Напоминание

«Волшебный карандаш - стилус и графический планшет как средство развития творческих способностей у младших школьников на занятиях изобразительным искусством»,


Автор: Воронянская Юлия Вячеславовна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 84"
Населённый пункт: город Северск, Томская область
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: «Волшебный карандаш - стилус и графический планшет как средство развития творческих способностей у младших школьников на занятиях изобразительным искусством»,
Раздел: начальное образование





Назад




Внеурочный

курс

занятий

«Волшебный

карандаш

-

стилус

и

графический планшет как средство развития творческих способностей у

младших

школьников

на

занятиях

изобразительным

искусством»,

представлен работой в редакторе «ArtRage» с использованием графического

планшета «Bamboo» и исходя, из этого можно выделить основные задачи

курса:

изучить прикладные программы «ArtRage»;

изучить основы построения компьютерных рисунков с помощью

графического планшета;

развитие стремления к общению с искусством;

развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного

мышления;

освоение

практических

приемов

и

навыков

изобразительного

мастерства - рисунка, живописи и композиции.

Направление деятельности:

выполнение рисунков по образцу;

рисование на свободную тему;

выполнение творческих работ;

проведение выставок работ.

Передача информации:

подготовка сообщений по теме;

подготовка компьютерных презентаций к учебному материалу;

подготовка справочного и раздаточного материала по теме.

Формы реализации курса:

индивидуальная;

парная;

групповая;

проектная

Виды деятельности: игровая, графическая, компьютерная, работа со

справочным материалом.

Фомы проведения занятий:

1. Урок усвоения новых знаний:

2.Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений

5. Урок контроля знаний и умений

Методическое обеспечение

Методические:

Интенсивное

применение

аксиологического,

междисциплинарного и системно-деятельностного подходов. Применение

индивидуально-групповой работы, ориентированной на детей с разным

темпом восприятия и скоростью выполнения учебно-творческих заданий.

Для

этого

педагог

должен

в

совершенстве

владеть

навыками

изобразительной деятельностью и уметь работать в данной компьютерной

программе, а также иметь определенную технику педагогических действий.

Дидактические:

Необходимо создание по каждой учебной теме

специальных заданий, дифференцирующих учебную работу по степени ее

сложности и доступности для учащихся с различным уровнем практической

обученности иллюстрации.

Материально-технические: Для кабинета, в котором систематически

проводятся занятия необходимо хорошее освещение, а также специальное

оборудование, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам.

Кабинет должен быть оборудован столами, за которыми работают дети,

и шкафами, в которых хранится раздаточный материал, наглядные пособия,

литература,

ноутбуки

или

ПК,

программное

обеспечение

Artradge,

графические планшеты. Для показа тематических презентаций необходим

компьютер и мультимедийная установка.

В

качестве

дидактического

материала

необходимо

иметь

иллюстративный материал.

Общая характеристика и направленность курса:

Курс имеет художественно-эстетическую направленность, и духовно-

нравственный аспект, предполагает базовый уровень освоения программных

знаний и практических навыков.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения младшие

школьники создают изображения с помощью персонального компьютера и

графического планшета. Современные технологии имитируют ощущения от

традиционных художественных инструментов - карандашей, ручек и кистей.

Цифровые носители способны имитировать различные кисти, материалы и

поверхности и поддерживают множество эффектов, так что учащиеся могут

действительно создать то, что увидели в своем воображении. Рисование на

планшете дает полную свободу для творчества, действия учащихся ничем не

ограничены: нет никакой бумаги и никаких ограничений по размеру полотна.

Исключается возможность «ошибок», поскольку в любой момент ученик

может отменить то, что их не устраивает.

В курсе прослеживается интеграция предметов, объединенных общей

направленностью

(история

искусств,

рисование,

технология,

основы

информатики).

Актуальность Одной из востребованных тем в настоящее время

является цифровая трансформация образования.

Личность современного

школьника должна «выращиваться» по-новому, ведь именно ей необходимо

быть готовой к самореализации, к проявлению творчества, активности, в

достижении

успеха

в

изменчивом

мире.

Естественно,

что

учебно-

воспитательный процесс должен быть направлен на формирование у

школьников творческого потенциала, способности к творчеству, пониманию,

что такое красота, формированию духовно-нравственной личности.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к

преподаванию эстетических искусств, способных решать современные

задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. Современные

учащиеся принадлежат к цифровому поколению, и для них естественно

рассчитывать на использование компьютерных технологий. Нетрадиционные

технологии

являются

незаменимым

помощником

учителя,

способным

воодушевить

юных

учащихся,

и

помочь

им

найти

свой

способ

самовыражения. Используемые на занятиях планшеты Bamboo компании

Wacom в сочетании с правильным программным обеспечением помогут

обучающимся

реализовать

свой

творческий

потенциал,

развить

целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи.

Одной из центральных задач обучения становится целенаправленное

развитие

творческого

мышления.

Информационно-коммуникационные

технологии

практически

используются

во

всех

сферах

современного

информационного общества. Современное производство, компьютеризация

общества, внедрение современных информационных технологий требует

информационной грамотности и компетентности. Рисование с помощью

графических планшетов является элементом информационного образования

и

вносит

существенный

вклад

в

формирование

общей

культуры

современного человека.

Для решения основных учебных задач, используются традиционные

методы ведения занятий и новые педагогические технологии, различные

типы уроков: комбинированное занятие, групповые занятия, коллективная

работа,

занятие-игра,

диалог

и

постановка

творческих

задач

с

индивидуальным подходом к каждому ребенку, проектная деятельность.

Занятия включают в себя теоретическую, практическую, аналитическую

части.

Описание места программы в учебном плане

Преподавание

курса

ориентированно

на

младших

школьников,

увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой

деятельностью.

Важность

этого

курса

для

младших

школьников

подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования

художественно-творческой деятельности.

Продолжительность занятий строится из расчёта (1 час в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания программы

В соответствии с приоритетными направлениями концепции духовно-

нравственного развития и воспитания современного школьника определена

цель данного курса: развитие творческих способностей, умения работать с

компьютером и графическим планшетом.

Задачи программы:

изучить прикладные программы ArtRage

изучить основы построения компьютерных рисунков с помощью

графического планшета

развитие стремления к общению с искусством

развитие

творческих

способностей,

фантазии

и

воображения,

образного мышления.

освоение

практических

приемов

и

навыков

изобразительного

мастерства (рисунка, живописи и композиции).

