Напоминание

Педагогические условия формирования личности будущего медицинского работника


Автор: Александрова Любовь Петровна
Должность: воспитатель общежития
Учебное заведение: ГБПОУ КК "Камчатский медицинский колледж"
Населённый пункт: Камчатский край, Петропавловск - Камчатский
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические условия формирования личности будущего медицинского работника
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное

бюджетное

профессиональное

образовательное

учреждение

Камчатского

края

«Камчатский

медицинский

колледж»

14.01.2017

г

«Педагогические

условия

формирования

личности

будущего

медицинского

работника»

выполнила: воспитатель общежития ГБПОУ КК

«Камчатский

медицинский

колледж»

Александрова

Любовь

Петровна.

Петропавловск - Камчатский 2017 г

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации

одним из приоритетов государственной политики в настоящее время является сохранение и

укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения

доступности и качества медицинской помощи, как отмечено в Концепции развития системы

здравоохранения Российской Федерации до 2020 года, эффективное функционирование системы

здравоохранения определяется наличием достаточного количества подготовленных средних

медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением

Российской Федерации. Эффективное развитие системы здравоохранения в значительной степени

зависит от состояния профессионального уровня и качества подготовки среднего медицинского

персонала как самой объёмной составляющей кадрового ресурса здравоохранения.

Модернизация системы среднего медицинского образования предусматривает компетентностный

подход к подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов среднего

медицинского звена. Это позволяет привести в соответствие содержание, педагогические

технологии среднего медицинского образования и потребности рынка труда в современных

высококвалифицированных (компетентных) специалистов.

Компетентностный подход-это подход, акцентирующий внимание на результаты образования,

причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенных знаний, а способность

специалиста среднего медицинского звена действовать в различных проблемных ситуациях. Это

требует от преподавателей чётко сформулированных компетенций, которые позволяют педагогу

целенаправленно применять здоровье сберегающие технологии, а студенту - осознанно подходить

к своему обучению, что повышает качество ожидаемого результата в профессиональной

деятельности, будущего специалиста. В ходе обучения активный, мотивированный студент ставит

перед собой задачу развития компетенций, сформулированных в сотрудничестве с

преподавателем. Таким образом, обучающемуся не сверху навязывают систему современных

здоровье сберегающих технологий, а сам он уже в учебном процессе является активным

носителем социально - психологического аспекта того профессионального опыта, который в

дальнейшем будет приобретён в самостоятельной деятельности.

Аутокомпетентность, а точнее психолого - педагогический подход к развитию данной

компетентности, позволяет будущему специалисту иметь адекватное представление о своих

социально - профессиональных характеристиках и самостоятельно овладевать новыми

современными технологиями преодоления профессиональных деструкций. На развитие данной

компетентности направлены следующие очень важные компетенции:

^ Готовность самостоятельно находить проблемы в личностно — профессиональной сфере;

У Способность снизить риск совершения профессиональных ошибок, которые связаны с

жизнью будущего пациента;

>

Способность создавать проекты самокоррекции и др;

Комплекс следующих компетенций позволяет целенаправленно развивать социально -

правовую компетентность будущего специалиста:

>

Готовность проектировать профессиональное пространство на основе

предупреждения конфликтов;

>

Владение техниками разрешения конфликтов в медицинском учреждении;

>

Владение техниками сообщения пациенту информации о диагнозе;

>

Готовность формировать саногенный образ мыслей, как у себя, так и у пациентов (при

обучении);

>

Возможность предупреждать стресс - факторы, влияющие на уровень

самоменеджмента.

В современных условиях функционирования общества очень важно развивать у будущего

специалиста среднего медицинского звена экстремальную профессиональную компетентность

(способность действовать во внезапно усложнившихся условиях). И на развитие данной

компетентности направлены также конкретные компетенции, например, готовность

самостоятельно выявлять стресс - факторы в деятельности; исследовать стресс - фактор как

социальное явление; проектировать диалоговое пространство с коллегами, пациентами в

профилактике стрессоров. Профессиональная компетентность включает систему знаний, умений

и навыков, способностей, позволяющих специалисту среднего медицинского звена

квалифицированно судить о вопросах сферы профессиональной деятельности, а также качества

личности, дающие ему возможность успешно решать определённые профессиональные

задачи.

Наряду с профессиональной компетентностью в подготовке специалистов целесообразно

выделить ключевые компетентности:

1.

Когнитивная (познавательная) компетентность: способность самостоятельно учиться

работать с учебной и научной литературой, выделять главное в тексте, составлять план и

конспект по прочитанному тексту, оформлять доклады, рефераты, использовать цитаты,

писать рецензии, составлять библиографию и т.д.; способности и стремления к поиску

информации для учебных и учебно - исследовательских целей.

2.

Социально - психологическая компетентность: выполнение таких действий, как работа в

команде (группе), установление нормальных взаимоотношений с людьми, сотрудничество

с ними, познание самого себя, изучение индивидуально - психологических особенностей

другого человека; понимание психологического состояния собеседника и адекватная

реакция на него; при необходимости решение конфликтных ситуаций, изучение и оценка

групповых норм поведения, ценностей и отношений; способность к критике и

самокритике.

