Напоминание

Современные проблемы семейного воспитания


Автор: Фадеева Мария Алексеевна
Должность: Педагог - психолог
Учебное заведение: БГПУ им. М.Акмуллы
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Современные проблемы семейного воспитания
Раздел: высшее образование





Назад




УДК 373.878

Фадеева М.А., студент

Трофимова Е.В., к.п.н., доцент

РФ ,г.Уфа , ФГОУ ВО «БГПУ им. Акмуллы»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Воспитание – часть социализирующего образования. Воспитание -

это

специально организованный

процесс

предъявления

социально одобряемых

ценностей,

нормативных качеств

личности

и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человека к общему

и

должному.

На

формирование личности

ребенка

значительное

воспитательное влияние оказывает семья. Семья - это первая общественная

ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание,

волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают

свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Но

ДОУ и школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что

получает

формирующаяся личность от

родителей. Необходимо

педагогически

целенаправить,

обогатить, усилить

положительные

внешкольные влияния, включить

их в систему своей воспитательной

деятельности,

а также в допустимых

пределах

нейтрализовать отрицательные

влияния,

используя профессиональные

возможности. Процесс воспитания в семье – это важнейшее средство

обеспечения

существования

преемственности

поколений,

это

исторический процесс

вхождения подрастающего

поколения

в

жизнь

общества. Семейные отношения и воспитание переживают кризис. Семья и

школа тесно

связаны

с развитием

общества,

государства,

на

их

взаимоотношения влияют и

те

кризисные

явления, которые нарастали

в течение

последнего

десятилетия

в семейной

сфере: Разрушение

нравственных

представлений

о

семье

и

браке; Утрата

семейных

традиций; Утрата

традиционного

восприятия

родительства

и

детства; Следствием

кризиса

семьи стали

многочисленные

проблемы

детства: Большое

количество детей

с

отклонениями

и физическом

и психическом развитии; Неумение

согласовывать

свое поведение

с

системой нравственных

форм; Духовно – нравственная

неразвитость, отсутствие четких представлений о

добре

и

зле. За

последние годы утрачено традиционное понимание семейного воспитания

как жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление

духовной общности с детьми. Воспитание в нашем обществе реализуется

в условиях экономического и политического реформирования, в силу

которого существенно изменилась социокультурная жизни подрастающего

поколения, функционирование

образовательных

учреждений, средств

массовой

информации,

молодежных

и детских

общественных

объединений.

В

то

же

время реформирование

вызвало

социальное

расслоение

общества, снижение

жизненного

уровня

большинства

населения.

Эти

изменения

отрицательно

сказались

на

жизни

нынешнего поколения,

но

первой

их

отрицательное воздействие

почувствовала

на

себе

семья. Когда семья

рассматривалась

не

как

важнейший социальный

институт,

а

лишь

как

неизбежная стадия

общественной жизни человека. Поэтому рационально организованное и

продуманное воспитание ребенка происходило за пределами семейного

круга.

Семья покорно

отдавала

детей

государству,

а государство

не вмешивалось во внутренние дела семьи. Но ситуация изменилась. В

последние годы

разные

науки усилили

свое внимание к

семье

как

к объекту исследования и получили новые данные. Теперь в развитии

личности

отмечен

бесспорный

приоритет семейного

воспитания. Объясняется это просто: и наиважнейшие свойства. Все это

способствует

созданию условий для

творческой

самореализации

родителей,

расширяет

сферу

их

участия

в

жизни

школы, повышает заинтересованность родительской общественности.

Многие

люди

не

сумели приспособиться

к новым

условиям, сформировать

защитные

механизмы. Это основная причина

дезорганизации жизни большинства семей,

разрушения сложившихся

нравственно-этических норм и традиций семейного уклада. Вследствие

правовой,

моральной, экономической

незащищенности усилилась

конфликтность

отношений

между

родителями, родителями и

детьми. Отмеченные

негативные

тенденции

сопровождаются снижением

воспитательного

воздействия семьи,

ее

роли

в

социализации

детей. Семейные отношения

и

воспитание переживают

кризис. Основа

социального "Я" закладываются отнюдь не в школьном коллективе - там

они только

развиваются,

-

а

в

самом раннем возрасте. Сегодня семья выступает как важнейший фактор р

азвития

личности.

Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире

и первый жизненный опыт. Семья - и первая школа чувств, и среда

обитания, и защита в бурном житейском море. Особенностью семейного

воспитания

является

и

тот факт,

что

семья представляет

собой

разновозрастную социальную группу:

в

ней есть представители

двух,

трех, а иногда и четырех поколений. А это значит – различные ценностные

ориентации, различные

критерии

оценок жизненных

явлений, различные

идеалы, точки зрения, убеждения, что и позволяет создавать определенные

традиции. Семейное воспитание

органично

сливается

со

всей

жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается в

жизненно важные

виды

деятельности, проходит

все

ее

этапы:

от

элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь) досложнейших

социально -

личностно значимых

форм

поведения. Семейное

воспитание имеет

также широкий временной

диапазон

воздействия: оно

продолжается всю жизнь человека, происходит

в любое время суток, в

любое

время

года. Семейный

климат

– это

жизнь

родителей,

их

отношения,

дух

семьи. Детская

грубость,

черствость,

равнодушие,

недисциплинированность, как

правило,

- результат

отрицательной

системы отношений в семье и образа ее жизни. Это отношение отца к

матери, родителей к детям или к окружающим вне семьи. Не секрет: жизнь

сегодня тяжела

и

сурова. Все

больше

напряженных

и тяжелых

ситуаций, которые

порождают

неблагополучие,

грубость,

пьянство,

нервозность.