Планируемые результаты освоения курса

понимание образной природы искусства;

применение художественных умений, знаний и представлений в

процессе выполнения художественно-творческих работ;

умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в

окружающей жизни;

способность передавать в художественно-творческой деятельности

характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе,

человеку, обществу;

умение компоновать на плоскости задуманный художественный

образ;

освоение

умений

применять

в

художественно

-

творческой

деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

умение использовать компьютер, как средство воплощения своих

идей.

овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е.

умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в

процессе выполнения коллективной творческой работы;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в

соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения

различных художественно-творческих задач;

умение

рационально

строить

самостоятельную

творческую

деятельность, умение организовать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к

достижению

более

высоких

и

оригинальных

творческих

результатов.

В результате освоения курса «Графический планшет как средство

развития творческих способностей у младших школьников на занятиях

изобразительным искусством» должны быть достигнуты следующие виды

универсальных

учебных

действий:

личностные,

познавательные,

коммуникативные, регулятивные.

Одним из основных результатов освоения программы являются

личностные результаты.

Личностные результаты:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и

способам решения новой частной задачи;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого

мышления, наблюдательности и фантазии;

умение

сотрудничать

с

товарищами

в

процессе

совместной

деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную

деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач

данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Главным

результатом

реализации

программы

является

создание

каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием

оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его

способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного

результата.

Методы реализации программы:

- практический;

- объяснительно-иллюстративный;

- поисковый

- наблюдение;

- информативный

Способы и средства:

- презентации в соответствии с тематикой и видами работы;

- графические планшеты;

- компьютер.

Организация диагностики результатов

Цель входной диагностики - выявить уровень развития:

- Координации и тонкой моторики;

- Умения изображать рисунок в программе;

- Творческого мышления ребенка;

Тематическое планирование:

п/п

план

Название темы

Требования к уровню

подготовки учащихся

Формирование

универсальных

учебных действий

I. Вводное занятие. Техника безопасности в компьютерном классе

1

04.09.20

Техника безопасности и

охрана труда при работе

на ПК

Соблюдение норм личной

гигиены

Иметь представление об

информации и информатике.

Знать и соблюдать ТБ и

гигиены в работе со

средствами ИКТ. Знать

требования к организации

компьютерного рабочего

места.

Личностные

1. Положительная мотивация

и

познавательный интерес к

изучению данной темы;

Познавательные

1. Передача информации

(устным, письменным,

цифровым способами);

2. Самостоятельно выделять

и

формулировать цель;

Регулятивные

1. Начальные навыки умения

формулировать и удерживать

учебную задачу;

2. Использовать речь для

регуляции своего действия;

Коммуникативные

Слушать собеседника;

II. Компьютерная грамотность, знакомство с графическим редактором Artrage

2

11.09.20

Графический планшет

B

a

mboo, его назначение

и возможности

Знакомство с

графическими

редактором Artrage.

Карандаш и краски

(палитра цветов).

«Рисуем радугу»

Знать свойства пера, его

назначение. Уметь открывать

и закрывать программы при

помощи пера.

Иметь представление о

возможностях графического

планшета.

Отработка навыков

подключения и начала

работы в планшетом.

Навыки работы с палитрой,

умение смешивать цвета,

пользоваться инструментом

пипетка, разбор холодной и

теплой цветовой гаммы.

Личностные

1.Внутренняя позиции

школьника на основе

положительного отношения к

школе;

2.Положительная мотивация

и познавательный интерес к

изучению данной темы;

3.Начальные навыки

сотрудничества в разных

ситуациях;

Познавательные

1.Начало формирования

навыка поиска необходимой

информации для выполнения

учебных заданий;

2.Анализ информации;

3.Передача информации

(устным, письменным,

цифровым способами);

4.Самостоятельно выделять и

формулировать

познавательную цель;

Регулятивные

1.Начальные навыки умения

формулировать и удерживать

учебную задачу;

2.Умение выполнять учебные

действия в устной форме;

3.Использовать речь для

регуляции своего действия;

Коммуникативные

Ставить вопросы;

3

18.09.20

Воздушное

пространство

«Облака белоснежные

лошадки»

Уметь работать с палитрой,

смешивать цвета,

пользоваться инструментом

пипетка, масло, мастихин

Фактура и динамика при

использовании инструмента

мастихин

4

25.09.20

Сюжетная композиция

Знакомство с

ахроматическими

цветами

Создаем ахроматическую

Композицию «Ежик в

тумане»

Изучение ахроматических

цветов на примере градации

и перехода от белого к

чёрному цвету. Понятие

тоновой шкалы.

Формирование умения

использовать полученные

знания при выполнении

работы на смешение и

получение оттенков

ахроматических цветов.

Формирование понятия

«светлое на темном»,

«темное на светлом»;

развитие художественного

мышления, творческого

воображения

Инструмент: пастель,

карандаш, мелки

Слушать собеседника;

Формулировать собственное

мнение.

5

02.10.20

Буквица

Рисование символов,

букв.

«Авторский шрифт»

Умение создавать

шрифты. Отработка навыков

работы с

инструментом карандаш,

перо, фломастер.

6

9.10.20

Пятно и линия в

картине

Использование

геометрических фигур.

Рисование птицы на ветке

акварелью.

«Снегирь»

Умение

работать и преобразовывать

геометрические тела

Знать принципы работы с

инструментом карандаш,

акварель.

7

16.10.20

Объект в среде

«Рисуем зайчика

пастелью».

Познакомить со строением

зайца.

Закрепить навыки работы с

новыми художественными

материалами, организации

рабочего места, выполнения

работы по плану.

Совершенствовать приемы

работы с художественными

материалами (пастель).

8

23.10.20

Земная поверхность

Рисование линий. Рисуем

пейзаж «Березки».

Умение создавать

усложненные композиции.

Отработка навыков работы с

инструментом перо,

карандаш, масляные краски.

Личностные

1.Положительная мотивация

и познавательный

интерес к изучению курса.

2.Начальные навыки

сотрудничества в разных

ситуациях;

Метапредметные

Познавательные

1.Самостоятельно выделять и

формулировать

9

30.10.20

Контраст в живописи

Рисуем натюрморт

«Подсолнухи».

Отработка навыков работы с

инструментом масляные

краски

10

13.11.20

Геометрических тела

Создание композиции из

Умение придавать объем

геометрическим телам,

геометрических тел: круг,

квадрат, треугольник.

Рисуем снеговика.

понимание, что такое тень

свет, свето-тень.

Выполнение упражнений на

примере снеговика.

