Автор: Халгаев Дмитрий Васильевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ ВО "Высшая школа музыки РС(Я) им. В.А. Босикова "
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика профессиональных заболеваний музыкантов в ГБОУ ВО «Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) им. В.А. Босикова» средствами физической культуры
Раздел: высшее образование
Профилактика профессиональных заболеваний музыкантов в ГБОУ ВО
«Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) им. В.А. Босикова»
средствами физической культуры
Халгаев Дмитрий Васильевич - старший преподаватель физической
культуры и спорта ГБОУ ВО «ВШМ РС(Я) им В.А.Босикова»
Проблема профессиональных заболеваний музыкантов (пианисты, скрипачи,
духовые инструменты и т.д.), остаётся очень актуальной. Зачастую проблемы со
здоровьем возникают у музыканта ещё в школе или училище и заставляют многих
талантливых исполнителей отказаться от профессиональной карьеры. Вопрос здоровья
исполнительского аппарата требует внимания и бдительности не только непосредственно
учащегося, но также педагога и родителей.
Создание
действенной
защиты
организма
трудящихся
от
вероятности
возникновения профессиональных заболеваний и травматизма - одна из важнейших задач
физической культуры. Поскольку известно, что здоровый физически подготовленный
человек, в силу хорошей реакции, достаточных скоростно-силовых возможностей, меньше
подвержен случайным и профессиональным травмам. У него более высокая устойчивость
против заболеваний,
проникающей радиации.
Использование средств физической
культуры для повышения и поддержания профессиональной работоспособности всегда
бывает связано с условиями и характером его труда.
Цель моей работы: профилактика профессиональных заболеваний музыкантов
средствами физической культуры.
Задача: Рассмотреть доступные на сегодняшний день методы профилактики и
восстановления, а также осветить проблему в целом и привлечь к ней внимание.
Мотивировать учащихся к занятию физической культурой и введению ЗОЖ.
Профессиональные заболевания лиц музыкальных профессий встречаются не так
редко, как принято считать [8]. По данным статистики во всем мире около 90 %
музыкантов имеют профессиональные заболевания.
Известны имена выдающихся
музыкантов, страдавших профессиональными заболеваниями рук: С. Рахманинов, А.
Тосканини, С. Танеев, Т. Нейгауз, С. Скрябин и другие. От профессиональной болезни
музыкантов ужасно страдал Роберт Шуман, что заставило его прекратить игру на рояле и
сосредоточиться на сочинении музыки.
В конце XIX века на профессиональное здоровье музыкантов стали обращать
вникание,
т.к.
многие
именитые
музыканты
из-за
болезней
прекращали
свою
деятельность. Например: болезни рук у пианистов стали настолько частыми, что это
заставило
некоторых
музыкантов
практически
пересмотреть
основы
методики
преподавания. Актуальность решения этой проблемы существует и в сегодняшней
реальности. В Берлине даже создан Институт здравоохранения музыкантов, где изучают
профессиональные заболевания музыкантов, способы их лечения и профилактики.
Сохранение и укрепление здоровья человека, повышение и поддержание высокой
работоспособности - одна из важнейших задач нашего общества. Среди многих факторов,
определяющих решение этой задачи, важное место занимает физическая культура.
Правильно
организованный
режим
рабочего
дня,
отдыха,
занятия
физическими
упражнениями и спортом оказывают существенное влияние на снятие утомления,
повышение сопротивляемости организма различным заболеваниям.
Профессии, деятельность которых связана с низкой двигательной активностью,
требуют правильной организации труда и условий, в которых они выполняются.
Общеизвестно, что полноценно использовать профессиональные знания, умения и навыки
возможно только при хорошем состоянии здоровья и высокой работоспособности.
Возникновение различных отклонений в состоянии здоровья человека на почве
гиподинамии, бесспорно, является следствием упущенных возможностей профилактики
средствами физической культуры.
