Напоминание

Развитие навыков общения умственно отсталых детей посредством игры на уроках речевой практики


Автор: Медведева Ольга Анатольевна
Должность: учитель 1-4 классов
Учебное заведение: ГКОУ Школа-интернат №92
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Развитие навыков общения умственно отсталых детей посредством игры на уроках речевой практики
Раздел: начальное образование





Назад




ГКОУ «Школа – интернат №92»

Развитие навыков общения

умственно отсталых детей посредством

игры на уроках речевой практики

Выполнила:

Медведева Ольга Анатольевна

Нижний Новгород

2021

Общение является важнейшей социальной потребностью, оно

позволяет ребёнку комфортно жить в обществе людей, через общение

ребёнок познаёт самого себя и окружающий мир людей. Проблема

формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью особенно

актуальна в настоящее время. Главная проблема умственно отсталого

ребёнка заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной

мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в

ограниченном общении с природой. Основная задача в работе с умственно

отсталыми детьми - максимально адаптировать их в процесс социальной

интеграции, и овладение коммуникативными навыками является важнейшей

составляющей в этом процессе. По мнению Л.С. Выготского, ограниченность

представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов,

незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении

представляют собой значимые факторы, влияющие на замедленное и

аномальное развитие коммуникативных умений у умственно отсталых детей.

Трудности формирования коммуникативных навыков, которые

испытывают обучающиеся с умственной отсталостью: ограниченный круг

общения, бедный социальный опыт, недоразвитие интеллекта и

эмоционально-волевой сферы, отношение к себе, ситуации, связанной с

общением, недоразвитие всех компонентов речи (от фонематического до

семантического уровней), отсутствие речевой инициативы.

Активизация коммуникативной деятельности школьников

предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному,

целенаправленному общению.

При работе по развитию речевой коммуникации необходимо опираться

на возможности обучающихся с нарушением интеллекта и, в первую очередь,

развивать:

способность ориентироваться в социальных отношениях и умения

включаться в них;

умение концентрировать внимание и реагировать на обращение

окружающих;

восприятие речи;

умение подражать;

умение соблюдать очередность в разговоре;

умение применять навыки общения в повседневной жизни.

Для более успешной социализации умственно отсталых детей

необходимы следующие коммуникативные умения:

сотрудничать;

слушать и слышать;

воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;

говорить самому (или сообщать информацию невербальными

средствами).

Процесс овладения коммуникативными навыками обучающимися с

интеллектуальными нарушениями является долгим и требует влияния со

стороны педагога. Учитель имеет возможность работать в этом направлении

на уроках речевой практики.

Планомерная и систематическая работа даёт положительный результат:

мы наблюдаем возрастную динамику коммуникативных умений у

обучающихся. (для четвероклассников характерны более высокие

показатели)

Коммуникативные умения формируются двумя путями: в ходе

разнообразной социальной практики, в которую личность включена, и в ходе

специальной подготовки к общению.

Этапы работы

1.

Подготовительный этап

Цель: создание условий для формирования коммуникативных умений и

навыков у младших школьников с нарушением интеллекта

Направления:

создание доброжелательных отношений

формирование у учеников эмпатии по отношению друг к другу и

учителю;

развитие познавательной деятельности;

развитие понимания речи.

2.

Начальный этап

Цель: накопление и активизация средств коммуникации.

Направления:

развитие невербальных средств коммуникации,

развитие языковых средств,

формирование диалогической речи.

3.

Тренировочный этап

Цель: формирование умений и навыков использовать средства

коммуникации в различных ситуациях общения.

Направления:

создание речевых ситуаций, которые позволяют организовать

непосредственное общение детей;

использование адекватных средств общения.

При формировании коммуникативных навыков у умственно отсталых

детей, большое значение имеет игра.

Игра - это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ

переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре

ярко проявляются способности мышления и воображения ребенка, его

эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования

социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных

навыков. В игре воспитывается умение жить и действовать сообща,

оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма,

ответственности за свои действия.

