Напоминание

"Сольфеджио" 1 класс


Автор: Гурина Наталья Николаевна
Должность: Преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Пролетарская ДШИ"
Населённый пункт: Белгородская область пос. Пролетарский
Наименование материала: Учебное пособие для учащихся I класса ДШИ и ДМШ
Тема: "Сольфеджио" 1 класс
Раздел: дополнительное образование





Назад




- 1 -

- 2 -

Автор-составитель: преподаватель теоретических дисциплин

МБУ ДО «Пролетарская ДШИ» - Гурина Наталья Николаевна

От автора:

Это

пособие

для

уроков

сольфеджио

в

ДМШ

представляет

собой

комплексное

издание:

«Учебник

Рабочая

тетрадь»

и

является

переработанным материалом, собранным из сборников многих известных

авторов.

В сборник «Сольфеджио

1 класс» вошли: теоретический материал,

упражнения и задания, а также примеры для сольфеджирования и творческие

задания. Программный материал размещен по темам. Учитывая характер

новых

методических

разработок,

отдельные

разделы

учебного

пособия

значительно расширены. Это относится к таким формам работы как развитие

ладового слуха. Работа в ладу со «ступеневыми» дорожками, построение

интервалов, освоение длительностей и ритмических групп. Содержание и

форма

изложения

учебного

материала

направлена

на

активизацию

познавательной деятельности учащихся, развития образного мышления и

формирование начальных творческих умений. Учебник содержит наглядный,

иллюстрационный материал для лучшего восприятия.

Это дает возможность преподавателю создать оптимальные условия для

развития

индивидуальных

способностей

учащихся,

а

также

поможет

облегчить процесс усвоения учащимися нового материала, сделать его более

понятным, доступным и интересным, а преподавателю поможет освободить

учебное время для занятий сольфеджированием.

п. Пролетарский

2022 г.

- 3 -

§

1. Звуки музыкальные и шумовые.

То, что мы слышим и произносим, называется звуком. Звуки бывают

музыкальные и шумовые. Музыкальные звуки, в отличие от шумовых,

обладают особыми свойствами и качествами. Они более чистые, более звонкие,

обладают определённой высотой, смысловой выразительностью.

Музыкальный звук имеет 4 качества: высоту, длительность, громкость и

тембр. По высоте звуки бывают низкие, средние и высокие. По длительности -

долгие и короткие. По громкости - тихие и громкие. Тембр - это окраска

звучания. По тембру распознаются различные инструменты, голоса певцов.

Задание:

Укажите рисунки, на которых слышатся звуки шумовые и музыкальные.

- 4 -

§

2. Долгие и короткие звуки

ЧЕТВЕРТИ И ВОСЬМЫЕ

Эта прибаутка тоже поётся на одном звуке. Выучите её, точно выполняйте

рисунок четвертей и восьмых. Пойте прибаутку про себя, а ладошками отмечайте

четверти и восьмые так, как они чередуются в прибаутке.

- 5 -

§

3. Музыкальные ключи

Скрипичный ключ

Басовый ключ

- 6 -

§

4. Звукоряд. Названия и запись звуков

Звукоряд - это ряд звуков, расположенных в восходящем или нисходящем

порядке, по высоте. Основных музыкальных звуков 7 - до, ре, ми, фа, соль, ля,

си

.

Звуки на письме обозначаются с помощью нот.

Располагаются звуки на нотном стане.

Нотный стан - это 5 горизонтальных линеек, на которых

размещаются ноты. Счёт линий ведётся снизу вверх.

Подчеркните “спрятанные” в словах

названия нот

и напишите их

Придумайте слова, в состав которых входят эти звуки

:

- 7 -

№3. «сорока, сорока»

№4.

ЛЕПЁШКИ

Эта прибаутка записана нотами соль и ля. Звук ля выше звука соль и

записывается выше второй линейки – между второй и третьей. Пойте «Лепёшки»

со словами и называя ноты, делайте остановки на четвертях. А теперь спойте

«Сорока, сорока» на звуках ми и ре. Звук ре ниже, чем ми. Нота ми записывается

на первой линейке, а ре под первой линейкой. Красиво перепишите прибаутку

нотами ми и ре и пойте её с названием нот - сольфеджируйте.

- 8 -

§

5. Знакомство с клавиатурой и регистрами

Фортепианная

клавиатура

делится

на

равные

участки

по

8

клавиш

(октавы).