Во многих направлениях профессиональной деятельности растет роль умственного
труда и творческой деятельности. Одновременно усиливается и влияние нервно-
психической напряженности в процессе труда. Умственный и творческий труд также
требует проявления высших психических функций, как внимание, память, мышление,
скорость переработки информации и т.п., в связи с этим интенсивная умственная работа
особенно остро отражается на состоянии центральной нервной системы и на протекании
психических процессов. Интенсивность процесса обмена веществ в мозге значительно
повышена, он потребляет до 20 % кислорода, поступающего во внутреннюю среду
организма. Для нормального осуществления своих функций мозг должен иметь хорошее
стабильное кровоснабжение. Однако, длительное пребывание в положении сидя,
отрицательные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, нервно-
психическое напряжение снижают эффективность кровообращения в головном мозге. При
отрицательных эмоциях в крови увеличивается количество адреналина,
за счет
увеличения ацетилхолина, принимающего участие в передаче нервного напряжения в
центральной нервной системе, что приводит к сужению сосудов, питающих сердце и
головной мозг. Под влиянием адреналина учащается ритм сердца, что связано с большим
расходом энергии, при этом доставка к органам питательных веществ и кислорода
ограничивается.
От функционального перенапряжения при игре на музыкальных инструментах
может
возникнуть
ряд
заболевания
верхних
конечностей
(миозиты,
бурситы,
эпикондилиты, ганглии, тендовагиниты, периартриты, легаментиты и др.), вызывающих
не только болевые ощущения, но и ограничивающих трудоспособность музыканта и, в
ряде случаев, требующих переквалификации [2, 8, 9, 10].
Наиболее часто
встречающие
болезни
музыкантов
Причина
Болезненные
проявления
невромиалгии и
невромиозиты,
невротендомиоз
иты
нарушение нормальных,
рациональных
отправлений ее при игре,
своего рода
«перенапряжение»
мускулатуры)
непроизвольные
сокращения мышц,
обычно именуемые
судорогами, и боли
невралгического
характера.
Верхние конечности
Дискинезия
своеобразное
профессиональное
заболевание пианистов,
скрипачей, трубачей,
характеризуется
расстройством
координации
движений при
Расстройства
координации
движения
барабанщиков,
дирижеров
выполнении
профессиональной
работы,
дискинезия губ
у музыкантов, играющих
на духовых
инструментах, они
подвержены
координаторному
неврозу губ
Неворз губ
Невроз губ
эмфиземе
легких
у певцов, а также у
музыкантов, играющих
на духовых
инструментах
Ухудшение
газообмена и
увеличение
резервного объема
выдоха
Слабость, быстрая
утомляемость,
снижение
когнитивных
способностей
варикозному
расширению вен
у певцов, а также у
музыкантов, играющих
на духовых
инструментах
Длительное и
частое повышение
внутрибрюшного
давления при игре
на духовых
инструментах,
обусловленное
напряжением
брюшной стенки,
создает
препятствия к
оттоку крови из вен
нижних
конечностей, оно
усугубляется
длительным
стоянием.
чувство тяжести
нижних конечностей;
- чувство распирания
в нижних
конечностях;
- высокая
утомляемость во
время ходьбы;
- легкие судороги;
- появление видимого
венозного рисунка;
- появление
выбухающих вен и
узлов
Частые
простудные
заболевания
верхних
дыхательных
путей
артисты хора и оперетты
чувствительность
ю голосового
аппарата к
охлаждению из-за
перегрузки
Боль в горле,
охриплость, насморк
и т.д.
фонастения,
ларингиты,
полипы и
певческие
узелки,
трахеиты,
функциональны
е
певцов-профессионалов
расстройства,
приводящие
прекрасные от
природы голоса к
полному
разрушению
Разрушение голоса
Профессиональные
дискинезии
развиваются
большей
частью
у
высококвалифицированных музыкантов и часто бывают трагичны, так как музыканту
труднее, чем кому-либо другому, сменить свою профессию. Одна лишь мысль лишиться
возможности дальнейшей деятельности на избранном поприще влечет за собой, в
большинстве случаев, подавленное настроение больного, тяжело переживается и
«обрастает» выраженными реактивными наслоениями [2, 8, 9].
Экспериментально установлено, что нарушение временных отношений фаз вдоха и
выдоха, в зависимости от исполняемой музыкальной фразы, длительным и напряженным
выдохом предъявляет повышенные требования к работе единой функциональной
системы: легкие – сердце [11].
Профессиональные заболевания редко встречаются у музыкантов в возрасте
старше 30 лет, и в 72 % случаев они встречаются у лиц, моложе 25 лет, особенно часто в
возрасте 18-23 лет [8, 9].