На

этом

фоне все

чаще

приходится сталкиваться

с

неправильным, уродливым воспитанием. Во

многих

семьях

исчезает

теплота,

сердечность, возрастает

дефицит

общения родителей

с

детьми. Недополучивший родительской любви ребенок часто вырастает

недоброжелательным, озлобленным, черствым

к переживаниям других

людей, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым,

неприкаянным,

чрезмерно застенчивым.

Выросший

же в атмосфере

чрезмерной

любви,

заласкивания, благоговения

и

почитания, маленький человечек

рано

развивает в себе черты эгоизма и

эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Причинами

современных семейных проблем, среди прочего,

являются, ухудшение

экономической ситуации,

т.

безработица, низкая заработная плата,

увеличение

стоимости

жизни и

образования. Эти факторы оказывают негативное влияние на семью и ее

развитие, поскольку

отнимают много времени

для поддержки семьи,

а иногда заставляют забывать о таких обязанностях, как воспитание детей.

Другой

и частой

причиной дезинтеграции

семьи является усиление

патологических явлений. Среди прочего, алкоголизм одного из супругов

или

алкогольная

зависимость. Алкоголь —

это

тип

депрессанта, который замедляет деятельность нервной системы.

Алкоголизм разрушает все

сферы

жизни

человека, то

есть

семью, работу

и т.д.

Алкоголизм может

затронуть

любого

человека

независимо от возраста, образования, пола, интеллектуального уровня или

профессии. Все нуждаются в помощи и лечении в основном

через

психотерапию. Члены семьи алкоголика нуждаются в лечении, как и сам

алкоголик, но он при лечении должен решить свои проблемы и начать

жить

своей

нормальной

жизнью.

Насилие в

семье оказывает

негативное

влияние на

восприятие

мира, особенно

детьми. Член

семьи, несущий насилие, рассматривается как преступник, и может быть

приговорен

к тюремному заключению.

Однако

самое главное — помочь жертвам домашнего насилия.

Им

приходится перестраивать свой

мир

с помощью

психолога, полного

положительных ценностей и безопасности.

Серьезной

проблемой

является

также конфликт

поколений между детьми и родителями. Они происходят из разных систем

ценностей, различных культурных моделей и естественных

тенденций,

когда молодые люди могут восстать против любого семейного авторитета.

Действия родителей, если они

не

являются рациональными и

педагогически

обоснованными,

приводят

к большему количеству

конфликтов, что может привести

к побегу детей в секты, участию в

субкультурах молодежных групп или наркомании.

Наркомания, широко известная

патология,

как

злоупотребление

наркотиками, также является причиной семейных проблем.

Наркомания

вызвана

использованием

определенных групп интоксикантов (морфин,

героин,

амфетамин,

марихуана,

кокаин,

опиум,

гашиш,

галлюциноген),которые отрицательно влияют на нервную систему.

Причинами употребления наркотиков являются проблемы дома, влияние

окружающей среды

или желание похвастаться

друзьями.

Анти-

аддиктивная,

профилактическая,

реабилитационная

и

терапевтическая деятельность используется в отношении зависимостей

этого типа людей, зависимых или находящихся под угрозой наркомании.

Лечение наркоманов аналогично алкоголизму.

Секта

это

психоманипулирующая

или

тоталитарная

группа, которая нарушает

основные права

человека и

принципы

социальной

жизни.

Секта разрушительно

влияет

на

человека

или семью с помощью психологических или

социологических

методов,

физического, умственного

или материального использования,

что

вызывает зависимость от группы или ее лидера. Секта характеризуется

небольшим количеством

групп,

которые

имеют

враждебное

и

равнодушное отношение

к обществу под руководством человека, который

осуществляет так называемую власть

«Гуру». Среди

членов секты есть

прямая

и прочная

связь,

они

часто подчиняются системе запретов

и

приказов, отвергают культурные и материальные блага.

Угрозой для семьи также может быть сексуальное домогательство к

ребенку. Во многих случаях насилие в отношении ребенка проявляется

по-разному

и имеет различные формы.

Эта

проблема оставляет след в

жизни

ребёнка.

Психологическая

помощь в

этом

случае

очень важна для жертвы.

Жертвами обычно

являются

дети

и

подростки, которые сами

не

в состоянии

справиться

с

этой

проблемой. Разговор с

педагогом-

психологом

помогает подростку

открыться,

чтобы он

считал,

что

это

не

его

вина. Задача

психолога откорректировать

эмоции ребёнка, чтобы

опыт

детства

не

был проблемой

во

взрослой

жизни и вернул ему веру в то, что

есть хорошие люди,

любящие своих

детей.

Проблемой современной семьи можно считать многочисленные

разводы сегодня. Самые

большие проблемы (иногда вина и потеря веры в

любую ценность из-за развода родителей) имеют дети. Именно по этой

причине

они

страдают больше

всего. Причинами

развода сегодня

являются отсутствие силы и

терпения, чтобы жить вместе, исчезновение

чувств или

появление

другого

человека.

Часто родители

задаются

вопросом,

как развод влияет на ребенка, и

выбирают

разделение.

Разделение

или

отдельная жизнь не приводит к

восстановлению

хороших семейных отношений,

а только к

их

ухудшению, поскольку

каждый родитель живет в своей собственной жизни. Ребенок часто

является посредником между

родителями

и

может чувствовать

себя

ненужным.

Список литературы

1.Вахмянина Т.А. Проблемные аспекты семейной политики // Семья в новых

социально-экономических условиях. Нижний Новгород, 1998.

2.Интерактивные

формы

взаимодействия

семьи

и

школы

/О.С.

Гришанова,

Издательство «Учитель», - Волгоград – 2008

3.Прокопьева, М.М., Гермогенова, М.Д. Основы семейного воспитания: монография. /

М.М.Прокопьева - Якутск: Изд-во «Бичик», 2003.



В раздел образования