Расстояние

между

1

и

8

клавишей

называется

октавой.

Фортепианная клавиатура насчитывает, в основном, 7 октав. Каждая октава

имеет свое название Октава, лежащая посреди звукоряда, называется первой

Октавы, лежащие выше первой, нумеруются по порядку: вторая, третья,

четвертая.

Вниз

от

первой

располагаются:

малая,

большая,

контроктава,

субконтроктава (неполная).

Музыкальный диапазон - это расстояние от самого нижнего до самого

верхнего звука музыкального звукоряда

Регистром

называется

отрезок

музыкального

диапазона,

который

отличается характерной звуковой окраской. Музыкальный диапазон делится

на 3 регистра: средний, высокий, низкий.

Средний регистр охватывает малую, первую и вторую октавы.

Высокий (верхний) регистр охватывает третью и четвертую октавы

Низкий - большую октаву, контроктаву и субконтроктаву.

- 9 -

Прибаутку «Лепёшки» спойте на звуках ля и си. Заметьте, что звук си выше звука

ля. Нота си записывается на третьей линейке. Палочка у ноты си пишется сверху

вниз с левой стороны.

§

6.

НИСХОДЯЩЕЕ ДВИЖЕНИЕ МЕЛОДИИ. ОКТАВА

№5

СЧИТАЛОЧКА

- 10 -

№ 6

ВАСИЛЕК

Отметьте ладошками ритмический рисунок восьмых и четвертей, пойте песни

называя ноты и со словами.

№ 7

ЛОШАДКА

- 11 -

§

7.

ДЛИТЕЛЬНОСТИ НОТ

Нота фиксирует высоту и длительность звука. По длительности ноты бывают:

: раз и, два и, три и, четыре и.

Целые

- 12 -

Половинные

четвертные

восьмые

Шестнадцатые

- 13 -

§

8.

ВОСХОДЯЩЕЕ ДВИЖЕНИЕ МЕЛОДИИ

№ 8

КАК ПОД ГОРКОЙ

Приходила девушка.

Продай золки, дедушка!

Картошка моя,

Вся поджаренная.

На что золка, девушка?

Холсты белить, дедушка!

Картошка моя,

Вся поджаренная.

В той песне мелодия поётся вверх от соль до звука до, а затем вниз от до к соль.

Ведите голос за рисунком нотной записи: ноты выше – голос выше, ноты – голос

ниже.

№ 9

БАЮ, БАЮШКИ, БАЮ

Определите направление мелодии. Найдите каждое повторение мелодии. Пойте

колыбельную, называя ноты, ведите голос за рисунком нотной записи, делая

остановку на четвертях. Затем спойте со словами не торопясь, как качают

колыбель. Подберите и запишите песню от звука фа.

- 14 -

§

9.

ПАУЗА

Пауза - это знак молчания в музыке, перерыв в звучании. Паузы бывают такие

же, как и длительности нот.

Считаем- раз и два и три и четыре и

считаем- раз и два и

Четвертные считаем- раз и

Считаем- раз или и

Считаем две паузы на раз или на и

Соедините стрелочками паузы и соответствующие им длительности

- 15 -

№ 10

САМОЛЕТЫ

Песня «Самолет» - бодрая, решительная, похожая на марш. Мелодия часто

прерывается, как бы изображает прерывистый гул мотора. Перерывы мелодии

обозначены знаком восьмой паузы равной по длительности восьмой ноты.

№ 11

ПЕСЕНКА - ДРАЗНИЛКА

Спойте звуки из которых сложилась песня. Пойте мелодию с названием нот,

прерывая её на паузах и делая остановки на четвертях. Затем пойте со словами, а

рукой изображайте ровные прыжки воробья.

Подберите песню от до, фа. Там, где белая клавиша не будет ладить, заменить её

самой близкой чёрной

- 16 -

§

10.

НАЧАЛО МЕЛОДИИ С ТРЕТЬЕГО ЗВУКА

№ 12

ДОЖДИК

Разучите песню со словами. Рукой изображайте весёлые, ровные

прыжки, которые попали под дождь.

Подберите песню «Дождик» от звуков ля и си. Если белая клавиша

звучит фальшиво, замените ее черной.

- 17 -

§

11.

КУПЛЕТ, ЗАПЕВ И ПРИПЕВ

№ 13

Как пошли наши подружки

2. Они ягод не набрали,

Лишь подружку потеряли.

