Напоминание

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка


Автор: Виноградова Наталья Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Средняя школа №3 г. Лысково
Населённый пункт: г.Лысково Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка

Какая на сегодня ситуация с языковой грамотностью в нашей стране? С

одной стороны, казалось бы, неплохая. Почему? Потому что сегодня

грамотным быть модно. Регулярно проводятся народные диктанты, диктанты

для чиновников и т.д. А с другой стороны, именно в школьный период

обучения сложно бывает убедить школьников, замотивировать, чтобы они

русский язык изучали хорошо и были грамотными.

Как же сделать так, чтобы русский язык для школьников стал значимым,

чтобы языковая грамотность системно формировалась? Безусловно, нужна

мотивация. И самый эффективный способ её формирования – интерес.

На своих занятиях я использую методы и приёмы одной из систем

образования,

которая

много

внимания

уделяет

именно

развитию

функциональной

грамотности.

Это

вольфдорская

педагогика.

Большая

ценность и редкость на уроке – это общение между детьми. Для того, чтобы

детям было интересно и не скучно, я использую находку вольфдорского

педагога Ганькиной Марины Владимировны, которую она назвала «Дырявый

текст». То, что в обычных упражнениях называется «вставить пропущенные

буквы», у неё называется «штопать дырки». Слово «дырки» растворено в самом

воздухе ученической жизни. «Штопать дырки» соседа – довольно интересное

занятие.

Рецепт изготовления «дырок»

Где могут появиться «дырки»? Как известно, где тонко, там и рвётся. У

согласных свои «тонко», у гласных – свои. В корне, суффиксе, приставке,

окончании. А ещё это всякие знаки препинания. Каждая «дырка» - непременно

какая-то орфограмма или пунктограмма. Ученик берёт чистый лист бумаги и

книжку, из которой он будет переписывать текст. У «дырявого текста» есть

свои правила:

1.

Уважайте того, кто будет читать! Пишите разборчиво!

2.

Не менее одной «дырки» в каждом слове!

3.

Сколько угодно знаков препинания может быть пропущено.

4.

«Дырки» должны быть достаточно вместительными, ведь их кому-то

«штопать».

Книжечка, из которой был взят текст, обязательно прилагается.

«Штопаем дырки!»

Итак, текст продырявлен. Чаще всего это часть домашнего задания.

Быстро, буквально за 3-5 минут ученик должен «заштопать дырки» соседа по

парте. Сначала он это делает карандашом. После общего сигнала текст

возвращается к хозяину, и теперь он ручкой начистовую, сверяясь с книжкой,

«штопает» свой текст. И, если карандаш не врёт, то он обводит его ручкой, а

если увидел ошибку, то, предварительно показав её соседу, исправляет ручкой,

вписывая единственно правильный ответ. В это время сосед проделывает то же

самое. Поскольку все являются чьими-то соседями, работают все. Давайте

посчитаем, сколько разных встреч с текстом, с разных точек зрения, состоялось

у нас во время этой работы. Когда нашёл в книжечке нужный текст – это раз.

Когда помогали соседу «штопать» свои «дырки», отвечая на вопрос: а что это

за слово? Это два. Когда вписывал ручкой правильные ответы – это третий раз.

И, наконец, когда сверял с книжкой правильный ответ – четвёртый раз.

Каждый раз в световое пятно восприятия ребёнка попадают разные слова.

Сколько материала дети пропускают через себя?

Это отличный инструмент, если дети при этом ещё и оценивают друг друга.

Что можно оценить?

- Сложность «дырок»;

- качество текста;

- удобство «дырок».

Следующий приём, который я использую в работе по формированию

функциональной грамотности, называется

«Проблемная ситуация»

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Например, на уроке предстоит познакомиться с понятием «омофоны» (о чем

дети не знают). Ребята получают задание:

- Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные

слова:

Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу..,

обо…

Проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему? Опечатка?

Учащиеся уже знакомы с понятием «омонимы». Оказывается, некоторые слова

пишутся по-разному, хоть произносятся и слышатся одинаково и называются

«омофонами».

Приемы «Своя опора», «Ключевые слова», которые научат ребенка работать

с информацией.

Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему на

этапе закрепления знаний. Такие опорные конспекты могут служить

материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и

минусы, корректируются недостатки. Приём «Ключевые слова» можно

использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы, например,

по темам: «Местоимение», «Наречие», «Причастие», «Деепричастие» и т.д.

- Предлагаю составить схему с ключевыми словами к теме «Глагол» (тема

изучена, идёт закрепление знаний)

Применение прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно

ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. То

есть используется поисковый метод учения.

Также

для повышения уровня грамотности детей я использую онлайн-

тренажёр на платформе ВебГрамотей. Это некий банк заданий по

различным правилам орфографии и пунктуации, которые ученик выполняет в

системе. Это аналог рабочей тетради по сути, у которой есть автоматическая

система выдачи знаний и автоматическая система проверки. Платформа

ВебГрамотей соответствует следующим критериям:

1. Хороший банк заданий.

2. Хорошая автоматизированная обратная связь

3. Достаточный уровень проработки заданий.

Работая на ВебГрамотее, можно назначать учащимся 100-200 слов из

режима орфографии и 50 упражнений из режима пунктуации еженедельно. При

такой систематической хорошей работе у учащихся гарантированно будет

повышаться грамотность.

Использование онлайн-тренажёра ВебГрамотей способствует развитию

грамотности учащихся, которая тесно связана с функциональной грамотностью.

А это позволяет ученикам в дальнейшем наиболее эффективно и приятно для

себя реализовывать функцию письма, т.е. создавать письменные тексты.

Учитель русского языка и литературы Виноградова Н.Б.



В раздел образования