Напоминание

Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта по математике


Автор: Куликова Раиса Игоревна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ лицей №7 г. Томска
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта по математике
Раздел: полное образование





Назад




Методические рекомендации по выполнению и

защите индивидуального проекта

Томск, 2018 г.

1

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...

4

1.ПРОБЛЕМАТИКА, ВЫБОР ТЕМЫ И РУКОВОДСТВО

ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ…………………………………..

5

2. СОСТАВ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ

ЭЛЕМЕНТОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА………………….

6

3. ОФОРМЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА .…………… 9

4. ПОДГОТОВКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА К ЗАЩИТЕ...

10

5.

ПОДГОТОВКА

ПРЕЗЕНТАЦИИ

К

ЗАЩИТЕ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА …………………………………

11

6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА …..…..

12

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...

14

2

ВВЕДЕНИЕ

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации

деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Рекомендации разработаны в целях оказания помощи обучающимся в

подготовке индивидуальных проектов и успешной их защите.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под

руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или

нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области

деятельности

(познавательной,

практической,

учебно-исследовательской,

социальной, художественно-творческой, иной).

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской

деятельности, критического мышления;

способность

к

инновационной,

аналитической,

творческой,

интеллектуальной деятельности;

сформированность

навыков

проектной

деятельности,

а

также

самостоятельного

применения

приобретенных

знаний

и

способов

действий при решении различных задач, используя знания одного или

нескольких учебных предметов или предметных областей;

способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования,

планирования

работы,

отбора

и

интерпретации

необходимой

информации, структурирования аргументации результатов исследования

на основе собранных данных, презентации результатов.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного

года в рамках самостоятельной работы, специально отведенной учебным

планом,

и

должен

быть

представлен

в

виде

завершенного

учебного

исследования или разработанного проекта.

Проекты, выполняемые обучающимися, могут быть отнесены к одному

из трех типов: исследовательский; информационно-поисковый; практико-

ориентированный.

Исследовательский тип работы требует хорошо продуманной структуры,

обозначения

цели,

обоснования

актуальности

предмета

исследования,

обозначения источников информации, продуманных методов, ожидаемых

результатов. Исследовательские проекты полностью подчинены логике пусть

небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенно или полностью

совпадающую с подлинным научным исследованием.

Информационно-поисковый проект требует направленности на сбор

информации о каком-то объекте, физическом явлении, возможности их

математического

моделирования,

анализа

собранной

информации

и

ее

обобщения,

выделения

фактов,

предназначенных

для

практического

использования в какой-либо области. Проекты этого типа требуют хорошо

продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу

работы

над

проектом.

Такие

проекты

могут

быть

интегрированы

в

исследовательские и стать их органичной частью.

Практико-ориентированный проект отличается четко обозначенным с

3

самого начала конечным результатом деятельности участников проекта.

Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов. Этапы

работы над проектом можно представить в виде следующей схемы (см.

приложение 6):

подготовительный

определение руководителей проектов;

поиск проблемного поля;

выбор темы и её конкретизация;

формирование проектной группы;

поисковый

уточнение тематического поля и темы проекта, её конкретизация;

определение и анализ проблемы;

постановка цели проекта;

аналитический

анализ имеющейся информации;

поиск информационных лакун;

сбор и изучение информации;

поиск

оптимального

способа

достижения

цели

проекта

(анализ

альтернативных решений), построение алгоритма деятельности;

составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;

анализ ресурсов;

практический

выполнение запланированных технологических операций;

текущий контроль качества составления проекта;

внесение (при необходимости) изменений в разработку проекта;

презентационный

подготовка презентационных материалов;

презентация проекта;

изучение возможностей использования результатов проекта;

контрольный

анализ результатов выполнения проекта;

оценка качества выполнения проекта.

1. ПРОБЛЕМАТИКА, ВЫБОР ТЕМЫ И РУКОВОДСТВО

ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ

При

определении

тематического

поля

проекта

можно

опираться,

например, на потребности человека в различных областях жизнедеятельности:

техникум,

дом,

досуг,

отдых,

общественно

полезная

деятельность,

производство и предпринимательство, общение. При этом основополагающим

принципом должна стать самостоятельность выбора обучающегося – основа

для формирования его ответственности за процесс и результат работы.

Первая ступень в процессе выполнения проекта - поиск проблемы. Найти

проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить.

Нужно четко сформулировать проблему проекта.