Припев:

Сею, вею, вею, вью.

Лишь подружку потеряли.

3. То любимую подружку –

Катеринушку.

Припев:

Сею, вею, вею, вью.

Катеринушку!

При пении песни делайте остановки на четвертях. Выучите её со словами.

Заметьте повторение мелодии, а также слов: «Сею, вею, вею, вью» - это припев

песни. А начало мелодии поётся каждый раз с новыми словами – это запев. Запев и

припев образуют куплет песни. В этой песни три куплета. Отмечайте рукой ровный,

быстрый, лёгкий шаг.

§

12.

МЕЛОДИЯ, ПОСТРОЕННАЯ НА ТРЕХ СОСЕДНИХ

ЗВУКАХ

№ 14

УЖ Я КОЛЫШКИ ТЕШУ

2. Я капусту сажу

Сажу беленькую,

Раскудрявенькую

3. Ты расти, моя капуста,

Завивайся кочешок,

Завивайся кочешок,

Спойте звуки, из которых сложилась эта песня:

Сольфеджируйте песню, прерывайте мелодию на паузах, делайте остановку на

четвертях. В песне три куплета. Пойте её со словами. Песня весёлая, плясовая.

Отмечайте рукой каждое движение пляски.

Подберите песню от звуков до, и соль. Запишите её в тетрадь и пойте, называя ноты

и со словами.

- 18 -

§

13.

ДОЛЯ-ПУЛЬС

Ровное движение чувствуется во всех песнях. В музыке как бы бьётся сердце,

пульс. Равномерное биение пульса в музыке образует равномерное чередование

долей. ДОЛЯ – это музыкальный пульс, который по длительности равен

Пойте знакомые песни и прибаутки и отмечайте в них рукой ДОЛЮ. Руку

опускайте свободно от локтя. Локоть не отставляйте. Плечи не поднимайте. В

зависимости от содержания песни пульс (доля) бьётся то быстрей, то медленней.

Скорость чередования долей называется ТЕМП. Темп указывается словами над

скрипичным ключом.

РИТМ

Ритм - это чередование длительностей в музыке, которые образуют

ритмический рисунок мелодии.

МЕТР

Метр - это чередование сильных и слабых долей. Доля — это музыкальный

пульс.

Сильная доля — это доля, на которую падает акцент, ударение. Слабая доля

– это безударная доля.

ТЕМП

Темп - это скорость чередования долей в музыке. Темп указывается в начале

произведения. Темпы бывают медленные, умеренные и быстрые.

§

14.

СКАЧОК В МЕЛОДИИ ЧЕРЕЗ ДВА ЗВУКА

№ 15

КОНЬ РЕТИВЫЙ

Пойте считалку называя ноты и со словами. Точно выполняйте ритмический рисунок.

Отмечайте рукой долю-пульс. А теперь сольфеджируйте считалку от тех нот, от

которых она написана.

- 19 -

§

15.

СИЛЬНАЯ ДОЛЯ. ТАКТ.

Сильная доля - это доля, на которую падает акцент, ударение.

Тактовая черта - это вертикальная палочка, которая ставится перед сильной

долей. В начале нотного стана пишется начальная тактовая черта. В конце

музыкального построения пишется две тактовые черты.

Такт - это отрезок мелодии или музыкального произведения от одной

сильной доли до другой, от одной тактовой черты до следующей.

№ 16

ЗАЙЧИК

Пойте песню и отмечайте долю-пульс.

№ 17

МАШЕНЬКА - МАША

Отметьте ладошками ритмический рисунок песни «Машенька-Маша», пойте

песню

называя

ноты

и

со

словами.

Найдите

ударный

слог

в

каждом

слове.

Перепишите песню в тетрадь и поставьте тактовую черту перед нотой, на которую

пришёлся акцент - ударение.

Песня спокойная, ласковая. При пении отмечайте сначала спокойно каждую

долю-пульс,

а

затем

только

сильную долю

– начало

такта.

На

сильную

долю

опускайте руку вниз активней.

- 20 -

§

16.

ДВУХДОЛЬНЫЙ И ТРЕХДОЛЬНЫЙ РАЗМЕРЫ

Размер - это изображение музыкального метра с помощью двух цифр у

ключа, где верхняя цифра показывает сколько долей в такте, а нижняя - какие доли

по длительности.

Доли

Длительность каждой доли

Размер две четверти показывает, что в такте две доли и каждая доля по

длительности – четвертная. Первая доля сильная, а вторая - слабая.