Игры с правилами – дидактические, настольные, подвижные

способствуют познавательному, двигательному развитию, а также умению

договариваться.

Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом,

доверять товарищу, сопереживать, помогают ребёнку выразить собственное

«Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют

увидеть в сверстнике равноценную личность

Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка.

Они в полном объёме развивают речь ребёнка, активизируется и

совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи,

звукопроизношение, навыки связной речи. Развивается эмоционально-

волевая сфера, происходит коррекция поведения.

Театральные игры детей способствуют активизации разных сторон их

речи - словаря, грамматического строя, диалога, монолога,

совершенствованию звуковой стороны речи и др. Дети учатся смотреть на

собеседника, вовремя вступать в диалог, слушать собеседника.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств,

глубоких переживаний ребенка, способствует приобщению его к духовным

ценностям, развивает его эмоциональную сферу, заставляет сочувствовать

персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Эмоциональный

всплеск стимулирует коммуникативную активность.

При использовании приема драматизации нужно иметь в виду, что

формы драматизации могут быть различной степени сложности. Их нужно

вводить постепенно. Все более усложняя, но с учетом возрастных и

индивидуальных особенностей детей, а также цели урока. Основные формы

драматизации в порядке нарастания их сложности:

игра «зеркало» - копирование мимики с картинки;

анализ иллюстрации с точки зрения выразительности мимики и

пантомимики, изображенных на ней героев;

постановка групповых или индивидуальных «живых картинок»

(отрывок из сказки, запечатленный в позе, выражении лица);

произнесение отдельной реплики героя с использованием нужной

интонации, мимики, жестов, движений.

Особое место отводится произведениям малых фольклорных жанров:

потешкам, прибауткам, песенкам, так как они развивают еще эмоциональную

сферу ребенка.

Среди игр и упражнений предпочтение отдаю сюжетно-ролевой

игре; пальчиковым играм, которые имеют заметное влияние на приобретение

невербального общения; театрально - игровой деятельности обучающихся

совместно с педагогом, моделированию реальных жизненных ситуаций

(сюжетно-ролевая игра).

Система игр на развитие коммуникативных навыков состоит из

четырех блоков:

игры и упражнения на развитие умения сотрудничать;

игры и упражнения на развитие умения активно слушать;

игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию;

игры и упражнения на развитие умения сообщать необходимую

информацию.

Игры и упражнения на развитие умения сотрудничать

Задачи:

воспитывать доверительное отношение друг к другу;

учить обращаться за помощью к взрослому;

учить ребенка отказываться от ненужного ему предмета;

учить выполнять поручения;

учить указывать на заинтересовавшую ребенка игрушку, картинку,

предмет;

учить подавать предмет другому по просьбе взрослому или ребенку.

Например, игра «Рукавички»

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар

должно соответствовать количеству пар детей. Разложите по разным местам

комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети

должны отыскать свою пару, и при помощи трех карандашей разных цветов

раскрасить одинаковые рукавички. Понаблюдайте, как пары организуют

совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой.

Победителей поздравляют.

Игры и упражнения на развитие умения активно слушать

Задачи:

учить выполнять движения по образцу;

учить вербальным и невербальным способам коммуникации;

учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью

выразительных движений и речи;

развивать слуховое и зрительное восприятие, устойчивость и

произвольность внимания;

учить понимать смысл сообщений.

Например, игра «Пожалуйста»

Все становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а

играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово

«пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.

«Что в сундучке?»

Оснащение: сундучок, различные предметы.

Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой –

либо предмет. С помощью считалки выбирается водящий. Он опускает руку

в сундучок и на ощупь старается узнать предмет.

Игры с пальчиками, артикуляционные упражнения, общефизические

упражнения под речевое сопровождение.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки.

