Автор: Валентина Алексеевна Шеховцева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №17
Населённый пункт: город Кызыл, Республика Тыва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия по внеурочной деятельности по курсу Мир логики
Раздел: начальное образование
Конспект внеурочного занятия по логике в 3 классе.
Тема занятия: Развитие логического мышления.
Цель занятия: Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения.
Задачи занятия:
Образовательные:
- формировать общие способности искать и находить решения, необычные способы достижения
требуемого результата, подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающие:
- развивать мышление в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности:
анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, делать выводы;
- развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать систему нравственных межличностных отношений;
-формировать потребность в здоровом образе жизни.
Планируемые результаты.
Личностные УУД
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
-формирование адекватной осознанной самооценки;
-развитие доброжелательного отношения к одноклассникам, соревновательности, переживания за
общий успех команды.
Метапредметные УУД
Познавательные УУД
-формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию;
-делать выводы и обобщения.
Регулятивные УУД
-формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-проговаривать последовательность действий;
-контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности
Коммуникативные УУД
-слушать и слышать учителя, другого ученика;
-доносить до собеседника свою точку зрения;
-формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-формировать умение признавать свои ошибки, озвучивать их
адекватно оценивать работу в группе.
Предметные
- выявлять закономерности и проводить аналогии;
- давать определения тем или иным понятиям;
- обобщать, делать выводы.
Тип занятия: игровое.
Технологии обучения:
технология критического мышления,
проблемная,
игровая, обучение в
сотрудничестве, здоровье-сберегающая.
Методы и формы обучения:
Частично-поисковый, проблемный, сочетание индивидуальной работы и работы в группах.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, ноутбук, наглядный материал, карточки с заданиями.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Мотивация.
-Ребята, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Представим, что ваши ладошки
– это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе. Ведь добрая улыбка поднимает
настроение и улучшает здоровье. Даже солнце засияло. (Солнце - на классной доске).
- Садитесь, пожалуйста.
2. Актуализация знаний. Определим тему занятия. (Слайд№1)
Как называется наше занятие? …(логика)
- Что такое логика? – (это наука о рассуждении или правильном мышлении).
- Так, чем мы будем заниматься на занятии? (рассуждать). Следовательно, тема занятия?.....
Тема: развитие логического мышления.
Какие цели поставим?
Цели: развитие мышления, внимания, воображения, памяти, т.е. развитие логического мышления.
Верно, развитие логического мышления.
Что значит мыслить логически? Мыслить логически – это значит выделять важное, отделять его от
второстепенного, находить взаимосвязи и выводить зависимости, делать выводы.
-Как вы думаете для чего вам нужно развивать память, внимание, мышление?
-А это важно? (да.) Значит, будем развивать эти процессы? (да)
- А развиваем мы это с помощью различных упражнений.
Для нашего занятия мы разделимся на 3 команды. Устроим игру – соревнование! За правильно
выполненное задание команда получает бонус с изображением тигрёнка. Команда, набравшая больше
бонусов – побеждает.
Но прежде, чем приступить к работе, выполним упражнения, чтобы наш головной мозг лучше работал.
3.Мозговая гимнастика. (2 мин.)
1) «Качание головой».
Расслабьтесь, дышите глубоко, уроните голову на плечи. Голова медленно качается из стороны в
сторону, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
2) «Ленивые восьмерки».
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем
обеими руками.
3) «Шапка для размышлений».
Мягко завернуть уши от верхней точки до мочки три раза.
Вот мы и активизировали работу мозга. Теперь проведём интеллектуальную разминку.
4. Работа по теме занятия.
1.Разминка.
Кто это?
У меня большие уши. Приходите полюбоваться. (слон)
Высокий профессионал поможет при строительстве дома. (бобёр)
Сторожу, охраняю, лаю, сопровождаю. (собака)
Прошу собрать блестящие предметы и оставить их на лесной поляне. (ворона).
Приглашаю в гости зайчиков и мышат. Прошу меня не бояться. (лиса)
Куплю смелость. Адрес не сообщаю. Боюсь. (заяц)
Вечером состоится концерт. Вход три комара, две мухи. Приходите на болото. (лягушка)
Приглашаю в гости всех, кто любит играть в клубочки. Приходите, угощу сметанкой. (кот)
Кому нужна белая шубка зимой и серая летом - обращаться по утрам. (заяц)
-Разминка окончена, вы молодцы! Заслужили бонусы.
2. Развитие быстроты реакции.
1) Шифровка
-Посмотрите на слайд (сдайд №2) Используя шифр, найдите слова, спрятанные за этими цифрами.
-У вас на столе карточки с зашифрованными словами, работаем парами в команде. (По 2 слова каждой
паре).
Вам нужно, быстро и в тоже время правильно расшифровать слова. Положите листки перед собой.
Внимание, начали!