познавательную цель.

Регулятивные

1.Выбирать действия в

соответствии с поставленной

задачей и условиями её

реализации;

2.Умение выполнять учебные

действия в устной форме;

3.Использовать речь для

регуляции своего действия;

4.Выделять и формулировать

то, что уже усвоено и что еще

нужно усвоить, определять

качество и уровня усвоения;

Коммуникативные

В процессе обучения дети

учатся:

1.Работать в группе,

учитывать мнения партнеров,

отличные от собственных;

2.Ставить вопросы;

3.Обращаться за помощью;

4.Формулировать свои

затруднения;

5.Предлагать помощь и

сотрудничество;

Договариваться и приходить

к общему решению.

11

20.11.20

Орнаменты

Коллективная работа -

«Фантастический цветок»

Учащиеся должны уметь

выделять, перемещать,

копировать, изменять

размеры объекта, создавать

рисунок из повторяющихся

объектов, осуществлять

поворот объекта на заданный

угол.

Рисунок с применением

орнаментов и их компоновка.

12

27.11.20

Дизайн

Открытка к Новому году.

Рисование новогодней

ели,

использование стикеров.

13

04.12.20

Водное пространство

Красота морского дна и

его обитателей.

«Золотые рыбки»

Выполнение рисунка с

максимальным

использованием

возможностей графического

редактора. Творческий

подход

Личностные

1.Положительная мотивация

и познавательный интерес к

изучению курса.

2.Начальные навыки

сотрудничества в разных

ситуациях;

Метапредметные

Познавательные

1.Самостоятельно выделять и

формулировать

познавательную цель.

Регулятивные

1.Выбирать действия в

14

11.12.20

Загадочный мир

Антарктиды

«Пингвин»

15

18.12.20

Воздушная перспектива

Красота российских

далей.

«Закат»

Выполнение рисунка с

Максимальным

использованием

возможностей графического

редактора

16

25.12.20

Воздушная перспектива

Рисование пейзажа

«Зимний вечер»

(закрепление темы)

Творческий подход

соответствии с поставленной

задачей и условиями её

реализации;

3.Умение выполнять учебные

действия в устной форме;

4.Использовать речь для

регуляции своего действия;

5. Выделять и формулировать

то, что уже усвоено и что еще

нужно усвоить, определять

качество и уровня усвоения;

Коммуникативные

В процессе обучения дети

учатся:

1.Работать в группе,

учитывать мнения партнеров,

отличные от собственных.

2.Ставить вопросы;

3.Обращаться за помощью;

4.Формулировать свои

затруднения;

17

11.01.21

Итоговый урок

Мультимедийная

выставка работ учащихся.

Методические рекомендации

Урокуурок

1

Техника безопасности и охрана труда при работе на ПК

Вводное занятие. Техника безопасности в компьютерном классе.

Для заметок

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Урокуурок

2

Графический планшет Bamboo, его назначение и возможности

Урок

Урок

Компьютерная грамотность, знакомство с графическим редактором Artrage

Для заметок

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Урокуурок

3

Воздушное пространство

Направление развития

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму.

Форма работы

Индивидуальная работа на графических планшетах в программном обеспечении ArtRage.

Цели

• Развивать фантазию, воображение, способность наблюдать природные явления, изменения в природе,

которые проявляются в цвете, форме, ароматах, настроении.

• Развивать внимание, воображение, пространственное и конструкторское мышление, навыки работы

инструментом пипетка, масло, мастихин.

• Раскрывать умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять; видеть прекрасное в природе и окружающем

мире.

• Воспитывать интерес к природным объектам, уметь находить в них изобразительные мотивы.

• Развивать умение находить, накапливать, отбирать информацию, необходимую для создания творческой

работы.

Задачи

• Совершенствовать умения в технике «по сырому» в компьютерной программе, используя инструмент

мастихин в изображении неба, туч, облаков, работать с палитрой.

• Осваивать приёмы передачи пространства средствами воздушной перспективы.

Оборудование

Для учащихся — Ноутбук,

графические

планшеты Bamboo, Программное обеспечение

ArtRage,

таблицы с поэтапным выполнением рисунка.

Для педагога — репродукции разного состояния неба, классная доска, мультимедиа проектор, ноутбук,

графические

планшеты Bamboo.

Урок

Рекомендации к уроку

Небо может стать отдельным объектом наблюдения, любования, темой для произведения живописи. Земля

буквально окутана воздухом, который при взгляде на Землю из космоса делает нашу планету голубой. Про

воздух есть замечательные стихи:

Мне вчера сестра сказала:

Воздух вроде одеяла, им окутана Земля,

Реки, сёла и поля, город, лес, морской прибой…

И мы с тобой.

Это что за одеяло, чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватало, да притом не видно было?

Ни сложить, ни развернуть, ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускает дождь и свет,

Есть, а вроде бы и нет?!

Небо, воздушное пространство вокруг Земли, называют воздушным океаном. Подумайте почему. Чем небо

похоже на океан? Только ли цветом? Оно меняет цвет, который зависит от освещения. По нему, как

корабли, плывут тучи и облака, собираясь в огромные сказочные города или стада неведомых животных.

Чтобы нарисовать небо и облака, надо вспомнить о том, где на рисунке будет располагаться линия

горизонта, если всё внимание художника сосредоточилось на небе; как найти оттенки синего цвета,

ведь небо постоянно меняет свой цвет; как меняется цвет неба на закате или восходе солнца; как должен

двигаться инструмент мастихин по рабочему полю, когда рисуем небо.

Небо лёгкое, воздушное, нежное, поэтому рисовать его надо акварельными красками и использовать

технику работы «по сырому», инструмент пипетка.

Для изображения воздушного пространства также можно использовать масленые краски, цветовая палитра.

Творческие задания

Создание композиции ««Облака белоснежные лошадки»

Использовать разные оттенки белого цвета, чтобы нарисовать красивые облака.

Кроме птиц, в воздухе постоянно мелькает множество насекомых. Когда их очень много, говорят, что они

роятся в воздухе (слово, производное от слова «рой»). Нарисовать цветущий луг, над которым роятся

бабочки и мотыльки.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся научатся:

• изображать объекты природы, акцентируя внимание на воздушном пространстве;

• создавать условные обобщённые образы на основе законов стилизации;

• грамотно использовать выразительные средства изобразительного искусства (линию, пятно, форму) в

условном изображении, в решении общей композиции изображения, технику работы «по сырому»,

совершенствовать свои знания и умения в интерфейсе программы.