Две доли

Доля = четвертной длительности.

Длительности в такте в этом размере группируются таким образом:

№ 18

ОЙ, ЗВОНЫ ЗВОНЯТ

Прохлопайте

ладошками

ритмический

рисунок

и

отметьте,

где

мелодия

повторяется. Спойте песню сольфеджируя и со словами; отмечайте рукой пульс-долю,

а затем только сильную долю – начало такта.

В каждом такте две доли: первая – сильная, вторая – слабая. Такт двухдольный.

Это указано у ключа двумя цифрами. Верхняя означает, что долей в такте две, а нижняя

– что каждая доля равна четверти. Размер такта – двухдольный – две четверти.

- 21 -

Дирижируем и считаем:

№ 19

ДОЖДИК

Когда ребята исполняют прибаутку, они как бы прыгают от удовольствия – идёт

дождь. Пойте эту весёлую песенку, называя ноты и отмечая рукой пульс-долю –

ровные прыжки ребят.

Размер три четверти показывает, что в такте три доли и каждая доля по

длительности – четвертная. Первая доля сильная, вторая - относительно сильная,

третья – слабая.

Три доли:

Доля = четвертной длительности

Длительности в такте в этом размере группируются таким образом:

Дирижируем и считаем:

- 22 -

№ 20

КОТИК

А теперь сольфеджируйте песню. Выучите её со словами. При пении

отмечайте рукой сначала долю-пульс, а затем только сильную долю – начало такта.

В каждом такте три доли: первая – сильная, вторая и третья - слабые. Размер такта

трёхдольный. Это указано у ключа. Верхняя цифра означает, что в такте три

доли, а нижняя, что каждая доля равна четверти.

Укажите нужный размер в музыкальных примерах

Расставьте тактовые черточки в мелодиях.

- 23 -

Распределите названия животных и птиц по колонкам с подходящим для них

ритмическим рисунком.

§

17.

ТОНИКА

В песне звуки связаны между собой. Сплетаясь, они образуют красивый узор

мелодии. В этом узоре есть звуки, на которых держится мелодия. Их называют

опорными, сильными долями. Все остальные как бы вьются вокруг них- это

неустойчивые звуки- слабые доли. Самый устойчивый и опорный звук мелодии

называется ТОНИКА. Мелодия заканчивается всегда на тонике-звучит

утвердительно, как точка в конце предложения.

- 24 -

№ 21

МЫ ИДЕМ

Пойте на слог та мелодию песни, делайте остановки на четвертях, весело

отмечайте рукой долю – пульс. Разучите песню со словами. К концу вся мелодия

стремится к звуку до. До – главный , устойчивый звук этой песни.

Вы заметили, что у каждой песни свой главный звук. Главный звук песни

называется

Т о н и к о й. Тоника даёт мелодии устойчивость, опору. Тоникой может быть

любой звук.

№ 22

ПЕРЕПЁЛОЧКА

Песня ласковая, печальная, её нужно петь тихо; это указано в нотах латинской

буквой Р, что значит п и а н о – тихо. Сыграйте звуки и повторите их голосом.

Пойте песню, следите за направлением нотной записи. Делайте остановки на

четвертях, спокойно, не спеша отмечайте рукой долю-пульс. Вы заметили, что в этой

песне главный, устойчивый звук – ля.

§

18.

ФРАЗА

Как и речь, мелодия делится на небольшие остановки – фразы.

Фраза - это небольшая музыкальная мысль. Фразы бывают

устойчивые и неустойчивые. Неустойчивые фразы заканчиваются

на неустойчивом звуке и как бы спрашивают. Устойчивые фразы

имеют утвердительную интонацию и заканчиваются на устойчивом звуке.

- 25 -

№ 23

КОРОВА

Посмотрите на нотную запись песни. Здесь четыре похожие части. Каждая

часть образует музыкальную фразу. Все музыкальные фразы в этой песне

заканчиваются тоникой – фа. В нотах конец каждой фразы отмечаются знаком V.

Каждую фразу нужно петь на одном дыхании, а в конце фразы брать новое.

§

19.

ПОЛОВИННАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

№24

БЕЛЫЕ ГУСИ

В этой песне кроме четвертей и восьмых появилась новая длительность,

которая поётся весь двухдольный такт. Это половинная нота. Весь такт тянутся

слоги «идут» в словах «идут», «ведут», как бы подчёркивая, что гуси идут не

торопясь, спокойно. Посмотрите на нотную запись песни, отметьте похожие

фразы. Какой звук является тоникой?