Лисичке-сестричке,

Воробью,

Синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

Дети выполняют ритмическое покачивание сжатым в кулак пальцами,

затем по очереди поднимают пальцы рук, начиная с большого.

Игры и упражнения на развитие умения перерабатывать

информацию

Задачи:

учить слышать, понимать и соблюдать инструкцию, правила игры;

развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции;

развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной

информации.

Например, игра «Пойми меня»

Участники садятся, образуя круг.

Учитель глядя на определённого ученика, шепотом (только

артикуляцией), с помощью пиктограммы или движением сообщает задание

(например: подойти к двери, съешь конфету, встань, подмети, вытри с доски,

потанцуй…)

Ребенок, выполнивший задание, поощряется фантом. У кого больше

фантов, тот объявляется победителем.

«Я бросаю тебе мяч»

Оснащение: мяч.

Дети стоят в кругу и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени

того участника, кому хотят его бросить. При этом ребенок, бросающий мяч,

говорит: «Я бросаю тебе конфетку (цветок, яблоко и т.д.)

Ребенок, получивший мяч, должен ответить, сделав какой –либо вывод,

например: «Спасибо, ты знаешь, я люблю сладкое».

Игры и упражнения на развитие умения сообщать необходимую

информацию

Задачи:

учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажений смысла;

учить детей устанавливать «обратную» связь при взаимодействии друг

с другом, а также с другими людьми;

стимулировать голосовые реакции ребенка;

учить ребенка выражать свои потребности и намерения с помощью

звуков, жестов;

учить здороваться и прощаться с детьми, взрослыми;

формировать целенаправленную совместную коммуникативную

деятельность.

«Закончи предложение»

Описание игры: Ребенок должен закончить каждую из предложенных

вами фраз: “Я умею…”, “Я хочу…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”. Для

неговорящих детей показать.

Например, игра «Вежливые слова»

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч,

называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте,

добрый день, мы рады вас видеть, рады встрече с вами); благодарности

(спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините,

простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной

ночи).

«Пять имён девочек»

Оснащение: мяч. Учитель, подбрасывая мяч вверх произносит фразу

«Я знаю пять названий фруктов (домашних животных, цветов, грибов…),

бросает ребёнку, который должен назвать одно из названий данной

лексической группы, и далее пять раз разным ученикам. Кто замялся, даёт

фант. Фанты разыгрываются с каждым обучающимся также.

«Магазин»

Оснащение: различные предметы, игрушки, продукты. С помощью

считалки выбирается водящий- «продавец», остальные дети – «покупатели».

На «прилавке магазина» раскладываются различные «товары». Один из

«покупателей» не называя предмет, описывает его и рассказывает, для чего

он ему нужен, что из него можно приготовить и т.д. «Продавец» должен

догадаться, какой именно «товар» нужен «покупателю». Затем водящий

меняется, игра повторяется.

«Игра-драматизация»

Педагог читает детям стихотворение или рассказ по заданной теме,

дети изображают ситуации при помощи картинок на столе или магнитной

доске.

«Не поделили игрушку»

Описание игры. Педагог сообщает, что сегодня к ним прилетел

Карслон и оставил много игрушек. Педагог достает из сумки новые игрушки,

они все разные. Педагог предлагает детям разобрать их, а сам наблюдает за

ними со стороны. Если в группе складывается конфликтная ситуация из-за

игрушек, педагог успокаивает детей и предлагает разобраться всем вместе в

сложившийся ситуации.

Итак, одним из наиболее эффективных и доступных способов

формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ является игра.

В течение урока каждый ребенок получает положительные

эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем

полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его

развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие

проявления.

Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с

окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь:

увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи,

умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью

вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.

Игра формирует у детей знания и умения доброжелательного

общения, воспитывает культуру общения (хорошие манеры), умение

сопереживать. В игре они приобретают навыки, умения и опыт,

необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить

других, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и

правилами.



В раздел образования