4

Тематика

индивидуального

проекта

непосредственно

связана

с

постановкой проблемы проекта. Выбор темы индивидуального проекта имеет

исключительно большое значение.

Тематика индивидуальных проектов по дисциплинам разрабатывается

преподавателями цикловой комиссии «Общеобразовательных дисциплин».

Перечень тем индивидуальных проектов ежегодно обновляется (Приложение

1).

Тематика индивидуальных проектов утверждается протоколом заседания

цикловой

комиссии

«Общеобразовательных

дисциплин»

техникума

и

доводится до сведения обучающихся за 2 месяца до начала их выполнения.

Обучающемуся предоставляется право выбора темы индивидуального

проекта

вплоть

до

предложения

своей

тематики

с

обоснованием

целесообразности ее разработки.

Основным критерием при выборе темы служит познавательный и

практический

интерес

обучающихся.

Это

относится,

прежде

всего,

к

обучающимся, которые продолжительное время целеустремленно, с интересом

собирали и обрабатывали материал по той или иной теме.

Одинаковые темы индивидуальных проектов могут выполнять несколько

обучающихся, если круг рассматриваемых вопросов различен, что находит

отражение в содержании проекта.

Выбор темы индивидуального проекта сопровождается консультацией

руководителя проекта, в ходе которой разъясняются назначение и задачи,

структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное

распределение времени на выполнение отдельных частей в соответствии с ме-

тодическими рекомендациями по выполнению и защите проектов.

Основными функциями руководителя проекта являются:

консультирование по вопросам содержания и последовательности вы-

полнения индивидуального проекта;

оказание помощи обучающемуся в подборе необходимой литературы;

контроль хода выполнения проекта.

После

выбора

темы

индивидуального

проекта

начинается

самостоятельная работа обучающегося по выполнению.

Контроль за ходом выполнения индивидуальных проектов осуществляет

председатель цикловой комиссии «Общеобразовательных дисциплин» в соот-

ветствии с функциональными обязанностями.

2. СОСТАВ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ

ЭЛЕМЕНТОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Содержание индивидуального проекта представляет собой составленный

в определенном порядке развернутый перечень вопросов, которые должны

быть освещены в каждом параграфе. Правильно построенное содержание

служит

организующим

началом

в

работе

обучающихся,

помогает

систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения.

Содержание

индивидуального

проекта

обучающийся

составляет

совместно с руководителем, с учетом замысла и индивидуального подхода.

5

Однако при всем многообразии индивидуальных подходов к содержанию

проектов традиционным является следующий:

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. (полное наименование главы)

2. (полное наименование главы)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список информационных источников

Приложения

Согласно традиционной структуре основная часть должна содержать не

менее 2-3 глав.

Проработка источников сопровождается выписками, конспектированием.

Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитаты. При этом

выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые

необходимо процитировать в индивидуальном проекте. Поэтому при выписке

цитат и конспектировании следует сразу же делать ссылки: автор, название

издания, место издания, издательство, год издания, номер страницы.

Собрав и изучив информационные источники и практический материал,

обучающийся приступает к написанию индивидуального проекта. Это сложный

этап работы над темой, требующий сосредоточенности и упорного труда.

Хотя индивидуальный проект выполняется по одной теме, в процессе ее

написания обучающийся использует весь имеющийся у него запас знаний и

навыков, приобретенных и приобретаемых при изучении смежных учебных

дисциплин.

Излагать

материал

рекомендуется

своими

словами,

не

допуская

дословного переписывания из информационных источников.

На титульном лист индивидуального проекта указывается наименование

учебного заведения, специальность, фамилия и инициалы обучающегося, тема,

фамилия и инициалы руководителя.

Содержание отражает в строгой последовательности расположение всех

составных частей работы: введение, наименование всех глав и параграфов,

заключение, список информационных источников, приложения. По каждой из

глав и параграфов в содержании отмечаются номера страниц, соответствующие

началу конкретной части проекта (Приложение 2).

