Напоминание

"Использование дистанционных досугов, как средства взаимодействия с родителями для повышения их компетентности в развитии детей с ОВЗ."


Авторы: Чулибаева Елена Диловаровна, Епишенкова Елена Юрьевна
Должность: учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 338 имени А.Ф. Авдеева
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья и конспект занятия
Тема: "Использование дистанционных досугов, как средства взаимодействия с родителями для повышения их компетентности в развитии детей с ОВЗ."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование дистанционных досугов, как средства взаимодействия с

родителями для повышения их компетентности в развитии детей с ОВЗ.

Практика современного дошкольного образования в последние годы выдвигает

целый

ряд

острых

проблем,

связанных

с

увеличением

числа

детей,

имеющие

нарушения в том числе и нарушения зрения. Поэтому в дошкольных учреждениях

компенсирующего вида наблюдается усиление внимания к вопросу создания целой

системы

медико-психолого-педагогического

сопровождения

детей,

отвечающей

особым образовательным потребностям и возможностям детей.

В связи с этим четко обозначился комплексный подход к сопровождению детей с

ОВЗ.

Однако,

наряду

с

положительными

тенденциями

в

решении

проблемы

комплексного подхода сопровождения остается актуальным следующие вопросы – как

это осуществить? И нужно ли привлекать родителей в сопровождение?

Детям с нарушениями зрения, как и другим детям с ОВЗ, жизненно необходима

разносторонняя помощь и поддержка, все они нуждаются в комплексном медико-

психолого-педагогическом сопровождении с учетом своеобразия их развития. Для

достижения

положительных

результатов

восстановления

зрения

необходима

правильная организация всей системы лечения, воспитания и обучения не только со

стороны специалистов ДОУ, но и родителей. В дошкольном детстве особенно важно

влияние семьи. Какие бы изменения не происходили на коррекционных занятиях и

лечении,

они

приобретают

значение

для

развития

личности

ребенка

лишь

при

условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика

не может привести к достижению планируемого в программе эффекта, если ребенок

не находит понимания и отклика у родителей. Занятия с родителями для ребенка

бесспорно

важная

работа.

Но

очень

часто

специалисты

ДОУ

сталкиваются

с

различными

проблемами,

возникающие

при

взаимодействии

с

родителями.

Приведем часто встречающиеся проблемы:

* недоверие специалистам;

* бездействие семьи;

* излишняя самоуверенность родителей;

* чрезмерные ожидания от действий педагогов;

* переоценка возможностей детей;

* утаивание сопутствующих заболеваний и диагнозов;

* гиперопека.

Поэтому в нашей практике мы стали искать пути включения родителей в

процесс

медико-психолого-педагогического

сопровождения

детей.

Осознавая

важность

сотрудничества

с

родителями

через

повышение

родительской

компетентности в вопросах воспитания и развития детей, мы пришли к выводу о

необходимости

организации

современной

модели

сопровождения

детей

путем

включения в данный процесс родителей. В настоящее время существует различные

формы взаимодействия с родителями:

- выступления на родительских собраниях по общим вопросам воспитания и

обучения, развития дошкольников с нарушениями зрения;

- консультация для отдельных групп родителей с учетом общих для них проблем,

связанных

с

особенностями

развития

детей,

трудностями

в

овладении

определенными знаниями;

-

индивидуальное

консультирование

родителей

по

вопросам,

касающихся

конкретного ребенка;

- выставки специальной, доступной для понимания родителей, литературы с

аннотациями тифлопедагога;

- выставки игр и специальных пособий, которые родители могут использовать в

занятиях с детьми дома;

- выставки детских работ, выполненных на занятиях тифлопедагога; задания на

дом (на выходные дни, на лето).

Мы

выбрали

и

стали

разрабатывать

модель,

которую

назвали «Дистанционные

тифлопедагогические досуги».

Целью данных досугов является обучение родителей приемам взаимодействия с

ребенком, оказания ему действенной помощи в выполнении определенных видов

деятельности, знакомство родителей с основными направлениями коррекционной

работы для повышения партнерских отношений и пробуждения интереса и желания

заниматься со своими детьми.

Именно через досуг тифлопедагог наглядно может:

-проинформировать родителей о ходе коррекционно-развивающего процесса;

- повысить образование родителей;

-привлечь родителей к совместной деятельности.

