Авторы: Чулибаева Елена Диловаровна, Епишенкова Елена Юрьевна
Должность: учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 338 имени А.Ф. Авдеева
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья и конспект занятия
Тема: "Использование дистанционных досугов, как средства взаимодействия с родителями для повышения их компетентности в развитии детей с ОВЗ."
Раздел: дошкольное образование
Использование дистанционных досугов, как средства взаимодействия с
родителями для повышения их компетентности в развитии детей с ОВЗ.
Практика современного дошкольного образования в последние годы выдвигает
целый
ряд
острых
проблем,
связанных
с
увеличением
числа
детей,
имеющие
нарушения в том числе и нарушения зрения. Поэтому в дошкольных учреждениях
компенсирующего вида наблюдается усиление внимания к вопросу создания целой
системы
медико-психолого-педагогического
сопровождения
детей,
отвечающей
особым образовательным потребностям и возможностям детей.
В связи с этим четко обозначился комплексный подход к сопровождению детей с
ОВЗ.
Однако,
наряду
с
положительными
тенденциями
в
решении
проблемы
комплексного подхода сопровождения остается актуальным следующие вопросы – как
это осуществить? И нужно ли привлекать родителей в сопровождение?
Детям с нарушениями зрения, как и другим детям с ОВЗ, жизненно необходима
разносторонняя помощь и поддержка, все они нуждаются в комплексном медико-
психолого-педагогическом сопровождении с учетом своеобразия их развития. Для
достижения
положительных
результатов
восстановления
зрения
необходима
правильная организация всей системы лечения, воспитания и обучения не только со
стороны специалистов ДОУ, но и родителей. В дошкольном детстве особенно важно
влияние семьи. Какие бы изменения не происходили на коррекционных занятиях и
лечении,
они
приобретают
значение
для
развития
личности
ребенка
лишь
при
условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика
не может привести к достижению планируемого в программе эффекта, если ребенок
не находит понимания и отклика у родителей. Занятия с родителями для ребенка
бесспорно
важная
работа.
Но
очень
часто
специалисты
ДОУ
сталкиваются
с
различными
проблемами,
возникающие
при
взаимодействии
с
родителями.
Приведем часто встречающиеся проблемы:
* недоверие специалистам;
* бездействие семьи;
* излишняя самоуверенность родителей;
* чрезмерные ожидания от действий педагогов;
* переоценка возможностей детей;
* утаивание сопутствующих заболеваний и диагнозов;
* гиперопека.
Поэтому в нашей практике мы стали искать пути включения родителей в
процесс
медико-психолого-педагогического
сопровождения
детей.
Осознавая
важность
сотрудничества
с
родителями
через
повышение
родительской
компетентности в вопросах воспитания и развития детей, мы пришли к выводу о
необходимости
организации
современной
модели
сопровождения
детей
путем
включения в данный процесс родителей. В настоящее время существует различные
формы взаимодействия с родителями:
- выступления на родительских собраниях по общим вопросам воспитания и
обучения, развития дошкольников с нарушениями зрения;
- консультация для отдельных групп родителей с учетом общих для них проблем,
связанных
с
особенностями
развития
детей,
трудностями
в
овладении
определенными знаниями;
-
индивидуальное
консультирование
родителей
по
вопросам,
касающихся
конкретного ребенка;
- выставки специальной, доступной для понимания родителей, литературы с
аннотациями тифлопедагога;
- выставки игр и специальных пособий, которые родители могут использовать в
занятиях с детьми дома;
- выставки детских работ, выполненных на занятиях тифлопедагога; задания на
дом (на выходные дни, на лето).
Мы
выбрали
и
стали
разрабатывать
модель,
которую
назвали «Дистанционные
тифлопедагогические досуги».
Целью данных досугов является обучение родителей приемам взаимодействия с
ребенком, оказания ему действенной помощи в выполнении определенных видов
деятельности, знакомство родителей с основными направлениями коррекционной
работы для повышения партнерских отношений и пробуждения интереса и желания
заниматься со своими детьми.
Именно через досуг тифлопедагог наглядно может:
-проинформировать родителей о ходе коррекционно-развивающего процесса;
- повысить образование родителей;
-привлечь родителей к совместной деятельности.