Введение индивидуального проекта имеет объем 2-3 страницы. В нем

отражаются следующие признаки:

актуальность

проблемы,

темы,

ее

теоретическая

значимость

и

практическая

целесообразность,

коротко

характеризуется

современное

состояние проблемы в теоретическом и практическом аспектах;

цель и совокупность поставленных задач для ее достижения;

предмет

исследования

-

конкретные

основы

теории,

методическое

обеспечение, инструментарий и т.д.;

объект исследования, на материалах которого выполнен индивидуальный

проект,

его

отраслевая

и

ведомственная

принадлежность,

месторасположение;

6

период исследования – указываются временные рамки;

теоретическая основа – труды отечественных и зарубежных ученых по

исследуемой проблеме;

информационная база – обзор использованных законодательных и

нормативных актов и т.п.;

объем и структура индивидуального проекта – композиционный состав -

введение,

количество

глав,

заключение,

число

использованных

информационных источников, приложений, таблиц, рисунков.

Основная часть индивидуального проекта состоит из совокупности

предусмотренных содержанием работы параграфов.

Содержанием первой главы

являются, как правило, теоретические

аспекты по теме, раскрытые с использованием информационных источников.

Здесь

рекомендуется

охарактеризовать

сущность,

содержание

основных

теоретических положений предмета исследуемой темы, их современную

трактовку, существующие точки зрения по рассматриваемой проблеме и их

анализ.

Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и

научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми либо

приводиться со ссылкой на автора. Точно так же общепринятыми должны быть

и формулы расчета.

Вторая глава посвящается общей характеристике объекта исследования,

характеристике отдельных структурных элементов объекта исследования,

порядку их деятельности и функционирования, а также разработке выводов и

предложений, вытекающих из анализа проведенного исследования. В ней

предлагаются способы решения выявленных проблем. Вторая глава является

результатом выполненного исследования.

Заключение. Здесь в сжатой форме дается общая оценка полученным

результатам исследования, реализации цели и решения поставленных задач.

Заключение включает в себя обобщения, краткие выводы по содержанию

каждого вопроса индивидуального проекта, положительные и отрицательные

моменты в развитии исследуемого объекта, предложения и рекомендации по

совершенствованию его деятельности.

Список информационных источников составляется в соответствии с

требованиями ГОСТ 7.0.5 – 2008 Библиографическая ссылка. ГОСТ 7.1. – 2003

Библиографическая запись. Библиографическое описание. (Приложение 3).

Библиографический список нумеруется от первого до последнего

названия. Подзаголовки к отдельным типам документов не делаются, каждый

документ выносится отдельно.

В приложении приводятся копии документов, сравнительные таблицы,

схемы и др.

3. ОФОРМЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Индивидуальный проект должен быть надлежащим образом оформлен

(таблица

1).

Все

листы

проекта

и

приложения

следуют

переплести.

Индивидуальный проект структурируется следующим образом:

7

1.

Титульный лист (Приложение 4).

2.

Содержание

3.

Содержательная часть работы

4.

Приложения

Таблица 1- Требования к оформлению индивидуального проекта

Требование

Содержание требования

1

2

Объем

не менее 15 страниц компьютерного текста

Оформление

текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата

A4

Интервал

1,5

Шрифт

«Times New Roman»

Размер

14 п

Выравнивание

по ширине

Кавычки

«кавычки-елочки»

Параметры страницы

с левой стороны – 30 мм,

с правой – 10 мм,

сверху – 20 мм,

снизу –20 мм.

Нумерация страниц

арабскими цифрами,

сквозная, от титульного листа, при этом номер страницы на

титульном листе не проставляют

проставляется со второй страницы,

порядковый номер страницы ставится внизу по середине

строки

Введение, названия глав,

заключение, список

использованных

информационных

источников

с новой страницы заглавными буквами по центру

жирным

шрифтом, в конце точка не ставится

Оформление глав

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ

ОТВЕСТВЕННОСТИ

Оформление параграфов

1.2 Признаки юридической ответственности

Расстояние между

названием параграфа,

предыдущим и

последующим текстом

одна свободная строка

Список использованных

информационных

источников

не менее 10

Параграф

не менее 3 страниц

8

Иллюстрации

Краснодарский

край

Волгоградская

обл.

Ростовская обл.

Санкт-Петербург

Ставропольский

край

Республика

Калмыкия

1 1 0

6 1

4 6

1 2 4

37

1 6

Рисунок 1 – Сведения о количестве учреждений социального

обслуживания семьи и детей

Таблицы

Таблица 3. Местность проживания респондентов

Варианты ответа

Абс.

%%

в городе

307

76,2

в сельской местности

90

22,3

Нет ответа

6

1,5

Подстрочные ссылки

«Текст цитаты в тексте работы.»

1

«Текст цитаты в тексте работы.»

