Напоминание

"Мотив одиночества в лирике И.Ю.Лермонтова"


Автор: Райля Ахтямовна Аминева
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ БГ№158 им.Мустая Карима
Населённый пункт: г.Уфа.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Мотив одиночества в лирике И.Ю.Лермонтова"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Бурангулово.

Разработка урока

по русской литературе

в 9 классе на тему:

Тема одиночества в лирике

М.Ю. Лермонтова.

Учитель русского языка и литературы

Кильдиярова К. М.

Цели:

1.Научить учащихся группировать поэтические произведения по темам, умению

видеть единство содержания и формы, связь темы и идеи произведения со

временем его создания и личностью поэта.

2.Формировать навыки художественного чтения и анализа лирического

произведения.

3.Воспитать любовь к поэзии, музыке, живописи, чувство национальной

гордости.

Оборудование: книжная выставка о Лермонтове, стихи Лермонтова,

медиапроектор, экран, автопортрет Лермонтова, романс О. Погудина «Выхожу

один я на дорогу», иллюстрация картины М.Ю. Лермонтова «Парус».

Ход урока.

1.Актуализация знаний учащихся, полученных на предшествующих

уроках.

Вступительное слово учителя. (Звучит музыка).

Здравствуйте, ребята, садитесь. Как только произносится имя М.Ю.

Лермонтова, перед нами предстаёт образ поэта – человека гордого, с

необыкновенно прекрасным духовным миром, с горячим сердцем патриота, но

одинокого и несчастного в жизни. На прошлом уроке мы с вами определили

основные темы в лирике М.Ю. Лермонтова. Целью сегодняшнего урока будет

знакомство с одной из основных тем – темой одиночества, которую мы

проследим на протяжении всего творчества поэта, раскроем основные причины,

способствующие возникновению чувства одиночества в душе М. Ю.

Лермонтова.

А эпиграфом к уроку послужат слова самого Лермонтова.

«Одинок я, нет отрады…»

Запишем в тетради тему урока и эпиграф. (Слайд 1)

Итак, наш урок посвящается теме одиночества в лирике Лермонтова.

Обратимся к высказыванию поэта Д. Мережковского:

Пушкин - дневное, Лермонтов - ночное светило русской поэзии.

В жизни Пушкин - весь на людях, но в творчестве - один; Лермонтов - обратное:

в жизни - один, в творчестве идет к людям: пусть не доходит, но идет, пусть

ненавидит, но не бесстрастен. (Дмитрий Мережковский). (Слайд 2)

- Скажите, о чём задумывается, о чём размышляет поэт в этом отрывке?

(Поэт задумывается о том, что Пушкин – светский человек, всегда на людях, но

в творчестве один, он самодостаточен, ему никто не нужен.А Лермонтов в

жизни один, но в творчестве всегда тянется к людям, как «одинокий утес» к

«золотой тучке», как «сосна» на севере диком к «пальме» из пустыне далекой,

как «дубовый листок» к «молодой чинаре».

На мировоззрение личности влияют многие факторы: семья, общественно-

политическая обстановка, исторические события.

- Давайте вспомним, в какую эпоху жил Пушкин, а в какую Лермонтов?

(Пушкин жил во время подъёма национального сознания во время войны 1812

года, подготовки декабрьского восстания, когда в воздухе веял дух свободы.

Поэзия Лермонтова – поэзия последекабристской эпохи, это, по выражению

Герцена, - «царство произвола и мглы». Свободолюбивому человеку-патриоту, а

именно таковым был поэт, трудно было жить. Горькая память о декабрьском

восстании, о судьбах лучших людей омрачала жизнь поэта).

Печально я гляжу на наше поколенье

Его грядущее иль пусто, иль темно.

- Вспомните, пожалуйста, в какой семье росли поэты? Какая трагедия

случилась в семье Лермонтова?

(Пушкин рос в полной семье. У него были и мать, и отец, и брат, и няня... А

Лермонтов рано потерял мать и был вынужден жить в разлуке с отцом из-за

неприязненных отношений бабушки и отца. Позже Лермонтов напишет:

Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть.

- Что вы скажете о друзьях?

(Лермонтова, к сожалению, часто настигала «друзей клевета ядовитая», к

сожалению, у поэта не было и настоящих друзей, таких «лицейских

товарищей», как у Пушкина. Да и погиб он на дуэли от пули своего бывшего

товарища Мартынова.

- Давайте поразмышляем, как формировался характер Лермонтова?

