Напоминание

Современные технологии организации игровой деятельности детей дошкольного возраста.


Автор: Копалина Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ д/с № 77 Приморского района
Населённый пункт: г. Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Современные технологии организации игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Копалина Людмила Викторовна

Воспитатель

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад №77

комбинированного вида Приморского района

Санкт – Петербурга.

«Современные технологии организации игровой деятельности детей

дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)».

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка.

Имеет то же значение, какое у взрослого имеет

деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре,

таков во многом он будет в работе, когда вырастет.

Поэтому воспитание будущего деятеля происходит

прежде всего в игре» А.С. Макаренко.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.

Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с

миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к

общественным ценностям, закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство –

время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и

индивидуальности ребёнка.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему

виду деятельности.

Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по

инициативе ребёнка. Для детей игра-средство самореализации и самовыражения. Она

обеспечивает эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные

стремления и желания. В игре развивается способность к воображению, образному

мышлению, способность управлять собой, соблюдая правила.

Так как игра занимает огромное место в развитии, то она давно используется как

педагогическое средство. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает

существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей

педагогическим результатом.

В Федеральном государственном общеобразовательном стандарте дошкольного

образования игра рассматривается как важное средство социализации личности ребёнка-

дошкольника. В условиях введения ФГОС ДО для воспитателя необходимо понять, что

представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном

процессе?

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее

определенную част учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом,

персонажем. В нее включаются последовательно:

* игры и упражнения, формирующие умение выделять характерные признаки предметов;

*группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

*группы игр во время которых ребенок учиться отличать реальные явления от

нереальных;

*игры воспитывающие быстроту реакции на слух, умение владеть собой.

Цель игровой технологии не учить ребенка каким-то специальным поведенческим

навыкам, а дать возможность прожить в игре волнующие его ситуации при полном

внимании и сопереживании взрослого. Дать ребенку возможность в игре прожить детство

перед школой, формируя при этом знания, основанные на мотивации. Главный признак

педагогической игры в игровой технологии – чётко поставленная цель обучения.

Задачи игровой технологии:

*достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и

умений за счет собственной активности ребенка;

*подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие ее

результативность;

*сделать воспитательный процесс управляемым.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, воспитателю необходимо

обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку,

создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только

в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной

атмосферы сотрудничества со взрослым.

Применение игровых технологий на занятиях в ДОУ повышает познавательный

интерес, делает ребёнка более активным, развивает память, мышление, внимание.

Способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков.

Дети легче усваивают и запоминают материал, приобретают специальные знания,

получают удовольствие и желание повторить.

Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более

продолжительное время. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации,

приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал

любой сложности.

Важной особенностью современных игровых технологий, которые мы используем в

своей работе, является то, что игровые ситуации применяются во всех видах деятельности

детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность,

связанная с выполнением режима и игра.

Игровые развивающие технологии, направленные на развитие восприятия

заключаются в том, что мы организуем, к примеру, игровую ситуацию «Что катится?» и

используем ее в образовательной деятельности по познанию для обучения и закрепления

понятий «круг», «квадрат».

Игровые технологии, направленные на развитие внимания, осуществляют у

дошкольников постепенный переход от внимания к произвольному. Например, в

образовательной деятельности по познавательному развитию мы используем игровую

ситуацию «Найди такой же», «Найди пару».

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание

постепенно становится произвольной. Мы используем специально разработанные игры,

такие как «Магазин», «Запомни узор», «Нарисуй как было».

С помощью игровых технологий мы развиваем творческие способности детей,

творческое мышление и воображение. Например, на занятиях по ознакомлению детей с

художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или

сочинение новых историй, сказок) воспитанники получают опыт, который позволяет им

затем играть в игры – придумки, игры – фантазирования.

Используя различные дидактические игры, пальчиковые игры, физкультминутки, я как

воспитатель смогла убедиться в том, что, играя, дети лучше усваивают преподносимый им

материал, правильно и с интересом выполняют даже сложные задания. Именно поэтому

вышеперечисленные игры я все чаще и чаще включаю в свою деятельность с детьми –

образовательную, совместную, индивидуальную и даже самостоятельную деятельность

детей. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса. Обучая детей

в процессе игры, каждый воспитатель должен стремиться к тому, чтобы радость от игр

перешла в радость учения.

Для развития логического мышления в образовательном процессе мы используем игры

и упражнения с логическими блоками Дьенеша. Блоки Дьенеша – это самое известное

пособие, это развивающая технология. Логические блоки Дьенеша можно использовать в

различных видах деятельности. На комплексных или интегрированных занятиях они

очень хорошо обеспечивают наглядность; в художественной деятельности помогают

ориентироваться на плоскости; в конструировании помогают ориентироваться в

пространстве.

Очень хороший материал для развития творческих способностей, давно известные

всем педагогам палочки Кюизенера. Так же данное пособие является хорошим

материалом для развития у детей логического мышления, внимания, памяти, способности

конструировать.

Из опыта роботы могу сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств

детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют и игры В.

Воскобовича. Его игры учат моделировать, соотносить целое с его частью, развивают

мышление, память, внимание, творческую жилку. Главное назначение этих игр – развитие

маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на

творческое, поисковое поведение. В своей работе используем следующие игры В.

Воскобовича: «Чудо – соты», «Чудо – крестики», «Квадрат Воскобовича», «Геоконт»,

«Кораблик Плюх - Плюх», «Чудо – цветик», «Игровизор».

Не забываем мы и об использовании в образовательном процессе развивающей

технологии М. Монтессори. Работая с материалами из сферы практической жизни, дети

учится навыкам самообслуживания, терпению, умению доводить начатое дело до конца.

Помимо этого, активно работают кисти, пальчики рук, что, как известно, стимулирует

работу мозговых центров, отвечающих за мышление, память, речь. Дети с удовольствием

играют в такие игры как «Цветные таблички», «Парочка», «Ткани», «Конец, начало,

середина», «Доска для сложения», «Явления природы»

Одним из наиболее актуальных направлений в современных игровых технологиях

являются информационные компьютерные технологии. ИКТ позволяют развивать

интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые

знания. ИКТ дает возможность воспитателю заложить потенциал обогащенного развития

личности ребенка. Практика показала, что значительно возрастает интерес к занятиям,

повышается уровень познавательных возможностей. Использование нами ИКТ позволяет

не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с

предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка,

повышает креативность ребенка.

Все названные выше игровые технологии направлены на то, чтобы игра стала для

детей интересной, увлекательной, самостоятельной деятельностью.

Таким образом современные игровые технологии охватывают широкий спектр

развития способностей детей дошкольного возраста, обеспечивая эффективность усвоения

материала.



В раздел образования