№ 25

ПЕСЕНКА

Сольфеджируйте песню, отмечайте каждую долю бодро, как марш.

Половинную ноту не прерывайте, пойте её весь такт. Исполните песню со

словами, рукой показывайте только сильную долю – начало такта.

- 26 -

§

20.

ПОЛУТОН и ТОН

Полутон - самое близкое расстояние между двумя соседними звуками. На

клавиатуре они расположены от белой клавиши до рядом стоящей черной, а ещё

они живут между двумя белыми клавишами, где нет черной клавиши.

Два соседних полутона образуют- ТОН

§

21.

ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ

Знаки изменения высоты нот называют

знаками альтерации.

Слово

альтерация (в переводе с латинского) означает -изменять. Изменяют высоту

звука на полутон знаки – диез и бемоль. Знак ставится слева около ноты там, где

она пишется и произносится с названием ноты.

- 27 -

Повышение белой клавиши на полутон – будет черная клавиша справа

Понижение белой клавиши на полутон – будет черная клавиша слева

Подпишите данные ноты и поставьте диезы перед каждой из них.

- 28 -

Подпишите данные ноты и поставьте бемоли перед каждой из них.

Сделайте повышение каждого звука на один полутон

Сделайте понижение каждого звука на один полутон

Укажите, какое расстояние (тон или полутон) образуются между данными

звуками.

№ 26 ПАСТУШОК

В песне появился новый знак # - это д и е з. диез стоит перед нотой фа.

Это значит, что нужно петь не фа, а звук, который выше на полутон, - самый

близкий звук от фа. На рояле – это чёрная клавиша.

Если песню спеть без фа-диеза, то она будет звучать фальшиво. Тоника в

этой песне – звук соль.

- 29 -

№ 27

ОГОРОДНАЯ ХОРОВОДНАЯ

В этой песне появился знак b – это бемоль. Бемоль стоит перед нотой си. Это

значит, что нужно петь не си, а звук ниже си на полутон. Если спеть в этой песни

си, а не си – бемоль, то песня будет звучать фальшиво, звуки не будут ладить.

Заметьте, что тоника этой песни – звук фа.

§

22.

ЛАД. МАЖОР и МИНОР.

Все устойчивые и неустойчивые звуки в песне или пьесе согласуются между

собой и ладят. Такую семью звуков так и называют – ЛАД, а их главный звук-

тоника. С давних пор живут в музыкальном мире живут два брата – лада.

Первый брат МАЖОР, в переводе с итальянского – большой, а второй брат

МИНОР, в переводе с итальянского – маленький. У мажора расстояние от

первого звука до третьего составляет два тона, а у минора на пол тона меньше.

Поэтому мажор всегда светлый и твёрдый, а минор – тёмный и мягкий.

Выучите, как строятся в ряд звуки братьев – МАЖОРА и МИНОРА:

МАЖОР:

- 30 -

МИНОР:

№ 28

ГАЛЯ ПО САДОЧКУ ХОДИЛА

№ 29

КОШЕЧКА

В песне «Галя по садочку ходила» третьим звуком будет фа-диез, а в песне

«Кошечка» - звук фа. Третий звук от тоники как бы красит песни по- разному.

Песня №26 звучит светлее, ярче, а песня №27 – мягче, нежней. Более яркие

краски образует мажор. Более мягкие, нежные – минор.

№ 30 ЖУК

- 31 -

№ 31

ХОДИТ ЗАЙКА

У обеих песен одинаковая тоника – звук ре. Отличаются они третьим звуком.

В миноре этот звук ниже на полутон. Пойте песню, точно выполняя ритмический

рисунок и отмечайте каждую долю. Выучите песни со словами наизусть. Играйте

обе песни с басовым звуком ре.

§

23.

ГАММА

Гамма - это звукоряд от тоники до тоники. Гаммы бывают мажорные и

минорные. Звуки гаммы расположены по ступеням. Название гаммы состоит

из тоники и лада. Например: до мажор, ми минор. В гамме семь ступеней. Они

обозначаются римскими цифрами:

1 -1 5 - V

2 – II 6 - VI

3 – III 7 - VII

4 - IV

Ступени в гамме делятся на устойчивые и неустойчивые

Устойчивые - это ступени, которые звучат устойчиво и не

требуют разрешения К ним относятся I, III, V ступени.