Это тот самый возрастной уровень, когда оркестранты, камерные исполнители,
солисты овладевают необходимой для профессиональной деятельности техникой своего
инструмента, голоса и вступают на профессиональную сцену. Однако, эта техника и
профессиональные навыки еще недостаточно хороши, чтобы предохранить музыканта от
«срывов», в результате как физической, так и эмоциональной перегрузки. Первые шаги на
профессиональной сцене, как правило, совпадают с периодом учебы в музыкальном
училище, в консерватории. Можно сделать вывод, что профессиональные заболевания в
массе падают на стадию формирования личности музыканта, иными словами, на период
развития исполнительских и творческих навыков.
Однако, несмотря на молодой возраст, время занятий музыкой у 82 % больных
профессиональными заболеваниями превышал 10 лет, а у 40 % – 15 лет, так как
музыканты обычно начинают играть с 4-6 лет [8, 9].
Очень часто педагоги-музыканты почти не занимаются вопросами профилактики
профессиональных заболеваний музыкантов, и, чаще всего, им не хватает теоретической
подготовки в этой области [10].
В анамнезе больные профессиональными заболеваниями, как правило, связывают
это с хроническим утомлением на почве профессионального перенапряжения мышц и
функций,
связанных
еще
с
нервирующими
моментами
и
профессиональными
перегрузками [2, 8, 9, 10].
Можно сделать вывод, что профессиональные заболевания возникают в результате
нарушения естественных физиологических законов работы мышц и функций, которое
может быть вызвано как искажением рабочих навыков и физическими особенностями
организма, так и недостатком тренированности исполнительского аппарата.
Большую
значимость
имеют
физические
упражнения,
например:
утренняя
гимнастика, водные процедуры, закаливание и массаж, «двигательная терапия» и
специальная гимнастика до игры, пения, дирижирования. Для совершенствования
исполнительской техники,
также профилактика и реабилитация профессиональных
заболеваний [1, 6, 7, 7, 10].
Выносливость, является главным физическим качеством для музыкантов всех
специальностей.
Для мотивации к занятию к спорту с малых лет детей, нужно приучать делать зарядку.
Чтоб зарядка вошло в норму жизни. Проводить регулярные спортивные мероприятия.
После концертов и изнурительных репетиций дать возможность детям заниматься
активным спортом (игровые виды спота), для психологической разгрузки.
Педагогам рекомендовать проводить производственную гимнастику между репетицией.
Литература:
1. Батурина В.Г. Физическое воспитание студентов-пианистов: Автореф. канд.
дисс.-Л., 1972.-18с.
2. Грацианская
Л.Н.,
Ковшило
В.Е.
Справочник
по
профессиональной
патологии.-Л.: «Медицина», 1981.-149с.
3. Куренков Т.И. Внешнее дыхание и газообмен при плавании: Автореф. канд.
дисс.-М.,1968.-22с.
4. Лебедев В.М., Жук Э.И. Влияние различных форм физических упражнений на
моторную зрелость 7-10-летних детей// Теория и практика физической культуры.-1982.-№
7.-С.31.
5. Навратия М., Кадлец К., Даум С. Патофизиология дыхания. -М.: «Медицина»,
1967.-43с.
6. Назаров И.Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее
совершенствования. -Л.: Изд-во «Музыка», 1969.-131с.
7. Остапкович В.Е., Брофман А.В. Профессиональные заболевания лор-органов.
–М.: «Медицина», 1982.-С.100.
8. Пронькова Е.Н.
Клиника,
лечение
и
профилактика профессиональных
заболеваний рук у музыкантов: Автореф. канд. дисс.-М.,1967.-17с.
9. Струве Б.А.
Профилактика профессиональных
заболеваний (смычковая
группа). -Л.: «Музыка», 1985.-С.60.
10. Шмидт-Шкловская. О воспитании пианистических навыков. Издание 2-е. -Л.,
«Музыка», 1985. –С.60.
11. Шнайдер А.А. Функциональное состояние кардиореспираторной системы и
физическая работоспособность музыкантов различных специальностей: Автореф. канд.
дисс.-Фрунзе,1988.-С.18.