Напоминание

Развитие познавательной активности школьников через исследовательскую деятельность


Автор: Ольга Ильинична Захарченко
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ "Александровская СОШ" Томского района, Томской области
Населённый пункт: с. Александровское, Томский район
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательной активности школьников через исследовательскую деятельность
Раздел: полное образование





Назад




Развитие познавательной активности школьников через

исследовательскую деятельность

В

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

сформулирована цель образования - «воспитание, социально-педагогическая

поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного,

творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [1]. Школа

является учебно-воспитательным комплексом. Одна из задач - выявление и

развитие способностей каждого ученика, повышение творческой активности

учащихся, формирование учебно-исследовательских умений и навыков,

необходимых для продолжения образования и будущей самостоятельной

деятельности.

Характерная особенность современного урока биологии и химии -

активная

(самостоятельная)

учебная

деятельность

учащихся,

которая

заключается в поисках путей перехода от пассивного обучения к активному.

Познавательный интерес более всего обнаруживает себя при решении задач

поискового,

исследовательского,

творческого

вида,

менее

в

репродуктивной деятельности. Знания, добытые своим трудом, гораздо

прочнее и глубже.

Цель моей педагогической деятельности - внедрение исследовательских

технологий

как

средства

развития

познавательной

активности

и

самостоятельности учащихся.

Основная задача - создавать ситуации выбора и успеха каждого ученика

через включение в посильную поисково-исследовательскую работу.

Для развития интереса использую наглядность, эвристику, повторение

уроков с новой точки зрения, разнообразие видов, методов, форм, способов и

приемов преподавания.

Современные технологии позволяют включить

школьника

в

разнообразные

виды

деятельности:

игровую,

исследовательскую,

проектную, коммуникативную и

др.

Это

создаёт

огромные возможности в формировании положительной мотивации учения и

познавательного интереса. На основе этих технологий можно проектировать

различные

виды

заданий

(самостоятельных,

творческих,

проблемных,

исследовательских), отражающих и уровень развития школьника, и его

личностные интересы и особенности, и склонности к различным видам

деятельности.

Проектно-исследовательскую

деятельность

учеников,

развитие

их

познавательной активности организую на уроках:

применение

исследовательских

методов

изучения

(проблемный вопрос, ситуация, задание…);

проведение

учебного

эксперимента

(лабораторные

и

практические работы);

экскурсии в природу;

нетрадиционные уроки; интегрированный урок, урок-игра,

урок - дискуссия, урок-исследование.

домашние задания исследовательского характера

и во внеурочное время:

подготовка и участие в олимпиадах;

участие в конкурсах и исследовательских конференциях;

проведение элективных, профильных курсов.

Исследовательская

деятельность

позволяет

решать

одновременно

вопросы обучения, развития и воспитания подрастающего поколения.

Исследовательская

деятельность

стимулирует

самостоятельную

познавательную активность. Во время исследовательской работы каждый

ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него

знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет создать условия, в

которых каждый школьник может проявить свои таланты, «реализовать

творческий потенциал». Такое обучение создает положительную мотивацию

для самообразования. Ребята получают практические навыки работы: с

приборами, с натуральными объектами и гербарными экземплярами, с

источниками

информации,

с

установками,

с

компьютером,

учатся

анализировать

полученные

результаты,

делать

выводы,

оформлять

результаты в виде проектной и исследовательской работы. Учащиеся видят

реальное применение своих знаний.

Такая

работа

способствует

творческому

самоопределению

и

самоутверждению каждого ученика, позволяет показать, что каждый ученик

талантлив и может проявить свои способности, стимулирует интерес к

изучению наук.



В раздел образования