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Д
Р
Т
М А О Ь
К
В
Е
С
У
З
Б
Л
Н
Ы Ш П
И
Ц
Я
Х
Г
14 17 8 ________________________
6 14 10 13 7 22 16 5 ____________
8 2 6 15 20 8 ___________________
19 10 3 12 23 ____________________
3 20 24 2 _______________________
11 6 14 5 8 5 ____________________
11 9 20 16 7 22 __________________
13 14 10 22 _______________________
6 9 21 5 ___________________________
1 2 5 8 6 16 _______________________
8 2 17 11 5 ________________________
15 6 18 5 1 7 _______________________
- Проверим по слайду. Все справились с заданием?! (Слайд № 4)
-Получите бонусы. Награждение.
Ребята, какой праздник скоро будет праздновать наша республика? (Шагаа- тувинский новый год),
традиционный зимний праздник, знаменующий начало новой жизни; символ рождения, обновления и
очищения.
Посмотрите на расшифрованные слова, что вы можете сказать? Это название годов по восточному
календарю.
А как называется 2022 год?
2) Задание.
-Посмотрите на доску. Задание. В пустые клетки допишите буквы так, чтоб вместе с уже написанной
буквой получились слова. (Слайд№5)
Из каждой команды по очереди выходит 1 ученик, маркером добавляет буквы (слово) в таблицу.
Помогайте друг другу.
Б
В
Г
Д
Взаимопроверка (слова должны нести смысловое значение).
3) Задание.
- Посмотрите на классную доску. Заполните магический квадрат.
-Что вы знаете о магическом квадрате?
Н
О
С
Т
Ж
З
К
Л
18
14
15
16
12
Проверка. У кого получилось правильно заполнить магический квадрат? Докажите. (Бонус.)
Весёлая переменка.
1. Одной рукой, погладьте живот круговыми движениями, а другой рукой в это же время погладьте
себя по голове. А теперь поменяйте руки.
2. Упражнения на координацию движения.
Дотроньтесь левой рукой до правого уха, а правой рукой до кончика носа, а теперь поменяем руки -
правой рукой до левого уха, левой рукой до кончика носа. (5-6 раз)
3.Логически – поисковые задания.
1) Задание.
-Внимание на слайд (слайд №6 ) - Какое задание надо выполнить? (дополнить фразеологизм). Что
называется фразеологизмом? (Фразеологизмы-это устойчивые сочетания слов, близкие по
лексическому значению одному слову).
Команды по очереди читают фразеологизмы и дополняют их. Если команда не справляется – ход
переходит к другой команде.
Зарубить на …. (лбу, носу)
Держи … шире((кошелёк, карман)
Держать…..востро (уши, ухо)
…
Смотреть сквозь…очки (розовые, тёмные)
С…. нос(голубиный, гулькин)
Делать из….слона (комара, мухи)
Не в своей….(чашке, тарелке)
Два сапога ….(друга, пара)
(пламя, искры)….из глаз посыпались.
-Молодцы! Справились с заданием! Получите бонусы.
2) Задание. Определи закономерность.
- Внимание на слайд, (слайд №7-10).
- Выбери нужную фигуру, нажми на значок.
( Ученики по очереди из каждой команды выходят к интерактивной доске, находят недостающую
фигуру).
- Молодцы! Получите бонусы.
Веселая переменка.
Упражнения для глаз.
1.Напиши слово «логика» носом.
2.Стрельба глазами. Посмотрите вправо, влево, как можно дальше, а теперь вверх, вниз. Повторяем 5-6
раз.
4 Нестандартные задачи. (слайды № 11-13).
-Теперь предлагаю решить задачки. Каждой команде по задаче. Вам даётся 3 минуты на
обдумывание ответа. А потом мы послушаем ваши рассуждения.
1.Доктор Айболит, решил познакомиться с детёнышем кенгуру, сидящим у мамы в сумке. Но взрослое
животное не захотело общаться с незнакомцем и бросилось в бегство. Вопрос: появится ли у Айболита
новый друг, если известно, что кенгуру в минуту делает 70 прыжков и каждый из них 10 метров в
длину, а Айболит постарается бежать со скоростью 10 метров в секунду?
2.Черепаха Тортилла вынесла для Буратино 3 коробочки: красную, синюю и зелёную. На красной
коробочке было написано: «Здесь лежит золотой ключик», на синей – «Зелёная коробочка пуста», а на
зелёной- «Здесь сидит змея». Тортилла прочла надписи и сказала: «Действительно в одной коробочке
лежит ключик, в другой - змея, а третья – пуста. Но имей в виду, что все надписи неверны. Если
отгадаешь, где лежит золотой ключик – он твой!» Где же ключик?
3.Трое друзей учатся в первом, втором и третьем классах. Их фамилии - Бубликов, Пирожков,
Тортиков. У самого младшего из друзей нет братьев и сестёр. Тортиков учится с сестрой Бубликова в
одном классе, он самый старший из друзей. Запиши фамилии первоклассника, второклассника и
третьеклассника.