Неустойчивые - это ступени, которые звучат неустойчиво и

требуют разрешения. К ним относятся II, IV, VI, VII ступени.

Разрешение - это переход из неустойчивого звучания в

устойчивое: II - в I, IV - в III, VI - в V, VII – в I.

Ля минор

Вводные звуки - это звуки, которые вводят (разрешаются) в

тонику. К ним относятся II и VII ступени II ступень -

нисходящий вводный тон, VII ступень - восходящий вводный

тон.

- 32 -

До мажор ля минор

Каждая устойчивая ступень гаммы окружена (опевается)

двумя соседними неустойчивыми ступенями снизу и сверху:

I ступень опевается, окружена VII и II ступенями;

III ступень опевается, окружена II и IV ступенями;

V ступень опевается, окружена IV и VI ступенями.

Строение мажорной гаммы:

Строение минорной гаммы: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон

Гамма делится на два тетрахорда. Тетрахорд – это поступенный ход из 4х

звуков. Нижние 4 звука образуют нижний тетрахорд. Верхние 4 звука

образуют верхний тетрахорд.

- 33 -

РАБОТА С ГАММОЙ ДО МАЖОР

а) Вспомните, какие ступени гаммы называются устойчивыми? Почему?

б) Назовите неустойчивые ступени.

Вы уже знакомы с главной опорой лада: это – первая ступень. Она

является самой устойчивой и как «магнит» притягивает к себе все остальные

ступеньки.

Каждая

ступень,

«притягиваясь»

к

первой,

образует

свою

ступеневую дорожку.

Для

того,

что

бы

научиться

хорошо

различать

ступени

гаммы,

необходимо выучить все ступеневые «дорожки».

Задание: научитесь их играть и пропевать с названием звуков и ступеней.

Задание: сольфеджируйте данную мелодию. Расскажите, как она строится.

§

24.

КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ

При построении гамм образуются знаки повышения или понижения. Их

выставляют у ключа и называют ключевыми знаками, которые записывают в

определенном порядке:

Диезы: фа, до, соль, ре, ля, ми, си- (Кошка ехала в такси)

- 34 -

Бемоли: си, ми, ля, ре, соль, до, фа –(в гости к мышке шла дрофа)

§

25.

ТОНАЛЬНОСТЬ

Запомнив строение мажора и минора, можно построить его от любого звука

то есть на любой высоте. Лад, построенный на любой высоте будет называться

тональностью.

Название тональности, как и гаммы, состоит из тоники и лада: тоника + лад

= тональность. Например: Соль мажор, ре минор. Каждая тональность имеет

свои ключевые знаки.

Тоники диезных тональностей находятся на белых клавишах клавиатуры, а

тоника бемольной тональности – это нота с бемолем (кроме фа).

Напишите ключевые знаки в указанных тональностях.

- 35 -

Напишите ключевые знаки и ступеневые дорожки в этих тональностях:

Соль мажор

Фа мажор

№ 32

ТАНЦЕВАТЬ ДВА МИШИ ВЫШЛИ

Эта песня мажорная. Тоника – звук соль. Мажорная песня с тоникой

соль не ладит со звуком фа, а звук фа диез звучит хорошо. Диез ставиться

у ключа на пятой линейке. Звуки, которые ладят с тоникой соль, образуют

тональность соль мажор.

№ 33

ВЕСНЯНОЧКА

Эта песня мажорная. Тоника – звук фа. Мажорная песня с тоникой фа

не ладит со звуком си, а звук си-бемоль звучит хорошо. Бемоль ставиться

у ключа на третьей

линейке.

Звуки,

которые ладят

с тоникой

фа,

образуют тональность Фа мажор.

- 36 -

ПЕНИЕ С ЛИСТА

Прежде чем петь с листа, определите тональность песни, начало

фразы.

Заметьте

одинаковые

фразы.

Настройте

слух,

спойте

ноты,

которые записаны после песни, запомните их звучание. Пойте песни на

слог та, отмечая каждую долю, и с названием нот, отмечая только

сильную долю.

ЛАТВИЙСКАЯ ПЕСНЯ

БОЛГАРСКАЯ ПЕСНЯ

ЛАТВИЙСКАЯ ПЕСНЯ

§

26.