• находить нужные оттенки цветов, пользоваться палитрой в программе.

Для заметок

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Урокуурок

4

Сюжетная композиция

Направление развития

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму.

Форма работы

Индивидуальная работа на графических планшетах в программном обеспечении ArtRage.

Цели

• Использовать знания об оттенках цвета для точного выражения собственного замысла или анализа

произведения искусства.

• Представить учащимся оттенок как один из основных элементов языка изобразительного искусства.

• Закрепить навыки активного пользования палитрой, составления сложных цветов и их оттенков.

• Осваивать разные тоновые сочетания, использовать их для передачи эмоционально-образного содержания

работы.

Задачи

• Закрепить знания о множественности цветов и их оттенков.

• Совершенствовать навыки работы тоном, умение выделять тональные отношения.

Оборудование

Для учащихся — Ноутбук,

графические

планшеты Bamboo, Программное обеспечение

ArtRage,

таблицы с поэтапным выполнением рисунка.

Для педагога — репродукции произведений живописи, выполненных в технике гризайль с ярко

выраженными

тональными

отношениями,

чистыми

цветами

и

их

оттенками,

классная

доска,

мультимедийный проектор, ноутбук, графические

планшеты Bamboo.

Рекомендации к уроку

Цвета делятся на хроматические, то есть такие, которые имеют цвет, и ахроматические — группа оттенков

серого цвета, которые различаются светлотностью. Можно представить эти цвета как своего рода цветовую

растяжку от белого цвета к чёрному. Оттенков серого цвета великое множество. Глаз человека

Урок

воспринимает большое количество этих оттенков, что сделало возможным существование чёрно-белого

кино и чёрно-белой фотографии, которые иногда значительно выразительней, чем цветные.

Техника, в которой художник работает исключительно чёрным и белым цветами и их оттенками, называется

гризайль, а созданные в этой технике работы относятся к графике. Работать в ней достаточно сложно. В то

же время она позволяет активно развивать способность видеть тона, полутона, любые изменения и нюансы

цвета.

Приготовьте карточки с оттенками серого цвета и предложите

учащимся разложить их в порядке от самого светлого к самому тёмному. Чтобы задание было обучающим и

интересным, карточек с количеством оттенков серого разной светлотности должно быть достаточно много.

Творческое задание

Учащимся также может быть предложена сюжетная композиция, иллюстрация к сказке (мультфильму)

«Ёжик в тумане», «Лунная ночь» и др.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся научатся:

• работать в активном формате;

• составлять, считывать, передавать, использовать тональные отношения между изображаемыми предметами

в пейзаже;

• грамотно использовать выразительные средства изобразительного искусства.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• создавать рисунок по воображению;

• совершенствовать свои знания и умения, полученные на предыдущих уроках в интерфейсе программы;

• перекладывать свои чувства на язык изобразительного искусства;

• активно пользоваться знаниями о тональных отношениях, оттенках и нюансах серого цвета;

• воспринимать светлотность цвета как основное средство выразительности в цветной графике.

Для заметок

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Урокуурок

5

Буквица

Направление развития

Развитие фантазии и воображения.

Форма работы

Работа на графических планшетах в программном обеспечении ArtRage, декоративно-прикладная

деятельность.

Цели

• Развивать эстетическое отношение к действительности.

Урок

• Развивать умение замечать красивое и необычное в окружающем

мире.

• Развивать умение накапливать информацию, отбирать нужную и использовать её в творческой

деятельности.

• Формировать навыки работы на графическом планшете.

• Развивать композиционное мышление.

Задачи

• Развивать способность создавать буквицу как образ или сюжет, находить для неё интересную форму и

декор.

• Развивать способность к гармонизации поверхности листа.

• Совершенствовать навыки работы в интерфейсе.

Оборудование

Для учащихся — Ноутбук, графические

планшеты Bamboo, Программное обеспечение Art Rage,

таблицы с поэтапным выполнением рисунка.

Для педагога — примеры буквиц, классная доска, мультимедиа проектор, ноутбук, графические

планшеты

Bamboo.

Рекомендации к уроку

Буквица — это первая буква всего текста или предложения, начинающегося с красной строки. Она служит

как для обозначения начала текста, новой фразы, так и для украшения страницы. Буквица представляет

собой картинку, своеобразную иллюстрацию, вписанную в форму буквы, или декоративный фон —

орнамент, рисунок внутри буквы.

Буквица как декоративный элемент книги возникла давно. Создание буквы поручали знаменитым

художникам, и это неудивительно, так как книг было мало и они стоили огромных денег.

Поэтому книги ценили, хранили, а страницы книг украшали орнаментами и буквицами.

Рассмотрите примеры буквиц. Обратите внимание на разные подходы к украшению буквицы: одни состоят

из фигур животных, букетов, орнаментов, имеют причудливый контур, другие находятся в цветном фоне

либо содержат в себе рисунок, орнамент, третьи являются частью картинки.

Обязательно горизонтальное расположение листа. На листе размечаются поля, место для буквицы.

Буквица выполняется инструментами: фломастерами или цветными карандашами, иллюстрация к ней —

только простым карандашом.

Творческое задание

Придумать буквицу первой буквы твоего имени.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся научатся:

• организовывать пространство, на рабочем полотне.

• создавать условные обобщённые образы, формы, декор, соответствующий содержанию;

• работать в заданном формате;

• грамотно использовать выразительные средства изобразительного искусства в условном изображении

(линия, пятно, форма), в решении общей композиции изображения;

Обучающиеся получат возможность научиться:

• создавать рисунок по воображению;

• совершенствовать свои знания и умения в интерфейсе программы;

• понимать, что книга — труд многих людей (автора, художника издателя), она является источником знаний,

представляет собой ценность, которую надо беречь.

Для заметок

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Урокуурок

6

Пятно и линия в картине

Направление развития

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства.

Форма работы

Индивидуальная работа на графических планшетах в программном обеспечении ArtRage.

Цели

• Развивать чувство гармонии в сочетании цветов, форм, линий, равновесия в композиции.

• Развивать эмоционально-образное мышление, воображение, фантазию.

• Развивать опыт восприятия произведений искусства.

• Развивать умение замечать красивое и необычное в природе, следить за изменениями, которые

проявляются в цвете, форме, линии.

Задачи

• Развивать навыки использования выразительности линии и пятна в создании композиции.

Урок

• Раскрыть значение цветового (колористического) решения через пятно и его форму, через линию и

характер её начертания в передаче замысла автора.