(На личность Михаила Юрьевича Лермонтова ещё в раннем детстве наложила

отпечаток смерть матери, сложные неприязненные отношения бабушки и отца,

преследования, жизнь в изгнании, личная неприязнь Николая -1-го, которому

поэт стал врагом, написав стихотворение «Смерть поэта»).

Мечты Лермонтова часто рушились. Лермонтов хотел учиться в университете, а

учился в военной школе, хотел заниматься литературой, а стал воином.

Отличался в битвах, был представлен к наградам, а царь собственноручно

вычеркнул его фамилию из списка награждённых.

Его преследовали, он жил в изгнании, испытывал личную неприязнь Николая -

1-го, которому поэт стал врагом, написав стихотворение «Смерть поэта». В

жизни у Лермонтова было много горя, разочарований и несбывшихся надежд).

2. Работа над портретом Лермонтова. (Слайд 3)

Давайте всмотримся в портрет М.Ю.Лермонтова.

- Что обращает на себя внимание? (Глаза).

Какие они? Что в них выражается? (грусть поэта)

Это автопортрет, таким видел себя сам Лермонтов.

- А вот каким видели его современники?

В ваших тезаурусах (рабочих листах) приведены мнения некоторых

современников поэта. (Слайд 4)

Прочитайте их.

- «Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его

больших неподвижно-темных глаз», - писал Иван Сергеевич Тургенев.

- «То были скорее длинные щели, а не глаза, — пишет один из почитателей

поэта, — щели, полные злости и ума».

- «Приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он

обладал большими карими глазами, сила обаяния которых, до сих пор остается

для меня загадкой», - вспоминал художник М. Е. Меликов.

- «Глаза небольшие, калмыцкие, но живые, с огнем, выразительные», - писал

один из знакомых поэта.

- Что вы почувствовали, прочитав высказывания?

(У всех сложилось свое представление о поэте, все описывают его по-разному).

Посмотрите, как противоречиво воспринимали современники поэта. А как

нам, потомкам, понять, каким был поэт, какие чувства испытывал?

Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его

сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и

человека. Давайте попробуем?

3.

Создание ориентировочной основы действия.

- Что для этого необходимо?

(Проанализировать несколько стихотворений).

- Давайте вспомним терминологию литературного анализа текста.

Записывайте свои ответы в таблицу.

(Слайд 5)

Противопоставление слов, образов, эпизодов для

усиления выразительности мысли

Антитеза

Образное определение предмета, выраженное

преимущественно прилагательным

Эпитет

Перенесение человеческих черт на неодушевлённые

предметы и явления

Олицетворение

Переносное значение слова, основанное на сходстве

двух предметов

Метафора

Повторение одних и тех же элементов в начале строк,

строф

Анафора

Вопрос, на который не ожидается ответа

Риторический

вопрос

4.

Сравнение стихотворений «Парус» и «Выхожу один я на дорогу».

(Слайд 6)

- Ребята, теперь мы готовы к анализу произведений? Давайте попробуем

сравнить стихотворения «Парус» и «Выхожу один я на дорогу».

Стихотворение «Парус» вам известно и вы учили его наизусть, кто-нибудь

хочет прочитать его выразительно?

- А стихотворение «Выхожу один я на дорогу» прослушаем в исполнении

мастеров художественного слова.

(«Включаю Лунную сонату»)

- Понравилось стихотворение? А чем понравилось?

(Стихотворение очень красивое, трогательное и печальное.В нем изображена

прекрасная чудная природа и одинокий лирический герой, к которому

испытываешь сочувствие и сострадание).

Давайте определим состояние пейзажа в двух стихотворениях.

Подчеркните (назовите) в тексте словосочетания и предложения,

характеризующие пейзаж?

(В природе ощущаются гармония и покой).

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

(«Парус»)

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно,

Спит земля в сиянье голубом...

(«Выхожу один я на дорогу...»)

- Ощущает ли герой своё единство с природой?

(Нет).

Каково состояние лирического героя? Давайте подчеркнём (назовем) в

тексте слова и словосочетания, характеризующие состояние лирического

героя.

Белеет парус одинокий

(«Парус»)

Выхожу один я на дорогу

- Каким вы увидели лирического героя?

(Одиноким и несчастным. Лирический герой Лермонтова не находит себе места

в этом мире, он чужд жизни в целом. Ему больно и трудно, потому что у него

нет единства с природой, нет гармонии в его душе. Он противопоставляет себя

окружающему миру и хочет преодолеть это противостояние: смерть-сон

поможет войти в эту гармонию, стать частью вселенной.