Ответ: первоклассник - Пирожков, второклассник - Бубликов, третьеклассник - Тортиков.
Команды обдумывают решение задач и объясняют, как пришли к таким выводам.
Обсуждение решения и ответов задач. Проверка ответов по слайду.
-Молодцы, ребята, получите бонусы!
5. Задачки-шутки. Побеждайка!
-Как далеко в лес может забежать заяц?
Ответ: До середины. Дальше он уже выбегает из леса.
- Какое слово всегда звучит неверно?
Ответ: Слово "неверно".
- Из какой посуды нельзя ничего поесть?
Ответ: Из пустой.
- Куда идет цыпленок, переходя дорогу?
Ответ: На другую сторону дороги.
- Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы
поймать одну мышку?
Ответ: Пять.
- Сколько месяцев в году имеют 28 дней?
Ответ: Все 12, т.к. если в месяце 30 дней, то и 28 дней среди них есть.
- Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды?
Ответ: Якорь (морской, а не ресурсный)
-Можно ли зажечь спичку под водой?
Ответ: Если ты в подводной лодке, то да.
-Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться?
Ответ: Спрыгнуть с нижней ступеньки. Или положить лестницу на землю.
- Какой рукой лучше размешивать чай?
Ответ: В которой ложка .
Итог занятия (рефлексия):
- А теперь подведём итоги. Проверим наши результаты.
-Внимание на слайд (слайд №14 ). Посмотрите, что здесь написано? (6 бонусов - Вы молодцы! 7 и
более бонусов – Вы победители!)
- Давайте посчитаем ваши бонусы! Сколько их у вас? (дети считают)
- Что мы видим? Значит, вы все победили! Давайте поаплодируем друг другу! Молодцы!
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- Где это пригодится?
- Какое задание было лёгким?
- А какое трудным?
- Всем спасибо за работу.
Приложение к уроку:
Кенгуру: 1 минута - 70 прыжков по 10 метров -
Айболит: 1 секунда – 10 метров
2.Черепаха Тортилла вынесла для Буратино 3 коробочки: красную, синюю и зелёную. На красной
коробочке было написано: «Здесь лежит золотой ключик.», на синей – «Зелёная коробочка пуста», а
на зелёной- «Здесь сидит змея». Тортилла прочла надписи и сказала: «Действительно в одной
коробочке лежит ключик, в другой - змея, а третья – пуста. Но имей в виду, что все надписи
неверны. Если отгадаешь, где лежит золотой ключик – он твой!» Где же ключик?
Здесь лежит Зелёная коробочка Здесь сидит змея
золотой ключик пуста
3. Трое друзей учатся в первом, втором и третьем классах. Их фамилии - Бубликов, Пирожков,
Тортиков. У самого младшего из друзей нет братьев и сестёр. Тортиков учится с сестрой Бубликова в
одном классе, он самый старший из друзей. Запиши фамилии первоклассника, второклассника и
третьеклассника.
Ответ: первоклассник - Пирожков, второклассник - Бубликов, третьеклассник - Тортиков.
18
14
15
16
12
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Д
Р
Т
М А О Ь
К
В
Е
С
У
З
Б
Л
Н
Ы Ш П
И
Ц
Я
Х
Г
14 17 8 ________________________
6 14 10 13 7 22 16 5 ____________
8 2 6 15 20 8 ___________________
19 10 3 12 23 ____________________
3 20 24 2 _______________________
11 6 14 5 8 5 ____________________
11 9 20 16 7 22 __________________
13 14 10 22 _______________________
6 9 21 5 ___________________________
1 2 5 8 6 16 _______________________
8 2 17 11 5 ________________________
15 6 18 5 1 7 _______________________
(Каша). на постном масле
Заварить(кашу. Два сапога (пара)
Держи (карман) шире ( искры) из глаз посыпались
(Мухи) не обидит ( гиблое) дело
Днём (с огнём не найдёшь)… ( молоко) на губах не обсохло
(Мороз) по коже дерёт ( шут) гороховый
Краем( уха).
Бить (баклуши).
Зарубить (на носу).
От корки до корки
Голоден, как … (волк).
Хитёр, как …(лиса).
Труслив, как … (заяц).
Надут, как … (индюк).
Неповоротлив, как … (медведь).
Здоров, как … ( бык).
Колюч, как … (ёж).
Мастер на все руки. (перестать слушаться)
Рукой подать. (быстро сделать)
• Прибрать к рукам. (близко)
• Отбиться от рук. (бездельничая)
• На скорую руку. (работать, не переставая)
• Сложа руки. (умелец)
• Не покладая рук. (торопливо, наскоро)
8 2 5 11 6 3 5 8 6 2 6 15 10 9 5
1 2 12 13 14 5 4 6 15 6 1 10 21
11 6 15 16 17 18 8 6 19 3 20 7 8 5
8 6 18 10 7 8 5 15 5 11 3 6 7 8 5