• Развивать навыки работы инструментами — акварель, цветные карандаши.

Оборудование

Для учащихся — Ноутбук, графические

планшеты Bamboo, Программное обеспечение Art Rage,

таблицы с поэтапным выполнением рисунка.

Для педагога — классная доска, мультимедиа проектор, ноутбук, графические

планшеты Bamboo.

Рекомендации к уроку

Линия возникает, как результат движения руки. Рука движется, подчиняясь мысли и чувству художника,

поэтому линия точно передаёт осознанные движения души, результаты раздумий художника. При этом

линии могут быть разными по начертанию — от мягких и плавных до жёстких и резких, от тонких, еле

заметных, до толстых, переходящих в пятно. Цветовое пятно имеет не только характеристику формы, но

ещё и эмоциональную составляющую, так как цвет активно влияет на чувства и состояние человека.

Поэтому можно сказать, что с помощью линии, пятна (цветной линии, цветного пятна) можно передавать

состояние, чувство и впечатление.

Можно предложить учащимся выполнить рисунок, передающий одно из состояний природы

Творческое задание

Создать композицию на передачу определённого настроения, ритма, впечатления, полученного от

прочитанного стихотворения или прослушанной музыки.

Рисование птицы на ветке акварелью «Снегирь».

Ожидаемые результаты

Обучающиеся научатся:

• передавать эмоциональное состояние, ощущение, представление в зрительных образах композиции;

• выбирать для изображения нужный формат;

• выбирать для работы необходимый изобразительный материал;

• грамотно использовать интерфейс программы;

• осваивать приёмы работы в смешанной технике.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• создавать формальную композицию, передающую настроение;

• использовать в работе различные материалы;

• совершенствовать свои знания и умения, полученные на предыдущих уроках.

Для заметок

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Урокуурок

7

Объект в среде

Направление развития

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства.

Форма работы

Индивидуальная работа на графических планшетах в программном обеспечении ArtRage.

Цели

• Формировать эстетические предпочтения.

• Воспитывать любовь к природе, развивать умение видеть красивое в природе.

• Развивать наблюдательность, накапливать визуальную информацию с целью использовать её в

собственном творчестве.

• Заложить навыки общения по поводу искусства, высказывать собственное мнение, активно участвовать в

обсуждении, делиться своими наблюдениями, эстетическими переживаниями, жизненным опытом.

• Раскрыть значение природы как источника вдохновения.

• Развивать речь при обсуждении произведений искусства, формировать потребность использования в речи

профессиональных терминов.

Задачи

• Развивать навыки общения по поводу искусства в группе, в коллективе.

• Повторить информацию о жанрах изобразительного искусства.

• Осваивать навыки работы в интерфейсе.

• Изображать открытое пространство (линия горизонта, первый и второй планы, композиционный центр).

Оборудование

Для учащихся — Ноутбук, графические

планшеты Bamboo, Программное обеспечение Art Rage,

таблицы с поэтапным выполнением рисунка.

Для педагога — репродукции произведений живописи разных жанров (пейзаж, анималистика), классная

доска, мультимедиа проектор, ноутбук, графические

планшеты Bamboo.

Рекомендации к уроку

Урок

Материалы для учебника 3 класса подобраны так, что обучение изобразительному искусству тесно связано с

темой природы и её значением в жизни человека. В нём представлены природные объекты,

которые легли в основу изобразительных мотивов или чаще всего активизируют творческое сознание

художника. Поэтому так важно говорить о тайнах, красоте, величии, неповторимости природы и о том, что

художник стремится не только и не столько зафиксировать увиденное, сколько раскрыть тайну такого

влияния природы на человека. Это под силу именно художнику, потому что он умеет замечать то, что от

других людей скрыто.

Творческое задание

Нарисовать объект в среде. Природа дарит человеку красоту, радость, чувство счастья, пение

птиц, удивление перед разнообразием её животного мира. Выбери одно из понравившихся тебе животных и

нарисуй его бегущим, лежащим, спящим или играющим с другими животными. Передавая в рисунке

движение и позу животного, обрати внимание на положение его ног. «Рисуем зайчика постелью».

Ожидаемые результаты

Обучающиеся научатся:

• изображать объект в природе этюдного характера;

• выбирать нужный формат и необходимый изобразительный материал для работы;

• грамотно использовать интерфейс программы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• создавать рисунок по воображению, выбирать технику его исполнения в зависимости от содержания;

совершенствовать свои знания и умения, полученные ранее;

• передавать в цвете свои эмоциональные впечатления.

Для заметок

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Урокуурок

8

Земная поверхность

Направление развития

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму.

Форма работы

Индивидуальная работа на графических планшетах в программном обеспечении ArtRage

Цели

Урок

• Заложить любовь к природе, к путешествиям, к познанию тайн природы, понимание того, что каждый

природный объект имеет неповторимую форму, цвет, фактуру.

• Развивать умение считывать (понимать, видеть) строение изображаемых объектов, передавать с помощью

линии образы изображаемых предметов.

• Развивать умение видеть в природном ландшафте объекты, способные стать мотивом для творчества.

Задачи

• Познакомить с понятием «ландшафт», разнообразием ландшафтов, флорой и фауной разных природных

зон, доминирующими колоритами в них.

• Совершенствовать навыки работы на графическом планшете.

Оборудование

Для учащихся — Ноутбук, графические

планшеты Bamboo, Программное обеспечение Art Rage,

таблицы с поэтапным выполнением рисунка.

Для педагога — наброски и зарисовки природных объектов, созданные художниками (например, И. И.

Шишкиным, А. К. Саврасовым, В. Ван Гогом и др.), репродукции работ художников-пейзажистов, классная

доска, мультимедиа проектор, ноутбук, графические

планшеты Bamboo.

Рекомендации к уроку

Информацию о том, что земная поверхность — древнейший источник тем для изображения, необходимо

обогатить сведениями о различных ландшафтах в разных уголках планеты. Это позволит учащимся понять,

почему пейзажи, представленные в мировой живописи, настолько разнообразны по тематике, объектам

изображения, цветовому решению.

На этом этапе будет уместно обратиться к примерам литературного описания пейзажей.

Выбирая мотивы для натурной работы (работы с натуры, работы на пленэре) или для зарисовок, художник

выбирает объекты, которые интересны по цвету и строению — форме, силуэту, линии. Одним из самых

интересных объектов для художника является дерево.