3.

Социально - организационная (управленческая) компетентность: способности

подготавливать и принимать организационные решения, определять цели

организации (поздравления), планировать и организовывать работу группы,

проверять исполнение, стимулировать работу сотрудников; персональная

ответственность; способность к совместной работе ради достижения цели;

способность эффективно работать в качестве подчинённого; способность к

самоконтролю.

4.

Информационно - компьютерная компетентность: способность получать,

систематизировать, использовать, анализировать, оценивать и передавать

информацию в различных формах; умение работать с файлами, умение

интерпретировать и обобщать информацию, использовать Интернет и т.д.

5.

Креативная компетентность: способность к творческому мышлению, к анализу, синтезу и

комбинированию; способность к переносу опыта; способность ставить и решать

нестандартные задачи (проблемы); способность предвидения; способность вести учебно

- исследовательскую работу; изобретательность.

6.

Коммуникативная компетентность: внимательность и интерес к людям; способность

адекватно воспринимать устную речь; владение монологической и диалогической речью с

соблюдением принятых этических норм общения; способность вести с людьми деловое и

неформальное общение; умение изучать и учитывать в коммуникации социально -

психологические особенности людей; умение слушать, умение подготовить и провести

деловую беседу, переговоры, совещания и дискуссии, деловые письма и т.д.

7.

Компетентность в здоровье сбережении: умение реализовывать идеи здорового образа

жизни на практике; культура здоровья; ответственность за своё здоровье и здоровье других

людей; способности к физическому развитию с помощью различных упражнений;

способность к психологическому саморегулированию; способности к духовно -

нравственному развитию; умение гармонично развиваться физически, психологически и

духовно; свобода от зависимостей (алкоголизма, наркомании, курения, попадания в

деструктивные секты и т.д.).

Воспитание и развитие личности студента предполагает решение таких задач, как:

>

Формирование гуманистического мировоззрения, общечеловеческих норм

морали, культуры поведения; нравственное воспитание студентов;

>

Воспитание патриотизма, активной гражданской позиции, правовой и

экологической культуры;

>

Трудовое воспитание студентов, формирование и развитие интереса к профессии,

подготовка к профессиональной деятельности;

>

Выявление и развитие творческого потенциала личности, приобщение к системе

культурных ценностей общества; эстетическое воспитание студентов;

>

Совершенствование физического состояния студентов; привитие потребностей в

здоровом образе жизни.

Формирование культуры здоровья будущих работников среднего медицинского звена

невозможно без использования здоровье сберегающих технологий обучения. Преподаватели

нашего колледжа используют следующие методы и формы обучения:

1.

Интеграция знаний из различных отраслей психологии и медицины;

2.

Метод свободного выбора (свободная беседа; выбор действия; выбор способа

действия; выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.);

3.

Активные методы (обучающийся в роли преподавателя; обучение действием;

обсуждение в группах; ролевая игра; дискуссия; семинар; обучающийся как

исследователь);

4.

Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения,

воображения, самооценки и взаимооценки).

Данные формы обучения способствуют активизации инициативы и творческого

самовыражения самих обучающихся, когда они действительно превращаются из

«потребителей знаний» в субъект действия по их получению и созиданию. Развитие

сильной, творческой личности обеспечит высокую степень адаптации к возникающим

проблемам, гармонию её интересов и возможностей, а также достижение успеха.

Здоровье сберегающая педагогика базируется на следующих позициях:

>

Организация личностно ориентированного обучения с учётом индивидуальных,

психологических и социальных возможностей.

>

Диагностика уровня индивидуального здоровья с учётом психосоматических,

конституционных особенностей личности.

>

Организация системы коррекционных и реабилитационных мероприятий и

создание комфортных условий для студентов группы риска.

>

>

Выбор оптимальных педагогических технологий, учебных программ, методических

подходов с учётом возраста, психики, религии, социальной и экологической среды.

>

Обучение методам самодиагностики, самооценки, самоконтроля, самокоррекции;

внедрение которых способствует улучшению физического развития и уровня

здоровья

обучающихся,

снижению

заболеваемости

острыми

вирусными

инфекциями.

Здоровье сберегающий комплекс мероприятий позволяет добиться определённых

результатов в улучшении здоровья обучающихся и как следствие - в повышении качества

подготовки будущих специалистов среднего медицинского звена, компетентных в сфере

здоровье сбережения, что является залогом их успешной профессиональной карьеры.

Таким образом, компетентность студента как будущего специалиста в той или иной области

формируется и развивается в процессе решения системы учебных и исследовательских задач

на основе имеющихся знаний, умений и способностей (прежнего опыта). Среднее

медицинское образование становится более осмысленным и практически значимым.

Студенты из пассивных слушателей и исполнителей указаний преподавателя превращаются в

субъект поисковой деятельности, направленной на решение различных проблем.

Совместная деятельность студентов способствует формированию и развитию личностных

качеств, необходимых современному специалисту.



В раздел образования