Автор: Виноградова Наталья Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Средняя школа №3 г. Лысково
Населённый пункт: г.Лысково Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка
Раздел: среднее образование
Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка
Какая на сегодня ситуация с языковой грамотностью в нашей стране? С
одной стороны, казалось бы, неплохая. Почему? Потому что сегодня
грамотным быть модно. Регулярно проводятся народные диктанты, диктанты
для чиновников и т.д. А с другой стороны, именно в школьный период
обучения сложно бывает убедить школьников, замотивировать, чтобы они
русский язык изучали хорошо и были грамотными.
Как же сделать так, чтобы русский язык для школьников стал значимым,
чтобы языковая грамотность системно формировалась? Безусловно, нужна
мотивация. И самый эффективный способ её формирования – интерес.
На своих занятиях я использую методы и приёмы одной из систем
образования,
которая
много
внимания
уделяет
именно
развитию
функциональной
грамотности.
Это
вольфдорская
педагогика.
Большая
ценность и редкость на уроке – это общение между детьми. Для того, чтобы
детям было интересно и не скучно, я использую находку вольфдорского
педагога Ганькиной Марины Владимировны, которую она назвала «Дырявый
текст». То, что в обычных упражнениях называется «вставить пропущенные
буквы», у неё называется «штопать дырки». Слово «дырки» растворено в самом
воздухе ученической жизни. «Штопать дырки» соседа – довольно интересное
занятие.
Рецепт изготовления «дырок»
Где могут появиться «дырки»? Как известно, где тонко, там и рвётся. У
согласных свои «тонко», у гласных – свои. В корне, суффиксе, приставке,
окончании. А ещё это всякие знаки препинания. Каждая «дырка» - непременно
какая-то орфограмма или пунктограмма. Ученик берёт чистый лист бумаги и
книжку, из которой он будет переписывать текст. У «дырявого текста» есть
свои правила:
1.
Уважайте того, кто будет читать! Пишите разборчиво!
2.
Не менее одной «дырки» в каждом слове!
3.
Сколько угодно знаков препинания может быть пропущено.
4.
«Дырки» должны быть достаточно вместительными, ведь их кому-то
«штопать».
Книжечка, из которой был взят текст, обязательно прилагается.
«Штопаем дырки!»
Итак, текст продырявлен. Чаще всего это часть домашнего задания.
Быстро, буквально за 3-5 минут ученик должен «заштопать дырки» соседа по
парте. Сначала он это делает карандашом. После общего сигнала текст
возвращается к хозяину, и теперь он ручкой начистовую, сверяясь с книжкой,
«штопает» свой текст. И, если карандаш не врёт, то он обводит его ручкой, а
если увидел ошибку, то, предварительно показав её соседу, исправляет ручкой,
вписывая единственно правильный ответ. В это время сосед проделывает то же
самое. Поскольку все являются чьими-то соседями, работают все. Давайте
посчитаем, сколько разных встреч с текстом, с разных точек зрения, состоялось
у нас во время этой работы. Когда нашёл в книжечке нужный текст – это раз.
Когда помогали соседу «штопать» свои «дырки», отвечая на вопрос: а что это
за слово? Это два. Когда вписывал ручкой правильные ответы – это третий раз.
И, наконец, когда сверял с книжкой правильный ответ – четвёртый раз.
Каждый раз в световое пятно восприятия ребёнка попадают разные слова.
Сколько материала дети пропускают через себя?
Это отличный инструмент, если дети при этом ещё и оценивают друг друга.
Что можно оценить?
- Сложность «дырок»;
- качество текста;
- удобство «дырок».
Следующий приём, который я использую в работе по формированию
функциональной грамотности, называется
«Проблемная ситуация»
Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.
Например, на уроке предстоит познакомиться с понятием «омофоны» (о чем
дети не знают). Ребята получают задание:
- Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные
слова:
Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу..,
обо…
Проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему? Опечатка?
Учащиеся уже знакомы с понятием «омонимы». Оказывается, некоторые слова
пишутся по-разному, хоть произносятся и слышатся одинаково и называются
«омофонами».
Приемы «Своя опора», «Ключевые слова», которые научат ребенка работать
с информацией.
Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему на
этапе закрепления знаний. Такие опорные конспекты могут служить
материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и
минусы, корректируются недостатки. Приём «Ключевые слова» можно
использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы, например,
по темам: «Местоимение», «Наречие», «Причастие», «Деепричастие» и т.д.
- Предлагаю составить схему с ключевыми словами к теме «Глагол» (тема
изучена, идёт закрепление знаний)
Применение прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно
ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. То
есть используется поисковый метод учения.
Также
для повышения уровня грамотности детей я использую онлайн-
тренажёр на платформе ВебГрамотей. Это некий банк заданий по
различным правилам орфографии и пунктуации, которые ученик выполняет в
системе. Это аналог рабочей тетради по сути, у которой есть автоматическая
система выдачи знаний и автоматическая система проверки. Платформа
ВебГрамотей соответствует следующим критериям:
1. Хороший банк заданий.
2. Хорошая автоматизированная обратная связь
3. Достаточный уровень проработки заданий.
Работая на ВебГрамотее, можно назначать учащимся 100-200 слов из
режима орфографии и 50 упражнений из режима пунктуации еженедельно. При
такой систематической хорошей работе у учащихся гарантированно будет
повышаться грамотность.
Использование онлайн-тренажёра ВебГрамотей способствует развитию
грамотности учащихся, которая тесно связана с функциональной грамотностью.
А это позволяет ученикам в дальнейшем наиболее эффективно и приятно для
себя реализовывать функцию письма, т.е. создавать письменные тексты.
Учитель русского языка и литературы Виноградова Н.Б.