- Найдите риторические вопросы?

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

(«Парус»)

Жду ль чего?

Жалею ли о чем?

(«Выхожу один я на дорогу...»)

-Какую роль играют риторические вопросы? Зачем герой задаёт их?

(Это стихотворение – размышление о жизни, где герой задумался о себе, о

своем месте в жизни, о смысле жизни. На эти вопросы дается трагический ответ:

идеала нет ни в прошлом, ни в будущем, ни в начале, ни в конце пути:

Увы! Он счастия не ищет

И не от счастия бежит...

(«Парус»)

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть...

(«Выхожу один я на дорогу...»)

В заключительной части каждого из стихотворений появляется указание на

романтический идеал героя, которого нет в реальности. Этот идеал внутренне

противоречив, подчеркнуто парадоксален: «буря» («свобода») — но в ней

«покой»; «сон» — но волшебный, вечный, не жизнь и не смерть. Такое

понимание идеала характерно для Лермонтова.

- А вы вместе с героем задумались?

(Да, о смысле своей жизни).

Ребята, а вы узнали произведение, которое звучало?

(Это «Лунная соната» Бетховена. Как думаете, почему я её включила? (Звучит

один инструмент, а наше стихотворение?)

- Какой мотив объединяет оба стихотворения?

(Одиночество.Лирический герой Лермонтова не находит себе места в этом

мире, он чужд жизни в целом.)

- А посмотрите на дату написания стихотворений, что вы скажете?

( «Парус» принадлежит к числу ранних стихотворений Лермонтова (1832),

«Выхожу один я на дорогу...» — к самым поздним (1841).)

- Это сквозной мотив в лирике Лермонтова. Он проходит через всё его

творчество.

- Какие средства художественной выразительности встречаются в

стихотворении?

(Эпитеты: море голубом, струя светлей лазури, луч солнца золотой).

(«Парус»)

(Кремнистый путь, сиянье голубом, сладкий голос).

(«Выхожу один я на дорогу»)

(Метафора: одинокий парус, мятежный парус, луч солнца золотой).

(«Парус»)

(Холодный сон могилы).

(«Выхожу один я на дорогу»)

(Олицетворения: парус ищет, кинул, играют волны, ветер свищет, парус не

ищет счастья и не от счастия бежит, просит бури)

(«Парус»)

(Пустыня внемлет богу, звезда с звездою говорит, спит земля)

(«Выхожу один я на дорогу»)

Анафора (единоначатие):

(Что ищет, что кинул)

(«Парус»)

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея…

Параллелизм:

Я б хотел забыться и заснуть!

Я б желал навеки так заснуть…

(«Выхожу один я на дорогу»)

Ребята, вы немного устали, и в качестве эмоциональной разрядки я

предлагаю вам отдохнуть, расслабиться, закрыть глаза и насладиться

прекрасным романсом на стихотворение Лермонтова «Выхожу я на дорогу» в

исполнении Олега Погудина.

(Прослушивание романса)

5. Частичный анализ лирических произведений.

- Давайте найдём аргументы, подтверждающие нашу точку зрения о том, что

тема одиночества является одной из основных тем и в других произведениях

поэта.

Я предлагаю вам поработать в группах. На столах у вас находятся

стихотворения Лермонтова и вопросы к ним. Постарайтесь вчитаться,

проникнуться поэзией Лермонтова. Отвечая на вопросы, подчёркивайте в тексте

нужные вам слова.

1 группа (Слайд 7)

Как часто пёстрою толпою окружён,

Когда передо мной как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шёпоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бестрепетные руки, -

Наружно погружась в их блеск и суету,

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

1840

1. Какова тема стихотворения?

2. На каком художественном приёме построено? Назовите словосочетания,

характеризующие высшее общество и состояние лирического героя.

2 группа. «Стансы» (Слайд 8)

Я к одиночеству привык,

Я б не умел ужиться с другом;

Я б с ним препровожденный миг

Почел потерянным досугом.

Мне скучно в день, мне скучно в ночь.

Надежды нету в утешенье;

Она навек умчалась прочь,

Как жизни каждое мгновенье.

На светлый запад удалюсь;

Вид моря грусть мою рассеет.

Ни с кем в отчизне не прощусь –

Никто о мне не пожалеет!...

1830

1. Каково состояние лирического героя?

2. О чём говорит местоимение «я» в первых трёх строках, а отрицательные

местоимения - в последних?

3 группа. (Слайд 9)

Пусть я кого-нибудь люблю:

Любовь не красит жизнь мою.