Приведите примеры разнообразных силуэтов деревьев. Одновременно с этим продемонстрируйте, как, в

каком направлении должен двигаться стилус по графическому планшету при изображении дерева, как будет

выглядеть общий вид, каково направление веток и расположение листвы. Чтобы сделать процесс

доступным, «вырастите» дерево на глазах у учащихся. Нарисовать дерево на графическом планшете,

поэтапный показ, демонстрация экрана. При этом рассуждайте вслух, представляя, что дерево живое и само

решает, как ему расти (приём олицетворения). Например, дерево решило, что оно будет вот такой величины,

такой толщины у основания, от дерева отделилась ветка и решила, что она пойдёт прямо к солнцу,

а другая пригнётся к земле и посмотрит, что за ручеёк или цветок вырос под деревом, и т. п. Необходимо,

чтобы учащийся сознательно относился к процессу.

Творческие задания

Прогулки по осеннему парку, березовая роща. Рисование линий. Рисуем пейзаж «Березки».

Ожидаемые результаты

Обучающиеся научатся:

• изображать объекты природы на плоскости;

• передавать в изображении объектов своеобразие строения и форму природных объектов;

• создавать условные обобщённые образы по воображению;

• грамотно использовать выразительные средства изобразительного искусства.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• создавать рисунок по воображению;

• работать на графическом планшете, усовершенствуя свои навыки в использовании стилуса;

• совершенствовать свои знания и умения, полученные на предыдущем уроке.

Для заметок

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Урокуурок

9

Контраст в живописи

Направление развития

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму.

Форма работы

Индивидуальная работа на графических планшетах в программном обеспечении ArtRage

Цели

• Развивать умение сравнивать, анализировать, сопоставлять.

• Развивать умение считывать информацию из разных источников, отбирать необходимую, перерабатывать,

использовать её в собственных работах.

• Совершенствовать навыки работы на графическом планшете.

• Развивать внимание, пространственное мышление, фантазию и воображение в порождении образа, сюжета.

Задачи

• Закрепить представление о контрасте как средстве выразительности в живописи, использовать его в

собственном творчестве.

Урок

• Совершенствовать навыки работы с интерфейсом программы.

Оборудование

Для учащихся — Ноутбук, графические

планшеты Bamboo, Программное обеспечение Art Rage,

таблицы с поэтапным выполнением рисунка.

Для педагога — репродукции произведений живописи, в которых композиция строится на активном

сравнении, классная доска, мультимедиа проектор, ноутбук, графические

планшеты Bamboo.

Рекомендации к уроку

В процессе рисования художник постоянно сравнивает один изображаемый или воспринимаемый объект с

другим: насколько они различаются размером, цветом, формой, тоном и т. д., чтобы точнее

передать замысел. Предложите учащимся сформулировать определение и привести примеры контраста,

который можно наблюдать в природе (зима — лето, день — ночь и др.). Учащийся должен подойти к

пониманию того, что контраст — это очень большое различие между сравниваемыми предметами,

объектами, явлениями. Отметьте, что контраст — средство выразительности, которое используют

разные виды искусства. Например, в сказках есть добрые и злые герои. Это тоже контраст. Он позволяет

сравнивать героев, их реакцию, поступки и тем самым лучше понять суть одного и другого.

В живописи контраст проявляется в цвете — тёплая и холодная гамма цветов. Так, чтобы показать

трескучий мороз, художник может нарисовать дом, в котором окошко светится тёплым жёлтым

светом; чтобы показать взаимоотношения между животными, одно изображают чёрным, другое белым.

Творческое задание

Рисуем натюрморт «Подсолнухи».

Ожидаемые результаты

Обучающиеся научатся:

• изображать объекты по воображению;

• использовать знания о контрасте для усиления образности и раскрытия замысла;

• выбирать для изображения нужный формат и необходимый изобразительный материал для работы;

• грамотно использовать интерфейс программного обеспечения ArtRage.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• создавать рисунок по воображению, выбирать технику его исполнения в зависимости от содержания;

• совершенствовать свои знания и умения, полученные на предыдущем уроке;

• воспринимать контраст как одно из самых ярких средств художественной выразительности, использовать

его в своём творчестве.

Для заметок

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Урокуурок

10

Геометрических тела

Направление развития

Развитие фантазии и воображения.

Форма работы

Создание композиции из геометрических тел: круг, квадрат, треугольник.

Рисуем снеговика.

Цели

• Развивать фантазию, способность анализировать форму, видеть особенности её конструкции.

• Закреплять умение накапливать информацию, отбирать нужную, использовать её в собственном

творчестве.

• Формировать креативность, способность находить несколько решений одной творческой задачи.

• Развивать пространственное, конструкторское мышление, воображение.

Задачи

• Развивать умение создавать форму и её декор в соответствии с образом.

Оборудование

Для учащихся — Ноутбук, графические планшеты Bamboo, Программное обеспечение Art Rage, таблицы с

поэтапным выполнением рисунка.

Для педагога — новогодние открытки, классная доска, мультимедиа проектор, ноутбук, графические

планшеты Bamboo.

Рекомендации к уроку

Главная задача урока — разрушить стереотип о том, что белый снеговик изображают только белой краской.

Как нарисовать снеговика на белом снегу?

На уроке лучше планировать работу инструментом масляные краски, которые позволяет

находить разные цветовые решения и перекрывать один цвет другим без ущерба для замысла.

Урок

Для заметок

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Урокуурок

11

Орнаменты

Направление развития

Развитие фантазии и воображения.

Форма работы

Работа на графических планшетах индивидуальная и коллективная, создание коллективного панно,

декоративно-прикладная деятельность.

Цели

Рассмотреть

значение

орнамента

в

декоративно-прикладном

искусстве

и

области

применения

орнаментальных композиций в искусстве.

• Сформировать представление об орнаменте (мотивы, элементами орнамента, цвет).

Задачи

• Познакомить с орнаментальными образцами произведений искусства Древней Греции, Древнего Египта,

Древней Руси, Китая.

• Закрепить знания о ритме в изобразительном искусстве.

• Формировать навыки работы в программном обеспечении ArtRage, используя инструменты: цветные

карандаши, фломастеры.

• Развивать навыки использования интерфейса программы ArtRage, цветовая палитра в передаче ритма.

Оборудование

Для учащихся — Ноутбук, графические

планшеты Bamboo, Программное обеспечение Art Rage,

таблицы с поэтапным выполнением рисунка.

Для педагога — репродукции произведений декоративно-прикладного искусства, образцы орнаментов

разных народов, классная доска, мультимедиа проектор, ноутбук, графические

планшеты Bamboo

.