БАСОВЫЙ КЛЮЧ. АККОМПАНЕМЕНТ

Басовый ключ

- 37 -

Звуки в басовом ключе вы не можете петь – они слишком низкие. Эти звуки часто

сопровождают мелодию- аккомпанируют мелодии

Аккомпанемент – это сопровождение мелодии. Аккомпанирующие басовые

звуки складываются из опорных, устойчивых звуков тональности.

№ 34

БЕЛЫЕ ГУСИ

Пойте песню «Белые гуси» со словами и аккомпанируйте себе – играйте на

фортепиано басовые звуки. Названия нот в басовом ключе указаны в конце нотной

записи.

№ 35

ПТИЧКА

Пойте песню «Птичка» и аккомпанируйте себе басовыми звуками - соль и ре.

Вы знаете, где звучит в басовом ключе звук фа, найдите от фа звук соль и ре.

- 38 -

§

27.

ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ

Динамика - это сила, громкость звучания.

§

28.

АККОРД – МАЖОРНОЕ И МИНОРНОЕ ТРЕЗВУЧИЕ

Аккорд - это созвучие , состоящее из трёх звуков и более. Если звуки аккорда

звучат вместе, одновременно, то аккорд называется гармоническим Если звуки

аккорда звучат друг за другом, последовательно, то аккорд называется

мелодическим.

Трезвучие - это аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных через одну

ступень. Трезвучие обозначается цифрами 3 и 5 цифра 3 - третий звук от нижнего

звука цифра 5 - пятый звук от нижнего звука. Крайние звуки трезвучия охватывают

5 ступеней.

- 39 -

мажорное трезвучие

минорное трезвучие

Тоническое трезвучие - это устойчивый аккорд, который состоит из трёх

устойчивых звуков: I—III—V ступеней Трезвучие называется тоническим, так

как строится на I ступени гаммы - тонике. Называется трезвучием, так как в нём

три звука. Тоническое трезвучие обозначается в мажоре –Т

53

миноре – t

53

№ 36

В ПОЛЕ НА ПРИГОРКЕ

Если сыграть все три устойчивых звука тональности одновременно, то

образуется аккорд. Этот аккорд называется

трезвучием

. Пойте и играйте

песню, а трезвучие будет поддерживать мелодию, аккомпанировать мелодии.

Во всех мажорных и минорных тональностях устойчивые опорные звуки

образуются тоникой и от тоники – третьим и пятым звуками.

Т

53

Т

5

3

Т

5

3

Т

53

t

53

t

53

- 40 -

ПЕНИЕ С ЛИСТА

Обьяснить как строится мелодия.

§

29.

ПОЛОВИННАЯ С ТОЧКОЙ

Точка, стоящая сбоку от ноты, увеличивает её звучание на половину

длительности.

. =

+

1и 1и 3и

2и 2и

№ 37

ВЕСНА

В песне «Весна», кроме знакомых длительностей четверти и половинной, есть

еще длительность - половинная с точкой. В каждом такте песни три доли,

размер такта – трёхдольный. Половинная с точкой поётся весь такт, три

четверти.

- 41 -

№ 37

ЛАНДЫШ

Определите тональность песни. Посмотрите, как движется мелодия – по

соседним звукам тональности, по устойчивым звукам. Найдите половинную с

точкой, пропевайте ее все три доли. Перепишите песню без слов, соединяя

восьмые по долям и расставьте тактовые черты.

§

30.

ЗАТАКТ

Затакт -- это неполный такт, начало произведения со слабой

доли. Если есть затакт, то последний такт будет не полный.

Затакт и последний такт вместе образуют полный такт.

№ 38

ПОДСОЛНУХ

- 42 -

№ 39

КОТЯТА - ПОВАРЯТА

№ 40

КАК ПОШЛИ НАШИ ПОДРУЖКИ

- 43 -

Эта песня вам знакома. Перепишите ее без слов, соединяя восьмые по две.

Спойте песню со словами и определите по ударному слогу с сильной или со слабой

доли начинается мелодия каждой фразы. Определите размер и расставьте тактовые

черты.

ПЕНИЕ С ЛИСТА

№ 41

РУССКАЯ ПЕСНЯ

§

31.

ТОНАЛЬНОСТЬ РЕ МАЖОР

Напишите ступеневую дорожку. Играйте и пойте её.

- 44 -

№ 42

МОРОЗ

№ 43

№ 44

§

32.

