания,

которое

радикально

изменило

культуру,

организацию

деятельности

индустриального общества.

Третья

(конец XIX

в) – с изобретением

электричества, благодаря которому появились телеграф, радио, телефон,

позволяющие передавать информацию на большие расстояния. Четвертая

(70-е гг.

XX

в.) – с изобретением микропроцессорной технологии и

появлением персонального компьютера (а также магнитных и оптических

носителей хранения информации). Каждый раз новые информационные

технологии поднимали информированность общества на несколько порядков,

радикально меняя глубину знания, а вместе с этим и уровень культуры в

целом.

*Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001,719 с.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план

новую отрасль – информационную индустрию, для которой важнейшими

составляющими становятся все виды информационных технологий, особенно

телекоммуникации (дистанционная передача данных на базе компьютерных

сетей

и

современных

технических

средств

связи).

Бурное

развитие

компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к

развитию общества, построенного на различной информации и получившего

название информационного общества. По сравнению с индустриальным

обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в

информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания,

что приводит к увеличению доли умственного труда. Возрос спрос на знания,

спрос на творчество.

Проблема информационного общества разрабатывалась Д. Беллом, для

которого концепция информационного общества стала своеобразным новым

этапом развития теории постиндустриального общества. А. Турен называл

информационное общество «программированным», рассматривая прежде

всего изменения в производственной сфере в новом типе цивилизации.

О. Тоффлер прозорливо углядел прообраз сегодняшнего положения дел во

Всемирной сети под названием Интернет.

А.М. Ракитов выделяет ряд характеристик информационного общества:

- доступность информации. Для любого человека и любой организации в

любое время должна быть доступна любая информация за соответствующую

плату или бесплатно;

- реальное обеспечение доступности информации, в первую очередь

техническое, на основе автоматизированного доступа и систем связи для

выполнения предыдущего пункта;

- производство информации в объемах, необходимых для обеспечения

жизнедеятельности и развития общества во всех его частях и направлениях.

Особое место в производстве информации должна занимать наука;

- ускоренная автоматизация и роботизация во всех сферах производства и

управления;

2

- преимущественное развитие сферы информационной деятельности и услуг

с тем, чтобы не менее 50% от общего числа занятого населения трудилось в

этих областях; число занятых в сферах производства снижается.

Революция, которую мы переживаем сегодня, охарактеризована таким

ярким примером, как Интернет. Это интеграция в едином информационном

пространстве

по

всему

миру

программно-технических

средств,

информационных

запасов

и

запасов

знаний,

в

которой

действуют

юридические

и

физические

лица,

органы

государственной

власти,

общественные организации.

Современное информационное общество обладает такими чертами,

как:

- повышение роли информации и знаний в жизни общества;

- интенсивное развитие информационных технологий и коммуникаций;

- существование мирового информационного пространства;

- эффективное информационное взаимодействие людей и социальных групп;

- улучшение доступа к информации;

- существование многообразия информационных продуктов и услуг;

- увеличение доли продукции информационных технологий в структуре

ВВП.

2.

ИНФОРМАЦИЯ И ЗНАНИЯ

Начиная со второй половины XX века все развитые страны поставили

себе цель в социально-экономическом развитии – переход от экономики

вещей к экономике знаний. Информация становится довольно прибыльным

товаром, эффективным средством самоорганизации и упорядочения в

производстве, науке, образовании. А знания? В чем отличие знания от

информации? Часто понятия «знание» и «информация» отождествляются.

Знание-это результат специфических интеллектуальных усилий, это

форма

существования

и

систематизации

результатов

познавательной

деятельности человека. Они могут быть извлечены или сформированы из

информации

только

посредством

логического

вывода,

совершаемого

человеком. Знания-это сочетание практического опыта, индивидуальных

ценностей человека, его интуиции.

Понятий информации более 400 определений. Самое оптимальное

разъяснение, по М.Р. Когаловскому, это сведения, независимо от формы их

представления, воспринимаемые человеком или специальными устройствами

как отражение фактов материального мира в процессе коммуникации.

Из сказанного можно понять, что при схожести этих двух понятий

знания-это осознанный продукт человеческой деятельности, который может

человек применять на практике, а информация необязательно может быть

осознанной. Информация может быть достоверной и надежной, но не

полной. Или полной, но не достоверной и т.п.

У информации, как и у знаний, есть свой срок годности: если это

философское осмысление, то такие вопросы и суждения будут актуальны

многие годы и даже века. Если информация с какими-то техническими

особенностями, то они могут устареть через несколько дней.

3

Информация-это

кодовое

представление

некоторого

фрагмента

реальности. Знания – это то, что осуществляет обработку, восприятие и

понимание информации. Различие между информацией и знанием, таким

образом,

не

количественное,

а

качественное:

информация

переносит

сведения, а знания осуществляют их обработку и понимание. Но информация

и знания всегда существуют, дополняя друг друга.

Отсюда вытекает вывод, что развитие информационного общества

непременно зависит от уровня знаний его социума и возможностей

реализовать эти знания на собственное и общественное благо. Естественный

интеллект-это

важнейший

системообразующий

фактор

любой

информационной системы. И дальновидные ученые давно осознали, что

впечатляющий результат дают вложения в человека, в «человеческий

капитал».

3.

ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ.

А как чувствует себя человек в изменяющемся мире информационно-

компьютерной революции? Как меняется его образ жизни, род занятий?

Э. Тоффлер еще в начале 1970-х годов в своей монографии «Шок

будущего» определил состояние человека и его страх и растерянность перед

будущим, которое приближается слишком быстро. Человек теряет чувство

реальности и умение ориентироваться в жизни. Автор предупреждал, что

человек может не выдержать психологических перегрузок.