Модель дистанционных досугов.
Что значит для нас «дистанционные досуги»? Рассмотрим термин «дистанция».
«Дистанция» - это система интенсивной самостоятельной работы под руководством
ведущего.
На начальных этапах проведения досугов ведущая роль принадлежит
тифлопедагогу, где педагог демонстрирует родителям разнообразие игровых приемов
и знакомит с основными направлениями коррекционной работы. На следующем этапе
тифлопедагог проводит досуг в тесном сотрудничестве с родителями, где родители
становятся
непосредственными
участниками
игры.
На
заключительном
этапе
тифлопедагог предлагает родителям ведущую роль по проведению досуга, где сам
тифлопедагог может выступать как консультант. Переход досуга от одного этапа к
последующему и есть прохождение дистанции, где родители переходят из пассивной
роли зрителей в ведущую. Каждый этап имеет свои определенные задачи, принципы
организации и время проведения.
ц
е
л
ь
ц
е
л
ь
ф
о
р
м
ы
ф
о
р
м
ы
н
а
п
р
а
в
л
е
н
и
я
н
а
п
р
а
в
л
е
н
и
я
Этапы досуга:
п
р
и
н
ц
и
п
о
р
г
а
н
и
з
а
-
ц
и
и
з
а
д
а
ч
и
п
р
и
н
ц
и
п
о
р
г
а
н
и
з
а
-
ц
и
и
з
а
д
а
ч
и
н
а
ч
а
л
ь
н
ы
й
э
т
а
п
в
р
е
м
я
п
р
о
в
е
д
е
н
и
я
:
з
а
д
а
ч
и
:
п
р
и
н
ц
и
п
о
р
г
а
н
и
з
а
ц
и
и
:
п
р
и
н
ц
и
п
о
р
г
а
н
и
з
а
ц
и
и
:
з
а
д
а
ч
и
:
в
р
е
м
я
п
р
о
в
е
д
е
н
и
я
:
о
с
н
о
в
н
о
й
э
т
а
п
Структура тифлопедагогического досуга.
Немаловажным для тифлопедагога в данной работе стоит вопрос о значимости
досугов,
о
степени
повышения
компетентности
родителей.
Поэтому
тифлопедагог
параллельно с досугами осуществляет анкетирование родителей. Известно, что опрос
родителей
–
это
метод
сбора
информации
по
разным
аспектам.
Анкетирование
помогает
тифлопедагогу
содержательнее
и
продуктивнее
построить
общение
с
семьей. Анкетирование может так же стать и для самих родителей своеобразным
содержательным
ориентиром
в
формулировании
своего
запроса
для
беседы
с
тифлопедагогом. В процессе анкетирования тифлопедагог постепенно и ненавязчиво
начинает
включать
родителей
в
процесс
сопровождения
детей,
налаживать
отношения с родителями.
Если рассмотреть досуги всех трех этапов, то можно сказать, что в зависимости от
этапа,
при
котором
проводится
досуг,
тифлопедагог
выбирает
разные
способы
взаимодействия
с
родителями.
На
начальном
этапе
лучше
целесообразнее
использовать
такую
форму
работы
с
родителями,
как
мастер-класс.
В
процессе
основного
этапа
тифлопедагог
меняет
форму
взаимодействия
с
родителями
и
использует совместную деятельность родителей и детей. При заключительном этапе
Основной
эт ап
Заклю чительный
эт ап
тифлопедагог
уже
предлагает
родителям
выступить
организаторами
и
ведущими
досуга.
Так же в структуру досуга входят беседы, консультации и обмен мнениями. По
завершению
досуга
тифлопедагог
проводит
консультацию
родителей,
знакомит
с
видами игр, использованных в досуге, отвечает на вопросы родителей.
Таким образом, результатом включения родителей в сопровождение ребенка
через
тифлопедагогические
дистанционные
досуги
является
индикатором
пози-
тивной динамики, так как это позволяет укрепить чувства родительской компетенции
в вопросах воспитания и развития, улучшить взаимопонимание между родителями и
детьми,
улучшить
внутрисемейную
атмосферу
–
другими
словами,
появляется
возможность
создать
социальную
атмосферу,
оптимальную
для
гармоничного
развития ребенка.