РАЗМЕР ЧЕТЫРЕ ЧЕТВЕРТИ

Размер четыре четверти показывает, что в такте четыре доли и каждая доля

по длительности - четвертная Это сложный размер, т.к. в нем две сильные доли:

первая и относительно сильная третья доля.

Дирижируем и считаем:

- 45 -

№ 45

№ 45

§

33.

ИНТЕРВАЛЫ

Интервал - это созвучие двух звуков или расстояние между двумя звуками

Нижний звук интервала называется основанием, а верхний – вершина.

Интервалы бывают разные: большие и малые. Каждый имеет свое название. Все

они представляют собой счёт по-итальянски от одного до восьми: 1-прима, 2-

секунда, 3-терция, 4-кварта, 5-квинта, 6-секста, 7-септима, 8-октава.

- 46 -

Постройте все интервалы от данных звуков вверх

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Придумайте ритм к данным четверостишиям.

- 47 -

Досочините мелодии на предложеные тексты

Нарисуйте картинки к песням.

1.

2.

3.

- 48 -

Досочините мелодии, используя данный ритм.

Снежок

- 49 -

СТУПЕНЕВАЯ ЛЕСЕНКА

Используемая литература:

- 50 -

1. Андреева М. «От примы до октавы», «Советский композитор», М., 1983.

2.Амосова Н. и Казак И. «Музыкальная грамота», Украина, «Калиграф», 2010

3.Абелян Л. «Забавное сольфеджио», «Советский композитор», М., 1982

4.Барабошкина А. «Сольфеджио 1 класс», «Музыка», М., 19835. Баева Н.,

5.Зебряк Т. «Сольфеджио 1-2 класс», «Кифара», М., 2012

6. Иванова Г. «Мы учимся петь по нотам», Белгород, 2008

7. Калинина Г. «Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 1 класс», М., 2012

8. Калинина Г. «Сольфеджио 1 класс. Прописи». М., 2012

9. Русаева И. «Сольфеджио 1 класс», «Музыка», М.,» 2000

10. Серковская Т. «Сольфеджио. Учебное пособие. 1 класс». Белгород, 2000

11. Фролова Ю. «Сольфеджио 1 класс». «Феникс», Ростов-на-Дону, 2001

СОДЕРЖАНИЕ

Краткие сведения по музыкальной грамоте……………………….. 2

§1. Звуки музыкальные и шумовые……………………………………..

§2. Долгие и короткие звуки……………………………………………..

§3. Музыкальные ключи…………………………………………………

§4. Звукоряд. Названия и запись звуков………………………………..

§5. Знакомство с клавиатурой и регистрами…………………………...

§6. Нисходящее движение мелодии. Октава…………………………...

§7. Длительности нот…………………………………………………….

§8. Восходящее движение мелодии……………………………………..

§9. Пауза…………………………………………………………………..

§10. Начало мелодии с третьего звука………………………………….

§11. Куплет, запев и припев……………………………………………..

§12. Мелодия, построенная на трех соседних звуках………………….

§13. Доля. Пульс………………………………………………………….

§14. Скачок в мелодии через два звука…………………………………

§15. Сильная доля. Такт………………………………………………….

§16. Двухдольный и трехдольный размеры…………………………….

§17. Тоника……………………………………………………………….

§18. Фраза…………………………………………………………………

§19. Половинная длительность………………………………………….

§20. Полутон и тон……………………………………………………….

§21.Знаки альтерации…………………………………………….............

§22. Лад. Мажор и минор………………………………………………..

§23. Гамма………………………………………………………………...

§24. Ключевые знаки…………………………………………………….

§25. Тональность…………………………………………………………

§26. Басовый ключ. Аккомпанемент……………………………………

§27. Динамические оттенки……………………………………………..

§28. Аккорд – мажорное и минорное трезвучие……………………….

§29. Половинная с точкой……………………………………………….

§30. Затакт………………………………………………………………...

§31. Тональность ре мажор……………………………………………...

§32. Размер четыре четверти…………………………………………….

§33. Интервалы…………………………………………………………...

Творческие задания………………………………………………………

Ступеневая лесенка………………………………………………………

Используемая литература. Содержание………………………………..

Краткие сведения по музыкальной грамоте--------------------------------

3

4

5

6

8

9

11

13

14

16

17

17

18

18

19

20

23

24

25

26

26

29

31

33

34

36

38

38

40

41

43

44

45

46-48

49

50

51

- 51 -



В раздел образования