Современный

мир

стремительно

меняется,

становится

непредсказуемым. Не прекращаются социальные конфликты, становится

реальной угроза применения оружия массового поражения, учащаются

природные катаклизмы, которые связаны с техногенной деятельностью

человека.

Информационное общество противоречиво к человеку: с одной

стороны, оно позволяет получить больше сведений о вещах и процессах, но с

другой – избыток информации может стать опасным для сознания.

В

информационном

обществе

более

интенсивно

происходит

расслоение общества на классы информационных «богачей», имеющих

полный доступ к базам данных, и информационных «бедняков», имеющих

избыток ненужной информации. Происходит разделение людей на тех, кто

владеет

навыками

понимания

компьютера,

интернета,

и

пользуется

информационной средой, и на тех, кто ими не обладает и информационной

средой не пользуется. Это можно явно увидеть в России: все регионы по-

разному обеспечены возможностями связи, информационная структура

имеет различные уровни развития. Это «цифровое неравенство» зависит не

только от удаленности, но и от экономических, организационных, морально-

этических причин.

Современные технологии открывают доступ к различным услугам:

дистанционному обучению, поиску различной информации, торговле и т.п.

Все

это

тоже

может

вызвать

ряд

теперь

уже

правовых

проблем:

распространение запрещенных материалов, мошеннические действия и т.д.

Массовость Интернета, отсутствие ограничений и цензуры приводит к

4

засилию

«грязной»

информации,

уничтожению

нравственного

облика

человечества.

Рядом ученых выдвинуты теории, которые интерпретируют понятие

информационного общества как процесса развития виртуальной реальности –

неким состоянием, которое влияет на человека таким образом, что разница

миров реального и виртуального исчезает. Виртуальная реальность создает

психические или психологические проблемы у молодых людей. Создавая

свое пространство в виртуальном мире, человек может потерять адекватность

восприятия реального.

Меняется система образования. Дистанционные и мультимедийные

технологии для обучения позволяют раскрыть индивидуальные наклонности

ребенка, но роль учителя в таком образовательном процессе полностью

выпадает.

Проблемой выступает защита безопасности персональных данных,

соблюдение авторских прав в электронном виде. В массивных источниках

формируются базы данных, содержащие персональную информацию, что

ставит под угрозу частную жизнь человека. И любой из нас, используя

мобильный телефон, редко задумывается о том, что информация может стать

доступной посторонним лицам.

Одной

из

опасностей

информационного

общества

является

противоборство,

что

проявляется

в

монополизме

производителя

компьютерных технологий, в обострении на мировом рынке конкуренции

среди распространителей информации, вплоть до «силовых» воздействий на

соперников (к примеру, операционные системы компании Microsoft

на

протяжении десятков лет заполняют мировой рынок операционных систем).

Гигантское развитие средств массовой информации (газеты, журналы,

кино, телевидение, радио) является еще отличительной особенностью жизни

в современном обществе. На качественно новом уровне научно-технических

разработок

информационно-коммуникационные

сети

оказывают

чрезвычайно сильное влияние на психологию огромной массы людей во всем

мире.

С

помощью

средств

массовой

информации

происходит

манипулирование

общественным

мнением,

создание

необходимых

психологических предпосылок для формирования решений в различных

сферах деятельности. В связи с этим, ряд ученых во многих странах мира

говорят о социальном регрессе общества, так как порой технический

прогресс в сфере массовой коммуникации разрушает социальные связи,

создаваемые веками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5

Сегодня уже нет никакого сомнения в том, что XXI век станет веком

информации. Ее значение во всех сферах жизнедеятельности общества

быстро возрастает, она затрагивает фундаментальные основы человеческой

жизнедеятельности.

В 2005 году ЮНЕСКО опубликовал всемирный доклад «К обществам

знания», в котором мыслители из разных стран пытались обозначить

кардинальные изменения в науке и образовании, информационные вызовы и

угрозы обществу и призвать к необходимости их совместного преодоления.

Осмысление понятия информационного общества заставляет по-

новому взглянуть на понятие качества жизни человека как интегральный

показатель уровня развития общества. При всех поражающих воображение

успехах науки и техники, создании по мировым масштабам мира вещей и

банков информации жизнь человека не стала более безопасной, здоровой и

благополучной. На горизонте пугает призрак превращения человека в слугу

роботизированных компьютерных систем.

Когда-то Альберта Эйнштейна спросили: чем будут сражаться в

третьей мировой войне. Он ответил, что не знает, чем будут сражаться в

третьей мировой войне, но точно знает, что в четвертой мировой войне будут

сражаться дубинами.

При всех успехах науки и техники, главная надежда связывается с

самим человеком. Информатизация и компьютеризация требуют от людей

новых навыков, новых знаний и нового мышления. Она оказывает влияние на

образ жизни и ее качество всех членов общества как на индивидуальном, так

и на организационном уровне, на работе и в быту. И в таких условиях

ключевой

проблемой

развития

цивилизации

становится

глобальная

безопасность, которая должна стать

ЛИТЕРАТУРА

1. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001.719 с.

2. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

3. Андрианова Т.В., Ракитов А.И. Информация общества и бизнес. – М.:

ИНИОН, 1992. 71 с.

4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Academia, 1999. 944

с.

5. Кафтан

В.В.

Философия

современного

информационного

общества//Вестник

Московского

государственного

областного

университета. Серия: Философские науки, 2017, №2. С. 39-45.

6. Когаловский М.Р. и др. Глоссарий по информационному обществу. Под

общ.ред. Ю.Е. Хохлова. – М.: Институт развития информационного

общества, 2009.-160 с.

7. Тоффлер Э. Шок будущего. –М.: АСТ, 2001.560 с.

8. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 1999.784 с.

6



В раздел образования