2

__________________________________________

1

Иванов И.И. Теоретические основы.-М.:, 2000.-С.25.

2

Там же. - С.25.

Сокращения

ГПК РФ, ГК РФ, СК РФ и т.д.

НЕЛЬЗЯ разделять общепринятые сокращения (РФ, США и др.),

отделять инициалы от фамилии,

разделять составляющее одно число цифры, отделять символы

процента, параграфа, номера, градусов от цифр

4. ПОДГОТОВКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА К

ЗАЩИТЕ

Закончив написание и оформление индивидуального проекта, его

основные положения надо обсудить с руководителем.

После просмотра и одобрения индивидуального проекта руководитель

его подписывает и составляет отзыв.

В отзыве руководитель характеризует проделанную работу по всем

разделам.

Подготовив индивидуальный проект к защите, обучающийся готовит

выступление, наглядную информацию (схемы, таблицы, графики и другой

иллюстративный материал) для использования во время защиты.

Процедура

защиты

индивидуальных

проектов

определяется

руководителем проекта.

9

Для

выступления

основных

положений

индивидуального

проекта,

обоснования выводов и предложений отводится не более 15 минут. После

выступления обучающийся отвечает на заданные вопросы по теме.

Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо»,

«удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка по итогам защиты индивидуального проекта может быть

засчитана в качестве промежуточной аттестации по дисциплине.

5. ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИИ К ЗАЩИТЕ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Презентация индивидуального проекта представляет собой документ,

отображающий

графическую

информацию,

содержащуюся

в

проекте,

достигнутые

автором

работы

результаты

и

предложения

по

совершенствованию исследуемого предмета. Презентация индивидуального

проекта содержит основные положения для защиты, графические материалы:

диаграммы, рисунки, таблицы, карты, чертежи, схемы, алгоритмы и т.п.,

которые иллюстрирую предмет защиты проекта.

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет

рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст

выступления. Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по такой

схеме:

1) почему избрана эта тема;

2) какой была цель исследования;

3) какие ставились задачи;

4) какие гипотезы проверялись;

5) какие использовались методы и средства исследования;

6) каким был план исследования;

7) какие результаты были получены;

8) какие выводы сделаны по итогам исследования;

9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.

Презентация (электронная) для защиты индивидуального проекта служит

для убедительности и наглядности материала, выносимого на защиту.

Основное содержание презентации:

1 слайд - титульный

Титульная страница необходима, чтобы представить аудитории автора и

тему его работы. На данном слайде указывается следующая информация:

-полное название техникума;

-название цикловой комиссии;

- тема индивидуального проекта

- ФИО обучающегося

- ФИО руководителя индивидуального проекта

- год выполнения работы

2 слайд - ВВЕДЕНИЕ

Должно содержать обязательные элементы индивидуального проекта:

Актуальность

10

Цели и задачи проекта

Объект проекта

Предмет проекта

Период проекта

3- 6 слайды (основная часть)- непосредственно раскрывается тема

работы на основе собранного материала, дается краткий обзор объекта

исследования, характеристика основных вопросов индивидуального проекта

(таблицы, графики, рисунки, диаграммы).

7 слайд (ВЫВОДЫ)

-итоги проделанной работы

-основные результаты в виде нескольких пунктов

-обобщение результатов, формулировка предложений по их устранению

или совершенствованию

6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Защита индивидуального проекта заканчивается выставлением оценок.

«Отлично» выставляется:

работа носит практический характер, содержит грамотно изложенную

теоретическую

базу,

характеризуется

логичным,

последовательным

изложением материала с соответствующими выводами и обоснованными

предложениями;

имеет положительные отзывы руководителя;

при защите работы обучающийся показывает достаточно глубокие

знания вопросов темы, свободно оперирует данными исследованиями, вносит

обоснованные предложения, во время выступления использует наглядные

пособия (таблицы, схемы, графики, электронные презентации и т.д.) или

раздаточный материал, легко отвечает на поставленные вопросы.

«Хорошо» выставляется:

носит

практический

характер,

содержит

грамотно

изложенную

теоретическую базу, характеризуется последовательным изложением материала

с

соответствующими

выводами,

однако

с

не

вполне

обоснованными

предложениями;

имеет положительный отзыв руководителя;

при

защите

обучающийся

показывает

знания

вопросов

темы,

оперирует данными исследования, вносит предложения, во время выступления

использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики, электронные

презентации и т.д.) или раздаточный материал, без особых затруднений

отвечает на поставленные вопросы.