Рекомендации к уроку

Урок решает задачи получения знаний учащихся о ритме на материале декоративно-прикладного искусства,

в котором активно используются ритмические композиции, локальные цвета, стилизация

природных форм. Значение ритма в культуре народа рассматривается в процессе знакомства с

орнаментальными композициями, появившимися в эпоху Древней Греции, Древнего Египта, Древней

Урок

Руси, с традиционными китайскими орнаментами.

Обратите внимание на то, что мотивами традиционных орнаментов стали природные формы и колорит того

или другого региона, эстетические ценности народов (то, что в данный момент исторического развития

считается критерием или эталоном красоты).

Повторите, что такое орнамент (чередование одних и тех же мотивов через равные промежутки). Мотивы

могут

быть геометрическими,

растительными,

зооморфными,

смешанными.

В мотиве не может

использоваться более трёх элементов. Обратите внимание на то, какую роль в выразительности орнамента

играет силуэт и контраст цветов.

Орнаментальную композицию — выполнить на ноутбуке в программе ArtRege, используя в палитре

цветные карандаши и фломастеры. Композиция предполагает изготовление четвертой части сказочного

цветка с орнаментом на лепестках. Цветок затем собирает учитель, собирая все части, выполненные

учащимися, образуя цветное ритмичное декоративное панно.

Творческие задания

1. Выполнить ритмическую композицию в квадрате.

2. Нарисовать часть цветка, используя знания о декоративном искусстве и значении в нём ритмических

композиций.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся научатся:

• использовать в работе знания о ритме, передавать в изображении динамику;

• выбирать для работы необходимый изобразительный материал;

• грамотно использовать интерфейс программного обеспечения ArtRage.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• создавать орнамент на основе впечатления;

• совершенствовать свои знания и умения в КП;

• выделять мотивы для орнамента в процессе наблюдения за природой.

Для заметок

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Урокуурок

12

Дизайн

Направление развития

Урок

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства.

Форма работы

Индивидуальная работа на графических планшетах в программном обеспечении ArtRage. Декоративно-

прикладная деятельность.

Цели

• Обогатить представления учащихся о видах изобразительного искусства, познакомить с областью

творчества художников-дизайнеров.

• Развивать фантазию, способность анализировать форму, видеть особенности её конструкции.

• Закреплять умение накапливать информацию, отбирать нужную, использовать её в собственном

творчестве.

• Формировать креативность, способность находить несколько решений одной творческой задачи.

• Развивать пространственное, конструкторское мышление, воображение.

Задачи

• Познакомить с искусством дизайна, обозначить сферы его использования.

• Подчеркнуть важность значения формы в дизайне.

• Развивать умение создавать форму и её декор в соответствии с образом.

Оборудование

Для учащихся — Ноутбук, графические планшеты Bamboo, Программное обеспечение Art Rage, таблицы с

поэтапным выполнением рисунка.

Для педагога — новогодние открытки, классная доска, мультимедиа проектор, ноутбук, графические

планшеты Bamboo.

Рекомендации к уроку

С самого раннего детства родители воспитывают в ребёнке эстетические чувства — желание видеть и

создавать красоту, использовать в быту красивые предметы.

Дизайн как вид искусства занимается художественной разработкой внешнего вида предметов, то есть

придумывает для них красивую форму, декор. Если бы художники-дизайнеры не придумывали

новые формы предметов, то все вещи, которыми пользуется человек, были бы похожи друг на друга —

одинаковые платья, рисунок на ткани, обувь, телефоны, часы, машины, мебель, велосипеды, будильники,

поезда, автобусы и т. д. Дизайнеры самым обычным вещам придают оригинальный вид.

Придавать новый вид уже знакомым предметам очень интересно, если знать, что из всего многообразия,

например, настенных часов каждый человек выбирает те, которые ему больше по вкусу,

которые устраивают его по размеру, форме, внешнему виду, то есть по дизайну.

Урок можно провести как конкурс дизайнерских проектов: создание новогодних открыток.

Работе можно выполнить с использованием инструмента «стикеры».

Творческое задание

Выполнить эскиз дизайнерского решения- открытка к Новому году.

Рисование новогодней ели, использование стикеров.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся научатся:

• вариативности решения поставленной творческой задачи;

• анализировать форму, конструкцию предмета;

• создавать обобщённые образы предметов на основе поиска новых форм;

• грамотно использовать выразительные средства изобразительного искусства и реализовать полученные

практические навыки в работе с графическим планшетом.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• создавать новый образ, форму, дизайнерское решение новогодней открытки;

• совершенствовать свои знания и умения в интерфейсе программы, полученные на предыдущих уроках.

Для заметок

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Урокуурок

13

Водное пространство

Направление развития

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму.

Форма работы

Индивидуальная работа на графических планшетах в программном обеспечении ArtRage.

Цели

• Совершенствовать умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять; видеть прекрасное в природе и

окружающем мире.

• Развивать зрительное восприятие, фантазию, воображение, способность наблюдать природные явления,

изменения в природе.

Урок

• Развивать зрительную память, желание внимательно наблюдать за явлениями, происходящими на

поверхности морей и океанов, находить изобразительные мотивы в нём.

• Формировать потребность в работе сложными цветами, использовании знаний о линии горизонта,

воздушной перспективе и первом плане.

Задачи

• Познакомить с творчеством художников-маринистов, активизировать внимание на морском пространстве

как объекте внимания художников.

• Совершенствовать навыки работы с интерфейсом в компьютерной программе.

Оборудование

Для учащихся — Ноутбук, графические

планшеты Bamboo, Программное обеспечение Art Rage,

таблицы с поэтапным выполнением рисунка.

Для педагога — репродукции произведений подводного мира, живописные морские пейзажи, классная

доска, мультимедиа проектор, ноутбук, графические

планшеты Bamboo.

Рекомендации к уроку

Главная задача урока — разрушить стереотип о том, что море синее. Море, океан переменчивы не только в

настроении, но и в цвете. Цвет, отражая небо, объединяет две стихии — воздушную и морскую,

поэтому создание морского пейзажа — это решение прежде всего колористическое, оно требует поиска

адекватного цветового решения и моря, и неба. Рассмотрите живописные морские пейзажи, отметьте, какие

цвета использовал художник, создавая произведение. Целесообразно применить метод педагогического

рисунка и продемонстрировать начало работы над композицией: положение листа бумаги (формат будущей

работы), нахождение положения линии горизонта в зависимости от замысла и точки зрения на морскую

стихию — с пологого берега, со скалы, определение композиционного центра, работа с палитрой и

характерные движения кисти при изображении, например, клубящихся облаков, вздыбленных волн или

спокойной морской глади.