Она как чумное пятно

На сердце жжёт, хотя темно;

Враждебной силою гоним,

Я тем живу, что смерть другим:

Живу – как неба властелин –

В прекрасном мире – но один.

1831

1. Какова тема стихотворения?

2. Какова любовь поэта в стихотворении? Подтвердите своё мнение

словосочетаниями из стихотворения.

Анализ работы групп.

(Читаю стихотворение)

1 группа

1. Какова тема стихотворения?

2. На каком художественном приёме построено? Назовите словосочетания,

характеризующие высшее общество и состояние лирического героя.

- А вы почувствовали отношение героя к обществу?

- Итак, от кого или чего уединяется герой? (общество)

2 группа

1. Каково состояние лирического героя?

2. О чём говорит местоимение «я» в первых трёх строках, а отрицательные

местоимения - в последних? А что это за литературный приём?

- А кто должен быть рядом с человеком?

- Так от кого или от чего уединяется герой?

3 группа

1. Какова тема стихотворения?

2. Какова любовь поэта в стихотворении? Подтвердите своё мнение

словосочетаниями из стихотворения.

- Какие средства выразительности создают образ любви?

- В чём проявляется одиночество героя? (любовь)

6. Итоги работы в группах. Составление кластера. (Слайд 10)

- Давайте подведём итоги работы в группах.

В ваших тезаурусах внизу находится кластер, как и на экране проектора.

Какое слово или понятие мы поставим в центр кластера?

Какие слова расположим по кругу?

Наш кластер ещё не заполнен.

Вспомните наши рассуждения о стихотворениях «Парус» и «Выхожу один я на

дорогу».

Герой одинок, как парус «в тумане моря голубом», как Утёс, как дубовый

листок, как сосна «на севере диком»…

6. Подведение итогов

- Определите масштаб одиночества лирического героя?

- А как вы думаете, что же обозначает это слово?

В словаре В.И. Даля даны два значения. (Слайд 11)

1.Одинокий – уединённый, живущий там, где мало людей, отдельно.

2. Одинокий – живущий одиноко, сам по себе, без семьи, товарищей.

- В чём разница между значениями?

- Состояние лирического героя поэзии Лермонтова соответствует какому

значению?

- Как думаете, одиночество и единство – однокоренные слова?

Подберите ряд однокоренных слов к слову одиночество.

Одиночество – один – одинокий – одиночка

Единство - единение – единый

- Почувствовали разницу в значении?

- Давайте заглянем в этимологический словарь. ( Читают со слайда 12)

ОДИН (современ.) – из общеславянского един -, образовано сложением основ

ед- (из старославянского языка «только») и –ин (общеслав. «один, сам»)

Что скажете?

Вот оно, могущество русского языка! От единства до одиночества один шаг, но

каждый человек делает свой выбор.

7. Рефлексия.

- Закончить наш урок я хотела бы составлением синквейна. Вам знакома такая

работа? (Слайд 13)

Правила синквейна.

1 строка – одно слово – существительное. Тема.

2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.

3 строка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает

отношение автора к теме.

5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно

существительное.

(Слайд 14)

Лермонтов

Одиночество

Одинокий, грустный

тоскливое, безотрадное

Думает, чувствует, страдает

Страдает, отчаивается, горюет

Я люблю поэзию Лермонтова

Не хочу быть одиноким

ПОЭТ

смерть

Выводы.

Тема одиночества является сквозной и прослеживается на всем

протяжении творчества М.Ю. Лермонтова. Причины одиночества поэта мы

находим и в его судьбе. Он осмыслил эту тему как глубоко личную трагедию,

испытывая неудовлетворённость самим собой, судьбой, политической

обстановкой, обществом, но в его поэзии нет равнодушия к жизни, нет полной

безнадёжности.

Итак, мы увидели поэта и его лирического героя одиноким, безотрадным,

но чтобы у вас не сложилось предубеждение, что он всегда таков, предлагаю

прочитать стихотворения, которые покажут вам, каким может быть М.

Ю.Лермонтов. Переверните рабочий листок, на обратной стороне найдёте

список стихотворений.

7. Домашнее задание.(Слайд 15)

Прочитайте стихотворения, сравните их с прочитанными на уроке, определите

состояние лирического героя.

«Совет» (1830)

« Мой дом» (1831)

«Мы случайно сведены судьбою» (1832)

«Памяти А.И.Одоевского» (1839)

«К портрету» (1840)



В раздел образования