«Удовлетворительно» выставляется:

носит

практический

характер,

содержит

теоретическую

главу,

базируется на практическом материале, но отличается поверхностным анализом

и

недостаточно

критическим

разбором,

в

ней

просматривается

непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные

предложения;

11

в отзывах руководителя имеются замечания по содержанию работы и

оформлению;

при защите обучающийся проявляет неуверенность, показывает слабое

знание вопросов темы, не дает полного, аргументированного ответа на

заданные вопросы.

12

Приложение 1

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Дисциплина Математика: алгебра, начала математического анализа,

геометрия

1.

Множества действительных чисел. Практическое применение.

2.

Симметрия вокруг нас.

3.

Математические парадоксы и софизмы.

4.

Многогранники вокруг нас (на примере пирамиды).

5.

Магия чисел.

6.

«Математика – царица наук, арифметика – царица математики».

7.

Расположение линий на плоскости и в пространстве. Практические

примеры.

8.

Календарь и треугольники.

9.

Полуправильные многогранники.

10.Математика в нашей жизни.

11.Расположение плоскостей в пространстве. Практические примеры.

12.Теория вероятности – наука о случайных явлениях.

13.Математическое моделирование сегодня.

14.Развитие научного и логического мышления в ходе изучения математи-

ки.

13

Приложение 4

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

на тему

«___________________________________________»

по дисциплине

«___________________________________________»

Обучающийся: ___________________________________________________

Класс ________

Руководитель преподаватель общеобразовательных дисциплин____________

( инициалы, фамилия)

__________«___»____________201_г.

(дата)

Томск, 2018г.

14

Приложение 5

Краткий словарь «проектных» терминов

Актуальность – показатель исследовательского этапа проекта. Опреде-

ляется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических

построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью в новых дан-

ных; потребностью практики. Обосновать актуальность – значит объяснить, по-

чему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

Вопросы проекта – вопросы, на которые предстоит ответить участникам

проектной группы, чтобы в достаточной мере уяснить и раскрыть тему проекта.

Выход проекта – продукт проектной деятельности.

Гипотеза – обязательный элемент в структуре исследовательского проек-

та; предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о су-

ществовании объекта, связи или причины явления, причём этот вывод нельзя

считать вполне доказанным. Чаще всего гипотезы формулируются в виде опре-

делённых отношений между двумя или более событиями, явлениями.

Групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследователь-

ская, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, имеющая об-

щие проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы,

направленная на достижение совместного результата.

Жанр проекта – то же, что и форма продукта проектной деятельности.

Задачи проекта – это выбор путей и средств для достижения цели. По-

становка задач основывается на дроблении цели на подцели.

Заказчик проекта – лихо или группа лиц, испытывающих затруднения в

связи с имеющейся социальной проблемой, разрешить которую, призван дан-

ный проект.

Защита проекта – наиболее продолжительная и глубокая форма презен-

тации проекта, включающая вопрос-ответный и дискуссионный этапы. Исполь-

зуется, как правило, для исследовательских проектов.

Индивидуальный проект- проект, выполняемый одним учащимся под

руководством педагога.

Информационный проект – проект, в структуре которого акцент про-

ставлен на презентации.

Исследовательский проект – проект, главной целью которого является

выдвижение и проверка гипотезы.

Консультант – педагог или специалист, выполняющий роль эксперта и

организатора доступа к необходимым ресурсам. Приглашается к участию в

проекте, если содержательная компетенция руководителя проекта в ряде случа-

ев недостаточна.

Координация проекта – способ управления работой проектной группы

учащихся; может быть открытой (явной) или скрытой.

Методы исследования – основные способы проведения исследования.

Монопроект – проект, проводящийся в рамках одного учебного предме-

та.

15

Оппонент – на защите проекта учащийся, имеющий цель с помощью се-

рии вопросов выявить в проекте противоречия или другие недочёты.

Портфолио (папка) проекта – подборка материалов проекта.

Практико-ориентированный проект – проект, основной целью которо-

го является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо

проблемы прикладного характера.

Презентация проекта – публичное предъявление результатов проекта.

Проблема – социально-значимое противоречие, разрешение которой яв-

ляется прагматической целью проекта. Проблемой может быть, например, про-

тиворечие между потребностью и возможностью её удовлетворения, недоста-

ток информации о чём-либо или противоречивый характер этой информации,

отсутствие единого мнения о событии, явлении и др.