Модель дистанционных досугов.

Что значит для нас «дистанционные досуги»? Рассмотрим термин «дистанция».

«Дистанция» - это система интенсивной самостоятельной работы под руководством

ведущего.

На начальных этапах проведения досугов ведущая роль принадлежит

тифлопедагогу, где педагог демонстрирует родителям разнообразие игровых приемов

и знакомит с основными направлениями коррекционной работы. На следующем этапе

тифлопедагог проводит досуг в тесном сотрудничестве с родителями, где родители

становятся

непосредственными

участниками

игры.

На

заключительном

этапе

тифлопедагог предлагает родителям ведущую роль по проведению досуга, где сам

тифлопедагог может выступать как консультант. Переход досуга от одного этапа к

последующему и есть прохождение дистанции, где родители переходят из пассивной

роли зрителей в ведущую. Каждый этап имеет свои определенные задачи, принципы

организации и время проведения.

ц

е

л

ь

ц

е

л

ь

ф

о

р

м

ы

ф

о

р

м

ы

н

а

п

р

а

в

л

е

н

и

я

н

а

п

р

а

в

л

е

н

и

я

Этапы досуга:

п

р

и

н

ц

и

п

о

р

г

а

н

и

з

а

-

ц

и

и

з

а

д

а

ч

и

п

р

и

н

ц

и

п

о

р

г

а

н

и

з

а

-

ц

и

и

з

а

д

а

ч

и

н

а

ч

а

л

ь

н

ы

й

э

т

а

п

в

р

е

м

я

п

р

о

в

е

д

е

н

и

я

:

з

а

д

а

ч

и

:

п

р

и

н

ц

и

п

о

р

г

а

н

и

з

а

ц

и

и

:

п

р

и

н

ц

и

п

о

р

г

а

н

и

з

а

ц

и

и

:

з

а

д

а

ч

и

:

в

р

е

м

я

п

р

о

в

е

д

е

н

и

я

:

о

с

н

о

в

н

о

й

э

т

а

п

Структура тифлопедагогического досуга.

Немаловажным для тифлопедагога в данной работе стоит вопрос о значимости

досугов,

о

степени

повышения

компетентности

родителей.

Поэтому

тифлопедагог

параллельно с досугами осуществляет анкетирование родителей. Известно, что опрос

родителей

это

метод

сбора

информации

по

разным

аспектам.

Анкетирование

помогает

тифлопедагогу

содержательнее

и

продуктивнее

построить

общение

с

семьей. Анкетирование может так же стать и для самих родителей своеобразным

содержательным

ориентиром

в

формулировании

своего

запроса

для

беседы

с

тифлопедагогом. В процессе анкетирования тифлопедагог постепенно и ненавязчиво

начинает

включать

родителей

в

процесс

сопровождения

детей,

налаживать

отношения с родителями.

Если рассмотреть досуги всех трех этапов, то можно сказать, что в зависимости от

этапа,

при

котором

проводится

досуг,

тифлопедагог

выбирает

разные

способы

взаимодействия

с

родителями.

На

начальном

этапе

лучше

целесообразнее

использовать

такую

форму

работы

с

родителями,

как

мастер-класс.

В

процессе

основного

этапа

тифлопедагог

меняет

форму

взаимодействия

с

родителями

и

использует совместную деятельность родителей и детей. При заключительном этапе

Основной

эт ап

Заклю чительный

эт ап

тифлопедагог

уже

предлагает

родителям

выступить

организаторами

и

ведущими

досуга.

Так же в структуру досуга входят беседы, консультации и обмен мнениями. По

завершению

досуга

тифлопедагог

проводит

консультацию

родителей,

знакомит

с

видами игр, использованных в досуге, отвечает на вопросы родителей.

Таким образом, результатом включения родителей в сопровождение ребенка

через

тифлопедагогические

дистанционные

досуги

является

индикатором

пози-

тивной динамики, так как это позволяет укрепить чувства родительской компетенции

в вопросах воспитания и развития, улучшить взаимопонимание между родителями и

детьми,

улучшить

внутрисемейную

атмосферу

другими

словами,

появляется

возможность

создать

социальную

атмосферу,

оптимальную

для

гармоничного

развития ребенка.



В раздел образования