Автор: Ольга Ильинична Захарченко
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ "Александровская СОШ" Томского района, Томской области
Населённый пункт: с. Александровское, Томский район
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательной активности школьников через исследовательскую деятельность
Раздел: полное образование
Развитие познавательной активности школьников через
исследовательскую деятельность
В
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
сформулирована цель образования - «воспитание, социально-педагогическая
поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного,
творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [1]. Школа
является учебно-воспитательным комплексом. Одна из задач - выявление и
развитие способностей каждого ученика, повышение творческой активности
учащихся, формирование учебно-исследовательских умений и навыков,
необходимых для продолжения образования и будущей самостоятельной
деятельности.
Характерная особенность современного урока биологии и химии -
активная
(самостоятельная)
учебная
деятельность
учащихся,
которая
заключается в поисках путей перехода от пассивного обучения к активному.
Познавательный интерес более всего обнаруживает себя при решении задач
поискового,
исследовательского,
творческого
вида,
менее
–
в
репродуктивной деятельности. Знания, добытые своим трудом, гораздо
прочнее и глубже.
Цель моей педагогической деятельности - внедрение исследовательских
технологий
как
средства
развития
познавательной
активности
и
самостоятельности учащихся.
Основная задача - создавать ситуации выбора и успеха каждого ученика
через включение в посильную поисково-исследовательскую работу.
Для развития интереса использую наглядность, эвристику, повторение
уроков с новой точки зрения, разнообразие видов, методов, форм, способов и
приемов преподавания.
Современные технологии позволяют включить
школьника
в
разнообразные
виды
деятельности:
игровую,
исследовательскую,
проектную, коммуникативную и
др.
Это
создаёт
огромные возможности в формировании положительной мотивации учения и
познавательного интереса. На основе этих технологий можно проектировать
различные
виды
заданий
(самостоятельных,
творческих,
проблемных,
исследовательских), отражающих и уровень развития школьника, и его
личностные интересы и особенности, и склонности к различным видам
деятельности.
Проектно-исследовательскую
деятельность
учеников,
развитие
их
познавательной активности организую на уроках:
применение
исследовательских
методов
изучения
(проблемный вопрос, ситуация, задание…);
проведение
учебного
эксперимента
(лабораторные
и
практические работы);
экскурсии в природу;
нетрадиционные уроки; интегрированный урок, урок-игра,
урок - дискуссия, урок-исследование.
домашние задания исследовательского характера
и во внеурочное время:
подготовка и участие в олимпиадах;
участие в конкурсах и исследовательских конференциях;
проведение элективных, профильных курсов.
Исследовательская
деятельность
позволяет
решать
одновременно
вопросы обучения, развития и воспитания подрастающего поколения.
Исследовательская
деятельность
стимулирует
самостоятельную
познавательную активность. Во время исследовательской работы каждый
ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него
знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет создать условия, в
которых каждый школьник может проявить свои таланты, «реализовать
творческий потенциал». Такое обучение создает положительную мотивацию
для самообразования. Ребята получают практические навыки работы: с
приборами, с натуральными объектами и гербарными экземплярами, с
источниками
информации,
с
установками,
с
компьютером,
учатся
анализировать
полученные
результаты,
делать
выводы,
оформлять
результаты в виде проектной и исследовательской работы. Учащиеся видят
реальное применение своих знаний.
Такая
работа
способствует
творческому
самоопределению
и
самоутверждению каждого ученика, позволяет показать, что каждый ученик
талантлив и может проявить свои способности, стимулирует интерес к
изучению наук.