Продукт проектной деятельности

– разработанное участниками

проектной группы реальное средство разрешения поставленной проблемы.

Проект:

1)

Реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе ра-

циональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществи-

мости.

2)

Метод обучения, основанный на постановке социально-значимой

цели и её практическом достижении. В отличие от проектирования, проект как

метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть исполь-

зован в ходе изучения любого предмета, а также может являться межпредмет-

ным.

Проектирование:

1)

Процесс разработки проекта и его фиксации в какой-либо внешне

выраженной форме. Основные этапы проектирования: обоснованный выбор бу-

дущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; маке-

тирование и моделирование; практическое оформление; экономическая и эко-

логическая оценка проекта и технологии; защита проекта.

2)

Возможный элемент содержания образования, в отличие от проек-

та, как метода обучения. Как правило, «проектирование» является разделом об-

разовательной области «Технология».

Проектная деятельность – форма учебной деятельности, структура ко-

торой совпадает со структурой учебного проекта.

Проектные ситуации

– различные специальные проблемы, которые

можно разрешить с использованием метода проектов.

Результаты проекта:

1) выход проекта;

2) портфолио проекта;

3) педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и

интеллектуальной сфер обучающегося, формировании у него определённых

общих компетенций и др.

Рецензент – на защите проекта обучающийся или преподаватель (специ-

алист), представивший рецензию на подготовленный проект.

16

Ролевой проект (игровой) – проект, в котором изначально определены

лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как

структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.

Руководитель проекта – преподаватель, непосредственно координирую-

щий проектную деятельность группы, индивидуального исполнителя.

Структура проекта

– последовательность этапов учебного проекта.

Обязательно включает в себя постановку социально значимой проблемы, пла-

нирование деятельности по её достижению, поиск необходимой информации,

изготовление с опорой на неё продукта, презентацию продукта, оценку и анализ

проведённого проекта. Может включать и другие этапы.

Творческий проект – проект, центром которого является творческий про-

дукт – результат самореализации участников проектной группы.

Телекоммуникационный проект (учебный) – групповой проект, органи-

зованный на основе компьютерной телекоммуникации.

Учебный проект – проект, осуществляемый обучающимися под руко-

водством преподавателя и имеющий не только прагматическую, но и педагоги-

ческую цель.

Цель проекта – модель желаемого конечного результата (продукта).

17

Приложение 6

Опорная схема «Основные этапы работы над ПРОЕКТОМ»

18

Тема

-расширение во времени;

-расширение

в

пространстве;

-сужение и конкретизация;

-интеграция с различными

-выбрана

обучающимся;

-предложена

Цель

звучит

емко,

лаконично

и

Задачи

шаги,

которые

необходимо сделать,

чтобы раскрыть тему

и

достичь

поставленной цели

-определить

-изыскать

-привлечь

-научить

-сформулировать

-развить

-исследовать

Приемы

исследовательско

й и умственной

деятельности

-консультации

-изучение

различных

источников;

-работа

с

фотоматериалами,

репродукциями,

документами;

-подбор текстов;

-персонификация;

-

интервьюирование;

-составление

каталогов;

-выполнение

рисунков, макетов,

моделей,

таблиц,

анализ,

синтез,

конкретизация, обобщение,

абстрагирование,

сравнение,

выявление

существенного,

Приемы – действия,

направленные

на

решение

конкретной задачи.

Способы

работы,

выполняемые

для

достижения

Где искать информацию?

Библиотеки,

музей,

выставки,

Интернет,

соседи,

родственники,

домашние, ведомственные

и государственные архивы

Форма проекта

Творческий подход:

найдите

новую

форму

представления материала,

что позволит вам проявить

свое творчество (макеты,

буклеты,

фото

отчеты,

рекламные

акции,

презентации,

дневники

дел,

рекомендации,

мастер-классы, материалы,

оформленные посредством

ИКТ и т.д. и т.п.)

Возможно

сегодня

вы

услышите

примеры

творческих

форм

не

забудьте их вписать:

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Защита

Оцениваются:

-композиция

проекта,

полнота

результатов,

аргументированнос

ть;

-эрудиция

автора,

межпредметные

связи;

-культура

речи,

манера

поведения,

использование

наглядных средств;

Время защиты – 10-

15 мин.



В раздел образования