На уроке лучше планировать работу инструментом масляные краски, которые позволяет

находить разные цветовые решения и перекрывать один цвет другим без ущерба для замысла.

Непревзойдённым маринистом был русский художник И. К. Айвазовский. На уроке можно использовать в

основном репродукции его произведений, что не отменяет знакомство с творчеством других художников.

Композиционным центром морского пейзажа может стать подводное царство, водоросли, разноцветные

кораллы, яркие рыбы.

Творческие задания

Морская флора и фауна. Красота морского дна и его обитателей «Золотые рыбки».

Ожидаемые результаты

Обучающиеся научатся:

• изображать объекты природы в пейзажах этюдного характера;

• выполнять этюды по воображению;

• передавать в изображении объектов природы форму, динамику;

• создавать условные обобщённые образы увиденного (географические карты), ритмические зарисовки

объектов природы разными художественными материалами;

• выбирать нужный формат, необходимый изобразительный материал;

• грамотно использовать выразительные средства изобразительного искусства: ритм, цвет, сложные цвета и

оттенки цвета, композиционный центр, положение линии горизонта.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• создавать рисунок по воображению, выбирать технику его исполнения в зависимости от содержания;

• совершенствовать свои знания и умения в работе с интерфейсом программы.

Для заметок

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Урокуурок

14

Загадочный мир Антарктиды

Направление развития

Развитие фантазии и воображения.

Форма работы

Индивидуальная работа на графических планшетах в программном обеспечении ArtRage.

Цели

• Заложить любовь к природе, к путешествиям, к познанию тайн природы.

• Развивать способность видеть в окружающем природном ландшафте объекты, способные стать мотивом

для творчества.

• Развивать воображение, фантазию, зрительную память.

Задачи

• Расширить и обогатить знания учащихся об Антарктиде.

• Развивать навыки работы в интерфейсе программы.

• Использовать в живописных работах оттенки цвета.

Урок

Оборудование

Для учащихся — Ноутбук, графические

планшеты Bamboo, Программное обеспечение Art Rage,

таблицы с поэтапным выполнением рисунка.

Для педагога — репродукции работ художников-пейзажистов, репродукции иллюстраций сказок, классная

доска, мультимедиа проектор, ноутбук, графические

планшеты Bamboo.

Рекомендации к уроку

Перед выполнением практической работы познакомьте учащихся с материком Антарктида, обращая

внимание учащихся на освещённость и цветовую гамму. Как правило, краски светлые, холодные, чаще всего

оттенки синего и фиолетового цветов. Для создания интересной композиции необходим сюжет. Его

можно взять из любого повествования, сказки, рассказа, мультфильма в том числе и фантастического.

Работа может выполняться инструментом масляные красками и используя инструмент мастихин. И в том и в

другом варианте урока необходимо повторить приёмы гармонизации композиции:

единое цветовое решение; наличие планов, линии горизонта; наличие композиционного центра (выделить

его размером, цветом, положением на листе), воздушной перспективы (самые яркие цвета

будут на переднем плане), линейной перспективы (чем ближе предмет к линии горизонта, тем он мельче).

Продемонстрируйте принципы подбора цветов для композиции, способы наложения мазка при изображении

горизонтальной и вертикальной поверхности.

Творческие задания

Животный мир Антарктиды. Выполнить иллюстрацию к мультфильму «Приключения пингвиненка Лоло».

Ожидаемые результаты

Обучающиеся научатся:

• изображать объекты природы на основе фантазии и по воображению;

• порождать сюжетную композицию, отбирать предметы и объекты, позволяющие раскрыть замысел;

• грамотно использовать интерфейс программы в решении общей композиции изображения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• создавать рисунок по воображению;

• совершенствовать свои знания и умения, полученные на предыдущем уроке;

• передавать в цвете эмоциональное впечатление.

Для заметок

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Урокуурок

15-16

Воздушная перспектива

Направление развития

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму. Развитие

фантазии и воображения.

Форма работы

Индивидуальная работа на графических планшетах в программном обеспечении ArtRage.

Цели

• Развивать умение видеть изменения в размерах и очертаниях предметов, изображённых с применением

линейной перспективы.

• Развивать умение накапливать информацию, отбирать нужную, применять её в своём творчестве.

• Формировать навыки рисования по памяти и воображению.

Задачи

• Обогатить знания учащихся о воздушной перспективе.

• Совершенствовать приёмы передачи пространства на плоскости.

• Развивать навыки работы разными инструментами интерфейса.

Оборудование

Для учащихся — Ноутбук, графические

планшеты Bamboo, Программное обеспечение Art Rage,

таблицы с поэтапным выполнением рисунка.

Для педагога — репродукции работ художников-пейзажистов, классная доска, мультимедиа проектор,

ноутбук, графические

планшеты Bamboo.

Рекомендации к уроку

Урок можно воспринимать как продолжение предыдущего, на котором решались задачи освоения

учащимися способов изображения пространства в рисунке. Кроме линейной перспективы, существует

перспектива воздушная. С ней учащиеся знакомились во 2 классе. В рисунке, который будет выполняться

учащимися на этом уроке, надо будет использовать обе перспективы — воздушную и линейную.

Обратите внимание учеников на то, что предметы, удаляясь от первого плана, постепенно не только

уменьшаются в размере, но и теряют яркость. Художники говорят, что предмет «списывается», так

как слой воздуха, находящегося между художником и изображаемыми предметами, постепенно

увеличивается. Чтобы несколько упростить задачу, выберите для работы несложный сюжет.

Творческие задания

Урок

1. Передача воздушной перспективы в пейзаже. «Зимний вечер»

2. Передача воздушной перспективы в пейзаже. «Закат»

Ожидаемые результаты

Обучающиеся научатся:

• изображать объекты в пространстве;

• передавать в изображении объектов форму, динамику, силуэт, цвет;

• выбирать для изображения нужный формат;

• грамотно использовать выразительные средства изобразительного искусства.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• создавать рисунок по воображению, по памяти;

• использовать графический планшет;

• передавать пространственные явления в живописной работе;

• использовать знания о контрастных цветах, разных по характеру и начертанию линий, об изменениях цвета

предмета в результате его продвижения ближе к линии горизонта.

Для заметок

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Урокуурок

17

Обобщение тем

Мультимедийная выставка работ учащихся

Для заметок

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Урок



В раздел образования